НЕжизнь

Нужно ли супругам воздерживаться в пост? В пост можно ли заниматься сексом? Супружеская близость во время поста

В комментариях на было высказано мнение, что эта позиция ригористична. Хотел бы узнать ваше мнение.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

В духовных вопросах должна быть полная ясность в определениях. Недопустимо одно подменять другим и смешивать два разных предмета: духовный смысл поста как воздержания (не только для желудка, но для всего человека) и пастырскую икономию - снисхождение и соображения практической пользы при решении вопросов духовной жизни отдельных членов Церкви.

О том, что период поста - это время супружеского воздержания, ясно сказано у апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве , а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7: 5).

Для понимания этого места обратимся к святоотеческому толкованию. Приведу объяснение святителя Феофана Затворника. Его способ толкования отличается важной для нас особенностью: он опирается на весь предшествующий ему экзегетический опыт святых отцов. Его экзегетика итоговая. Во-вторых, он близок к нам по времени. Духовные вопросы, которые он решает, мало чем отличаются от наших. Приведя процитированный нами стих, святитель пишет: «Заповедует воздерживаться во время поста для усерднейшей молитвы: может это идти ко всем церковным постам, особенно же к говению… Видно, что апостол хотел бы, чтобы воздержание держали будто закон, а сходились, только уступая крайней необходимости , которая определяется не пожеланиями, а естеством, и даже не естеством, а благоразумием» (Феофан Затворник , святитель. Толкование Послания апостола Павла: К коринфянам первого. М., 2006. С. 322).

Апостол Павел говорит: «Сие же глаголю по совету, (а) не по повелению» (1 Кор. 7: 6). Святитель Григорий Богослов, на которого была ссылка в одном из комментариев, только повторил эту мысль: «Об одном только прошу: прими дар как ограждение, и дару принеси от себя чистоту на время, пока продолжаются дни, установленные для молитвы, которые честнее дней рабочих, и то по взаимному условию и согласию (см.: 1 Кор. 7: 5). Ибо не закон предписываем, но даем совет и хотим взять нечто из твоего для тебя же и для общей вашей безопасности» (Григорий Богослов , святитель. Творения. М., 2007. Т. 1. С. 469).

В отличие от пищи, супружеское воздержание касается очень тонкой и хрупкой области отношений двоих, которые часто (как убеждает опыт) по своему духовному развитию различаются между собой. Поэтому и нет прямого канонического предписания (следовательно, и епитимии) воздержания, но все равно оно является духовно-нравственной нормой, несоблюдение которой при отсутствии соответствующей причины является грехом, который надо исповедать.

Мы должны свято держаться учения Церкви о посте как необходимом училище, без которого вряд ли мы будем иметь духовные плоды. «Воздержание состоит не в удалении от яств, ничего по себе незначащих, следствием которого бывает осуждаемое апостолом непощадение тела (см.: Кол. 2: 23), но в совершенном отречении от собственных своих желаний» (святитель Василий Великий). Вся жизнь христианина должна быть постоянным стремлением к высокому идеалу, достижение которого невозможно без определенного подвига. Если мы будем в правилах искать некие возможности жить вне спасительного подвига, то постепенно сравняемся с протестантами, которые давно отменили посты и делают все, чтобы идти навстречу падшему человеческому естеству.

Все сказанное не только не отменяет, но, напротив, требует пастырской чуткости и снисхождения в каждом конкретном случае, когда речь идет о посте супругов, если один из них еще духовно немощен.

На прозвучавшее в одном из комментариев утверждение, что я благословляю распад семей, мне не трудно ответить фактами. У нас имеется архив личных писем. За три года и три месяца нами было послано 11 873 письма. Приходилось отвечать на вопросы и о супружеском воздержании. Приведу те советы, которые мною были даны.

«Дорогой Дионисий! Очень сочувствую Вам. Если супруга Ваша еще не понимает смысла христианской жизни, в том числе воздержания в пост, то не воздерживайтесь, а уступайте. Мир в семье необходим. Греха не будет. Самое главное - явите плоды своего христианства: мир, радость, долготерпение, любовь и прочее. Будьте внимательны к жене».

«Дорогая Анастасия! Отношения с мужем во время поста надо строить мудро и чутко. Если он еще не готов к посту, то можно уступить, но постепенно вести его к жизни по святым уставам».

«Дорогой Олег! Сознаю трудность Вашего положения. Поскольку мир в семье на первом месте, то ради того, чтобы не напрягать отношения, уступайте жене. При этом не забывайте укорять себя и каяться».

«Дорогая Елена! Поздравляю Вас с началом спасительного Великого поста. Пост в еде соблюдайте, но ради мира в семье (раз муж еще не воцерковился) супругу надо уступить. Так Вы быстрее его приведете к Церкви. Он увидит Вашу мудрость и любовь к нему. Неполноту телесного поста восполняйте духовным постом: воздержание языка, нераздражительность, неосуждение и т.д.».

Не буду утомлять далее выписками. Из приведенных извлечений видно, что никакого «ригоризма» нет. Но подчеркиваю, что это другая тема. К сожалению, некоторые священники, которые участвовали в обсуждении проблемы воздержания, подменили один вопрос другим. В духовной жизни это всегда ведет к серьезным ошибкам.

Почему святые отцы не оставили нам строгих и четких канонов относительно воздержания супругов от телесной близости во время однодневных и многодневных постов? Первая и главная причина в том, что телесный пост между мужем и женой - сфера очень интимная и деликатная. Если ввести на этот счет суровые каноны, запрещения, многие супруги могут на этом споткнуться: не каждый в силах понести бремя поста. И поэтому Церковь, снисходя к немощи одного из супругов, призывает с пониманием относиться к его половине: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию на время, для упражнения в посте и молитве» (1 Кор. 7: 4-5).

Но супружеский пост - это общепринятая церковная практика, правило, обязательное для соблюдения, как и другие правила и традиции Церкви. О нем говорят нам правила для совершения венчания (которые, кстати, тоже не являются канонами), ведь эти предписания имеют только одну цель - повенчать супругов в те дни, когда разрешена супружеская близость. Потому что и в дни Светлой седмицы, и в святки вполне можно устраивать застолья и предаваться праздничному веселью. Кстати, правила о венчании соблюдаются очень строго. Если какой-нибудь священник будет венчать пары, например, во время Великого поста, это сразу же повлечет суровое наказание от правящего архиерея. Такому батюшке сначала сделают строгое предупреждение, а потом, если он будет и дальше практиковать венчание в пост, его вообще отправят под запрет.

Соблюдение поста в интимных отношениях для супругов должно быть делом обоюдного согласия. Здесь не может быть насилия над волей другого, о чем говорит нам апостол Павел. И во времена апостольские, и в наше время это одинаково актуально, ибо и тогда, и сейчас существует очень много браков, где один из супругов принял христианство, живет жизнью и традициями Церкви, а другой пока нет. И для сохранения мира и любви рекомендуется снисходить к немощи другого. Священник, принимая исповедь, должен с пониманием отнестись к этому. Вот еще одна причина, почему на этот счет нет строгих канонов и епитимий. Ведь был бы велик соблазн у некоторых не в меру суровых духовников проявить здесь излишнюю строгость.

Но супружеский пост никто не отменял, и жене церковной не нужно расслабляться и втайне радоваться тому, что ее пока немощной супруг не может понести бремя поста. Уступив ему ради мира в семье, она должна усилить молитву за него и воздерживаться в чем-то другом, следить за собой построже. Она должна надеяться на то, что муж когда-нибудь сможет в полной мере поститься вместе с ней.

Принуждать поститься, конечно, никого нельзя. Но люди, отрицающие пост (в том числе и супружеский), сами, как это ни странно, очень многого себя лишают. Они видят пост как сплошные ограничения и путы для их свободы, не подозревая о том, что пост - прекрасное средство к совершенствованию, в том числе и в жизни семейной. Церковь очень премудро установила дни супружеского поста. Да, порой непросто нести, особенно молодым, постные тяготы, но супруги не церковные, не постящиеся имеют другую, гораздо большую, проблему в сфере интимной - пресыщение, охлаждение в телесных отношениях. Об этой проблеме приходится слышать священникам на исповеди. Некоторые молодые люди рассказывают на исповеди, каким излишествам они предаются с супругой, чтобы как-то разнообразить свою интимную жизнь. Пост они, естественно, нарушают. Таким супругам я советую строго соблюдать посты, и тогда их телесные отношения не потеряют остроты и привлекательности.

А сколько супружеских измен случается из-за охлаждения в супружеской жизни! Особенно этим грешат мужчины. Даже если жена обладает очень яркой, эффектной внешностью, через некоторое время муж, не привыкший к воздержанию, пресыщается ею, интимная жизнь становится пресной, и здесь могут начаться всевозможные извращения в супружеских отношениях, а потом дело может дойти и до измены.

Человеку пресыщенному всегда хочется чего-то нового, горяченького. В Древнем Риме гомосексуализм, педофилия, другие извращения вошли в норму как раз из-за того, что люди полностью пресытились и уже не знали, чего еще желать. Так что в интимной жизни количество вовсе не переходит в качество, а даже наоборот. У Дейла Карнеги есть не очень известная книжка о семье и браке, изданная уже после его смерти. Так вот, он пишет в ней, что супругам, чтобы сохранить свежесть отношений, нужно вступать в половую связь реже, чем им этого хочется.

Любые супруги как-то регламентируют свои телесные отношения, так почему не использовать для этого дни, которые Церковью специально установлены для воздержания? Кстати и священники, и психологи знают, что интимных проблем, сексуальных расстройств у православных воздержанных людей гораздо меньше, чем у нецерковных.

Конечно, телесные отношения между супругами - очень важная составляющая семейного союза. Она есть выражение их любви друг к другу. Недаром ребенка называют «плодом любви». Старец Паисий Афонский говорит: «Мужчина чувствует естественную тягу к женщине, а женщина к мужчине. Если бы не было этой тяги, то никто никогда не решился бы создать семью. Люди думали бы о тех трудностях, которые впоследствии ожидают их в семье и связаны с воспитанием детей и другими семейными делами, и поэтому не решились бы вступить в брак». Если между мужем и женой долго нет телесных отношений (конечно, не по причине сугубого подвига) - это очень тревожный симптом, говорящий о том, что их отношения терпят кризис. Ведь телесные отношения - это лишь видимая часть близости.

Все начинается с душевного понимания, внимания супругов друг к другу. И при всей своей важности интимные отношения играют далеко не главную роль в браке. Пост очень помогает не только сохранить свежесть телесных отношений (супруги после воздержания будут всегда приятны и желанны друг для друга), но и способствует укреплению душевной и духовной близости. Отношения мужа и жены, когда они не общаются телесно, переходят в иную плоскость. Они начинают проявлять свои чувства по-другому, это выражается во внимании, понимании, общении. Пост - это экзамен на то, что же нас в действительности связывает: духовная ли, душевная или только телесная близость; сумели ли мы что-то построить, стать единым телом и единой душой, или нас связывает только плотское влечение. В период поста мы начинаем видеть нашу половинку в ином свете, с другой, человеческой, дружеской стороны, без примеси плотской страсти.

Еще один важный момент: пост воспитывает волю и учит умеренности и воздержанию. Ведь в жизни супругов обязательно наступает момент, когда телесное общение прекращается. Например, по причине болезни, беременности и т.п. Если супруги не привыкли к воздержанию, им будет очень непросто все это понести. Таким образом, время поста и воздержания - это очень хорошая возможность для супругов воспитать в себе не плотскую, а настоящую духовную любовь и близость. «Плотская любовь соединяет мирских людей внешне, только до тех пор, пока они обладают [необходимыми для такой любви] мирскими качествами. Когда эти мирские качества теряются, плотская любовь разъединяет людей, и они скатываются в погибель. А вот когда между супругами есть настоящая драгоценная духовная любовь, то, если один из них потеряет свои мирские качества, это не только не разъединит их, но объединит еще крепче. Если есть только плотская любовь, то жена, узнав, к примеру, что спутник ее жизни поглядел на другую женщину, плещет ему в глаза серной кислотой и лишает его зрения. А если она любит его чистой любовью, она испытывает за него еще большую боль и тонко, аккуратно старается вновь вернуть его на правильный путь», - пишет старец Паисий.

Пост - прекрасная тренировка воли. Очень важно в семейной жизни приучить себя к дисциплине, научиться контролировать свои инстинкты. Ведь когда человек не умеет этого, как он сможет воздержаться от нескромного взгляда, флирта, а потом и измены, в нашем мире, переполненном соблазнами?

Я задал несколько вопросов на тему супружеского поста практикующему семейному психологу Ирине Анатольевне Рахимовой . Ирина Анатольевна возглавляет центр «Православная семья» и уже более 20 лет работает в сфере семейной психологии.

- Ирина Анатольевна, скажите, полезно ли временное воздержание супругов от телесного общения во время поста с точки зрения семейной психологии?

Считаю установленные Церковью периоды постов, когда прекращаются телесные супружеские отношения, весьма разумным и нужным правилом. В жизни, в том числе и семейной, супружеской, есть гласные и негласные правила. Бывает в семейной жизни, когда супруги вынуждены воздерживаться от телесного контакта.

Ко мне на консультацию часто приходят люди, уже начавшие жить друг с другом до брака, чтобы, как им кажется, проверить, подходят они друг другу или нет. Я им объясняю, почему нужно воздерживаться до брака: чтобы научиться воздерживаться в браке. Период добрачный, подготовка к браку - время учебы. И в семейной супружеской жизни очень важно уметь обуздывать плоть, воспитывать свои чувства, волю, не все себе позволять. Человеку распущенному, не привыкшему воздерживаться, очень сложно хранить верность.

Да, если люди уже живут до брака и имеют интимные отношения, я рекомендую проверить свои чувства таким образом: на некоторое время (скажем, на два месяца) прекратить телесные отношения. И если они соглашаются на это, то, как правило, варианта два: либо они расстаются, если их связывала только страсть, или вступают в брак, что у меня в практике было. Воздержание позволяет им по-новому взглянуть друг на друга, полюбить без примеси страсти и игры гормонов.

- У кого больше проблем в интимной жизни: у православных или у нецерковных людей, не соблюдающих посты?

Тема новизны в отношениях очень актуальна в семейной жизни. Великий пост очень символично заканчивается весной, когда природа расцветает, когда супруги вновь вступают в телесные отношения. И после периода поста у них открывается радость, и их чувства обновляются после зимы. Это помогает сохранить свежесть, романтику в отношениях. И людям православным сохранить это гораздо проще: у них есть пост.

Существует очень большое заблуждение, что воздержание вредно. Считается, что каждый (в том числе и вне брака) должен иметь регулярную половую жизнь, удовлетворять свои потребности: без этого, дескать, будут болезни, неврозы и психические расстройства. Это большая ловушка. Все неврозы и расстройства - в голове, в настрое человека, в том, что он сам себе внушил. Считаю, что в теории сублимации есть большая правда. Если человек не зацикливается на теме телесных отправлений и живет воздержанно, он может использовать нерастраченную энергию для реализации себя в творчестве, труде, научной деятельности, других сферах.

Я считаю, что христианин и в семейной жизни, и в любой другой всегда воин Христов, привыкший к труду над собой, человек сильной воли. И в этом нам очень помогает пост и воздержание. Но вера наша оскудеет, если мы дадим себе слабину, будем думать о том, как облегчить себе христианскую жизнь.

Православные христиане прошлых веков и помыслить не могли, что в пост можно предаваться плотским супружеским удовольствиям. Эта идея могла возникнуть только в наше время, когда люди оторваны от традиций и предания Церкви.

В заключение хочу сказать об одной опасности, которая подстерегает современных православных христиан. Когда в советское время Церковь находилась в гонении, православный человек волей-неволей был в оппозиции к внешнему миру. Он прекрасно понимал, что жить, как живут не христиане, не православные, ни в коем случае нельзя.

«Кто не со Мною, тот против Меня (Лк. 11: 23)», - говорил Спаситель. Сейчас очень велик соблазн быть, как все. Ведь сегодня многие называют себя верующими и православными, что не мешает им делать аборты, изменять супругам и сожительствовать вне брака.

С прискорбием замечаю, что многие из тех, кто пришли в Церковь в постперестроечное время и были ревностными православными христианами, очень прониклись духом времени. Например, не так давно я беседовал с одним своим знакомым (он регулярно ходит в храм и причащается) о семейной жизни. И вот этот человек совершенно серьезно утверждал, что это вполне нормально, когда мужчина и женщина сожительствуют до брака, потому что так они могут лучше узнать друг друга! Участились супружеские измены и разводы даже в православных семьях. Все это очень печально. Какие мы после этого православные, если потворствуем духу века сего лукавого, заражаемся им, как поется в известной песне: «прогибаемся под изменчивый мир»? Мы, наоборот, должны вести за собой людей, своей жизнью проповедовать истину, показывать, что православные семьи крепки своими традициями, завещанными нам от святых отцов и наших предков. Вот тогда мир «прогнется под нас».

Добрый день, дорогие наши посетители!

Обсуждение: 6 комментариев

    Здравствуйте Батюшка,а нужно ли на исповеди,за невоздержания в пост,каяться если моя супруга (мы венчаны,есть духовное общение со священником духовником нашего прихода и братства он нас венчал,но я стесняюсь задавать такой вопрос дабы не смутить,не нарушить возможно его духовного состояния)Не поститься и не готова пока долгое время без интимной близости и я ы что бы был мир в семье уступаю…И в связи с этим хочу спросить нужно ли мне каяться на исповеди каждый раз если интимные отношения повторяются вменяется ли это мне и моей жене в Грех???Cпаси Господи Отче за ответ.Р.Б Евгений.

    Ответить

    1. Здравствуйте, Евгений!
      Да, надо об этом говорить на исповеди в каждый раз, так как это хоть и маленький, но грех, и духовник Ваш должен знать Ваши слабости, чтобы молиться за Вас, помочь Вам и дать Вам хороший и правильный совет. Духовник Ваш не нарушит своего духовного состояния, а Вашему духовному состоянию будет на пользу. Когда Вы на исповеди, скажите со смирением и покаянием, что приходится Вам нарушать пост, то со временем Господь поможет Вам обоюдно воздерживаться, это проверено на опыте.
      Мир Вам и Божие благословение!

      Ответить

    Здравствуйте! Очень много где написано (не в церковной литературе), что воздержание в супружеской жизни ведёт к нарушению здоровья в известной области тела. Якобы скапливаются инфекции, застой и т.д. и т.п.
    У меня в этой известной области тела появились некоторые проблемы. Не из-за воздержания!!! Возраст наверное и сидячая работа. У врача был, лечение ведётся.
    После близости с женой как бы и полегче становится. (По понятным причинам в детали не вдаюсь).
    Сейчас идёт Рождественский пост. Я в глубоком раздумье: У врача спросить про пост? Думаю он меня не понял бы, да мне это и в голову тогда не пришло. Не записываться же на приём ради этого вопроса. У священника спросить? Можно конечно, но находясь в храме решимость пропадает, мне кажется что это мелочь недостойная внимания, вопрос личный и т.д.
    Понимаю, что сейчас очень много пишут про вредность поста. Некоторые известные деятели рисуют в красках всю ненужность поста. Допускаю, что про скопление инфекции, про застой крови это тоже всё может оказаться неправдой. Но мне ведь легче после близости с женой!!!
    Извините, что так много тут написал. Возможно вопрос неудобный. Но он беспокоит меня и считаю, что спросить всё же надо.
    Заранее благодарен за ответ!!!

    Ответить

    1. Добрый вечер, Роман!
      Действительно, медицина буквально настаивает на мысли, что воздержание в супружеских отношениях вредно сказывается на здоровье человека. Также медицина настаивает на вредности поста в целом. То есть, считает ограничение в молочных продуктах, в яйцах и полезной курице — недопустимым. Иначе, организм не получит нужные белки и калории.
      Но вот если мы с вами заглянем в книгу «Жития святых», то увидим удивительные для медицины факты: многие святые отцы, которые постились до одного кусочка хлеба и полстакана воды в день, совершенно не болели и жили до 90-100 лет!..
      То же касается и воздержания в супружеской жизни, которое является в посты и постные дни обязательным для каждого христианина.
      Духовная суть вашей проблемы в том, что ваша душа слаба, и, как следствие, слабое и тело. Вы должны усилить молитву, воцерковить свою жизнь, (об этом можете прочитать статью на нашем сайте «

Вопрос о том, допустимы ли близкие супружеские отношения в дни православных постов, беспокоит многие семейные пары. Расходятся мнения и у батюшек - одни из них придерживаются строгой аскетической позиции и запрещают телесное общение, в то время как другие говорят о более свободном отношении к этому вопросу. Как же правильно выстроить супружеские отношения в пост?

Что Библия и святые отцы говорят о воздержании

Святое Писание дает ответы на любые вопросы, относительно жизни человека. Телесное проявление любви между мужем и женой не является исключением. Библия словами апостола Павла говорит следующее:

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. (1-е послание к Коринфянам)

Это основной библейский текст, который характеризует отношение христианской веры к вопросу ограничения телесных удовольствий. Богословы и опытные священники трактуют его так - хорошо мужу и жене иногда, на период, который Церковь отвела для поста, воздерживаться от интимных отношений. Однако такой подвиг должен быть исключительно обоюдным, по согласованию с обоими супругами.

Библия советует воздерживаться от близости во время поста

Многие новоначальные христиане, которые только вкусили радость православной веры, очень рьяно и строго начинают соблюдать все посты и церковные предписания. Хорошо, если пара пришла к Господу одновременно, и ни муж, ни жена, не чувствуют какого-либо ущемления.

Молитвы о семье:

Кроме слов апостола Павла, можно взять на вооружение 4 правило святого Дионисия Александрийского, которое говорит, что супруги должны быть сами себе судьями - т.е. они могут самостоятельно решать вопрос, когда и сколько им воздерживаться. И подходящая мера для одной пары может совершенно не удовлетворять другую.

Святой отец нашей Церкви Иоанн Златоуст поясняет так этот момент: излишне ревностное воздержание может спровоцировать ситуацию, когда один из пары будет испытывать сильные искушения. И если пара вовремя не опомнится и не выстроит правильный ритм интимной жизни - не избежать измен. А измена - беда намного большая, чем нарушение поста.

Об опасностях подвига не по силам

Когда христиане только начинают свой путь к Богу (таких людей называют неофитами), многие из них впадают в крайности. Любые церковные правила, каноны, да и просто традиции воспринимаются ими как незыблемая истина, требующая точнейшего и строжайшего выполнения. Таких людей легко распознать по крайней категоричности, с которой они рассуждают о христианстве.

Важно! Не нужно забывать, что фанатизм также далеко отстоит от веры Христовой, как и полное неверие в Бога.

Кто распял Иисуса Христа? Фарисеи и книжники , которые очень точно знали и педантично исполняли все вероучительные предписания. И именно эта зацикленность на форме, а не на духовном наполнении, не позволила им разглядеть пришедшего в мир Спасителя.

Также и в семье - чрезмерное рвение одного из пары к аскезе и духовным подвигам может значительно навредить семье, особенно когда речь идет о молодых еще людях. Чаще всего в такие крайности впадают женщины, строго объявляя мужу, что на время поста он должен забыть о телесных отношениях.

На первом месте в иерархии семейных ценностей должна быть любовь

Если супруг не отличается глубокой верой и сам не стремится соблюдать пост, он может дойти до большого греха из-за чрезмерной строгости жены. В таком случае, измена мужа будет также лежать на совести жены, которая ее спровоцировала.

Между тем, опытные священники говорят супругам, что они должны «топить» телесные страсти друг в друге. Живя обычной мирской жизнью, да еще и в современном мире, невозможно избежать искушений противоположным полом. И задача человека заключается в правильной реакции на искушение. Мудрые супруги при малейшем намеке на появление страсти бегут друг к другу и гасят зарождение этой страсти друг в друге.

Что же случится, если в такой ситуации один из супругов заявит, что у него строгий пост? Другому придется бороться со своим искушением в одиночестве. Хорошо, если у человека хватит духовных сил его преодолеть, но такое случается не всегда. Кроме того, если второй супруг и так не сильно верующий, радикальная позиция половинки еще дальше отодвинет его от православия.

Вступая в брак, муж и жена больше не принадлежат сами себе, но друг другу. Поэтому на первом месте в иерархии семейных ценностей должна быть любовь. Когда же один из супругов, пусть даже под самым благовидным и «духовным» предлогом, перестает считаться со взглядами и потребностями другого - это не любовь, а эгоизм. И православным такой подход назвать никак нельзя.

О семье:Таинстве Венчания , поэтому телесные отношения в браке никак не могут считаться нечистыми. Излишне ревностные христиане, которые утверждают, что верующим больше пристало жить как брату с сестрой, совершают большой грех и вводят новоначальных христиан в излишние искушения и заблуждения.

Конечно, очень богоугодно поступают те благочестивые пары, которые со временем приходят в достаточную силу веры, позволяющую им брать на себя телесные подвиги без ущерба для отношений. Но такое делание возможно только лишь спустя годы супружеской жизни, когда муж и жена уже выстроили настоящие глубокие отношения любви и доверия. Это долгий путь, порою длиной во всю человеческую жизнь. Это идеал, к которому можно стремиться, но который нельзя постичь одним махом.

Видео о супружеской близости во время поста (о воздержании)

НУЖНО ЛИ СУПРУГАМ ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ В ПОСТ?
Опрошенные священнослужители
рассказали о правильном подходе к супружескому воздержанию…


На днях руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата иеромонах Димитрий (Першин) заявил в интервью "Интерфакс-Религия", что в церковном праве нет канонов, которые бы предписывали семейным парам воздержание в близости в период постов. "Все церковные каноны, каким-то образом касающиеся этой темы, говорят о том, что воздержание в браке обязательно только в ночь перед литургией и таинством крещения", - отметил тогда священник.

В связи с этим заявлением отца Димитрия приводим мнения авторитетных православных священнослужителей с просьбой прокомментировать высказанное мнение и пояснить, является ли супружеское воздержание во время постов обязательным.

"С точки зрения Православной Церкви супружеское воздержание во время Великого поста является обязательным. Вопрос о блуде как последствии супружеского воздержания даже не стоит. Всякие послабления - это дело совести, пастырской практики, духовничества. Учение Церкви таково, что постом все члены Церкви становятся монахами", - отметил известный московский пастырь, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами России протоиерей Димитрий Смирнов .

По мнению настоятеля храма св. апостолов Петра и Павла в Шувалово, ректора некоммерческого Института русской культуры протоиерея Николая Головкина , "супружеское воздержание во время поста обязательно, если муж и жена оба согласились на это". "Взаимное согласие в данном случае необходимо. Но бывают ситуация, когда, например, у верующей жены неверующий муж протестует против такого рода воздержания, то в такой ситуация жена должна уступать мужу во избежание блуда с его стороны. Потому что бывает, что когда один из супругов отказывается от супружеских отношений, а другой не желает воздерживаться, возникают соблазны иного характера. Например, человек может впадать в блуд даже не на физическом уровне, а в греховных помыслах. А ведь Господь говорит, что "всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Матф.5:27-28) . Поэтому если кто-то из супругов настаивает на близких отношениях, то не стоит ему резко отказывать, чтобы не подтолкнуть его к другим, еще более тяжким грехам. Так что воздержание супругов в пост необходимо, но оно должно осуществляться по обоюдному согласию", - сказал отец Николай.

Со своей стороны, руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.C.Хомякова известный миссионер протоиерей Олег Стеняев отметил, что "по этому вопросу не может быть двух точек зрения, ибо Священное Писание нам говорит: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве" (1 Кор.7:4-5) . Таким образом, воздержание в супружеской жизни на время поста нужно, но оно должно достигаться путем взаимного согласия. Если же один из супругов не может воздерживаться, то тогда действует библейский принцип: "Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена" (1 Кор. 7:4) . Потому что через воздержание одного из супругов может впасть в грех другой. Апостол Павел об этом пишет как раз в связи с постом и упражнением в молитве. Это библейский принцип", - подчеркнул отец Олег.


Руководитель Епархиального амбулаторно-консультационного центра "Воскресение", кандидат педагогических наук, член Союза писателей России иерей Алексий Мороз отметил, что "по канонам супружеское воздержание во время поста обязательно". "В это время мы воздерживаемся от скоромной пищи и от всякого рода телесных удовольствий и всяческих развлечений, и, естественно, как от одного из видов удовольствия мы воздерживаемся и от внешних супружеских отношений. Это есть общий закон, к исполнению которого все должны стремиться. Но бывают разные ситуации, например, если верующая жена будет отказывать неверующему мужу в супружеских отношениях, то это может подвигнуть его к измене. В такой ситуации верующая жена из двух зол должна выбрать меньшее и уступить мужу. Но уступить в этом своему неверующему мужу она должна не по похоти плоти, а для того, чтобы избежать греха. То же самое может произойти, если верующий муж в отношении своей неверующей супруги будет жестко придерживаться поста. Но мы должны стремиться правильно вести себя, стараться жить по Типикону, в то же время понимая, что иногда возникают случаи, когда лучше нарушить закон поста, чтобы избежать большего греха".

Что же касается супружеских пар, в которых оба супруга считают себя православными людьми, то сказал отец Алексий, им надо стараться воздерживаться весь Великий пост. "Впрочем, если они тоже ощущают, что возникли сильнейшие искушения, которые им невозможно перенести, если их одолевают блудные помыслы и смотрение на сторону, то лучше им иметь отношения между собою. Каждый человек должен действовать исходя из своих сил. Но при этом, конечно же, ни в коем случае нельзя распускаться и говорить себе: "ну ничего страшного, это можно". Нет, нельзя! Но во избежание большего греха можно пойти на нарушение, понимая, что это будет являться нарушением поста, что за это нужно принести покаяние. Надо стараться соблюдать пост, как положено, и тогда Господь, видя нашу немощь, будет нас укреплять в дальнейшей нашей жизни. И тогда супруги смогут весь Великий пост проводить со всей строгостью", - уверен иерей Алексий Мороз.

В свою очередь, благочинный Приозерского округа, руководитель отдела Санкт-Петербургской епархии по противодействию наркомании и алкоголизму протоиерей Сергий Бельков также напомнил, что "Апостол Павел учит нас, удаляться от супруги или супруга во время поста по обоюдному согласию ради упражнения в молитве". "Но бывают пары, в которых жена неверующая или маловерующая, а муж верующий, и наоборот. Бывает даже, когда оба ходят в храм, но кому-то из супругов такое воздержание пока не по силам, и отказ в близости со стороны супруга может подтолкнуть к измене или рукоблудию, поэтому, безусловно, в таком случае меньшим злом будет частичное неисполнение супружеского воздержания. Таково православное учение. Жесткий ригоризм в данном случае неуместен", - считает отец Сергий.