Рекомендации

Что такое материнская любовь и почему любовь матери самая сильная? Материнская любовь

Материнская любовь является самым бескорыстным, добрым, светлым и нежным чувством на свете.

В нашей статье мы поговорим о любви матери к своему ребенку, что это, как проявляется и насколько она важна для каждого человека.

Что это такое материнская любовь

Материнская любовь не знает границ. Это любовь, которая не требует ничего взамен. Это чувство сложно описать, но мы все чувствуем, насколько сильно каждая мать любит своего ребенка. Любовь матери способна придавать силу и возрождать, когда нам становится плохо.

Мать всегда принимает своего ребенка таким, какой он есть, и он для нее самый лучший. В трудную минуту жизни мама придет на помощь, успокоит и вдохновит на дальнейшие свершения.

Матери бывают разные, все они проявляют свою любовь по-разному – кто-то более строг, а кто-то более нежен. Это зависит от воспитания и атмосферы, в которой она выросла.

Но без сомнения, каждая мать любит своего ребенка. Она готова на все, чтобы он вырос счастливым, добрым и достойным человеком.

Ожидание ребенка

Ожидание ребенка – одно из самых прекрасных времен в жизни женщины, если она испытывает желание дать жизнь новому человеку. Очень важен настрой и готовность к тому, чтобы стать мамой.

Очень часто на только зародившуюся семью начинают давить родственники, бабушки и тети, чтобы новоиспеченная жена поскорее забеременела. Нельзя поддаваться их желаниям, ведь это только ваша жизнь.

Рождение и воспитание ребенка – очень большая перемена во всей вашей жизни, это большая ответственность, беря на себя которую, уже не будет пути обратно.

Чем более осознанно подходят будущие родители к рождению малыша, тем больше любви они будут испытывать к ребенку и смогут сделать для его счастья и развития всё, что необходимо.

Как понять, что вы готовы стать матерью? Вот несколько критериев, по которым можно определить:

  • если вы осознаете, с какими трудностями придется столкнуться, но они вас не пугают;
  • вы понимаете, что ваша жизнь больше не станет прежней. Она кардинально поменяется и с момента рождения ребенка все ваши цели и желания будут зависеть от малыша, его потребностей и самочувствия;
  • если вы готовы отдавать малышу все свое время, свою любовь и заботу;
  • если вы сформировались, как личность, и не будете проецировать свои внутриличностные проблемы на ребенка;
  • решение стать матерью осознанное, основанное не только на эмоциях, но и рационально;
  • если отношения между вами и будущим отцом ребенка гармоничны, вы пришли к единому мнению о том, как воспитывать ребенка, вы обсудили, как изменятся ваши отношения с момента его появления.

Если по каждому пункту вы дали положительный ответ, скорее всего вы готовы стать родителями. При соблюдении этих условий ребенок не станет причиной разлада в вашей семье, а только укрепит ее и сблизит вас.

Чувства при появлении на свет

Чаще всего при появлении на свет малыша, женщина начинает испытывать к нему самое прекрасное, необъяснимое чувство, которое выходит на передний план и затмевает даже ту боль, которую пришлось пережить в результате родов.

Если это чувство возникло не сразу, в этом нет ничего страшного, ведь это абсолютно новый этап в вашей жизни. Несомненно, он может вызывать стресс и страх.

Сильное ощущение любви и привязанности может прийти через несколько недель или месяцев после рождения, этого не стоит бояться.

Ваша связь с ребенком постепенно будет становиться все более крепкой. Вы будете чувствовать, что беспокоит вашего ребенка в конкретный момент, чего он хочет. В качестве аргумента можно привести тот факт, что намного проще любить того человека, которого вы знаете и понимаете.

Сила материнской любви

Материнская любовь является одним из самых сильных чувств. Это легко подтвердить примерами, когда в момент опасных ситуаций в матери просыпаются невиданные физические способности для того, чтобы спасти ребенка.

Также сила материнской любви проявляется в неиссякаемой заботе, принятии своего ребенка таким, каков он есть. Мать готова прощать своего ребенка в любых ситуациях, спасать его и помогать.

В погоне за счастьем для ребенка, очень важно не забывать о ваших взаимоотношениях с мужем, ведь именно они дали рождение новому человеку, и именно они должны быть на первом месте, так как ребенок когда-то вырастет и захочет создать свою семью, а вы останетесь вдвоем с мужем. Важно, чтобы за годы воспитания, вы остались все так же интересны друг другу, как в начале отношений.

Обратная сторона медали

Нередко возникают случаи, когда материнская любовь переходит некие границы и становится избыточной. Появляется огромная гиперопека и желание делать обычные вещи за ребенка вместо того, чтобы он сам пытался их сделать. Ведь мать может сделать это быстрее, качественнее.

Например, когда ребенок медленно одевается, или не так тщательно заправляет кровать. Надо понимать, что чем больше самостоятельности вы дадите ребенку в детстве, тем более самостоятельным и уверенным он станет в будущем, чтобы решать уже свои взрослые дела.

Также бывает, что любовь матери к сыну становится очень ревностной и собственнической. Например, когда ребенок приводит первый раз знакомиться девушку, которая ему понравилась.

Если вы начали отмечать в себе нотки ревности, необходимо скорее от них избавиться и понять, что ребенок – не ваша собственность. Он становится взрослым, чтобы жить также самостоятельно, как живете вы.

Чем важна любовь к своим детям при формировании их личности

Любовь и принятие являются самыми необходимыми чувствами, в которых нуждается маленький человек при взрослении. Для того, чтобы он вырос самостоятельным, часто нужно проявить терпение и милосердие.

Чтобы ребенок вырос счастливым, мог творить и создавать, стал успешным и уверенным человеком, его родители должны проделать огромную работу. Какие бы ошибки не совершила ваша мать при воспитании вас, старайтесь всегда быть терпеливой и заботливой.

Ваш ребенок не должен страдать от тех ошибок, которые были при вашем воспитании. Поэтому к появлению ребенка в вашей семье нужно отнестись со всей ответственностью. Необходимо разрешить свои внутренние конфликты и избавиться от негативных установок.

Не скупитесь на чувства, на похвалу, помогайте ребенку, но не делайте всю работу за него. Сохраняйте гармоничные отношения между вами и вашим мужем. Тогда у ребенка будет пример для подражания, и он вырастет счастливым и гармоничным.

Видео: чрезмерная материнская любовь, плюсы и минусы

"Она искренно, матерински любит своего сына, любит его потому только, что она родила его, что он ее сын, а совсем не потому, чтобы она видела в нем проблески человеческого достоинства"


(В.Г.Белинский.)

Примеров материнской любви очень много,как и проявления любви очень различны-от "слепой" материнской любви,на грани самопожертвования,до холодной и аристократичной сдержанности чувств,приносящий страдания от недостатка материнской любви.Образ матери часто лишь присутствует в произведениях,рядом с главными героями,но чувства,надежды,переживания материнского сердца очень схожи,каждая мать желает своему ребёнку счастья и добра,но каждая делает это по-своему,поэтому разные выражения любви объединяют общие черты.Приведу несколько примеров:


Комедия Фонвизина "Недоросль" и "слепая "материнская любовь госпожи Простаковой,обожающей Митрофанушку.Для неё сын-это "свет в окошке",она не видит его пороков,недостатков и такое обожание приводит к предательству сына.


Паустовский К.Г. "Телеграмма"-всепрощающая материнская любовь старушки,которая ждёт свою дочь каждый день,оправдывая эгоизм и чёрствость дочери её занятостью на работе.Забытая дочерью,мать так и умирает в одиночестве,опоздав на похороны,дочь только тогда понимает свою ошибку,но уже слишком поздно.


Толстой А.Н. "Русский характер" -не обмануть сердце матери,мать любит сына таким,каков он есть,а не как он выглядит.После ранения,сын вернулся домой под чужим именем,боясь своего уродства.Мать сразу узнала его,её сердце ёкнуло-"родной мой Егорушка",главное жив,а остальное не важно.


Гоголь Н.В. "Тарас Бульба"-трогательная любовь "старушки" матери к сыновьям,она не может на них наглядеться,но не смеет им рассказать о своих чувствах.Хрупкая и нестарая женщина,любит всем сердцем сыновей и …"за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю".


Пермяк Е.А. "Мама и мы"-сдержанность чувств матери,приводит к ошибочном выводам сына.Только спустя годы,сын понимает,как сильно мама любила его,просто не показывала это "на людях",а готовила его к жизненным трудностям.Только любящая мать, может провести зимой,в метель и мороз, всю ночь в поисках сына.


Чехов А.П. "Чайка"-недостаток материнской любви и страдания Константина.Мать предпочла карьеру,воспитанию сына.Сын не безразличен матери,но её выбор и предпочтения в жизни,приводят к трагедии.Сын не перенёс тяжести отсутствия матери в своей жизни,он застрелился.


Несколько примеров материнской любви показывают,насколько важно это чувство, как для детей,так и для родителей.Забота,ласка, понимание,безотчетная любовь матерей очень важны при воспитании ребёнка,но не менее важны и ответные чувства детей,пусть даже когда они уже становятся взрослыми."Лучше поздно,чем никогда".

Что такое материнская любовь?

Сочинение 1.

Что такое материнская любовь? Это самая чистая, искренняя и сильная любовь. Это безвозмездная любовь. Ведь мама любит своего ребёнка, не потому что он что-то сделал, а потому что это её ребёнок.

Я считаю, что материнская любовь – это не только любовь к своему ребёнку, но и к другим детям. Это объясняется тем, что материнское сердце как бездонная чаша нежности, заботы, внимания, в которой есть место для любви ко всем детям. За доказательствами обратимся к тексту Ю. Я. Яковлева и к жизненному опыту.

Например, в предложении 36 рассказчик, которого “мучила нечеловеческая жажда”, называет мамой чужую женщину, прося у неё воды. “Чужая” женщина дает рассказчику воды и поддерживает его как родного. Это в очередной раз доказывает великодушие всех матерей, их безграничную любовь.

Также хочется вспомнить недавно прочитанное мною стихотворение Д. Кедрина “Сердце”. Казак, разрубив клинком грудь матери, приносит девушке в дар материнское сердце. Но на крыльце он упал, и сердце матери выпало из рук. Но несмотря ни

на что, сердце матери спросило сына, не ушибся ли тот. Этот поступок “сердца” показывает огромную силу материнской любви: она простила его.

Таким образом, мы доказали огромные “размеры” материнских сердец, в которых находится место не только для родных детей, но и для чужих детей, нуждающихся в их материнской помощи. Мы поняли, что любовь матери безгранична.

Согомонян Амрай, ученик И. А. Суязовой

Сочинение 2.

Материнская любовь, на мой взгляд, самое прекрасное чувство в мире. Оно способно творить чудеса, возвращать к жизни и спасать в трудные минуты.

Я считаю, что материнская любовь – это более широкое понятие, нежели просто любовь к своему родному ребенку. Любовь, а именно материнская, не имеет границ. В подтверждение своей точки зрения могу привести следующие доказательства из текста Ю. Я. Яковлева и жизненного опыта.

В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса возьмем предложение 36. В нём говорится о том, что к чужому ребенку посторонняя женщина-мать проявила свою любовь и заботу. Именно в этом предложении, как мне кажется, и раскрывается смысл безграничной любви.

В качестве второго аргумента, доказывающего мое мнение о том, что такое материнская любовь, мне бы хотелось привести пример из жизни. В родильном доме у чужой мамы не было молока, чтобы кормить ребенка. Ребенок очень сильно плакал, но, так как моей маме было его очень жалко и у неё было много молока, она решила помочь: с радостью кормила чужого ребенка, а также и свою дочь, мою сестру.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: материнская любовь – великая сила, которая помогает нам в самые тяжелые мгновенья жизни. Любовь матери всеобъемлющая: её хватает и на своих, и на чужих детей.

Сочинение 3.

Материнская любовь… Что это? Это что-то особенное, светлое, радостное и доброе. Это самое сильное и прекрасное чувство в мире. Любовь-это забота, это ласка, это нежность, поддержка, понимание. Это всё! Без мамы не было бы жизни на земле.

Я считаю, что самым главным в жизни является любовь, материнская любовь. Нет ничего важнее матери, ведь ее чувства проявляются не только к собственному сыну или дочери, её любовь, ответственность и забота распространяются на всех. И она, словно птица, заботливо прикрывает надежным крылом от невзгод и опасности детей, своих и чужих. В подтверждение своей точки зрения могу привести следующие доказательства.

Например, в предложенном для анализа тексте в предложениях 34-36 мы видим, что солдат, мать которого погибла в осажденном Ленинграде, принял чужую женщину за свою мать, потому что та откликнулась на его зов 6 “мамочка”.В этом поступке незнакомой женщины – безграничная материнская любовь.

В качестве второго доказательства я хочу привести высказывание одного известного писателя. Максим Горький говорил: “О матерях можно рассказывать бесконечно. Так неизбежна та любовь, которой одаривает мать своё дитя. А главное – бескорыстная.” Его слова только подтверждают, что нет любви сильнее материнской.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: материнская любовь-это высшая степень любви. Любить, ничего не требуя взамен…

Елфимова Наташа, ученица И. А. Суязовой

Сочинение 4.

Материнской любовью можно назвать определённый набор положительных чувств и качеств, которым владеют все матери мира. Это и материнская забота, и преданность, и душевное тепло, которое мать дарит своему ребёнку.

Я считаю, что каждая мать может любить не только своё дитя, но и всех детей в мире. Материнская любовь – это чувства, которые охватывают всю планету, независимо от времени. В подтверждение своей точки зрения, обращусь к прочитанному тексту Ю. Я. Яковлева и жизненному опыту.

В качестве первого аргумента, подтверждающего моё мнение, возьму предложение 36. В нём говорится о том, что одна мать может заменить другую, так как материнская любовь схожа и безгранична. Это, наверное, одно из самых странных свойств материнской любви: женщина-мать не делит детей на своих и чужих.

В качестве второго аргумента, доказывающего тезис о том, что такое материнская любовь, мне хотелось бы привести пример из жизни. Недавно прочитала в газете о том, что одна женщина, которая не имела своих детей, взяла из приюта ребёнка. Она готова дарить свою любовь чужому ребёнку, как своему родному, чтобы он чувствовал, что кому-то нужен на нашей земле.

Проанализировав два аргумента, я пришла к выводу, что материнская любовь – это нечто фантастическое, ведь материнская любовь не имеет точного термина, потому что каждый воспринимает материнскую любовь по-своему.

Сочинение 5.

Материнская любовь – это любовь каждой матери к своему сыну, это поддержка и забота в трудную минуту. Материнская любовь чувствуется на расстоянии.

На мой взгляд, материнская любовь – это не только любовь к своим детям. Есть женщины, которые по каким-то причинам воспитывают чужих детей или помогают им в трудную минуту. Они не делят детей на своих и чужих. В подтверждение своей точки зрения могу привести примеры из текста Ю. Я. Яковлева, предложенного для анализа, и личного опыта.

В тексте говорится о том, что главный герой на войне получает ранение. В этот момент он зовёт на помощь мать. И вдруг рассказчик чувствует “знакомое прикосновение руки”, он слышит “родной голос” 26. . Потом, уже после войны, вспоминая своё прошлое, он говорит о том, что “у всех матерей есть великое сходство” 36. . Главный герой понимает силу материнской любви: “если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая” 36. .

Недавно я прочитал статью о русском юноше, который в Турции попал в аварию, после чего не может ходить, говорить, не может вспомнить, кто он, как его зовут. Уже около семи лет за ним ухаживает турчанка, которая забрала юношу из больницы. Она полюбила его как родного сына и даже пыталась найти родную мать, но это было безуспешно.

Таким образом, я могу сделать вывод, что материнскую любовь нельзя ничем заменить, она может распространяться на чужих детей. Это огромная сила, на которой держится мир.

Ясенко Дима, ученица И. А. Суязовой

Сочинение 6.

Что такое материнская любовь? Это самая бескорыстная, самая сильная, самая светлая любовь на свете. Мама никогда не предаст, не обманет, она всегда с тобой рядом, поддерживает тебя, заботится о тебе. Иногда мне кажется, что мама – это ангел, которого нам Господь дал при рождении.

Я считаю, что мы всегда должны помнить, что материнская любовь творит чудеса. Давайте посмотрим на отрывок из рассказа Ю. Я. Яковлева и обратимся к жизненному опыту, доказывая мою точку зрения.

Во-первых, в предложении 13 герой рассказывает о маме, которую он звал, когда был ранен, и которая пришла ему на помощь, не бросила его. Это потом он узнает, что его родная “мать погибла в осаждённом Ленинграде” 34. . А тогда, на войне, к нему подошла не родная. Она поддерживала его “голову осторожно, боясь причинить боль” 24. . Он отводила от него смерть 25. .

Во-вторых, хочу обратиться к своему читательскому опыту – книге “Мать человечья”. Она о женщине, на глазах которой расстреляли мужа, а она спряталась в поле подсолнухов. Много детей она спасла за эту войну. Они жили в подвале её разрушенного дома. Мария, главная героиня повести, заменила им всем маму, которую у них отняли фашисты.

Таким образом, мы объяснили, что такое ” материнская любовь”. Многие книги посвящены этой теме, но ни одна не расскажет вам о вашей маме. Она у каждого своя, но в то же время все мамы похожи своей добротой и безграничной любовью к детям.

Осадченко Анастасия, ученица И. А. Суязовой

Текст 8.6

1. Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.

Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу. 3. Но по-настоящему земля открылась мне на войне. 4. Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. 5. Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.

6. Один, только один раз земля не уберегла меня…

7. Я очнулся в телеге, на сене. 8. Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. 9. Пить хотели губы, голова, грудь. 10. Всё, что было во мне живого, хотело пить. 11. Это была жажда горящего дома. 12. Я сгорал от жажды.

13. И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама. 14. Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. 15. Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. 16. И я стал звать её.

17. Телега грохотала, заглушая мой голос. 18. Жажда запечатала губы. 19. А я из последних сил шептал незабываемое слово “мамочка”. 20. Я звал её. 21. Я знал, что она откликнется и придёт. 22. И она появилась. 23. И сразу смолк грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. 24. Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. 25. Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть.

26. Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:

– 27. Сынок, сынок, родненький.

28. Я не мог даже приоткрыть глаза. 29. Но я видел мать. 30. Я узнавал её руку, её голос. 31. Я ожил от её милосердия. 32. Губы разжались, и я прошептал:

– 33. Мама, мамочка.

34. Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. 35. В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. 36. Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.

37. Мама. 38. Мамочка.

39. Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. 40. Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери. 41. Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это. 42. Я вижу это с опозданием. 43. Но я вижу.

44. На Пискарёвском кладбище, заполненном народным горем, зеленеет трава. 45. Здесь похоронена моя мать, как и многие другие жертвы блокады. 46. Документов нет. 47. Очевидцев нет. 48. Ничего нет. 49. Но есть вечная сыновья любовь. 50. И я знаю, что сердце моей матери стало сердцем земли. По Ю. Я. Яковлеву.


(Пока оценок нет)

Наверное, каждый человек рано или поздно приходит к мысли о том, что нет на свете ближе и роднее матери. Это женщина, которая не просто подарила жизнь, но и помогла стать тем, кем каждый из нас сегодня является. Невозможно переоценить ее вклад в развитие и становление личности. Каждого из нас в трудные минуты согревает материнская любовь: безграничная, нежная. Она как лучик солнца, пробивающийся через темные тучи будничных дней.

Что такое любовь?

Если провести опрос людей на улицах, то ответы могут быть достаточно разнообразными и порой интересными. Любовь - это чувство. А каждый чувствует определенным образом и описать это может абсолютно разными словами. Кроме этого, такое понятие имеет глубокий философский смысл, трактовать который можно с разных позиций. Например, есть различия между тем, что чувствуем мы к противоположному полу и понятием "материнская любовь". Аргументы для каждого из этих вариантов будут различаться.

В любом случае можно сказать, что это чувство - возвышенное состояние человека. Испытывая любовь, мы посылаем во Вселенную положительную энергию, излучаем свет огромной силы.

Интересно, что еще в древней Греции выделяли несколько понятий любви:

  • Эрос.
  • Филия.
  • Сторге.
  • Агапэ.

Первый вариант - это восторженная любовь, похожая на почитание объекта или поклонение ему. Вторым термином можно описать дружеские взаимоотношения, обусловленные социальными связями. Сторге - это нежность, которая особенно подходит для описания понятия "материнская любовь". Последняя разновидность - это чувство, не обусловленное никакими рамками. Так можно описать отношение верующих к Богу.

В ожидании чуда

Чаще всего первые теплые чувства к ребенку женщина начинает испытывать уже в период беременности. Каждая помнит те волнительные моменты, когда малыш впервые начинал шевелиться в животе, вызывая ни с чем не сравнимые переживания. Если в этот период спросить женщину о том, что такое материнская любовь, определение будет расплывчатым и не совсем ясным. Потому что, лишь взяв на руки ребенка, проведя с ним дни, месяцы и годы, можно ответить на такой вопрос правильно.

Но не стоит забывать, что все равно одинакового определения невозможно получить. Для кого-то - это забота, для других - безграничная вера, поддержка.

Еще до появления малыша можно проявлять свою любовь по отношению к нему. Например, петь колыбельные песни, читать сказки, разговаривать с ним. И как утверждают ученые, все это будет услышано и принято ребенком. Он будет понимать, что его ждут. А ведь это так важно. Момент родов сопровождается болезненными ощущениями не только для матери, но и для ребенка. Поэтому поддержка и вера в лучшее скажутся благоприятно. Думаем, каждый понимает, как это радостно, когда тебя кто-то ждет.

Первые дни на свете

Однако самые невероятные чувства, яркие и многогранные, испытывает человек, впервые увидевший своего ребенка. Точно так же, как и малыш, который за девять месяцев своего существования, никогда не видевший солнца, вдруг оказывается в залитой светом комнате. Он щурит глаза, вдыхает воздух и плачет. В этот момент как никогда ему нужна материнская любовь, которая способна окружить его заботой, подарить покой и уверенность в будущем.

Оказавшемуся в огромном новом мире маленькому человеку нужен наставник, проводник, помощник. И все это он ищет в лице своей матери.

Нужно помнить, что существуют самые разнообразные примеры материнской любви: в истории, литературе, жизни. И, знакомясь с ними, можно понять, что есть положительного в этом чувстве, а что может отразиться негативным образом.

Необходимо постоянно стремиться к пониманию и осмыслению своих чувств и взаимоотношений с ребенком, чтобы дать ему самое лучшее, не травмировав. Ведь если долго смотреть на солнце, можно ослепнуть - вот и постоянно окруженный чрезмерной любовью человек может потерять важные жизненные ориентиры.

Сила материнской любви

Сложно определить, каким должно быть это чувство по своей силе, интенсивности и объему. С этим вопросом можно обратиться к церкви. В одной из проповедей священник спросил прихожан: «Если в вашем доме случится пожар, кого вы первым будете спасать: супруга или ребенка?» И, не дождавшись ответа, сам произнес правильный вариант: "Супруга!" Это человек, который является вашей частью, неотъемлемой половинкой. Вас невозможно разделить. Именно супруг поможет в трудные минуты, окажет поддержку и проявит заботу. Если не будет его, то и потомства не следует ждать. А что касается детей - Бог вам их дал, он же может и забрать.

Принять такое может не каждый верующий, а что уж говорить об обычных людях. Для многих сила материнской любви имеет первостепенное значение. Она превосходит все другие чувства. Однако, изучая вопрос детальнее, можно прийти к однозначному выводу, что на первом месте - любовь между мужчиной и женщиной. Именно она создает пространство, наплоенное светом и добротой, которое станет основой для счастливого детства.

Обратная сторона медали

Вопрос отношений между родителями и детьми, мужем и женой затрагивается уже много тысячелетий. Но если примеры недостатка любви мы встречаем в литературе, театре, музыке, кино, то о чрезмерном проявлении этого чувства говорят достаточно редко. А ведь оно может вызывать не менее худшие последствия. К сожалению, сегодня люди недостаточно понимают, насколько пагубной, негативной может быть чрезмерная материнская любовь. Она ломает судьбы, разрушает семьи и порой даже убивает.

Каковы же причины возникновения такого сильного чувства? Во-первых, это может быть непонимание собственных жизненных целей. Не имея понятия о том, зачем она здесь, в этом мире, женщина считает, что главное - это воспитание детей, которые становятся смыслом ее жизни. С этого и начинаются проблемы. Во-вторых, зачастую все это идет из глубины семьи, передается по наследству. В-третьих, причиной могут стать определенные религиозные взгляды, влияние современных тенденций воспитания, когда ребенок ставится на первое место.

Еще два чувства, которые заставляют окружать чадо чрезмерной любовью, - чувство собственности и жалость.

Всего этого нужно тщательно избегать, дабы не нанести непоправимого ущерба личности собственного ребенка.

Материнская терапия

Рассматривая вопрос отношений между детьми и родителями, можно уйти глубоко в дебри, но так и не понять, какой должна быть материнская любовь. Аргументы, приводимые двумя сторонами, порой кардинально различаются, но иногда и поддерживают общую мысль, например, о том, что для ребенка это чувство играет достаточно важную роль. Благодаря любви матери малыш чувствует себя более уверенно, защищено и, следовательно, комфортно.

Только вспомните о том, как, ударившись в детстве ручкой или ножкой, вы прибегали в слезах. Мама просто целовала ее, и боль проходила. Точно так же и в более серьезных вопросах - ребенку достаточно ощущения плеча для того, чтобы достигать больших результатов.

Образ матери в литературе

Изучая классические примеры художественных произведений, невозможно найти ответа на вопрос о том, что такое материнская любовь. Определение этого чувства многогранно и заслуживает описания в толстенном постулате. Да и образ матери практически не встречается в произведениях русских писателей как один из главных. Зачастую это второстепенные персонажи. Но при этом все они, описанные в разные времена разными людьми, имеют общие черты. Чаще всего авторами показывается любовь, не знающая границ. Такие чувства описаны в произведениях «Недоросль» Фонвизина, «Капитанская дочка» Пушкина, «Тарас Бульба» Гоголя.

Жизненные примеры

В каждом доме и даже в каждом подъезде найдется человек, который пострадал от любви. Кому-то ее не хватало, а над кем-то она довлела. Такие люди обычно страдают от множества болезней, часто это алкоголизм и другие виды зависимости. Они могут быть неуверенными в себе и закомплексованными. Для того чтобы такие примеры материнской любви встречались как можно реже, необходимо постоянно работать над собой.

Молитва

Несмотря на то что в христианской вере любви к супругу отводится большее значение, здесь все же имеется место молитвам о детях. Причем это не просто слова, в которых мать просит прощения или отмаливает перед Богом свое чадо. Это молитвы, помогающие создать защиту, окружить ребенка светлой энергией на протяжении всей жизни. Как вы понимаете, материнская любовь - это не только то, что женщина дает сыну или дочери, но и то, что она чувствует, думает. Все это мать посылает во Вселенную, которая, отражая лучи, направляет свет на малыша.

Невозможно однозначно рассматривать чувства к ребенку, ведь сколько людей - столько и мнений. Для каждого она своя - материнская любовь. Значение этого чувства в нашем понимании складывается годами на основе собственного опыта, переживаний и ярких моментов.

Тексты для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Тема «Материнская любовь» (из ОБЗ ФИПИ)

Составила (скомпоновала) учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ с. Лорино»

Камышева Светлана Ильинична

Все мамы раз­ные: мо­ло­дые, кра­си­вые, седые и устав­шие, доб­рые и стро­гие. (2)Но до самой ста­ро­сти они оста­ют­ся для нас всё теми же ма­ма­ми. (3)Ведь и взрос­ло­му че­ло­ве­ку, так же как и ребёнку, нужен мамин совет. (4)Толь­ко мама, невзи­рая ни на что, под­дер­жит в любых хо­ро­ших на­чи­на­ни­ях, а ино­гда и вы­ру­чит в труд­ную ми­ну­ту, про­стит тебе любую ошиб­ку и не­уда­чу, гру­бое слово и не­по­ни­ма­ние. (5)Толь­ко вздохнёт ти­хонь­ко, смахнёт украд­кой слезу с груст­ных глаз и... про­стит тебя.

(6)Ведь серд­це ма­те­ри без­дон­но. (7)Ведь серд­це ма­те­ри спо­соб­но про­стить тебе всё на свете. (8)Вдруг вспом­ни­лось сти­хо­тво­ре­ние Би­рю­ко­ва о том, как сын, вы­рвав серд­це ма­те­ри, понёс его же­сто­кой воз­люб­лен­ной. (9)Нелёгок был его путь, на скольз­ком по­ро­ге он осту­пил­ся и упал. (10)И в этот мо­мент услы­шал, как серд­це спро­си­ло: «Ты не ушиб­ся, сынок?» (11)Мама про­сти­ла пре­да­тель­ство сына и его же­сто­кость, по­то­му что не может она иначе...

(12)А руки ма­те­ри... (13)Вы за­ду­мы­ва­лись когда-ни­будь, как много де­ла­ют для вас ма­ми­ны руки, как на­тру­же­ны они, как бес­по­кой­ны - доб­рые, неж­ные, силь­ные и за­бот­ли­вые ма­ми­ны руки. (14)Они - самое пер­вое, что мы по­чув­ство­ва­ли в жизни, когда при­шли в этот новый, не­зна­ко­мый и уди­ви­тель­ный мир. (15)Они при­жа­ли нас к груди, за­щи­тив от не­взгод и тре­вог. (16)Ма­ми­на ла­до­шка коснётся твоих волос, по­треп­лет их иг­ри­во, и вот ушли все не­при­ят­но­сти и огор­че­ния, как будто мама от­ве­ла их от тебя своей ма­те­рин­ской рукой. (17)Самое до­ро­гое со­кро­ви­ще, самая боль­шая цен­ность в нашей жизни - руки нашей мамы! (18)Взяв­шие на себя всю боль и холод, все раны и удары жизни, все тя­же­сти и не­по­го­ды - всё то, что ограж­да­ет нас от не­взгод и поз­во­ля­ет быть счаст­ли­вы­ми.

(19)К со­жа­ле­нию, мы редко за­ду­мы­ва­ем­ся о том, сколь­ко вре­ме­ни и сил, сколь­ко труда и здо­ро­вья, сколь­ко ласки и за­бо­ты тра­тит на нас мама. (20)Вы­рас­та­ем и, уехав из род­но­го дома, за­бы­ва­ем по­зво­нить, на­пи­сать пару стро­чек, под­пи­сать от­крыт­ку к празд­ни­ку. (21)А мама ждёт! (22)И на­хо­дит любые оправ­да­ния нашей чёрст­во­сти, нашей за­ня­то­сти, на­ше­му не­вни­ма­нию.

(23)К со­жа­ле­нию, мно­гие слиш­ком позд­но по­ни­ма­ют, что за­бы­ли ска­зать много хо­ро­ших слов своим мамам. (24)Чтобы этого не про­изо­шло, нужно да­рить тепло ма­те­рям каж­дый день и час, ведь бла­го­дар­ные дети - луч­ший по­да­рок для них.

(25)Сколь­ко бы мы ни го­во­ри­ли о маме, этого будет мало. (26)Каж­дая мама бес­ко­рыст­но сде­ла­ет всё для сво­е­го ребёнка. (27)Она будет пе­ре­жи­вать за твою судь­бу не­за­ви­си­мо от того, сколь­ко тебе лет. (28)Она от­ру­га­ет сво­е­го по­взрос­лев­ше­го ребёнка, а потом по­ра­ду­ет­ся за него и обя­за­тель­но от­ме­тит все хо­ро­шие пе­ре­ме­ны, ко­то­рые про­изо­шли с её все­гда ма­лень­ким род­ным че­ло­веч­ком. (29)Мама от­даст всё за то, чтобы ты стал на­сто­я­щим че­ло­ве­ком.

(По И. Селивёрсто­вой) *

* Селивёрсто­ва Инна - со­вре­мен­ный про­за­ик и поэт.

обоснования ответа на вопрос: «Почему мамы всегда прощают своих детей?»

Дети, осознав свои ошибки, всегда просят у своих мам прощения.

Дети дарят своим мамам тепло и заботу каждый день.

Сердце матери бездонно и способно простить всё.

Мамы, отругав детей за дурной поступок, видят их раскаяние.

гипербола .

Все мамы разные: молодые, красивые, седые и уставшие, добрые и строгие.

Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете.

К сожалению, многие слишком поздно понимают, что забыли сказать много хороших слов своим мамам.

Она будет переживать за твою судьбу независимо от того, сколько тебе лет.

3. Из предложений 14–16 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «присоединение

4. Из предложений 9–13 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква Н».

«украдкой» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот

6. Замените словосочетание «мамин совет» управление

7. Выпишите грамматическую основу предложения 2.

8. Среди предложений 13–18 найдите предложение

9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове .

К сожалению, (1) мы редко задумываемся о том, (2) сколько времени и сил, (3) сколько труда и здоровья, (4) сколько ласки и заботы тратит на нас мама. Вырастаем и, (5) уехав из родного дома, (6) забываем позвонить, (7) написать пару строчек, (8) подписать открытку к празднику.

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 28. Ответ запишите цифрой.

сочинительной связью.

Мамина ладошка коснётся твоих волос, (1) потреплет их игриво, (2) и вот ушли все неприятности и огорчения, (3) как будто мама отвела их от тебя своей материнской рукой. Самое дорогое сокровище, (4) самая большая ценность в нашей жизни –

руки нашей мамы!

12. Среди предложений 13–18 найдите сложное предложение с последовательным подчинением

13. Среди предложений 6–11 найдите бессоюзное сложное

Текст 2

Го­род­ской че­ло­век не ве­да­ет, чем пах­нет земля, как она дышит, как стра­да­ет от жажды, - земля скры­та от его глаз за­стыв­шей лавой ас­фаль­та.

(2)Меня мать при­уча­ла к земле, как птица при­уча­ет сво­е­го птен­ца к небу. (3)Но по-на­сто­я­ще­му земля от­кры­лась мне на войне. (4)Я узнал спа­си­тель­ное свой­ство земли: под силь­ным огнём при­жи­мал­ся к ней в на­деж­де, что смерть ми­ну­ет меня. (5)Это была земля моей ма­те­ри, род­ная земля, и она хра­ни­ла меня с ма­те­рин­ской вер­но­стью.

(6)Один, толь­ко один раз земля не убе­рег­ла меня...

(7)Я оч­нул­ся в те­ле­ге, на сене. (8)Я не по­чув­ство­вал боли, меня му­чи­ла не­че­ло­ве­че­ская жажда. (9)Пить хо­те­ли губы, го­ло­ва, грудь. (10)Всё, что было во мне жи­во­го, хо­те­ло пить. (11)Это была жажда го­ря­ще­го дома. (12)Я сго­рал от жажды.

(13)И вдруг я по­ду­мал, что един­ствен­ный че­ло­век, ко­то­рый может меня спа­сти, - мама. (14)Во мне про­бу­ди­лось за­бы­тое дет­ское чув­ство: когда плохо, рядом долж­на быть мама. (15)Она уто­лит жажду, отведёт боль, успо­ко­ит, спасёт. (16)И я стал звать её.

(17)Те­ле­га гро­хо­та­ла, за­глу­шая мой голос. (18)Жажда за­пе­ча­та­ла губы. (19)А я из по­след­них сил шеп­тал не­за­бы­ва­е­мое слово «ма­моч­ка». (20)Я звал её. (21)Я знал, что она от­клик­нет­ся и придёт. (22)И она по­яви­лась. (23)И сразу смолк гро­хот, и хо­лод­ная жи­во­твор­ная влага хлы­ну­ла га­сить пожар: текла по губам, по под­бо­род­ку, за во­рот­ник. (24)Мама под­дер­жи­ва­ла мою го­ло­ву осто­рож­но, боясь при­чи­нить боль. (25)Она поила меня из хо­лод­но­го ков­ши­ка, от­во­ди­ла от меня смерть.

(26)Я по­чув­ство­вал зна­ко­мое при­кос­но­ве­ние руки, услы­шал род­ной голос:

– (27)Сынок, сынок, род­нень­кий…

(28)Я не мог даже при­от­крыть глаза. (29)Но я видел мать. (30)Я узна­вал её руку, её голос. (31)Я ожил от её ми­ло­сер­дия. (32)Губы раз­жа­лись, и я про­шеп­тал:

– (33)Мама, ма­моч­ка…

(34)Моя мать по­гиб­ла в осаждённом Ле­нин­гра­де. (35)В не­зна­ко­мом селе у ко­лод­ца я при­нял чужую мать за свою. (36)Ви­ди­мо, у всех ма­те­рей есть ве­ли­кое сход­ство, и если одна мать не может прий­ти к ра­не­но­му сыну, то у его из­го­ло­вья ста­но­вит­ся дру­гая.

(37)Мама. (38)Ма­моч­ка.

(39)Я много знаю о по­дви­гах жен­щин, вы­но­сив­ших с поля боя ра­не­ных бой­цов, ра­бо­тав­ших за муж­чин, от­да­вав­ших свою кровь детям, иду­щих по си­бир­ским трак­там за сво­и­ми му­жья­ми. (40)Я ни­ко­гда не думал, что всё это, не­со­мнен­но, имеет от­но­ше­ние к моей ма­те­ри. (41)Те­перь я огля­ды­ва­юсь на её жизнь и вижу: она про­шла через всё это. (42)Я вижу это с опоз­да­ни­ем. (43)Но я вижу.

(44)На Пис­карёвском клад­би­ще, за­пол­нен­ном на­род­ным горем, зе­ле­не­ет трава. (45)Здесь по­хо­ро­не­на моя мать, как и мно­гие дру­гие жерт­вы бло­ка­ды. (46)До­ку­мен­тов нет. (47)Оче­вид­цев нет. (48)Ни­че­го нет. (49)Но есть веч­ная сы­но­вья лю­бовь. (50)И я знаю, что серд­це моей ма­те­ри стало серд­цем земли.

(По Ю. Я. Яко­вле­ву)*

*

1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик принял чужую мать за свою?

1) Мать героя-рассказчика погибла в осаждённом Ленинграде

2) Он знал о подвигах женщин, «выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями».

3) Чужая женщина была внешне похожа на родную мать героя-рассказчика.

4) Чужая женщина заботилась о раненом герое-рассказчике с материнской любовью.

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение .

1) Один, только один раз земля не уберегла меня.

2) Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу.

3) Я сгорал от жажды.

4) И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, мама.

3. Из предложений 27–32 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия»

4. Из предложений 44–50 выпишите слово, в котором правописание суффикса

5. Замените книжное слово «ведает» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

6. Замените словосочетание «народным горем» (предложение 44), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

7. Выпишите грамматическую основу предложения 16.

8. Среди предложений 13–19 найдите предложение с обособленным обстоятельством . Напишите номер этого предложения.

вводном слове .

Я много знаю о подвигах женщин: выносивших с поля боя раненых бойцов, (1) работавших за мужчин, (2) отдававших свою кровь детям, (3) идущих по сибирским трактам за своими мужьями. Я никогда не думал, (4) что всё это, (5) несомненно, (6) имеет отношение к моей матери.

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 36. Ответ запишите цифрой.

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, (1) что смерть минует меня. Это была земля моей матери, (2) родная земля, (3) и она хранила меня с материнской верностью.

Один, (4) только один раз земля не уберегла меня...

Я очнулся в телеге, (5) на сене. Я не почувствовал боли, (6) меня мучила нечеловеческая жажда.

12. Среди предложений 10–15 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

13. Среди предложений 1–10 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

Текст 3

Мы за­дер­жа­лись в школе, и, когда вышли на улицу, уже смер­ка­лось. (2)Снегу на­ва­ли­ло до по­ло­ви­ны ва­лен­ка. (3)Я за­бес­по­ко­ил­ся, зная, как же­сто­ки наши степ­ные си­бир­ские ме­те­ли, какие беды они могут при­не­сти.

(4)И скоро на­ча­лось то, чего я опа­сал­ся. (5)Сне­жин­ки вдруг за­кру­жи­лись в таком танце, что через не­сколь­ко минут на­ча­лась на­сто­я­щая пурга, вско­ре пе­ре­шед­шая в боль­шой буран. (6)Узень­кую до­рож­ку, ко­то­рая вела в наше село, то и дело за­сы­па­ло сне­гом, а потом она и со­всем про­па­ла. (7)Будто из-под ног её украл кто-то очень не­доб­рый.

(8)Я ис­пу­гал­ся и не знал, что де­лать даль­ше. (9)Ветер сви­стел на все лады, чу­ди­лись волки. (10)И вдруг в вое ветра я услы­шал спо­кой­ный голос ма­те­ри: «Не бойся, тебе надо за­рыть­ся в снег». (11)Я так отчётливо слы­шал голос моей ма­те­ри, от­лич­но зная, что ма­ми­ным го­ло­сом я раз­го­ва­ри­ваю сам с собой в моём во­об­ра­же­нии…

(12)Мы вы­ры­ли пе­щер­ку и всю ночь про­си­де­ли, рас­ска­зы­вая друг другу раз­ные ис­то­рии. (13)А утром, про­бив дыру на сво­бо­ду, мы от­пра­ви­лись домой.

(14)От­крыв дверь, я бро­сил­ся к маме. (15)Бро­сил­ся и - что было, то было - за­пла­кал.

– (16)Да о чём ты? (17)Пе­ре­обу­вай­ся да живо за стол, - ска­за­ла мать, ни­че­го не спро­сив о ми­нув­шей ночи.

(18)При­е­хал отец. (19)Он хва­лил меня, обе­щал мне ку­пить ма­лень­кое, но на­сто­я­щее ружьё. (20)Он удив­лял­ся моей на­ход­чи­во­сти. (21)А мать?.. (22)Мать ска­за­ла: «Парню три­на­дца­тый год, и стран­но было бы, если бы он рас­те­рял­ся в ме­тель да себя с то­ва­ри­ща­ми не спас».

(23)Ве­че­ром мы оста­лись с ба­буш­кой вдвоём. (24)Мать ушла на стан­цию, к фельд­ше­ру. (25)Ска­за­ла, что уго­ре­ла - болит го­ло­ва. (26)С ба­буш­кой мне все­гда было легко и про­сто. (27)Я спро­сил её: «Ба­буш­ка, хоть ты скажи мне прав­ду: по­че­му мать не по­жа­ле­ла меня? (28)Не­уже­ли я в самом деле такой нестoящий?».

– (29)Ду­рень ты, боль­ше никто! - от­ве­ти­ла ба­буш­ка. - (30)Мать всю ночь не спала, ре­ве­ла, как ума­лишённая, с со­ба­кой по степи тебя ис­ка­ла, ко­ле­ни об­мо­ро­зи­ла... (31)Толь­ко ты ей, смот­ри, об этом ни гугу!

(32)Вско­ре вер­ну­лась мать. (33)Она ска­за­ла ба­буш­ке: «Фельд­шер дал по­рош­ки от го­ло­вы. (34)Го­во­рит, че­пу­ха, скоро пройдёт».

(35)Я бро­сил­ся к ма­те­ри и обнял её ноги. (36)Сквозь толщу юбок я по­чув­ство­вал, что её ко­ле­ни за­бин­то­ва­ны. (37)Но я даже не подал виду. (38)Я ни­ко­гда ещё не был так лас­ков с нею. (39)Я ни­ко­гда ещё так не любил свою мать. (40)Об­ли­ва­ясь сле­за­ми, я це­ло­вал её об­вет­рен­ные руки. (41)А она по­гла­ди­ла меня по го­ло­ве и ушла, чтобы лечь. (42)Ви­ди­мо, сто­ять ей было труд­но.

(43)Так рас­ти­ла и за­ка­ли­ва­ла нас наша лю­бя­щая и за­бот­ли­вая мать. (44)Да­ле­ко смот­ре­ла она. (45)И ху­до­го из этого не по­лу­чи­лось. (46)Мой брат те­перь два­жды Герой. (47)И про себя я кое-что мог бы ска­зать, да ма­те­рью стро­го-на­стро­го на­ка­за­но как можно мень­ше го­во­рить о себе.

(По Е. А. Пер­мя­ку) *

* Пермя"к Ев­ге­ний Ан­дре­евич (на­сто­я­щая фа­ми­лия - Вис­сов) (1902 - 1982) - рус­ский со­вет­ский пи­са­тель.

1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мать не пожалела сына?»

1) Мать была бессердечной и равнодушной по отношению к сыну.

2) Мать считала, что сыну достаточно будет сочувствия и похвалы отца.

3) Мать рассердилась на сына за то беспокойство, которое он причинил ей.

4) Мать считала поведение сына естественным для взрослого, ответственного человека и хотела, чтобы он почувствовал себя настоящим мужчиной.

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм .

1) Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран.

2) А утром, пробив дыру на свободу, мы отправились домой.

3) Но я даже не подал виду.

4) А она погладила меня по голове и ушла, чтобы лечь.

3. Из предложений 18–24 выпишите слово, в котором правописание приставки

4. Из предложений 35–40 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».

5. Замените разговорное слово «живо» синонимом . Напишите этот синоним.

6. Замените словосочетание «степные метели» (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

7. Выпишите грамматическую основу предложения 2.

8. Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением . Напишите номер этого предложения.

9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Дурень ты, (1) больше никто! – ответила бабушка. – Мать всю ночь не спала, (2) ревела, (3) как умалишённая, (4) с собакой по степи тебя искала, (5) колени обморозила... Только ты ей, (6) смотри, (7) об этом ни гугу!

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

И скоро началось то, (1) чего я опасался. Снежинки вдруг закружились в таком танце, (2) что через несколько минут началась настоящая пурга, (3) вскоре перешедшая в большой буран. Узенькую дорожку, (4) которая вела в наше село, (5) то и дело засыпало снегом, (6) а потом она и совсем пропала.

однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

13. Среди предложений 3–9 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

Текст 4

Никто, как мать, не умеет так глу­бо­ко скры­вать свои стра­да­ния и муки. (2)И никто, как дети, не умеет так хлад­но­кров­но не за­ме­чать того, что про­ис­хо­дит с ма­те­рью. (3)Она не жа­лу­ет­ся, зна­чит, ей хо­ро­шо.

(4)Я ни­ко­гда не видел слёз своей ма­те­ри. (5)Ни разу в моём при­сут­ствии её глаза не увлаж­ня­лись, ни разу она не по­жа­ло­ва­лась мне на жизнь, на боль. (6)Я не знал, что это было ми­ло­сер­ди­ем, ко­то­рое она ока­зы­ва­ла мне.

(7)В дет­стве мы легко при­ни­ма­ем от ма­те­ри жерт­вы, всё время тре­бу­ем жертв. (8)А то, что это же­сто­ко, узнаём позже - от своих детей.

(9)«Зо­ло­тые дни» не вечны, на смену им при­хо­дят «су­ро­вые дни», когда мы на­чи­на­ем чув­ство­вать себя са­мо­сто­я­тель­ны­ми и по­сте­пен­но уда­ля­ем­ся от мамы. (10)И вот уже нет пре­крас­ной дамы и ма­лень­ко­го ры­ца­ря, а если он и есть, то у него дру­гая пре­крас­ная дама - с ко­сич­ка­ми, с ка­приз­но на­ду­ты­ми гу­ба­ми, с кляк­сой на пла­тье...

(11)В один из «су­ро­вых дней» я пришёл из школы го­лод­ный и уста­лый. (12)Швыр­нул порт­фель. (13)Раз­дел­ся. (14)И сразу за стол. (15)На та­рел­ке лежал ро­зо­вый кру­жок кол­ба­сы. (16)Я съел его мгно­вен­но. (17)Он рас­та­ял во рту. (18)Его как бы и не было. (19)Я ска­зал:

– (20)Мало. (21)Хочу ещё.

– (22)Мама про­мол­ча­ла. (23)Я по­вто­рил свою прось­бу. (24)Она по­до­шла к окну и, не огля­ды­ва­ясь, тихо ска­за­ла:

– (25)Боль­ше нет... кол­ба­сы.

(26)Я встал из-за стола, не ска­зав «спа­си­бо». (27)Мало! (28)Я шумно ходил по ком­на­те, гро­хо­тал сту­лья­ми, а мама всё сто­я­ла у окна. (29)Я по­ду­мал, что она, на­вер­ное, раз­гля­ды­ва­ет что-то, и тоже подошёл к окну. (30)Но ни­че­го не уви­дел. (31)Я хлоп­нул две­рью - мало! - и ушёл.

(32)Нет ни­че­го более же­сто­ко­го, чем про­сить у ма­те­ри хлеба, когда его у неё нет. (33)И негде взять. (34)И она уже от­да­ла тебе свой кусок... (35)Тогда можно рас­сер­дить­ся и хлоп­нуть две­рью. (36)Но прой­дут годы, и стыд на­стиг­нет тебя. (37)И тебе ста­нет му­чи­тель­но боль­но от своей же­сто­кой не­спра­вед­ли­во­сти.

(38)Ты бу­дешь ду­мать о дне сво­е­го по­зо­ра даже после смер­ти ма­те­ри, и эта мысль, как не­за­жи­ва­ю­щая рана, будет то за­ти­хать, то про­буж­дать­ся. (39)Ты бу­дешь на­хо­дить­ся под её тяжёлой вла­стью и, огля­ды­ва­ясь, ска­жешь: «Про­сти!» (40)Нет от­ве­та.

(41)Не­ко­му про­шеп­тать ми­ло­серд­ное слово «про­щаю».

(42)Когда мама сто­я­ла у окна, её плечи слег­ка вздра­ги­ва­ли от без­звуч­ных слёз. (43)Но я этого не за­ме­тил. (44)Я не за­ме­тил гряз­ных своих ап­рель­ских сле­дов на полу, не рас­слы­шал хлоп­нув­шей двери.

(45)Те­перь я всё вижу и слышу. (46)Время всё от­да­ля­ет, но оно при­бли­зи­ло ко мне и этот день, и мно­гие дру­гие дни. (47)Во мне на­ко­пи­лось много слов. (48)Они рас­пи­ра­ют мне грудь, сту­чат в висок. (49)Они рвут­ся на­ру­жу, на свет, на бу­ма­гу.

(50)Про­сти меня, род­ная!

(По Ю. Я. Яко­вле­ву)*

* Яко­влев Юрий Яко­вле­вич (1923-1996) - пи­са­тель и сце­на­рист, автор книг для детей и юно­ше­ства.

1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мама беззвучно плакала, стоя у окна?»

1) Герой-рассказчик после еды не поблагодарил маму.

2) Герой-рассказчик наследил грязной обувью на чистом полу.

3) Герой-рассказчик повёл себя эгоистично и жестоко по отношению к ней.

4) Герой-рассказчик, взрослея, постепенно отдалялся от мамы.

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора .

1) Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль.

2) И вот уже нет прекрасной дамы и маленького рыцаря, а если он и есть, то у него другая прекрасная дама с косичками, с капризно надутыми губами, с кляксой на платье...

3) Я шумно ходил по комнате, грохотал стульями, а мама всё стояла у окна.

4) Во мне накопилось много слов. Они распирают мне грудь, стучат в висок. Они рвутся наружу, на свет, на бумагу.

3. Из предложений 32–37 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

4. Из предложений 6–9 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».

5. Замените разговорное слово «швырнул» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

6. Замените словосочетание «слёз матери» (предложение 4), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

7. Выпишите грамматическую основу предложения 18.

8. Среди предложений 38–50 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом . Напишите номер этого предложения.

9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Я шумно ходил по комнате, (1) грохотал стульями, (2) а мама всё стояла у окна. Я подумал, (3) что она, (4) наверное, (5) разглядывает что-то, (6) и тоже подошёл к окну.

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

«Золотые дни» не вечны, (1) на смену им приходят «суровые дни», (2) когда мы начинаем чувствовать себя самостоятельными и постепенно удаляемся от мамы. И вот уже нет прекрасной дамы и маленького рыцаря, (3) а если он и есть, (4) то у него другая прекрасная дама –

с косичками, (5) с капризно надутыми губами, (6) с кляксой на платье...

12. Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Текст 5

Толя осени не любил. (2)Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.

(3)Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу... (4)Но мама не удерживала Толю дома, а даже поторапливала. (5)И Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу
в любую погоду!

(6)Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который Толя тайком надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов.

– (7)Ты куда? – удивился Толя.

– (8)Тебя провожу.

– (9)Меня... провожать? (10)Что ты?

(11)Мама вздохнула и положила приготовленные вещи обратно в шкаф.

(12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём. (13)Один раз он обернулся и вдруг на другой стороне улицы увидел маму. (14)На улице было много плащей и зонтиков, но маму он узнал сразу. (15)А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.

(16)«Прячется!» – сердито подумал Толя. (17)И побежал ещё быстрей, чтоб мама не вздумала догонять его.

(18)Возле самой школы он обернулся ещё раз, но мамы уже не было.

(19)«Вернулась», – с облегчением подумал он.

(20)На торжественной линейке ученики строились по классам. (21)Молодая учительница проворно смахивала с лица мокрые прядки волос и кричала:

– (22)Первый «В»! (23)Первый «В»!

(24)Толя знал, что первый «В» – это он. (25)Учительница повела ребят на четвёртый этаж.

(26)Ещё дома Толя решил, что ни за что не сядет за парту с девчонкой. (27)Но учительница, словно шутя, спросила его:

– (28)Ты, наверное, хочешь сесть с Черновой, да?

(29)И Толе показалось, будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой.

(30)Учительница раскрыла журнал и начала перекличку. (31)После переклички она сказала:

– (32)Орлов, прикрой, пожалуйста, окно.

(33)Толя сразу вскочил и подошёл к окну, но дотянуться до ручки ему было нелегко. (34)Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. (35)Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.

(36)И тут он не смог рассердиться. (37)Наоборот, ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть:

– (38)Не волнуйся! (39)Не волнуйся, мамочка... (40)Всё хорошо! (41)Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается.

(По А. Алексину)*

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.

1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Толя не хотел, чтобы мама провожала его до школы?»

1) На улице шёл осенний дождь, и Толя боялся, что мама простудится и заболеет.

2) Толе очень нравилось бежать в школу под дождём, а мама запрещала ему это делать

3) Толе не хотелось, чтобы мама узнала, что он сидит за одной партой с девочкой.

4) Толя не хотел, чтобы мама его опекала, как маленького.

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение .

1) Толя осени не любил. Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.

2) А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.

3) Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу...

4) Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.

3. Из предложений 29–33 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия».

4. Из предложений 16–20 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ЕНН-,-ОНН-, пишется НН».

5. Замените разговорное слово «(не) вздумала» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним

6. Замените словосочетание «в водяных дорожках» (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

7. Выпишите грамматическую основу предложения 12.

8. Среди предложений 12–17 найдите предложения с однородными членами . Напишите номера этих предложений

9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Но учительница, (1) словно шутя, (2) спросила его: «Ты, (3) наверное, (4) хочешь сесть с Черновой, (5) да?». И Толе показалось, (6) будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой.

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

На улице было много плащей и зонтиков, (1) но маму он узнал сразу. А она, (2) заметив, (3) что Толя обернулся, (4) спряталась за углом старого двухэтажного дома.

«Прячется!» – сердито подумал Толя. И побежал ещё быстрей, (5) чтоб мама не вздумала догонять его.

Возле самой школы он обернулся ещё раз, (6) но мамы уже не было.

12. Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных . Напишите номер этого предложения

13. Среди предложений 33–35 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.