Поиск себя

Закаливание детей раннего возраста — с чего начинать. Закаливание детей раннего возраста: практические советы Закаливание ребенка в раннем возрасте

Содержимое

Любое физическое воздействие внешних факторов - это часть закаливания. Закаливающим эффектом обладают и ветер, и солнце и хождение босиком. Некоторые скептики утверждают, что закаливание не имеет никакого смысла, мол, «закаливали ребенка долгое время, а толку - ноль!» Зачастую проблема кроется в том, что многие родители не совсем точно понимают смысл закаливающих процедур, поэтому не могут добиться положительной динамики.

Причины детских болезней

Основой любого ОРВИ являются вирусы и бактерии, именно они виноваты во многих детских болезнях. Так называемые «тепличные» дети, круглый год закутанные в теплые комбинезоны, кофты, штанишки и шапочки, передвигающиеся только на машине, и только в детский сад и обратно домой, болеют намного чаще и дольше. Их иммунитет совершенно не приспособлен бороться, потому что не с чем: теплый пол с подогревом, горячая вода в ванной, персидские ковры и пуховые одеяла. При таком положении вещей любой сквозняк принесет простуду, так как тело не умеет защищаться.

По сравнению с городскими неженками, деревенские дети, бегающие босиком чуть ли не до холодов, одевающиеся только при первых заморозках, жующие на ходу - образец здоровья и болеют очень редко. Все это от того, что их организм умеет правильно реагировать на смену температуры, осадки, ветер, солнце и т. д., он привычен к этому.

Если вы хотите видеть своего ребенка здоровым и крепким - начинайте закаливающие процедуры.

Когда нужно начинать закалять ребенка

Самое трудное - это сопоставить их со своим ежедневным графиком, повторять регулярно и не пропускать, откладывая на потом. Закаливание будет эффективно только тогда, когда происходит постоянно. Если процедуры пропускать, достигнутый эффект быстро пропадет.

Ребенок готов к закаливанию с самого рождения. Важно делать это постепенно.

Новорожденный младенец имеет высокие адаптивные свойства, то есть он сможет приспособиться к любым окружающим его условиям. Родители со своей стороны, должны создавать ребенку условия естественные, чтобы врожденные силы организма укреплялись и развивались. Создание «парниковых» условий не приведет ни к чему хорошему. Для ребенка очень важно развитие природных механизмов терморегулирования. Поспособствовать этому могут резкие перепады температуры, солнечные, водные и воздушные ванны, хождение босиком.

Большинство авторов закаливающих методик придерживаются мнения, что воздушные ванны нужно проводить с первых дней жизни. Самым простым вариантом будет устроить такую ванну во время кормления. Пока мама кормит младенца, он должен лежать на руках совсем голеньким. Как только ребенок замерзнет, он начнет напрягать все свои мышцы, чтобы согреться, тогда есть возможность сразу его укрыть. Таким образом, с первых дней жизни, ребенок будет закаляться в комфортных условиях примерно по два часа в день, исключается риск переохлаждения. Постепенно, время закаливания можно увеличивать и оставлять малыша голеньким на некоторое время и после кормления, пока он не заснул. К тому же, без одежды ребенок легче двигается, у него быстрее развиваются навыки движения, он быстрее начнет держать голову, пытаться садиться или ползать,

Солнечные ванны являются еще одной процедурой, которую можно применять с рождения. К тому же, они являются хорошей профилактикой рахита. Однако относиться к солнечным ваннам нужно внимательно. Кожа новорожденного очень нежная и тонкая, выработка меланина намного меньше, чем у взрослого, поэтому высока вероятность солнечного ожога. К тому же, существует риск получить тепловой удар, так как механизмы терморегуляции еще не сформированы до конца. Злоупотреблять солнечными ваннами крайне опасно, так как это может привести к развитию серьезных заболеваний. Достаточно будет обычной прогулки на открытом воздухе в коляске или на руках у мамы. Даже когда ребенок достигнет годовалого возраста, ему не обязательно загорать специально, если он будет довольно много времени проводить за играми на свежем воздухе и солнце, то этого вполне достаточно. Также не следует забывать, что время от времени необходимо перемещаться в тень. Самое «полезное» время для игр на солнце - промежуток до 11 часов утра и вечером после пяти. В зимнее и осеннее время, в солнечный денек выходить на улицу нужно обязательно, так как витамин Д должен вырабатываться в организме круглый год, а солнечные дни достаточно редки в нашем климате.

Водные процедуры

Самым лучшим видом закаливания со всей смелостью можно назвать водные процедуры. Их также можно применять с самого рождения, главное - это постепенность. Начинать можно с обтирания. Младенцев обтирайте мягкой тканью. Для начала вода должна быть теплой. Хорошо повышает тонус кожи и укрепляет сосуды. По мере привыкания, постепенно снижайте температуру воды, доводя ее до комнатной, а затем и до холодной. Детей постарше можно начать обтирать, а затем и обливать. Механизм тот же: начинайте с воды комфортной для ребенка температуры и постепенно снижайте до холодной.

Многие дети очень любят брызгалки. Летом это может стать отличной закаливающей процедурой, принимать которую дети могут часами. Зимой это может быть тазик с теплой водой, в котором плавают игрушки.

Развитие двигательной активности ребенка

Физическое развитие ребенка возможно уже в пренатальный период, когда он находится в утробе матери. В результате физической нагрузки у мамы возникает повышенная потребность в кислороде, она начинает глубже дышать, сердцебиение учащается. Ребенок начинает беспокойно шевелиться внутри, реагируя на снижение питательных веществ в крови матери. При таком активном двигательном процессе, мышцы, сердце и весь организм ребенка в целом, начинают развиваться и укрепляться еще в утробе.

При малоподвижном образе жизни мамы или переедании, ребенок редко шевелится и может родиться, физически не сформированным.

Закаливание в домашних условиях

У ребенка, которого родители не закаляли в детстве, гораздо чаще наблюдаются различные простудные заболевания, так как терморегулирующая функция практически отсутствует.

Чтобы эту функцию развить, можно укладывать ребенка спать легко одетым, в тоненькую пижамку, например, а сверху укрыть тонким одеялом. Температура под ним будет достаточно комфортной для сна. При пробуждении одеяло нужно откинуть, чтобы ребенок находился в комнатной температуре. Таким образом, перепад температур составит несколько градусов. И это обладает хорошим закаливающим эффектом.

Хождение босиком - хорошее закаливание в любое время года. Это самый простой и эффективный метод. Чаще снимайте с ребенка носочки, пусть бегает босиком. Это крайне полезно еще и для того, чтобы у ребенка не развилось плоскостопие. Стопа при хождении босиком станет устойчивее, походка - свободнее. Также улучшаются координация в пространстве и осанка. На стопе находится большое количество биологически активных точек. При хождении босиком, они стимулируются гораздо активнее, благодаря чему развивается функция терморегуляции, ведь именно стопа отвечает за нее. Не волнуйтесь, если стопы малыша будут холодными, это реакция организма на холод. За счет движений ребенка, повышения тонуса мышц, восстанавливается тепловой баланс. Лучше всего ходить босиком по шершавой, неровной поверхности. Дома это может быть массажный коврик, а на улице - свежая трава, песок или неострые камушки.

Летом многие родители отпускают ребенка бегать в одних трусиках или вообще нагишом, а зимой начинают надевать несколько слоев одежды. Это довольно распространенная ошибка. Если вы чувствуете холод, то это совсем не значит, что и ребенку холодно. Ему тепло, так как его обмен веществ быстрее, чем у взрослого, а тепла вырабатывается больше. Тепло укутанный малыш сильно потеет, и возможность заболеть у него больше.

Если вы хотите закалить малыша, должны давать ему возможность бегать нагишом при комнатной температуре. Сначала это должно быть совсем не долго, минут десять. Постепенно продолжительность нахождения голышом нужно увеличивать. Если вы боитесь, что малыш замерзнет, поиграйте с ним в какую-нибудь подвижную игру.

Закаливать ребенка раннего возраста – это выработать у него способность противостоять охлаждению. К сожалению, многие родители и даже некоторые медицинские работники считают, что маленьких детей надо не закаливать, а всячески оберегать от малейшего охлаждения. Это грубейшая ошибка. Тепличные условия не укрепляют здоровье малыша, а, наоборот, ослабляют его.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Закаливание ребенка раннего возраста»

Закаливать ребенка раннего возраста – это выработать у него способность противостоять охлаждению. К сожалению, многие родители и даже некоторые медицинские работники считают, что маленьких детей надо не закаливать, а всячески оберегать от малейшего охлаждения. Это грубейшая ошибка. Тепличные условия не укрепляют здоровье малыша, а, наоборот, ослабляют его.

Детей надо обязательно закаливать и как можно раньше, буквально с первых дней жизни. Только делать это надо не шаблонно, а с учетом возрастных особенностей и развития. Многочисленными наблюдениями доказано, что дети, закаленные с самого раннего возраста, очень редко болеют респираторными заболеваниями, воспалением легких.

Эффект от закаливания у детей раннего возраста может быть достигнут только при строгом соблюдении следующих основных правил: индивидуальный подход к ребенку, постепенность и систематичность закаливания, а также положительное отношение малыша к закаливающим процедурам.

Что же такое индивидуальный подход к ребенку? Это, прежде всего учет его возраста, характера, физического развития, состояния здоровья и условий жизни.

Нельзя начинать закаливание во время болезни или сразу же после выздоровления, когда организм еще не может вырабатывать защитные реакции.

Детям ослабленным, отстающим в развитии закаливающие процедуры проводят более осторожно.

Детей, которые все время росли в «тепличных» условиях, мало пользовались свежим воздухом, ходили дома в теплой одежде и обуви, оберегались от малейшего ветерка, закаливайте постепенно.

Нельзя начинать закаливать ребенка, который только что стал посещать детское учреждение (а это иногда делается по шаблону). В это время у малыша происходит резкая смена обстановки, его организм становится более чувствительным и может дать неправильную реакцию на любую закаливающую процедуру, если он ее не получал ранее.

По-разному следует подходить к детям с различными типами высшей нервной деятельности. Дети с сильным и уравновешенным типом центральной нервной системы обычно хорошо переносят обливание ног или всего тела прохладной водой, охотно принимают душ, бегают раздетыми. И эффект от закаливания у них наступает быстрее. Если в поведении ребенка преобладает возбуждение, то ему полезнее успокаивающие процедуры, а если торможение – то возбуждающие.

Закаливание должно быть систематическим. Только в этом случае оно будет действенным. Нельзя закаливать «про запас». Только при постоянном подкреплении и тренировке, в течение круглого года вы достигнете успеха.

Необходимо, чтобы закаливание прочно вошло в режим дня ребенка. Для этого используют прогулки, игры. Нужно приучать малыша не бояться холодной воды, ходить босиком. Не пугайтесь, если он голыми руками берет снег и лепет снежки. Закаливание можно продолжать даже при легких заболеваниях. Только в этом случае нужно посоветоваться с врачом.

Закаливающие процедуры могут быть разными в различные сезоны года. Летом – душ, общее обливание, воздушная ванна, зимой – обливание ног.

Успехов и здоровья полные кармашки Вам и вашим детям!

«Закаливание детей в домашних условиях»

Закаливание - это целая система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных метеорологических условий: холода, тепла, пониженного атмосферного давления.

Закаливание – это тренировка приспособительных возможностей организма с помощью естественных природных факторов: воды, воздуха, солнца. Закаливаться каким-либо одним фактором трудно. При закаливании на человека действуют различные факторы. Закаливаться можно не только солнцем, воздухом и водой, но и словом и даже пищей (закаливающие диеты, лекарственные травы и т. п.) Закаливание оказывает общеукрепляющее действие, улучшает кровообращение, повышает тонус нервной системы, нормализует обмен веществ. Организм ребенка получает возможность лучше приспособиться к меняющимся условиям и безболезненно переносить чрезмерное охлаждение, перегревание и другие неблагоприятные воздействия. При повторном и систематическом применении холодной воды происходит усиление образования тепла, повышается температура кожи, утолщается роговой слой, уменьшается интенсивность раздражения находящихся в них рецепторов. Все это повышает адаптацию организма ребенка к низкой температуре. Начинать закаливание можно с любого возраста. Но чем раньше, тем здоровее и устойчивее будет ребенок. Закаленные дети прекрасно выглядят, у них хороший аппетит, спокойный сон.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ

2. Постепенно наращивать интенсивность закаливающих мероприятий.

3. Систематичность - закаливание проводится во все времена года.

4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности организма ребенка, его возраст, физическое развитие, состояние здоровья, перенесенные заболевания, особенности нервной системы.

5. Начинать закаливание можно в любое время года, но более предпочтительным является теплое время.

6. Закаливание следует проводить только при положительных эмоциональных реакциях ребенка. Не надо бояться, если при закаливании у ребенка возникнет парадоксальная реакция, вместо ожидаемого улучшения самочувствия отмечается его ухудшение. Это так проявляется его индивидуальная реакция. В данном случае надо перейти к более легким нагрузкам или другому способу закаливания.

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.

Общие проводятся на протяжении всей жизни и предусматривают правильный режим дня, рациональное питание, ежедневные прогулки на свежем воздухе, рациональную одежду. Регулярное проветривание в комнате, соответствующий возрасту температурный режим в помещении.

Специальные. К специальным закаливающим мероприятиям относятся строго дозированные воздействия ультрафиолетовым облучением. Гимнастические упражнения, массаж, воздушные и водные процедуры, плавание, бассейн.

ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

Существуют следующие виды закаливания: воздухом. Водой. Солнцем. Для закаливания используются различные виды гимнастики, массажа, рефлексотерапия, баня, сауна и др.

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ

Это наиболее доступный и действенный метод закаливания. Воздух - среда, постоянно окружающая человека. Закаливающее действие воздухом связано, прежде всего, с разницей температуры между ним и поверхностью тела ребенка. Закаливание воздухом начинается с первых дней жизни ребенка. Оно повышает потребление кислорода, способствует улучшению функционирования ЦНС, нормализации сна и аппетита. Закаливание воздухом включает в себя оптимальный температурный режим помещения, использование рациональной одежды, воздушные ванны, сон на свежем воздухе, повышение устойчивости к сквознякам.

Воздушные ванны в холодное время года проводятся в комнате (комнатные воздушные ванны), в теплое время года - на свежем воздухе. Продолжительность воздушной ванны увеличивается с 3-4 минут до 1 часа. Воздушные ванны проводятся через 1-1,5 часа после еды в местах, недоступных прямым солнечным лучам. Воздушные ванны дети дошкольного возраста проводят сначала в трусах и майках, носках и сандалиях. Через две недели старшим детям можно закаливаться только в трусах и сандалиях или босиком. После прогулки руки и ноги ребенка должны оставаться теплыми.

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ

Вода - общепризнанное средство закаливания. Из всех закаливающих методов закаливание водой является самым мощным и быстрым средством. Главная функция - укрепление тела -достигается холодными ваннами, купаниями. В последнее время все шире вводятся контрастные методы закаливания: контрастный душ, влажные обтирания. УМЫВАНИЕ. Новорожденных рекомендуют умывать настоями трав, обладающих антисептическим, противовоспалительным действием (ромашка, шалфей, календула, череда, мать-и-мачеха). Дети старше 3-х лет моются водопроводной водой, в которую травы добавляются лишь по необходимости в период дефицита витаминов, после простудных заболеваний).

ОБТИРАНИЕ СУХИМ ПОЛОТЕНЦЕМ проводится перед началом влажных обтираний, как предварительная процедура. Обтирание ребенка сухой рукавицей внимает психологическое напряжение, подготавливает ребенка к проведению влажных процедур, создает положительный эмоциональный настрой. Порядок обтирания: сначала обтирают верхние конечности от пальцев к плечу, затем ноги: от стопы к бедру, затем грудь, живот и спину. Длительность одной процедуры - 1-2 минуты.

ОБТИРАНИЕ ВЛАЖНЫМ ПОЛОТЕНЦЕМ - самое нежное из всех водных процедур. Общее влажное обтирание здоровым детям можно проводить, начиная с 3-месячного возраста. Ослабленным детям полезно начинать с сухих обтираний куском фланели. Через1-2 недели можно перейти к влажным обтираниям варежкой из мягкой ткани, смоченной водой. Обтирание лучше делать утром после сна. Сначала обтирают руки, затем ноги, грудь, живот, спину. Обтирание лучше делать утром после сна. Продолжительность процедуры 3-4 минуты. После обтирания мать растирает кожу ребенка сухим полотенцем до появления умеренного покраснения. Начальная температура воды для обтирания детей 3-4 лет составляет +32°С, 5-6 лет до +30°С, 6-7 лет +28°С. Через каждые 2 недели ее снижают на 1°С и доводят до +22°С летом и +25°С зимой для детей 3-4 лет, до +20°С и +24°С для детей 5-6 лет, до +18°С и +22°С для детей 6-7 лет. После окончания процедуры ребенок должен быть тепло одет.

КОНТРАСТНОЕ ОБТИРАНИЕ . Далее приступают к контрастному обтиранию. Смочив в прохладной воде шерстяную рукавицу, ее выжимают, чтобы не текла, и обтирают всю руку. Затем, смочив другую рукавицу горячей водой, также делают обтирание. После этого сухим полотенцем энергично растирают кожу до появления розовой окраски и ощущения тепла. Затем последовательно растирают вторую руку, грудь, спину, ноги. Общая продолжительность процедуры около 5 минут. При хорошей переносимости температурный контраст через 2-3 дня увеличивается на 1°С. В конце концов, можно приступить к обтиранию ледяной водой (+4 ... +6°С) и очень горячей (+ 40... 41°С). Еще более резкая тонизирующая и закаливающая процедура - контрастные обтирания с последующим обливанием холодной и горячей водой.

ОБЛИВАНИЕ - водная процедура, при котором подвергаются воздействию воды отдельные участки тела или все тело. Эффект его выше чем при обтирании. Выделяют местное обливание, общее обливание. Местные обливания и ванны. Ножные ванны и обливание ног можно начинать детям с 1-1,5 лет. Лучше проводить их после дневного или ночного сна. Обливают нижнюю 1/3 голени и стопы, продолжительность обливания 20-3- секунд, ножных ванн -1-2 минуты. Для детей раннего возраста -3-5 минут. Для дошкольников начальная температура для местных процедур -+ 28 градусов С. Через одну неделю после начала закаливания температура воды снижается на 1-2 градуса С, каждые 1-2 дня, для ослабленных детей каждые 5-7 дней. Предельная температура для детей 1-3 лет+18°С, для детей 4-7 лет - +16°С. После обливания ноги растирают до появления легкого покраснения. Общее обливание можно начинать с 9 - 10 месячного возраста. Голову ребенку обливать не следует. Длительность обливания - 20-30 секунд, длительность всей процедуры - 1-3 минуты. При обливании ребенок может сидеть или стоять. Ручку душа следует держать на расстоянии 20-30 см от тела ребенка. Струя воды должна быть сильной. Обливают сначала плечи, руки, потом грудь, живот, спину (голову не обливают). После окончания процедуры кожу растирают полотенцем до легкого покраснения. Обливание поднимает тонус мышечной системы, способствует подъему энергии.

КОНТРАСТНОЕ ОБЛИВАНИЕ . Методика: обливают стопы 2 \3 голеней попеременно водой контрастной температуры. Температура воды - +38°С, температура прохладной воды для здоровых детей - +18°С, для ослабленных - +28°С. Обливание всегда начинают с теплой воды. Количество повторений:3-5. Время воздействия теплой воды -6-8, прохладной - 3-4 секунды. После окончания процедуры ноги растирают до легкого покраснения. Контрастное закаливание лучше проводить перед дневным сном, сочетая закаливающие процедуры с гигиеническими. ДУШ оказывает наиболее эффективное влияние на организм, это связано с тем, что кожные покровы подвергаются не только температурному, но и сильному механическому воздействию давлением струи. Эту процедуру можно проводить детям с 2-х лет. По температурному воздействию души бывают: -горячие (выше +37°С); -теплые (+36-37°С); -прохладные (+20-33°С); -холодные (ниже +20°С). Для закаливания используют средней силы струю в виде дождя. Начинать процедуру необходимо с температуры +33-35°С, каждые 7 дней температуру постепенно снижают на 1°С, доводя ее до +20-25°С. Продолжительность процедуры от 30 секунд до 1 минуты, затем постепенно увеличивают до 2-3 минут. Когда температура воды снизится до прохладной, время душа не должно превышать 1 минуты, при холодном душе 1 минуты. На голову надевают купальную шапочку. В конце душа сразу вытирают сухим полотенцем. Если ежедневный душ переносится хорошо, можно продолжить закаливание контрастным душем.

КОНТРАСТНЫЙ ДУШ. Сначала подается теплый душ (= 36 + 37) ЗОсекунд, затем прохладный 15-30 секунд, смена температуры душа проводится 2-3 раза. Через две недели разницу в температуре увеличивают на 2-3°С и так в течение 2-3 месяцев. Разницу в температурах горячей (до +30 - 40С) и прохладной (до +20 -18°С) воды можно довести до +20°С у старших детей и до +15°С у младших. После окончания кожу необходимо насухо вытереть. ВАННЫ с целью закаливания детей используют с первых дней жизни ребенка. С целью усиления ответной реакции кожи в воду можно добавить поваренную соль (3 столовых ложки на 1 литр воды), хвойный экстракт. Закаливающий эффект ванны усилится, если в конце ванны с помощью шланга делается «холодное пятно»- зона с более холодной водой, куда вводят и выводят ребенка 1-2 раза, постепенно число заходов увеличивается.

СОЛНЕЧНЫЕ ВАННЫ принимают на открытой местности, при этом происходит одновременное воздействие прямых и рассеянных солнечных лучей. Продолжительность солнечных ванн для детей раннего возраста увеличивается с 2 до 18, для детей дошкольного возраста - с 4 до 33 минут. Не рекомендуется проводить солнечные ванны при температуре воздуха +12°С и выше +27°С. Наиболее целесообразно проводить солнечные ванны с 9 до 12 часов, начиная их не менее чем через 1,5 часа после еды, и заканчивают не позднее чем через 0,5 часа до еды. Голову необходимо защищать от прямых солнечных лучей.

Порядок проведения солнечных ванн:

1) подготовительная световоздушная ванна в тени 10-20 минут;

2) солнечная ванна;

3) водная процедура / умывание, душ, купание/;

4) отдых в тени.

Постепенность усиления закаливающего воздействия достигается и подбором одежды: сначала надевают рубашку с коротким рукавом, через 2-3 дня - майку, через 2-3 дня оставляют в одних трусах.

ПОМНИТЕ! Начинать закаливание можно в любом возрасте, однако, чем раньше вы это сделаете, тем здоровее и устойчивее будет ребенок. Закалять ребенка надо систематически. Строго выполнять все основные правила проведения закаливания. Не отменяйте закаливание при легком недомогании. Лучше замените, сильную более слабой процедурой, например обливание обтиранием. Старайтесь проводить закаливание так, чтобы оно доставляло ребенку удовольствие. Приступая к закаливанию, каждый раз обращайте внимание на состояние нервной системы ребенка. Если он слишком легко возбудим, быстро утомляется, ему показаны успокаивающие процедуры .


Закаливание детей не подразумевает каких-то специальных методов – это правильный образ жизни, за которым нужно следить с самого раннего возраста.
Новорождённый ребёнок обладает огромным запасом энергии и возможностью адаптироваться к любой среде обитания. Поэтому климат не должен влиять на маленький организм, все зависит от того, как правильно вы будете следить за здоровьем своего малыша.

Чаще всего родители стараются оградить своего ребёнка от плохих погодных условий. Создают тёплый уголок и не ходят на прогулку в зимнее время года или ходят очень редко. Тем временем ребёнок , а родители с озабоченностью начинают кутать его еще больше и водить по врачам. Все это ошибочно! Если мы так будем оберегать ребёнка, он заболеет при первом же дуновение слабого ветерка и болеть будет часто. Мы своими же руками порой рушим иммунитет детей, а потом жалуемся на врачей, погоду, плохую генетику. А ведь всего этого можно легко избежать! Поэтому молодым родителям стоит задуматься над здоровьем ребёнка с самого рождения.

Для запуска природных механизмов, которые есть абсолютно у всех новорождённых, - необходимы перепады температуры, водные и воздушные ванны, солнечный загар, хождение босиком в тёплое время года, протирание спинки мокрым полотенцем и другое.

Давайте разберём каждый из этих методов и научимся правильно закаливать своих малышей!

Хождение босиком

Этот метод наиболее эффективен и является абсолютно безвредным. Не думайте, что если ваш ребёнок походит без носочков, то он тут же заболеет. Просто все нужно делать правильно! Если на улице холодно, ходить нужно дома. Достаточно 30–45 минут два раза в день хождения босиком. Уже через месяц будет неплохой результат! Если на улице тепло, нужно ходить по тёплой земле, асфальту, песку. Эта процедура улучшает кровообращение ног, предотвращая в будущем развития тромбозов, почти на 89% снижается риск развития плоскостопия, улучшается осанка, координация движения. - Ваш ребёнок станет более уверенным в себе, у него будет спокойный, лёгкий бег! Самое главное – происходит адаптация всего организма. Если при ходьбе босиком ножки становятся холодными, - не стоит бояться. Ведь это главный центр теплорегуляции! Начинать такой метод закаливания нужно с ровной поверхности, затем постепенно переходя на неровности. Когда ребёнок становится больше, можно перейти на ходьбу по мелким камешкам. Но не стоит переусердствовать!

Воздушные ванны

Как правильно принимать воздушную ванну и нужно ли? На этот вопрос можно ответить однозначно – нужно! Начинать такую процедуру закаливания детей лучше всего с раннего возраста, желательно с первых дней жизни. Закаливание ребёнка требует большого внимания. Каждый день в течение 1,5 часа ребёнок должен находиться на руках голеньким, если ему станет холодно, вы сразу это почувствуете и укроете малыша. За время нахождения без одежды дети получают большой запас энергии и тренируют свой организм. Дети часто могут спать без одежды и им при этом не будет холодно, все потому, что у них процессы обмена идут интенсивнее. Поэтому их нужно развивать, а не подавлять тёплыми одеялами!

Водные процедуры

Водные процедуры очень помогают для закаливания новорождённого. Сначала вода должна быть тёплой, затем чуть похолоднее. Главное правильно - рассчитать день. - Утором ребёнка нужно купать в прохладной воде, чтобы он проснулся и чувствовал себя бодро весь день. - Перед сном вода должна быть тёплой, ребёнка необходимо готовить ко сну. А в течение дня нужно протереть спинку, ручки, ножки, грудь полотенцем, смоченным в холодной воде. - Именно в холодной. - Это значительно укрепит здоровье малыша, и простудные заболевания сведутся к нулю.

Солнечные процедуры

Солнечные процедуры нужно принимать с осторожностью. У детей тонкая кожа, поэтому получить ожог можно в течение 10–15 минут. В первые годы жизни нужно одевать кружевные или полупрозрачные вещи. Солнечные лучи будут проникать не так интенсивно и быстро, но организм получит необходимую энергию. Этим методом мы снизим риск развития рахита, обеспечим необходимый запас витамина Д, а также натренируем кожу к ровному загару, что благоприятно скажется в юношеском возрасте.

Методы закаливания детей достаточно просты. Если все их соблюдать, ваш ребёнок будет благодарен за такое крепкое здоровье.

Важные условия по закаливанию

К закаливанию ещё относится двигательная активность. Маленькие дети всегда двигаются много и быстро, поэтому с этим проблем нет. Но также нужно соблюдать правила приёма пищи: кушать можно практически все, но не переедать; никогда не заставляйте ребёнка есть, если он не хочет. - Дети всегда кушают столько, сколько им нужно для насыщения. Тут срабатывает инстинкт самосохранения!

Правила закаливания ребёнка одинаковы для всех возрастов:

  1. Все нужно начинать постепенно. - Это правило применяется везде. - Если вы начинаете ходить босиком: сначала 10 минут - целую неделю; потом 15 минут - целую неделю и т.д. Организм ко всему привыкает постепенно.
  2. Систематичность. Нельзя бросать начатое, если вы закаливаете своего ребёнка с рождения, то потом нужно ему объяснить, что это важно и нужно делать всегда.
  3. Внимательно наблюдайте за своим малышом. Если метод закаливание пагубно влияет на здоровье, значит, что-то вы сделали не так. - Нужно обратиться к специалисту.
  4. Обязательное наблюдение у врача. Нужно проводить полное обследование, следить за здоровьем, слушать специалистов.

Закаливать часто болеющего ребёнка необходимо по рекомендациям врача. Если организм слабый, то и нагрузки должны быть значительно снижены. Для часто болеющих детей от полутора лет используйте щадящие , по которым не забудьте также проконсультироваться с врачем.

А вот если ваш ребёнок заболел, и находится в стадии разгара заболевание, то проводить процедуры закаливания бессмысленно. В это время организм малыша борется с болезнью, поэтому посторонние нагрузки могут только навредить. Когда ребёнок вылечится, будет необходима консультация врача. Возможно, придётся снизить темпы закаливания или на какое-то время прекратить, но потом обязательно возобновить.

Нельзя прекращать начатое дело. Поэтому закаливание детей в детском саду должно продолжаться с повышением нагрузки. Лучше всего присоединить плавание, бег, гимнастику. А вот закаливание ребёнка в школьном возрасте требует серьёзный подход. В это время дети сами начинают выбирать себе хобби, поэтому им нужно грамотно объяснить, почему так важно делать зарядку, принимать холодный душ, ходить босиком и прочее. Но, можно сказать точно, что в этом возрасте организм вашего ребёнка уже окреп и способен выдерживать серьёзные нагрузки. Главное - не прекращать.

Дети любого возраста требуют особого внимания и наблюдения. Поэтому родитель – это та же профессия, которая является самой важной и перспективной! Берегите своих малышей!

Специалист рассказывает как правильно проводить закаливания ребенка от рождения и старше:

Правильное развитие органов дыхания, кровообращения, кроветворения зависит от соблюдения правильного режима и образа жизни ребенка. Важно приучить ребенка к прогулке в любое время года.

Детей первых 2-3 месяцев зимой надо выносить на улицу при температуре -10?С. В более теплые дни прогулка должна продолжаться 40 мин - 1 час; в более холодные - 20-30 мин, но 2 раза в день.

С детьми в возрасте 3-6 мес. Можно гулять при температуре воздуха до -12-15 ?С, если нет сильного ветра. Общая продолжительность пребывания на улице зимой должна составлятьот 1 до 2-3 часов в течение двух прогулок. Лицо ребенка должно быть открыто. Для прогулок следует выбирать тихие места, озелененные, по возможности, безлюдные. Этим ребенок предохраняется от инфекций.

Уже с 2-3 мес. Детей нужно приучать к воздушным ваанам, оставляя его обнаженным несколько раз в день. Во время воздушной ванны необходимо менять положение ребенка: класть его то на спину, то на живот. Проводится она в комнате при температуре воздуха не ниже 21-22 ?С, затем можно постепенно снижать ее до 18-20?С, а для детей старше года даже до 15-16?С.

Летом воздушные ванны проводят на открытом воздухе, в тени деревьев (чтоб солнечный свет был рассеян). Начинают при температуре не ниже 22?С, а затем и при более низкой температуре, но не ниже 17?С в тени.

Продолжительность воздушной ванны увеличивают постепенно и для первого полугодия жизни, доводят с 1-2 до 10-15 мин., а после 6 месяцев - до 20-30 мин.

Солнечные ванны детям с большой осторожностью можно проводить только после 1 года. Продолжительность солнечной ванны вначале - не более 2-3 мин., затем, постепенно прибавляя, доходят до 10-20 мин. При температуре воздуха 20-21?С. Половину времени ребенок лежит на животе, половину - на спине. Голова должна быть защищена от прямых лучей солнца. После солнечной ванны хорошо сделать обливание.

Закаливанию организма способствуют водные процедуры: обтирание, обливание, душ, ванна.

При проведении водных процедур следует всегда начинать от более легких (обтирания) и переходить к более сильнодействующим (ванна). Необходимо соблюдать постепенный переход от теплых процедур к более прохладным.

Обтирание можно проводить с 2-3 месячного возраста ребенка. Первые 2 недели проводят сухое обтирание. Для этого куском чистой фланели растирают по частям тело ребенка до появления легкой красноты. Затем переходят к влажным обтираниям. Последние делают смоченной в воде мягкой фланелью или мохнатой рукавичкой. Для обтирания употребляют воду, прибавляя к ней соль (1-2 чайные ложки на стакан воды) или водку (1-2 чайные ложки на стакан воды).

В холодной время (для детей до 1 года) температура воды вначале должна быть 35-36?С, летом 33-35?С. Постепенно (через каждые 5-7 дней) температуру воды снижают до 30-32?. Детям от 1 до 3 лет температуру воды следует снижать до 26-28?.

Продолжительность влажных обтираний не должна превышать 5 минут. Порядок влажных обтираний такой: вначале обтирают руки, затем ноги, грудь, живот и в последнюю очередь - заднюю поверхность тела. После влажного обтирания каждую часть тела вытирают насухо до легкого покраснения и ребенка укладывают в постель на 10-15 минут.

Детям старше 2 лет на ночь полезно облить ноги прохладной водой, начиная с температуры воды 28? и доводя ее до 18? и даже до 15? (снижать температуру на 1? каждые 3-4 дня). Можно оставлять ребенка пошлепать ногами в тазу с прохладной водой.

Первые месяцы жизни ребенку после обычной ванны делают обливание водой, температура которой на 1-2? ниже температуры воды в ванне. С возрастом температура воды для обливания может быть снижена еще на 2-3?.

Хорошо закаливают организм детей специальные обливания, душ, которые следует проводить детям старше 1 года. Нужно следить, чтобы струя воды не попадала на голову ребенка.

Души для детей следует начинать летом. Температура воды вначале должна быть 35?, постепенно, на протяжении нескольких недель, температуру воды следует снижать до 28?, а для детей в возрасте 2-3 лет - до 26?.

Зимой душ можно проводить в теплой комнате при температуре не ниже 20?, после чего ребенка надо досуха вытереть. Душ или обливание лучше делать утром перед едой или днем после сна ребенка, продолжительность процедуры 1-2 минуты .

Надежда Жукова
Закаливание детей раннего возраста (первая младшая группа)

Закаливание детей раннего возраста

1младшая группа «Карамельки»

(консультация для родителей)

Сильный, но не закаленный человек

подобен крепости с толстыми высокими

стенами, в которой забыли поставить ворота»- гласит народная мудрость.

Мы никогда не найдем путь в страну Здоровья, если не будем закалять свой организм. Закаливание - прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Оно является важным звеном в системе физического воспитания детей, обеспечивая тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Противопоказания к закаливанию

Абсолютных противопоказаний к закаливанию нет. Каждый человек должен закаляться всю жизнь. Важно только правильно дозировать, особенно в начальном периоде, закаливающие процедуры.

В своей группе мы планируем использовать такие нетрадиционные виды закаливания как:

1. Хождение босиком

Технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста. Поэтому мы проводим её с раннего возраста.

2. Закаливание рук (игры с водой по плану воспитательной работы).

У водных процедур есть одна особенность. Они, как правило, оказывают на человека и механическое воздействие. Более сильное действие по сравнению с воздухом вода оказывает за счет растворенных в ней минеральных солей, газов и жидкостей. Игры с водой - одни из любимых детских забав и неудивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка! И уже неважно то, что у вас вокруг лужи. Начальная температура воды-37-36 С. Постепенно температуру воды снижают на 1 С каждые 2-3 дня, доводя ее до 22 – 20 С. Детей после болезни начинают закалять с начальной температуры.

Предлагаем Вам перечень игр с водой, которые мы используем для закаливания рук.

Водопад

Для этой игры Вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Подставляйте под струю ладошку ребенка" изучайте падение воды, разбрызгивайте ее. Обратите внимание ребенка, что чем выше водопад, тем громче он шумит».

Вода принимает форму

Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Взрослым стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Игра с мылом

Маленький кусок мыла отпускается на дно тазика. Малыш должен поймать его при помощи резиновых ложек или собственных ладошек.

Тонет - не тонет

Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.

Маленький рыбак

Мелкие предметы бросают в тазик. Это будут рыбки. Малышу выдается «удочка» - половник с длинной ручкой, которой он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок двумя ложками.

Лейся, лейся

Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана малыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.

Выжми мочалку

Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску, которую он держит в руках. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску.

Сквозь сито

Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.

Закаливающие мероприятия в младшей группе

1 Сквозное проветривание в отсутствии детей 3 раза в день

2 Кварцевание 3 раза в день

3 Утренняя гимнастика в проветренном помещении 8:10-8:20

4 Физкультурные занятия 3 раза в неделю

5 Умывание прохладной водой В режимных моментах

6 Проветривание группы перед занятием 2 раза в день

7 Прогулка на свежем воздухе 2 раза в день

8 Дыхательная гимнастика 2 раза в день

9 Гимнастика в постели 15:00

10 Ходьба по «дорожкам здоровья» (коврик с шипами, ребристая доска, пуговичный коврик, по полу босиком для профилактики плоскостопия) Перед дневным

сном и после

11 Ходьба босиком по песку, обливание ног, воздушные ванны. В летний период

12 Фитонциды (лук, чесночные киндеры) Во время эпидемии гриппа

Контроль эффективности закаливания осуществляется по следующим показателям:

1. Снижение возбудимости, быстрое засыпание, глубокий сон.

2. Желание детей выполнять закаливающие процедуры, положительный эмоциональный настрой во время их проведения.

3. Совершенствование вегето-сосудистой реакции у детей- повышение кожной температуры кистей рук (теплые руки в течении дня).

4. Комплексная оценка здоровья детей и перераспределение по группам здоровья.

5. Динамика заболеваемости у детей:

Уменьшение числа часто болеющих детей

Число случаев заболеваний ОРЗ на одного ребенка

Сокращение длительности одного заболевания (в днях)

Число дней, пропущенных одним ребенком по болезни за год.

Подготовил воспитатель 1 младшей группы

Жукова Н. А.

Публикации по теме:

«Маму поздравляют малыши». Сценарий праздника к 8 Марта (группа детей раннего возраста) Сценарий праздника 8 марта "Маму поздравляют малыши. " (группа детей раннего возраста). Под звуки веселой музыки дети входят в зал и садятся.

"В гостях у Карамельки"- фотоотчёт новогоднего праздника. Цель: вызвать у детей положительные эмоции, создать весёлое, праздничное настроение.

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Магазин Карамельки» Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»;.

Консультация для родителей «Закаливание детей дошкольного возраста» Как вырастить своего ребенка здоровым и крепким? Как защитить его от болезней?Такие вопросы беспокоят каждую маму и каждого папу. Почему.

Консультация для родителей «Закаливание детей раннего возраста» Неблагоприятные факторы такие, как высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и многие другие.