Смысл жизни

Шимпанзе не способны узнавать себя в зеркале. Отражённое сознание. SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое

Противоречивая проверка на самосознание разделяет царство животных

Идея инструмента, способного прозондировать основу сознания, пришла в голову Гордону Дж. Гэллапу младшему, когда он брился. «Я вдруг подумал, – говорит он, – разве не было бы интересно узнать, могут ли другие существа узнавать себя в зеркале?»

Эксперимент по показу шимпанзе их отражения в зеркале казался просто небольшим развлечением, когда Гэллап впервые попробовал реализовать свою идею в 1969 году. Он не представлял, что это станет самым влиятельным и самым противоречивым тестом в сравнительной психологии , погружающим разум в царство экспериментальной науки и предвосхищающим вопросы по поводу степени страдания животных. «Важна не способность узнавать себя в зеркале, – в итоге решил он. – Суть в том, что эта способность говорит по поводу вашей возможности осознавать самого себя».

Гэллап был новым профессором в Тулейнском университете в Луизиане, где у него был доступ к шимпанзе и гориллам в отделении, которое позже превратится в Национальный центр исследования приматов в Тулейне. Тамошние шимпанзе были пойманы в юном возрасте в Африке и перевезены в Америку, где их использовали в биомедицинских исследованиях. Но его эксперимент был совсем не таким инвазивным. Он изолировал двух шимпанзе в клетках и размещал в каждой клетке по зеркалу на восемь часов подряд каждый день в течение 10 дней. Через отверстие в стене Гэллап наблюдал изменения в поведении шимпанзе. Сначала они думали, что отражение – это другой шимпанзе, и демонстрировали ему комбинацию социальных, сексуальных и агрессивных жестов. Но со временем они начали использовать его для изучения собственных тел. «Они использовали зеркало, чтобы заглядывать себе в рот, корчить рожи, изучать гениталии, убирать слизь из уголков глаз», – сказал Гэллап.

Гэллап был уверен, что шимпанзе научились узнавать себя в зеркале, но считал, что другие исследователи могут не поверить его описанию. Он перешёл ко второй фазе эксперимента. Он усыпил шимпанзе при помощи наркоза, затем покрасил им одну бровь и противоположную мочку уха красной краской, которую шимпанзе не смогли бы почувствовать или унюхать. Если они и правда узнавали себя, он считал, что знает, что произойдёт: «Казалось очевидным, что если я увижу в зеркале себя с какими-то отметками, я дотронусь до них и буду изучать».

Именно это и проделали шимпанзе. Для Гэллапа это было доказательством: «первой экспериментальной демонстрацией самосознания животных»,– писал он в результирующем отчёте 1970 года для Science. «Это было совершенно очевидно, – вспоминает он. – Мне нужна была статистка. Это произошло. Победа!»

Но то, что на самом деле поразило Гэллапа во время тестов с обезьянами, это что те вели себя по-разному. Возможность распознавать своё отражение оказалось не приобретаемым навыком, которому одни существа обучаются медленнее других. Это было результатом работы более высокого интеллекта. Гэллап получил первые твёрдые доказательства того, что у наших ближайших родственников есть некое подобие самосознания или даже разума. Наконец был получен инструмент для экспериментов по теме, которую обсуждали тысячи лет: какова природа сознания человека?

Как провести тест с зеркалом своими руками

Изучите самосознание вашего ребёнка, щенка или длиннохвостого попугая в домашних условиях. Реакции будут отличаться в зависимости от испытуемого. Разместите большой цветной стикер на волосах ребёнка, когда он не находится перед зеркалом, так, чтобы он его не чувствовал и не видел. Подведите ребёнка к зеркалу. Ребёнок может указать на стикер, но не понимать, что на него из зеркала смотрит его собственное лицо. Когда вы удалите стикер и покажете его ребёнку, тот удивится.

К двухлетнему возрасту у ребёнка должен произойти когнитивный сдвиг в самосознании, после чего он легко сможет использовать зеркало для обнаружения стикера. Щенки и котята не впечатляются стикером так легко, но часто играют со своим отражением в зеркале, не узнавая себя. Взрослые кошки и собаки обычно игнорируют отражение, возможно, из-за отсутствия интереса.

Гэллап был не первым человеком, решившим, что способность распознавать себя в зеркале может играть важную роль. Позже он узнал, что Чарльз Дарвин показывал зеркало орангутангам, но они с зеркалом не справились, по крайней мере, в его присутствии. Дарвин тоже отметил, что в первые годы жизни его дети не узнавали себя в отражении. В 1889 году немецкий исследователь Вильгельм Прейер первым предположил связь между распознаванием себя в зеркале и самосознанием людей.

Спустя более чем 50 лет французский психоаналитик Жак Лакан решил, что в развитии детей есть «зеркальный этап», в котором зеркала помогают формировать их эго. К 1972 году специалисты по психологии развития начали использовать тесты с маркировкой, похожие на те, что делал Гэллап, чтобы узнать, в каком возрасте дети начинают распознавать себя в зеркале. Оказалось – от 18 до 24 месяцев.

А Гэллап, перешедший в Университет Олбани, заинтересовался, может ли пройти тест с зеркалом кто-нибудь, кроме приматов. В начале 1990-х он вместе со своим студентом Лори Марино решил изучить этот вопрос. Работая с Дианой Рейс в океанариуме «Морской мир Африки/США» в Калифорнии Марино показывал зеркало в аквариуме двум афалинам . Как и шимпанзе, дельфины научились использовать зеркало разными способами, даже «занимались сексом перед зеркалом, и эти записи мы назвали нашим дельфиньим порно», говорит Марино. Три исследователя опубликовали результаты работ, утверждая, что они «говорят о распознавании себя в зеркале».

Но до критически важного теста с маркировкой оставался ещё десяток лет. Самым большим барьером стал анатомический: у дельфинов не было рук, чтобы прикоснуться ими к отметке. Но Рейс и Марино, к тому времени работавшие уже в Нью-йоркском аквариуме, разработали исправленный тест. Они ставили отметки дельфинам чёрными чернилами на разных частях тела, и дельфины переворачивались и извивались, чтобы увидеть эти отметки. Это убедило исследователей и многих других, что они распознают себя в зеркале.

Рейс и Марино это исследование не только убедило, но и побудило к действиям. Они, и их единомышленники, утверждают, что если животное проходит тест с зеркалом, оно обладает определённым уровнем самосознания, и, значит, неэтично держать их в неволе. «Эти животные обладают каким-то уровнем осознания себя, и если так, они знают, где находятся и могут понимать ограничения их физического окружения», – говорит Марино. Сейчас она работает директором по науке в ""Проекте по защите прав не-людей«:[https://en.wikipedia.org/…ghts_Project ]», и пытается добиться соблюдения прав животных с когнитивными возможностями высокого уровня. Участники проекта хотят, чтобы суды распознавали таких животных, как «физических лиц» и защищают права дельфинов. Ключевой аргумент – наличие научных доказательств того, что шимпанзе, слоны, китовые и другие животные обладают, как и люди, самосознанием. Они могут не только страдать, но и думать о себе: «Я страдаю».

Гэллап, которому сейчас уже за 70, не занимается пропагандой прав, но любит пофилософствовать на тему того, что именно показывает тест с зеркалом и зачем такая способность могла развиться в ходе эволюции. Очевидно, что она имеет мало отношения к зеркалам – если не считать редкие спокойные поверхности прудов, у наших предков было мало шансов встретить своё отражение. Он решил, что прохождение теста на зеркало говорит о высоком уровне сознания, включающем возможность животного размышлять о своих мыслях и опыте, а также представлять, что могут думать и испытывать другие. Эта способность называется " теорией разума " [или моделью психического состояния человека].

В подтверждение он указывает на то, что дети начинают демонстрировать модель психического состояния примерно в то же время, когда они начинают распознавать себя в зеркале. «Чтобы учитывать, что могут знать, хотеть или желать другие люди, вам сначала нужно осознать самого себя», – говорит он. Он отмечает, что люди с шизофренией часто не могут распознать себя в зеркале, а также испытывают трудности с моделью психического состояния. К примеру, по сравнению с контрольными испытуемыми, шизофреники с меньшей долей вероятности могли распознавать просьбу, спрятанную в утверждении, которое муж делает своей жене: «Я хотел бы надеть эту голубую рубашку, но она сильно смялась».

Гэллап считает, что значительное осознание самого себя могло появиться в результате эволюции, чтобы помочь гоминидам разбираться со сложными социальными вопросами. «Интеллектуальное превосходство вытеснило физическое как средство для достижения доминирования», – говорит он. Он предполагает, что значительное самосознание может включать в себя и осознание смертности. «Мне кажется, что логичным следующим шагом будет осознание и принятие неизбежности индивидуальной смерти», – говорит он.

Что касается распознавания себя в зеркале дельфинами и другими животными, не относящимися к приматам, Гэллап в этом пока не уверен. Он предлагает другое объяснение того, что дельфины его бывшего студента извивались перед зеркалом: чтобы увидеть отметки на теле того, что они считали другим дельфином, смотрящим на их самих. Он требует повторения недавних экспериментов, в которых слоны при помощи хобота дотрагивались до крестиков, нарисованных на их лбах, и сороки снимали стикеры у себя с груди клювом.

Встречаются и исследователи, исключающие связь между тестом с зеркалом и теорией разума у любых животных, даже людей. Среди них – Дэниел Повинелли, у которого Гэллап был научным руководителем. Словно сын, видящий слабости отца и решающий стать его противоположностью, Повинелли, работающий в Университете Лафейетта в Луизиане, стал одним из самых ярых критиков Гэллапа, хотя на персональном уровне они остаются близки. Он пришёл к выводу, что шимпанзе не нужно обладать самосознанием для того, чтобы пройти тест с зеркалом. Вместо этого ему нужно лишь сообразить, что тело в зеркале выглядит и двигается так же, как его собственное, и додуматься, что если на том теле есть отметка, то и на его теле она тоже может быть. Такое достижение всё равно остаётся довольно сложным, добавляет Повинелли, и может отражать наличие сознания расположения частей тела, которое может быть полезным для лазания по деревьям. Он считает, что такое осознание на высоком физическом уровне могло появиться, когда наши предки с деревьев увеличились в размерах, и им стало тяжелее передвигаться по веткам.

Сомнения Повинелли распространяются и на другие ключевые исследования разума шимпанзе, к примеру, те, в которых шимпанзе воздерживался от спрятанной еды, если видел, что доминирующий шимпанзе наблюдал за тем, как люди её прячут. Авторы исследования утверждали, что это происходило потому, что подчинённый шимпанзе мог размышлять о том, что видел и что может сделать доминирующий. Совместив этот тест с результатами других, они заключили, что шимпанзе способны «понимать как цели, так и намерениях других, а также восприятие другими реальности и их знания», и может предсказывать их действия.

Но Повинелли называет такое рассуждение «деревенской психологией» – ненаучными выводами, основанными на человеческом восприятии. Подчинённому шимпанзе не нужно проникать в разум доминирующего, ему всего лишь нужно понимать, что нельзя становится тому поперёк дороги.

Если применить эту логику к людям, то мы можем погружаться в глубины размышлений, используя зеркало для чистки зубов, но это не значит, что часть мозга, использующая зеркало для направления зубной щётки, будет той же самой, что обдумывает саму себя. Эти две возможности могут появляться у детей в одно и то же время, но это не значит, что они связаны, а тем более представляют собой одно.

Отставляя в сторону критику Повинелли, большинство специалистов по сравнительной психологии считают, что в распознавании себя в зеркале что-то есть, и не в последнюю очередь потому, что этот эффект наблюдается только у животных с превосходящим интеллектом. Нейробиологи пытаются пролить свет на эту тему, подыскивая физическую основу этой возможности в мозге. И хотя чёткий сигнал ещё не обнаружен, Гэллап своего мнения не меняет. После почти 45 лет защиты от критиков, он вряд ли, проснувшись как-то утром, посмотрит в зеркало и передумает.

В конце января редактор The Guardian разместил в твиттере изображение белоголового орлана (символ США - BN ), уставившегося на собственное отражение в воде, со следующим комментарием: «Это фото орлана, пристально смотрящего на себя, не является намеком ни на одну новость, которую мы слышали в последнее время», - написал он. Картинку ретвитнули более 63 тысяч пользователей.

Эта шутка с политическим подтекстом побудила одного из журналистов Atlantic поинтересоваться, действительно ли орлы достаточно умны, чтобы узнавать собственное отражение. Научный обозреватель издания Эд Ен (Ed Young) попытался ответить на вопрос: «Кто из животных узнает себя в зеркальном отражении и о чем свидетельствует такой навык?» .

В марте 1838 года молодой и малоизвестный биолог Чарльз Дарвин задался тем же самым вопросом. Во время посещения лондонского зоопарка он заглянул в клетку с орангутаном по кличке Дженни и заметил, что животное с удовольствием рассматривает стеклянный стакан, целует свое отражение в нем, и наблюдает, как искажается ее тело, когда она к нему приближается. Что она видела в зеркале? Узнавала ли она себя?

Спустя более чем 100 лет психолог Гордон Гэллап придумал, как это проверить. В 1970 году он ввел наркоз четырем шимпанзе, выросшим в неволе. Пока они спали, ученый выкрасил их брови красной краской. Когда они очнулись и увидели свое отражение, они сделали точно так же, как сделали бы люди - уставились на свое лицо в зеркале и коснулись своих бровей. В отличие от шимпанзе, обезьяны, не относящиеся к человекообразным, не предприняли никаких действий. Они не смогли узнать себя в зеркале, заключил Гэллап, а шимпанзе смогли. По мнению психолога, узнавать себя в отражении могут лишь животные с развитым интеллектом.

Зеркальный тест Гэллапа - один из самых известных и одновременно спорных методов в исследовании интеллекта животных . На основе собственных экспериментов, ученый сделал вывод, что если животное осматривает отметку на теле, притрагивается к ней или пытается ее стереть, то оно прошло тест. По крайней мере, такое поведение - признак самопризнания, говорил Гэллап. Животное, прошедшее тест, имеет умственное представление о собственном теле. Возможно, говорил психолог, это указывает на наличие самосознания.

Спорным метод Гэллапа делает то, что представители одного и того же вида нередко проходят тест по-разному. Шимпанзе и орангутаны часто проходят зеркальный тест, но делают это не всегда. Индийский слон по кличке Счастливый прошел тест в 2006 году, но двое других слонов отреагировали на свое отражение иначе и не притронулись к нанесенным им отметкам.

Косатки и афалины, предположительно, прошли тест; они, очевидно, менее ловкие, чем обезьяны или слоны, но и они крутились перед зеркалом, чтобы осмотреть отметки на теле. Скаты, по словам ученых, тоже делали что-то подобное, но из-за особенностей строения, их поведение сложнее интерпретировать.

Многие разновидности животных, а точнее - большинство из них, зеркальный тест не прошли . Панды потерпели неудачу. Собаки потерпели неудачу. Морские львы потерпели неудачу. Они игнорировали, боролись и играли со своим отражением, но не вели себя так, как будто узнавали себя в зеркале. Гориллы были непоследовательны. В течение нескольких десятилетий считалось, что они единственные человекообразные обезьяны, которые не прошли зеркальный тест; со временем некоторые особи прошли его, но все они жили в тесном контакте с людьми.

Обезьяны также не могли пройти тест Гэллапа. Однако в 2010 году исследователь Абигейл Рэджэла из Висконсинского университета заметила, что некоторые ее лабораторные обезьяны рассматривают себя в зеркале. Те же самые обезьяны ранее не прошли зеркальный тест, но спустя некоторое время вдруг начали обращать внимание на собственное отражение. Позже они даже начали исследовать в отражении собственные гениталии. «Мы не можем объективно утверждать, что эти животные обладают самосознанием, но вот повод предположить, что в некоторой форме оно у них есть», - отметила ученая и ее коллеги.

При прохождении зеркального теста подавляющее большинство птиц потерпели неудачу. Увидеть свое отражение так, как хотел бы Гэллап, не сумели ни голуби, ни говорящие попугаи жако. Однако в 2008 году Гельмут Прайор из Университета Гете сообщил, что две европейских сороки по имени Голди и Джерти глядя в зеркало попытались вытереть желтые отметки на своих шеях. Они стали первыми немлекопитающими, прошедшими зеркальный тест. Ученые отметили, что именно сороки входят в семейство врановых, включающее помимо них воронов, ворон и соек, то есть птиц, известных своим интеллектом. Хотя, конечно, это не помешало галкам и большеклювым воронам, входящим в то же семейство, провалить тест. Даже новокаледонские вороны, использующие подручные инструменты для добычи пищи в условиях дикой природы, провалили тест Гэллопа: они думали, что их отражение хочет на них напасть и заглядывали за зеркало, чтобы найти там другую птицу.

Впрочем, ни одно из испытуемых животных, не удивило ученых так, как удивил человек. Многие психологи утверждали, что подавляющее большинство детей начинает справляться с зеркальным тестом в возрасте от 18 до 24 месяцев. Но, как происходит с большинством таких исследований, ученые работали только в западных странах. Когда Таня Броеш из Университета Саймона Фрейзера изучала кенийских детей, она обнаружила, что только двое из 82 испытуемых детей прошли зеркальный тест. Зеркала не столь вездесущая вещь в кенийских домах, как не Западе, но они все же существуют и регулярно используются в быту. И все же большинство детей - возраст некоторых из них достигал шести лет - просто смотрели на отражение в зеркале, не пытаясь коснуться или оттереть след краски со лба.

Тест Гэллапа провалили дети на Фиджи, в Перу и Замбии. Если эти люди, которые явно обладают самосознанием, не проходят зеркальный тест, то что он на самом деле проверяет? Броеш предположила, что кенийские дети поняли, что именно они отражаются в зеркале, но не знали, что делать с этим знанием. В отличие от западных детей, которых родители поощряют к учебе, дети в малочисленных, сельских общинах склонны учиться, главным образом, наблюдая за взрослыми и подражая им. Возможно, наблюдая за своим отражением в зеркале, они могли не захотеть стереть отметку, предположив, что взрослые испачкали их краской ради какой-то «цели».


По просьбе редакции Barking News 14-месячный Андрей Смирнов попытался пройти зеркальный тест Гэллапа (красную краску найти не удалось, поэтому пришлось воспользоваться подручными материалами). Испытуемый с интересом рассматривал отметки на лице, однако не предпринял попыток стереть их

Исходя из этого, можно предположить, что у животных, проваливших зеркальные тест, тоже были свои объяснения: некоторые гориллы потерпели неудачу, но в их обществе прямой зрительный контакт является актом агрессии; собаки потерпели неудачу, но среди этих животных запах более важен, чем зрение. Двое из трех индийских слонов потерпели неудачу, но слоны - большие животные, которые приспособились не обращать внимания на грязь, которой зачастую покрыто их тело. Животные могли не знать об отметке, сделанной учеными на их теле, или же она абсолютно их не волновала.

На основе зеркального теста можно сделать вывод, что шимпанзе и орангутаны - ловкие, любопытные, визуально ориентированные и одержимые уходом за собой животные - реагируют на отметки таким образом, что западные ученые могут легко интерпретировать их действия. Возможно, это говорит больше о людях, проводящих тест, чем об испытуемых, пишет Ен.

Зеркальный тест выносит весьма категоричное суждение об испытуемом: животное либо прошло, либо не прошло тест, говорит ученая Дебби Келли. Но не все так просто. Ученая приводит в пример североамериканскую ореховку - маленькую черно-белую птицу, которую она тестировала. В дикой природе эти птицы прячут в землю орехи, правда, только если рядом нет их сородичей. Стоя перед зеркалом, они воздерживались от закапывания орехов, думая, что на них из зеркала смотрит потенциальный вор. Но когда Келли дала им матовое зеркало, они спокойно припрятали орехи, не опасаясь, что другие птицы их украдут. Глядя в матовое зеркало, североамериканская ореховка прошла и тест Гэллапа.

Ученая утверждает, что, глядя в матовое зеркало, птицы соотносят движение и тени и признают себя в отражении. Но обычное зеркало обеспечивает им своего рода сенсорную перегрузку, бомбардируя птиц незнакомыми характеристиками об их собственных телах. В конце концов, гладкие зеркальные поверхности редки по своей природе. Виды отражающих поверхностей, с которыми сталкивается североамериканская ореховка, больше похоже на матовое зеркало: поверхности озер, рек или луж.

Теперь самое время вернуться к орлу, с которого все началось.

Действительно ли орлы достаточно умны, чтобы узнавать собственное отражение? Эд Ен признается, что у него нет точного ответ а. Журналист напомнил книгу Франса де Вааля «Достаточно ли мы умны, чтобы судить об уме животных?». Орел мог пристально смотреть на свое отражение, или на того, кого он воспринял как конкурента.

«Когда мой коллега спросил, достаточно ли умен орел, чтобы узнавать свое отражение, я сказал, что он, скорее всего, ищет на кого бы поохотиться и чего бы пожрать - и этот ответ не является намеком ни на одну новость, которую мы слышали в последнее время. Это шутка, но даже она является показательной в дебатах об эффективности зеркального теста. Она немного о том, что животные видят в отражении зеркала. Но и о том, что видим мы, размышляя о животных», - пишет обозреватель Atlantic.

Перевод: Barking News

В 1970 году американский психолог Гордон Гэллап-младший познакомил четырех юных шимпанзе с зеркалом и, когда они привыкли к новому предмету, вколол им анестезию. Как только они заснули, он нанес на их брови красную краску. Когда шимпанзе очухались и увидели в зеркале свое отражение, они стали трогать свои брови: что за фигня? Похоже, шимпанзе узнают себя в зеркале, сделал вывод Гэллап, а ведь это «требует наличия довольно продвинутой формы интеллекта» и «подразумевает представление о самом себе».

Так появился зеркальный тест – один из самых известных методов изучения животного интеллекта и одновременно один из самых противоречивых. Как правило, животному маркируют какую-нибудь часть тела, которую он не может увидеть без зеркала, и затем предоставляют ему зеркало. Если животное начинает изучать эту часть тела у себя на теле, а не на отражении в зеркале, и возится с ней чаще обычного, то считается, что тест пройден.

Собаки не узнают себя в зеркале. А может, все же узнают? Нет.

Шимпанзе с орангутанами его прошли, некоторые афалины и азиатские слоны тоже, а также сороки, скаты манты и даже муравьи. Этакий список животной интеллигенции – вот только в нем отчего-то не нашлось места многим другим умным животным, таким как вороны, попугаи, собаки, и даже некоторые юные люди зеркальный тест провалили. На самом деле он мало что говорит о том, осознают ли себя испытуемые, да и интерпретировать его результаты зачастую сложно. Животное, может, и узнает себя в зеркале, но просто не знает, что делать с чужеродной отметкой, или она ему безразлична – и как из его бездействия следует вывод, что оно не понимает, кто оно есть?

Или же тест просто не подходит для животного. Взять, например, собак. Они не увлекаются грумингом в той мере, как обезьяны, так с чего бы им щупать отметку на своей блохастой морде? Кроме того, это зрительный тест, а собаки живут в мире обоняния . Понять, есть ли у них представление о самих себе, зеркало не поможет. Нужны запахи.

Встроиться в собачий ментальный мир попробовал эколог Марк Бекофф из Колорадского университета в Боулдере (США). На протяжении пяти зим он зачерпывал лопатой снег, куда мочились собаки, в том числе его песик Джетро, и переносил в другие места. «По каким-то причинам прохожие думали, что я странный, и обходили меня стороной», – вспоминает он. Ученый выяснил, что в новых локациях Джетро своей собственной моче уделяет меньше нюхательного времени, чем моче других собак. Песик не смог бы узнать себя в зеркале, однако свой личный запах он явно опознавал.

Этим самостийным «желтоснежным экспериментом» вдохновилась этолог Александра Хоровитц, которая училась вместе с Бекоффом и ныне работает в Барнард-колледже в Нью-Йорке. Она решила провести более масштабное исследование и пригласила поучаствовать в нем 36 нью-йорских собак, которые согласились и пришли вместе с хозяевами. Каждому питомцу были предоставлены для изучения две емкости: в одной уютно разместилась капелька урины данной конкретной собаки, в другой – еще одна капелька той же урины, только с добавлением другого запаха. Этакий аналог красной метки на морде для зеркального теста.


Такие емкости использовались в эксперименте.

Собаки ожидаемо проводили больше времени за разнюхиванием второй емкости: присутствие бонусного аромата меняло их восприятие собственной мочи, точно так же как покрашенная бровь меняла поведение шимпанзе перед зеркалом. Означает ли это, что собаки узнают свое запаховое «отражение»? Не совсем. В другом эксперименте Хоровитц предлагала испытуемым понюхать измененный запах их собственной мочи, а также отдельно само вещество, которым разбавляла собачью урину. Оказалось, что времени обеим емкостям собаки уделяли поровну. То есть они дольше изучают видоизмененную мочу не потому, что способны узнавать в ней себя, а потому что для них это новый, незнакомый стимул.

Хоровитц призадумалась: а не усложнила ли она себе жизнь, выбрав в качестве разбавителя экстракт из злокачественной ткани собаки из местной ветеринарной школы. Быть может, это слишком мощный и интересный стимул. Решено было повторить эксперимент с 12 новыми собаками, только на этот раз добавлять в их мочу более нейтральный запах анисового эфирного масла. Снова испытуемые уделяли измененной моче больше времени, чем неразбавленной. Но во втором испытании измененную мочу они нюхали дольше, чем анисовое масло отдельно. «Думаю, это хорошая аналогия с шимпанзе, ищущим красную метку на лбу, – говорит Хоровитц. – Разглядывать красную метку саму по себе не слишком интересно. Интересно, когда она находится на тебе!»

Да, в повторном эксперименте собачья выборка была втрое меньше, признает этолог. Но ведь в зеркальных тестах с другими животными часто довольствуются еще более скромными выборками. Кроме того, собаки в ее опытах реагировали на запахи намного быстрее, чем животные на отражение в зеркальных тестах. «У шимпанзе Гэллапа был неограниченный доступ к зеркалу, и он наблюдал за их поведением в течение многих часов, – объясняет Хоровитц. – А вот собакам давали изучать емкости в течение ограниченного времени, и все равно мы получили такие результаты. Полагаю, что если бы мы предоставили им неограниченный доступ, то увидели бы намного больше нюансов в их исследовательском поведении, когда они обнюхивали измененную мочу».

То есть получается, что у собак есть осознание самих тебя? Или даже «теория разума» – способность понимать и оценивать знания и намерения других? Александра Хоровитц считает, что не стоит рассматривать способности животных в «двоичной» системе – то ли они есть, то ли их нет. «Обычно мы наблюдаем, что успешность выполнения задания животным расположена где-то на непрерывном спектре той или иной способности, и собаки находятся на этом спектре не у нулевой отметки, – говорит исследовательница. – Я бы сказала, что у них есть рудиментарная теория разума – не как у взрослых людей, но по крайней мере не отсутствие размышлений о себе и о других. У них есть, как мы подозреваем, некое понимание себя и осознание того, что они отличаются от других».

Текст: Виктор Ковылин. По материалам: The Atlantic
Научная статья:

Как бы странно это не прозвучало, но далеко не все животные могут научиться узнавать себя в зеркале. Человекоообразные обезьяны, дельфины, азиатские слоны и европейские сороки, впрочем, способны на это, равно как и человеческие дети в возрасте от 2 лет. Ученые решили привести в этот элитный клуб еще одного члена: тщательно обученных макак-резусов. Данные, полученные в результате исследования, свидетельствуют о том, что при правильной обучающей методике и достаточном количестве времени и другие животные могут научиться узнавать себя в отражении, что является одним из ключевых элементов в вопросе познания себя и окружающего мира.

Диана Рейсс, когнитивный психолог в Хантер Колледже, Нью-Йорк, которая проводила схожий эксперимент на дельфинах и слонах, с большим интересом отзывается о проделанной работе и говорит, что это один из тех редких случаев, когда ученые демонстрируют нам не просто возможности, но и успешную методику по обучению животных.

Некоторые исследователи задаются вопросом: неспособность распознать себя в зеркале происходит из-за того, что методика обучения недостаточно хороша, или же потому, что некоторые животные просто не могут понять, как работают зеркала. Доходит до абсурдного: макак-резусы, собаки и свиньи, к примеру, не узнают себя в зеркале, зато умеют находить еду с помощью зеркального отражения. Это расхождение озадачило Му Минг Пу, нейробиолога из Шанхайского института биологических наук в Китае и одного из авторов исследования. «Где-то должен существовать переход между простым использованием зеркала и узнаванием себя», говорит он.

Пу и его коллеги провели трех молодых самцов макак-резусов через интенсивную программу обучения. Каждая обезьяна была закреплена в кресле перед зеркалом, при этом исследователи светили инфракрасной указкой в случайные точки на его поверхности. Когда обезьяны касались точек, то получали лакомство. Иногда обнаружить точку можно было только с помощью зеркал. «Обезьяна должна была понять, что в зеркале отражается ее собственная рука. Ей нужно просто научиться контролировать ее, наблюдая за отражением», объясняет ученый. По его мнению, этот момент в обучении был ключевым. При этом три другие обезьяны, которые служили просто в качестве контрольной группы, не получали никаких уроков.

Спустя несколько недель тренировок, ученые заставили каждую обезьяну пройти классический MSR-тест: красный, черный и зеленый краситель без запаха наносился на щеки или брови животного, после чего им показывали собственное отражение в зеркале. Обученные макак-резусы не колебались, они видели расположение красителя на своем лице и начинали тыкать в него пальцами, внимательно обнюхивая их. Об этом ученые сообщают в статье, опубликованной в Proceedings of the National Academy of Sciences. Оставленные в покое, со смытой краской, животные начали вести себя точно так же, как и любой, кто только что обнаружил как работает зеркало. Они нагибались и рассматривали свои гениталии, открывали рот, чтобы изучить зубы, расчесывали и приглаживали шерсть. «Это свидетельствует о том, что животные признают отражение в зеркале как свое тело», говорит Пу. Обезьяны из контрольной группы ничего подобного не делали.

Исследование показывает, что психические процесс, лежащие в основе распознавания отражений, лежат в основе всех когнитивных базисов приматов, однако, в отличие от людей, им просто необходимо больше информации и терпеливый учитель. Тем не менее, приматолог Франс де Вааль (его исследование про чувство справедливости у обезьян вы можете увидеть на нашем сайте) указывает на то, что неподготовленные обезьяны продолжают терпеть одну неудачу за другой. По мнению некоторых специалистов, исследование хоть и не оспаривает действительное положение вещей, но явно не имеет отношения к спонтанной, самоуправляемой модели поведения, которая-то и является конечной целью MSR-теста.