Вопросы и ответы

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на осеннюю тему. "осень наступила" конспект нод по развитию речи в старшей группе

Тема : Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень».

Цель : закрепить представление детей об осеннем времени года, обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми:

Ребята, с каким настроением вы приходите в детский сад? (Ответы детей).

А у вас всегда бывает хорошее настроение? (Ответы детей).

Как можно догадаться, какое у человека настроение? (По глазам, по мимике, по разговору).

Правильно, о настроении можно узнать по-разному. Интересно, а сможете вы узнать о настроении поэта по его стихотворению? Слушайте внимательно.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

О каком времени года рассказал нам поэт А.С. Пушкин? (Об осени.)

С каким настроением, с какими чувствами писал он это стихотворение? (Восхищение, любование, нежность, грусть, печаль, уныние, радость...)

Какими словами он определил свое настроение? (Очей очарованье, краса, пышное увядание, унылая пора, прощальная краса.)

Ребята, как вы думаете, а по музыкальному произведению можно догадаться о настроении музыканта? Давайте попробуем.

Воспитатель предлагает детям прослушать грамзапись произведения П. И. Чайковского «Времена года».

Какая музыка прозвучала: веселая или грустная?

Какие чувства, какое настроение она у вас вызвала? (Грусть, печаль.)

Ребята, а с помощью рисунка можно выразить свое настроение? (Ответы детей).

Правильно, по рисунку также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах, мечтах.

Воспитатель под грамзапись предлагает детям рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень».

Ребята, посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые листочки берез, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий полуувядший цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо над ними.

А вы хотели бы оказаться на этом лугу?

Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей).

И. Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Правильно, ребята. Все на этой картине как будто золотое: пышное убранство берез, яркий солнечный свет осеннего дня...

Какие приметы осени вы видите на этой картине?

Какое небо? (Яркое, солнечное, голубое, прохладное.)

Какой день изображен на картине: ясный или пасмурный? (Ясный.)

Есть ли на небе облака? Какие они? (Белое облачко.)

Как вы думаете, какое настроение у берез? (Веселое, радостное, игривое настроение, они гордятся своими золотыми платьями.)

А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение у цветка? (Он радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно.)

А теперь давайте отгадаем, с каким настроением художник рисовал эту картину. (С хорошим, веселым, радостным, светлым, вдохновенным, восторженным и немного грустным)

Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ. Придумайте название своему рассказу и расскажите об осеннем дне, об осеннем небе, об облаках, о солнце, о березах, об одиноком цветке и о голубом ручье.

Примерный рассказ

Наступила осень. Тоненькие березки с белыми стволами нарядились в ярко-желтые платья. Дует легкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном танце. Смотришь на березы и удивляешься, как это зеленые листочки превратились в золотые. По лугу протекает темно-синяя река. Вода уже стала холодная. На изгибе реки стоит одинокая красавица береза, ярко-желтая и ровная, как свечка. Вдалеке виднеются зелено-коричневые деревья, ярко-зеленое поле и несколько деревенских домиков.

Небо голубое-голубое с легким белым облачком. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всем: словно горит и переливается золотая листва, играя в солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени можно догадаться, в какой стороне находится солнце.

На берегу реки ярко расцвел осенний цветок. Он радуется сам яркому лучистому солнцу и радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все цветы уже отцвели.

Цель: закрепление умения рассказывать по сюжетным картинам. Развивать познавательный интерес к природе, развивать у детей логическое мышление, память. Вызвать любовь к природе. Закреплять умение доводить до слушателя свою мысль.

Оборудование: конверт с письмом и заданиями от Осени, листочки из картона для дорожки, аудиозапись "Звуки осеннего леса".

Вводная часть

Воспитатель:
- Ребята, сегодня утром я получила письмо. Как вы думаете, от кого оно? Отгадайте, пожалуйста, загадку:
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...

Ребята, когда это бывает.?
- Осенью!
- Ребята, как вы догадались, это письмо от Осени.
Посмотрим, что же в конверте?

Письмо:
Вновь за окном листва желтеет,
И тихо дождик моросит.
А я Вас в гости приглашаю-
Осенний день вновь к нам спешит!

С собой возьмите вы улыбки
И настроение на "пять"!
Не опоздайте ни минутки!
Вам говорю сейчас без шутки!

Ну что, принимаем приглашение осени?
- Да!
Тогда - пустимся в путь. А для того чтобы добраться до леса, нужно передвигаться по осенним листочкам и не сбиться с пути. (Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу)
- Вот мы пришли в осенний лес.

Рисунок "Осенний лес"

Осень долгожданная,
Цвета ярких бабочек,
Украшает лес красочной листвой!
Не смотря на дождик,
Не смотря на холод,
Пусть приносит осень радость нам с тобой!

Прекрасен осенний лес! Ребята, скажите а для чего люди ходят в лес? (Для того чтобы побыть на свежем воздухе, подышать)
А что можно осенью собрать в лесу?

Грибы.
- Я предлагаю вам послушать лес. Какие звуки издает лес. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать. (Звучит аудиозапись "Звуки леса")
- Открываем глаза. Ребята, кто что услышал?
- Шорох листьев, звук шагов по лесу, шум ветра и качающихся деревьев, дождя.
- Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел!

Давайте вдохнем поглубже и представим запах осеннего леса?
- Опавшими листьями, грибами, жухлой травой
- Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.
Давайте присядем на этот осенний ковер.

Как вы думаете почему и зачем деревья сбрасывают осенью листья?
- Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.
- Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.
- Ребята, посмотрите,в конверте осень для нас оставила карточки с заданиями. Это Осень предлагает нам поиграть в игру "Знатоки природы". А вы любите играть?
- Да!

Вначале проведем разминку.

Физминутка "Мы - листики осенние"

Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил. (Дети имитируют действия "листочков" в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся)

1 задание "Загадочное"

Первое задание называется "Загадочное". Ребята, слушайте внимательно и отгадывайте загадки.
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто... (листопад)
Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке — бархат синий.
Это что такое? (Иней)
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный... (дождь)
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду... (лужи)
В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли... (зонт)

2 задание "Бывает - не бывает"

Ребята, я вам буду зачитывать предложения,вы даете ответ да - если такое осенью бывает, нет - если осенью не бывает.

  1. Осенью может пойти снег. Да или нет? (Ответ детей, объяснение)
  2. Осенью можно услышать пение птиц. Да или нет? (Ответ детей, объяснение)
  3. Для того, чтобы собирать малину, нужно уметь лазить по деревьям. Да или нет? (Ответ детей, объяснение)
  4. Осенью можно купаться в реке и загорать на пляже. Да или нет? (Ответ детей, объяснение)
  5. Яблоки, груши и сливы называются фруктами, потому что растут на деревьях. Да или нет? (Ответ детей, объяснение)
  6. В октябре в лесу находиться долго невозможно, потому что очень кусаются комары. Да или нет?

3 задание "Да или нет"

Когда я назову приметы осени, говорите дружно "да". Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно "нет". Вы готовы? (да) . Дайте правильный ответ:
Осенью цветут цветы? (нет)
Осенью растут грибы? (да)
Тучки солнце закрывают? (да)
Часто — часто льют дожди? (да)

Туманы осенью плывут? (да)
Ну а птицы гнезда вьют? (нет)
Звери норки закрывают? (да)
Урожай все собирают? (да)
Птичьи стаи улетают? (да)

Солнце светит очень жарко? (нет)
Все купаются в реке? (нет)
Можно детям загорать? (нет)
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да)
Сапоги всем обувать? (да)
Молодцы! Вы знаете приметы осени.

Молодцы, справились с заданиями.

Итог занятия

Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились. Пора возвращаться в детский сад.
Раз, два, три повернись, в детском садике очутись. (Дети повторяют слова, кружатся)
- Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежало письмо, лежат медали. Это осень постаралась, и я вас от ее имени награжу.

Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались? (Мы путешествовали по лесу, выполняли задания Осени)
А еще мы вспомнили, что осень бывает разной.
Ответили на все вопросы - загадки и задания. И показали себя настоящими знатоками природы!

Родионова Ольга Владимировна, воспитатель МБДОУ № 56 г. Ленинск-Кузнецкий

Чтобы скачать материал или !

Ольга Ефремова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Осень. Осенние приметы»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ : Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень » .

Закрепить знания детей о признаках осени , учить рассказывать по мнемотаблице,

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Продолжать развивать у детей память , внимание, наглядно-образное мышление.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

МАТЕРИАЛ :

Мнемотаблицы по теме «осень » , игрушка – Незнайка, листья.

Ход занятия.

Дети стоят полукругом---

Воспитатель читает загадку :

Уж пахнет в воздухе дождем,

Все холоднее с каждым днем.

Деревья свой наряд меняют,

Листочки потихонечку теряют.

Понятно всем, как дважды два -

Ответ : осенняя пора

Воспитатель. Какое настроение вам навивает эта загадка (печальное, грустное)

Воспитатель : ребята, а теперь послушайте стихотворение З. Федоровской :

Осень на опушке

Краски разводила ,

По листве тихонько

Кистью проводила.

Пожелтел орешник,

И зарделись клены,

В пурпуре осинки,

Только дуб зеленый.

Утешает осень :

Не жалейте лета!

Посмотрите – роща

Золотом одета.

Воспитатель. А теперь какое у вас настроение прочтя это стихотворение. (веселое, радостное)

А какая осень , какие определения ей можно подобрать? (Золотая, красивая, печальная, дождливая)

В : Вот, как много красивого мы сказали об осени . Давайте поиграем в игру.

Я буду говорить слово, а вы к этому слову подберете «Ласковые слова» .

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»

солнце - солнышко,

Лист - листочек,

Дождь - дождичек,

Ручей - ручеек,

Лужа - лужица,

Цветок - цветочек,

Ветер - ветерок,

Туча - тучка,

Зонт – зонтик,

Дерево – деревце.

Молодцы.

Игровое упражнение : «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБ ОСЕНИ »

На смену лету пришла… (золотая осень ) .

Солнце все реже выглядывает… (из-за туч) .

Деревья надели… (разноцветный наряд) .

Листья. (красные, желтые) горят на солнышке, а затем… (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром.

Дождик… (моросит, капает, льет) и заставляет прятаться… (по домам) .

Птицы собираются в стаи… (и улетают в теплые края) .

Зверям некогда резвиться, они делают… (запасы на зиму) .

Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

Физкультминутка

«Листья»

Листья осенние тихо кружатся , (кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги плавно ложатся (приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (движения руками вправо - влево.)

Будто опять закружиться хотят. (поднимаются кружатся.)

ВОСПИТАТЕЛЬ : Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?

(На ширме появляется кукла – Незнайка)

НЕЗНАЙКА : Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Что-то я ничего не пойму. Какое сейчас время года? Помогите мне, пожалуйста, расскажите, научите. А то я совсем запутался.

ВОСПИТАТЕЛЬ : Не переживай, Незнайка, наши дети тебе помогут. Ребята, расскажите Незнайке, какое сейчас время года?

(использую мнемотаблицы)

Воспитатель : Молодцы, дети, хорошо рассказали об осени .

Воспитатель : Медленно и неспешно наступала осень и по пословицам и поговоркам люди уже смотрели на предстоящую зиму, а об этом говорило многое, например : стаи перелетных птиц, дождливая или теплая погода, со снегом ли поздняя осень . Ведь по многим приметам осени можно было строить догадке о том, какова будет зима, короткая и мокрая, либо долгая и холодная. Незнайка, послушай, какие дети знают поговорки и пословицы об осени

* Весна красна цветами, а осень снопами .

* Осень - время собирать урожай.

* В осеннее ненастье семь погод на дворе.

*Осенний дождь мелко сеется , да долго тянется.

* Осень - запасиха , зима - подбериха.

* Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает .

* Батюшка-сентябрь не любит баловать.

Воспитатель. Незнайка, теперь ты точно знаешь какое сейчас время года и его приметы .

Поиграй с нами в интересную игру.

Подвижная игра «Найди пару»

Ход игры : дети стоят по кругу, в центре- листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев).Дети идут по кругу со словами : «Раз, два, три - лист скорей бери!» Каждый берёт листок.

Воспитатель говорит : «Найдите себе пару - листочек такого же цвета.»

Незнайка. Спасибо, ребята.

ВОСПИТАТЕЛЬ : А сейчас давайте для Незнайки придумаем красивые предложения про осень . Каждое предложение начинается со слова «Осенью » . Например : «Осенью листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают» .

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

(Осенью солнышко светит , но не греет. Осенью часто идут затяжные , моросящие дожди. Осенью листья на деревьях разноцветные. Осенью землю покрывают листья - все вокруг желтое. Осенью ветер обрывает листья с деревьев, они кружатся и падают на землю. Осенью много листьев с шуршанием летят на землю - это листопад. Осенью погода бывает хмурая, грустная, печальная. Осенью небо закрыто тучами , часто идут холодные дожди. Осенью перелетные птицы улетают в теплые края. Осенью люди собирают урожай овощей и делают запасы на зиму. Осенью многие животные строят и утепляют норы, делают запасы.)

НЕЗНАЙКА : Молодцы, ребята, придумали много красивых предложений об осени .

Воспитатель : А сейчас подойдите к столам и сделайте зарисовки признаков осени , какие запомнили. Мы их подарим Незнайке, чтобы он не путал больше осень с другими временами года.

(дети делают зарисовки) .

НЕЗНАЙКА : Спасибо, ребята за ваши рисунки, а мне пора возвращаться домой. До свидания.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему «Игрушки». Знакомство с героями Цели: активизация.

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи на тему: «В гости к фермеру» Подготовила и провела: воспитатель первой квалификационной.

Цель: продолжать упражнять детей в нетрадиционной технике рисования- тычком и печатание берёзовым листком. Задачи Образовательные: закрепить.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в младшей группе на тему «Приметы ранней весны» *Закреплять знания детей о характерных.

Татьяна Миронова
Занятие по развитию речи на тему «Осень»

Конспект НОД

Занятия по развитию речи на тему : «Осень »

Средняя группа

Воспитатель МБ ДОУ №71, г. Рязань

Миронова Татьяна Викторовна

Осень”

Виды детской деятельности :

Познавательно- исследовательская (решение проблемных ситуаций)

Двигательная (физкультминутка) ;

Игровая (дидактическая игра) ;

Чтение художественной литературы (чтение стихов, обсуждение) ;

Коммуникативная (беседа, ситуативный разговор) ;

Интегрированная форма обучения :

В ходе НОД решались задачи области ПОЗНАНИЯ (формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора, сенсорное развитие , формирование элементарных математических представлений,

В интеграции с образовательными областями :

Коммуникация (формирование словаря, звуковая культура речи , связная речь, развитие устной речи );

Художественная литература (формирование у детей потребности и интереса в чтение : слушать стихи, правильно воспринимать их содержание, поддерживать внимание и интерес к слову);

Социализация (развитие игровой деятельности, дидактические игры) ;

Здоровье (сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей, физкультминутка).

Цель : формирование представления детей об осенних явлениях природы .

Программное содержание :

ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ

Формирование представление детей о характерных признаках осени : пожелтели листья на деревьях, птицы улетают на юг, насекомые спрятались на зимовку, заяц меняет шубку, медведь готовится ко сну);

Ввести в словарь детей слова и словосочетания : листопад, золотая осень ;

Упражнять детей в составление последовательного рассказа по картинкам;

Учить детей работать в группе в парах.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ

Способствовать развитию любознательности ;

- развить речь , наглядно-образное мышление, зрительное, фонематическое восприятие, внимание, мелкую моторику рук;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Воспитывать бережное отношение к природе, отзывчивость, дружелюбные отношения друг другу.

Активация словаря по теме : листопад, золотая осень , берлога, спячка.

Предварительная работа : Экскурсия вокруг сада, наблюдение за деревьями, птицами, насекомыми, за травой, за температурой на улице.

Дидактическая игра «Зайцы и волк» .

Чтение стихов об осени , заучивание стихов, изучение потешек из русского фольклора, составление рассказов по серии сюжетных картинок осенней тематикой ) .

Продуктивная деятельность : Рисование, аппликация на тему :” Птицы”, “Осенний лес” .

Подвижные игры : “У медведя во бору”(с бегом, “ Перелет птиц”(с лазаньем и ползанием) .

Материалы и оборудование :

Карточки с изображением осеннего леса , деревьями, берлоги, зайца белого, зайца серого, макеты листьев разных деревьев, три корзинки, сборники стихов, загадок, фольклора, логические карточки “Что здесь лишнее?”, с изображением деревьев.

Методы и приемы обучения : наглядные (показ, рассматривания демонстрационного, дидактического материала, словесные (вопросы, беседа, рассказ, объяснение, педагогическая оценка, практические (дидактические игры,игровые упражнения, логические карточки) .

Форма организации детей : индивидуальная, подгрупповая.

Центр деятельности : групповое пространство.

1. Психологический настрой.

Задачи : создание атмосферы психологической безопасности.

Приветствие, установление зрительного контакта.

Воспитатель

Друзья, сегодня мы отправляемся с вами в необыкновенное путешествие. В чудесную страну, в страну загадочную, полную тайн!

“ Но в эту страну не идут поезда,”

И самолет не летает туда,

Как же страну эту назвать?

Страну, до которой рукою подать!

А здесь ребята простой секрет. Попасть туда можно если только отгадать загадки. Вы хотите попасть в чудесную страну?

Дети – Да!

Воспитатель- Ну тогда слушайте загадку

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем

Мы его, конечно, знаем. ?

Дети - сентябрь.

Воспитатель – В сентябре откроет школа

Двери для детей веселых,

У зверят же свой урок-

Запасать продукты впрок.

Все грибы мы соберем

Перед встречей с …

Дети – октябрем.

Воспитатель – Самый хмурый месяц года,

Хочется домой,-

Скоро сонная природа

Встретиться с зимой

Дети – ноябрь.

Воспитатель – Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Дети – листопад.

Воспитатель – Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья!

Какое это время года?

Дети – Это осень .

Воспитатель – Правильно ребята!

Вводно-организационный этап.

Задачи : организация направленного внимания.

Дети располагаются в кругу, помогают в подготовке материала к деятельности.

2. Основной этап.

Проверка имеющихся знаний, сообщение нового материала на основе имеющихся знаний.

Воспитатель – Ребята, когда я сегодня шла в детский сад, заметила, что наша улица очень изменилась : листья, почти все облетели, воздух холодный, морозный, не слышно пения птиц, трава вся пожухла. Как вы думаете, почему это происходит?

Ответы детей :

Воспитатель – правильно, потому что наступила осень . Сейчас я прочту вам стихотворение, которое мне нашептал холодный северный ветерок.

Ни в санях, ни на колёсах

Не проехать в ОКТЯБРЕ,

Потому что у природы

Семь погод в день на дворе :

Сеет, веет, крутит, мутит,

Льёт, метёт и всё ревёт.

И увидеть можно часто –

Сразу дождь и снег идёт.

Оголяются деревья,

Запах осени вокруг .

Улетают птицы к югу.

Холода идут, мой друг.

Те, кто дома остаётся-

Птицы, звери – все должны

Сделать множество запасов,

Чтоб дожить им до весны.

Воспитатель- Ребята, как вы думаете о чем говорит автор, сеет, веет, крутит, мутит, льет, метет и все ревет…

Ответы детей :

Воспитатель – Правильно, молодцы. Сегодня ребята мы будем путешествовать по стране “Золотая осень” , это удивительная страна! Где много красочных цветов. Теперь давайте вспомним, какими характерными признаками автор описал осень , в этом стихотворении?

Ответы детей :

Воспитатель - Правильно, ребята. А давайте устроим листопад, подбросим листики вверх (подбросили листики, смотрите как много разных листиков на нашей поляне, давайте соберем их.

4. Дидактическа игра «С какого дерева листок?»

Воспитатель дает задание : разделиться на три группы, каждой группе дает корзинку. Давайте соберем листики, у каждой группы свой листик, (березовый, кленовый, дуба)

Дети выполняют задание под музыку.

Задание выполнено.

Воспитатель – давайте проверим, правильно ребята, вы хорошо выполнили задание. А теперь опишите дерево, чьи листики вы собрали. Каким цветом ваши листики и почему?

Ответы детей :

Воспитатель – Правильно, молодцы!

Пока мы с вами играли, (воспитатель обращает внимание детей на логические карточки) давайте еще посмотрим какой должен быть лес осенью , посмотрите, что здесь лишнее (по окраске листьев, неба и т. д) .

Дети выполняют задания. Обсуждают ответы.

Воспитатель – молодцы ребята, вы хорошо выполнили задание. Посмотрите на мольберт, здесь есть картинки, что на них нарисовано?

Ответы детей : заяц серый- летом, заяц белый поздней осенью , зимой, берлога и т. д.

Воспитатель – молодцы, вы хорошо разобрались, в признаках весны, изучили новое слово берлога. А теперь по картинке составьте небольшой рассказ про берлогу, чей это дом, зачем он нужен?

Дети составляют рассказ.

Воспитатель – очень хорошие рассказы получились! Молодцы!

3. Дыхательное упражнение (физкультминутка)

Давайте поиграем немного. Повторяйте за мной :

Надувала кошка шар (выполняют движения, как при надувании шарика, выполняя при это глубокий вдох и выдох 2-3 раза)

А котенок ей мешал (выполняем движение руками, дыхание ровное)

Подошел и лапкой топ (шагаем на месте и в конце топаем ногой)

А у кошки шарик хлоп (хлопаем в ладоши) .

4. Подведение итогов.

Воспитатель – сегодня мы с вами много путешествовали, много узнали. Кто мне скажет в какой стране мы были?

Ответы детей :

Вам понравилось наше путешествие? Вы легко справились с нашими заданиями?

Ответы детей :

Воспитатель- Хорошо ребята! Молодцы!

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Придумывание рассказа по картине Осень».

Автор: Котенкова Екатерина Анатольевна, воспитатель МБДОУ детский сад №1 д. Старое Мелково, Тверская область, Конаковский район.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по речевому развитию «Придумывание рассказа по картине Осень». Данный материал будет полезен воспитателям старших групп. Это конспект направленного на развитие связной речи детей, составление своих рассказов.

Цели: Закрепление умения рассказывать по сюжетным картинам. Развивать познавательный интерес к природе, развивать у детей логическое мышление, память. Вызвать любовь к природе. Закреплять умение доводить до слушателя свою мысль.

Задачи:
1. Образовательная:
- Способствовать закреплению знаний об осени, вспомнить ее признаки;
- учить детей составлять сюжетный рассказ, по картине используя приобретенные ранее навыки построения сюжета.
- Стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине.
2. Развивающая:
- Развивать речь детей.
-активизировать в речи детей слова, относящиеся к темам «Осень»
- обогащать словарный запас.
- тренировать память, внимание.
- учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки осени,
подбирать точно слова для обозначения явления.
3. Воспитательная
- Формировать дружеские отношения детей, совместное взаимодействие,
- Воспитывать любовь к Русской природе
- Учиться замечать красоту

Материал.
1. Картины с изображением «Осени»
2. Заранее нарезанные кусочки бархатной ткани.

Воспитатель помещает на стенд картины с изображением «Золотой осени».

И. Левитан "Золотая Осень"


И. Остроухов "Золотая Осень"
Воспитатель:- Ребятки сейчас одно из самых красивых времен года. Скажите, какое сейчас время года.
Дети:- Осень
Воспитатель:- Правильно, осень. Обратите внимание на картины. Как можно их назвать.
Дети:- Осень. Золотая осень. (дают свои предположения).
Воспитатель: Молодцы. Как вы считаете, правильно вы их назвали и почему.
Дети:- Да. (дают свои предположения: листочки желтые, очень красиво).
Воспитатель:- А еще такую осень называют бархатной. Как вы думаете почему.
Дети:- (дают свои предположения)
Воспитатель:- (берет в руку кусочки бархата и раздает детям, чтобы они потрогали). Ребятки вы сейчас держите в руках, кусочки бархатной ткани. Обратите внимание, какой он.
Дети:- Он мягкий. Пушистый. Его приятно трогать.
Воспитатель:- Правильно. Посмотрите еще раз на картины, какая там осень. Сравните ее с вашими бархатными кусочками.
Воспитатель:- Похожа наша осень на бархат.
Дети:- Да.
Воспитатель:- Молодцы ребятки. Правильно. Осень изображённой на картинах. Такая же нежная, теплая, хочется потрогать ее листочки. Погулять на улице, поваляться в листьях. Она как бархат.
Воспитатель:- Ребятки, а как мы отличаем осень от других времен года. Что бывает только осенью.
Дети:- Наступает похолодание, листочки опадают. Птицы улетаю на юг.
(Воспитатель добавляет или одобрительно подсказывает)
Воспитатель:- Молодцы. Давайте немножко отдохнём.
(проводится физкульт-минутка «Листики»)
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (дети приседают)
Дунул ветер - полетели, (поднимая руки верх, качают ими)
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
Ветер снова набежал (поднимая руки верх, качают ими)
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели (дети кружатся)
И на землю тихо сели. (дети приседают)
Воспитатель:- Молодцы, садитесь на свои места. Давайте теперь вы сами придумаете свой рассказ «Золотая осень», вы можете рассказать что вы любите осень делать, где гулять, почему вам нравится осень. Вы можете смотреть на наши картины и придумывать свой рассказ по ним.
Дети:- Дети придумывают свой рассказ.
Воспитатель:- (если дети затрудняются придумать, то воспитатель сам начинает рассказ, а ребенок продолжает). Воспитатель следит, чтобы рассказ получился законченным.
Воспитатель:- Какие вы молодцы. Какая чудесная у вас получилась осень в рассказах.
Воспитатель:- Устали. Теперь давайте поиграем.
Дети радостно:- Даааа.
Проводится подвижная игра «У медведя во бору» (воспитатель следит, за правильностью произношения кричалки и соблюдением правил).
Воспитатель: - Какие вы молодцы. Понравилось вам говорить об осени.
Дети:- Да.