Интересное

Игры с песком в младшей группе. Летние развлечения с песком и водой для дошкольников Игры с песком чему учатся дети

Песок - уникальный природный материал. Если песчинки рассматривать под микроскопом, можно увидеть горсть драгоценных камней. Действительно, в практической работе песок - лучший материал. Когда ребенок касается песка, на пляже или в специальной песочнице, странный спектакль внутренней жизни начинает разворачиваться снаружи. И когда ребенок заканчивает играть с песком, он меняется, обновляется внутренне.

Игра с песком как процесс самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен издавна. Действительно, попадая на пляж, ребенок начинает строить причудливые дворцы, соединяя их в настоящие укрепленные города. Ребенок создает из песка дворец, любуется им, а потом волна или он сам разрушают произведение. Один сюжет жизни завершается, уступая место другому. И так до бесконечности.

Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей.

Для разнообразия занятий используем цветной песок. Песок накануне красится гуашевой краской разных цветов, просушивается и рассыпается по бутылкам.

Сначала детям предлагается нарисовать картину в песочнице пальчиком, а потом с помощью «цветного песка», который помещен в пластиковые бутылочки, «оживить» ее, то есть раскрасить.

Развивающие математические игры в песочнице

«Узор под диктовку»

(ориентирование в пространстве). дает указания, в каком углу, каком месте песочницы положить тот или иной предмет. Можно использовать природный материал.

«Что справа, слева, сверху, снизу?»

(Ориентирование в пространстве). Ребенок определяет и называет местонахождение того или иного предмета в песочнице.

«Числа и цифры»

Ребята откапывают спрятанные в песке предметы, природный материал, классифицируют их, сравнивают количество, обозначают каждую группу соответствующей цифрой.

«Кратчайший путь»

Дети определяют маршруты в песочнице с использованием условной меры и сантиметровой линейки.

«Какая цифра спряталась?»

Пластмассовые цифры зарыты в песке не полностью. Дети должны распознать и назвать их по фрагментам.

«Лабиринты»

Одни устраивают песочные лабиринты, другие ищут выходы из них.

«Геометрическая мозаика»

Создание в песочнице узоров из геометрических фигур по образцу, по памяти, по словесными указаниями.

«Математические упражнения»

Воспитатель предлагает ребенку выложить столько ракушек, сколько у него есть, или на одну больше-меньше и т. п.

Игры по обучению грамоте с песком

«Кто спрятался»

Найти в песке фигурки и отобрать те из них, название которых начинается на заданный звук. Придумывание предложений с этими словами.

«Написание букв, слов на песке»

(Пальцем, палочкой, «змейками» - простыми веревочками с узелком на конце).

«Веселые преобразования»

Превращаем одну букву на другую, рисуя их на песке и т.д.

class="eliadunit">

«Допиши букву, слово»

Воспитатель пишет букву или слово, засыпает песком ее часть, предлагает ребенку восстановить написанное.

«Найди и назови»

Дети ищут пластмассовые буквы в песке, называют их, делят на гласные и согласные, выкладывают из них слова.

«Что скрывает песок?»

Дети находят в песке таблички со словами, прочитывают, классифицируют.

«Кто быстрее?»

Игра-соревнование проводится с детьми в парах, тройках в двух песочницах. Победитель тот, кто быстрее откопает буквы и выложит слова по образцу.

Художественно-речевая деятельность

«Кто быстрее найдет»

Найти предмет в песке и составить о нем предложения (описание, назначение и т.д.).

«Что ты чувствуешь?»

Описание детьми своих ощущений при взаимодействии с песком.

«Фантазия из песка»

Цветной песок хаотично насыпаем на бумажные тарелочки, листы бумаги. Педагог предлагает рассказать, что увидели дети.

«Сказочники Песчаной страны»

Моделирование из песка сказочных сюжетов с использованием мелких фигурок, составление и рассказывание сказок, рассказов о них.

Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики

«Едут машины, санки, коньки»

Скольжения ладонями по поверхности песка зигзагообразными круговыми движениями, а также движениями в разных направлениях.

«Ловкие змейки», «Прокладываем железную дорогу»

Выполнение движений ребром ладони, прохождение по следам, проложенным ранее, параллельно им.

«Волшебные узоры»

Создание узоров, различных изображений с помощью отпечатков ладошек, кулачков, пальчиков.

«Делай, как я»

В паре с воспитателем или другим ребенком. Повторение движений рук, пальцев по песку.

«Там неизведанных дорожках...»

Прохождение по поверхности песка пальцами, сгруппированными по два, три, четыре, пять. Педагог предлагает представить, чьи это могут быть следы.

«Море волнуется»

Шевеление руками в песке, наблюдение за тем, как меняется песчаный рельеф.

«Мина», «Сапер»

Осторожное откапывание руки товарища, стараясь не коснуться ее.

«Сюрпризы для друзей»

Изготовление тайников в песочнице, закапывание в них мелких игрушек, цветных камешков, ракушек и т.п.

Рифмовки для упражнений с песком по развитию мелкой моторики

Примеры.

Почтенный слон по джунглям идет

И слонят своих ведет.

Он хобот выше поднимает –

Семью на обед созывает.

По пустыне идет караван.

Там за барханом вновь бархан.

Верблюды день и ночь бредут

Поклажу на горбах везут.

«Откуда берётся песок»

Цель: выяснить, откуда в природе берется песок

Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.

Описание: Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

Как вы думаете, что это сыплется? Возьмите лупы, рассмотрите это. Как мы получили песок? Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

«Из чего состоит песок»

Цель: выяснить, из чего состоит песок

Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

Описание: Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок). Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую?

Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

«Теплый - холодный»

Цель: учить детей чувствовать руками разную температуру песка.

Материал : пакеты с теплым и холодным песком.

Описание : Дайте детям теплый и холодный песок, уточните, где какой и песок находится. Предложите поиграть с песком, пересыпьте его между пальчиками маленькими тонкими струйками. С каким песком было приятнее играть?

Вывод: в жаркую погоду приятнее играть с прохладным песком, в холодную - с теплым.

«Сухой песок сыпучий»

Цель: знакомить детей со свойствами песка.

Материал: песочница, сухой песок, формочки.

Описание : Предложите сделать куличик из сухого песка. Она не получилась, рассыпалась. Почему?

Вывод: сухой песок сыпучий.

«Песочная страна»

Цель : выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Материал : песок, вода, лист белой бумаги, клей-карандаш.

Описание: Предложите ребенку рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают к друг другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать?

На плотной бумаге нарисовать клеевым карандашом что-нибудь, а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось.

«Домики для птичек»

Цель: показать, что в сыром песке можно сделать глубокие ямки палочкой или пальчиком, в сухом песке края ямки осыпаются.

Материал: песочница, сухой и сырой песок, палочки.

Описание: Одну часть песочницы полейте водой, другую - оставить сухой. Предложите сделать шалашики из песка и поселить в них жильцов кто кого хочет.

Чтобы в домиках было светло, надо сделать в стенах дырочки - окошечки - пальчиком или палочкой. В домиках из сырого песка они получились ровными, красивыми, большими. В домиках из сухого песка они осыпались, их почти не видно.

Вывод: сухой песок сыпучий, дырочки осыпаются.

«Игры с песком»

Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей.

Материал: большая детская песочница, совки, лопатки, детские грабли, лейки.

Описание: Сделайте с ребенком ладошками следы на мокром песке. Почему следы так хорошо видны на песке? Чьи это следы? Чья ладошка больше? Чья меньше? Повторите эксперимент с сухим песком.

Вывод: на мокром песке хорошо отпечатываются следы, на сухом нет.

«Куда исчезла вода»

Цель: показать, что песок легко впитывает воду.

Материал: стаканчики с песком и водой.

Описание: в стаканчик с песком налейте воды. Потрогайте песок. Каким он стал?

Куда исчезла вода?

Вывод: вода быстро впитывается в песок.

«Лепим из песка»

Материал: подносы с мокрым песком.

Описание: попробуйте слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставьте до высыхания. Что происходит с поделками из песка после высыхания?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

«Мокрый песок принимает любую нужную форму»

Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.

Описание: насыпьте мокрый песок в формочки, сделайте фигурки. Какие фигурки получились? Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.

«Вот ведерко, вот совок»

Цель: Закрепляем знания о свойствах песка: сухой песок рассыпается, принимает форму того предмета, в который его насыпают, его можно просеивать; мокрый песок становится как тесто, из него можно лепить.

Материал: песок, сито, вода, формочки для песка, баночки.

Описание: возьмите сухой и влажный песок и предложите ребенку поставить эксперимент - из какого песка можно лепить, из какого нельзя? После опыта спросите, почему из сухого песка нельзя лепить? А что же можно делать с сухим песком? (Насыпать его в бутылочку, баночку, просеивать через сито.) Отметьте, что он принимает форму емкости, в которую его насыпали. А из влажного песка слепите пирожные и обыграйте их: угостите кукол, продавайте в магазине кулинарии и т. п.

Закрепляем: положите изделия из песка сушить. Спросите, почему они опять рассыпаются?

Каждый день на прогулке спрашивайте: «Можно ли сегодня лепить из песка или нет, почему?». (Ярко светит солнце - песок сухой; его намочили или шел дождь - песок влажный.) А как при ярком солнце сделать песок влажным? Как сохранить песок сухим при дожде? Размышляйте! Поощряйте своего юного лаборанта.

Полезные стихи о песке, об играх с песком


Вот ведерко, вот совок.

Я иду играть в песок.

Напеку я без пеней

Пирогов и куличей.

А из камешков - печенье.

Вот какое угощенье!

Это все не для ребят,

Это куклы все съедят.

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку.

А для милой мамочки

Испеку два пряничка:

Кушай, кушай, мамочка,

Сладкие два пряничка!

Петя замок строит ловко,

Катя торт печёт ведёрком.

Здесь, у моря на часок

Всех детей собрал песок!

Мы в песочнице играем,

Строим домик из песка,

Увлеклись, не замечаем,

Что носки полны песка.

Принесли воды в ведёрке,

Чтобы не сломался дом,

Красовался на пригорке,

Мы его водой польём.

Замок строим из песка,

Будет башня высока.

И ворота будут тоже,

Ну а жить там будет... ежик!

Нам привезли песок на сад,

Я этому – безумно рад!

С ним буду целый день играть,

Лепить куличек, загорать!

Наделаю в песке ходы,

Потом налью туда воды.

Построю для машин гараж

И новый домик, и шалаш!

Песочных куличей – не ем,

Да что ж я, маленький совсем?!

Я полил песок водой

И сложил его горой

Папа взял мою лопатку

Разровнял на горке грядку

Вышел сказочный дворец-

Ай да папа молодец!

Песочница, песочница!

А в ней песок, песок.

Песочница, песочница!

Идем играть, дружок.

Песочница, песочница!

В руках у нас совок.

Песочница, песочница!

Мы черпаем песок.

Лежал песок,

Скучал песок

Сто тысяч лет, наверно.

Он был ужасно одинок,

И это было скверно.

Не в радость были песни гроз,

Не в радость - дождь из тучек.

Скучал в жару, скучал в мороз -

Весь мир песку был скучен...

И так ещё сто тысяч лет

Хранил бы он унынье,

Но был доставлен к нам чуть свет,

И не скучает, вовсе нет,

В песочнице отныне.

Я не ем, я не сплю –

Я куличики леплю.

На песочке у воды

Встали ровные ряды.

Свежий воздух, море, лето...

Жарким солнышком согреты,

Вырастают куличи -

Крепыши и силачи!

Силачей из песка

Огромное количество!

Это храбрые войска

Песочного Куличества!

Песочница, песочница,

В песке вся детвора.

Построить домик хочется,

Забавная игра.

Речной песочек, меленький –

Хорош для куличей.

Склонился повар беленький

Над формочкой своей.

А вот Андрюша с Васенькой –

Ребята хоть куда.

Везут в машинах красненьких

Песок туда-сюда.

Бывают столкновения –

Но это не беда.

Ссора – на мгновение,

А дружба навсегда.

Большая настоящая

Кипит работа тут.

И люди работящие

В песочнице растут.

Мы в песочнице играем.

Мы копаем, мы копаем.

Помогайте, бабушки.

Выбирайте камушки.

Помогайте, помогайте.

Нас с Марусей не ругайте.

Пообедаем потом.

Нам достроить нужно дом.

Дом большущий - с Машу ростом.

Ну, а это так непросто.

Так что - не до мелочей.

Строим дом из куличей.

Стройкомпания у нас.

Дом построим - высший класс!

В доме место всем отыщем.

Пусть, жильцов в нем будет тыща!

Кукол всех туда поселим.

Так, что скоро новоселье!

Приходите отмечать.

Поздравления кричать!

Раз, совочек! Два, совочек!

И ведёрко из пластмассы.

Во дворе у нас песочек.

Настроение – прекрасно!

Мамы вывели играть

Сыновей и милых дочек.

Хорошо, что к нам опять

Привезли во двор песочек!

Из песочка куличей

Напечём мы самых, самых!

– Любят наших малышей! –

Говорят друг другу мамы.


Ольга Горулько
Интересные игры и эксперименты с песком для детей 3–6 лет

Интересные игры и эксперименты с песком

Игры для детей от 3 до 6 лет .

«Следы»

Материал и оборудование : музыкальный инструмент (треугольник, бубен, металлофон или колокольчик, поднос с песком .

Ход игры . Вы просите ребенка послушать и сказать, сколько раз вы ударите по треугольнику, а затем показать это количество на пальцах. Потом вы просите оставить на песке следы кончиков тех пальцев, с помощью которых он показывал количество услышанных ударов. После этого вы вновь ударяете по треугольнику (столько же раз, а ребенок одновременно с ударами считает количество следов от пальчиков. Задание дается полностью, но при необходимости оно может предлагаться поэтапно. Отдельные части игрового задания повторяются два-три раза.

Взрослый говорит ребенку : «Посмотри, какой у меня музыкальный инструмент. Это треугольник (бубен, колокольчик или др.) . С его помощью можно извлекать разные звуки. Я буду ударять по нему, а ты считай, сколько звуков ты услышишь. Назови, сколько ты услышал звуков, покажи на пальчиках. Держи пальчики, не опускай! А теперь окуни их в песок кончиками вниз. Я снова столько же раз ударю по треугольнику, а ты считай «следы» от пальчиков. Правильно ли ты показал?».

Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки- скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками. Родителям при этом важно не оставлять без внимания работу малыша.

Сказка «Три медведя»

Цель : учить ребенка моделировать ситуацию сказки с использованием различного природного материала; развивать воображение; учить располагать различные материалы по всей плоскости песочного ящика; рассказывать сказку, перемещая игровые материалы по плоскости песочного ящика.

Материал и оборудование : иллюстрации к сказке, аудиозапись сказки и магнитофон, песочный ящик, пластмассовые фигурки к сказке (набор для сказки «Три медведя» , веточки деревьев, шишки, раскрашенные в зеленый цвет, камешки, набор детской мебели.

Ход игры . Взрослый говорит ребенку : «Сегодня мы с тобой откроем настоящий театр, но он будет не обычный, а на песке . (Если вы были с малышом в театре, то вспомните, какое представление вы смотрели, какие были декорации, что понравилось). Сейчас мы с тобой послушаем сказку «Три медведя» , а затем начнём наше представление». После прослушивания или прочтения сказки просим ребенка выложить на песке декорации леса , в котором заблудилась Машенька. «Давай вспомним, какие деревья растут в лесу (березы, елки, дубы и т. п.) . Выбери из этих предметов то, что похоже на разные деревья». Если ребенок затрудняются в выборе, то вы показываете образцы различных материалов, и говорите о том, что шишки раскрашены в зеленый цвет, чтобы были похожи на елки и т. п. «Почему Машенька заблудилась в лесу? Потому что он был густым, значит, деревьев в нём должно быть очень много. Вставь веточки и шишки (основанием вниз) в мокрый песок, так у нас получится настоящий лес. А как же Машенька добралась от дома до леса? (Она шла по тропинке) Из чего же нам выложить тропинку?». Если ребенок затрудняется в выборе материала, то вы помогаете ему, выбираете для этого камешки и прокладываете дорожку.

Далее из деталей плоскостного пластмассового театра выкладываются дом медведей, мебель, фигурки персонажей, на стол ставится посуда и т. д. Взрослый берет на себя роль рассказчика, а малыш воспроизводит монологи от имени героев сказки.

В театрализованную постановку можно играть всей семьёй. И это будет способствовать не только развитию речи, пространственной ориентировки и других навыков ребенка, но и семейному единению.

Помогайте ребенку учиться

Если ваш ребенок учится читать и писать, осваивает грамоту, или ему плохо даются некоторые звуки, вам может помочь песок. Все это в форме сказки, легко и ненавязчиво, через игру, поэтому и результаты намного ощутимее, чем когда мы пытаемся нудно учить чему-то малышей.

Вы можете закапывать и откапывать буквы, цифры, геометрические фигуры и многое другое, так ребенку будет проще их запомнить.

Сгребая песок ребрами ладоней, на поверхности песка можно формировать , лепить буквы, цифры. Можно писать их палочкой или пальцем на песке . Можно построить целый Город букв и придумать про них сказку. Не страшно, если не все получается, на песке можно совершать исправления бесконечно, песок дает нам право на ошибку и ее исправление. Причем, исправление ошибки приносит чувство радости, а не досады.

Фантазируйте. Можно также закреплять навыки рисования. Создавать различные картины, с лёгкость менять и добавлять сюжет.

Сделайте из песка холм или замок на холме, а вокруг него выройте ров и напустите туда воды. Ещё интереснее , если вы сделаете откидной мост из небольшой дощечки и пары кусочков верёвки. Можете заодно рассказать, что так в старину люди защищали себя от вражеских набегов.

«Норки для мышки»

Цель : вызвать интерес к игре с природным материалом – песком , формировать представление о песке как строительном материале, развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание, речь.

Материал и оборудование : песок, лопатки или совочки, резиновые игрушки – зверята.

Ход игры : Ребёнок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем взрослый вместе с малышом обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, взрослый берет игрушечную мышку в руки, имитируя её писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребёнка за то, что он сделал для неё замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.

“Следы на песке”

Цель : сформировать представление о свойствах песка (сухой, сыпучий, мокрый, сырой, на песке остаются следы - отпечатки, развивать тактильные ощущения, активизировать словарь.

Материал : поднос с речным песком , формочки, мелкие предметы и игрушки.

Ход игры : Покажите малышу, что его пальчик оставляет след на песке . На сухом песке дырочка от пальца исчезает, на мокром – остается надолго.

Оставляйте следы и другими предметами. Оставьте на мокром песке след от ладошки . Сравните следы от взрослой и детской ладоней, от внутренней и внешней сторон, от кулачков, костяшек кистей рук и т. д.

Учите ребенка прислушиваться к своим ощущениям и рассказывать о них. Подайте пример : “Я чувствую тепло (или прохладу) песка , если я двигаю руками, то ощущаю песчинки. А ты что чувствуешь?” Скорее всего, маленький ребенок все повторит за вами, не беда, со временем он научится.

Переверните руки ладонями вверх, опишите, как изменились ваши ощущения.

“Пройдитесь” по поверхности песка отдельно каждым пальцем сначала одной, потом другой руки, потом одновременно указательными, большими, средними, безымянными, мизинцами обеих рук.

“Поскользите” ладонями по поверхности песка , делая зигзагообразные и круговые движения (как машинки, санки, змейки и т. д.) .

“Поиграйте” на поверхности песка , как на клавиатуре пианино, сравните с ощущениями от тех же движений по твердой поверхности.

Порисуйте палочками.

Пофантазируйте. Поищите сходство узоров с объектами окружающего мира.

“Кто там?”

Цель : Способствовать снижению психофизического напряжения, регуляции мышечного напряжения, расслабления, возникновению дружеских взаимоотношений, речевому общению, эмоциональной отзывчивости.

Материал и оборудование : емкость глубокая и широкая с речным песком .

Ход игры : Погрузите руки в песок, пошевелите пальцами, наблюдая, как изменяется рельеф, попробуйте освободить руки, только шевеля пальцами и сдувая песок.

Закопайте игрушку (ребенок не знает какую, закрывает глаза, в процессе раскопок, по открывающимся частям ребенок должен догадаться, что там спрятано.

Закопайте два-три предмета, пусть раскопает что-то одно, пусть на ощупь попробует узнать, что это.

“Дорожки из песка”

Цель : Способствовать снижению психофизического напряжения, регуляции мышечного напряжения, расслабления, формировать представления о свойствах песка (сыпучий, состоит из отдельных песчинок, развивать тактильные ощущения, внимание, мышление.

Материал и оборудование : поднос с песком , резиновые игрушки – зверята.

Ход игры : Покажите ребенку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая разные формы, например, дорожки (к домику зайчика или медвежонка) . Маленькому ребенку все это сделать достаточно сложно. Не забывайте хвалить его и восхищаться.

«Я пеку, пеку, пеку»

Цель : познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка ; сформировать представление об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить «лепить» куличики, тщательно заполняя всю емкость формочки, уплотняя песок; развивать мелкую моторику рук.

Материал и оборудование : песок, пластмассовые формочки разной формы

Ход игры . Ребёнок «выпекает» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики) . Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребёнок «угощает» пирожками маму, папу, кукол.

«Заборчики»

Цель : дать представлении о том, что песок является строительным материалом, из него можно построить несложные постройки (башню, забор, дом и др.) ; развивать тактильные ощущения и мелкую моторику рук, воспитывать заботливое отношение к животным.

Материал и оборудование : песок, вода, игрушки.

Ход игры : Ребёнок руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.

Опыты с песком

Цель :

1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы;

2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

3. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка .

4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Опыты и эксперименты с песком :

№1 «Откуда берётся песок»

Материал : камни, листы белой бумаги, лупа.

Ход эксперимента:

Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

Как вы думаете, что это сыплется?

Возьмите лупы, рассмотрите это.

Как мы получили песок?

Как в природе появляется песок?

Вывод : Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

№2 «Из чего состоит песок»

Материал : стаканчики с песком , листы белой бумаги, лупы.

Ход эксперимента:

Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)

Как выглядят песчинки?

Похожи ли песчинки одна на другую?

Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка .

Вывод : Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

№3 «Легко ли сыпется песок»

Материал : подносы с песком .

Ход эксперимента:

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.

Легко ли он сыпется?

Вывод : сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

№4 «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком »

Материал : «песочница» - банка с насыпанным тонким слоем песка .

Ход эксперимента:

Рассматривание заготовленной «песочницы» . Создаём «ураган» - резко с силой сжимаем банку.

Что происходит и почему?

Вывод : Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.

№5 «Куда исчезла вода»

Материал : стаканчики с песком и водой .

Ход эксперимента:

В стаканчик с песком нальём воды . Потрогаем песок.

Каким он стал?

Куда исчезла вода?

Вывод : вода быстро впитывается в песок.

№6 «Лепим из песка »

Материал : подносы с мокрым песком .

Ход эксперимента:

Попробуем слепить из мокрого песка шарики , колбаски. Оставить до высыхания

Что происходит с поделками из песка после высыхания ?

Вывод : Из мокрого песка можно лепить , но после высыхания он рассыпается.

№7 «Мокрый песок принимает любую нужную форму»

Материал : поднос с мокрым песком , различные формочки.

Ход эксперимента:

Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.

Какие фигурки получились?

Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод : Мокрый песок принимает любую форму.

№8 «На мокром песке остаются следы , отпечатки»

Материал : подносы с мокрым и сухим песком .

Ход эксперимента:

Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек.

Хорошо видны отпечатки?

Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.

Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)

Вывод : На мокром песке остаются следы , отпечатки, а на сухом нет.

Итоговое мероприятие : «Песочная страна» (рисование сухим песком )

Материал : сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.

Ход : Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.

Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.

Вывод : Сухим песком можно рисовать .

Вот и пришло долгожданное лето! Кто-то проводит его в городе, кто-то на море, кто-то на даче. И где бы вы не были — везде можно найти песочницу и на долго увлечь ребенка песочными играми!

Предлагаю вам нашу подборку любимых игр с песком.

Игра с песком: Следы

Покажите малышу, что если приложить ладошку, ногу или любой другой предмет к песку и немного надавать — то на песке останется четкий след. Предложите попробовать самому оставить свой след, а затем сделать из следов узор или рисунок. Пофантазируйте — чем еще из окружающих вас предметов можно оставлять следы на песке.

Игра подходит для детей от 1.5=2 лет.

Игра с песком: Таинственные следы

После того, как малыш понял, что на песке можно оставлять следы разными предметами — предложите ему поиграть в угадайку. По очереди оставляйте следы разными предметами и угадывайте, кто или что оставило таинственный след.

Игра подходит для детей от 1.5-2 лет.

Игра с песком: Сапер

Игра моего детства. В песок закопать свою руку и предложить ребенку максимально аккуратно раскопать вашу руку, не дотрагиваясь до нее. Когда песка остается немного — его можно сдувать. После того, как миссия выполнена успешно или провалены — поменяйтесь ролями.

Игра с песком: Тир

Начертите на песке круглую или квадратную мишень и предложите ребенку бросать в мишень камушки, ракушки или шишки с небольшого расстояния. Задача — попасть как можно точнее в центр мишени. Если у мишени нарисовать несколько областей, как в настоящем тире, то можно вести подсчет набранных баллов и устроить целое соревнование!

Игра подходит для детей от 3 лет.

Игра с песком: Буквы и цифры

На влажном песке легко писать, использую подручные материалы — камушек, веточку, палец и так же легко стирать надписи. Это отличная возможность познакомить ребенка с буквами, цифрами, простыми словами. Напишите букву или цифру, предложите ребенку повторить за вами или написать буквы, цифры или слова на слух.

Игра подходит для детей от 3 лет.

Игра с песком: Поиски сокровища

Попросите ребенка отвернуться и спрячьте в песке несколько небольших игрушек. Не прячьте слишком глубоко, чтобы игрушки не остались сокровищами в песочнице навсегда:). А затем предложите ребенку начать поиски сокровищ. Вариантов игры может быть несколько — найти все спрятанные сокровища, найти конкретное сокровище или найти несколько сокровищ в определенном порядке.

Если песок сухой и легко пересыпается, то можно представить, что вы ищите не просто сокровища, а древние артефакты и применить для раскопок кисточки и тряпочки, чтобы проводить раскопки очень аккуратно.

В процессе можно пофантазировать и придумать вместе историю — как сокровища сюда попали и кто из спрятал.

Игра для детей от 4 лет

Игра с песком: Туннели

Еще одна игра, родом из детства. Сначала необходимо из влажного песка построить простую крепость или замок, а затем аккуратно проделывать сквозные туннели в замке над уровнем земли или, что еще интереснее, копать туннели снизу, под замком.

Можно пробовать прокапать их так, чтобы замок не разрушился и так, чтобы 2 туннеля, которые вы начинаете копать с разных сторон встретились посредине.

Подходит для детей от 4 лет.

Игры с песком очень полезны для детей — это и релаксация и снятие нервного напряжения, и развитие мелкой моторики и микро-массаж ручек.

А с приходом холодов можно запастись кинетическим песком и перенести игры домой.

Все дети любят играть в песочнице. При помощи игр в песок можно обучать и развивать детей. Лучшие развивающие игры с сухим, мокрым и кинематическим песком для детей 2-3 лет, 3-6 лет приводятся в статье.

Развивающие игры с песком для детей 2-3 лет: простые и интересные занятия для малышей

На протяжении многих лет психологами, педиатрами, аналитиками разрабатывалась система песочных познавательных, обучающих и проективных игр, которые помогают ребенку стать полноценной личностью. Рассмотрим несколько игр в песок для малышей 2-3 лет.

Пересыпаем песок

Малыша 1,5-2 года можно знакомить с основными свойствами песка. Покажите ребенку, как пересыпается сухой песок. Для этого можно использовать мельницу из песочного набора и ситечко. Малышу это обязательно понравится.

Куличики из песка

Делать пасочки из песка любят все малыши. Эта простая игра в песок развивает координацию движения, внимательность и приносит детям много радости.

Отпечатки на песке

  • Из влажного песка можно строить различные фигурки. Двухлетний малыш не всегда может сделать куличик или фигурки без помощи взрослого, а смотреть и не участвовать в игре не всегда интересно, поэтому двухлетнему малышу можно предложить сделать на влажном песке отпечатки своих рук и ног. Особенно это интересно делать летом на море или около реки, озера, где есть песочный пляж, а потом наблюдать, как накатывает волна и не оставляет и следа от этих отпечатков.
  • Можно поиграть в сравнение: следы, оставленные родителями – большие; старшего брата или сестры – средние, а вот у малыша и следы – маленькие.
  • Для сравнения можно оставить отпечаток на сухом песке, потом полить его водой и сделать отпечаток уже на влажном песке. Показать малышу, чем отличаются эти отпечатки. Пусть он посмотрит, где отпечаток получится более четким, а где практически незаметным. Отпечатки можно делать ладонями, кулаками, пальцами.
  • Также можно предложить малышу сделать отпечатки следов животных или различных предметов. Ребенка такая игра может увлечь довольно на длительное время.

Откапывание спрятанной в песке руки взрослого

Поиграть с малышом можно и в такую игру – показать, как можно спрятать в песке свою руку, а потом вместе с ребенком находить ее.


Игры с песком для детей 3-6 лет: занятия по развитию мелкой моторики, фонематического слуха

Игра «Поиски спрятанных сокровищ»

С помощью этой нехитрой игры в песок можно научить ребенка различать признаки и свойства предметов , с помощью которых он отличается от других.

Ход игры:

  1. В начале игры закопайте в песке несколько сокровищ. Это могут быть небольшие шарики, крупные бусины, ракушки, которые нередко привозятся с моря в качестве сувениров, речные и морские камешки, которые многими родителями используются в качестве материалов для сенсорных коробок, а также желуди, каштаны, собранные детьми осенью для различных поделок.
  2. Попросите малыша разыскать эти сокровища и сгруппировать их по какому-либо признаку. Например, можно сгруппировать предметы по цвету, размеру, форме.
  3. После того, как все сокровища будут найдены и сгруппированы, попросите ребенка посчитать, сколько же он нашел сокровищ каждого вида .

Можно разнообразить игру, сказав детям, что нужно найти сокровища, зарытые в песке грозным капитаном пиратов Флинтом. В качестве сокровищ могут использоваться монеты (современные, оставшиеся с советских времен, привезенные из отпусков). Для старших ребят можно нарисовать карту и пометить крестиком место закопанных сокровищ, а затем вместе с ними смело отправляться на их поиски.

Как использовать игру в песок «Поиски спрятанных сокровищ» для обучения детей буквам, цифрам, геометрическим фигурам?

Чтобы игра превратилась в развивающую, можно закопать в песок буквы, цифры, различные геометрические фигуры. Также можно спросить у ребенка, какого цвета и размера эти предметы. Ребенок может узнать, что предметы могут быть как разными, так и одинаковыми по нескольким признакам – цвету, форме, величине и другим.

Игра «Найди пару»

  1. Нужно приготовить по паре предметов. Это могут быть два карандаша, два небольших шарика, две счетных палочки, две монеты и другие.
  2. По одному предмету из каждой пары нужно спрятать в песке.
  3. Оставшиеся предметы из каждой пары нужно показать ребенку, чтобы он познакомился с ними поближе, ощупал их.
  4. Предложить ребенку найти к этим предметам пару, но только на ощупь. От малыша можно прятать как один предмет, так и все сразу, опираясь на его возраст и уровень навыков и умений. Игра помогает

Игра «Путешествие к звукам»

С помощью игры в песок можно помочь ребенку развить фонематический слух, то есть познакомить его с миром звуков, научить различать отдельные звуки или их сочетания в словах. Это и является краеугольным камнем в звукопроизношении и правописании.

В этой игре звук не является самой маленькой непонятной для ребенка единицей языка, а становится настоящим сказочным персонажем. Чтобы было понятно, как играть, рассмотрим игру «Путешествие в страну гласного звука «А»». Для того чтобы приступить непосредственно к игре взрослому нужно к ней тщательно подготовиться.

Подготовка к игре:

  • Нужно приготовить фигурки фруктов, овощей, животных, деревьев в названиях, которых встречается гласный звук «А». Если таковых нет, то их можно сделать самостоятельно: перевести на бумагу, раскрасить и приклеить на картон, сделать из пластилина, соленого теста или других подручных материалов.
  • На фигурки нужно прикрепить букву «А».
  • Приготовленные фигурки нужно поставить около песочницы.
  • Найти или сделать деревянную, пластиковую, наконец, картонную букву «А». И отправляться вместе с ребенком в увлекательное путешествие — в страну принцессы гласного звука «А».

Ход игры:

  1. Для наглядности родитель вместе с ребенком может построить из песка замок и поместить туда приготовленную букву «А».
  2. В этой стране есть синее-синее море, в котором плещутся малютки — а кулята. Из песка можно огородить море, в котором будут плескать фигурки акул (на них нужно приклеить или повесить изображение буквы «А»).
  3. Также в этом царстве есть прекрасный сад, в котором растут а пельсины, а рбузы, а брикосы, а также обитают разные птицы – а ист, а льбатрос и красавец-попугай А ра. Из песка нужно построить стены и огородить сад, в котором и будут находиться вырезанные и приклеенные на картон деревья и ягоды, а также фигурки птиц (можно сделать самим, вырезать).
  4. Чтобы ребенок мог вдоволь поиграть в этой стране, он должен назвать слова, в которых как раз слышится звук «А» в начале, середине и конце. Испытание это не из легких, ребенок может нуждаться в помощи. Если ребенок пока не может самостоятельно привести примеры, ему можно подсказать, но стараться поддерживать его интерес к игре.

Начать игру можно так. В сказочной стране жило много звуков – гласные и согласные (сразу вводиться понятие гласных и согласных звуков). К одному из них прекрасной принцессе гласному звуку «А» и отправимся в гости. У этой принцессы есть друзья и зовут их А лёна, А ртур, А рина и А нтон. В их именах звук «А» стоит в начале.

Также у принцессы есть любимые родители па па -король и ма ма -королева . В словах «мама» и «папа» звук «А» встречается в середине и конце слова.

Кроме того, во дворце также есть домашние животные: кошка , собака , морская свинка , которых очень любит принцесса. В словах «собака», «кошка», «свинка» звук «А» находится в конце слова. Как только ребенок самостоятельно или с помощью родителей выполнит задание, он получит возможность посетить сказочную страну, в которой и живет принцесса «А», поиграть с самой принцессой, а также другими героями.

Советы родителям

Не стоит перегружать ребенка и знакомить его со всеми звуками сразу, внимание малышей довольно быстро рассеивается, и он может и вовсе потерять всякий интерес к игре и изучению дальнейших звуков. Следуя этому примеру, можно постепенно познакомить ребенка со всеми гласными и согласными звуками, каждый раз придумывая различные истории. А после, когда ребенок будет знать все звуки, можно знакомить и с графическим их обозначением – буквами.

Также при изучении того или иного материала следует опираться на индивидуальные способности ребенка. Кто-то быстро постигнет предложенный ему материал и будет ждать новых открытий, а с кем-то придется задержаться в той или иной сказочной стране.

Радужные баночки

Наверное, у каждой мамы остается много лишних и ненужных баночек от детского пюре, которые могут лежать на кухне в шкафу даже несколько лет. Таким баночкам всегда найдется применение для детского творчества. Например, из них можно сделать подсвечники с помощью клея и соли. А можно, используя такие баночки, песок и мелки сделать украшения для комнаты. Для его изготовления понадобятся следующие материалы:

  • мелкий просеянный песок лучше белый, но если такого нет, можно использовать и желтый;
  • цветные мелки для рисунков на асфальте или художественная пастель;
  • баночка от детского пюре.

Ход работы:

  1. На белый лист нужно насыпать просеянный песок и цветным мелком растереть его.
  2. После этого нужно пересыпать цветной песок в приготовленную баночку.
  3. Далее нужно взять чистый лист и вновь повторить эту процедуру уже с мелками другого цвета. И так продолжать до тех пор, пока баночка не заполнится. После заполнения, закрыть баночку крышкой. И поделка готова.
  4. Пересыпать каждый слой песка следует очень аккуратно, чтобы они не смешались и не превратились в песок непонятного цвета.


Идеи для летних игр для детей с песком и водой

Игра «Как напоить песочек?»

Привить любовь малыша к опытам можно с помощью простой игры, используя при этом самые простые материалы – песок и воду. Ребенок должен увидеть, что одним из свойств песка является его умение впитывать воду. Показать ему это можно на наглядном примере. Для этого ребенок должен собрать из сухого песка горку и сделать в ней ямку. Именно в эту ямку потихоньку он и будет вливать воду из лейки с тонким носиком. Сначала малыш увидит, что ямка по мере вливания песка будет становиться все глубже, получится небольшое озеро, наполненное водой. Но постепенно это озеро будет мельчать, так как вода будет впитываться песком и исчезнет, а песок из сухого превратиться в мокрый.

Игра «Поварята»

Все дети любят лепить из песка, но в летнюю жару песок часто высыхает и становится рассыпчатым, из него невозможно что-то лепить. Можно показать малышу, что если набрать в формочку такой песок, то не получится сделать из него фигурку. Поэтому, выходя на улицу в жаркую погоду, можно брать с собой бутылочку с водой, чтобы поливать песок и делать его пригодным для лепки. Так как дети любят играть в ролевые игры, то можно поиграть с ними в настоящих поваров, которые работают в большом ресторане и которым нужно приготовить много разных блюд для настоящего праздника. Приглашенными гостями могут быть куклы, машинки, фигурки лего и другие различные игрушки. Для игры понадобятся лопатки, ведра, разные формочки и игрушечная посуда (тарелки, чашки, ложки и чайник). С помощью разных формочек малыши могут напечь огромное количество «десертов», украсить их листиками, палочками, цветами и даже сухим песком – сахарной пудрой. Останется только расставить чашки и налить из чайника чай, и гости могут угощаться.

Развивающие игры с кинетическим песком для детей

Играть с песком сегодня стало возможно не только на улице в хорошую погоду, но и дома. Для можно использовать домашнюю песочницу с живым или кинетический песок. Так же, как и на улице из него можно делать города, строить домики и гаражи, тоннели, делать куличи. Можно и разнообразить игры, чтобы они стали не только увлекательными, но и познавательными. Ролевые игры всегда привлекают ребенка, поэтому можно играть в строителей, поваров-кондитеров, в зоопарк, пляж и т.д. Для примера приведем игру – домашний огород.

Игра «Домашний огород»

Из кинетического песка можно сделать настоящий домашний огород. Сформировать из песка забор огорода, сделать грядки и посадить в них различные фрукты и овощи. Для игры можно использовать игрушечные овощи и фрукты, а можно сделать их самих из пустой коробки из-под яиц и раскрасить их гуашью или акрилом. Как только «овощи» и «фрукты» будут высажены, нужно будет сделать еще несколько табличек из картона, написать на них название овощей и воткнуть их в песок рядом с грядками. Поливать посадки можно только понарошку, так как кинетический песок нельзя мочить. Потом урожай можно собрать. Так ребенок познакомится с различными навыками огородника, узнает, какие бывают овощи и фрукты, рассмотрит их цвета и формы, а также сосчитает урожай. И все это будет в увлекательной и интересной форме.

Игра «Самая высока башня»

У кинетического песка есть несколько особенностей. Строения из него очень прочные, но как только давление наверху превышает допустимый вес, они могут моментально рухнуть. Эти свойства можно использовать для игры. Если играют несколько детей, можно им предложить конкурс – чья башня будет выше. Выиграет тот, чья башня будет выше и крепче. Строить башню можно любой формы. В ходе такой игры ребенок познакомится с такими понятиями как высокий — низкий.