Поиск себя

В каких случаях дети считаются сиротами или оставшимися без родительского попечения: понятие, статус и защита прав. Правовые нормы: как быть, если дети остались без родителей или опеки Малыши без родителей

Родственники убитой москвички Ирины Кабановой готовы взять под опеку ее троих детей, сообщила президент благотворительного фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам" Елена Альшанская. По словам Альшанской, старшего ребенка намерен забрать первый муж Кабановой, а двух младших — родственники с Украины.

Ниже приводится справочная информация об основных формах устройства детей, чьи родители погибли или лишены родительских прав. Основными такими формами являются усыновление и опека.

Усыновление (удочерение)

Усыновление (удочерение) представляет собой правовой институт, призванный создать между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителями и родными детьми. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителей, поэтому усыновление является приоритетной формой устройства ребенка — он получает те же права и обязанности, что и кровный, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка, в порядке особого производства по правилам гражданского процессуального законодательства. Этим усыновление отличается от установления опеки над ребенком, решение о которой принимается органами опеки и попечительства.

Могут быть усыновлены дети-сироты и дети, у которых оба родителя уже были лишены родительских прав.

Опека (попечительство)

Безвозмездная опека (попечительство) часто устанавливается близкими родственниками над ребенком, чьи родители были лишены родительских прав, оказались в местах лишения свободы или погибли. Опека может быть установлена над ребенком в возрасте до 14 лет, а попечительство устанавливается над подростками в возрасте от 14 до 18 лет.

Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом. В случаях, когда родители умерли, или находятся в местах лишения свободы, или лишены прав, опекунам выплачивается пособие на содержание ребенка.

По результатам исследования лаборатории социального сиротства НИИ детства РДФ, которое проводилось в течение ряда лет в разных регионах России, чаще всего опекунами становились бабушки — в 88% случаев. В 12% случаев ими становились дедушки, а посторонних среди опекунов было не более 2%.

Опекун назначается органами опеки и попечительства, которыми по совместительству являются органы местного самоуправления. Их полномочия определяются их уставами. Решение выносит глава городской или районной, включая районы городов, администрации по месту жительства опекуна. Относительно попечителей применяется та же процедура. Обычно опекунами и попечителями назначаются родственники будущего подопечного, а если они отсутствуют, то назначаются лица по выбору соответствующих органов.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Предварительная опека (попечительство)

Если несовершеннолетнему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, и его помещение в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нецелесообразно, соответствующие органы вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя.

Чтобы своевременно установить предварительную опеку или попечительство, соответствующий орган обращается с предложениями об установлении их к гражданам, выразившим желание быть опекунами или попечителями и состоящим на учете.

Временно назначенные опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом). Предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения месяца со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенные опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем в общем порядке. При наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до двух месяцев.

Международный порядок

Если желающие усыновить (взять под опеку) ребенка проживают в странах СНГ, в силу вступает международный порядок усыновления.

Процедура такого усыновления регламентируется статьями 124, 165 Семейного кодекса РФ, главой 29 ГПК РФ, Федеральным законом "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (от 16 апреля 2001 года), другими актами.

В первую очередь, прорабатывается возможность передать детей на воспитание в семьи граждан России, постоянно проживающих в стране, или на усыновление родственникам детей независимо от места жительства и гражданства

Усыновление в другой стране рассматривается в качестве альтернативного способа ухода за ребенком только тогда, когда ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая в состоянии была бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.

Проблема осиротевших детей остается актуальной вне времени и места. По официальным данным, численность детей, оставшихся без попечения родителей на начало 2016 года по России, составила 71,2 тыс. Очевидно, что эта проблема не обходит стороной и наш город. Рязанский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции уже 17 лет принимает детей, оставшихся без родительской поддержки. Корреспондент портала сайт отправился в детский центр, чтобы выяснить, как здесь живут и взрослеют юные «пациенты».

Основная миссия детского центра – реабилитация и поддержка. Чаще всего сюда определяют детей из социально неблагополучных семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Фактически родители еще не лишены прав на ребенка, а он, в свою очередь, временно отдан под опеку государства.

Конечно, центр реабилитации – это не просто то место, где дети могут только покушать, поспать и отдохнуть после уроков. Руководство обозначает, что их база располагает всеми необходимыми ресурсами для обеспечения детям полноценного развития и досуга. Действительно, пройдя по коридорам центра, можно увидеть несколько актовых залов, кабинеты медицинских работников, интерактивные классы, тренажерный зал. Правда, заглянуть за двери этих кабинетов сотрудники не разрешают, ссылаясь на конфиденциальность информации. Художественных руководителей и педагогов увидеть также не удалось, правда, на предоставленных фотографиях их деятельность ярко отражена.

В итоге руководство показало лишь одну из детских комнат. Оказалось, что это двухкомнатное помещение – спальня и прихожая. Дети спят на двухъярусных невысоких кроватках. В прихожей стоят небольшие шкафчики, комоды, мягкие кресла, всюду много разных игрушек. Это просторные детские, в которых есть все необходимое для ребенка.

Глубоко оценить качество жизни детей в центре при полученной информации не удается. В ходе непродолжительного общения руководство центра дает понять, что многие вопросы и частные моменты не подлежат обсуждению. «Аккуратное» интервью ограничивается общими ответами, отказом от экскурсии по базе и предложением проводить корреспондента до выхода.


Чтобы понять общую картину жизнедеятельности детей в центре, остается только понаблюдать со стороны.

База центра реабилитации и коррекции находится в спальном районе нашего города, на улице Халтурина. Рядом расположен детский садик, напротив – школа, куда дети устраиваются при поступлении в центр. Его воспитанники обязательно получают дошкольное и основное образование. Некоторые после «выпуска» поступают в колледжи.

Хотя жизнь детей здесь находится под контролем, некоторую свободу они все-таки имеют. База ограждена, но главные ворота закрывается только на ночь. Подростки могут свободно выходить за территорию центра, но на установленное воспитателем время. Здесь, за территорией, и определяется их поведение и характер.

– Многих детей уже можно считать ребятами «с нашего двора». Малыши, конечно, всегда находятся под присмотром воспитателей, они обычно живут по распорядку, играют на территории детской площадки при центре. А вот подростки на наших глазах вырастают и взрослеют. Все разные – есть ребята невоспитанные, иногда такие фразы под окнами выдают, нельзя не сделать замечания. А есть и очень хорошие ребята. Часто собираются после школы на лавочках возле подъезда, общаются, смеются, и даже нам, пенсионерам, помогают, – рассказывает жительница соседнего дома.

Со стороны дети выглядят вполне довольными и беспечными. Воспитатели встречают и провожают маленьких детей в детские сады, подростки возвращаются из школ самостоятельно, чаще небольшими группами. Дети опрятны, одеты в новую школьную форму, у всех большие красивые портфели. После обеда ежедневно с детьми играют на детской площадке при центре, иногда все вместе организованно гуляют за территорией. По выходным здесь тихо и спокойно, в эти дни в центр обычно приезжают навестить детей их родственники и родители.

– Когда ребенок попадает сюда, нельзя сразу определить, сколько времени он здесь проведет и как сложится его судьба. Бывает, замечаешь, что семья искренне хочет вернуть ребенка, родители звонят, навещают его, изо всех сил стараются исправить ситуацию. По статистике, 50% детей в нашем центре возвращаются в семью или находят новую. Но это цифра. В частном порядке, случается, что дети повторно возвращаются к нам. Бывают позитивные случаи усыновления. К примеру, недавно приемные родители забрали из нашего центра сразу четырех маленьких сестер, – комментирует директор центра Валентина Фетисова.


Вспоминая своих «выпускников», сотрудники рассказали несколько историй о том, как сложилась судьба некоторых детей. История о мальчике, который вырос в центре, потом отучился в училище, стал военным и создал крепкую семью. Другой пример о девочке, которая попала в детский центр вместе с братом. Они рано лишились родителей и довольно долго проживали здесь. Позднее сотрудники помогли девушке устроиться в профессиональное училище, которое она смогла закончить и получить образование. Но спустя несколько лет, уже молодой женщиной, она привела в центр реабилитации своих собственных детей, ссылаясь на трудную жизненную ситуацию. Впоследствии ее лишили родительских прав.

Поговорить с руководством о конкретных случаях более подробно также не удалось. Обозначилось только, что за время своей работы центр реабилитации выпустил более 1 400 детей, оставшихся без родительской поддержки.

Мы видим, что в данном центре обеспечивается вполне благоприятная для жизни и развития детей обстановка. И остается тем более непонятным, почему руководство и сотрудники центра реабилитации отнеслись к посещению журналиста столь незаинтересованно, не захотели рассказать ничего конкретного и в прямом смысле закрыли перед ним двери.

Разочаровалась Маргарита Серегина

Фотографии предоставлены Рязанским центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции

Представление о воспитательных возможностях семьи будут не­полными, если не рассмотреть все издержки развития ребенка, ли­шенного семьи. Речь идет о детях-сиротах. Сегодня понятие «сирота» стало, к сожалению, многозначным. Ранее сиротой счита­ли ребенка умерших родителей, лишившегося семьи в результате трагического, но естественного для человеческого бытия события. В последние годы отряд сирот пополнился за счет социальных си­рот - детей, осиротевших при живых родителях.

Для любознательных

Известно, что с незапамятных времен сложились народные культурные тра­диции милосердного отношения к детям-сиротам. Обидеть сироту всегда было большим грехом на Руси, поскольку дети, лишенные родительской любви и внимания, страдали как обделенные судьбой. В народе считали, что смерть отца или матери страшна не сама по себе, а последствиями для живых, для де­тей в первую очередь, ибо «в сиротстве жить - слезы лить». Участь «горькой сироты» отягощалась тем, что наряду с утратой полнокровной семейной атмо­сферы, несущей ребенку ощущение радости от самого себя, чувство нужности своей жизни родителям, другим близким, дети лишались возможности естест­венного формирования проверенного веками представления о счастливой жиз­ни и надежных способах ее построения. Такой пессимистичный взгляд на си­ротство отражен в народной мудрости: «Кто без призора в колыбели, тот всю жизнь не при деле».

Приведем горькую статистику: по данным на начало 1998 г., в России более 600000 детей-сирот, детей, лишенных родительского Попечения, 95% из них - социальные сироты. Не менее печальны причины распространения социального сиротства: рост числа детей, рожденных вне брака; социальная дезорганизация семей; матери­альные и жилищные трудности родителей; нездоровые отношения в семье, слабость нравственных устоев и негативные явления, свя­занные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по уходу, содер­жанию и воспитанию ребенка).

Среди «отказных» (брошенных матерями в родильном доме) де­тей многие имеют врожденные психические и физические анома­лии, как следствие зачатия партнерами в состоянии опьянения или использования будущей матерью различных повреждающих средств для прерывания беременности. Дети, помещенные в дет­ские дома, перегружены психопатологической наследственностью, в первую очередь это умственная отсталость и шизофрения.

Многие дети-сироты являлись объектом неправильного вредного воспитания в семье (безнадзорность, гипоопека). Большинство се­мей, где дети лишены попечения родителей, характеризует вопию­щее социальное неблагополучие: низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, пьянство окружающих близких людей, аморальный образ их жизни, скандалы и драки, а также проживание с тяжело психически больными родственниками.

У оторванного от родителей и помещенного в условия интер­ната ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства неуверенности в себе, тревоги, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудша­ются эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие.

Неполнота эмоциональной жизни в сиротском учреждении вызы­вает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстрой­ства и нарушения социальной адаптации : у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других - гиперактивность с уходом в асоци­альную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тен­денция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные эмоциональ­ные привязанности.

Особая проблема - социально-психологическая неадаптированностъ выпускников сиротских учреждений. Выйдя из стен детского дома, молодежь оказывается не готовой к самостоятельной жиз­ни. При самом благоприятном раскладе, когда выпускник детско­го дома обеспечивается жильем, трудоустраивается, обыденные житейские дела (рассчитать деньги, чтобы их хватило до следую­щей зарплаты, определить первоочередность покупок, пригото­вить еду и т.д.) оказываются для него подчас чрезвычайно слож­ными. Многие выпускники детских домов становятся наркомана­ми, попадают на скамью подсудимых, кончают жизнь самоубий­ством. Таким образом, последствия отсутствия материнской за­боты человек может ощущать всю жизнь, ведь все - и хорошее, и плохое - из детства.

В последние годы контингент детских домов стал более тяже­лым, но одновременно с этим возросли возможности, благодаря успехам медицины, коррекционной педагогики, в связи с чем уда­ется преодолеть многие нервно-психические нарушения у детей. Чем труднее дети, тем квалифицированнее, терпеливее, добрее долж­ны быть воспитатели домов ребенка, детских домов, приютов.

В настоящее время Российское государство принимает неотлож­ные меры по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проводится реформирование существующей государственной системы воспитания и образования детей-сирот. Вступило в действие постановление Правительства РФ от 20 июля 1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с ним существенно увеличены расходы на содержание воспитанников всех типов сиротских учреждений, распространены на опекаемых детей льготы и нормы материального обеспечения, установленные для интернатных учреждений. Государственные ведомства, обществен­ность, религиозные организации предлагают объединить усилия по созданию единой системы социальной защиты детей-сирот. Так, соз­дано Российское общественное правозащитное гуманистическое движение «Сироты России». Утверждена федеральная программа «Дети России» с подпрограммой «Дети-сироты», которая ставит сво­ей первоочередной целью профилактику социального сиротства, создание наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни, к инте­грации в общество. В последнее десятилетие создаются негосударст­венные учреждения, предназначение которых дать ребенку убежище (приютить) немедленно. Это значит, что, как только ребенок попал в беду, его подхватывают заботливые руки, чтобы отмыть, накормить, избавить от вшей и чесотки, а главное - чуточку отогреть сердце. А уж потом заниматься определением его «юридического статуса». В Москве, например, реализуется программа «Дети улицы», согласно которой частично финансируется содержание приютов. Их уже (а вернее только!) 13 , где около 300 детишек приходят в себя от ужасов прошлой жизни.

Вспомните из курса дошкольной педагогики, что вы знаете о се­мейном детском доме, о «детской деревне». Из периодической печати подберите материал об открытии приютов в нашей стране.

Каждый ребенок имеет право на совместное проживание с родителями, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. Местом жительства детей до 14 лет или граждан, находящихся под опекой, является место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 54 , п. 3 ст. 65 СК РФ; п. 2 ст. 20 ГК РФ).

Несовершеннолетние подопечные проживают совместно со своими опекунами и попечителями. При этом допускается раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного (п. 2 ст. 36 ГК РФ).

Место жительства эмансипированного несовершеннолетнего

Несовершеннолетним ребенок является до исполнения ему 18 лет. Однако есть случаи, когда несовершеннолетний становится полностью дееспособным и ранее 18 лет. Так, если несовершеннолетний ребенок достиг возраста 16 лет и работает по трудовому договору, контракту или с согласия законных представителей занимается предпринимательской деятельностью, то он может быть объявлен полностью дееспособным. Это называется эмансипацией (ст. 27 ГК РФ).

Есть два варианта эмансипации несовершеннолетнего — через орган опеки и попечительства либо в судебном порядке.

Если оба законных представителя ребенка согласны на то, чтобы ребенок был объявлен дееспособным, орган опеки и попечительства по заявлению ребенка с согласия законных представителей выносит решение об этом. Для этого нужно представить:

  • заявление о проведении эмансипации;
  • паспорт гражданина РФ;
  • свидетельство о рождении несовершеннолетнего;
  • документы, подтверждающие трудовую или предпринимательскую деятельность ребенка;
  • письменное согласие законных представителей;
  • паспорта законных представителей несовершеннолетнего.

Если у несовершеннолетнего нет согласия родителей или одного из родителей, усыновителей или попечителя, то 16-летний гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об объявлении его полностью дееспособным (ч. 1 ст. 287 ГПК РФ).

Заявление подается в суд по месту жительства и рассматривается с участием заявителя, родителей или одного из родителей, усыновителей (усыновителя), попечителя, а также представителя органа опеки и попечительства, прокурора (ст. 288 ГПК РФ).

При удовлетворении судом заявленной просьбы несовершеннолетний объявляется полностью дееспособным (эмансипированным) со дня вступления в законную силу решения суда об эмансипации (ч. 2 ст. 289 ГПК РФ).

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. При этом срок для подачи апелляционной жалобы составляет один месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме (ч. 1 ст. 209 , ч. 2 ст. 321 ГПК РФ).

Справка. Окончательная форма решения суда

Принятие решения суда в окончательной форме предусматривает изготовление вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей решения (ч. 1 ст. 198 ГПК РФ).

Резолютивная часть решения объявляется судом в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела (ч. 1 ст. 199 ГПК РФ).

Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела. При этом в мотивировочной части решения суда должны быть указаны: обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд (ч. 4 ст. 198 , ч. 2 ст. 199 ГПК РФ).

В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу после рассмотрения судом жалобы, если обжалуемое решение не было отменено. Если решение суда первой инстанции было отменено или изменено и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно (ч. 1 ст. 209 ГПК РФ).

Эмансипированный 16-летний гражданин вправе определять место жительства на свое усмотрение.

Кроме эмансипации несовершеннолетний может также стать полностью дееспособным и в случае, если он вступил в брак до наступления совершеннолетия (п. 2 ст. 21 ГК РФ).

Место жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании родителей

Родители могут оформить соглашение и указать в нем, с кем остается ребенок после расторжения брака в случае раздельного проживания родителей.

Если родители не могут договориться, то каждый из них вправе обратиться в суд и установить место жительства несовершеннолетнего ребенка с одним из них (п. 3 ст. 65 СК РФ).

В суде место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65 , ст. 57 СК РФ).

При определении места жительства суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития. Учитывается род деятельности и режим работы родителей, их материальное и семейное положение, а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10). Нужно иметь в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя.

Место жительства детей, которые остались без попечения родителей

Несовершеннолетние могут остаться без попечения родителей в случаях, если родители:

  • умерли;
  • лишены родительских прав;
  • ограничены в родительских правах;
  • признаны недееспособными;
  • больны;
  • длительно отсутствуют;
  • уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказываются взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций;
  • создают действиями или бездействием условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию;
  • в других случаях отказывают в родительском попечении.

Защита интересов таких детей возлагается на органы опеки и попечительства (ст. 121 СК РФ).

Детей, оставшихся без попечения родителей, передают в семью на воспитание — усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью. Когда такой возможности нет, временно, на период до устройства на воспитание в семью, детей передают в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (п. 1 ст. 123 СК РФ). Такие дети проживают со своими законными представителями либо в детских учреждениях.

Следует также учитывать, что допускается временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях:

  • получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг;
  • обеспечения ему временного проживания в течение периода, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка.

В этом случае права и обязанности законных представителей в отношении этого ребенка не прекращаются (п. 2 ст. 155.1 СК РФ).

Временное помещение детей в организацию для детей-сирот осуществляется по заявлению их законных представителей, а также с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста.

Для временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот законный представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка в целях заключения соглашения о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот (п. п. 12 , Постановления Правительства РФ от 24.05.2014 N 481).

Полезная информация по вопросу

Официальный портал Мэра и Правительства Москвы —

Учебное пособие для повышения квалификации сотрудников органов опеки и попечительства

К читателю

Автор сознательно не употребил в заголовке пресловутое слово «статус», применительно к ребёнку, оставшемуся без попечения родителей. Употребление данного «термина», который никак и нигде не определён ни в одном нормативном акте, лишь путает специалистов сферы защиты детства и заставляет каждый раз переспрашивать: что вы имели в виду, когда говорили, что у этого ребёнка «нет статуса»?

Предлагаю сразу договориться: «статус» есть у каждого ребёнка, оставшегося без попечения родителей. «Статус» этот так и называется - ребёнок, оставшийся без попечения родителей, то есть, иными словами, ребёнок может быть или оставшимся без попечения родителей (и именно об этом данное пособие) или такое попечение имеющим, со стороны родителей (родителя) или лиц их заменяющих (усыновителей).

При обучении с использованием данного пособия слушателям рекомендуется иметь с собой на занятиях текст Семейного кодекса РФ.

Откуда берутся дети

Дети остаются без попечения родителей по самым разным жизненным обстоятельствам, многие из них прямо указаны в законе , часть - «прячется» в формулу «а также в иных случаях утраты родительского попечения».

Изменения в Семейный кодекс в связи с принятием ФЗ «Об опеке и попечительстве» добавили в этот перечень также случаи, когда родители своим действием или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей, либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию. В подобных ситуациях и ранее ребёнка отбирали из семьи, но теперь это прописано в законе отдельной нормой.

Итак, дети остаются без попечения родителей в следующих случаях.

· родители (единственный родитель) умерли;

· родители ребёнка неизвестны (подкидыши, найдёныши) ,

· родители лишены родительских прав;

· родители ограничены в родительских правах;

· родители признаны недееспособными;

· родители больны настолько, что не могут осуществлять родительское попечение;

· родители длительно отсутствуют;

o в том числе, родители признаны (судом) безвестно отсутствующими;

· родители уклоняются от воспитания детей;

· родители уклоняются от защиты прав и интересов детей;

o в том числе, когда отказываются взять своих детей из какого-либо учреждения (отказники) ;

o или когда родители не берут своих детей из учреждений, формально не отказываясь это ;

o или одинокая мать ребёнка, оставившая его на полное государственное попечение не поддерживает контактов (не принимает участия в его воспитании) с ребёнком ;

· родители действием создают угрозу жизни и здоровью ребёнка ;

· родители бездействием способствуют созданию угрозы жизни или здоровью ребёнка ;

· родители препятствуют нормальному воспитанию или развитию детей ;

· все иные случаи отсутствие родительского попечения:

o в том числе заключение родителей под стражу или назначение приговором суда наказания, связанного с лишением или ограничением свободы.

Возможны также различные комбинации причин, по которым ребёнок оказался без попечения родителей. Например, мама лишена родительский прав, отец - в местах лишения свободы. Или: отец - погиб, мать - помещена в больницу.

Следует учитывать, что законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня случаев, когда ребёнок будет считаться оставшимся без попечения родителей. Приводится лишь один признак того, что ребёнок является оставшимся без попечения родителей - отсутствие такого попечения. По любой, в том числе и уважительной, причине. Для признания ребёнка оставшимся без попечения родителей, причина, по которой, утрачено родительское попечение значения не имеет.

Абсолютно все дети, оставшиеся без попечения родителей, за исключением тех детей, которые находятся на попечении (фактически находятся) у своих родственников , должны найти защиту у органов опеки и попечительства, которые должны немедленно принять на себя функции по законному представительству ребёнка, и предпринять меры к его устройству.

Важно отметить, что и в случае, когда несовершеннолетний оказался «под присмотром» родственников (но не родителей), ребёнок всё равно будет считаться оставшимся без попечения родителей, и органу опеки и попечительства необходимо всё равно осуществлять защиту прав и интересов этого ребёнка, за исключением обязанности немедленно обеспечивать такую защиту до устройства ребёнка (то есть, например, немедленно обеспечить безопасное содержание и воспитание – т.е. передавать ребёнка в приют, иное учреждение). Вопрос о жизненном устройстве ребёнка всё равно остаётся открытым, и ответственность за такое устройство с органа опеки не снимается.

Важно подчеркнуть, что никакого «разделения ответственности» или «разграничения прав и обязанностей» между учреждением и, например, патронатными воспитателями не может быть. Законодательство не допускает «разграничение» прав и обязанностей законного представительства подопечного между разными субъектами . Скажем, родители имеют равные права и обязанности в вопросах представительства несовершеннолетних, и должны действовать солидарно. Никакого «разграничения» в данном случае закон не допускает. Даже если супруги договорились, что один из них «отвечает» за учёбу ребёнка, а другой, скажем, за здоровье, данное «разделение» не является юридически значимым. Родители остаются равно ответственны за все аспекты жизни ребёнка и остаются совместно его законными представителями в суде, в гражданских правоотношениях .

Тем более, недопустимо «разделение ответственности» между различными по своей природе субъектами семейных правоотношений. Учреждение, передающее ребёнка «на патронат» не вправе ни делегировать свои полномочия в отношении ребёнка, ни снимать с себя ответственность. Участие в данном процессе органа опеки и попечительства никак не меняет ситуацию.

Кроме того, суть взаимоотношений учреждения, занимающегося передачей детей на патронатное воспитание и патронатных воспитателей - отношения трудовые. В данном случае законодатель не допускает никакого делегирования ответственности от организации-работодателя работнику. Не шофёр, а автобаза отвечает за случившееся ДТП, не продавец за прилавком, а магазин - за некачественный товар, за неправильно проведённую электропроводку будет отвечать не монтёр, а организация в которой он работает т.п.

Учреждение не вправе делегировать функции и полномочия «государственного опекуна» кому бы то ни было. Оно может их только передать в полном объёме другому законному представителю по решению органа опеки и попечительства, что и происходит при устройстве ребёнка.

В таком случае, если полномочия законного представительства переданы от учреждения гражданину, «патронат» будет являться формой устройства. Если законным представителем остаётся тот же субъект (детский дом, например) - устройства ребёнка не происходит.

Важно отметить, что закон допускает устройство ребёнка в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей лишь в случае, если его невозможно устроить в семью. Это значит, что ребёнок, находящийся в организации для детей, оставшихся без попечения родителей во всякое время может и должен быть передан в семью, как только появится такая возможность (под опеку, попечительство, на усыновление).

Законное представительство

«Законное представительство» как термин, законодательством не определён, однако, анализируя случаи его применения в различных нормативных актах, можно сделать вывод, что под «законным представительством» нужно понимать деятельность, направленную на защиту, установление, исполнение, реализацию прав и интересов лица недееспособного, в том числе недееспособного в силу своего возраста - ребенка - осуществляемую тем или иным лицом (законным представителем) в силу закона.

Признаками законного представительства ребёнка будет являться наличие у законного представителя прав, в широком смысле, определять судьбу ребёнка: каким образом его воспитывать, чему учить, как именно заботиться о его здоровье, как организовать его образование, как обустроить быт ребёнка и т.д. - все эти вопросы в совокупности и являются деятельностью по законному представительству ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

Отметим, что важным признаком законного представительства ребёнка является не непосредственное исполнение обязанностей, например, по воспитанию или образованию, но принятие решения об этом. Скажем, попечитель может определить, что дальнейшее воспитание 15-тилетнего парня будет происходить в Суворовском училище. Или детский дом направляет ребёнка заниматься в художественную школу; родители решают, что их ребёнка будет несколько дней в неделю забирать в свой дом бабушка и т.п. При этом передачи законного представительства не происходит.

Подытоживая, ещё раз поясним, что устройством ребёнка будет являться не физическое перемещение ребёнка из одного места в другое (даже из учреждения в семью), а передача прав и обязанностей законного представительства от одного субъекта к другому. При этом «разделение» полномочий или ответственности по законному представительству несовершеннолетнего недопустимо.

Что такое семейное устройство

Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие виды устройства детей, оставшихся без попечения родителей: передача в семью на воспитание (усыновление, опека или попечительства, в приёмную семью, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности - в организации для детей, оставшихся без попечения родителей.

В зависимости от того, какому именно субъекту передаются права и обязанности законного представительства ребёнка, выделяют:

· семейное устройство и

· устройство институциональное, либо, попросту, устройство в учреждение, организацию, предназначенную для постоянного проживания детей.

Усыновление - это передача всех без исключения прав и обязанностей законного представительства ребёнка, принадлежавших его родителям, усыновителям или усыновителю. С этой формой устройства, обычно, проблем не возникает, все её понимают правильно.

Сложнее с опекой или попечительством.

Опека (попечительство) как форма семейного устройства

Принятый федеральный закон «Об опеке и попечительстве» внёс важное изменение в структуру семейных форм устройства. С 1 сентября 2008 года (со дня вступления закона в силу), фактически, все остальные семейные формы устройства ребёнка будут сведены к тому или иному варианту опеки или попечительства.

Таким образом, приёмная семья , известная в отечественном законодательстве с середины 90-х годов, как нечто отдельное, особое, будет представлять собой форму опеки (попечительства) по договору об осуществлении опеки (попечительства).

В свою очередь субъекты федерации должны привести в соответствие с вновь принятым законом свои нормативные акты, касающиеся патроната. Статья 14 упомянутого закона прямо относит патронат (патронатное воспитание, патронатную семью) к видам установления опеки или попечительства по договору.

При этом опека определена законодателем, как «форма устройства малолетних граждан… при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия» (часть 1 статьи 2 упомянутого закона).

Законодательство не допускает «разделения полномочий» по опеке и попечительству. Кроме того, с принятием данного закона, к субъектам договора о патронате (патронатным воспитателям, патронатным родителям) должны предъявляться те же требования, как и к опекунам (попечителям), а их полномочия по законному представительству детей возникают с момента издания акта об установлении опеки или попечительства.

Аналогично и с приёмной семьёй: полномочия приёмных родителей возникают, как и у опекуна, с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя и только в силу данного акта.

Передача ребёнка в семью - не всегда семейное устройство

Семейной форма устройства названа потому, что функции законного представительства передаются в семью, гражданам. И в этом смысле необходимо отличать случаи, когда ребёнок, хотя и передаётся физически в семью, но при этом юридически остаётся воспитанником учреждения.

Такие случаи предусмотрены законом . Ребёнок, находящийся в учреждении может быть передан временно в семью граждан , проживающих на территории Российской федерации. Такая передача возможна для обеспечения гармоничного развития ребёнка, не может превышать по срокам один месяц, и осуществляется по распоряжению руководителя учреждения.

Если имеются какие-либо исключительные обстоятельства, срок временного пребывания ребёнка в семье может быть продлён до трёх месяцев, но лишь с согласия органа опеки и попечительства.

Законодатель прямо подчёркивает, что подобная передача ребёнка - не является формой устройства детей. И права, и обязанности законного представителя ребёнка остаются за организацией, под надзор которой ребёнок помещён.

Таким образом, семейной формой устройства является передача прав и обязанностей законного представительства несовершеннолетнего в семью (или отдельному гражданину). Формами семейного устройства являются усыновление и различные виды опеки или попечительства (собственно, опека или попечительство, опека или попечительства по договору различной формы, в том числе о приёмной семье или патронате). Важным признаком именно семейной формы устройства является назначение законного представителя - физического лица - ребёнку, оставшемуся без попечения родителей актом государственного органа (судебным решением, актом органа опеки и попечительства), в порядке, установленном законом.

Устройство в учреждение . Какое?

Необходимо обратить внимание, что само по себе помещение ребёнка в какое-либо учреждение не будет являться автоматически его устройством. Так, не будет являться устройством ребёнка и не повлечёт передачу прав и обязанностей по законному представительству, помещение ребёнка, отобранного органом опеки и попечительства у родителей, в приют, в центр временного пребывания несовершеннолетних. Не будет являться устройством ребёнка временное помещение одинокой матерью своего ребёнка в детский дом (ключевое слово в данном случае - «временное»). Права и обязанности законного представителя сохраняются у того субъекта, у которого они были первоначально.

Права и обязанности организации, куда помещён ребёнок, возникают лишь с момента и в силу акта органа опеки и попечительства об устройстве ребёнка в указанную организацию.

Законодатель впервые более или менее чётко очертил и расширил круг организаций, в которые может быть помещён под надзор ребёнок. Во-первых, это образовательные организации, затем, медицинские, организации, оказывающие социальные услуги, а также некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы.

Требования к подобным организациям будут установлены Правительством Российской Федерации. До этого момента законодатель позволил продолжать действовать и иным интернатным организациям для детей, оставшихся без попечения родителей, существующих в настоящее время.

Выбор организации для устройства ребёнка осуществляет орган опеки и попечительства, и никто иной.

Практика «путёвок», выдаваемых органами образования, не отменяет этого права. Ребёнок, нуждающийся в медицинской помощи (прежде всего, психиатрической) должен быть помещён в медицинский стационар, ребёнок, остро нуждающийся в социальной реабилитации в особых условиях - в организацию социальной защиты, в остальных случаях - в образовательную организацию.

Выбор негосударственной организации для устройства ребёнка должен осуществляться органом опеки и попечительства в строгом соответствии с интересами ребёнка , с обязательным учётом не только специализации такой организации, но и того факта, кем она учреждена, в чьих интересах она действует.

Поскольку Конституция РФ устанавливает светский характер государства, а также свободу вероисповедания , передача ребенка, не исповедовавшего никакой религии (либо, исповедовавшего другую религию), в религиозную организацию (организацию, созданную при церкви, мечети, синагоге) может вызвать обоснованные вопросы у контролирующих органов и прокуратуры. Спорным, и вряд ли допустимым, будет передача младенца в религиозную организацию.

Орган опеки и попечительства, определяя судьбу ребёнка, должен учитывать и то, кем финансируется данная некоммерческая организация, куда помещается ребёнок, какие образовательные программы реализует данная организация, насколько прозрачны цели её деятельности, имеется ли опыт у данной организации по надзору за детьми, оставшимися без попечения родителей и т.п.

Единственным аргументом для выбора организации, куда передаётся ребёнок, являются интересы ребёнка. Ничто, при выборе вида организации, куда направляется ребёнок, не имеет большего значения, чем забота о будущем несовершеннолетнего.

Выбор формы устройства: ограничения

Форма и вид устройства ребёнка определяются органом опеки и попечительства с тем, чтобы был обеспечен приоритет семейных формустройства ребёнка .

Все формы устройства могут быть применены к любому ребёнку, оставшемуся без попечения родителей, за исключением усыновления, которое возможно не во всех случаях.

В частности, усыновить ребёнка, можно в случаях, когда:

· родители неизвестны (ребенокподкинут, найден);

· родители умерли;

· родители признаны судом безвестно отсутствующими или умершими;

· родители признаны судом недееспособными;

· родители лишены родительских прав более чем за 6 месяцев до принятия решения судом об усыновлении ;

· по причинам, признанными судом неуважительными, более 6 месяцев родители не проживают с ребёнком и уклоняются от его воспитания и содержания;

· родители дали согласие на усыновление (для родителей, не достигших на дату подписания согласия 16-ти лет - необходимо ещё и согласие их законных представителей).

Дети, родительское попечение которых утрачено по иной причине, усыновлению не подлежат, хотя и остаются детьми, оставшимися без попечения родителей и для них остаются доступными все иные формы устройства ребёнка: под опеку (попечительство), в приёмную или патронатную семью, и лишь в случае, если семейное устройство невозможно - в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей.

Пожалуй, единственным «абсолютным» ограничением при выборе формы устройства является мнение самого ребёнка. Недопустимо , например, усыновление, если ребёнок, достигший 10-ти лет, против него возражает . При этом органам опеки надлежит тщательным образом выяснить мотивацию ребёнка, для чего привлечь при выяснении мнения ребёнка педагогов, психологов.

Необходимо также учитывать, что мнение ребёнка не достигшего 10 лет также подлежит выяснению, и, если это возможно, учитываться при решении вопроса о выборе формы его устройства .

Устройство ребёнка: возможности

Любой ребёнок, оставшийся без попечения родителей по любой причине должен быть, по возможности, устроен в семью как можно скорее.

К сожалению, бытует распространённое мнение, что всё-таки в некоторых случаях, ребёнок, оставшийся без попечения родителей, не может быть передан в семью. В таких случаях говорят, что «статус не определён» (в том смысле, что не готовы документы на ребёнка). Наличие или отсутствие документов, или заминка в их сборе не должны ограничивать право ребёнка жить и воспитываться в семье.

Даже подкидыш, не имеющий никаких документов, кроме свидетельства о рождении, уже может быть передан в семью. Строго говоря, даже до выдачи свидетельства о рождении такому ребёнку, он уже может быть передан, например, на предварительную опеку , в приёмную семью. Ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье уже по самому факту своего рождения, при этом не имеет значения, есть ли у него тот или иной документ или нет .

Другое дело, что в данном случае определённую сложность представляет найти замещающую семью. Но если есть граждане, готовые взять ребёнка прямо сейчас, несмотря на то, что у того «нет статуса», то ограничивать права ребёнка на семью недопустимо.

Замещающей семье в таком случае необходимо разъяснить все возможные трудности и варианты развития ситуации, чтобы граждане, принимая ребёнка в семью понимали, например, что его единственный родитель находится в местах лишения свободы, и может освободиться, в том числе досрочно и претендовать на воспитание этого ребёнка.

Следует также разъяснять гражданам возможность появления родственников ребёнка (бабушек, дедушек, братьев, сестёр, в том числе не известных ранее), которые могут претендовать на общение с ним .

При этом надо учесть, что ребёнок, родители которого юридически отсутствуют (найдёныш, подкидыш, а также оставленный матерью, если личность её не установлена) может быть усыновлён или передан на любую форму устройства в любой момент (в том числе сразу после выявления ).

Родственники ребёнка и их права на воспитание

Ошибочным является мнение, что при появлении претендующих на воспитание ребёнка родственников, ребёнок, уже переданный в семью «посторонних граждан», подлежит передаче родственникам. Закон не предусматривает такого основания прекращения опеки, как «появление родственников». В каждом конкретном случае вопрос должен решаться лишь исходя из интересов ребёнка и лишь таким образом, чтобы было достигнуто согласие между опекуном и претендующими на опеку родственниками, а также учтено мнение ребёнка (с 10 лет - в обязательном порядке). При этом родственники, претендующие на опеку (попечительство) над несовершеннолетним должны отвечать общим требованиям для опекунов (попечителей), установленным законом . Споры по данным вопросам решаются в судебном порядке по заявлению заинтересованного лица (включая ребёнка, достигшего 14-ти лет) .

Устройство детей иностранцев

Если мать, оставившая ребёнка в роддоме или больнице не предъявила документов, то данный ребёнок будет являться гражданином России по рождению, и у него юридически отсутствуют родители.

Если мать, написавшая согласие на усыновление своего ребёнка, имеет гражданство иностранного государства, такой ребёнок всё равно подлежит устройству в семью в соответствии с законами РФ.

В случае, если мать, предъявившая паспорт иностранного государства, оставила ребёнка в роддоме, не подписав согласия на усыновление, судьбу такого ребёнка определяют компетентные органы государства, гражданином которого является его мать. Для этого учреждение, где оставлен ребёнок, либо орган опеки и попечительства должны сообщить в посольство (консульство) той страны, гражданкой которой является мать ребёнка и в дальнейшем действовать по указанию посольства (консульства).

Если мать является гражданкой Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Армении, Украины, Киргизии, Молдавии, Азербайджана, Грузии или Туркмении, то орган опеки и попечительства вправе установить опеку в отношении ребёнка , но уведомить об установлении такой опеки посольство (консульство) указанных стран.

Усыновление иностранного гражданина допускается с согласия компетентных органов страны, гражданином которой является усыновляемый.

Дети, родители которых «исчезли»

Достаточно распространён случай, когда одинокая мать, оставившая ребёнка в детском учреждении на полное государственное обеспечение, не появляется в течение длительного времени, не общается с ребёнком, не проявляет к нему заботы. Орган опеки и попечительства должен контролировать судьбу таких детей и в случае, если мать не появлялась в течение длительного времени (по аналогии можно принять срок 6 месяцев) должен выяснять, по каким причинам мать не проявляет участия в судьбе ребёнка. В случае если найти мать не представилось возможным (по указанным ею адресам и телефонам найти её не удалось), либо было установлено, что она уклоняется от участия в судьбе ребёнка по явно неуважительным причинам, такой ребёнок должен быть оформлен как вновь выявленный ребёнок, оставшийся без попечения родителей .

В таком случае, организация, в которой находится ребёнок, должна письменно поставить в известность орган опеки попечительства, если его родители не общались с ребёнком в течение длительного времени . Для сбора таких сведений рекомендуется вести не только общий журнал посещений, но при личном деле воспитанника хранить данные о поступлении писем, звонков, посылок от родителей, их посещений ребёнка.

Как только такой ребёнок будет выявлен, как оставшийся без попечения родителей, он может быть передан на воспитание в семью (в том числе усыновлён). Отсутствие родительского попечения в течение 6 месяцев уже само по себе является основанием поставить вопрос об усыновлении ребёнка: его уже можно передавать на усыновление. При этом оценка причин, по которым родители уклонялись от воспитания ребёнка - прерогатива суда. В суд, при оформлении усыновления, должны быть представлены все имеющиеся доказательства того, что данные причины не являлись уважительными. Необходимость предварительно лишать таких родителей родительских прав отсутствует.

Распространённой ошибкой органов опеки и попечительства является лишение родительских прав родителей ребёнка и в том случае, если он уже может быть усыновлён без согласия родителей . Попытка лишить родительских прав в таком случае приводит лишь к задержке усыновления ребёнка, поскольку его усыновление становится возможным лишь по истечении 6 месяцев со дня лишения родительских прав .

Если отец ребёнка вписан в свидетельство о рождении со слов матери (имеется соответствующая справка органов ЗАГС), даже если данные такого «названного отца» (фамилия, имя, отчество) совпадают с данными реального человека, розыск его, а также привлечение к решению вопросов сбора документов на ребёнка, общения с родственниками и т.п. производиться не должны. У такого ребёнка юридически отец отсутствует, таким образом, при утрате попечения со стороны матери (единственного родителя), ребёнок подлежит устройству, как ребёнок оставшийся без попечения родителей. В том числе и передаче его на усыновление.

Лишение родительских прав «пропавших» родителей

Только в случае, если ребёнок будет передан на иную форму устройства, нежели усыновление, органу опеки и попечительства необходимо обратиться с иском о лишении родительских прав родителя, уклоняющегося от воспитания ребёнка.

При этом следует учитывать, что длительное отсутствие родителей в связи с причинами, не связанными с их волей (заключение под стражу, лишение свободы, длительное, в том числе принудительное, лечение и т.п.) во всяком случае, не повлечёт лишения их родительских прав .

Перекладывать обязанность по лишению родительских прав на плечи опекуна или попечителя орган опеки и попечительства не вправе. Лишать родительских прав нерадивых родителей необходимо в интересах ребёнка: это не только позволяет ребёнку в дальнейшем быть усыновлённым по более простой процедуре, но и ограждает ребёнка от дальнейших возможных претензий биологических родителей.

В случае если ребёнок оказался в детском учреждении не по заявлению одинокой матери, а по любой другой причине, органу опеки и попечительства совместно с организацией, где находится несовершеннолетний, необходимо разыскать его родителей и в письменной форме предложить им забрать ребенка из учреждения. Такое «предложение» возможно направить почтой с уведомлением о вручении, но лучше, если такое предложение будет вручено непосредственно родителю (родителям) под расписку.

Следует учесть, что при возврате ребёнка родителям необходимо проверить, созданы ли у них условия для воспитания и содержания ребёнка, составить об этом акт. Возврат ребёнка возможен лишь в случае восстановления родительского попечения, то есть, в том числе, и создания родителями условий для жизни ребёнка .

При отказе забрать ребёнка без уважительных причин необходимо решать вопрос о лишении родительских прав и взыскания алиментов.

Уважительными в данном случае будут лишь такие причины, по которым пребывание ребёнка в семье, дома в данный момент является невозможным. В этом случае возможно помещение ребенка временно в учреждение на основании заявления родителя с обоснованием причин и указания срока, на который ребенок помещается в учреждение. Такими причинами могут быть, например, недавний пожар или оное событие, приведшее в негодность дом семьи, смерть или крайне тяжёлое состояние здоровья близкого родственника и невозможность обеспечить одновременно и уход за ребёнком, и уход за таким родственником, болезнь родителя , связанная с существенным ограничением возможностей родителей и т.п. Очевидно, что данные причины не могут быть признаны уважительными в течение длительного времени. Не являются уважительными причинами, например, потеря работы родителями (особенно, если это продолжается многие месяцы, или годы), или, скажем, продажа родителями единственного жилья - данные факты отражают виновное поведение родителей и не могут быть признаны уважительными причинами. Такой ребёнок выявляется, как оставшийся без попечения родителей и его устройство осуществляется в общем порядке.

При обращении в суд с исками о лишении родительских прав одновременно решается вопрос о взыскании алиментов. В таком случае, розыск родителей осуществляется по запросу суда органами внутренних дел безвозмездно в силу закона .

Приоритет усыновления не ограничивает права ребёнка на опеку

Несмотря на приоритет усыновления, как формы устройства ребёнка, оставшегося без попечения родителей, недопустим отказ от передачи ребёнка под опеку по неким «общими соображениями». Например, к сожалению, распространён случай, когда отказывают в опеке над детьми в возрасте до 1,5-2 лет, мотивируя это тем, что «эти дети идут на усыновление». Если в органе опеки и попечительства (либо в региональном банке данных) имеются сведения о том, что есть кандидаты, претендующие на опеку и на усыновление данного ребёнка, то ребёнок передаётся на усыновление. Однако, если во время обращения кандидата в опекуны с заявлением о передаче данного ребёнка под опеку, потенциальных усыновителей не имеется, ребёнок должен быть передан под опеку. Отказ от такой передачи в семью (и оставление ребёнка «дожидаться усыновителей» в доме ребёнка, детдоме, больнице) может быть обжалован в суд т.к. законодательство допускает институциональное устройство ребёнка лишь в случае невозможности передачи его на воспитание в семью .

Таким образом, любой ребёнок, оставшийся без попечения родителей, включая и тех, кто был помещён в учреждения по заявлению родителей, может быть передан на любую форму устройства, включая семейную (опеку или попечительство, приёмную семью и т.д.). Органу опеки и попечительства необходимо, в первую очередь обеспечивать права и интересы детей (передавать их в семьи), и лишь во вторую проверять, не нарушены ли при этом какие-либо интересы их биологических родителей (розыск родителей, иски о лишении родительских прав и т.п.) К тому же, часто именно опека становится первой ступенькой к усыновлению, это связано прежде всего с такими факторами, как более быстрый и простой порядок передачи ребенка в семью, например, не все супругиимеют возможностьодновременно готовить документы на усыновление. А сроки действия медицинского заключения весьма ограничены (3 месяца), или это связано с тем, что усыновители из другого региона, и им затруднительно приезжать по многу раз…

Кто готовит ребёнка к семейному устройству

Согласно действующему законодательству, вся деятельность по подготовке документов ребёнка для усыновления или опеки лежит на органах опеки и попечительства. Запрещается требовать от потенциальных усыновителей или опекунов, попечителей какие-либо документы, связанные с усыновляемым или потенциальным подопечным. Все, абсолютно все документы на ребёнка должны быть подготовлены органом опеки и попечительства (вместе с организацией, где ребёнок находится).

Недопустимо (в том числе с точки зрения сохранения тайны усыновления) «поручать» усыновителям разыскивать «пропавших» родителей ребёнка, требовать от них получения каких-либо «отказов» или «согласий». Не вправе потенциальный усыновитель собирать медицинские документы на ребёнка, оформлять свидетельство о рождении и т.п. любые документы, связанные с ещё не усыновлённым им ребёнком т. к. до момента назначения их законными представителями ребенка они являются ему посторонними гражданами и не имеют никаких полномочий, и это может расцениваться как доступ к данным, составляющим информацию о частной жизни другого гражданина. То же можно сказать и про кандидатов в опекуны или попечители.

«Досрочная» передача ребёнка в семью при усыновлении

Если очевидно, что решение суда об усыновлении не будет оспорено (нет родственников, либо они все не возражали против усыновления, прокуратура поддержала усыновление), то учреждение, в котором находится ребёнок, может выдать его «досрочно» в порядке временной передачи ребёнка в семью.

Все документы для оформления нового свидетельства о рождении, свидетельства об усыновлении могут быть выданы не ранее вступления решения суда в законную силу, но ребёнок (особенно, если речь идёт о малыше) может быть передан в семью сразу же после решения суда.

При этом оформляются те же документы, как и при временной передаче ребёнка в семью . На этот период будущие усыновители не обладают по отношению к ребёнку правами законного представительства.

В случае, если немедленная передача прав законного представительства в интересах ребёнка жизненно необходима (как правило, когда необходимо немедленное лечение), вопрос об обращении решения суда об усыновлении к немедленному исполнению должен быть поставлен усыновителями в судебном заседании, и поддержан органами опеки. При этом необходимо приложить медицинские документы о том, что ребёнку действительно необходимо немедленное лечение.

Верховный суд РФ указал нижестоящим судам, что обращение решения суда об усыновлении к немедленному исполнению возможно лишь в интересах ребёнка в случае, когда промедление с вступлением решения в силу приведёт к негативным последствиям для ребёнка .

В остальных случаях, решение суда вступает в законную силу по истечении 10-дневного срока со дня вынесения решения судом. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то последним днём срока считается следующий рабочий день. И лишь по истечении этого срока на обжалование, решение суда вступает в законную силу.

Таблица семейного устройства

Данная таблица описывает возможность избрания той или иной формы семейного устройства ребёнка, оставшегося без попечения родителей в зависимости от причины, по которой ребёнок остался без родительского попечения, описаны возможности документального оформления таких причин. Отражены также необходимые юридические действия в отношении ребёнка.

Следует учесть, что в случае, если указана возможность передачи ребёнка под опеку, то применимы все формы опеки, включая собственно опеку, опеку по договору о приёмной или патронатной семье, а также попечительство.

В организацию для детей, оставшихся без попечения родителей ребёнок может быть передан лишь в случае, если невозможно передать его в семью.


Причина утраты родительского попечения

Оформление причин утраты родительского попечения

Формы возможного устройства (У-усыновление, О — опека)

Действия, необходимые после устройства ребёнка в семью

Родители умерли

Свидетельство о смерти

усыновление,

опека

Родители лишены родительских прав

Заверенная судом копия решения суда о лишении родительских прав

опека — усыновление, через 6 месяцев

Родители ограничены в родительских правах в связи с психическим заболеванием

Иск о признании родителя недееспособным

Родители ограничены в родительских правах в связи с поведением родителей, опасным для ребёнка

Заверенная судом копия решения суда об ограничении родительских прав

Родители признаны судом недееспособными

Заверенная судом копия решения суда о признании недееспособным

У, О

Родители больны и не могут осуществлять родительское попечение

Справка медицинского учреждения, где находится родитель о невозможности осуществлять попечение над детьми в течении определённого времени, либо акт обследования жилищно-бытовых условий из которого следует невозможность родителя по состоянию здоровья осуществлять родительские права и обязанности

При выявлении выздоровления родителей - предложение забрать ребёнка из учреждения и восстановить родительское попечение. При отказе сделать это - п. 9. При отсутствии родителей в месте, указанном ими как место жительства или пребывания - п. 7

Родители длительно отсутствуют

Заявление родителей, родственников ребёнка, иных лиц, вместе с актом обследования условий жизни ребёнка, в котором выявляется длительное отсутствие родителей по месту проживания ребёнка

Обращение в суд о взыскании алиментов (поиск родиетелей)

По истечении 6 месяцев - обращение в суд о лишении родительских прав

Родители признаны судом безвестно отсутствующими

Заверенная судом копия решения суда о признании родителей безвестно отсутствующими

Родители уклоняются от воспитания детей

Заявление лица, фактически воспитывающего детей вместе с актом органа опеки и попечительства, выявляющего отсутствие родительского попечения над ребёнком

Иск о лишении родительских прав

Родители уклоняютсяот защиты прав и интересов детей

Установленный актом органа опеки и попечительства факт отсутствия решения родителями судьбы ребёнка (ребёнка «не забрали» из летнего лагеря, ребёнка, оставленного временно на попечение иного лица не забрали родители в установленный срок, ребёнок, обязанный посещать школу не был родителями определён туда и т.п.)

Иск о лишении родительских прав

Родители ребёнка неизвестны (родители не имели документов)

Акт об оставлении (с указанием, что личность матери ребёнка не установлена), акт о подкидывании, свидетельство о рождении с «прочерком» в графе родителей

У, О

Родители отказываются взять ребёнка из учреждения

Заявление родителей об отказе забрать ребёнка из учреждения (подпись родителя заверяется руководителем учреждения на основании документа, удостоверяющего личность),

либо сообщение учреждения об оставленном ребёнке (содержащий сведения о родителях, установленные из документов, удостоверяющих личность) и акт органа опеки о выявлении ребёнка, оставшегося без попечения родителей,

либо акт об оставлении ребёнка (родители указываются на основании документов, удостоверяющих личность)

О, У — через 6 месяцев

Иск о лишении родительских прав

Одинокая мать, оставившая ребёнка на полное государственное обеспечение по заявлению не поддерживает контактов с ребёнком более 6 месяцев

Сообщение организации, в которой находится ребёнок, об отсутствии контактов матери с ребёнком, а также акт о выявлении ребёнка, оставшегося без попечения родителей

О, У — через 6 месяцев

Иск о взыскании алиментов (розыск матери)

Иск о лишении родительских прав

Родители у ребёнка отсутствуют

Акт о подкидывании, свидетельство о рождении с «прочерками» вместо данных родителей

У, О

Родители ребёнка находятся в местах лишения свободы, либо заключены под стражу

Решение суда (постановление суда) о лишении свободы (заключении под стражу) и (или) акт органа опеки и попечительства об обследовании жилищно-бытовых условий в котором выявлено отсутствие родителей по причине их осуждения (заключения под стражу),

либо сообщение органов внутренних дел о задержании родителей

Иск о лишении родительских прав при наличии оснований для этого до заключения под стражу