Новое слово в науке

Что такое внимание

Вам понадобится

  • Научная литература, иллюстрации типа «Найди три отличия», научные публикации, статьи по данному вопросу.

Инструкция

Внимание в качестве проявления активности человека выражается в познавательных процессах. В этом вопросе у психологов нет единого мнения. Одни исследователи утверждают, что отдельного и независимого такого процесса не может быть. Внимание в этом случае может выступать только как одна сторона всего психического процесса личности. Другие ученые уверены, что внимание может представлять независимое состояние человека, то есть какой-то специфический внутренний процесс, который имеет собственные особенности.

Среди свойств внимания человека выделяются следующие качества. Внимание обладает устойчивостью, которая представляет собой способность человека длительное внимание концентрироваться на объекте изучения. Внимание отличается сосредоточенностью, то есть концентрированностью на одном объекте при отвлечении от всего остального. Внимание обладает таким свойством, как переключаемость, то есть способность человека в зависимости от вида деятельности переключаться с одного объекта на другой. Распределение внимания является способность рассредоточивать его в пространстве и во времени. Объем внимания – это такое количество информации, которое человек способен сохранять и концентрировать в одно время.

Физиологические механизмы внимания человека определяются формированием очага повышенного возбуждения, его доминанты. Благодаря этому процессу в определенной части коры головного мозга создаются необходимые условия для более полного и точного отражения значимого момента или объекта. Все, что не имеет к этому отношения, просто блокируется. Физиология внимания также находится в зависимости от ориентировочного рефлекса. То есть это способность мозга выделять из окружающей действительности новый и необычный раздражитель. Этот процесс может сопровождаться и настройкой анализаторов. Повышается также активность деятельности головного мозга в момент наибольшей сосредоточенности функции внимания на каком-либо объекте.

Развитие внимания человека зависит от первоначальной его формы. Она может быть высшей и низшей. Это зависит от того, какое внимание, произвольное или непроизвольное, задействовано в данный момент. Непроизвольное внимание может проявляться без видимых раздражителей и волевых усилий со стороны человека. Произвольное внимание можно проявиться только, когда у человека поставлена конкретная цель.

Часто после долгих месяцев и лет совместной жизни многие женщины начинают замечать, что их избранник не уделяет им столько внимания, сколько раньше. В этом случае нужно взять ситуацию под контроль и начать действовать.

Инструкция

Выясните, почему мужчина оставляет вас без внимания. Возможно, он просто много работает , и у него не хватает времени поговорить с вами, узнать, как вы себя чувствуете, чем занимаетесь. Нередко времени на любимого человека не хватает и у самой женщины. Из-за этого и возникают обиды, разногласия и ссоры.

Скажите вашему избраннику прямо, что вам не хватает внимания. Возможно, он за что-то обижен на вас, и тогда вы должны постараться загладить вину, попросить прощения, если вы действительно сделали что-то не так.

Смените обстановку. Если помещение изо дня в день выглядит одинаково, это порой действует на человека удручающе и может создать нервное напряжение. Попробуйте сменить обои или ковер, выполните перестановку мебели, добавьте больше декоративных предметов и комнатных растений.

Внесите изменения в ваш образ жизни. Найдите время для совместного отпуска. Проведите его как можно активнее и посетите места, где вы еще не были. Не забывайте и о выходных днях, их также необходимо проводить вместе. Сходите вместе в кино, ресторан, ночной клуб или просто прогуляйтесь по городским улицам. Возьмите вашего любимого за руку и скажите, как сильно его любите.

Внимание является способностью человека сконцентрироваться на познавательных процессах или на одном конкретном объекте, чтобы познать его. Внимание отличается сосредоточенностью и направленностью на изучение конкретного объекта.

Вам понадобится

  • Научная литература, иллюстрации типа «Найди три отличия», научные публикации, статьи по данному вопросу.

Инструкция

Внимание в качестве проявления активности человека выражается в познавательных процессах. В этом вопросе у психологов нет единого мнения. Одни исследователи утверждают, что отдельного и независимого такого процесса не может быть. Внимание в этом случае может выступать только как одна сторона всего психического процесса личности. Другие ученые уверены, что внимание может представлять независимое состояние человека, то есть какой-то специфический внутренний процесс, который имеет собственные особенности.

Среди свойств внимания человека выделяются следующие качества. Внимание обладает устойчивостью, которая представляет собой способность человека длительное внимание концентрироваться на объекте изучения. Внимание отличается сосредоточенностью, то есть концентрированностью на одном объекте при отвлечении от всего остального. Внимание обладает таким свойством, как переключаемость, то есть способность человека в зависимости от вида деятельности переключаться с одного объекта на другой. Распределение внимания является способность рассредоточивать его в пространстве и во времени. Объем внимания – это такое количество информации, которое человек способен сохранять и концентрировать в одно время.

Физиологические механизмы внимания человека определяются формированием очага повышенного возбуждения, его доминанты. Благодаря этому процессу в определенной части коры головного мозга создаются необходимые условия для более полного и точного отражения значимого момента или объекта. Все, что не имеет к этому отношения, просто блокируется. Физиология внимания также находится в зависимости от ориентировочного рефлекса. То есть это способность мозга выделять из окружающей действительности новый и необычный раздражитель. Этот процесс может сопровождаться и настройкой анализаторов. Повышается также активность деятельности головного мозга в момент наибольшей сосредоточенности функции внимания на каком-либо объекте.

Развитие внимания человека зависит от первоначальной его формы. Она может быть высшей и низшей. Это зависит от того, какое внимание, произвольное или непроизвольное, задействовано в данный момент. Непроизвольное внимание может проявляться без видимых раздражителей и волевых усилий со стороны человека. Произвольное внимание можно проявиться только, когда у человека поставлена конкретная цель.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Сознание человека представляет собой сформированную в процессе социальной жизни высшую форму психического отражения мира. Проявляется словесно и в форме чувственных образов. Является основой познавательной и образовательной деятельности индивида. …

Сознание как феномен философии является одной из форм проявления человеческой души. При этом данная форма очень существенна и содержательна. Это важная составляющая человеческого мировоззрения и бытия. Инструкция 1Сознание с точки зрения философии…

С возрастом у человека объем памяти увеличивается, однако, уже в старости она часто начинает ослабевать. Данный процесс ученые объясняют тем, что со временем человек престаёт стремиться к усвоению новых знаний. Развитие памяти и внимания в детском…

Воображением принято именовать создание нового в виде образов, представлений или идей, порождаемое потребностями человека и являющееся одним из неотъемлемых признаков человека. Инструкция 1Воображение характеризуется выраженной направленностью на…

Концентрация внимания и мыслей требует больших затрат умственных сил. Любые внешние раздражители способны отвлечь человека от объекта концентрации. Сложно бывает сосредоточиться и при выполнении рутинной работы. Специальные упражнения и свежий…

Концентрация внимания помогает выполнять работу качественнее и быстрее. Когда вы отвлекаетесь, сами начинаете замечать, что работа приостанавливается, и пропадает желание что-либо делать. Научиться концентрации помогут несколько довольно простых…

Проблема внимания всегда была в центре внимания многих психологических концепций и учений. Так, например, Павлов, анализируя виды внимания в психологии, связывал его функционирование с мозговыми процессами и практически свел его понимание до уровня…

Как известно, внимание в жизни каждого человека играет большую роль. Но не все знают, что существует довольно обширное количество его видов, форм и качеств, характеристики которых существенно отличаются друг от друга.Понятие вниманияВнимание - это…

Внимание бывает нескольких видов. Каждый из них имеет свои причины возникновения и формы проявления. Отдельно следует рассмотреть два отличающихся вида внимания - непроизвольное и произвольное. Если последнее возникает благодаря намерению человека…

Внимание - это свойство психики, которое способствует развитию памяти и мышления. Тренировка внимания позволяет усилить его концентрацию, однако это невозможно осуществить без применения специальных упражнений и методик. Без развития этого процесса…

Человек - сложно устроенное существо. 3 составляющих определяют индивидуума: дух, разум и тело. Каждая его ипостась выполняет свои функции. Психика, являясь отражением реальности, помогает приспособиться к окружающей обстановке, как-то изменить ее или поменяться самому. Психика человека осуществляет несколько жизненно важных процессов, которые помогают в деятельности. Внимание в жизни человека сложно переоценить. Оно помогает нам учиться, мыслить, отбирать нужную информацию и так далее. Что именно делает для нас внимание, чем оно характеризуется, и как его развивать? На все вопросы мы постараемся дать ответы.

Психический процесс - внимание

Многие слышали и часто употребляют в речи такое словосочетание, как внимание человека. Психология определяет это понятие как процесс направленной и сосредоточенной фиксации сознания на конкретных объектах, вследствие чего они представляются четко и ясно.

Внимание отвечает за несколько важных действий в нашем сознании, с помощью них мы можем воспринимать информацию, выбирать из большого ее количества именно то, что нам необходимо. Основными функциями этого психического процесса являются:

  • Стимулирование к работе необходимых и замедление ненужных процессов психики в данный момент времени. Например, нам нужно запомнить несколько предложений дословно. В этот промежуток времени неактуален анализ этого текста, поэтому сразу же подключаются такие процессы, как память, воля, речь, а на второй план отходят мышление (конкретно - анализ), ощущение. Конечно, все процессы психики взаимосвязаны, поэтому существуют доминирующие и второстепенные процессы.
  • Обеспечивает отсеивание информации, воспринимаемой нами, в соответствии с нашими потребностями в конкретный промежуток времени. Например, мы читаем газету и хотим там увидеть рецепт приготовления новогоднего салата. Читаем-то мы все, но особое внимание и запоминание направлено именно на этот салат.
  • Обеспечение избирательности и концентрации на конкретном объекте или действии длительное время. В этой функции мы уже немного затронули виды внимания в психологии, поэтому объясним их подробнее.

Какие виды этого психического процесса бывают?

Поскольку внимание многогранно, из-за того что в его действии имеет место и работа других психических процессов, то и его разновидности классифицированы с нескольких сторон. Итак, виды внимания в психологии разделяют в зависимости от ведущего анализатора, деятельности, в которой участвует этот процесс, направленности на конкретный объект и так далее.

По виду деятельности, в которой принимает участие этот психический процесс, он бывает:

  • сенсорно-перцептивным (получение информации с помощью органов чувств, например, когда человек слушает музыку или следит за движением какого-либо предмета);
  • интеллектуальным (мы внимательны к какой-либо решаемой задаче, этот процесс начинает свое действие при мыслительных операциях);
  • двигательным (такой вид внимания активно проявляется себя при сложных движениях, например, у спортсменов или каскадеров).

В некоторых случаях эти виды объединяются в один процесс. Это происходит при сложных хирургических операциях, у инженеров, работающих с аппаратурой, и так далее.

Виды внимания в психологии также различаются по анализатору: обонятельное, слуховое, вкусовое, кинестетическое, зрительное и другие.

Внимание может отличаться по направленности:

  • внутреннее - человек сосредотачивается на ощущениях, которые его беспокоят внутри тела, очень часто бывает при остром проявлении какого-либо заболевания или нестабильном душевном состоянии;
  • внешнее - процесс направлен на внешнее окружение, мир;
  • пограничное - это не внутренние ощущения, а те, которые идут с поверхности кожи и слизистых оболочек.

Психический процесс разделяют еще по степени волевого контроля. Эти виды внимания в психологии анализируются чаще всего, особенно у детей. Волевая сфера - очень сложная, требует постоянного развития не только в раннем возрасте, но и у взрослых людей. По силе воли в жизни оценивается сила самой личности, поэтому механизмы ее развития и действия имеют большое значение и для проявления внимания.

  1. Непроизвольное внимание наблюдается у детей младшего возраста почти всегда, пока они не умеют проявлять волю. Этот вид бывает и у всех взрослых, когда мы видим что-то интересное, яркое или слышим внезапный звук. Для сосредоточения не прилагаются в этом случае никакие усилия. Проверкой может быть внезапный хлопок руками в кругу знакомых - даже те, кто не участвует в разговоре, посмотрят, что там происходит. Иногда для каждого человека бывает свой объект непроизвольного внимания. Это зависит от его потребностей в конкретный промежуток времени.
  2. Произвольным считается внимание, которое контролируется волей. Для достижения поставленной цели, даже если нам что-то неинтересно, мы заостряем внимание на конкретном действии или объекте. Процесс удержания этого вида психического процесса на объекте может быть усилен с помощью действий, направленных на этот объект, и удаления каких-либо отвлекающих раздражителей. Развитие внимания произвольного начинается в возрасте 3-4 лет, когда ребенок уже способен по необходимости удерживать его на объекте или выполнять определенные действия, которые ему неинтересны. Яркий пример - выучить стишок в детском саду или собрать игрушки.
  3. Послепроизвольное, другими словами - переходящее, сначала требует определенных усилий, затем переходит во внимание непреднамеренное (непроизвольное). Это бывает при подготовке к экзаменам - сначала трудно себя заставить, потом информация нас заинтересовывает, и мы окунаемся в нее с головой.

Что такое свойства внимания в психологии?

Они помогают нам понять, какие психические операции мы выполняем. Также с их помощью мы можем охватывать вниманием несколько объектов, менять фокус, в зависимости от обстоятельств. Свойства внимания делятся на две подгруппы на основании того, какое количество объектов или действий мы хотим охватить: направленные на один объект и множество.


Направленные на один объект:

  • Концентрация - с этим свойством мы часто встречаемся в повседневной жизни. Часто бывает так, что человек играет или читает, и его не дозовешься. В этом случае у него хорошо развита концентрация внимания. Это очень хорошее свойство для тех, кто работает умственно среди шума. Дети, которые не могут вникнуть в материал на уроках, имеют низкий уровень концентрации.
  • Устойчивость - отличается от первого свойства своей продолжительностью, активным включением. Почему часто для младшеклассников делают маленькое количество уроков в день? Потому что они не в состоянии долго активно воспринимать информацию.
  • Избирательность - проявляется при сосредоточении внимания на одном или нескольких объектах. Свойства внимания характеризуются тем, что очень тесно пересекаются друг с другом. Это свойство похоже на концентрацию, то есть проявляется как выборочная концентрация среди каких-либо раздражителей, чаще всего шума. Избирательность больше нужна при умственной работе.

Следующая группа включает в себя свойства внимания в психологии, которые направлены на некоторое количество объектов.

  • Распределение - человек выполняет несколько дел одновременно (с полной осознанностью). Ярким примером такого свойства является поведение Юлия Цезаря, который мог выполнять много действий одновременно. Но такие люди встречаются нечасто, ведь невозможно сознательно и сосредоточенно делать 4-7 действий. Чаще всего многие достигают такого результата при выполнении двух действий, когда одно из них сведено до автоматизма. Если кто-то считает, что может поступать, как Юлий Цезарь, он путает распределение со следующим свойством, описанным ниже.
  • Переключаемость - это такая характеристика внимания, его свойство, при котором сознательно человек перемещает внимание с одного на другой объект. Это может происходить быстро, и создается впечатление, что несколько действий выполняется сразу. Свойство нам крайне необходимо в повседневной жизни, так как помогает ориентироваться и приспосабливаться к постоянно меняющейся ситуации. Переключаемость легко поддается тренировке.
  • Объем - количество информации, о которой мы можем четко и ясно думать одновременно. Наш мозг не может анализировать всю поступающую информацию извне, поэтому задача внимания - ее дробить. Это происходит с помощью объема, который от рождения практически не меняется при обучении. Практически у всех людей объем внимания равен 5 плюс-минус 2.

Взаимосвязь памяти и внимания

Память и внимание в психологической науке считаются двумя тесно связанными процессами. Сначала мы адаптируемся к изменяющейся ситуации, выделяя необходимые нам объекты, затем их запоминаем. Здесь уже подключаются виды и свойства памяти.


Кроме этого, они похожи по качеству получения информации. И память, и внимание зависят от того, получили ли они чувственный опыт при концентрации на объекте и его запоминании. Такой механизм восприятия связан с нашим отношением к информации, а также эмоциональным настроем в данный момент.

Поистине очень интересно устроена наша психика. Мы можем идти по улице, зная, где перешагнуть ямку на дороге, и совсем не отдавать себе в этом отчет. Мы часто делаем многие вещи автоматически, думая совсем о другом. Как так получается? В этом состоит основная характеристика внимания и видов памяти: распределяя информацию извне, подключая процессы запоминания, переключения и концентрации, мы без ошибки найдем дорогу домой, сконцентрировавшись на проблемах учебы или работы.

Эмоции и внимание, или Какая польза от впечатлений?

Принимая полезную информацию, мы хотим, чтобы она хорошо запомнилась. Но не всегда это возможно - мы могли в этот момент отвлечься, переключиться на что-то другое и так далее. Поэтому на помощь здесь приходят наши впечатления. Интерес к впечатляющему объекту делает нас внимательными, а также возникшие эмоции помогают развиваться долгосрочной памяти. Сосредотачивая внимание на том, какие эмоции у нас возникали и впечатления остались после определенной информации, мы с легкостью сможем вспомнить ее суть.

Особенности внимания детей

Ребенок рождается как чистый лист - беспомощный, нежный и трепетный. С самого начала у него, при нормальном течении беременности и родов, присутствуют все психические процессы, которые развиваются в течение всей жизни. Что касается внимания, то этот процесс психики также присущ ребенку - он фокусирует свой взгляд на маме, изучает ручки, ножки, занимается с игрушками, любит рисовать и смотреть мультики. Вся его деятельность не обходится без внимания. При этом есть маленький, но очень важный нюанс - малыши не могут специально заострять на чем-то внимание. В раннем детстве действующий вид внимания - непроизвольный. С его помощью ребенок активно познает и приспосабливается к окружающей среде, как определяет наука психология. Виды и свойства внимания в этом возрасте направлены на познание и восприятие новой информации обо всем, что окружает малыша.

Только к 3-5 годам начинает формироваться произвольное внимание, с помощью которого ребенок может выполнять уже некоторые поручения, задания, но ему еще очень сложно сосредоточиться на объекте продолжительное время. В этот период на первый план выходит непроизвольное внимание.

В школьном возрасте, когда происходит становление целостной личности, постепенно набирает обороты развитие произвольного и послепроизвольного внимания. Очень существенную роль в развитии этого психического процесса, его видов и свойств играет учитель. Именно учителя помогают ученику организовать свое внимание, тем самым развивая такие свойства, как концентрация, распределение, избирательность, переключаемость. В период средней школы ребенок уже определяется с тем направлением, какое ему интересно, в котором он хотел бы развиваться. Если нет никаких проблем со здоровьем (например, гиперактивность, которая напрямую зависит от свойств внимания), после школы у него нет проблем с усвоением информации и сосредоточением на ней.

Каким изменениям подвергается внимание в юношеском и зрелом возрасте?

В юношеском возрасте основной вид деятельности - учебно-профессиональный. Именно в данной деятельности продолжает свое развитие обсуждаемый психический процесс. В механизм, который определяется как развитие внимания, в этом возрасте входят такие структуры личности, как направленность, способности, мотивация, формирование мировоззрения и другие. Юноши и девушки обращают свое внимание на то, что прежде всего им интересно, а потом уже заставляют себя воспринимать информацию, проявляя интерес к ней впоследствии. Таким образом, в юношеском возрасте у человека функционируют все виды внимания и его свойства, продолжая развиваться.

Развитие внимания (психология определяет детство и юность как пиковые для рассматриваемого психического процесса) в зрелом возрасте происходит благодаря сформированным ранее ценностным ориентациям уже взрослого человека. Желание не оставаться на достигнутом уровне, постоянный поиск новой информации, стремление познавать больше нового, практиковать, совершенствоваться - вот основные внутренние движущие силы, мотивы, помогающие человеку развивать не только внимание, но и другие когнитивные процессы. В этом возрасте все-таки могут быть и определенные ограничения, которые мешают процессу развития, например, низкий уровень образованности, стрессы, деструктивные личностные качества и привычки.

Психический процесс у пожилых людей

Сам возраст наталкивает нас на мысль о том, что теоретически могут возникнуть проблемы внимания. Снижение памяти и функциональности внимания действительно имеет место среди людей пожилого возраста. В период после 60-65 лет происходят структурные изменения в головном мозге, которые сопровождаются нейрофизиологическими и нейрохимическими процессами старения. Также снижаются компенсаторные функции мозга из-за изменения пластичности нейронов. Вследствие этого пожилой человек не может приспосабливаться к изменениям окружающей среды, а это значит, что поражается одна из основных функций внимания. Кроме того, людей в пожилом возрасте начинают атаковать различные сосудистые и дегенеративные заболевания. Поддержать организм можно, если следить за питанием, выполнять несложные задачки, вести здоровый образ жизни.

Диагностика внимания

Чтобы изучить особенности внимания человека, психологи используют тестовые материалы. Их множество, но каждый тест направлен на конкретный вид и свойство внимания. Есть универсальные методики, которые позволяют узнать уровень развития внимания в общем. Чаще всего такие тесты используются для диагностики у детей, подростков и молодежи. В зрелом возрасте применяют узконаправленные вопросники с профессиональным уклоном.

Основными методиками для изучения внимания являются: методика Мюнстерберга, таблицы Шульте, методика "10 слов" и некоторые другие, в зависимости от цели исследования. Эти задачи определяет наука психология. Тема "Внимание" в последнее время поднимается очень часто, так как проблемы, связанные с этим психическим процессом, атакуют детей дошкольного и школьного возраста, даже взрослые страдают от нехватки концентрации, распределения и переключения.

Как развивать этот процесс психики?

Развитием внимания занимаются не только психологи, но и медики, логопеды, дефектологи, педагоги. Так как от этого процесса психики зависит многое в нашей жизни, существуют целые программы по исследованию и развитию отдельных видов и свойств.


В психологической практике повышение уровня функционирования внимания осуществляется двумя способами: индивидуальные коррекционные занятия и групповые, иногда элементы коррекции этого процесса мы можем наблюдать в тренингах развития личности. Для этого специалистом подбираются специальные упражнения, в зависимости от того, с какой возрастной группой он будет работать. Развивать внимание можно и самостоятельно, подыскав некоторые упражнения-картинки, на которых нужно что-то найти или отследить либо выполнить определенные действия.

Не менее важно понять, как «работает» внимание у человека. Этой проблемой в нашем институте занимается и моя лаборатория, и лаборатория Ю.Д. Кропотова. Исследования ведутся совместно с коллективом ученых под руководством финского профессора Р. Наатанена, который открыл так называемый механизм непроизвольного внимания. Чтобы понять, о чем идет речь, представьте ситуацию: охотник крадется по лесу, выслеживая добычу. Но он и сам является добычей для хищного зверя, которого не замечает, потому что настроен только на поиск оленя или зайца. И вдруг случайный треск в кустах, может быть и не очень заметный среди птичьего щебета и шума ручья, мгновенно переключает его внимание, подает сигнал: «рядом опасность». Механизм непроизвольного внимания сформировался у человека в глубокой древности как охранный механизм, но работает и сейчас: например, водитель ведет машину, слушает радио, слышит крики детей, играющих на улице, воспринимает все звуки окружающего мира, внимание его рассеянно, и вдруг тихий стук мотора мгновенно переключает его внимание на машину – он осознает, что с двигателем что-то не в порядке (кстати, это явление похоже на детектор ошибок).
Такой переключатель внимания работает у каждого человека. Мы обнаружили зоны, которые активизируются на ПЭТ при работе этого механизма, а Ю.Д. Кропотов исследовал его с помощью метода имплантированных электродов. Иногда в самой сложной научной работе бывают смешные эпизоды. Так было, когда мы в спешке закончили эту работу перед очень важным и престижным симпозиумом. Ю.Д. Кропотов и я поехали на симпозиум делать доклады и только там с удивлением и «чувством глубокого удовлетворения» неожиданно заметили, что активизация нейронов происходит в одних и тех же зонах. Да, иногда двоим сидящим рядом надо поехать в другую страну, чтобы поговорить.
Если механизмы непроизвольного внимания нарушаются, то можно говорить о болезни. В лаборатории Кропотова изучают детей с так называемым дефицитом внимания и гиперактивностью. Это трудные дети, чаще мальчики, которые не могут сосредоточиться на уроке, их часто ругают дома и в школе, а на самом деле их нужно лечить, потому что у них нарушены некоторые определенные механизмы работы мозга. Еще недавно это явление не рассматривалось как болезнь и лучшим методом борьбы с ним считались «силовые методы». Мы сейчас можем не только определить это заболевание, но и предложить методы лечения детей с дефицитом внимания.
Однако хочется огорчить некоторых молодых читателей. Далеко не каждая шалость связана с этим заболеванием, и тогда… «силовые методы» оправданны.
Кроме непроизвольного внимания есть еще и селективное. Это так называемое «внимание на приеме», когда все вокруг говорят разом, а вы следите только за собеседником, не обращая внимания на неинтересную вам болтовню соседа справа. Во время эксперимента испытуемому рассказывают истории, в одно ухо – одну, в другое – другую. Мы следим то за историей в правом ухе, то в левом и видим, как радикально меняется активизация областей мозга. При этом активизация нервных клеток на историю в правом ухе значительно меньше – потому что большинство людей берут телефонную трубку в правую руку и прикладывают ее к правому уху. Им следить за историей в правом ухе проще, нужно меньше напрягаться, мозг возбуждается меньше.

Что такое внимание можно рассматривать с точки зрения психологии, а можно с точки зрения энерго-информационных взаимодействий.

В толковом словаре Ожегова определяется как «Сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на чем-н.».

В Энциклопедическом словаре внимание - это« сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект».

Среди учёных до сих пор не существует общего мнения по поводу того, что такое внимание. Одни считают, что не существует такого самостоятельного явления, как внимание. Они полагают, что внимание – это лишьсоставляющая, часть любого психического процесса. Другие учёные считают, что внимание – это вполне самостоятельный психический процесс, имеющий свои особенности.

Здесь мы будем рассматривать человека не с точки зренияпсихологии, а как энерго-информационную структуру, способную к самоорганизации. С этой позиции внимание можно рассматривать как функцию сознания или, точнее, как инструмент сознания, способный настраиваться на восприятие определённого спектра энергий. Выделенный вниманием спектр энергий воспринимается сознанием и обрабатывается (изучается, исследуется, идентифицируется).

Человек способен в большей или меньшей степени управлять своим вниманием. По этому признаку можно выделить произвольное внимание и непроизвольное.

Непроизвольное внимание не контролируется сознанием человека.И, обычно, «включается» каждый раз, когда какой-либо раздражитель выходит за пределы фонового режима в одну или другую сторону. Например:резко похолодало или потеплело, потемнело или зажглись фонари, всё стихло или раздался громкий звук. Вы обязательно обратите на это внимание.

Как уже отмечалось, внимание – это инструмент, который настраивается на восприятие определённого спектра энергий. Там, где внимание оттуда и получает человек энергию, туда же и передаёт свою – этот канал работает в обе стороны.

Объекты, на которые человек часто, регулярно направляет своё внимание, со временем перестают требовать постоянного контроля со стороны сознания – внимание начинает удерживаться на них автоматически, подсознательно. В таких случаях говорят о наработанных каналах или просто о наработках. Эти наработки и определяют доминирующие интересы человекаи качество его жизни.

Основные особенности и характеристики процесса внимания

Внимание, как инструмент, обладает рядом свойств и характеристик:

- (способность удерживать внимание на одном объекте);

-распределение внимания (способность направлять внимание на несколько объектов или на несколько видов деятельности одновременно);

-объём внимания (определяется количествомобъектов, на которые человек способен обратить внимание одномоментно);

-переключаемость внимания (скорость перевода внимания на другой объект или другой вид деятельности);

- устойчивость внимания (определяется временем, в течение которого человек способен удерживать внимание в одном состоянии).

P . S . Знать, что такое внимание и как его развивать, полезно каждому человеку, который стремится достигнуть успеха в любом деле, и в духовном развитии, в частности.

Напишите отзыв на эту статью.