О главном

Мнемотаблицы для дошкольников по развитию речи подготовительная. Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Основные задачи мнемотехники

Правильная организация обучения детей с нарушенной речью – очень сложное дело. Следует помнить, что, как и для нормально развивающихся детей наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребёнка, однако не превышает его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является мнемотехника.

Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»

Мнемотехника в логопедии используется в развитии:

Связанной речи;

Ассоциативного мышления;

Зрительной и слуховой памяти;

Зрительного и слухового внимания;

Воображения;

Ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Ушинский К. Д. писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

Суть мнемосхем заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается и зарисовывается или выставляется картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:

Кодирование в образы,

Запоминание (соединение двух образов),

Запоминание последовательности,

Закрепление в памяти.

Приёмы мнемотехники мы начинаем использовать на занятиях с детьми раннего возраста. Чтобы выработать у детей определённые навыки и умения, в обучающий процесс вводятся мнемосхемы, мненмоквадраты, мнемотаблицы.

С помощью мнемотаблицы легко запоминать стишки, потешки, пересказывать тексты, русские народные сказки, составлять рассказы (составляя при этом мнемосхему и дополняя его новыми элементами в процессе пересказывания)

Проблемы, существующие у детей с речевой патологией: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушения понимания текста требуют особого подхода. При работе с детьми, с нарушениями речи замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей неважная память, несовершенно логическое мышление, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.

В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки. Особенно важно развивать наглядно-образное мышление.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).

Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.В.Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трёхкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

Мнемоквадрат - это лист бумаги (квадрат), на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Мнемоквадраты в обучении могут использоваться отдельно, например, в различных играх придумывании загадок, либо заключаются в мнемотаблицу .

Приведем примеры игр с использованием мнемоквадратов:

Игра «Копилка слов»

Цель: обогащение словаря, развитие долговременной памяти.

Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.

Игра «Зашифруем слова»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти.

Логопед просит ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, соответствующий предметам возникает легко, поэтому детям предлагается «зашифровать» слова, типа вкусный суп, радость и т.п.

Игра «Волшебники»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления.

Содержaние:

Перед ребенком раскладывается несколько карточек со схематичным изображением отдельных предметов (например, елка, дом, крылья и т.д.). Ребенку называют несколько слов и предлагают выбрать картинки, которые помогут ему запомнить эти слова, т.е. «заколдовать» слова. Далее ребенок должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает слова, которые ему были названы. Это упражнение поможет ребенку развить логические связи между предметами.

Игра «Теремок»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие навыков классификации

Детям предлагаются картинки и два, три или более теремков, со схематичным изображением сада (для фруктов), огорода (для овощей), елки (для диких животных), дома (для домашних животных) и т.д. Детям дается задание «поселить» картинки в нужный теремок (критерий классификации не называется) и объяснить, почему каждую картинку поместили в тот или иной теремок.

Игра «Цветик-семицветик»

Цель: обогащение глагольного словаря

Дети получают картинку (сердцевину цветка) с символом действия, например, рыба – ныряет, плывет, солнце – светит, и т.д., а затем прикрепляют к сердцевине лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.

Игра «Путешествие»

Цель: закрепление навыков словообразования приставочных глаголов

Детям предлагается игровое поле с изображением дороги и препятствий, которые им следует преодолеть. Возле каждого препятствия нарисована схема приставки. Дети составляют рассказ о путешествии, например, Сони: Соня по дороге шла, к домику подошла, в домик вошла, из домика вышла, опять по дороге пошла, к речке подошла, через мостик перешла, к пеньку подошла, вокруг пенька обошла и т.д.

При разучивании стихотворений на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Например «Колобок»

Две руки

На индивидуальных логопедических занятиях по автоматизации и дифференциации звуков, в работе с детьми отмечается, что для точного повторения стихотворного текста, скороговорок достаточно схематичного изображения отдельных частей. Как показывает практика, использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

Мнемотаблицы используют для пересказывания и самостоятельного составления сказок.

Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ сказки с опорой на символы (образы).

4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

5. Таблица воспроизводиться ребенком при ее показе ему.

В тематические рамки сказки может включаться несколько занятий. Занятия в свою очередь, содержат несколько игровых заданий и исследований. Занятия носят комплексный характер и направлены на развитие у детей речевой и психической деятельности.

Мнемотаблицы используются, так же, для составления описательных рассказов различной тематики (описание овощей, фруктов, одежды, инструментов, времени года и т. д.).

Например:

МОРКОВЬ

1.Цвет. (Какого цвета овощ?)

2.Форма. (Какой он формы?)

3.Два помидора. (Какого они размера?)

4.Морковь, перец. (Какие они по вкусу?)

5.Грядка. (Где овощ вырос?)

6.Кастрюля, рука. (Что можно приготовить из данного овоща?)

Лист плотной бумаги размером 45*30 сантиметров разделён на квадраты (по количеству характерных признаков).

Цвет: нарисованы цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели чёткой формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешение понятий «цвет» - «форма».

Форма: изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на форме.

Величина: нарисованы два предмета контрастной величины. Детям напоминают, что рассказывая о величине предмета, кроме понятий «большой – маленький», надо использовать понятия «высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкий – узкий», «толстый – тонкий».

Материалы: наклеены прямоугольники одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, плёнки «под дерево», или наклеиваются кусочки ткани (шерсть, шёлк, ситец…).

Части предмета: (игрушек, одежды, посуды и др.) части предмета находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детей необходимо заранее познакомить с названиями частей.

Действия с предметом: изображена кисть руки с развёрнутыми пальцами.

Примерный рассказ по этой мнемотаблице:

Морковь - это овощ. Она оранжевого цвета с зеленой ботвой. Морковь треугольной формы, небольшого размера. Этот овощ сладкий и сочный. Растет она на грядке, в огороде. Морковь очень полезна, в ней много витаминов. Из нее готовят сала ты, ее добавляют в борщ и щи. Заяц любит морковь больше, чем все животные.

Для обучения детей составлению рассказов-описаний в работе логопедов детского сада кроме стандартных приемов мнемотехники применяется компьютерные программы с использованием мнемосхем. Использование материала программы облегчает восприятие зрительных образов, которые являются инструментом для запоминания и воспроизведения текста. Применение компьютерной программы концентрирует внимание, увлекая детей, превращает занятие в игру.

По результатам логопедического мониторинга групп нашего сада у детей была отмечена положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроков автоматизации звуков. Заметно повысился объём зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность. Приёмы мнемотехники позволяют повысить интерес детей к логопедическим занятиям, а соответственно повышается их эффективность.

При обучении связной речи дошкольников с ОНР приёмы мнемотехники заметно облегчают детям овладение родным языком, сокращают время обучения, развивают память, внимание, образное мышление.

Одним из главных и основополагающих условий всестороннего и полноценного развития детей на протяжении дошкольного возраста является грамотная, логически выстроенная красивая речь. Как правило, именно на протяжении дошкольного возраста складываются оптимальные и наиболее благоприятные условия для формирования красноречия и полноценного лексикона.

По мнению многих логопедов, для того, чтобы помочь малышам в ускоренном темпе усваивать новую информацию и развиваться, научиться логически излагать свои мысли, красочно и интересно рассказывать о себе и окружающем мире применяются специально созданные приемы и коммуникативные методики. И одним из таких приемов является использование мнемотаблиц в развитии речи детей.

В большинстве случаев девочки и мальчики дошкольного возраста уже должны полноценно оперировать синонимами и самыми разными образами, описывать все происходящие события, применяя яркие, но одновременно и грамматически правильные словоформы. Но, к сожалению, не все дошкольники могут похвастаться такими умениями. Большинство детей сталкиваются с различными речевыми проблемами:

  • Неумение составлять длинные, сложноподчиненные предложения – речь ребенка состоит исключительно из простых, лаконичных предложений.
  • Ребенок не может самостоятельно сформулировать логически правильное и завершенное предложение.
  • Систематическое применение нелитературной лексики.
  • Минимальный, бедный словарный запас, который не соответствует возрастной категории ребенка.
  • Дошкольник не может самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на поставленные вопросы.
  • Плохой уровень дикции.
  • Дошкольник не может строить правильные логические выводы и утверждения.

Для исправления таких речевых дефектов часто применяется мнемотехника, которая получила широкое распространение среди многих специалистов.

Что представляет собой мнемотехника?

Мнемотехника – в дословном переводе с греческого языка означает «искусство запоминания». Это определенная система приемов и методов, действие которых направленно на максимально эффективное сохранение, воспроизведение и запоминание получаемого материала.

Название данной методики абсолютно не случайно – оно происходит от имени древнегреческой богини памяти, логики и рассудительности по имени Мнемозина. Мнемотехника – это популярная методика, суть которой заключается в максимально ускоренном развитии связной речи, основанная на визуальном восприятии информации с дальнейшим ее воспроизведением при помощи изображений.

Основной смысл применения мнемотаблицы для детей заключается в следующем – для определения конкретного слова или словосочетания используется конкретное изображение (картинка), при помощи которого происходит схематическая зарисовка слова. Тщательно изучая представленные изображения, ребенок ускоренными темпами может запоминать и воспроизводить текстовый материал, что помогает развитию речи для дошкольников.

Основные преимущества мнемотаблиц

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей получило достаточно широкое распространение среди специалистов и педагогов. Применение данной технологии позволяет значительно облегчить процесс обучения малышей дошкольного возраста и максимально ускорить темпы развития детской связной речи.

Благодаря тому, что в процессе изучения применяются красочные зрительные схемы, малыши учатся строить грамматически правильные, логически завершенные, последовательные и точные тексты, насыщенные разнообразными уточняющими деталями.

Ниже приведен пример мнемотаблицы на тему «осень», где ребенок учит основные особенности этого времени года.

Подводя итог можно сказать, что мнемотаблица для развития связной речи представляет собой определенную схему, которая передает конкретную информацию и выступает в качестве очень важного наглядного материала для нормализации полноценного формирования связной речи у детей дошкольного возраста.

Какие основные преимущества имеет мнемометодика перед другими техниками речевого развития?

  • Способствует ускоренному развитию зрительной и слуховой памяти.
  • Применяется для решения распространенных школьных задач – например, для заучивания стихотворений или решения сложных загадок и головоломок.
  • Мнемотаблицы для детей также широко используются для развития у дошкольника навыка пересказывания любого художественного произведения.
  • С целью улучшения разговорных навыков дошкольника, в результате чего ребенок может полноценно поддержать разговор практически на любую тему.
  • Максимальное развитие разговорных навыков.

Кроме того, своевременное использование мнемотаблиц в развитии связной речи позволяет добиться успехов в развитии ассоциативного мышления, зрительного восприятия, слуховой памяти, а также воображения.

Изготовление мнемотаблиц

Изготовление обучающих мнемотаблиц по развитию речи не потребует особых умений или художественного таланта. Подбирается слово или короткое словосочетание, а также изображение, которое будет наглядно иллюстрировать выбранное слово.

Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего использовать таблицы с яркими, красочными картинками – благодаря изображениям белочки, зайчика или цветка ребенок намного быстрее и легче запоминает материал.

Через некоторое время, после того, как дети тщательно изучат словосочетание и изображение, которое его характеризует, можно заменить картинку на графические символы. Например, изобразить елочку при помощи зеленого треугольника, а зайца – кружком серого или голубого цвета. Ниже показано, как на примере сказки «Курочка Ряба» можно изготовить мнемотаблицы с постепенным усложнением в виде замены картинок на графические символы:

Мнемотаблица только с картинками.

Добавляем часть графических символов.

Заменяем все картинки на графические символы.

Чаще всего для развития связной речи у детей дошкольного возраста применяются готовые схемы-таблицы, разработанные В.К. Воробьевой или Т.А. Ткаченко. Но стоит помнить, что такие модельные схемы нельзя назвать универсальными – они могут лишь стать основой в процессе обучения каждого конкретного ребенка. Педагог может самостоятельно дорабатывать, усовершенствовать и корректировать готовые модельные схемы.

В большинстве случаев учебные мнемотаблицы применяются для обучения детей основным признакам конкретного предмета. Поэтому основными темами в таких таблицах может стать изучение цвета, формы, величины, текстуры (мягкий или твердый) конкретного предмета. Кроме того, обучающая мнемотаблоица может отвечать на следующий вопрос:

  • Из каких элементов состоит этот предмет?
  • Для чего эта вещь используется?
  • Что можно делать с данным предметом и что с ним делать нельзя?

Это примерный перечень вопросов, ответ на которые должен дать ребенок, после изучения карточек с изображениями и мнемотаблиц.

Особенности использования мнемотаблиц для обучения детей

На сегодняшний день мнемотехника относится к числу простых в использовании, легких, удобных и высокоэффективных приемов для развития связной детской речи, ускоренного запоминания материала, которые реализуются посредством схематических мнемотаблиц и графических изображений.

При этом, данная техника помогает сформулировать речь малыша, пополнить его словарный запас красивыми, сложными и правильно построенными словосочетаниями и предложениями. Суть всех мнемотехнических приемов заключается в перерождении текстовой, словесной информации в зрительные образы. Не смотря на то, что многие дети дошкольного возраста первые занятия воспринимают очень болезненно, полагая, что у них ничего не получится, в дальнейшем учебный процесс малышам очень нравится. Он не только чрезвычайно информативный, но еще и очень интересный, увлекательный и забавный, похожий на игру.

Чаще всего, в случае использования мнемотаблиц для развития связной речи дошкольников в детских дошкольных учреждениях применяется следующая схема:

  1. Педагог показывает детям карточки с яркими и красочными картинками, обозначающими определенное словосочетание, либо же предложение.
  2. Следующий этап – изучение так называемых мнемодорожек. Это серия картинок, состоящих примерно из четырех изображений, при помощи которых ребенок сможет рассказать несложную историю.
  3. Наиболее сложный этап – применение непосредственно мнемотаблицы по обучению связной речи дошкольников. Благодаря этому методу дети дошкольного возраста учатся воспроизводить уже более длинные и сложные истории и рассказы.

Разновидности мнемоприемов для развития связной речи дошкольников:

  • Карточки с алгоритмом определенных действий – например, последовательность утренних мероприятий (умывание, чистка зубов, завтрак, одевание).
  • Мнемодорожки с серией различных изображений, рассказывающих определенную историю или рассказ. Для детей младшего дошкольного возраста чаще всего применяются сказки.
  • Приемы для более быстрого и простого усвоения информации, изучения стихов.

Пример в использовании сказки «Три поросенка».

Пример в использовании стихотворения.

Основные правила развития при помощи мнемотаблиц

При применении мнемотехники для развития речевого аппарата у детей дошкольного возраста следует помнить, что большинство детей без предварительной подготовки чрезвычайно сложно воспринимают данную методику обучения. На самых начальных этапах учебного процесса по развитию речи для дошкольников лучше всего использовать более понятные и простые для восприятия мнемоквадраты.

Картинки в черно-белых тонах вряд ли вызовут заинтересованность у маленьких детей, а поэтому необходимо использовать красочные изображения в ярких тонах.

Количество картинок в мнемодорожке не должно быть чрезмерным, так как это усложняет для ребенка восприятие любой информации. Максимально допустимое количество изображений в дорожке не должно превышать 8-9 картинок. И, конечно же, все таблицы не должны дублировать одну и ту же тематику – все они должны быть разными и относится к совершенно разнообразным сферам.

Результаты обучения посредством мнемотаблиц

В преимущественном большинстве случаев обучение и развитие речи посредством мнемотаблиц у малышей дошкольного возраста проходит успешно. Дети значительно расширяют свой кругозор и познания об окружающем мире, у них заметно развивается фантазия, они начинают активно придумывать свои собственные сюжеты и занимательные рассказы.

У ребят появляется усиленный интерес к различным стишкам и получению новой информации об окружающем мире, расширяется лексикон, появляется готовность выступать перед слушателями.

Мнемотехника связной речи дошкольников – это популярная и распространенная методика, действие которое направлено на улучшение процедуры запоминания материала, развитие ассоциативного мышления и красивой, грамотной связной речи.

Маленьким деткам дошкольного возраста приходится осваивать и запоминать огромное количество новой информации. В некоторых случаях это может быть весьма затруднительно, поскольку малыши-дошкольники обыкновенно еще не умеют читать и писать.

С недавних пор для развития памяти и восприятия у ребят дошкольного и раннего школьного возраста используются приемы мнемотехники. Данный метод обучения может применяться как в детском учреждении, так и в процессе домашних занятий мамы с ребенком. В данной статье мы расскажем вам, что представляет собой мнемотехника для дошкольников, и приведем несколько таблиц, которые могут использоваться для развития и воспитания мальчишек и девчонок.

Что такое мнемотехника?

Принцип мнемотехники заключается в использовании различных таблиц, схем, стихов и специальных карточек. Поскольку у ребят дошкольного и раннего школьного возраста очень сильно развита пространственно-образное мышление и восприятие, они с легкостью запоминают всевозможные изображения и выстраивают связывающие их между собой.

В частности, во время занятий мнемотехникой могут использоваться следующие популярные приемы:

  1. Ребенку показывают картинку, на которой изображено несколько ярких предметов, отличающихся друг от друга по цвету, форме, размеру и другим характеристикам. Внимательно рассмотрев рисунок, малыш должен придумать рассказ о том, что на нем изображено, при этом делая акцент на отличительных чертах, имеющихся между различными объектами. Такой прием очень хорошо способствует развитию воображения у детей дошкольного и раннего школьного возраста.
  2. Для развития памяти у дошкольников при помощи мнемотехники используются специальные таблицы со стихами, на которых каждой строчке стихотворения соответствует свое изображение.
  3. Тренировка логического мышления может проводиться различными способами. В частности, ребенку можно предложить разобрать карточки с профессиями и предметами, которыми пользуются их представители, по парам или стопкам.
  4. Для школьников, которые хорошо работают с готовыми таблицами для мнемотехники, может использоваться обратный прием. В этом случае ребенку предлагают прочитать рассказ, после чего самостоятельно проиллюстрировать его простыми картинками.
  5. Наконец, мнемотехника может использоваться для освоения таблицы умножения. В этом случае обучение проводится в шутливой игровой форме, которая очень нравится старшим дошкольникам и ученикам младших классов, поэтому запоминание происходит быстро и легко.
Правила занятий по мнемотаблицам

Для того чтобы занятия мнемотехникой приносили плоды, во время их организации необходимо соблюдать определенные правила и рекомендации, а именно:

  1. Вне зависимости от возраста ребенка, начинать следует с простых мнемоквадратов, и лишь после их успешного освоения переходить к более сложным мнемоцепочкам.
  2. Схемы и таблицы для мнемотехники должны быть яркими и красочными. В противном случае они не заинтересуют дошкольника.
  3. Число квадратов на одной схеме или таблице, используемой для обучения ребенка дошкольного возраста, не должно превышать 9.
  4. Даже со старшими детьми не стоит использовать более 2 различных мнемотаблиц в день. Повторное рассмотрение каждой из них возможно только по желанию ребенка.
  5. Тематику занятий необходимо менять ежедневно. Так, в частности, в первый день могут использоваться таблицы для занятий мнемотехникой с дошкольниками на тему «осень», во второй – на музыкальную тематику, в третий – на тему известных сказок, в четвертый – на тему зимнего времени года и так далее.