Сценарий жизни

Баба яга из ткани своими руками. Баба Яга своими руками (шитье). Волосы и платок

БАБА ЯГА... КТО ОНА?

В.Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки (фрагменты)

Яга -- очень трудный для анализа персонаж. Ее образ слагается из ряда деталей. Эти детали, сложенные вместе из разных сказок, иногда не соответствуют друг другу, не совмещаются, не сливаются в единый образ. В основном сказка знает три разные формы яги. Она знает, например, ягу-дарительницу, к которой приходит герой. Она его выспрашивает, от нее он (или героиня) получает коня, богатые дары и т. д. Иной тип -- яга-похитительница. Она похищает детей и пытается их изжарить, после чего следует бегство и спасение. Наконец, сказка знает еще ягу-воительницу. Она прилетает к героям в избушку, вырезает у них из спины ремень и пр. Каждый из этих типов имеет свои специфические черты, но кроме того есть черты, общие для всех типов. Все это чрезвычайно затрудняет исследование.

Идя "куда глаза глядят", герой или героиня попадает в темный, дремучий лес. Лес -- постоянный аксессуар яги. Мало того, даже в тех сказках, где нет яги (например в сказке "Косоручка"), герой или героиня все же непременно попадают в лес. Герой сказки, будь то царевич или изгнанная падчерица, или беглый солдат, неизменно оказывается в лесу. Именно здесь начинаются его приключения. Этот лес никогда ближе не описывается. Он дремучий, темный, таинственный, несколько условный, не вполне правдоподобный.

Здесь перед исследователем открывается целый океан материалов, связанных с представлениями о лесе и его обитателях. Чтобы здесь не заблудиться, необходимо строго придерживаться только тех представлений, которые связаны со сказкой. Так, сказкой почти не отражены лешие и русалки. Русалка во всем афанасьевском сборнике встречается всего один раз, и то в присказке. Леший всегда есть не что иное, как переименованная яга. Тем теснее связь сказочного леса с тем лесом, который фигурирует в обрядах инициации. Обряд посвящения производился всегда именно в лесу. Это -- постоянная, непременная черта его по всему миру. Там, где нет леса, детей уводят хотя бы в кустарник.

Лес как отдельный изолированный элемент еще ничего не доказывает. Но что этот лес не совсем обычен, видно по его обитателям, видно по избушке, которую вдруг видит перед собой герой. Идя "куда глаза глядят" и невзначай подняв взор, он видит необычайное зрелище, -- избушку на курьих ножках. Эта избушка как будто бы давно знакома Ивану: "Нам в тебя лезти, хлеба-соли ести". Он нисколько не удивлен ею и знает, как себя держать.
Некоторые сказки сообщают, что избушка эта "крутится", т. е. вращается вокруг своей оси. "Стоит перед ней избушка на курьих ножках и беспрестанно повертывается" (Аф. 235). "Стоит и вертитце" (К. 7). Такое представление получилось от неправильного понимания слова "повертывается". Некоторые сказки уточняют: когда надо -- повертывается. Повертывается она, однако, не сама собой. Герой должен заставить ее повернуться, а для этого нужно знать и произнести слово. Опять мы видим, что герой нисколько не удивлен. Он за словом в карман не лезет и знает что сказать. "По старому присловию, по мамкину сказанью: "Избушка, избушка, -- молвил Иван, подув на нее, -- стань к лесу задом, ко мне передом". И вот повернулась к Ивану избушка, глядит из окошка седая старушка" (Аф. 560). "Избушка, избушка, повернись к лесу глазами, а ко мне воротами: мне не век вековать, а одна ноць ноцевать. Пусти прохожего" (К. 7).

Что же здесь происходит? Почему нужно избушку повернуть? Почему нельзя войти просто? Часто перед Иваном гладкая стена -- "без окон без дверей" -- вход с противоположной стороны. "У этой избушки ни окон, ни дверей, -- ничего нет" (17). Но отчего же не обойти избушки и не войти с той стороны? Очевидно, этого нельзя. Очевидно, избушка стоит на какой-то такой видимой или невидимой грани, через которую Иван никак не может перешагнуть. Попасть на эту грань можно только через, сквозь избушку, и избушку нужно повернуть, "чтобы мне зайти и выйти" (См. 1).

Избушка открытой стороной обращена к тридесятому царству, закрытой -- к царству, доступному Ивану. Вот почему Иван не может обойти избушку, а поворачивает ее. Эта избушка -- сторожевая застава. За черту он попадет не раньше, чем будет подвергнут допросу и испытанию, может ли он следовать дальше. Собственно, первое испытание уже выдержано. Иван знал заклинание и сумел подуть на избушку и повернуть ее.

Будем следить за действиями героя дальше. Избушка повернулась, и герой в нее входит. Он еще пока ничего не видит. Но он слышит: "Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится" (Аф. 137). "Русський дух ко мне в лес зашол!" (Сев. 7). Или короче: "Фу, как русска кость воня" (Аф. 139). На этой детали надо остановиться. Она очень существенна.

Однако как только мы обратимся к сравнительно более ранним ступеням, то сразу получим ключ к нашему мотиву. Этот материал показывает, что Афанасьев не ошибся, утверждая, что запах Ивана есть запах человека, а не русского. Но его утверждение можно уточнить. Иван пахнет не просто как человек, а как живой человек. Мертвые, бестелесные не пахнут, живые пахнут, мертвые узнают живых по запаху.

Запах Ивана есть запах живого человека, старающегося проникнуть в царство мертвых. Если этот запах противен яге, то это происходит потому, что мертвые вообще испытывают ужас и страх перед живыми. Ни один живой не должен переступать заветного порога.

Канон сказки требует, чтобы вслед за восклицанием "Фу, фу, фу" и пр. следовало выспрашивание о цели поездки: "Дело пытаешь или от дела летаешь?". Мы ожидаем, что герой теперь расскажет о своей цели. Ответ, который он дает, должен, однако, быть признан совершенно неожиданным и не вытекающим из угроз яги. Он прежде всего требует поесть. "Чего кричишь? Ты прежде напой-накорми, в баню своди, да после про вести и спрашивай" (Аф. 105). И, что самое необычайное, яга при таком ответе совершенно смиряется: "Баба-яга их напоила, накормила их, в баню сводила" (105). "Слезла, кланялась низко" (137).

Отметим, что это постоянная, типичная черта яги. Она кормит, угощает героя. Отметим еще, что он отказывается говорить, пока не будет накормлен.
Что это? Почему герои никогда не ест, например перед отправкой из дома, а только у яги? Эта не бытовая, не ново-реалистическая черта, эта черта имеет свою особую историю. Еда имеет здесь особое значение. Требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет право на нее, что он "настоящий". Вот почему яга и смиряется при его требовании дать ему поесть.

Мы теперь обратимся к рассмотрению самой яги. Облик ее слагается из ряда частностей, и эти частности мы рассмотрим сперва в отдельности, и только после этого рассмотрим фигуру ее в целом. Сама яга со стороны облика является в двух видах: или при входе Ивана она лежит в избе -- это одна яга, или она прилетает -- это яга другого вида.

Яга-дарительница при приходе Ивана находится в избушке. Она, во-первых, лежит. Лежит она или на печке, или на лавке, или на полу. Далее, она занимает собой всю избу. "Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая". (Аф. 102). "На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос" (137). Но как понимать "нос в потолок врос"? И почему яга занимает всю избу? Ведь она нигде не описывается и не упоминается как великан. И, следовательно, не она велика, а избушка мала. Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она -- мертвец.

Русская яга не обладает никакими другими признаками трупа. Но яга как явление международное обладает этими признаками в очень широкой степени. "Им всегда присущ атрибут разложения: полая спина, размякшее мясо, ломкие кости, спина, изъе-
денная червями" (Guntert).

Если это наблюдение верно, то оно поможет нам понять одну постоянную черту яги -- костеногость.Чтобы понять эту черту, надо иметь в виду, что "осознание трупа" -- вещь очень поздняя. В уже приведенных нами стадиально более ранних материалах из Америки охранитель царства мертвых всегда или животное или слепая старуха -- без признаков трупа. Анализ яги как хозяйки над царством леса и его животных покажет нам, что ее животный облик есть древнейшая форма ее. Такой она иногда является и в русской сказке. В одной вятской сказке у Д. К. Зеленина (3В 11), которая вообще изобилует чрезвычайно архаическими чертами, роль яги в избушке играет козел. "Лежит козел на полатях, ноги на грядках" и пр. В других случаях ей соответствует медведь, сорока (Аф. 249, 250) и т. д. Но животное никогда не обладает костяной ногой не только в русском материале (что можно было бы объяснить явлениями языка -- "яга" рифмует с "нога"), но и в материале международном. Следовательно, костяная нога как-то -связана с человеческим обликом яги, связана с антропоморфизацией ее. Переходную ступень от животного к человеку составляет человек с животной ногой. Такой ногой яга никогда не обладает, но такими ногами обладают Пан, фавны и пестрая вереница всякой нечисти. Всякого рода эльбы, карлики, демоны, черти обладают животными ногами. Они так же сохраняют свои животные ноги, как их сохранила избушка. Но яга вместе с тем настолько прочно связана с образом смерти, что эта животная нога сменяется костяной ногой, т. е. ногой мертвеца или скелета. Костеногость связана с тем, что яга никогда не ходит. Она или летает, или лежит, т. е. и внешне проявляет себя как мертвец.

Яга постепенно выясняется перед нами как охранительница входа в тридесятое царство и вместе с тем как существо, связанное с животным миром и с миром мертвых. В герое она узнает живого и не хочет его пропустить, предупреждает его об опасностях и пр. Только после того как он поел, она указывает ему путь. Ивана она узнает как живого по запаху. Но есть еще другая причина, почему яга воспринимает Ивана по запаху. Хотя в русской сказке этого никогда не говорится, но все же можно установить, что она слепая, что она не видит Ивана, а узнает его по запаху. Эту слепоту предполагал, между прочим, уже Потебня. Он объясняет эту слепоту так: "Яга представляется, между прочим, слепою. Можно догадываться, что слепота Бабы значит безобразие. Представление тьмы, слепоты и безобразия сродни и могут заменить одно другое". Это доказывается анализом корня "леп" в славянских языках (Потебня). Такое заключение Потебни неверно уже потому, что слепой она является не только на русской или славянской почве. Слепота существ, подобных яге, явление международное, и если уже становиться на путь изучения этимологии имени или слова для обозначающего его явления (что всегда очень опасно и часто неверно по существу, так как значение меняется, а слово остается), то нужно было бы заняться сравнительным изучением обозначения слепоты в разных языках. К названию яги не приведет ни одно из них. Но подобный анализ мог бы показать, что под "слепотой" понимается не просто отсутствие зрения. Так, латинское caecus не только означает активную слепоту (невидящий), но и, так сказать, пассивную (невидимый -- caeca nox -- "слепая" ночь). То же можно вывести относительно немецкого ein blindes Fenster.

Итак, анализ понятия слепоты мог бы привести к понятию невидимости. Слеп человек не сам по себе, а по отношению к чему-нибудь. Под "слепотой" может быть вскрыто понятие некоторой обоюдности невидимости. По отношению к яге это могло бы привести к переносу отношения мира живых в мир мертвых: живые не видят мертвых точно так же, как мертвые не видят живых. Но, можно возразить, тогда и герой должен был бы представляться слепым. Действительно, так оно должно было бы быть, и так оно и есть на самом деле. Мы увидим, что герой, попавший к яге, слепнет.

Но действительно ли яга слепая? Непосредственно этого не видно, но по некоторым косвенным признакам об этом можно судить. В сказке "Баба-яга и Жихарь" яга хочет похитить Жихаря и прилетает к нему в тот момент, когда его приятели и сожители, кот и воробей, ушли за дровами. Она начинает считать ложки. "Это -- котова ложка, это -- Воробьева, это -- Жихарь-кова". Жихарько не мог утерпеть, заревел: "Не тронь, яга-баба, мою ложку!". Яга-баба схватила Жихаря, потащила", (Аф. 106). Итак, чтобы узнать, где Жихарько, яга должна услышать его голос. Она не высматривает, она выслушивает, так же как она вынюхивает пришельца.

Другая особенность облика яги -- это ее резко подчеркнутая женская физиологичность. Признаки пола преувеличены: она рисуется женщиной с огромными грудями:
"Титки через грядку" (Онч. 178. Грядка -- шест для полотенец и пр.); "Яга Ягишна, Овдотья Кузьминишна, нос в потолок, титьки через порог, сопли через грядку, языком сажу загребает" (См.150). Или: "На печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит".

Итак, яга снабжена всеми признаками материнства. Но вместе с тем она не знает брачной жизни. Она всегда старуха, причем старуха безмужняя. Яга -- мать не людей, она -- мать и хозяйка зверей, притом зверей лесных. Яга представляет стадию, когда плодородие мыслилось через женщину без участия мужчин. Гипертрофия материнских органов не соответствует никаким супружеским функциям- Может быть именно потому она всегда старуха. Являясь олицетворением пола, она не живет жизнью пола. Она уже только мать, но не супруга ни в настоящем, ни в прошлом. Правда, в сказке она нигде не названа матерью зверей. Зато она имеет над ними неограниченную власть.

Широко распространено мнение, что яга -- персонаж, для которого типично задавание трудных задач. Это верно только для женских сказок, да и то можно показать, что эти задачи в основном -- позднего происхождения. Мужчине задачи задаются гораздо реже, вообще редко, и они весьма немногочисленны. Обычно награждение следует сразу после диалога. ""Едва ли достанешь! Разве я помогу" -- и дает ему своего коня" (Аф. 174). "Накормила его, напоила и дала Кобылицу-Золотицу" (Сев. 46). Таких случаев можно привести очень много, это -- типичная форма. Спрашивается: за что же яга награждает героя? Внешне, художественно, это награждение не мотивировано. Но в свете материалов, приведенных выше, мы можем сказать, что герой уже выдержал ряд испытаний. Он знал магию открытия дверей. Он знал заклинание, повернувшее и открывшее избушку, знал магию жестов: окропил дверь водой. Он принес умилостивительную жертву зверям, охранявшим вход. И, наконец, самое важное: он не испугался пищи яги, он сам потребовал ее, и этим навсегда приобщил себя к сонму потусторонних существ. За испытанием следуют расспросы, за расспросами награда. Этим же объясняется уверенность, с которой герой себя держит. В том, что он видит, не только нет ничего неожиданного, наоборот -- все как будто давно известно герою, и есть то самое, что он ожидал. Он уверен в себе в силу своей магической вооруженности. Сама же эта вооруженность действительно ничем не мотивирована. Только изредка мы встречаем такие персонажи, как тетушку, наставляющую девушку, как держать себя у яги. Герой все это знает, потому что он герой. Геройство его и состоит в его магическом знании, в его силе.


О Бабе Яге из других источников

Баба-яга у большинства ассоциируется со злом: грозит изжарить, съесть, на костях покататься, путника принимать не желает, девушек работать заставляет. Но образ применяют в качестве оберега. Разберёмся как сделать этот .

Внешность её пугает и отталкивает: кривой огромный нос, большие железные зубы, седые спутанные волосы, одна нога костяная или золотая. Она знается с нечистой силой, хранит волшебные предметы и тайные знания, а живёт в дремучем лесу в избушке на курьих ножках. Дом её обнесён забором из человеческих костей, а ворота запирает человеческая челюсть. Ночью двор освещают черепа с горящими глазами. Передвигается в ступе, а метлой след заметает. Помогают ей гуси-лебеди и четыре коня: утро, день, вечер и ночь. Так Бабу-ягу описывают русские сказки. В образе её нет лишних деталей. Можно выделить несколько ролей:

  1. Проводник в страну предков, сосредоточие мудрости рода. В представлении людей Баба-яга находится на границе миров живых и мёртвых. Колдунья может общаться с духами предков и помогает человеку переправиться через границу в страну мёртвых. Потому её и боялись: что связано со смертью наводит страх. Но в баснях добрый молодец случайно или специально находил избушку Ягуси. Встреча в любой сказке заканчивалась хорошо. Гость получал совет, волшебную вещь или переправлялся через огненную реку в потусторонний мир. Этот момент связан с верованиями древних славян в мощь рода. Каждый достойный человек после смерти попадал в Небесную Сваргу (страну на небе). Оттуда вместе с другими предками он следил за жизнью на земле и при необходимости оказывал поддрежку. Люди в сложных ситуациях обращались к своим предкам. Тот, кто чтил корни получал все блага земли. Поэтому молодцы и ездили к Яге. В некоторых баснях она сама и является олицетворением помощи предков. Баба-яга злая, несговорчивая, грозится съесть и недовольна, что «русский дух к ней сам пришёл», но нет сказа, где говорится о съедении, одни угрозы. Все гости получили помощь, пройдя ряд испытаний.
  2. Прародительница рода, матушка. У некоторых славянских народов её называют Ягиней-матушкой, которая проводила обряды инициации. Вспомним басни, где красна-девица попадала в избушку на курьих ножках. Девушка тяжело трудилась: готовила, прибиралась, баню топила, воду носила, ткала и пряла. После работы чесала Ягусе пятки, чтобы той спалось слаще. По мнению некоторых исследователей, Баба-яга так готовила девушек морально к замужней жизни, проверяла насколько те готовы к самостоятельному ведению хозяйства. Каждодневный женский труд - тяжёлая рутина, которая выматывает морально и физически. Задача Яги научить девушку правильному настрою на работу. Она должна быть подобна жреческому служению. А познание материнства и воспитание потомков - высший акт служения Богу. Баба-яга - хранительница института семьи. Кража мальчиков связана с обрядом посвящения в охотники. Мальчиков в лесу подвергали испытаниям, проверяли их знания.
  3. Ведунья и целительница. Для этого вспомним как Баба-яга грозила детям изжарить их в печи и даже пыталась усадить Иванушку на лопату. Это напоминание о древнем обряде перепекания ребёнка. Больных и слабеньких детей принято было заворачивать в тесто и на лопате для хлеба отправлять погреться в печь. Считалось, что это символизирует второе рождение, ведь жерло русской печи как лоно матери. Хвори же больного выдувались в дымоход и ребёнок исцелялся, становился крепким.

Колдовские атрибуты не случайны. Они указывают на связь с миром мёртвых и на её колдовские способности.

  1. Избушка напоминает курную избу славян. Это дом для праха мёртвых, который ставили на пни, напоминающие птичьи лапы.
  2. Для непрошеных гостей проводился особый ритуал. Герой должен уговорить избушку встать к нему передом. Для этого он объясняет зачем явился. После кормили, поили в баньке парили - элементы погребального обряда.
  3. Гуси-лебеди проводники в загробный мир.
  4. Черепа и кости служат ей в управлении силами природы.
  5. Метла Бабы-яги - символ очищения.
  6. Косматые волосы - магический атрибут. Они притягивают космические силы и энергию. Так на Руси ходили либо колдуньи, либо распутницы.
  7. Она не подпоясывалась, поскольку пояс - защита от духов и злых сил. Защищаться Ягусе не надо было.

Получается, что она ведунья, матушка, прародительница и повелительница рода, которая долго живёт и накопила знания и мудрость, поэтому одряхлела и пострашнела. Этот образ - отголосок матриархата, когда главную роль играла женщина, управляла всем. Позже роли поменялись, но воспоминания остались и дошли до нас в баснях. Но символ видоизменяется, обрастает подробностями. Большинство русских народных сказок переписаны, поэтому многих черт нет и параллели с тем, что мы описали сложно проводить. Лучше читать сказки, изданные до середины 20 века.

Значение оберега

Сильный образ используют сейчас как оберег. Его значение:

  1. Для благополучия семьи. Яга хранительница семейных традиций, поэтому в семью принесёт лад, гармонию и порядок.
  2. Помогает принять правильное решение, решить проблему, осознать своё предназначение.
  3. Избавляет от хворей.
  4. Очищает дом от негативной энергии и ссор.
  5. Ограждает от колдовства, порчи и сглаза.

Талисман обязательно дарят тем, кто часто ругается с домочадцами, не находя общий язык, кто болен, кто потерял своё предназначение и не может определиться с выбором любимого дела и профессии или запутался в проблемах. Вместе с ней на помощь придут предки рода.

Оберег Баба-яга своими руками

Мы предлагаем вариант на основе народной куклы. Этот способ хорош простотой: швейная машина и иголка не понадобятся. На работу уходит не больше часа.

Прежде, чем приступить к мастер-классу, вспомним правила изготовления обережной куклы. Они нужны, чтобы талисман был добрым и сильным. Любое отступление от традиций будет негативно сказываться на энергии куклы.

  1. Не используют ножницы и иглы. Ткани рвутся руками, лучше брать тонкие и податливые материалы. Например, ситец или бязь. Нитки перегрызают или отжигают над свечой.
  2. Кукле не рисуют лицо, чтобы в неё не вселились духи.
  3. Не садятся за работу в дурном настроении, при плохом самочувствии или в критические дни.
  4. Во время работы не отвлекаются на телевизор, разговоры или посторонние мысли.
  5. Делая куклу, надо быть сосредоточенной, посылать ей свои мысли и энергию. Можно читать заговор, но лучше просто побеседовать, рассказав о своих проблемах, планах и надеждах.
  6. Куклу мастерят за один раз, не растягивая работу на весь день.
  7. Число узелков и витков должно быть чётным.
  8. Если работа не ладится, значит её надо отложить. Возможно, помощь такого оберега сейчас не нужна.

Кроме этого обязательно надо верить в силу оберега и рода. Иначе он не будет помогать.

Описание мастер-класса

Для работы понадобятся такие материалы:

  1. Лоскуты разноцветной ткани.
  2. Белая или бежевая ткань на тело.
  3. Набивка: синтепон, синтепух, халафайбер, вата.
  4. Пряжа или кудель на волосы. В нашем случае войлок для валяния.
  5. Спичка или палочка.
  6. Нитки.
  7. Веточки для метлы.

Приступаем к работе. Размеры не указываются, чтобы каждая рукодельница сделала свою особенную куклу.

  1. Из белого лоскута делаем квадрат. В центр его кладём спичку.
  2. Заворачиваем спичку в ткань, перевязываем ниткой. Это нос. Можно вытянуть его вперёд наподобие клюва.
  3. Набиваем голову, придавая ей форму. На этом этапе формируется подбородок и щёки. В этом поможет перераспределение складок. Сзади ткань завязывается ниткой.
  4. Складываем ткань на тело подобным образом. Чем плотнее и толще тело, тем устойчивее кукла. Для этого и необходимо такое сложение. Низ получится толще и кукла не будет переворачиваться.
  5. Делаем скрутку, обматываем её нитками. Это фиксирует ткань и придаёт ей жёсткость.
  6. Приделываем голову. Баба-яга сгорбленная, потому голову приматываем с небольшим наклоном вперёд.
  7. Выкраиваем два цветных прямоугольника и два белых квадрата. Это будущие руки.
  8. Белый отрез складываем по диагонали. Получившийся треугольник складываем пополам и снова пополам. Фигура напоминает заготовку для снежинки. Это ладони.
  9. Заворачиваем ладошку остриём внутрь прямоугольника и фиксируем ниткой.
  10. Выворачиваем изделие.
  11. Приматываем руки к телу. Чтобы усилить ощущение от горба, руки приделываем ближе к груди.

  12. Пришло время одежды. Наряд выбирается любой: сарафан, юбка с передником, жилетка или просто неразличимые лохмотья. Принцип формирования наряда один. В нашем случае Баба-яга в длинной рубахе и юбке. С изнанки приматываем юбку. Для пышности формируют складки.

  13. К голове прикладываем волосы. Удобнее всего брать войлок. Он хорошо держится, не скользит и очень похож на седые космы. Волосы фиксируются платком. Его можно завязать по украинскому обычаю узлом на лбу или традиционно узлом назад, охватывая шею.

Рукоделие всегда будет модным.

На него время никак не влияет.

Несмотря на рыночные отношения, душа тянется к уюту и теплу. Эти ощущения дарят поделки, сделанные своими руками.

Чаще всего для их создания используются простые бытовые вещи. Например, женские колготки.

Им можно подарить вторую жизнь и сделать куклу.

Кукла Баба-Яга из колготок своими руками

Баба-Яга – хорошо известный сказочный персонаж. Бывает доброй и злой. Мастер-класс построен на создании милой и приветливой куклы для украшения кухонного интерьера. Игрушкой можно веселить детишек или гостей.

Для изготовления куклы из колготок своими руками потребуются: капроновые колготки, пластиковая бутылка, синтетический наполнитель, ножницы, нитки в тон, иглы, кукольные глаза, проволока и плоскогубцы.

Этапы процесса изготовления Бабы-Яги:

1. Сначала для куклы требуется изготовить каркас. Для этого берется обычная пластиковая бутылка. У нее обрезается нижняя половина с донышком;

2. Получившаяся деталь туловища обертывается синтетическим наполнителем. У горлышка и «на талии» ткань плотно утягивается нитками;

3. На туловище надевается капроновый носок от колготок;

4. Формирование лица у куклы своими руками. Для этого в визуальную область лица вставляется небольшой комок синтетического наполнителя. Он моделирует нос;

5. Верхняя часть бутылки с носком завязывается. При помощи ниток и иголки формируется переносица. Нужно протянуть иглу в горизонтальном направлении и стянуть нить;

6. После этого нужно сформировать ноздри. Игла протаскивается слева и справа на носу в вертикальных положениях;

7. Носу придается более четкая форма с боков. Игла протискивается в те же предыдущие отверстия, но петли затягиваются с левой стороны и с правой (с левого бока и с правого);

8. Формирование щечек и ротика. Для этого под слой капрона вставляются еще комочки из синтетического наполнителя: немного по обеим сторонам от носа, немного на лоб и область подбородка;

9. Формирование рта. Для этого протаскивается игла. Натягивается нить. Рот не прошивается мелкими стежками;

10. Очень аккуратно с помощью иглы и нитки подтягивается верхняя губа;

11. Придается улыбка. Для этого утягиваются щечки;

12. Утягивается подбородок;

13. Приклеиваются игрушечные глазки. Для этого лучше воспользоваться клеевым пистолетом. В крайнем случае – клеем моментального высыхания. Но с ним нужно быть очень осторожными. Ошибки недопустимы;

14. Над глазами утягивается ткань для формирования бровей;

15. Над носом ткань тоже немного утягивается;

16. На завершающем этапе изготовления лица кукле делается макияж. Наносятся румяна на щеки. Подрисовываются губы. Рекомендуется использовать акриловые краски по ткани. Но перед их нанесением желательно испытать их на пробном кусочке ткани;

17. Зашивание макушки. Лишняя ткань прячется внутрь горлышка и зашивается;

18. Волосы. В магазине можно приобрести готовые кукольные волосы и пришить к голове. В качестве альтернативы возможно изготовить пряди для куклы из колготок своими руками. Требуется подобрать шерстяные нитки желаемого тона и сплести косу;

19. Этап изготовления ручек. Для этого берется проволока и режется на отрезки. Требуются два длинных отрезка и десять коротеньких. У длинных – оба конца загибаются в овал. У коротких – закручиваются в «улитку», но только с одного конца;

20. Каждый отрез проволоки оборачивается лентой по спирали из синтетического наполнителя. Лента шириной 1 см;

21. Формирование кисти руки. Для этого в кольцо большого проволочного отреза вставляются четыре коротких отреза. Их длина регулируется согласно анатомическому представлению о руке. Воображаемая ладонь обматывается более широкой лентой из синтетического наполнителя;

22. Где-то на середине сбоку в ладонь вставляется пятый проволочный отрез. Лента из синтетического наполнителя полностью наматывается на руку;

23. На ручку у куклы из колготок своими руками надевается лоскут капрона квадратной формы. В области запястья он утягивается временной ниткой;

24. Каждый пальчик утягивается иглой и прошивается. Рекомендуется прошить дважды;

25. Оставшиеся края лоскута натягиваются до предполагаемого плеча и сшиваются. Лишнюю ткань можно обрезать. Шов в области запястья прошивается новый;

26. По аналогичной схеме изготавливается вторая рука в зеркальном положении;

27. Получившиеся ручки пришиваются в соответствующие места на туловище куклы из колготок своими руками;

28. Одежда. Для куклы рекомендуется сшить платье с каким-нибудь национальным орнаментом. Одевается платок и завязывается в старинном стиле на один узел под подбородком. Бабу-Ягу можно украсить бусами и лентами. Ленты будут красиво подпоясывать игрушку.

Вот и все, получилась очень красивая дизайнерская куколка, которая очень органично впишется в любой кухонный дизайн. Такую Бабу-Ягу можно подарить даже в качестве оберега.

Назначение : изготовление подарка, оберега и игрушки своими руками.

Целевая аудитория : учителя и воспитатели школ, педагоги дополнительного образования, родители. Для широкого круга читателей, интересующихся славянской культурой.

Мастер - класс: Обереговая кукла «Баба Яга» (из цикла мастер-классов по теме «Народная кукла» при реализации программы «Радуга творчества»)

Цель : Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности. Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта изготовления обереговой куклы «Баба Яга».

Задачи:

· формирование представления об изготовлении народной куклы, как атрибута духовной культуры русского народа.

· привитие интереса к изготовлению обереговых, обрядовых и игровых кукол;

· создание игровой куклы по традиционной технологии.

· в детских мастер-классах развитие мелкой моторики и первичных навыков рукоделия.

· развитие индивидуальных задатков и творческих способностей.

Русская Баба яга - это известный сказочный персонаж, противоречивый и загадочный. Многие полагают, что Яга - это злая, страшная ведьма, живущая в дремучем лесу. На самом деле это первая помощница, мудрая советчица, иногда, гостеприимная хозяйка. Расскажет, где живой воды раздобыть, а где - Жар-птицу, как схорониться от врагов и приобрести верных друзей.

Чтобы понять роль Бабы-яги, нужно снова прочесть сказки и предания, сравнивая их со знанием обрядов древних славян. Народная мудрость утверждает, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. А предки находятся где? С точки зрения народной культуры — в потустороннем мире. Баба-яга является главой этого потустороннего мира. И чтобы получить какие-то знания, нужно обращаться в потусторонний мир, к опыту предков, что и делают сказочные герои, ведь только тот, кто соблюдает традиции, обращается к мудрости предков, обретает все блага на Земле.

Ни в одной сказке Баба-яга никого не убила. Не зафиксировано ни одного текста, где бы она съела хоть одного человека. Угрожала — да. Но все ее враждебные действия носили лишь предупредительный характер.

В древнейшие времена этим сложным ритуалом могла руководить и женщина-ведунья, которую впоследствии, с исчезновением матриархата, сменил учитель-мужчина. Вероятно, такая женщина символически представляла все ту же Великую Мать, богиню — повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром мертвых. Образ такой «ведающей» женщины вполне мог послужить основой для создания сказочного образа Бабы-Яги, приходящей из леса, похищающей детей и стремящейся изжарить их в печи («убить» ребенка, чтобы родился мужчина). Когда-то на Руси существовал другой замечательный обряд — «перепекание» больного ребенка. Бабка-повитуха клала ребенка на раскатанное тесто (в это тесто наговаривался заговор) и заворачивала в него дитя. После этого клала на хлебную лопату и запихивала в теплую печь, символизирующую женское лоно. Там малыш «допекался», становился сильнее и жизнеспособнее. Считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а «заново перепеченный» ребенок становится более здоровым. Вот и Иванушка на лопате у печи.

Баба-яга — это отголосок того далекого прошлого, когда миром правили женщины. Но так как с уходом матриархата мужчины все взяли в свои руки, они практически все женские образы низвели и сделали их второстепенными. Вот и от прекрасной Женщины-Прародительницы осталась лишь старая, сморщенная, костлявая оболочка. Но дух в ней еще жив, свои магические знания она не растеряла.

Поэтому, Кукла Баба яга может стать отличным домашним оберегом, хранительницей домашнего очага, подобно домовому.

Материалы и инструменты:

1. Светлая (не белая) ткань для лица 17х17 см.

2. Наполнитель.

3. Кусочек спички или палочки 1см.

4. Палочка или веточка шириной с палец, длиной 14-16 см.

5. Плотная ткань для скрутки(для устойчивости куклы).

6. Две полоски светлой цветной ткани 13х13 см (для рук).

7. Две полоски светлой ткани 4х9см (для ладошек).

8. Лоскут светлой цветной ткани для нижней рубахи 18х25 см.

9. Темная ткань для юбки 13х35 см.

10. Лоскуток ткани для фартука.

11. Лоскуток флиса или меха для жилета 7х19 см.

12. Лоскут для платка.

13. Веточка для метлы, сухая трава или мочало.

14. Лен или нитки для волос.

Ход работы:

Шаг 1.

В лоскут ткани для лица кладем кусочек спички для формирования носа.

Шаг 2.

Обматываем ниткой нос.

Шаг 4.

Приматываем голову к веточке-основе.

Шаг 5.

Для устойчивости куклы приматываем на нижнюю часть палочки-основы опору-скрутку из плотной ткани, диаметр скрутки должен получиться 4-5см.

Шаг 6.

Лоскут ткани для ладошек складываем вдоль в 4 раза.

Шаг 7.

Сгибаем заготовки ладошек пополам и приматываем к рукавам.

Шаг 8.

Выворачиваем.

)
На основе русской народной куклы.

Материалы и крой

1. Прямоугольник из белого ситца 25 х 25 см.
2. Кроим из цветного ситца круг диаметром 32 см (это с учетом припусков).

3. Из цветного ситца прямоугольники:
4 см х 9 см - 2 шт. (ладошки)
16 см х 8 см - 1 шт. (душегрейка)
16 см х 10 см - 1 шт. (фартук).
4. Нитки белые и красные для наматывания деталей, подойдут швейные.
5. Толстая хлопковая нить белого цвета для присборивания юбки (прочная).
6. Лен или льняные нитки на волосы.
7. Втулка из картона (можно использовать втулку от туалетной бумаги или свернуть из картона полоску), высота 6-7 см, диаметр 5 см. Я беру втулки в хозяйственном магазине, где продают цветочные горшки.
8. Шпагат из пеньки.
9. Кусочек войлока круг диаметр 5 см под дно ступы. Диаметр будет равен диаметру втулки.
10. Палочка, я использовала палочку для суши, обрезаем ее до 15-16 см с острого конца. Тупой конец должен смотреть вниз и быть ровным.
11. Одна спичка. Отрезаем от нее конец 1 см.
12. Шпажка на метлу.
13. Клей "Момент универсальный".
14. 5 рублевая монетка.
15. Если Баба Яга будет без ступы, то нужен синтепон или вата. Я использовала небольшой кусок ваты на голову.
16. Прямоугольный треугольник со сторонами 15 см на платок.

Описание шитья тряпичной куклы "Баба Яга в ступе"

1. Ступа

Отрезаем нить из шпагата в несколько метров. Точная длина значение не имеет, если не хватит, всегда можно отрезать еще. Промазываем конец нити клеем "Момент" и приклеиваем его с внутренней стороны втулки. Наматываем нить на стенку втулки, продевая во внутрь, в каждом круге. С одной стороны приклеиваем или пришиваем войлок, диаметр совпадает с диаметром втулки. Ступа готова. Во внутрь должна свободно входить 5 рублевая монета.

2. Нос

Берем спичку и отламываем от нее кусок 1 см. Складываем белую ткань по диагонали и находим центр. Отступаем от центра на 1 - 2 см вставляем спичку вдоль диагонали и обматываем ее белой швейной нитью. Расправляем складки на ткани. У нас получился нос. Нос может быть из маленького комочка ваты.

3. Голова

Намазываем конец палочки для суши, который был острым, клеем и наматываем нитки в клубок. Диаметр клубка 2,5 см. На клубок сверху накладываем вату и заматываем ее слегка белой нитью для шитья. Концы нитки завязываем на четыре узла. Считалось в поверьях, что количество узлов и обмотки должно быть четным. Надеваем белую ткань, располагаем цент ткани на макушке головы. Приматываем белыми нитками на шее.

4. Нога

Вырезаем произвольно из любой ткани прямоугольник, он должен быть больше пятирублевой монеты в несколько раз. Заматываем в этот лоскут монету. Хвостик должен быть немного смещен от центра. Вставляем ровный тупой конец палочки на монету ровно по центру, обматываем палочку хвостиком из ткани и заматываем белой ниткой. Вот и "костяная нога" готова.

5. Ладошки и рукава

Складываем прямоугольник 5 см х 9 см вдоль на 4 части, срезами во внутрь. Заутюживаем. Складываем пополам. На прямоугольнике от головы, найти два боковых угла. Сложить ткань вдоль края на 0,5 см. Отогнуть краешек угла во внутрь, сгиб должен быть около 4 см. Вкладываем ладошку на сгиб, вынув краешек ладошки на 0,5-1 см. Присбориваем и заматываем нитью красного цвета. Завязываем узелки, концы обрезаем. Складываем нижние углы вдоль палочки и заматываем нитью белого цвета нижнюю половину рубашки.

Забыла сразу сделать фотографию, поэтому показываю уже после следующего этапа работы.

6. Душегрейка

Прямоугольник 16 х 8 см разрезать вдоль до середины. Отогнуть края. Узкий конец срезами во внутрь к центру. По широкому краю на спинке на 0,5 см.
Прикладываем душегрейку поверх рубашки двумя концами по переду. Перехлестываем правую половинку сверху. Заматываем белыми нитками на талии. Расправляем краешки.

7. Юбка

По краю круга из цветной ткани прокладываем строчку иглой и толстой прочной нитью. Отворачиваем припуск 1,5 см на изнанку. Оставляем концы нитки свободными. Если вы не планируете ставить куклу в ступу, то заполняем мешочек с юбкой синтепоном. Я синтепоном не стала заполнять, иначе кукла не влезла бы в ступу. Надеваем юбку с нижнего края на ногу и затягиваем нитку. Завязываем плотно на спинке на 4 узла. Концы нитки обрезаем. У меня диаметр круга был чуть меньше (кроила по тарелке), чтобы юбка не слетала, я пришила его к душегрейке и рубашке на талии вручную белой швейной нитью.

8. Волосы и платок

Наматываем льняную нитку на книгу по длинному краю. Снимаем нитки с книги. Завязываем нитью белого цвета на середине мотка. Пришиваем на макушке центр волос иглой и ниткой вручную простыми стежками. Разрезаем петли ниток на концы. Концы волос должны быть разной длины. Распределяем волосы на четыре части, две укладываем на спинке, по одной с боков по переду.
Загибаем длинный край на платке и повязываем его на голову, завязываем два узелка сверху надо лбом. Расправляем концы платка.

9. Фартук

У прямоугольника из цветной ткани 10х16 см заутюживаем длинные стороны на изнанку на 0,5 см и складываем его пополам. Прикладываем прямоугольник на талии по переду, срезом вниз, сгибом кверху. Присбориваем и заматываем шпагатом. Завязываем концы на спинке и оставляем свободными. Опускаем фартук вниз.

10. Поясок

Плетем косичку из шпагата. Я взяла 6 ниток длиной 40 см. Завязала на концах узел и сплела косу, затем отмерила 22-25 см и завязала второй узел. Повязываем поясок на талии, концы пояса спереди.

11. Метла

Отмеряем по ладошкам размер ручки метлы и сламываем острый край деревянной шпажки. Из шпагата вырезаем концы произвольно на метелку. Намазываем обломленный край шпажки клеем и прикладываем нитки шпагата по окружности шпажки. Заматываем белой нитью чуть выше середины длины ниток. Отворачиваем нитки в сторону края и заматываем их второй раз белой нитью, отступив от края на 0,5-1 см. Вставляем рукоять метлы в петли на ладошках.
Вместо шпагата на метелку можно взять лыко.

12. Вставляем Бабу Ягу в ступу, фартук и поясок не заправляем. Баба Яга в ступе готова.

Примечание.

Баба Яга обрядовая кукла приносит в дом достаток, добро и порядок. Делать эту куклу желательно на убывающей луне.
Баба Яга имеет свою большую предысторию, я не буду полностью ее пересказывать, расскажу только самое интересное, что я когда-то вычитала. Помните сказку про Жихарку, которого Баба Яга сажала на деревянную лопату. Так вот прототип Бабы Яги была ведунья, которая хранила знания предков. Когда рождался слабый, недоношенный ребенок его допекали. Она замешивала тесто и заворачивала младенца в это тесто. Клали младенца на деревянную лопату и совали в теплую (конечно остывшую) русскую печь. Ткань быстро высыхала и могла повредить кожу ребенка, а тесто сохло медленно, ребенок в тесте был скутан теплом весь.
А почему я подарю ее на 1 апреля соседке в деревне, я расскажу в хвастушках.