НЕжизнь

Детская (возрастная) психология. Детская психология. десять самых важных вещей, которым родители могут научить маленького ребенка Интересные статьи по детской психологии

Сегодня у специалистов нет какой-либо единой версии и теории, способных дать всеобъемлющее и бесспорное представление о том, как происходит психическое развитие ребенка.

Детская психология – это раздел , исследующий духовное и психическое развитие детей, закономерности происходящих процессов, изучающий инстинктивные и произвольные поступки и особенности развития, начинающиеся с рождения ребенка и до наступления зрелости в 12-14 лет.

Психологи делят детство на периоды, в основе периодизации психического развития детей лежит понятие ведущей деятельности, характеризующейся тремя основными признаками:

Во-первых , она должна быть обязательно смыслообразующей, нести смысловую нагрузку для ребенка, например, непонятные и бессмысленные ранее вещи, приобретают для трехлетнего ребенка определенный смысл только в контексте игры. Следовательно, игра — это есть ведущая деятельность и средство смыслообразования.

Во-вторых , базовые отношения со сверстниками и взрослыми складываются в контексте этой деятельности.

И, в-третьих , в связи с освоением этой ведущей деятельности появляются и развиваются основные новообразования возраста, тот круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь или другие навыки.

Ведущая деятельность имеет решающее значение на каждом определенном этапе детского психического развития, при этом не исчезают другие виды деятельности. Они могут становиться не основными.

Стабильные периоды и кризисы

Каждый ребенок развивается неравномерно, проходя относительно спокойные, стабильные периоды, сменяющиеся критическими, кризисными. Во время периодов стабильности ребенок накапливает количественные изменения. Это происходит медленно и не очень заметно для окружающих.

Критические периоды или кризисы в психологическом развитии детей открыты эмпирическим путем, причем, в случайном порядке. Сначала был открыт кризис семи лет, затем трех, потом 13 лет, и лишь потом первого года и кризис рождения.

Во время кризисов ребенок за короткий срок быстро меняется, изменяются основные черты его личности. Эти изменения в детской психологии можно назвать революционными, настолько они стремительны по течению и значительны по смыслу и значимости совершающихся перемен. Критические периоды характеризуются следующими особенностями:

  • возрастные кризисы у детей возникают незаметно и очень трудно определить моменты их наступления и окончания. Границы между периодами неотчетливы, в середине кризиса наблюдается резкое обострение;
  • во время кризиса ребенок трудно поддается воспитанию, часто конфликтует с окружающими, внимательные родители чувствуют его переживание, несмотря на то, что он в это время строптив и неуступчив. Падает успеваемость в школе, работоспособность и, наоборот, возрастает утомляемость;
  • внешне кажущийся негативный характер развития кризиса, происходит разрушительная работа.

Ребенок не приобретает, а только теряет из того, что приобретал прежде. В это время взрослым следует понять, что возникновение нового в развитии, практически всегда означает отмирание старого. Приглядевшись внимательно к эмоциональному состоянию ребенка, можно даже в критические периоды наблюдать и конструктивные процессы развития.

Последовательность любого периода определяется чередованием критических и стабильных периодов.
Взаимодействие ребенка с окружающей социальной средой является источником его развития. Все, чему учится ребенок, дают ему окружающие его люди. При этом в детской психологии необходимо, чтобы обучение шло с опережением.

Возрастные особенности детей

В каждом возрасте ребенка существуют свои характерные особенности, не учитывать которые нельзя.

Кризис новорожденности (0-2 месяца)

Это первый кризис в жизни ребенка, симптомы кризиса у ребенка – потеря веса в первые дни жизни. В таком возрасте ребенок – максимально социальное существо, он не в состоянии удовлетворить свои потребности и полностью зависим и, в то же время, лишен средств общения, вернее, не умеет общаться. Его жизнь начала становится индивидуальной, отдельной от организма матери. По мере приспособления к окружающим, у ребенка появляется новообразование в виде комплекса оживления, включающего в себя реакции: моторное возбуждение при виде приближающихся знакомых взрослых; использование плача для привлечения внимания к себе, т. е. попытки общения; улыбки, увлеченные «воркования» с матерью.

Комплекс оживления служит своеобразной границей критического периода новорожденности. Срок его появления служит основным показателем нормальности психического развития ребенка и появляется раньше у тех деток, матери которых не только просто удовлетворяют потребности ребенка, но и общаются с ним, разговаривают, играют.

Младенческий возраст(2 месяца – 1 год)

В этом возрасте ведущим типом деятельности является непосредственное эмоциональное общение с взрослыми.

Развитие детей первого года жизни закладывает основу его дальнейшего формирования как личности.

Зависимость от них носит еще всеобъемлющий характер, все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью.

К первому году жизни ребенок произносит первые слова, т.е. зарождается структура речевого действия. Осваиваются произвольные действия с предметами окружающего мира.

До года речь ребенка – пассивная . Он научился понимать интонацию, часто повторяющиеся обороты, но сам говорить еще не умеет. В детской психологии именно в этот период закладываются все основы речевых навыков, дети сами пытаются установить контакты с взрослыми при помощи плача, воркования, лепета, жестов, первых слов.

После года формируется активная речь. Запас слов малыша к 1 году достигает 30, почти все они имеют характер действий, глаголов: дай, возьми, пить, есть, спать и т.д.

В это время взрослым следует разговаривать с детьми четко и отчетливо, чтобы передать навыки правильной речи. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если родители показывают и называют предметы, рассказывают сказки.

С развитием движений связана предметная деятельность ребенка.

В последовательности развития движений есть общая закономерность:

  • движущийся глаз, ребенок учится сосредотачиваться на предмете;
  • выразительные движения — комплекс оживления;
  • перемещение в пространстве – ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться. Каждое движение открывает ребенку новые границы пространства.
  • ползание – эта стадия некоторыми детьми пропускается;
  • хватание, к 6 месяцам это движение из случайных захватываний превращается в целенаправленное;
  • манипулирование предметом;
  • указательный жест, вполне осмысленный способ выразить желание.

Как только ребенок начинает ходить, стремительно расширяются границы доступного ему мира. Ребенок учится у взрослых и постепенно начинает овладевать человеческими действиями: назначение предмета, способы действий с данным предметом, техника выполнения этих действий. Большое значение в усваивании этих действий имеют игрушки.

В этом возрасте закладывается умственное развитие, формируется чувство привязанности.

Кризисы в психологическом развитии детей одного года связаны с противоречием между биологической системой и вербальной ситуацией. Ребенок не умеет управлять своим поведением, начинают проявляться нарушения сна, потеря аппетита, угрюмость, обидчивость, плаксивость, Тем не менее, кризис не считается острым.

Раннее детство (1-3 года)

В этом возрасте разделяются линии психического развития мальчиков и девочек. У детей появляется более полная самоидентификация, понимание принадлежности к полу. Возникает самосознание, развиваются притязания на признание со стороны взрослых, желание заслужить похвалу, положительную оценку.

Происходит дальнейшее развитие речи, к трем годам словарный запас достигает 1000 слов.

Происходит дальнейшее умственное развитие, появляются первые страхи, которые могут усугубляться раздражительностью родителей, гневом и могут способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Не помогает и чрезмерная опека со стороны взрослых. Более эффективным является способ, когда взрослые учат ребенка обращению с предметом, вызывающим страх на наглядных примерах.

В этом возрасте базовой потребностью является тактильный контакт, ребенок осваивает ощущения.

Кризис трех лет

Кризис острый, симптомы кризиса у ребенка: на предложения взрослых, упрямство, безличная строптивость, своеволие, протест-бунт против окружающих, деспотизм. Симптом обесценивания, проявляется в том, что ребенок начинает обзывать родителей, дразнить, ругаться.

Смысл кризиса в том, что ребенок пытается научиться делать выбор, перестает нуждаться в полной опеке родителей. Вяло текущий кризис говорит о задержке в развитии воли.

Следует определить для подрастающего ребенка какую-то сферу деятельности, где бы он мог действовать самостоятельно, например, в игре можно опробовать свою независимость.

Дошкольное детство (3-7лет)

В этом возрасте ребенок в игре переходит от простого манипулирования предметами к сюжетной игре – во врача, продавца, космонавта. Детская психология отмечает, что на данном этапе начинает появляться ролевая идентификация, разделение ролей. Ближе к 6-7 годам появляются игры по правилам. Игры имеют большое значение в психическом и эмоциональном развитии ребенка, помогают справиться со страхами, учат брать на себя ведущую роль, формируют характер ребенка и его отношение к действительности.

Новообразованиями дошкольного возраста являются комплексы готовности к обучению в школе:

  • личностная готовность;
  • коммуникативная готовность означает, что ребенок умеет взаимодействовать с окружающими по нормам и правилам;
  • когнитивная готовность предполагает уровень развития процессов познания: внимания, воображения, мышления;
  • технологическая оснащенность – тот минимум знаний, навыков, который позволяет обучаться в школе;
  • уровень эмоционального развития, умение управлять ситуативными эмоциями и чувствами.

Кризис 7 лет

Кризис семи лет напоминает кризис одного года, ребенок начинает предъявлять требования и претензии на внимание к своей персоне, его поведение может становиться демонстративным, слегка вычурным или даже карикатурным. Он не умеет еще хорошо владеть своими чувствами. Самое главное, что могут показать родители – это уважение к ребенку. Следует поощрять его за самостоятельность, проявление инициативы, и наоборот, не наказывать слишком строго за неудачи, т.к. это может привести к тому, что вырастет безынициативная и безответственная личность.

Младший школьный возраст (7-13 лет)

В этом возрасте основная деятельность ребенка – обучение, причем, обучение вообще и обучение в школе могут не совпадать. Чтобы процесс проходил успешнее, обучение, должно быть, сродни игре. Детская психология рассматривает этот период развития как самый важный.

Основные новообразования в этом возрасте:

  • интеллектуальная рефлексия – появляется способность запоминать информацию, систематизировать ее, хранить в памяти, извлекать и применять в нужные моменты;
  • личностная рефлексия , расширяется число факторов, влияющих на самооценку, складывается представление о самом себе. Чем теплее отношения с родителями, тем самооценка выше.

В умственном развитии начинается период конкретизированных мыслительных операций. Постепенно убывает эгоцентризм, появляется способность сосредотачиваться сразу на нескольких признаках, умение сопоставлять их, отслеживать изменения.

На развитие и поведение ребенка влияет отношения в семье, стиль поведения взрослых, При авторитарном поведении дети развиваются менее успешно, чем при демократическом, дружеском общении.

Продолжается обучение общения со сверстниками, способность к адаптации, а отсюда, к коллективному сотрудничеству. Игра по прежнему необходима, она начинает принимать личностные мотивы: предубеждение, лидерство – подчинение, справедливость — несправедливость, преданность – предательство. В играх появляется социальная составляющая, детям нравится придумывать тайные сообщества, пароли, шифры, определенные ритуалы. Правила игры и распределение ролей помогают усваивать правила и нормы взрослого мира.

Эмоциональное развитие в большей степени зависит от опыта, приобретенного вне дома. Вымышленные страхи раннего детства сменяются конкретными: боязнь уколов, природных явлений, тревога за характер отношений со сверстниками и т.д. Иногда появляется нежелание идти в школу, при этом может появиться головная боль, рвота, колики в животе. Не надо принимать это за симуляцию, возможно, это страх перед какой-то конфликтной ситуацией с учителями или сверстниками. Следует дружески поговорить с ребенком, выяснить причину нежелания идти в школу, попытаться разрешить ситуацию и мотивировать ребенка на удачу и успешное развитие. Отсутствие демократичного общения в семье может способствовать развитию школьного возраста.

Кризис 13 лет

В детской психологии возрастные кризисы у детей тринадцати лет – это кризисы социального развития. Он очень напоминает кризис 3 лет: «Я сам!» . Противоречие между личностным Я и окружающим миром. Характеризуется падением работоспособности и успеваемости в школе, дисгармонией во внутреннем личностном строении и относится к числу острых кризисов.

Симптомы кризиса у ребенка в этот период:

  • негативизм , ребенок враждебен ко всему окружающему миру, агрессивен, склонен к конфликтам и в то же время к самоизоляции и одиночеству, испытывает недовольство ко всему. Мальчики подвержены негативизму в большей степени, чем девочки;
  • падение продуктивности , способности и интереса к учебе, замедление творческих процессов, причем, даже в тех областях, в которых ребенок одарен и ранее проявлял большую заинтересованность. Вся заданная работа выполняется механически.

Кризис этого возраста связан, в основном, с переходом на новую стадию интеллектуального развития – переход от наглядности к дедукции и пониманию. Конкретное мышление сменяется логическим. Это наглядно проявляется в постоянном требовании доказательств и критицизме.

У подростка появляется интерес к абстрактному – музыке, философским вопросам и т.д. Мир начинает разделяться на объективную действительность и внутренние личностные переживания. Интенсивно закладываются основы мировоззрения и личности подростка.

Подростковый период (13-16 лет)

В этот период происходит бурный рост, возмужание, развитие вторичных сексуальных признаков. Фаза биологического созревания совпадает с фазой развития новых интересов и разочарование прежними привычками и интересами.

При этом навыки и сложившиеся механизмы поведения не меняются. Возникает, особенно у мальчиков, острые сексуальные интересы, как говорят начинают «шалить» . Начинается процесс мучительного расставания с детством.

Ведущая деятельность в этот период – интимно-личностное общение со сверстниками. Происходит ослабление связей с семьей.

Основные новообразования:

  • формируется концепция «Мы» — происходит деление на сообщества «свои — чужие». В подростковой среде начинается деление территорий, сфер жизненного пространства.
  • образование референтных групп. В начале формирования это однополые группы, со временем они становятся смешанными, далее компания делится на пары и состоит из взаимосвязанных пар. Мнения и ценности группы, практически всегда оппозиционные или даже враждебные взрослому миру, становятся для подростка доминантными. Влияние взрослых затруднено в силу закрытости групп. У каждого члена группы отсутствует критичность к общему мнению или мнению лидера, инакомыслие исключается. Изгнание из группы приравнивается к полному краху.
  • эмоциональное развитие проявляется чувством взрослости. В некотором смысле оно еще ложное, необъективное. Фактически, это только тенденция к взрослости. Проявляется в:
    • эмансипации – требовании к независимости.
    • новом отношении к учению – стремлении к большему самообразованию, причем, полное безразличие к школьным оценкам. Часто возникает несоответствие интеллекта подростка и оценок в дневнике.
    • появление романтических отношений с представителями другого пола.
    • изменение внешнего облика и манеры одеваться.

В эмоциональном плане подросток испытывает большие трудности и переживания, чувствует себя несчастным. Появляются типично подростковые фобии: застенчивость, недовольство своей внешностью, тревожность.

Игры ребенка трансформировались в фантазию подростка и стали более творческими. Это выражается в сочинении стихов или песен, ведении дневников. Фантазии детей обращены вовнутрь самого себя, в интимную сферу, и скрываются от окружающих.

Насущная потребность в этом возрасте – понимание .

Родительские ошибки воспитания подростков – эмоциональное отвержение (безразличие к внутреннему миру ребенка), эмоциональное потворство (ребенка считают исключительным, ограждают от внешнего мира), авторитарный контроль (проявляется в многочисленных запретах и излишней строгости). Еще более усугубляет кризис подросткового возраста потворствующее невмешательство (отсутствие или ослабление контроля, когда ребенок предоставлен сам себе и полностью самостоятелен во всех решениях).

Отличается от всех этапов развития ребенка, проявляются все аномалии личностного развития, зародившиеся и развившиеся ранее, и выражаются в поведенческих (чаще у мальчиков) и эмоциональных (у девочек) расстройствах. У большинства детей расстройства проходя самостоятельно, но некоторым требуется помощь психолога.

Воспитание детей требует больших сил, терпения и душевного равновесия взрослых. В то же время – это единственная возможность выразить свою мудрость и глубину любви к своему ребенку. Воспитывая своих детей, нужно помнить, что перед нами личность, и вырастает она такой, какой мы ее воспитали. Во всех вопросах постарайтесь встать на позицию ребенка, тогда его будет легче понять.

Детская психология

Детская психология, как самостоятельный подраздел науки общей психологии, изучает и исследует совокупность возрастного развития и психического состояния ребенка. Важнейшим предметом для глубокого анализа считаются условия онтогенетической динамики процессов психики, в том числе среду для формирования основных способностей ребенка.

К двум самым главным процессам в становлении личности ребенка можно отнести следующие: врожденные (природные) и приобретенные (зависят от воспитания и социальной среды) черты психического поведения.

Уже без преувеличения с самого первого дня появления, ребенок имеет индивидуальные врожденные черты переданные ему генетически. К ним относятся темпы привыкания к условиям окружающей среды, отличительные признаки двигательной моторики, способность оценки окружающего мира, умственные способности, а также различные биологические и физические особенности новорожденного.

Приобретенные особенности психического характера начинаются формироваться буквально с момента рождения. Процесс становления наиболее глубоко формируется в детском возрасте и очень многие факторы развития зависят в большей степени от родителей, так как в ранний возрастной период мозг ребенка наиболее активно схватывает, анализирует и запоминает поданную ему информацию, глубоко воспринимает внимание, заботу, любовь, отношение к нему окружающего мира. В таком возрастном периоде дети нередко переживают всевозможные психологические травмы, которые в дальнейшем могут по-разному отражаться на адаптационных процессах, восприятии и выносливости в различных жизненных ситуациях. Можно с уверенностью сказать, что развитие ребенка на 90% зависит от его родителей, воспитателей и учителей. Весьма важно также отметить, что у ребенка должна быть социально адаптированная, полноценная семья, в которой заниматься воспитанием ребенка должны в обязательном порядке оба родителя.

Бывает так, что родители не могут справится с психологическими проблемами своего ребенка самостоятельно, тогда необходимо обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Консультацию психолога можно получить здесь.

Таким образом, подытоживая всю выше представленную информацию, можно сделать вывод, что детская психология занимает очень важное место в нашей жизни, при этом помогая разобраться в особенностях психического становления и развития каждой личности в отдельности. Эта наука помогает создавать необходимую среду в семье и обществе для правильного формирования личности малыша, разрабатывать развивающие и обучающие программы для детских садов, школ и самостоятельного обучения в условиях дома.

Каждый ребенок уникален и не похож на остальных. Но как же тогда найти общие правила, методики, советы подходящие всем?

Детская психология устанавливает общие закономерности, выделяет основные группы детей по темпераментам, характерам и проч., и основываясь на этом дает определенные советы родителям по воспитанию их чад.

Но обязательно помните, что лучше всего вашего ребенка можете понять только вы - его родители. Прислушивайтесь к советам, но всегда действуйте трезво, выбирайте то, что подойдет именно вам, учитывая склонности и особенности своего малыша.

Порой найти общий язык с детьми, а также разобраться в их переживаниях бывает достаточно сложно. Особенно остро эта проблема стоит для родителей. Порой, ребенок может вести себя агрессивно и скрытно даже в отношении самых близких людей. Разобраться в переживаниях малыша, а также нормализовать отношения с ним помогут книги по детской психологии. Это объясняется тем, что родительского инстинкта недостаточно для правильного воспитания детей. Важно также руководствоваться научными рекомендациями.

Анна Быкова «Самостоятельный ребенок, или Как стать ленивой мамой»

История данной книги по детской психологии началась с небольшой статьи в интернете, которая вызвала массу споров. Основная проблематика этого издания — медленное взросление, а также полное отсутствие самостоятельности у малышей. Но для того, чтобы побороть этот инфантилизм, нужно создать в семье определенную атмосферу. Автор рекомендует стать «ленивой мамой» в интересах ребенка.

Чтобы оценить пользу данной книги по детской психологии, стоит отметить, что автор Анна Быкова — это мать двоих детей. К тому же она имеет психологическое образование. Имея приличный педагогический стаж, она собрала все свои знания в небольшую книгу, которая вызвала настоящий резонанс.

Книга написана достаточно легким и даже веселым языком, что делает ее легкой для восприятия. Родители узнают, насколько опасна чрезмерная опека и контроль, которым нередко грешат современные мамы и папы. Автор учит мам быть в меру ленивыми. При этом по всем ключевым моментам приведены разъясняющие жизненные примеры.

Чтобы не вводить читателей в заблуждение, стоит отметить, что ленивая мама — это не женщина в халате и бигуди, которая сутками проводит у телевизора, пока дети предоставлены сами себе. Это мама, которая дает определенную свободу ребенку, не снимая с себя ответственности. Кроме того, она не забывает о необходимости отдыхать и ухаживать за собой. Ленивая мама привлекает ребенка ко всем домашним делам (пусть даже работы после этого ей прибавиться). Таким образом, ее нельзя упрекнуть в безразличии.

Данная книга помогает родителям выработать адекватный подход к вопросу воспитания детей. Она помогает побороть фанатичную любовь и избавиться от «культа ребенка». Данное издание можно критиковать, но ознакомиться с ним стоит обязательно.

Людмила Петрановская «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»

Основная цель данной книги по детской психологии состоит в том, чтобы пояснить глубинный смысл связи между ребенком и родителями. Основываясь на этом явлении, автор пытается расшифровать содержание капризов, агрессии и прочих проявлений характера ребенка.

На основании этой книги родители могут выработать правильную тактику общения с детьми, чтобы стать надежной опорой в период их активного развития и взросления.

Особое внимание стоит уделить структуре данной книги по детской психологии. Для родителей будет полезно узнать, какие ошибки они допускают в общении со своими чадами в разном возрасте. Так, в первой главе описаны взаимоотношения с малышами, а в каждом последующем разделе рассматриваются новые этапы. Стоит отметить хорошее восприятие и запоминаемость текста. Этого удалось достичь благодаря большому количеству жизненных примеров.

Многие детские психологи называют эту книгу обязательной к прочтению. При этом начинать изучать ее стоит уже тогда, когда младенец еще не умеет говорить, ходить и многого не понимает. Это поможет вам уберечь своего малыша и себя от психологических травм, обид, недопонимания. Также вы сможете сформировать здоровую привязанность.

Януш Корчак «Как любить ребенка»

Необходимостью и даже обязанностью является прочтение данной книги по детской психологии. Для родителей по всему миру она стала настоящей библией по общению с малышами и их воспитанию. Книга написана очень искренним и добрым языком. Она содержит массу размышлений автора, а также жизненных историй и практических советов.

Текст книги «Как любить ребенка» — это проявление мудрости педагога с большой буквы. Как бы странно это ни звучало, он учит любите детей правильно, не обожествляя, но и не подавляя их. На простых примерах и жизненных ситуациях автор поясняет необходимость предоставления детям свободы мыслей и самовыражения.

Главная особенность данной книги состоит в том, что автор приводит множество примеров из своего богатого педагогического опыта. Таким образом, родители могут определить ту тонкую грань, за которой кончается необходимая свобода и начинается попустительство. Каждая ситуация рассмотрена буквально под микроскопом.

Даниэле Новара «Не кричите на детей»

Несмотря на то что все лучшие книги по детской психологии запрещают повышать на детей голос, на практике это сделать не так уж и просто. Независимо от того, сколько лет ребенку, неизбежно возникают ситуации, когда родители не могут сдержать эмоций. Тем не менее крик не просто не помогает разрешить конфликт, но даже усугубляет ее. Даниэле Новара учит правильно проживать такие ситуации, чтобы не только выходить из них без громких ссор, но даже извлекать из них пользу.

Книга «Не кричите на детей» актуальна для любого возраста. В ней рассматриваются такие основные вопросы:

  • разрешать конфликтные ситуации с детьми без криков и рукоприкладства;
  • воспитывать малышей, не принижая их собственного достоинства и не прибегая к приказному тону;
  • уметь находить конструктив в каждой конфликтной ситуации, извлекая из нее максимум пользы;
  • выстраивать систему семейных правил, которой будет интересно следовать не только детям, но и всем остальным членам семьи.

Автор книги учит родителей спокойно воспринимать конфликты. Подобные ситуации — это не отклонение от нормы. Это и есть норма. Автор учит родителей быть грамотными руководителями, которые должны уметь урегулировать любую ситуацию в семье. А криком можно лишь подавить личные качества ребенка или же, наоборот, вызвать острое противодействие.

Дима Зицер «Свобода от воспитания»

Совершенно зря многие родители принципиально игнорируют книги по психологии. Детские авторы поясняют, что воспитание порой перерастает в насилие. С одной стороны, это давление на детей с целью навязать им свои собственные принципы и общепринятые правила поведения. С другой — это насилие родителей над собой, которое заключается в постоянном принуждении самих себя к воспитанию. Таким образом, общение между детьми и взрослыми теряет оттенок радости.

В книге «Свобода от воспитания» автор призывает отказаться от общепринятых шаблонов воспитания. Воспитывать детей нужно так, чтобы и ребенку, и родителям это было приятно и интересно. Зицер учит не просто любить, но также и уважать ребенка, учитывая все его интересы. При этом родители должны вооружиться таким инструментом, как наблюдение. Это поможет выявить потребности ребенка, а также проследить его реакцию на те или иные воспитательные приемы.

Стоит отметить, что это издание подвергается критике не только со стороны родителей, но и со стороны психологов. Ввиду молодого возраста и недостаточного жизненного опыта автора, он несколько своеобразно интерпретирует такие понятия, как детская педагогика, психология. Книги Зицера несколько утрируют способность ребенка анализировать свои желания. Но даже несмотря на это, основная мысль работы будет понятна всем.

Людмила Петрановская «Если с ребенком трудно»

Книги про детскую психологию непременно затрагивают вопросы сложных отношений с родителями. Материнство или отцовство — это не только приятные семейные моменты, но также частые конфликты и недопонимание. При этом нередко, пытаясь разрешить сложную ситуацию, ее можно усугубить еще больше. Петрановская, книги которой стали настольными для многих родителей и педагогов, учит хладнокровно смотреть на конфликт и достойно выходить из него, чтобы сохранить в семье хорошие отношения.

Книга содержит актуальные практические рекомендации по воспитанию детей. При этом автор отмечает, что в нем нуждаются не только малыши, но и сами родители. Это поможет прекратить перманентную войну, которая постоянно происходит между старшим и младшим поколениями. Автор поясняет, что пытаясь сделать своего ребенка более «удобным», родители еще больше усложняют решение проблемы.

В работе «Если с ребенком трудно» автор уделяет пристальное внимание вопросам наказания. Конечно, нельзя спускать ребенку провинности. Тем не менее делать это нужно правильно (и даже интеллигентно). Автор рассматривает популярные способы наказания, из чего становится понятно, что многие родители стремятся «дрессировать» своих детей. Автор же учит не подстраивать их под себя, а формировать отношения, которые будут приятны обеим сторонам.

Масару Ибука «После трех уже поздно»

Пограничным возрастом, который определяет детская психология — 3 года. Книга «После трех уже поздно» рассматривает удивительные способности маленьких детей. Оказывается, младенцы характеризуются повышенной обучаемостью. При этом на новорожденных влияет не только взаимодействие с родителями, но также и окружающая среда. Таким образом, к сознательному возрасту ребенка вполне можно вложить основные задатки правильного поведения.

Главная особенность данной книги по детской практической психологии является то, что она адаптирована специально для отцов. Автор считает, что есть такие воспитательные моменты, с которыми может справиться только мужчина. Чтобы папам было легче воспринимать информацию, в книге содержится много практических рекомендаций и минимум лирических отступлений, которые так любят женщины.

Эда Ле Шан «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»

Рассматривая лучшие книги по детской психологии и воспитанию, нельзя пройти мимо работы Эды Ле Шан. Автора многие ассоциируют со знаменитым доктором Споком, что свидетельствует о практической значимости ее рекомендаций и наблюдений. При этом важно отметить, что данная книга полностью адаптирована для современных родителей.

«Когда ваш ребенок сводит вас с ума» — это сборник типичных конфликтных ситуаций, которые, пожалуй, возникают в любой семье. Естественно, их эпицентром являются именно дети. Автор учит, как взять себя в руки и найти правильный выход. Применительно к каждому примеру рассмотрены основные причины того или иного девиантного поведения ребенка. Кроме того, приводится ряд ценных практических рекомендаций.

Книга написана достаточно простым и понятным языком. Чем раньше родители ознакомятся с ее содержаний, тем выше вероятность того, что им удастся избежать распространенных ошибок в общении с детьми. И даже в разгар конфликтной ситуации вы сможете найти дельные советы, заглянув в данное издание. Учитывая ценность книги, ее рекомендуется также прочесть педагогам и детским психологам.

Мадлен Дени «Капризы и истерики. Как справиться с детским гневом»

Желая прочитать лучшие книги по детской психологии для родителей, стоит обратить пристальное внимание на данное издание. Взрослые не всегда адекватно реагируют на капризы и агрессию со стороны ребенка. Сами того не замечая, они автоматически подавляют эти проявления, что впоследствии может привести к еще более серьезным проблемам. Тем не менее точно так же, как и взрослые, дети могут испытывать сильные эмоции, которые постоянно ищут выход наружу. Таким образом, ребенка нужно не угнетать, а прислушиваться к нему, стараясь совместными усилиями справиться с переживаниями.

Основная цель работы состоит в объяснении того, что агрессия и капризы — это нормально (причем как взрослые, так и детские). Книги по психологии для детей данного автора помогают наладить отношения с ребенком в период расстройства. При этом с научной точки зрения рассматриваются особенности эмоционального развития детей разных возрастов. Так, например, природа истерики годовалого малыша кардинально отличается от капризов четырехлетнего ребенка. Таким образом, родители приобретут необходимую мудрость, которая поможет им конструктивно общаться с детьми.

Книгу Мадлен Дени стоит прочесть хотя бы потому, что она изобрела принципиально новый подход к воспитанию детей. Воспитание и подавление она заменяет радостным общением, который представляет собой творческий процесс. Главная цель данной работы — научить родителей понимать своих детей. Таким образом, крики и капризы больше не будут раздражающим фактором.

Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

Учитывая изобилие литературы о воспитании, родителям крайне важно найти полезные книги по детской психологии, которые стоит прочитать. Одной из таких работ является издание «Общаться с ребенком. Как?» Суть ее состоит в том, что не стоит опираться только лишь на общепринятые приемы воспитания, ведь каждый малыш индивидуален. Своего ребенка нужно понимать, ведь за банальной истерикой могут крыться серьезные переживания. Автор ставит перед собой цель научить родителей конструктивно общаться со своими чадами, а главное — не игнорировать и не бояться их. Для этого даже были разработаны практические упражнения, которые помогут выработать соответствующие навыки.

Стоит отметить, что книга состоит из двух частей. Первая — это теоретическое пособие, в котором собраны как личные выводы автора, так и общепринятые педагогические и психологические постулаты. Что касается продолжения — это практические примеры. Они взяты как из личных наблюдений автора, так и из практической деятельности ведущих специалистов в данной области. Каждая из приведенных жизненных ситуаций — это ответ на тот или иной родительский вопрос.

Вывод

Нужно ли читать книги по психологии детской? Авторы утверждают, что это необходимо. Несмотря на самоуверенность многих родителей, случаются такие ситуации, которые невозможно разрешить только лишь опираясь на свои инстинкты и опыт старших поколений. Прелесть современных изданий состоит в том, что их содержание адаптировано под особенности данного конкретного времени с учетом условий, в которых воспитываются дети. Главное — это подобрать для себя несколько лучших изданий, которые помогут найти правильный подход к ребенку и поспособствуют разрешению конфликтных ситуаций.

Изучающая психологию ребенка, его поведение и закономерности его психического развития.

Социальное развитие ребенка начинается с его отношений с родителями

​​​​​​​​​​​​​​Одно из первых проявлений узнавания ребенком окружающих - улыбка. Мнения о том, что вызывает у младенца улыбку, противоречивы, однако общеизвестно, что к двухмесячному возрасту она может появляться при виде человеческого лица.

В этом возрасте младенец не отличает лицо матери от других, но к 6-7 месяцам улыбка ребенка становится избирательной. Теперь он улыбается маме и тем, кого хорошо знает, а незнакомых встречает сдержанно. Для детей такого возраста типичны страх и смущение при появлении незнакомых лиц. Это указывает на развитие важной в социальном отношении способности отличать «своих» от «чужих».

Уже для малышей отец и мать выполняют разные функции. По данным исследования, малыши воспринимают папу в первую очередь как игрушку. И для мальчика, и для девочки папа - самая лучшая игрушка: интерактивная игрушка, у которой можно научиться всему. Маму малыши воспринимают по-другому: как субъект, от которого можно получить пищу, тепло и защиту.

Какими бы разными ни были дети, все маленькие дети с 9 месяцев до 9 лет имеют общие, по крайней мере похожие черты и особенности. Какие?

Маленький ребенок - это природная энергия и сообразительность. Разговоры о хрупкости детской души - миф, у ребенка более крепкая психика, чем у взрослых. Ребенок маленьким является, а беспомощным - нет. Это живчик, это подготовленная боевая единица, маленький энергичный хищник и манипулятор, использующий любые промахи взрослых, легко запрыгивающий на шею родителям и захватывающий над ними власть. Арсенал влияния у ребенка существенно беднее, чем у взрослого, но у ребенка больше энергии, фантазии и настойчивости. См.→

Маленький ребенок - это опережающая активность в заботе о своих интересах. У ребенка есть свои задачи относительно жизни и относительно вас. В то время. когда взрослый подходит к маленькому ребенку со своими задачами, ребенок делает взрослому то, что входит в его планы и интересы. Дети знают, чего они хотят, и получают это.

Ситуация. Я в аэропорту, лечу в командировку. Вижу семью, четыре взрослых человека: мама, папа, бабушка и дедушка. На руках папы - маленький ребенок. Ребенок, живыми глазками стреляя в сторону бабушки, тянется к дедушке. Показывает бабушке, что с дедушкой ему интересней. Дедушка довольный, тянет руки к ребенку, ребенок попадает к нему, бабушка расстроена. Но тут ребенок оборачивается лицом к наивному дедушке и ему в лицо плачет. Дедушка умыт... Мама забирает дитё у дедушки, он прижимается к ней, но смотрит уже на папу… Ребенок играет этими взрослыми, сталкивает их друг с другом, развлекается по полной программе. При этом, похоже, сами взрослые, включенные в эту ситуацию, не очень понимали, кто собственно в этой ситуации ими управляет.

С самых первых дней своей жизни ребенок активно использует свои эмоции (врожденные, выученные и придуманные) для того, чтобы добиваться от окружающих того, что он от них хочет. По крайней мере некоторые дети уже с года управляют родителями и другими взрослыми.

Из ранних воспоминаний людей о своём детстве, рассказ: «Помню, мне было года два, лежу я в кроватке, заходит дедушка, и улыбается мне, хочет, чтобы я ему тоже улыбнулась. Я дедушку любила и относилась к нему хорошо. Я с ним играла и ему улыбалась. А бабушку я мало любила, ей не улыбалась, и часто ей плакала в лицо».

Большинство эмоций детей - не реакции, не механическое отражение ваших действий, а их маленькие творческие проекты. Когда-то исследование, когда-то игра, когда-то проверка вашей прочности, когда-то с наслаждением месть.

Маленький ребенок - это активное управление отношениями. У ребенка всегда много замыслов и планов, и что у тебя с ним будет происходить – решаете уже не только вы, это уже ваш общий роман. И возможно, что не вы, а ребенок определит, кто у кого будет учиться и кто с кем будет мириться.

Если ты не купил ребенку игру по его требованию, он будет тебе плакать, но это не несчастная обида, а атака на тебя и месть за твое плохое поведение. Когда ребенок тебя простит - он решит сам, и в истории ваших отношений основной игрок чаще ребенок, а вы - марионетка в его руках.

Хорошо, что дети обычно отходчивы и прощают нас достаточно быстро.

У каждого ребенка изначально - свой мир. Ребенок родился - и создал свой собственный мир. Он теперь живет в своем мире, со своими персонажами и своими историями. Пустит ли он вас туда - спроси его. Насильно вы туда не попадете, но если ребенку захочется, он будет приоткрывать дверцы и вы сможете туда заглядывать.

Взаимодействие между детьми

С возрастом изменяются и специфические типы социального поведения тоже изменяются с возрастом. Например, в дошкольном периоде, когда дети начинают сравнивать себя с другими, конкуренция между ними усиливается. Количество драк и ссор почти не зависит от возраста ребенка, но характер их меняется. Вместо кратковременных чисто физических конфликтов дети старшего возраста затевают более изощренные, словесные ссоры, при которых обида сохраняется значительно дольше.

Подобным же образом изменяется устойчивость дружеских отношений. Дружеские связи маленьких детей мимолетны. По данным одного исследования, даже в 11-летнем возрасте только у 50% детей лучший друг оставался тем же, что и две недели назад. При аналогичном опросе 18-летних школьников (в том же исследовании) 80% из них оба раза называли одного и того же человека.

Одна из наиболее острых социальных проблем в настоящее время - формирование негативных социальных установок, особенно национальных и расовых предрассудков. Дети из семей и социальных групп с ярко выраженными предрассудками начинают усваивать те же негативные взгляды в раннем школьном возрасте; в юношеском периоде эти взгляды закрепляются.

Развитие ощущений и восприятия

Доказано, что новорожденный различает звуки речи (фонемы), т.е. у него уже проявляется способность, которая позволит в дальнейшем понимать речь. Новорожденный, по-видимому, воспринимает постоянство формы. Когда младенцу раз за разом показывают один и тот же предмет, он привыкает к его форме, и время зрительной фиксации на нем становится все короче. Несмотря на эти первые достижения, младенец еще относительно неразвит. Но постепенно его ощущения приобретают бóльшую четкость. Так, с возрастом улучшаются сенсорные способности: восприятие цвета и глубины, острота слуха. Некоторые рано проявляющиеся способности потом исчезают и вновь появляются через несколько месяцев в более сложной форме. Какие бы способности ни проявлял ребенок - они совершенствуются с возрастом, становясь более дифференцированными .

Развитие эмоций и чувств в детском возрасте

Согласно одной из наиболее интересных гипотез, существует ограниченное количество т. н. базисных эмоций , по-видимому врожденных, хотя и не все они проявляются сразу после рождения. К ним относятся страх , недовольство, и ряд других. Гнев, например, вызывается вмешательством в действия ребенка; мимику и поведение, выражающие гнев, можно распознать в самом раннем возрасте. Одни и те же эмоциональные проявления обнаруживаются в различных , что подтверждает представление об их врожденном характере.

Эмоции и чувства детей - продукт социального научения, и это социальное научение идет в две стороны: в то время, как дети осваивают те состояния , которые наиболее эффективно защищают их от родителей или позволяют им родителями управлять, взрослые обучают детей тем состояниям, которые удобны и интересны взрослым. Ребенок с помощью окружающих его взрослых и влияния культуры в целом осваивает чувства, принятые в данном обществе, в частности, приобщается к чувствам дружбы, любви, благодарности, патриотизма и другим высоким чувствам. Именно благодаря социализации происходит у детей развитие собранности и воли, мальчики осваивают роль мужчины и закладывают основы для будущей роли отца, девочки осваивают женские роли, интериоризируют ценности быть женой и матерью, осваивают необходимые для этого навыки .

Ценностно-смысловая сфера ребенка и формирование жизненных ценностей

Как появляются жизненные ценности в жизни ребенка? По-разному. Когда-то это постепенное вызревание, кристаллизация чего-то изначально аморфного в нечто определенное, когда-то это случается резко, вдруг, как озарение. Иногда это приходит изнутри, иногда - задается снаружи, традициями и ритуалами социума. Рождение жизненных ценностей обычно происходит в результате сложения нескольких факторов: 1) сложившегося или готового сложиться поведения, 2) внутренне или внешне мотивирующей ситуации и 3) смысловых формочек, подсказывающих человеку название и статус его новой жизненной ценности. Если ребенок начал вести себя "мальчик", если его "мальчуковое поведение" поддерживается окружающими; если его "мальчиком" называют все и особенно те, на кого он хотел бы быть похожим, скоро у ребенка появятся мужские ценности...

Однако тот же вопрос можно поставить и более содержательно: благодаря чему формируются (или не формируются) будущие жизненные смыслы и ценности ребенка? Основными источниками здесь, похоже являются детская субкультура, (еще пока) семья и уже имеющая серьезное влияние виртуальная реальность СМИ и компьютерных игр .

Исследовательское поведение

Здоровые дети обычно любопытны, хотя нет никаких данных утверждать, что дети имеют природную склонность к саморазвитию. Скорее, данные говорят о том, что дети развиваются только тогда, когда их развивают родители .

Ребенок с момента рождения активно исследует, причем в первую очередь те объекты, которые движутся или каким-то образом изменяются. Младенец изучает окружающую его обстановку, хотя сначала не слишком умело; следить глазами за крупными движущимися объектами он начинает очень рано. При этом уже в какой-то степени координируется слуховое и визуальное восприятие. Зрительное поле недолго остается расплывчатым пятном - грудной ребенок пытается сделать его четким. Если эксперимент организован таким образом, что быстрое сосание соски приводит к перемещению предмета в фокус зрительного поля младенца, он будет сосать очень быстро; в противоположной ситуации, т. е. когда при быстром сосании предмет выходит из фокуса, ребенок начинает сосать медленно.

Сенсомоторная стадия охватывает период младенчества. В первые месяцы жизни ребенок ведет себя так, как будто предметы, которые он в данный момент не может наблюдать, просто не существуют, и лишь постепенно начинает искать предметы, которые вышли из поля зрения, начиная предполагать, где они находятся. Он способен также координировать информацию, поступающую от разных органов чувств, так что осязательное, зрительное и слуховое восприятие предмета представляют собой не три независимых элемента его опыта, а три аспекта одного и того же объекта. Другое значительное достижение на данной стадии - развитие способности к целенаправленным действиям. На первых этапах грудной ребенок совершает только те произвольные движения, которые сами по себе чем-то для него привлекательны и интересны, но постепенно он переходит к действиям, направленным на достижение цели. Первоначально они основаны лишь на ранее освоенных произвольных движениях; в дальнейшем ребенок начинает самостоятельно и намеренно варьировать свое поведение.

Стадия дооперационального мышления. На этой стадии начинает формироваться вербальное и понятийное мышление. Первый этап, или первая стадия развития мышления, характеризуется тем, что ребенок осваивает окружающий мир на поведенческом уровне, но не может предвидеть или выразить словесно последствия того или иного события. Например, он узнает предмет, если видит его под другим углом, но не в состоянии предвидеть, как он будет выглядеть в новом положении. На второй стадии ребенок начинает приобретать знания, делать сравнения и предсказывать последствия. Однако его мышление еще не носит систематического характера.

Стадия конкретных операций. На третьей стадии, начинающейся примерно в семь лет, ребенок в состоянии рассматривать проблемы на понятийном уровне и приобретает простейшие представления о таких категориях, как пространство, время и количество. Если на предыдущей стадии ребенок думает, что, например, при переливании воды из узкого стакана в широкий воды становится меньше, то на третьей стадии он понимает, что количество воды не зависит от формы сосуда. К концу второй стадии ребенок может сказать, какая из двух палок больше, но не может расположить несколько палок по длине в правильной последовательности. На третьей же стадии он приобретает понятие об упорядоченности объектов.

Стадия формальных операций начинается примерно с 11-ти лет. Мышление ребенка систематизируется, он способен определять следствия, исходя из причин какого-либо явления. Например, если жидкости А и Б при смешивании становятся красными, при добавлении жидкости В цвет исчезает, а жидкость Д ничего не меняет, ребенок будет систематически перебирать все возможные комбинации, пока не установит особенности действия каждой жидкости. Таким образом, на 4-й стадии ребенок приобретает способность формулировать и проверять гипотезы путем систематического научного поиска.

Развитие мальчика и девочки

Разница между мальчиками и девочками всерьез начинает проявляться где-то с 6 лет... Свои стадии развития есть у мальчиков , свои - у девочек.

Детский возраст – это время, когда рост и развитие человека идет семимильными шагами. Но понятия «рост» и «развитие» нужно разделять. У ребенка увеличивается вес, рост, совершенствуется его речь и движения, т. е. все то, что есть у ребенка с рождения, и лишь меняется со временем. Так ребенок растет.

Развитие же предполагает возникновение у ребенка новых проявлений в эмоциональной и духовной сфере, в восприятии окружающего мира и взаимодействии с ним. Все это формируется под влиянием внешней среды и без этого появиться не может.

Такие проявления и восприятия у каждого возраста разные, но развитие их имеет закономерный характер. Во время этого процесса у ребенка формируется характер, интересы, привычки, взгляды. Именно этот путь психического становления ребенка от младенчества до школьного возраста и изучает детская психология.

Значение детской психологии

«Все мы родом из детства», ведь сценарий человеческой жизни закладывается именно в самые ранние годы жизни человека. Предыдущий этап развития ребенка всегда накладывает отпечаток на следующий, поэтому очень важно изучать и уделять внимание самым ранним периодам становления его личности.

Каждый этап детского развития имеет огромное значение, т. к. может повлиять на всю жизнь человека. Вот почему так важно «проживать» каждый возраст полностью. У всех возрастных периодов есть свои особенности и возможности, которые нужно максимально использовать и развивать.

К примеру, в младенчестве малыш нуждается в общении с взрослыми, в возрасте одного-двух лет ребенок получает опыт в процессуальной игре (воспроизведение действий взрослых: укладывание спать, кормление, купание кукол, езда на машине). Детям дошкольного возраста необходимы ролевые игры, конструирование, чтение сказок, участие в экспериментировании. Зная эти и другие особенности возраста ребенка, родители и воспитатели обеспечивают развитие у него творческих, умственных и познавательных способностей , уверенности в себе, уважения к окружающим, инициативность.

Почему родителям и воспитателям важно знать детскую психологию

Разум ребенка при рождении представляет чистый лист, на который наносится вся полученная извне информация, и благодаря чему в дальнейшем формируется его личность. В отличие от животных, живущих инстинктами, без влияния культурно – социального опыта ребенок не сможет развиться до уровня современного человека. Только через общение с другими людьми формируется психика ребенка.

Человек неподготовленный, даже тот, кто желает счастья ребенку, может нанести неповторимый вред его психике. Как часто бывает, что при внешнем благополучии, царящем в семье, ребенок вырастает неуверенным в себе, замкнутым, неспособным самому формировать события своей жизни. Все это ведет к тому, что на протяжении всего своего пути он не может научиться быть счастливым и найти свое место в жизни.

Самое большое влияние на развитие ребенка оказывает семья и детский сад . Ведь именно здесь малыш проводит большую часть своей жизни. Поэтому знание основ детской психологии очень важно для тех, кто взаимодействует с ребенком. Только зная возрастные особенности детей, нормы психологического и эмоционального развития можно вовремя различить отклонения и выбрать адекватные формы общения с ними.

Именно об особенностях развития ребенка, о том, как помочь ему эффективно использовать свои способности и стать полноценной личностью, рассказывают авторы статьей, представленных ниже.