Интересное

Проект "в детский сад без слез". Мифы об адаптации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 104»

«Адаптация. В детский сад без слез»

Подготовила:

Воспитатель

Соколова С.Н.

г. о. Саранск

Поступление в детский сад - это очень важное событие в жизни вашего малыша. Прежде чем готовить ребенка к детскому саду, Уважаемые родители подготовьтесь сами: познакомьтесь с жизнью детей в детском садике (режим, какие требования и условия, чем занимаются).

Дети приходят в детский сад по – разному: малыш попадает в новые условия у него меняется режим дня, круг общения, воспитательные приемы, температура помещения. Все это, как, правило влияет на поведение ребенка, одни, внимательно рассмотрев все, что есть в группе, начинают играть; другие делают это с меньшей уверенностью, подолгу оставаясь зрителями, наблюдающими за происходящим; а третьи боятся расстаться с мамой, отклоняют все предложения воспитателя, много и долго плачут. Нарушается аппетит, сон, эмоциональное состояние. Даже может происходить потеря уже имеющихся навыков, например, ребенок дома просился на горшок, а в садике отказывается или дома кушает хорошо, а в детском садике отказывается от еды. Адаптация - это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Чтобы привыкание к детскому саду прошло максимально безболезненно, необходимо организовать плавный переход ребенка из семьи в ДОУ.

Адаптация проходит в три этапа:

Первый этап - подготовительный этап проводятся родительское собрание «Добро пожаловать в детский сад», индивидуальные встречи с родителями, анкетирование родителей «Давайте познакомимся!» с целью узнать как можно больше об особенностях и привычках ребенка, о том, что он любит, что умеет, что больше всего волнует родителей. Для определения готовности к поступлению в детский сад на каждого ребенка составляется «Карта готовности к поступлению в дошкольное учреждение», т.е. уже на этом этапе выявляются проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации.

Очень важно настроить родителей на активное участие в процессе приобщения ребенка к детскому саду. Каждой семье предлагается информационное сопровождение (стандартный пакет рекомендаций по подготовке ребенка к посещению детского сада); с родителями проводятся консультации «Особенности развития детей», «Для чего нужен режим дня».

Второй этап – основной. Отношения между детским садом и родителями регулируются договором, заключаемым в установленном порядке. В процессе организации адаптационного периода в группе были объединены усилия всех специалистов: воспитателей, медика, методиста, заведующей. Воспитатели, работающие в младшей группе, сами готовят необходимую документацию: план работы, журнал посещаемости детей, сведения о родителях.

Все встречи проходят в форме совместных занятий – игр. Организуя работу, мы опирались на «Систему развивающих занятий с детьми раннего возраста» Т.Дороновой и «Игры с водой» Е.Даниловой. Родители не сразу подключались к работе воспитателей с детьми, им, как и детям, тоже нужно было время для адаптации к новым условиям.

Третий этап - родители приводят детей согласно очередности. Воспитатель ведет индивидуальные «Листы адаптации», что позволяет педагогу наблюдать за каждым ребенком и делать соответствующие выводы, проводит сравнительный анализ адаптации.

Уверены, итогом совместной работы семьи и детского сада должно стать стремление ребенка идти в группу не просто без слез, но с желанием и радостью.

    Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к д/саду, он чувствует Ваши переживания.

    Максимально приближайте домашний режим к распорядку дня в детском учреждении, при выполнении режимных моментов поощряйте и развивайте детскую самостоятельность

    О предстоящем поступлении в д/с беседуйте с ним, как о радостном событии. Воздержитесь говорить о собственных опасениях в присутствии ребенка.

    В присутствии ребенка избегайте критических высказываний и замечаний в адрес д/сада и его сотрудников

    Чем больше ребенок будет знать о дошкольном учреждении, чем лучше будет с ним знаком, тем легче пройдет его период адаптации.

    Будьте спокойны и не проявляйте своего беспокойства, особенно когда уходите. Расставайтесь с ребенком легко и быстро, чтобы не вызвать у него тревогу

    Придумайте и отрепетируйте несколько различных способов прощания, ребенку легче будет вас отпускать

    Эмоционально поддерживайте малыша: общайтесь с ребенком больше, чаще обнимайте его, поглаживайте, называйте ласковыми именами.

    Будьте снисходительны, терпимее к его капризам. При явно выраженных невротических реакциях оставьте дома.

    В выходные дни старайтесь поддерживать режим детского сада.

    Постоянно обращайте внимание на отклонения в поведении и здоровье малыша.

    Одевайте ребенка в детский сад в соответствии с температурой воздуха в группе. Обращайте внимание на аккуратность и опрятность его внешнего вида.

    Не наказывайте, «не пугайте» детским садом, забирайте домой вовремя.

    Когда ребенок привыкнет к новым условиям, не принимайте его слез при расставании всерьез - это может быть вызвано просто плохим настроением.

Динара Дускалиева
Проект педагогической деятельности «Адаптация без слез»

Пояснительная записка.

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез , капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.

Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей 1,5-2 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.

Ведущей деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений. В проекте включены элементы гимнастики, АРТ-терапии как необходимое условие по профилактике возможных стрессов.

Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируют на ребёнка своё состояние.

Цель : создание благоприятных условий для социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада.

Задачи :

Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду ;

Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

Развитие игровых навыков, произвольного поведения;

Работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада;

Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей ; повышение коммуникабельности между родителями.

Участники проекта : воспитатель, дети, родители.

Срок реализации проекта : краткосрочный (3 месяца) . На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.

Работа с родителями :

Консультирование - повышение психолого-педагогической адаптации .

Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.

Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;

Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр

Работа с педагогами :

Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;

Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий : методические пособия, памяток, информационных листовок.

Работа с детьми :

Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно без назидательства вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня.

Развитие культурно-гигиенических навыков.

Снятие эмоционального напряжения в течение дня, работа по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности.

Развитие эмоциональной сферы, коммуникабельности.

Дидактические игры, которые не только развивают, но и позволяют оценить коммуникативные способности и уровни психического развития.

Ожидаемый результат :

Благоприятный адаптационный период детей раннего возраста

Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к условиям детского сада. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогической службой ДОУ .

Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации .

Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса.

План проекта

ответственные

Сентябрь - Заключение договора с родителями;

Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;

Организационное родительское собрание;

Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ» ;

Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада» ;

Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду» ;

Занятие «Божья коровка»

1. Приветствие Божьей коровки.

2. Игра «Поймай жучка» .

3. Потешка «Божья коровка» .

4. Упражнение «Где у жучка ножки?»

5. Игра «Божья коровка и ветер» .

6. Игра «Божья коровка и воробей» .

Игровая деятельность : «Ласковое имя» ; «Сороконожка» ; массажи : «Грибной дождь» ; БАТ «Ежик» Заведующая

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

Октябрь - Консультация «Растим малыша здоровым» ;

Мини-лекция «Детская истерика» ;

Занятие «Кукла»

1. Приветствие.

2. Игра «Топ-топ»

3. Игра «Дождик и солнышко»

4. Стихотворение «Непослушная кукла»

5. Потешка «по ровненькой дорожке»

6. Релаксация

Занятие «Мячики»

1. Приветствие.

2. Стихотворение «Мой веселый звонкий мяч» .

3. Игра «Прятки с мячом»

4. Потешка «Друг веселый, мячик мой»

5. Игра «Наш мячик»

6. Релаксация «Мячики отдыхают» ;

Игровая деятельность : «Зайка серенький сидит» , «Солнце и дождик» ; массаж БАТ «Считалка для мышки» ; пальчиковая игра «Пальчики»

воспитатели

воспитатели

Ноябрь - Консультация «В царстве упрямства и капризов.

Кризис трех лет.»;

Совместное занятие с родителями «Дом дружбы :

В гости к солнышку»;

Игровая деятельность : «Солнышко» , «Колокольчик» ;

Занятие «Зайка»

1. Приветствие.

2. Стихотворение «Зайку бросила хозяйка»

3. Потешка «Зайка серенький сидит»

4. Игра «Лиса и заяц»

5. Игра «Найди морковку»

6. Потешка «Еле-еле, завертелись карусели»

Диагностика адаптации к ДОУ .

Воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Публикации по теме:

Совсем недавно проводили наших выпускников и вот опять всё сначала. Мы педагоги знаем, что поступление в детский сад - это очень важное.

Краткосрочный проект «В детский сад хожу без слез» Введение С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим.

ак вы думаете, что важнее: чтобы ребенок заговорил или чтобы он запел? И первому и второму детки научатся только через живое общение со.

Проект «Без книги, как без солнца, всегда темны оконца» Проект "Без книги, как без солнца, всегда темны оконца" Тип проекта: По деятельности: информационный, творческий, познавательный. По числу.

В детских садах начинается прием новых детей. И не всегда родители малышей понимают и знают, что их ждет. Задача каждого педагога донести до родителей что же такое адаптация. Мы стараемся информировать родителей как можно раньше, еще до поступления в группу. Предлагаю консультацию "Мифы об адаптации". Полный материал можно найти в пособии "Создание адаптивной среды в ДОУ".

Мифы об адаптации

Задачи:

1. Выявить представления родителей об адаптации;

2. Познакомить родителей с особенностями протекания адаптации к ДОУ;

3. Определить уровень готовности ребенка к детскому саду;

4. Познакомить с условиями течения адаптации для более легкого ее протекания.

В наше время о детском садике задумываются, едва малыш появится на свет. Родителей волнует множество вопросов, касающихся первого посещения малышом яселек. И сегодня мы постараемся ответить на самые распространенные вопросы, которые задают родители.

1. Зачем идти ребенку в детский сад? (дискуссия с родителями)

В детском саду ребенок имеет возможность общаться со сверстниками.

Ребенок приобретает навыки общения с взрослыми. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислу-шиваться, а иногда и просто подчиняться.

В детском саду ребенок знакомится с определенными правилами и учится соблюдать их.

Ребенок получает возможность интеллектуального и физического разви-тия. Каждый детский сад работает по определенной образовательной программе. Рисование, лепка, конструирование, развитие речи, озна-комление с окружающим миром, музыкальные и физкультурные занятия – это минимальный детсадовский «набор» обеспечит и самый про-стенький детский сад.

2. В каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад?

Чем младше ребенок, тем тяжелее проходит адаптация. Детские сады принимают детей с 2 лет. Но малыш еще очень привязан к маме и болезненно реагирует на ее отсутствие и на появление чужих людей. Оптимальный возраст ребенка при поступлении в детский сад считается 3 года. Но обязательно в любом возрасте постепенно, без спешки, но настойчиво и последовательно готовить малыша к детскому саду.

(родители получают памятку «Готовимся идти в детский сад»)

3. Что такое адаптация и от чего она зависит?

Первое посещение детского сада для ребенка стресс, но стресс вполне преодолимый. Отрыв от дома, от близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родитель-ской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот период был плавным, мягким, бестравматичным.

Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие чувствуют себя «как рыба в воде»? Длительность и течение адаптации зависит от многих факторов:

От особенностей высшей нервной деятельности (темперамента) ;

Возраста ребенка;

От состояния здоровья;

От разницы в обстановке, в которой ребенок находился дома и той, в которой находится в детском саду;

От условий в дошкольном учреждении;

От поведения и эмоционального состояния взрослых (тревожность, нега-тивизм к детскому саду) .

Попробуем определить готов ли ваш ребенок к детскому саду?

(родители заполняют анкету «Готовность ребенка к детскому саду». Разработаны К. Л. Печорой) .

4. От родителей, дети которых уже прошли этот период можно услышать нелестные отзывы о детском саде?

У родителей существует ряд мифов о периоде первого посещения ребенком детского сада. Попробуем их развеять!


Миф 1.

Адаптация к детскому саду проходит трудно и мучительно. Я боюсь, что у нас будет то же самое?

Если мама будет слишком сильно бояться и тревожиться, то при-ход в детский сад превратится в серьезный и длительный стресс, как для малыша, так и для мамы. Помните, что ребенок с удивительной чуткостью воспринимает ваше отношение к тем или иным событиям, чувствам и разделяет ваши эмоции, в полном смысле слова смотрит на жизнь вашими глазами. Причем это происходит, даже если вы всеми силами стараетесь скрыть от малыша свои страхи.

Вы волнуетесь из-за того, что малышу может не понравиться в дет-ском саду, из-за того, что там что-нибудь не заладится. Прежде вы нико-гда не расставались, и поэтому боитесь разлуки. И вот на фоне этих переживаний вы веселым голосом рассказываете, как замечательно ходить в детский сад. Чему должен верить ребенок – вашим словам или вашим чувствам? Ваши собственные страхи порождают тревожное отношение малыша к детскому саду, еще прежде, чем он начал его посещать. Вывод: менять свое отношение к детскому саду. Поверьте, что ребенку может быть в детском саду хорошо и посещение принесет действительно пользу и удовольствие. И ту энергию, которую вы тратите на переживания, потратьте на предварительную подготовку малыша и налаживание контактов с воспитателями. Обеспечьте малышу чувство уверенности и безопасности.

Миф 2.

Дети в детском саду все время болеют, потому что за ними плохо следят?

Основной причиной, по которой начинают болеть малыши является снижение иммунитета из-за резкой смены обстановки: другой режим, непривычная пища, много шума и впечатлений, переживание из-за разлуки с матерью.

часть детей реагирует на посещение детского сада «скрытым сопротивление» - т. е. начинают болеть. Это своеобразный протест.

Перед походом в детский сад дети получают «полный комплект» прививок, что снижает защитные свойства организма. Этому же способствует обязательный обход врачей-специалистов перед зачислением в детский сад с бесконечными сидениями в коридорах.

Ребенок попадает в среду с совершенно другой микрофлорой, отлич-ной от домашней, к которой иммунитет еще не выработался.

Поэтому помимо психологической и «бытовой» подготовки вам обязательно нужно позаботиться об укреплении здоровья малыша. Старайтесь планировать посещение детского сада на конец августа – начало сентября.

Миф 3.

У ребенка, который начинает ходить в детский сад портится харак-тер, он становится просто не выносимым.

Никакой характер от посещения детского сада конечно не портить-ся. Но крутое изменение привычного образа жизни не может пройти для ребенка бесследно.

1. Ребенок попросту устает. Это может быть причиной капризов и непо-слушания.

2. Правила, по которым ребенок живет дома, отличается от тех, кото-рые установлены в детском саду. И ребенку каждый день приходится переключаться, настраиваться то на ваш стиль общения, то на стиль общения воспитателей.

3. Ребенок… растет, развивается, приобретает новый опыт. Он взрослеет и меняется. Создайте дома спокойную обстановку и помогите в усвоении новых правил.

4. Часто в период адаптации родители бесконтрольно балуют малыша в качестве компенсации. Вседозволенность дома в период адаптации может привести к капризам и упрямству.

5. Не забудьте о кризисе 3 лет, проявлениями которого являются: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие. Измените свое отно-шение к ребенку в этот период, особенно, если он совпал с первым посещением детского сада.

Адаптация без слез – об этом мечтает каждый родитель, который собирается отдать ребенка в детский сад. И если вы сегодня нашли ответы для себя, то в ваших силах помочь малышу быстро и легко привыкнуть к детско-му саду.

Ребенку постоянно приходится приспосабливаться к новым условиям и посещение детского сада – один из первых и важных опытов. А детский сад со временем перестает относиться к разряду «новых условий». Пусть не сразу, но он превращается в привычный хорошо знакомый и уютный мир. Для того, чтобы это действительно стало так и для вашего ребенка будьте терпеливы, внимательны и активны.

В ваших и только в ваших силах сделать жизнь ребенка счастливой, интересной и насыщенной!




ИГРЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь, человека и интересного партнера в игре.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.

1. Игра « Кто у нас красивый?»

Повернитесь лицом к детям и прочитайте потешку, поочередно поглаживая каждого, называя его их по имени.

Ванечка – хороший! Ванечка – пригожий!

Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?

Олечка – красивая! Олечка – пригожая!

2. Игра «Зайка, зайка, попляши!»

В руках воспитателя игрушка заяц на «шляпной» резинке. Дети стоят около воспитателя. Зайчик на резинке прыгает от одного малыша к другому.

Зайка, зайка, попляши, твои лапки хороши!

Вот так! Вот так! Твои лапки хороши!

Стал наш заинька плясать, милых деток забавлять!

Вот так! Вот так! Милых деток забавлять!

3. Игра «Маленькие ножки»

Воспитатель стоит лицом к детям, показывает движения: топает ногами и говорит слова. Дети по показу повторяют за воспитателем движения.

Маленькие ножки, маленькие ножки! За водой ходили маленькие ножки!

И домой спешили маленькие ножки. Дома танцевали, ой, как танцевали!

Маленькие ножки!

Воспитатель повторяет слова несколько раз.

4. Игра «Вылови игрушки»

Положите в ванну несколько резиновых игрушек. Попросите малыша выловить каждую игрушку, положив её в небольшой тазик. Побуждайте малыша вылавливать игрушки по вашей просьбе.

5. Игра « Мыльные пузыри»

Малыши стоят около воспитателя. Воспитатель пускает мыльные пузыри, побуждая малыша их ловить.

Эта игра обязательно понравится малышам.

6. Игра « Ты, колечко, покружись!»

На палочке надеты кольца. Воспитатель палочку держит руками за оба конца. Привлекая внимание малыша, вращайте палочку, потряхивайте её. Перемещайте кольца медленно на палочке. На последние слова кольца с палочки катятся по полу.

Ты, колечко, покружись, покружись. Нашей детке покажись, покажись.

Покружись и так, и сяк, не поймать тебя никак,

Повернись да покружись, так вот так – так вот так! (колечки выскальзывают с палочки и разлетаются по группе).

7. Игра «Воздушные шарики»

В руках воспитателя 4 шарика разного цвета. Дети стоят около воспитателя. Воспитатель показывает детям шарики, подбрасывает их вверх, в стороны и просит принести ей шарики.

Кидаю, смотри – мой шарик лети!

Лети в высоту, лети к Сашеньке, к Машеньке (перечисляет имена детей)

Поймайте на лету!

Дети играют с шариками.

8. Игра « Вышел зайчик погулять!»

В руках воспитателя зайчик на «шляпной» резинке». Дети стоят около воспитателя. Зайка прыгает на резинке.

Раз, два, три, четыре, пять! Вышел зайчик погулять.

Прыг – скок, прыг – скок! Вот как весело, дружок!

Что нам делать? Как нам быть?

Нужно зайчика ловить! Ай, ай, зайка быстро поскакал!

Дети пытаются поймать зайчика.

9. Игра « Шла коза по мостику»

Около воспитателя стоят дети. Воспитатель покачивается вправо – влево, дети повторяют за воспитателем движение.

Шла коза по мостику, по мостику, по мостику.

И болтала хвостиком, хвостиком, хвостиком.

Зацепилась за перила – прямо в речку угодила! (дети присели вместе с воспитателем на корточки)

Игра повторяется несколько раз. Если дети не все повторяют движения за воспитателем, не заставлять их.

10. Игра «Дети хлопать все умеют»

Дети стоят около воспитателя. Воспитатель напевает (или проговаривает) слова и выполняет движения. Дети по показу воспитателя выполняют действия.

Детки хлопать все умеют, своих ручек не жалеют.

Вот так, вот так, вот так, своих ручек не жалеют.

Детки топать все умеют, своих ножек не жалеют.

Вот так, вот так, вот так, своих ножек не жалеют.

Повторяется несколько раз.

11. Игра «Погремушечка»

Около воспитателя стоят дети. Воспитатель показала, как звенят погремушки и предложила поиграть с ними.

Погремушка, погремушка! Позвени, позвени!

Наших деток весели, весели! Вот так, вот так, вот так, весели!

Погремушечки устали и звенеть перестали.

Слова повторяются несколько раз.

12. Игра «Сороконожки»

В руках воспитателя игрушки сороконожки на веревочке (можно сделать самим сороконожку из ткани, в виде длинного жгутика длиной 30 - 40 см объемом 5 – 8 см). Воспитатель тянет сороконожки за веревочки за собой, дети идут (бегут) за ними.

Две сороконожки бежали по дорожке.

Все бежали и бежали, все друг дружку догоняли.

Как друг дружку догнали, так друг дружечку обняли.

Так друг дружечку обняли, что едва мы их разняли!

Игра повторяется.

13. Игра «Как летит листочек»

Дайте малышу листок газетной бумаги, помогите ему выполнить действия, о которых говориться в рифмовке:

Листочек взлетел, листочек кружится,

Листочек кружится, под ноги ложится.

Листочек рвется, рвется, рвется.

Листочек мнется, мнется, мнется.

Под последние две строчки надо разорвать листочек на клочки, собрать их в кучку и, сминая превратить в подобие бумажного шарика.

14. Игра «Прыгай побыстрей»

Педагог собирает детей в круг, предлагает взяться за руки, ритмично прыгать вверх – вниз, приговаривая:

Прыгай, прыгай побыстрей, прыгай, прыгай веселей.

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Крепче за руки держись!

15. Игра «В нашей группе»

Педагог предлагает детям сесть в круг, хлопать в ладоши, приговаривая:

В нашей группе, в нашей группе много маленьких ребят,

Много маленьких ребят, вместе рядышком сидят.

Называем по очереди всех детей:

А у нас есть … Настя, а у нас есть … Петя и т.д.

Много маленьких ребят, много маленьких ребят

Вместе рядышком сидят.

16. «Доброе утро»

Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст:

Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев)

Вы проснулись? (хлопки в ладоши)

Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)

Вы проснулись?

Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ)

Ты проснулся?

Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»)

Вы проснулись?

Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся)

17. Игра «Перышки»

Взрослый звонит в колокольчик, подзывает детей к себе.

Ребята, посмотрите, какое красивое, легкое перышко! (на ниточке)

Взрослый дует на перышко. Оно летит и садится на ладонь взрослого.

Ах! Какое легкое перышко, оно умеет летать. Давайте подуем все вместе.

А теперь легкое перышко полетело и село на ладошку Тане.

Взрослый сажает перышко на ладошку ребенка.

Подуй на перышко. Ой! Полетело. К Сереже на ладошку село.

Перышко перелетает с ладошки на ладошку.

18. Игра «Попрыгунчик»

Продекламируйте малышу этот стишок, сопровождая слова действиями, а потом предложите малышу присоединится к вам:

Стоит в поле теремок (сядьте на корточки и накройте голову руками)

Кто в тереме живет?




Классификация адаптации по степени тяжести Лёгкая Средняя Тяжёлая К 20-му дню нормализуется сон; Хороший аппетит; Контактирует со сверстниками и взрослыми; Не болеет; Вес без изменений. Длительность – 1-2 месяца; Замедление активности; Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений; Небольшое снижение веса; Есть признаки психического стресса. Длительность от двух до шести месяцев; Тяжесть всех проявлений; Потеря полученных навыков; Физическое и психическое истощение организма.


Возможные негативные проявления: Снижение иммунитета; Частые простудные заболевания; Ухудшение сна; Падение уровня речевой активности; Уменьшение веса; Регресс в развитии (возврат в более ранний возраст). Агрессивное поведение; Капризы, истерики; Упрямство; Негативизм; Пассивность.


Факторы, осложняющие адаптацию Особенности детско-родительских отношений; Отсутствие у ребёнка опыта общения; Несформированность культурно- гигиенических навыков; Наличие вредных привычек; Неумение занять себя игрушкой; Режим дня ребёнка отличается от режима детского сада и др.


Приём детей, осмотр, игры 7.00 – 8.00 Утренняя гимнастика 8.00 – 8.10 Подготовка к завтраку, завтрак 8.10 – 8.30 Игры-наблюдения 8.30 – ой завтрак 9.00 – 9.10 Подготовка к прогулке, прогулка, образовательная деятельность на прогулке 9.10 – Возвращение с прогулки, водные процедуры, обед – Подготовка ко сну, сон – Постепенный подъём, игры, подготовка к полднику, полдник – Прогулка, образовательная деятельность на прогулке, игры, наблюдения – Подготовка к ужину, ужин, игры – Игры, уход детей домой – 19.00


Обвинение и наказание Обвинение и наказание ребёнка за слёзы; ребёнка за слёзы; Пребывание родителей в Пребывание родителей в тревожном состоянии; тревожном состоянии; Пониженное внимание к Пониженное внимание к ребёнку; ребёнку; Игнорирование Игнорирование рекомендаций педагогов рекомендаций педагогов детского сада; детского сада; Неготовность родителей Неготовность родителей к негативной реакции к негативной реакции ребёнка. ребёнка.









Научитесь прощаться с ребёнком быстро. Не дайте ему почувствовать Ваше беспокойство за него. Положите малышу в кармашек какую-нибудь памятную вещицу, напоминающую о Вас. Никогда не пытайтесь ускользнуть незаметно от ребёнка, если хотите, чтобы он Вам доверял. Придумайте забавный ритуал прощания и чётко придерживайтесь его. Не пытайтесь подкупить ребёнка, чтобы он остался в детском саду за новую игрушку.

Материал в помощь родителям, которые готовят своих детей к поступлению в детский сад. В статье даны рекомендации родителям по подготовке детей к детскому саду, описание характерного поведения в период адаптации, советы для успешной адаптации детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка к ДОУ или в детский сад без слез.

Как часто родители сталкиваются с проблемой нежелания и боязни ребенка идти в детский сад. Что делать родителям, если ребенок плачет при расставании? Попробуем разобраться в этой ситуации и дадим несколько простых советов:

  • Рассказывайте ребенку, что его ждет в детском саду.
  • Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
  • Давайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.
  • Принесите в группу свою фотографию.
  • Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, рукопожатие, поглаживание).
  • Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.
  • После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на площадке.
  • Устройте семейный праздник вечером.
  • Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.
  • Будьте терпеливы.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

  • Самостоятельно садиться на стул.
  • Самостоятельно пить из чашки.
  • Пользоваться ложкой.
  • Активно участвовать в одевании, умывании

Наглядным примером выступают, прежде всего, сами родители, следовательно:

  • Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны.
  • Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный.
  • Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему о своих чувствах.
  • Нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребенка.

Что делать, если ребенок не хочет идти спать?

  • Замечайте первые признаки переутомления (капризничает, трет глаза, зевает).
  • Переключайте ребенка на спокойные игры (например, совместное рисование, сочинение историй), попросите ребенка говорить шепотом, чтобы не разбудить игрушки.
  • Во время вечернего туалета дайте ребенку возможность поиграть с водой.
  • Оставайтесь спокойными, не впадайте в ярость от непослушания ребенка.
  • Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж.
  • Спойте ребенку песенку.
  • Пообщайтесь с ребенком, поговорите с ним, почитайте книгу.

Ваш ребенок пришел в детский сад:

  • Установите тесный контакт с работниками детского сада.
  • Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.
  • Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.
  • Поддерживайте дома спокойную обстановку.
  • Не перегружайте ребенка новой информацией.
  • Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:

  1. Возраст.
  2. Состояние здоровья.
  3. Уровень развития.
  4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
  5. Сформированность предметной и игровой деятельности.
  6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Причины тяжелой адаптации к условиям детского сада:

  • Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
  • Наличие у ребенка своеобразных привычек.
  • Неумение занять себя игрушкой.
  • Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
  • Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Как родители могут помочь ребенку в период адаптации к детскому саду:

  • По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
  • Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.
  • Развивать подражательность в действиях: «полетаем как воробушки, попрыгаем как зайчики».
  • Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
  • Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку, они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что родители не готовы оторвать ребенка от себя.
  • Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

Адаптация ребенка к детскому саду

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Адаптация – от лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.

Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход из семьи в дошкольное учреждение.

Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду легкую, среднюю и тяжелую.

  1. При ЛЕГКОЙ адаптации поведение ребенка нормализуется в течении месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1-2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).
  2. Во время адаптации СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.
  3. ТЯЖЕЛАЯ адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

Важно также постоянно поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы. Планируйте свое время так, чтобы впервые две-четыре недели посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада.

В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения. Необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей. Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенком новой информацией. Поддерживайте дома спокойную обстановку.

Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища, воспитатели к моменту прихода нового ребенка в группу, должны как можно больше о его привычках и стараются, по возможности, создать хоть некоторые условия, схожие с домашними.

Задачи родителей – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась, мне хорошо с тобой. Обнимать ребенка как можно чаще. Условия уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, то есть четкое соблюдение режима!!!