Интересное

Ребенок не хочет ходить. Почему ребенок не ходит

Большинство родителей уверены, что дети годовалого возраста должны уже ходить. Каково же их удивление и разочарование, когда на первом дне рождения ребенка они вынуждены его носить на руках. В каком возрасте ребенок должен начать ходить? Неврологи говорят об определенной индивидуальности развития крохи, но, если малыш в годик не стоит на ногах, сами же ставят диагноз «задержка в развитии» и назначают применение многочисленных лекарственных препаратов. Почему ребенок в год не ходит? Что делать и как ему помочь?

Почему не ходит в годик?

Ребенок должен начать ходить до 1,5 лет от своего рождения – это нормы, которые должны соблюдаться и не вводить в паническое состояние родителей при отсутствии рассматриваемых навыков. Если же кроха в 1,5 года не делает и нескольких шагов – это говорит о наличии серьезной патологии опорно-двигательного аппарата. В таких случаях ребенок физически не может устоять на ногах.

Если же кроха в годовалом возрасте делает хоть какие-то попытки ходить, паниковать не следует. Малыш развивается нормально. Об отставании в развитии можно говорить лишь по достижении 1 года 2-3 месяцев – как правило, к этому времени все дети начинают ходить.

К причинам подобного промедления относят:

  1. Произошедшее поражение клеток головного мозга – гипоксия плода, что встречается сейчас с частотой 1 гипоксия на 3 беременности. Гипоксия в любой степени влечет опоздание в развития вследствие определенного ряда причин, которые следует выяснить путем комплексного обследования. При постановке подобного диагноза еще во время беременности молодые родители уже должны понять, что для нормального развития необходимо принимать определенные меры и не затягивать с лечением.
  2. Индивидуальные особенности ребенка – в силу определенных обстоятельств у крохи не получается ходить. Здесь выделяют:
  • недоразвитие опорно-двигательного аппарата в силу плохого питания или малого движения со стороны самого крохи;
  • ребенок попросту «засел» в ползании, что перестал обращать внимания на свои уже развившиеся возможности;
  • у ребенка отмечается слабый тонус мышц, что также является следствием плохого питания, кровообращения, гипоксии.

Удивительно, но ребенок может просто бояться начать ходить. Зачастую это происходит вследствие ранних попыток ходьбы, окончившихся падением. Искоренить страх ходьбы у малыша будет довольно сложно. Сами же неврологи в этом случае советуют не беспокоить ребенка некоторое время – 1-2 месяца. Этого времени должно быть достаточным, чтобы малыш забыл о падении и попробовал отправиться в путь снова.

Как помочь ребенку?

Особенную роль в воспитании детей играют . Да, это полезно малышу – так, он больше двигается и осваивает пространства. Да, это несравненная помощь маме – ей не приходится находиться в неудобном положении и самостоятельно придерживать ребенка. Но! Подобные методы ходьбы могут сыграть злую шутку. Во-первых, малыш может привыкнуть к ходункам и просто отказаться ходить самостоятельно. Во-вторых, во время просиживания и представленного способа хождения задействованы сами ноги. Что же касается всего туловища и укрепления позвоночника, «взаимодействия» позвонка с ногами – говорить вовсе не приходится. Соответственно, должного развития и укрепления мышц спины и ног, что необходимо для нормальной ходьбы, не происходит.

Бабушки и опытные неврологи и педиатры советуют сооружать малышу нечто подобия «поводка» — возьмите большую пеленку или простыню. Обмотайте ею туловище ребенка, оставив большой конец, за который будут держаться родители, и отправляйтесь в путь. В этой ситуации малыш самостоятельно встанет на ножки (ну или попытается это сделать), а родители вовремя поддержат «неваляшку» в необходимом положении.

С той же целью в детских магазинах предлагаются молодым родителям вожжи – это специальные ремни, которые поддерживают ребенка. Благодаря представленным аксессуарам малыш сам начинает ходить, а родители его лишь подстраховывают.

Есть много способов научить ребенка ходить. Главное, не перестараться в своих замыслах. При отсутствии физической подготовки малыш не только упадет, но и будет «травмирован». Существует масса примеров, когда кроха начала ходить еще в 7-9 месяцев. Радость родителей в дальнейшем вылилась в печаль. По мере роста у ребенка стали выявлять на обследованиях различные патологии опорно-двигательной системы. Простое плоскостопие или стертые коленные суставы могут стать следствием ранней ходьбы – несформированный опорно-двигательный аппарат попросту не смог справиться с такой нагрузкой и большим весом. Организм должен сам дать знать о готовности его к новым действиям – спешка неумолимо отражается на состоянии здоровья малыша, что определяется в уже большем возрасте.

Детство так быстро пролетает. Все навыки, которые приобретают дети в эту замечательную пору, пригодятся им во взрослой жизни. И всё кажется цветным и ярким, но не всегда краски жизни радуют. Ребёнок не хочет ходить в школу – эта проблема становится пыткой для ребёнка и родителей. Почему так случается, кто в этом виноват и, наконец, что делать? Попробуем выписать рецепт, который превратит тоскливую обязаловку в интересный и познавательный процесс.

От чего возникает нежелание посещать школу

«Не хочу» – может нести совершенно разный смысл. Это то, что в первую очередь должны понимать взрослые.

  1. Ежедневный ритм подразумевает цикличность выполнения тех или иных заданий. Рано или поздно даже любимое занятие, которое необходимо выполнять обязательно, нас утомляет. Вам ведь тоже не всегда хочется отправляться на работу, или что-то делать по дому? Если суть только в этом, отпрыск периодически ноет о том, что не хочет идти в школу – проблемы нет. Совет психолога: иногда, если вы видите, что дети устали, дайте «законный» прогул. Этим вы выиграете 3 бонуса:
    • заработаете дополнительные баллы как любящий и балующий родитель;
    • предотвратите настоящее переутомление;
    • дадите возможность соскучиться по классному коллективу.
  2. Ребёнок изменился, замкнулся в себе, стал агрессивным. Походы в школу превратились в пытку, сборы сопровождаются слезами, а подросток начал ежедневно прогуливать – бейте в колокола. Наличие таких фактов говорит о серьёзной проблеме. Чем быстрее вы её найдёте и устраните, тем меньше пострадает детская психика.

Причины отказа

  1. Конфликты с одноклассниками. Дети часто бывают жестокими. Они не могут видеть ситуацию объёмно, как взрослые. Поэтому оценивают её и последствия своих действий совсем по-другому. Одноклассники могут издеваться из-за каких-то внешних недостатков, комплексов. Но, часто причиной всеобщего неприятия может служить характер или поведение самого ребёнка. Так случается, когда сын или дочь входит в новый коллектив. Желание выделиться, показать себя с «лучшей» стороны, защититься нападением, всё это может иметь искажённую форму. Окружающие дети не поймут наглости новичка и станут его травить. Как следствие – нежелание идти в школу
  2. Отсутствие интереса к процессу обучения возникает в трёх случаях:
    • ребёнок отстаёт от школьной программы. Даже очень умные и развитые дети могут получить пробел знаний в некоторых предметах или разделах. Причины разные: болезнь, семейные обстоятельства, несоответствие способностей и направленности обучения;
    • наоборот, программа не успевает за школьником. Ребёнок любознательный, много читает, интересуется новостями науки, техники. Родители много делают для его развития. Он вырастает из школьной программы как из старой формы;
    • интеллектуальные возможности ребёнка не позволяют ему адекватно воспринимать материал. Ваша кроха очень хочет и сильно старается. Но, в силу своих способностей всё равно не может осилить учебную программу на достаточном уровне. От этого руки опускаются, интерес всё больше гаснет.

Внимание! Большинство родителей хотят, чтобы их дети были талантливыми, послушными и гениальными. Научитесь любить их такими, какие они есть, не требуйте большего. Часто нежелание идти в школу вызвано несоответствием ваших требований и возможностей ребёнка.

  1. Диссонанс темперамента ученика и учителя становится причиной нелюбви к школе, особенно в младших классах. Властная, энергичная, крикливая учительница может подавлять спокойного, неуверенного в себе малыша. Наоборот, слишком спокойный аморфный преподаватель не удержит в руках шустрого шалуна. Проблемы с поведением приведут к неуспеваемости по предметам, а дальше – цепная реакция.

Важно знать и понимать характер и темперамент вашего ребёнка. Если малыш с первых дней жизни непоседливый и гиперактивный, приготовьтесь к тому, что ему нужно будет уделять внимания в 3 раза больше, чем спокойному малышу. Таким детям свойственно: необузданное любопытство, жажда действия, непризнание авторитетов, быстрая смена деятельности. Кроха будет совать свой нос во все уголки окружающего мира без страха и опаски. Задача родителей научить малыша концентрироваться на одном деле всё более и более продолжительное время. Это будет важно при обучении в школе. Для того чтобы этого добиться, необходимо быть очень терпеливым человеком и иметь богатую фантазию и смекалку. В противном случае все попытки обучения приведут к полному отторжению восприятия любых знаний. Вот отсюда и выйдет первое: «не хочу идти в школу».

  1. Проблемы личного характера. Первую влюблённость дети переживают по-разному. Отсутствие взаимности для кого-то может стать стрессом. Бывает, что всё усложняется оглаской любовной неудачи.
  2. Семейные проблемы – сложное испытание для детей. Развод родителей, смерть одного из них – факторы, от которых у детей опускаются руки.
  3. Невнимание и отсутствие контроля со стороны взрослых, одна из наиболее частых причин. Если совпадают три решающих фактора: лень, бесконтрольность, наличие плохих друзей – складывается очень тревожная и бесперспективная картина. Назревает такая ситуация долго. Виноваты в ней – родители.

Пути выхода из ситуации

Если вы пришли к выводу, что нежелание посещать школьный коллектив не надуманная, а реально существующая проблема с глубоким дном, сделайте ряд несложных действий.

  1. Поговорите с ребёнком. Лучше делать это в непринуждённой атмосфере. Например, проведите выходные вместе в парке, на аттракционах. Создайте себе и сыну или дочери хорошее настроение. В момент эмоционального всплеска человека легче разговорить. Если он упорно не хочет обсуждать эту тему, не давите. В таком случае попробуйте получить информацию от друзей или педагогов. При любых изменениях в поведении малыша или подростка обязательно пообщайтесь с классным руководителем, выслушайте его советы. Учитель видит наших детей в таких ситуациях, которые нельзя создать в домашних условиях. Часто дети доверяют любимым педагогам самое сокровенное, то, о чём боятся сказать родителям. Если вы получили информацию, постарайтесь подать её детям так, чтобы они не поняли, откуда она просочилась. Иначе, из союзника учитель превратится в предателя.
  2. Многие родители выбирают школу, отталкиваясь от её престижности и профиля. Если говорить о младшей школе, то выбирать необходимо не школу, а учителя. Важно, чтобы малышу нравилась его учительница, и они подходили друг другу по темпераменту. Там, где симпатия и любовь, проблем не будет. Даже если где-то он будет отставать в силу своих возможностей, при правильной тактике заботливого учителя это не станет трагедией. Желание учиться не пропадёт. Если говорить о профиле, то самый подходящий возраст для перевода – 8–9 класс. В случае, когда делается ставка на 1–2 предмета, можно изучать их и при помощи репетитора, обучаясь в любимой школе.
  3. Педагогический коллектив – это отдельная тема. Но, если в двух словах: дети, которых любят и воспринимают как индивидуумов, учитывая их особенности и способности, всегда будут любить свою школу. Соответственно, они будут стараться учиться, принимать участие в кружках, секциях. Школьный коллектив будет восприниматься как семья. В вашем случае всё по-другому? Изучите отзывы о школах своего района и задумайтесь о смене коллектива.
  4. Если причина в конфликте с одноклассниками, постарайтесь разобраться в ситуации как можно быстрее. Получите информацию из разных источников. Не спешите искать виновных. Ребёнок может быть неправ, но из страха быть наказанным исказит ситуацию. Такое случается часто. Выслушайте все стороны, свидетелей, и только потом принимайте решение и начинайте что-то делать. Постарайтесь примирить стороны конфликта. Но, если речь идёт об издевательстве, или ситуация сильно затянулась, советы психолога не дают результата – ищите другую школу.
  5. В случае отставания от программы по одному, двум предметам, позанимайтесь с ребёнком сами или прибегните к помощи репетитора. Когда всё начинает получаться, дети чувствуют свою силу и значимость, их самооценка увеличивается и жизнь налаживается. Одарённых ребят лучше отдавать в профильные школы, с расширенной и усложнённой программой. Это будет давать им больше возможностей, и увеличивать интерес к учёбе. Если ребёнок слаб, все попытки дополнительных занятий не увенчались успехом, не расстраивайтесь. В жизни есть много профессий, подходящих вашему малышу или подростку. Ориентируйте его на тот вид деятельности, который ему нравится. Что для этого делать, подскажет психолог.
  6. Отнеситесь серьёзно к проблемам на личном фронте. Приведите примеры из своей школьной жизни. Отвлеките ребёнка, если нужно, поплачьте вместе с ним. Объясните, что в жизни всё меняется, и скоро он будет смеяться над тем, что сегодня вызывает тоску. Школьная любовь редко заканчивается продолжительными отношениями, её нужно пережить как ветрянку. Нелишними здесь будут и советы психолога.
  7. Решайте свои межличностные проблемы таким образом, чтобы не вовлекать детей. У них должны остаться папа и мама. Даже если они больше не живут вместе. Контролируйте детей и поддерживайте контакт друг с другом. Часто случается ситуация, когда папе ребёнок говорит, что он у мамы, а маме наоборот. На деле – предоставлен сам себе.
  8. Педагоги вашего ребёнка – не специально обученные церберы. Они вам не враги, а друзья. Лучшее, что вы можете сделать – поддерживать плотную связь со школой. Ребёнок будет понимать, что он находится под контролем, а вы будете в курсе всех школьных дел. В таком случае нежелание посещать школу, возникает редко.

Для того чтобы в голову детям не лезли дурные мысли, необходимо сократить количество свободного времени. Для этого существует большое количество секций, кружков, музыкальных, спортивных и танцевальных студий и школ. Забудьте самые распространённые отговорки:

  • нет времени водить;
  • он и так очень устаёт;
  • мы ходили, но нам не понравилось.

Это ложь в оправдание собственной лени. Кто хочет – изыщет возможности, кто не хочет – оправдания.

Чем плотнее и интереснее расписан рабочий день ребёнка, тем больше он успеет. Где занятость – там успех и процветание. А, значит, дополнительная мотивация посещения школы, ведь это место, где можно похвастаться своими талантами.

Нежелание ходить в школу является протестом или защитной реакцией против каких-то дискомфортных для ребёнка обстоятельств. Устраните их, и проблема решится. Быть родителями – самая ответственная и сложная работа. На этой «должности» вы находитесь 24 часа в сутки. Она не допускает лени и безответственности. Желание не посещать школу не возникнет, если в семье есть:

  • любовь;
  • доверие;
  • разумный контроль;
  • всестороннее развитие.

Любите своих детей и уделяйте им больше внимания.

Многие современные мамочки проявляют излишнее беспокойство по поводу здоровья своего чада. Чаще всего такое поведение характерно для женщин, родивших первого малыша, не имеющих соответствующего опыта и практических знаний. Именно поэтому, если ребенок в год не хочет ходить самостоятельно, родители начинают волноваться, подозревая что-то неладное.

О нормах физического развития

На самом деле, в том, что ребенок в год не ходит самостоятельно, нет ничего страшного. Общепринятые еще с советских времен нормы в настоящее время полностью утратили свою актуальность. Нынешние педиатры все больше ориентируются на западные критерии развития. Советская педиатрия диктует примерно такие нормы физического развития детей в первые двенадцать месяцев жизни:

  • способность удерживать головку - в месяц-полтора от рождения;
  • самостоятельный переворот со спинки на животик - к возрасту трех месяцев;
  • передвижение на коленках с опорой на ручки (ползание) - в полгода;
  • самостоятельная ходьба - в год.

Теперь эти границы выглядят несколько иначе. Так, например, оптимальный возраст, когда младенец должен научиться совершать переворот со спины на животик, варьируется в пределах от трех до шести месяцев, а навык прямохождения и вовсе не имеет четких границ. В норме ребенок может пойти, начиная с девяти-десяти месяцев и до полутора лет.

Согласно среднестатистическим данным, здоровый малыш пробует стоять с поддержкой к семи-девяти месяцам, а к десяти-двенадцати начинает самостоятельно передвигаться без поддержки. Важно помнить, что отсутствие желания ходить после первого года жизни не считается признаком патологических отклонений в развитии малыша.

Распространенные причины

Как правило, врожденные патологии развития исключаются на первых месяцах жизни ребенка. Мама с малышом в обязательном порядке проходит обследование у детских специалистов, а также находится под постоянным наблюдением участкового педиатра. Современные врачи выделяют несколько распространенных причин, которые должен знать обеспокоенных родитель, из-за которых вполне здоровый ребенок упорно отказывается ходить самостоятельно после двенадцати месяцев.

Избыточный вес

Повышенная нагрузка на костно-мышечный скелет значительно снижает способность малыша к самостоятельному передвижению. Многие мамочки замечают отсутствие желания у пухленьких малышей вставать и ходить без помощи родителей.

Недостаточная готовность позвоночника и мышц детского организма

Дело в том, что каждый ребенок растет и развивается по своему индивидуальному плану. И если одни дети готовы к самостоятельному вертикальному передвижению уже к девяти месяцам, другим требуется гораздо больше времени, чтобы окрепнуть и приобрести достаточное количество силы.

Уровень активности ребенка

Не стоит забывать о темпераменте и особенностях характера чада. От рождения подвижные дети зачастую опережают в развитии своих сверстников. Поэтому важно оценивать характер малыша.

Генетическая предрасположенность

Наследственность играет не последнюю роль в формировании физиологии и личности ребенка. Допустим, отец малыша сам пошел после годовалого возраста. Тогда не стоит удивляться тому, что его ребенок не торопится делать первые самостоятельные шаги.

Наличие желания самого ребенка

Нередки случаи, когда вполне активный самостоятельный малыш после первой неудачной попытки вертикального передвижения, боится повторить прошлый опыт, опасаясь падения. Вполне очевидная причина, почему ребенку в год боится ходить самостоятельно. В данном случае основным ограничением становится страх. Он уже приобрел опыт падения, почувствовал боль, и попросту проявляет осторожность. Кроме того, отсутствие желания ходить часто связывают с ленью. Ребенок избирает для себя наиболее простой и привычный способ передвижения, сознательно понимая, что стоять и ходить ногами намного сложнее, чем передвигаться ползком.

Патологические причины

Гадать о причинах необычного поведения малыша можно долго. И не всегда они безобидны. Например, если ребенок в 3 года не ходит самостоятельно, педиатр наблюдает у пациента выраженные патологические изменения. Среди наиболее вероятных причин можно отметить такие:

  1. Мышечная дистония, выражающаяся в нарушении двигательной активности и отклонении в развитии тонуса мышц. Подобная патология влияет не только на способность и желание ребенка к вертикальному способу передвижения, но и вызывает расстройство иных двигательных навыков.
  2. Слабость костно-мышечного скелета может рассматриваться и как неготовность организма к приобретению новых навыков, и как отдельный патологический процесс. Среди детских заболеваний, характеризующихся поражением, деформацией, либо недоразвитостью костно-мышечного скелета стоит обратить внимание на такие болезни, как: плоскостопие, дисплазия тазобедренных суставов и рахит. Особого внимания требует врожденный Данные болезни могут быть причинами, почему ребенок в 2 года не ходит самостоятельно. Важно отметить, что любая из перечисленных патологий в развитии может стать препятствием к обретению малышом новых навыков, в частности навыка прямохождения.

Использование ходунков

По мнению многих педиатров, неврологов и ортопедов, это наиболее частая причина, почему ребенок в год не ходит самостоятельно. С появлением на рынке детских товаров новых приспособлений, ходунки стали своего рода «спасательным кругом» для большинства мамочек. Разумеется, преимущества использования ходунков не стоит недооценивать, однако, и увлекаться их применением нежелательно.

Среди явных достоинств этого приспособления лидирующее место занимает - создание комфортных и безопасных условий передвижения малыша в пространстве. Действительно, ходунки - это отличный способ обезопасить ребенка от возможных падений, острых углов, электроприборов и розеток. А кроме того, у женщины появляется свободное время, когда она может заниматься делами по дому, не беспокоясь о безопасности малыша.

Большинство мамочек также уверены в том, что поместив ребенка в ходунки, они способствуют развитию у него навыка вертикального передвижения. Так ли это на самом деле? Известный детский доктор Комаровский Евгений Олегович с абсолютной уверенностью заявляет, что ходунки - это в первую очередь польза для родителей, нежели для их маленького ребенка. Главная опасность кроется в постоянном использовании этого приспособления, когда ребенок находится в ходунках весь период бодрствования, не имея возможности двигаться самостоятельно. Причем чем раньше малыша усаживают в ходунки, тем хуже это сказывается на его развитии. Поэтому ребенок в год не ходит самостоятельно.

Прежде, чем научиться прямохождению без поддержки, малыш должен освоить предыдущие двигательные навыки в строго заложенной природой последовательности. Таким образом его организм готовится к освоению техники ходьбы. Не зря большинство педиатров не советует присаживать малыша ранее полугода, пока его скелет и мышцы не окрепнут в достаточной степени. То же самое касается и вертикального положения. Ранняя пересадка в ходунки значительно увеличивает нагрузку на скелет, в частности на позвоночник, тогда как ползание способствует укреплению мышц спины и конечностей. Впоследствии это позволяет перейти к освоению новых двигательных навыков с минимальной нагрузкой на позвоночник.

Помимо этого, злоупотребление ходунками приводит к искривлению ножек. Происходит это вследствие неправильного положения стопы. Находясь в ходунках, ребенок лишается возможности наступать ножками полностью. Как правило, при передвижении он отталкивается внешней стороной стопы, что при длительной практике приводит к формированию неправильного навыка хождения. И если для мальчика это не так страшно, то для девочки перспектива приобретения кривых ног нежелательна.

В качестве альтернативного способа безопасного передвижения малыша рекомендуется использовать манеж. Так вы сможете не только обезопасить свое чадо, но и предоставить ему возможность свободно стоять и передвигаться с поддержкой, а также сделать первые шаги без помощи взрослых.

Как научить ребенка в год ходить самостоятельно?

Начинать предпочтительнее с отработки навыка ползания. Это первоначальный этап освоения сложных двигательных навыков, позволяющий ребенку научиться свободно и относительно безопасно передвигаться в пространстве, а также натренировать и укрепить костно-мышечный скелет.

Если ребенок в год не ходит самостоятельно по причине страха перед повторным падением, приветствуйте новые попытки малыша встать на ножки и пойти спокойно и ненавязчиво. Поощряйте малыша ласковыми словами, но ни в коем случае не заставляйте передвигаться насильно. Покажите на собственном примере, как это здорово ходить самому.

Признаки готовности к ходьбе

Держите в голове главное правило! Всему свое время. Если ребенок в год не ходит самостоятельно, не нужно его заставлять. О готовности малыша к прямохождению указывают следующие особенности его поведения:

  1. Ребенок подолгу стоит на ножках, держась за бортик кроватки или манежа.
  2. Малыш самостоятельно переступает в манеже или кроватке.
  3. Ребенку с легкостью удается принимать сидячее положение из положения стоя.
  4. Ребенок уже предпринимает попытки ходить, но делает это по-своему (на носочках или ползая на коленках).

Не стоит паниковать, если ребенок в год и месяц не ходит самостоятельно. Крайне важно в обучении - создать комфортные условия. Малыш не должен скользить на поверхности пола. Линолеум и плитка - не самые подходящие поверхности. Предпочтительнее, если малыш будет учиться ходить на ковровом покрытии. Не забывайте про опасность и последствия падения.

Если ребенок часто падает, плачет и нервничает, помогите ему в обучении ходьбе старым испытанным нашими бабушками способом. Для этого достаточно смоделировать специальное приспособление по типу «вожжей» из скрученной простыни и пропустить его под мышками малыша.

И никогда не останавливайтесь на достигнутом. Если чадо уже научилось самостоятельно передвигаться, переходите к следующему этапу - преодолению препятствий. Помимо естественных, можно создавать препятствия для преодоления в игровой форме, например, раскладывать на пути малыша кубики и другие игрушки. Главное, чтобы он не поранился и не ушибся в случае падения.

И еще один важный момент. Не нужно запрещать ребенку ходить босиком, если в квартире нормальная температура и нет сквозняков. По мнению большинства педиатров и ортопедов, хождение без обуви способствует правильному формированию детской стопы, исключая риск развития плоскостопия.

2 1 776 0

Возраст, с которого ребенок самостоятельно начинает ходить, – 9-17 месяцев. Но этот процесс индивидуальный.

Родители часто начинают обучать малыша хождению в очень раннем возрасте, беспокоясь, что другие дети в год ходят, а их чадо – нет. Чтобы исключить патологии умственного и физического развития, нужно проконсультироваться у педиатра, невролога, ортопеда и хирурга. Если нет отклонений, то причинами отказа ходить могут быть следующие:

  1. Страх падения . Если были попытки самостоятельной ходьбы, при которых кроха упал или ударился.
  2. Комфорт . Ползание отбирает меньше сил и это привычный способ передвижения.
  3. Использование ходунков . В них двигаться проще и безопаснее. Ребенок не представляет, как можно ходить без опоры. Современное приспособление затормаживает моторное развитие.
  4. Наследственность . Если один из родителей начал поздно ходить, то ожидать от ребенка первых шагов рано не нужно.
  5. Пол . Девочки начинают ходить раньше мальчиков.

Насильно ставить малыша на ноги нельзя. Неокрепшие конечности не выдержат веса тела. Это может привести к травмам.

Если ребенок боится или ленится ходить самостоятельно, это можно постепенно исправить. Как? Узнаете в статье. Рекомендации помогут избежать ошибок в обучении и научить малыша ходить, не травмировав его физически и психологически.

Кладите игрушки на расстоянии

Ребенка нужно заинтересовать. Кладите яркие, заметные игрушки чуть выше и дальше от малыша, чтобы достать их он мог только в вертикальном положении. Можете устроить это в виде игры, когда игрушки разложены по комнате. Задание малыша – собрать их вместе. Когда ребенок научится уверенно передвигаться, задание можно усложнить, раскладывая предметы в разных комнатах.

Если малыш хочет игрушку, но капризничает, помогите ему. Ходьба через слезы ни к чему хорошему не приводит. Но не стоит постоянно идти на . Он привыкнет и станет манипулировать вами.

Позвольте ошибаться

Часто родители настолько заботятся о ребенке, что делают все за него. приведет к тому, что чадо вообще может не пойти.

Давайте ребенку познавать мир, и “набивать” свои шишки.

Постоянно придерживая малыша, вы делаете только хуже. Ребенок не научится правильно падать. Дети падают на попу или вперед на руки на инстинктивном уровне.

Отучите от ходунков

Ходунки могут стать причиной ходьбы ребенка на носочках. Но если вы приучили к этому приспособлению, не забирайте их сразу. Отучайте постепенно.

Сокращайте время пребывания в ходунках. Первые несколько недель – 1 час, далее – 30 минут.

Покажите преимущества самостоятельной ходьбы. Например, можно нагибаться и брать игрушки, а не ждать, когда кто-то принесет.

Занимайтесь физическим развитием малыша

  1. На стопах пальцами рисовать “восьмерки” на протяжении 1-2 минут.
  2. Растирание отдельно каждой ноги.
  3. Осторожно поворачивать пальчики влево-вправо.
  4. Растирать стопы круговыми движениями.

Полезно также посещение бассейна для укрепления мышечного корсета малыша. Не менее важно . Хорошо тренируют мышцы ног такие упражнения:

    Стояние у опоры

    Малыш стоит, держась за кровать или за руки родителя.

    Прыжки с поддержкой родителей

    Удерживая ребенка подмышками, ставить себе на колени. Ребенок будет прыгать, но не упадет.

    Приседания

    Мама с ребенком, взявшись за руки, вместе приседают.

Выбирайте комфортную обувь

Первая обувь малыша должна быть удобная. Приучать к ней нужно постепенно. Ежедневно обувайте ботиночки малышу на 5 минут. С возрастом увеличивайте время хождения в обуви.

Играйте в подвижные игры

  1. Хождение от мамы к папе. Опуститесь на пол и протяните малышу руки так, чтобы сделав один шаг от мамы, он оказался уже у папы. Обязательно хвалите малыша за успехи. Но, чтобы делать это правильно, рекомендуем прочитать нашу статью о том, .
  2. Дети любят катать коляски или специальные толкатели. Когда коляска медленно катится, ребенок делает шаги за ней. Задача родителей – поддерживать малыша, но не препятствовать делать самостоятельные шаги.
  3. Увлекательная игра с обручем побуждает ребенка держать равновесие. Внутрь обруча ставите малыша, и он ходит по кругу, держась за него.
  4. Поиграйте в детский футбол. Кладите мяч на пол и покажите, как его пинать. Малыш будет все дальше отталкивать мяч, а вы, поддерживая его за руки, догонять. Затем постепенно отпускайте ребенка.
  5. Положите на двух стульях игрушки и раздвиньте их так, чтобы ребенок мог сделать 1-2 шага. Расстояние между стульями нужно увеличивать на 1 шаг с каждым днем.
  6. С поддержкой мамы на улице можно догонять голубей.
  7. Включите веселую музыку и танцуйте с малышом за ручки.

Если ребенку игра не по душе, придумайте что-то новое. Нелюбимое занятие отобьет у чада желание ходить.

Безопасное пространство для передвижений

Привыкшие к ограничениям дети боятся большого пространства и расстояния. Как можно раньше отучайте их от ходунков и манежей.

Для безопасности передвижения ребенка проследите, чтобы в комнате отсутствовали:

  • Стеклянные предметы;
  • тяжелые предметы, которые можно столкнуть;
  • горшки с цветами;
  • стулья;
  • уберите шторы, чтобы ребенок их не сдернул.

В качестве покрытия на пол выбирают паркет, ламинат, пробковый пол или ковролин. Главное, чтобы не было скользко. В первое время обучения можете постелить плед или мягкое одеяло.

В данном случае, отталкиваемся от того, как поставлен вопрос. Если «ребенок не хочет ходить», это совсем не означает, что он этого не сможет делать. Посмотрите вокруг. Вы встречали здорового ребенка, который не ходил бы к трем годам. Такого не бывает. А считать месяцы и сравнивать своего малыша с другими, это только лишний повод понервничать. Делать этого нельзя по нескольким причинам:

  • прежде всего, вы портите себе нервы и настроение, а значит и ваш ребенок также это почувствует и ответит вам плохим настроением, капризами или необоснованным плачем
  • такое сравнение настраивает вас на то, что ваш ребенок в чем-то хуже других. Такие мысли угнетающе действуют на всех, а недооценка собственного ребенка может в дальнейшем сказаться на его самооценке. Ребенок не уверенный в себе, это плохое начало самостоятельной жизни.
  • Окружающие, выслушав ваши претензии, также начнут считать, что если ребенок хочет ходить , то он недостаточно развит. Ни в коем случае нельзя давать такого повода негативного отношения к малышу в руки не слишком доброжелательных людей.

Будьте терпеливы и смотрите на все с оптимизмом. Может быть, то, что ребенок не хочет учиться ходить в те же сроки, что все – это первое проявление его незаурядности и отличия от других.

Если все-таки, терпения ждать первых шагов не хватает, то постепенно старайтесь побудить ребенка к этому.

  • При ходьбе за ручку не держите его, а позвольте ему самостоятельно держаться за пальчик. В этом случае, если малыш отвлечется и захочет дотянуться до чего-то, находящегося в стороне, он легче оторвется от родителей и сделает первый шаг.
  • Давайте ребенку больше возможностей для движения. В том случае, если он свободно передвигается по квартире, а не только сидит в манеже, то у него гораздо больше причин для самостоятельного хождения.
  • Чаще играйте с малышом в подвижные игры, зовите его к себе, просите принести игрушки или вещи, которые ему нравятся.
  • Можно и нужно пробовать провокационные действия. В то время, когда ребенок стоит на ножках и находится достаточно далеко от родителей, предложите ему новую или любимую игрушку. Очень часто малыши, торопясь получить желаемый предмет, забывают, что можно подползти, и делают первые шаги.

Но не будьте слишком навязчивы, иначе ребенок разгадает все хитрости и его упрямство может только возрасти. Если , то не заставляйте его. Просто поменяйте свое отношение к ситуации, и поставьте перед собой другую задачу, например, научить ребенка есть ложкой. Чаще всего, ситуация кардинально меняется именно тогда, когда ее перестают считать проблемной.