НЕжизнь

Особенности обучения письму леворуких детей. Леворукий ребенок в начальной школе

Особенности обучения леворуких детей письму.

По словам М.М.Безруких, подготовка к письму – это особая система пошаговых занятий. Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Безусловно, можно помочь детям избежать серьезных трудностей при обучению письму.

Целесообразно выделить основные требования к письму в подготовительный период – то, чему должен научиться ребенок:

  1. Научиться правильно сидеть (правильная поза, положение тетради или листа);
  2. Научиться правильно держать ручку;
  3. Четко дифференцировать строку (верхняя, нижняя, средняя линии), уметь писать печатные буквы в строке;
  4. Уметь выделять 2/3 над верхней строкой и 2/3 под нижней строкой для написания букв, элементы которых выходят за пределы строки;
  5. Уметь выполнять (писать) основные элементы букв:
  1. Вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые (вправо и влево);
  2. Овалы;
  3. Линии с закруглением внизу и вверху;
  1. Уметь хорошо различать и писать вертикальные (правые и левые) элементы;
  2. Уметь выполнять связные ритмические движения (количество движений в цикле ребенок выбирает сам, темп работы не задается, малыш также выбирает его сам);
  3. Уметь копировать сложные сочетания извилистых линий, например, простейшие иероглифы;
  4. Уметь скопировать простейшую фразу из нескольких слов, написанную письменными буквами;
  5. Уметь различать буквы, написанные курсивом.

В обыденной жизни следует предоставить ребенку самому решать, какой рукой он будет выполнять привычные действия. При обучении письму, опираясь на то, что ребенку удобно, можно предложить осваивать действия сначала удобной рукой, а потом, при желании, - попробовать другой, как в процессе игры. Затем ребенок сам выбирает способ выполнения действия, а взрослый наблюдает за обязательной тренировкой этого действия и его качественным исполнением (которое у разных детей достигается с разной, только им присущей скоростью).

С этой позиции задача взрослого – совместно с ребенком заново осваивать мир, возможно посредством несколько измененного варианта действий. В данном случае можно говорить о том, что рутинное мероприятие – передача знаний с помощью известного стереотипа – превращается в удивительный процесс приспособления к иному видению окружающего, иному ощущению. Этот процесс взаимного обогащения: ребенок получает опыт взрослого, еще недоступный ему самому, а взрослый вновь смотрит на мир взглядом ребенка.

Таким образом, задача педагога заключается в том, чтобы, максимально проявляя свои индивидуальные качества, ребенок не ограничивал ими ни права, ни возможности проявления уникальных качеств других детей и взрослых. Педагог изучает особенности ребенка и далее направляет свои усилия на то, чтобы максимально раскрыть возможности ребенка, использовать те преимущества, которыми он обладает, и нейтрализовать его слабости. С этой позиции стоит поощрять леворукого ребенка относиться к письму как к рисованию. Пусть он срисовывает слова удобным способом, достигая максимальной точности. Возможно позволять ему писать медленнее, но аккуратнее, чуть дольше, чем другим детям. При этом с ребенка не снимается ответственность за качество письма, умение правильно и грамотно писать, добиваться этого путем упражнений.

Сложности возникают не просто у леворуких или праворуких, а у тех детей, у которых контроль за движением руки находится в другом полушарии, чем контроль за зрением и слухом. В силу мозаичности расположения различных центров и особенностей раннего развития у большинства детей нет равенства между каналами восприятия. Это означает, что кому-то из них проще воспринимать зрительную информацию, кому-то – слуховую, а кому-то – тактильную.

Отличниками в школе обычно становятся дети с правым типом профиля и ведущим зрительным каналом. Именно на них рассчитана школьная программа. Более того, читая книги, они запоминают образ слов, а затем на контрольных лишь сверяют этот образ с тем, что пишут. Они могут не учить правила, но писать грамотно. Чтение повышает их грамотность.

На «четверки» и «пятерки» учатся дети, у которых ведущий канал – слуховой. Даже когда они вертятся, их уши воспринимают объяснение. Им можно не учить устные дисциплины, но им не дается русский язык. Они пишут не то, что написано в учебнике, и даже не то, что написано на доске. Они пишут лишь то, что повторяют сами в процессе внутренней речи. А это означает, что они невнимательно смотрят в текст. Произносят его каким-то только им ведомым способом, а затем именно это воспроизводят. Особенно много ошибок у тех детей, которые при чтении пропускают буквы, «проглатывая их», т.к. затем именно их они и не напишут.

И наконец, двоечники и троечники – это дети с левым или смешанным типом профиля, у которых ведущим является тактильный, или осязательный канал. Для того, чтобы что-то понять, им нужно обязательно пощупать и попробовать. Если этим детям удастся пройти сквозь школьную программу, которая вообще не учитывает эту группу детей, то они смогут стать великими физиками и химиками. Эти науки возникали и до сих пор существуют в значительной мере как практические. Чтобы этим детям научиться писать, им безполезно учить правила: они должны писать, писать и писать, пока их рука не научится автоматически делать это правильно.

Учителю, обучая детей письму, не стоит усиливать достоинства и недостатки каждой группы. Можно развивать все каналы у всех детей, обучая их видеть, слышать, чувствовать. Для этого с самого начала необходимо предлагать детям следующую последовательность списывания текстов из учебника. Сначала по слогам нужно прочесть предложение так, чтобы запомнить его наизусть (тренировка зрительного и слухового каналов). Затем записать его, не глядя в учебник (тренировка зрительного и тактильного каналов). Затем проверить правильность, сверяя с тем, что написано в учебнике (проверка зрительного канала). Подобная тренировка приведет к тому, что все дети будут развивать слабые стороны. Задача учителя в данном случае – не подгонять детей, а учить с возможной для каждого скоростью, возможно делая акцент на одном из этапов освоения грамотного письма.

Письмо – это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге (или других материалах) путем начертания графических символов (графем), соответствующих элементам устной речи.

Русское письмо – звукобуквенное. Как правило, принципы обучения письму определяются системой самого письма, а т.к. система русского письма звукобуквенная, то и основной принцип обучения – звуковой, вернее фонематический, а основной единицей обучения является обучение написанию графических элементов (букв). Письмо – одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения.

Письмо имеет сложнейшую психофиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, звукобуквенный анализ и т.п.).

Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков.

Графический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создаёт комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый подчерк, медленный темп. В тоже время переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.

На начальном этапе обучения письму дети должны усвоить понятие о буквах – графических знаках (печатных, письменных, заглавных и строчных), научиться правильно, четко и достаточно быстро писать все графические элементы, сохраняя правильную позу, правильное движение руки, правильную траекторию движений и т.п. Одновременно необходимо правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать и соотносить их с буквами, поскольку параллельно с графическим идет формирование орфографического навыка. Чисто техническое выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей шести-, семилетнего возраста слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, а также низка выносливость статических нагрузок (непременной составляющей письма). Кроме того, у многих детей не сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной памяти, зрительно-моторной координации и звукобуквенного анализа, что создает дополнительные трудности.

М.М. Безруких в формировании навыка выделяет три основных этапа:

  1. Первый этап – аналитический, основными компонентами которого являются вычленение отдельных элементов действия и овладение ими, уяснение цели, зрительно-двигательного образа, выделение основных критериев контроля выполнения движения.
  2. Второй этап условно назван синтетическим. Этот этап соединения отдельных элементов в целостное действие.
  3. Третий этап – автоматизация навыка. Это этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерными чертами автоматизации навыка являются быстрота, плавность, легкость. Очень важно знать, что быстрота не должна быть навязанной, она должна стать естественным результатом совершенствования движений. Плавность (связность) также должна возникать как естественный результат формирования навыка.

В тех случаях, когда выполнение движений по какой-либо причине затруднено (например, у детей с отклонениями в развитии моторных функций, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций и т.п.), продолжительность движения и паузы увеличивается, а как раз это и характерно для леворуких детей .

Сейчас на начальном этапе обучения письму задается очень быстрый темп работы, от ребенка требуется высокая скорость письма. В связи с этим нарушается естественный и необходимый механизм качественной реализации действия. Резкое сокращение времени паузы снижает качество анализа и оценки, осознание следующего действия; становится невозможной коррекция по ходу действия, и, естественно, нарушается качество собственно письма. При этом создается эффект нарушений моторики, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций в виде нарушений конфигураций, соотношения элементов, дополнительных штрихов, оптических ошибок и т.п.

В дальнейшем резкое увеличение скорости ведет к искажениям, перестановкам, пропускам букв, характерным уже для нарушений слухо-лингвистических функций. На самом же деле это также связано с резким сокращением паузы, необходимой для звукобуквенного анализа (кстати, в этом и состоит отрицательный эффект безотрывного письма, не позволяющего ребенку отвлечь внимание от собственно написания на звукобуквенный анализ) .

Таким образом, учитывая особенности формирования движений на письме, целесообразно обучение начинать не с целых букв, а с объяснения того, что каждая буква состоит из элементов и фактически можно «сконструировать», собрать любую букву из этих элементов. При этом важно, чтобы один и тот же элемент всегда выполнялся одинаково.

Е.И. Николаева считает, что такой поэлементный анализ, на который стоит потратить дополнительное время, позволяет ребенку творчески, осознанно подойти к конструированию буквы сначала на примере печатного, а потом уже письменного начертания. Можно использовать специальное лото с элементами букв, в каждой клеточке которого – часть буквы (буква может быть разделена на элементы не только по вертикали, но и по горизонтали). Способность понимать и различать элементы букв, соотношение частей, их расположение на строке, сочетание и последовательность – первый шаг в обучении.

Следующий шаг – объяснение того, как выполняется каждое движение при написании основных элементов в буквах.

Леворукий ребенок нуждается в специальной помощи на начальных этапах обучения:

  1. Нужно специально зафиксировать внимание на право- и левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо;
  2. Особое внимание следует уделить направлению письма слева направо;
  3. Необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движений при письме каждого элемента (буквы);
  4. Вместе с ребенком очень подробно разберите инструкцию;
  5. Несколько раз выполните движение в медленном темпе;
  6. Попросите ребенка «продиктовать» инструкцию педагогу, чтобы малыш еще раз осознал, что и как делать;
  7. Выполните все задания в медленном темпе.

Для леворуких детей правильная инструкция особенно важна, т.к. позволяет использовать вербальный компонент оценки и контроля деятельности.

По утверждению М.И. Лобзяковой ведущее значение имеет усиление элемента осознанности при обучении. Письмо обязательно должно и может быть сформировано только как самостоятельное сознательное действие. Необходимо усилить элемент осознанности в выполнении движений, научить (и учить этому специально) видеть строку, ее середину, чувствовать расстояние, мысленно выделять для каждой буквы ее «клеточку» и располагать в ней букву.

И еще один вывод нужно сделать, основываясь на особенностях первого этапа формирования навыка письма: нельзя форсировать темп, скорость письма, требовать от ребенка писать быстрее, чем он может. Исследования показали, что при инструкции «пиши быстрее» в течении всего первого года обучения скорость самого движения не увеличивалась, а лишь сокращалось время микропаузы, т.е. то время, которое необходимо для осознания движения, закрепления его и собственно формирования навыка. У семилетних детей время выполнения самого движения «убыстряется» лишь со второго полугодия, а значит, в течение всего букварного периода, всего первого этапа обучения при чрезмерной скорости также сокращается пауза между движениями. Ребенок не успевает закрепить правильный способ выполнения буквы, и в результате закрепляются «каракули». Переделать неверный графический навык очень трудно, а в большинстве случаев практически невозможно.


В чем заключаются особенности обучения письмо леворуких детей?

Статистика свидетельствует, что с каждым годом количество левшей на земном шаре увеличивается. По данным разных авторов, доля левшей составляет от 2 до 8 %. Почти в каждом классе начальной школы есть такие дети.

Современные ученые и учителя-практики разрабатывают методику обучения письму левшей с учетом их психофизиологических особенностей. В частности, методисты предлагают не учить таких детей письму до школы, поскольку в таком случае можно столкнуться с моментами, которые снижают уровень самооценки.

В первом классе, учитывая повышенную эмоциональность н большую впечатлительность этих учеников, следует проводить обучение письму в доброжелательной атмосфере, чутко относиться к проблемам левшей, отмечать их даже самые скромные успехи. Если во время выполнения графических упражнений гакие дети проявляют агрессивное упрямство, то лучше переключить их внимание на другой вид работы, например, дидактическую игру, а не требовать обязательного завершения письменного задания.

Требует особого внимания формироваюге у леворуких детей и технического навыка письма. Например, освещение во время письма должно быть с правой стороны. Тетрадь такие дети располагают на столе с наклоном вправо, под углом 25°. Держа ручку, левши должны разворачивать тыльную сторону ладони вверх-вправо, чтобы было видно написанное.

Напомним, что насильное переучивание леворуких детей писать правой рукой приводит к повышению у детей раздражения, несдержанности, ухудшению сна, в отдельных случаях даже наблюдается заикание. В письме левши, которые проходят «переквалификацию», никогда не достигают совершенства, как во время письма доминирующей левой рукой.

Учитель должен быть уверенным в том, что ребенок леворукий. Если ученик действует одинаково обеими руками, то лучше направить его на письмо правой рукой.

Особого внимания требует формирование у детей-левшей технического навыка письма. Например, в классе эти дети должны сидеть ближе к окну, чтобы от руки на тетрадь падала более светлая тень. Если за партой сидят двое детей, то локоть руки, которой пишет левша, должен располагаться на краю стола, а не посередине. Так ученики не будут мешать друг другу писать. При наличии нескольких леворуких детей в классе желательно сажать их парами.

За партой леворукие дети сидят так же, как и праворукие, т. е. ровно, не касаясь ее грудью, держа голову прямо. Руки также располагаются одинаково с правшами: локти немного свисают с парты, только левая рука свободно двигается в строке, а правая придерживает тетрадь.

Школьники, пишущие левой рукой, держат ручку, как и праворукие, тремя пальцами. Однако для удобного контролирования процесса письма в строке тетради кисть руки ученики могут класть на страницу двумя способами.

Первый способ. Кисть с ручкой располагается под строкой, в которой ученик пишет. Опорой при этом служат ногтевая фаланга мизинца и основа ладони. Это самое удобное положение руки. Ручка в этом положении держится на расстоянии 2,5-3 см от шарика (конца пера), тогда как у праворуких детей это расстояние составляет 2-2,5 см (на ширину пальца)

Тетрадь при этом ложится наклонно вправо. Ее правый нижний угол направлен на середину груди. Во время письма ребенок направляет основные элементы букв вертикально к нижнему краю парты. Поэтому изображение букв будет наклонным слегка влево. Это естественный наклон для такого способа письма.

При написании вторым способом кисть с ручкой находится над строкой и разворачивается тыльной стороной ладони вправо, чтобы лучше было видно написанное. Опора кисти приходится преимущественно на первые-вторые фаланги (с ногтевой стороны) мизинца и безымянного пальца. Конец ручки без шарика смотрит не в левое плечо, а поворачивается в сторону верхней части тетради.

Тетрадь при этом располагается под углом, близким к праворукому письму, т. е. наклонно влево. Наклон самого письма осуществляется вправо. При этом способе ученик видит образец и то, что пишет.

У левшей чаще встречаются нарушения моторного развития, координации движений руки, кисти, пальцев рук, а также недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации. Это приводит к возникновению трудностей в проце cce формирования графического навыка школьников. Так, первоклассники-левши плохо воспринимают и запоминают буквы сложных конфигураций, не представляют зрительный образ букв в целом. Это приводит к нарушению соотношения элементов, «зеркального» написания букв. Ребенок путает похожие по изображению буквы, пишет лишние элементы или не дописывает их. Леворукие ученики имеют неустойчивый почерк: неровные штрихи, большие, растянутые буквы разного наклона. У таких детей очень медленный темп письма.

Во время обучения письму леворуких первоклассников важно постоянно подкреплять правильное выполнение каждого графического задания похвалой и, наоборот, не акцентировать внимание на неправильном написании. В этом случае у ребенка будет больше стимулов для достижения результатов.

Формирование навыка письма с учетом указанных особенностей развития леворуких учащихся даст возможность предотвратить возникновение у них трудностей и развития дисграфии на дальнейших этапах обучения.

Обучение леворуких детей письму.

Методом проб и ошибок, кропотливых поисков в научных публикациях и собственных инноваций постепенно выработался подход к обучению леворуких детей письму.

Самый главный - педагогический вопрос обучения леворуких детей письму.

Что всегда следует иметь в виду взрослому, обучающему левшу?

1. Медлительность леворуких детей, с характерным застреванием в начале любого вида деятельности, что не должно стать предметом упреков. Ни в коем случае левшу нельзя торопить, в суете он или наделает массу ошибок, или остановится совсем. А в ситуации стресса подобный ребенок часто впадает в такую панику, что об успешном завершении работы мечтать не приходится. Поэтому ему нельзя сердито угрожать "попробуй только не напиши", вредно напоминать перед работой о прошлой неудаче. В работе с леворукими детьми нужно терпение, чувство юмора, стремление понять и настроиться на другого, желание постоянно думать и искать путь к победе.

2. Необходимость создания спокойной доброжелательной атмосферы во время занятия, призванной успокоить в большинстве своем эмоционально неустойчивых и тревожных малышей, глубоко переживающих свои неудачи и промахи. Такая обстановка увеличит шансы на успех.

3. Следует учитывать в очередной раз повторяемую причину левшества - иную, отличную от правшей, организацию деятельности полушарий головного мозга, которая находит отражение в любой деятельности леворуких детей. Леворукие дети ведут себя иначе, пытаясь всеми силами добиться ясности в интересующем их вопросе, иногда игнорируя тактичность и перебивая собеседника, невзирая на возраст. Поэтому леворукий ребенок редко бывает любим учителем. Его непреодолимое стремление уточнять и некоторое занудство вызывают протест преподавателя, если взрослый не объяснит себе причину описанного поведения особенностями протекания психической деятельности ребенка. Ведь далеко не всегда он так непонятлив. Очевидно, именно в данном вопросе сказывается несформированность первичного фактора, такого как, например, пространственные представления, а поскольку опора отсутствует, то ребенок вынужден выстраивать логические цепочки, подводящие его к верному решению. Причем чаще всего леворукие дети не ограничиваются верным результатом, а в ходе своих многочисленных уточнений усваивают полученные знания, дабы воспользоваться ими при удобном случае вновь. Поэтому значительно полезнее для взрослого вдуматься в суть уточняемого и объяснить наилучшим образом.

4. Наличие в той или иной степени путаницы в пространственных представлениях леворуких детей с вытекающей отсюда необходимостью искать арифметическую ошибку, по крайней мере, на первых порах обучения, в первую очередь именно в них, хотя допускаются, конечно, и самые "обыкновенные" ученические промахи.

5. Необходимость использования пошаговой подачи материала не с точки зрения крошечной дозировки с последующей немедленной отработкой, а с выделением необходимых этапов в процессе усвоения любого алгоритма, с помощью которых можно описать практически каждое из получаемых в начальной школе умений, так как это облегчает выстраивание леворукими детьми логической цепочки по овладению данным материалом и созданию целостной картины усвоенного. Отсюда и недопустимость пропуска любого из этапов в процессе объяснения.

6. Фактически необходимость использования в работе творческих заданий, с одной стороны, обеспечивающих интеллектуальное развитие и поддерживающих как интерес, так и стремление к победе любознательных по своей сути леворуких детей, а с другой - показывающих, что не все так просто, как может показаться на первый взгляд, и не все может быть сведено к алгоритму и овладению определенным типом задач.

7. Нужно поддерживать постоянную обратную связь с леворуким ребенком. Левша не может что-то изучать, не понимая. Он усваивает материал строго по этапам, и пропуск или недопонимание чего-то приводит к потере нити рассуждения. Дав строгий алгоритм и научив им пользоваться, вы победите бессилие ребенка, но, не разобрав допускаемых им ошибок или не устранив внезапно возникающей заминки, вы лишите его уверенности.

Леворукий ребенок со своими индивидуальными особенностями трудно приспосабливатся к такому сложному и строгому миру школы.

1.необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;

2.не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;

4.любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;

5.желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;

6.необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;

7.никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

Для правильной позы при письме необходимо:

    сидеть прямо;

    опираться спиной на спинку стула;

    не касаться грудью стола;

    ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;

    туловище, голову, плечи держать ровно;

    обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.

Положение тетради

Тетрадь лежит с наклоном вправо так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к середине его груди. По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы попрежнему направлен к середине груди ребенка.

Леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не может сразу определить сторону, с которой нужно начинать писать, путает направление. В таких случаях левую сторону листа следует маркировать цветным карандашом.

Левая рука ребенка при письме производит движение, симметричные движениям правой руки, т.е. движения при письме справа налево. Для предупреждения ошибок специалистами предлагаются следующие подготовительные упражнения.

Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку:

1. Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

2. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.

Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно. Занимаясь с леворуким малышом, не стоит забывать о работе по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук.

Предупреждение ошибок в написании близких по форме букв.

Наблюдение за письмом леворуких детей, анализ их рабочих тетрадей показывает, что самыми распространенными являются ошибки, в которых дети путают близкие по форме буквы и затрудняются в их расположении. Чтобы правильно организовать работу по предупреждению ошибок такого рода, следует рассмотреть эти буквы.

Первая группа – Е, З, С, Э, к, н, г.при написании этих букв часто возникают ошибки зеркального письма. Чтобы предупредить зеркальное изображение, необходимо включить в предварительную работу зрительный анализ буквы (куда смотрит буква, откуда берет начало, из каких элементов состоит), конструирование буквы из её элементов. Это лучше делать в специальных альбомах с письменными буквами и их элементами, где в каждой букве начало обозначено стрелкой красного цвета, а траектория движения – стрелками черного цвета. При письме данных букв желательно начало каждой буквы обозначить красным цветом.

2 группа – верхняя часть соответствует нижней части другой: т, ш. п. и, в, д. следует проводить их зрительное сопоставление, а также накладывание буквы на другую. При письме в тетради следует ввести для них специальные указатели и опорные точки. После написания букв необходимо сравнить их с образцом путем сопоставления и накладывания образца, написанного учителем на прозрачной бумаге.

Буква О не имеет ориентации в пространстве. При письме овалов особенно необходимы опоры и указатели, которые показывали бы начало и направление движения.

Встречаются ошибки, которые вызываются забыванием редко встречающихся форм букв: Ч,ч,Х,х,ф,ф. для более прочного запоминания их конфигурации следует ввести образное изображение этих букв. Например, букву Х можно увидеть в шагающем человечке, Ч – в носике чайника, Ф – в очках…

Список литературы:

1. Безруких М. М. “Леворукий ребёнок” - М., 2001

2. Безруких М. М., Ефимова С. П. “Почему учиться трудно”.

3. Безруких М. М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации.М.: Вентана-Граф, 2001

4. Безруких М. Леворукий ребенок в школе и дома. - Екатеринбург, 1998.

5. Прописи Безруких М. М. “Леворукий ребёнок” (серия “ Готовимся к школе). - М., 2004. стр.18-48.

6. Петрова Н. “Если ребёнок плохо говорит” - М.- СПб., 2005, стр.84-90

7. Светлов Р. С. “Левши и правши” - Спб., 2004

8. Макарьев И. “Если ваш ребёнок-левша”. - М., 2001

9. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. - М., 1994.

10.Айрапетян В., Чуприков А. Как быть левшой? //Семья и школа. 1986. №11.

11. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. М., 1994.

12. Томас Й.Вейс Как помочь ребенку? М., 1992.

13. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.

14. Федосова Н.А. Обучение письму леворуких детей //Начальная школа. 2007. №12.

15. Возрастные особенности психического развития детей. Под ред. Дубровиной И.В., Лисиной М.И. М., 1982.

Сообщение

по МДК «Русский язык с методикой преподавания»

«Работа с леворукими детьми на уроке письма»

Астрахань,2015

Он не лютеранец и не протестанец, а русской веры.
- А зачем же он левой рукой крестится?
- Он - левша, и всё левой рукой делает.
Николай Семёнович Лесков. "Левша"

Левша - человек, предпочтительно пользующийся левой рукой вместо правой. Люди, являющиеся левшами, в основном, используют левую руку намного чаще, чем правую.

Левша преимущественно будет пользоваться левой рукой для личных нужд, приготовления еды и подобных дел. Рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево-(право-)рукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач.

На самом деле, левши и правши отличаются друг от друга не только тем, какой рукой они пишут и держат ложку. У леворуких гораздо сильнее выражены конкретно - образные качества. Они более впечатлительны, возбудимы, подвержены эмоциональным всплескам и резкой смене настроений. Именно поэтому среди людей искусства (актеров, композиторов, поэтов и художников) очень много леворуких. А вот точные науки, как правило, левшам даются с трудом.

Вообще, между полушариями мозга существует определенная специализация, свыше 90% функций контролируется перекрестно, как бы наоборот. Поэтому левша должны отличаться некоторыми особенностями. Написать "Алису в Зазеркалье" и придумать улыбку чеширского кота, которая остается, когда его и след простыл, мог только левша Льюис Кэрролл. Такое не каждому придет в голову.

В процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие головного мозга отвечает за конкретно - образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие). А левое полушарие отвечает за речевые функции, чтение, письмо, а так же математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называют доминантным или преобладающим.

В осуществлении движений телом участвуют оба полушария головного мозга. Левое полушарие управляет правой рукой и ногой. А правое, соответственно, левой рукой и ногой.

Следовательно, у правшей доминирует левое полушарие, а преобладающей является правая рука. Но иногда в процессе развития головного мозга происходят некоторые изменения, и доминирующую роль выполняет правое полушарие. В этом случае основной является левая рука.

СТАТИСТИКА.

Левши составляют 10-17% населения нашей планеты. Доподлинно известно следующее: среди детей праворуких родителей левши составляют примерно 2 %, если один родитель праворук - 17 %, у двух левшей - 46 %. В мире насчитывается примерно 9-11 % леворуких детей, но в нашей стране - почти 25 %. Объясняется этот факт одним прискорбным обстоятельством: редкая российская мама рожает без проблем. Патология в родах достигает 70 %.

Психологи отмечают следующие качества леворуких детей.

  • "Левши" часто отличаются от своих сверстников затянувшимся периодом упрямства.
  • Обычно - это художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Уже с трех лет они намного лучше, чем другие малыши, рисуют, лепят из глины, воска или пластилина.
  • У них нередки хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.
  • Часто они позже начинают говорить и иногда испытывают затруднения в произношении некоторых звуков.
  • Бывает, что им с трудом даются чтение, письмо и математика.
  • Ребенок-левша непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда - плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний.

Причины особенностей левшей и правшей кроются в том, что правое и левое полушария мозга человека ответственны за различные сферы психической деятельности. Это может быть представлено в следующем виде. (Рисунок 1).

ТЕСТЫ ДЛЯ ЛЕВШЕЙ.

Есть специальный тест, который позволяет среди новорожденных выявить левшей. Он называется "поза фехтовальщика", это когда правая рука прижата к туловищу, а левая вытянута вперед. Если в положении на спине младенец в течение первого месяца жизни, регулярно принимает эту позу, то значит он левша. Еще доминирующую руку у ребенка можно распознать по повороту головы в течение первых 3-5 дней жизни. Если лежа на спине, малыш непроизвольно наклоняет голову в правую сторону, то он правша, а если в левую - то левша.

Для определения преобладающей руки у ребёнка постарше, предложите ему выполнить задания и ответьте на вопросы.

  1. Попросите малыша расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?
  2. Обратите внимание на то, в какой руке он держит карандаш или ручку во время рисования.
  3. Дайте ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?
  4. Предложите посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?
  5. Понаблюдайте, какая рука у ребенка активнее, когда он мастерит цепочку из скрепок, или нанизывает пуговицы на толстую нитку.
  6. Пусть малыш вырежет ножницами рисунок из любой открытки (цветок, машину и т.п.). Ведущая - та рука, которой ребенок держит ножницы.
  7. Предложите малышу 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками. Попросите его открыть и закрыть пузырьки. Ведущая рука та, которая крутит крышку (или пузырек).

Если из этих заданий более шести ребенок выполнил левой рукой, то, скорее всего, он - леворукий.

Если по этим тестам вы не смогли определить ведущую руку ребёнка, попробуйте следующее упражнение. Возьмите стакан, положите в него мелкие пуговицы или бисерины и попросите ребенка ложкой доставать их по одной штуке. Эти действия очень сложны для детей, поэтому они обязательно возьмут ложку в ведущую руку.

Говорят, что Владимир Владимирович Путин - скрытый левша. Что он частенько кладет левую руку на правую. И еще - он очень эмоционален, поэтому его пламенные речи имеют такой успех у слушателей. (Рисунок 2).

Самые знаменитые ЛЕВШИ:

Николай Лесков (писатель, автор "Левши"), Владимир Даль (писатель, лексикограф, этнограф), Лев Толстой (писатель), Иван Павлов (физиолог), Сергей Прокофьев (композитор, пианист, дирижер), Сергей Рахманинов (композитор, пианист, дирижер), Василий Кандинский (живописец и график), Гарри Каспаров (шахматист). Александр Волков (теннисист), Виктор Сухоруков (актер), Пол Маккартни (музыкант), Джулия Робертс (актриса), Альберт Энштейн (ученый), Наполеон Бонапарт (император), Майя Плисецкая (балерина), Тина Канделаки (теле-радиоведущая), Леонардо да Винчи (гений), Бетховен (композитор), Моцарт (композитор), Чарли Чаплин (актер), Мэрилин Монро (актриса), Жанна д"Арк (революционерка) и многие другие.

Раньше в школах леворуких детей переучивали. Сегодня физиологи, психологи, педагоги едины во мнении: ни в коем случае этого делать нельзя! Насильственное переучивание левшей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы головного мозга, как правило, ведет к негативным последствиям. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым. Бывают нарушения сна, потеря аппетита, головные боли, жалобы на усталость в правой руке, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.

К наиболее часто встречающимся проявлением невротической симптоматики у переученных левшей можно отнести:

  • нарушение сна;
  • нарушение аппетита;
  • головные боли (боли в животе);
  • страхи;
  • энурез;
  • заикание;
  • тики; навязчивые движения;
  • повышенная возбудимость, раздражительность;
  • укачивание в транспорте:
  • повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам;
  • двигательное беспокойство, неусидчивость;
  • вялость, заторможенность.

К ЧЕМУ ПРИВОДИТ НАША НАСТОЙЧИВОСТЬ?

Переучивая ребенка-левшу держать в правой руке ложку, карандаш, мы тем самым перекладываем врожденные функции ведущего у левшей правого полушария на левое, в котором у них нет так называемой проекционной базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. Развивающаяся на базе слухового восприятия речь "не знает", в каком полушарии ей "осесть", ее все время "запихивают" в то полушарие головного мозга, которое должно реализовать не речевое, а музыкальное восприятие и воспроизведение.

Именно поэтому нередко взрослые левши, которых в раннем детстве жестоко переучивали, не умеют ориентироваться на местности, танцевать, не воспринимают мелодии (о таких людях говорят, что им медведь на ухо наступил). Дети неловки в движениях, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки и, как всякий лишенный свободы человек, подвержены неврозам: либо заторможены в развитии, либо чрезмерно возбуждены, упрямы, невнимательны.

Если у ребенка ведущий глаз левый, он не сразу может научиться ориентированию на листе бумаги. Зрение устроено так, что у левши глаз невольно падает на правую сторону книги и тетради. Поэтому он и читает слово с конца. Видит, что получается бессмыслица, и не решается произнести это вслух. Родители же или учитель не понимают, почему ребенок читает с паузами, торопят его, травмируют, тогда как малышу надо помочь.

Настойчивое переучивание левши с левой руки на правую может привести к недостаткам произношения, заиканию, трудностям в школьном обучении, второгодничеству, нелюбви к чтению чуть ли не на всю жизнь. А бывает и похуже - к негативизму, уходу из школы и из семьи, бродяжничеству. Речь таких ребятишек долгое время остается односложной, задерживаются навыки рисования, двигательная пластика. А виноваты в бедах ребенка его родители, стремящиеся сделать своего младенца таким, как все, то есть правшой.

Многие левши, переученные в детстве, всю жизнь пишут и держат ложку правой рукой. Зато все, чему их не обучали в детстве делать правой рукой, даже в зрелом возрасте делают левой. Правая рука нередко остается у них менее ловкой, менее приспособленной к труду.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СЕКРЕТЫ ОБУЧЕНИЯ МАЛЕНЬКИХ ЛЕВШЕЙ.

Необходимо использовать пошаговую подачу материала. Т.е. для обучения левшей идеально подходит разбивка всей системы действий на последовательные операции. Левша должен все воспринимать строго последовательно.

Поэтому при объяснении способа действия необходимо выделять этапы выполнения в их четкой последовательности, а порядок оформления заданий унифицировать, сделав его пригодным для любого вида работ.

У левшей протекание многих видов психической деятельности требует привлечения внешних осознанных приемов для овладения операциями, которые у правшей формируются независимо от усилий ребенка в процессе его роста. Поэтому начинать заниматься формированием отдельных звеньев пространственных представлений надо как можно раньше и уж не позднее 5-7 лет, а 9 лет - это тот возраст, когда происходит нарастание саморегуляции и активности внутримозговых связей, что приходится именно на период обучения в начальной школе.

Понятия "верха" и "низа" (пол - потолок) обычно бывают усвоены хорошо, чего не скажешь о терминах "следующий", "предыдущий". Следует учитывать тот факт, что у детей, стоящих лицом к классу, "право" соответствует понятию "лево" для сидящих за партами, что с трудом и медленно усваивается первоклассниками, особенно левшами.

Параллельно совершенствуется ориентация на листе бумаги, ведь если понятия "право" и "лево" остаются без изменения, то направления "верх" и "низ" оказываются на одной плоскости, но если поставить лист вертикально и отметить на нем внизу точку, а затем положить бумагу на парту, то ребенок убедится в том, что "низ" оказывается именно в этом месте. То есть "низ" - у живота, а "верх" - самый дальний. Это лучше объяснить, потому что у правши операция переноса "низа" на низ листа, где он без сомнения и рисует траву, происходит естественно, а для левши надо привлечь внешние средства, чтобы все стало понятным, иначе он еще долго будет в уме каждый раз производить операцию переноса.

Далее отрабатываются понятия верхнего правого угла, нижнего левого угла и т.д. Продуктивен для занятий с целым классом вариант, при котором лист бумаги заменяется поверхностью парты и ребенок работает в границах своего рабочего места. Ученики по команде учителя кладут на указанное место, например в верхний правый угол, ластик. В этом случае проследить за движениями бывает значительно проще.

Очень важным этапом освоения левшой тетрадного листа является верный отсчет клеточек во всех направлениях. Дело в том, что попытки их подстраховать часто заканчиваются провалом, так как ребенок попросту не замечает точки-подсказки! Поэтому команду "отступить вниз три клеточки" хорошо подкрепить движением руки вниз.

Затем подходит очередь графических диктантов. Желательно, чтобы по окончании диктовки в тетради при верном выполнении получался какой-то узнаваемый силуэт.

В современных пособиях встречается много заданий на подбор пары данной фигурке из нескольких приведенных ниже вариантов, среди которых присутствует и зеркальное изображение. Полезно копировать образец, начав с простых фигур и постепенно их усложняя, но по-прежнему при предварительном анализе выделяя отдельные части и спланировав порядок работы.

Дисграфические ошибки на письме леворуких детей и как их предотвратить:

Выраженные нарушения почерка,

Неправильное начертание букв (оптические ошибки: п-т, л-м, н-к, х-ж и др.), - искажение соотношения частей, зеркальное письмо.

  • Предлагайте ему как можно больше шнуровать , завязывать и развязывать узелки. Левой рукой, конечно. Пусть выкладывает мозаику, собирает пазлы.
  • Полезно собирать-разбирать модельки из "Лего", раскручивать-закручивать мелкие детали конструкторов.
  • Раскладывать
  • карточки, сдавать карты - тоже хорошая тренировка.
  • Вашими помощниками в занятиях с ребенком могут стать обычные трафареты с изображениями животных, птиц, фруктов, овощей и т.п. Для детей более старшего возраста будут полезны трафареты для написания букв и цифр. Эти занятия уже будут нацелены не только на развитие мелкой моторики рук, но и на профилактику ошибок в написании.
  • Очень хороших результатов помогает добиться штрихование .

Штриховать можно самостоятельно нарисованные геометрические фигуры, картинки в книжках-расскрасках, мультяшных героев.

  • Очень важно, чтобы ребенок имел представление о правильном образе букв и цифр . Написать среди "правильных" букв неправильные или сделать на компьютере "тренировочный" лист с ошибочно написанными буквами и цифрами.
  • Предложите ребенку самостоятельно дориовасть отсутствующие элементы у букв, написание которых может вызвать сложности.

Ориентируясь на то, что образное мышление левши более развито, можно предложить ему найти ассоциации для каждой из "сложных" букв, тогда их ребенок запомнит гораздо быстрее. Например Буква Ч похожа на чайник с носиком.

  • Можно предложить ребенку конструировать буквы из палочек разной длинны, спичек, зубочисток.
  • Очень хорошее упражнение - обводить предметов по контуру .
  • Еще один вид упражнений, который направлен не только на подготовку к освоению навыков письма, но и на тренировку внимания и памяти, это срисовывание.

(для начала можно использовать простые геометрические рисунки как образец, постепенно усложняя, используя наборы букв и цифр, а так же несложные тексты для тех детей, которые уже научились читать).

  • Не стоит забывать о том, что ребенку очень полезно рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина, делать аппликации. Так же упражнения и специально организованные занятия для развития мелкой моторики будут очень полезны.

ТОВАРЫ ДЛЯ ЛЕВШЕЙ.

Важно понять, что ребенку-левше неудобно пользоваться обычными пишущими принадлежностями, они тратят больше времени и усилий, чем правши. Например, левшам очень неудобно работать с ластиками обычной формы. Им удобнее пользоваться ластиками треугольной формы, которая соответствует естественному захвату руки и уменьшает мышечные усилия, необходимые для удержания ластика.

Также пользоваться обычной линейкой леворуким ученикам неудобно. Это связано с тем, что рука движется слева направо, при этом закрывается шкала и размазывается линия. Эти проблемы решаются с помощью линейки для леворуких, разметка шкалы в которой идет справа налево.

Также для левшей разработаны:

1. Ручки для левшей.

Особенность ручек для левшей в том, что многие из них имеют эргономичную трехгранную форму, которая соответствует естественному захвату руки и уменьшает мышечные усилия, необходимые для держания пишущего инструмента. А специальные резиновые подушечки для пальцев одновременно оказывают "массажные услуги".

2. Карандаши для левшей.

3. Фломастеры для левшей.

4. Ножницы для левшей.

5. Линейки для левшей.

6. Точилки для левшей.

7. Ластик для левшей.

Рисунок 3,4.

ЛИТЕРАТУРА, которая поможет лучше понять леворукого ребёнка и оказать ему квалифицированную помощь:

Рисунок 5

Автор: Ольга Шелопуха. Главные герое книги - маленький левша и маленький правша, такие похожие, но такие разные. Из этой книги вы узнаете о том. Каковы особенности развития левшей и правшей, как и в каком возрасте определить ведущую руку, нужно ли переучивать малыша с левой руки на правую. Занимательные упражнения и задания помогут маленьким левшам и правшам научиться рисовать и копировать, правильно держать ручку, подготовить руку к письму, развить интеллект и воображение.

Рисунок 6

Рисунок 7

Автор: А.В.Семенович. Книга написана известным нейропсихологом, профессором МГППУ, автором монографий и практических пособий. Она адресована психологам, педагогам, дефектологам, родителям и всем, кого волнуют проблемы детей - левшей. Автор обобщает наиболее часто встречающиеся вопролсы и показывает пути выхода из, казалось бы, тупиковых ситуаций. Описываются нейро-психологические закономерности феномена левшества, основные особенности развития "детей - левшат", приводятся конкретные рекомендации и комплексы упражнений для занятий с ними.

Рисунок 8.

Автор: Светлана Чижова. Ваш ребёнок левша? Значит он просто не такой, как большинство. Скорректировать особенности его зрительно-пространственного восприятия и подготовить малыша к обучению в школе поможет эта книга. Ребёнок познакомится с буквами, разовьёт мышцы кисти пишущей руки, научится штриховать, писать печатными буквами, подготовится к письму и чтению. А в дальнейшем будет чувствовать себя уверенно на уроках и в коллективе сверстников. Задания придутся малышу по душе, ведь при их составлении автор учитывала присущие левше эмоциональность восприятия, непроизвольную память, образное мышление. Творческий подход автора, проверенная годами методика и ваше терпение дадут положительный результат.

Рисунок 9.

Автор: Диана Хорсанд. Если ваш ребёнок родился левшой, считайте, что вам повезло! Скорее всего он обладает феноменальными способностями. Но этот мир предназначен, в основном, для правшей, и поэтому, проблем маленькому гению не избежать. Только родительская любовь, терпение, понимание помогут ребёнку перестать чувствовать себя "белой вороной" и реализовать таланты, заложенные от природы.

Рисунок 10

Автор: М.М. Безруких. В книге рассказывается о происхождении леворукости, об особенностях маленьких левшей, их дошкольных и школьных проблемах. Подробные тесты для определения леворукости, множество практических рекомендаций, примеров и заданий помогут понять леворуких детей и правильно организовать работу с ними. Издание адресовано родителям, педагогам, психологам и тем специалистам, которых интересует данная проблема.

ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЛЕВШЕЙ

Проблема леворукости остается одной из самых серьезных проблем в педагогике и психологии. Долгое время считалось, что леворуких детей необходимо переучивать, подгоняя их под общий стандарт. В результате переучивания у детей развивались невротические реакции. На современном уровне знаний это объясняется тем, что леворукость – это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Заставлять леворукого ребенка писать правой рукой – значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить ее без достаточных для этого предпосылок.

Леворукость – это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка.

Кроме генетической леворукости, существует еще патологическая и социальная. Если генетическая леворукость передается по наследству, то патологическая леворукость может возникнуть в результате «минимальной мозговой дисфункции», возникающей либо в процессе внутриутробного развития, либо при рождении. Высокая частота левшества наблюдается среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией. Социальная леворукость возникает в результате насильственного переучивания.

У леворуких детей чаще бывают неврозы, так как в праворуком мире они испытывают «декстрастресс» (правый стресс). Леворукие сталкиваются с тем, что окружающий мир рассчитан на праворуких людей (двери, осветительные приборы, музыкальные инструменты и т.д.). Леворукие часто очень музыкальные люди, но большинство музыкальных инструментов асимметричны. Методики обучения музыке также рассчитаны на праворуких людей.

У детей ведущая рука формируется в основном к 4 годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает левую руку и тем более если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя. Переучивая леворукого ребенка на правую руку, можно сформировать невроз: беспокойный сон, снохождение, тики, навязчивые движения, заикание, ночное недержание мочи. У ребенка может сформироваться чувство ущербности, комплекс неполноценности, неумение общаться с людьми и т.д.

Если ребенок одинаково владеет правой и левой рукой, он считается «обоеруким», или амбидекстром (обе руки работают как правая рука). Особенности психики у таких детей могут быть такими же, как у леворуких, но они легко привыкают писать правой рукой и не страдают от декстрастресса.

Если расставить всех людей по степени праворукости, то получится огромное многообразие от выраженных правшей через слабовыраженных правшей, амбидекстров, слабовыраженных левшей к выраженным левшам.

Для повышения эффективности обучения леворуких детей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, учитывая их большую скорость и эмоциональность восприятия, обобщенность, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти. Необходимо включать в учебный процесс манипулирование с моделями и макетами. Можно активизировать возможности правого полушария, используя всякого рода схемы. При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т.д.), а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие. Для леворуких трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента, строгого подчинения.

Высокая вербальная одаренность леворуких людей объясняется тем, что их речевые центры представлены симметрично в левом и правом полушариях. Совместная работа речевых центров выступает как условие возникновения особой одаренности. Письмо и чтение – асимметричные виды деятельности. Письмо осуществляют только одной рукой, а читают в русском языке слева направо. Кроме того, форма большинства букв асимметрична. У маленьких детей асимметрия мозга еще не полностью сформирована, пространственные отношения трудны для анализа, поэтому иногда возникает зеркальное отражение . Важно понимать, что предпочтение направления слева направо или справа налево регулируется мозгом. Наиболее характерным проявлением зеркального отражения является зеркальное письмо, чтение, рисование, восприятие. Частота зеркального письма у леворуких детей составляет 85%. Элементы зеркального отражения встречаются также у детей с неустойчивой праворукостью. Снижение частоты проявления зеркального отражения и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает обычно своей функциональной зрелости.

Функциональная асимметрия полушарий – это свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левым полушариями.

  1. Левополушарный тип – доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное, концептуальное, двумерное мышление.
  2. Правополушарный тип – доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Считается, что оно ответственно за синтетическую деятельность мозга.
  3. Равнополушарный тип – отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности.

Однако врожденные предпосылки – это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных.

Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя половину умственных возможностей школьника, не учитывают особенностей половой латерализации полушарий, оставаясь бесполыми и массовыми. Образование в наших школах не только левополушарное, но и академическое, то есть материал преподносится в готовом виде, неоднократно повторяется. В такой системе образования комфортно чувствуют себя левополушарные и равнополушарные девочки, которые быстро становятся отличницами. Правополушарные мальчики оказываются в самом невыгодном положении, более подвержены возникновению школьных неврозов.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЛЕВОРУКОСТЬ

Как правило, леворукость ребенка выявляют сами родители, наблюдая за тем, какую часть деятельности ребенок выполняет левой рукой. Однако нужно иметь в виду, что у большинства детей до определенного возраста иной раз бывает трудно определить доминирование той или иной руки только на основании наблюдений за их игровыми действиями. Только на одиннадцатом месяце родители могут установить явное предпочтение ребенком той или иной руки.

В четыре года формируется четкое предпочтение одной из рук, а к пяти годам устанавливается окончательное доминирование правой или левой руки.

ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

  1. Какой рукой ребенок рисует?
  2. Какой рукой бросает камень, мяч?
  3. Какой рукой держит зубную щетку?
  4. Какой рукой расчесывает волосы?
  5. Какой рукой стирает ластиком?
  6. Какой рукой раздает карты при игре в лото?
  7. Какой рукой нанизывает бусы, складывает башню из кубиков?

АПЛОДИРОВАНИЕ

При аплодировании более активна и более подвижна ведущая (чаще правая) рука, совершающая ударные движения о ладонь неведущей (чаще левой) руки. Этот тест имеет большую информационную ценность.

ЛЕВОРУКИЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ

Методика обучения письму, ее организация рассчитаны на детей с ведущей правой рукой, поэтому у родителей и учителей возникают трудности в правильной организации работы с детьми, которые пишут левой рукой. Это кается таких вопросов, как положение тетради при письме, необходимость соблюдения наклона букв, правильная посадка при письме. Ниже мы постараемся подробно рассмотреть все эти вопросы.

ПОСАДКА ПРИ ПИСЬМЕ

При правильной посадке леворукие дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова должна быть немного наклонена направо.

В классе за партой леворукий ребенок должен ВСЕГДА сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая рабочая рука соседа по парте не мешала ему при письме.

Настольная лампа располагается справа от ребенка.

ПОЛОЖЕНИЕ РУК

Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала бы лист.

ПОЛОЖЕНИЕ КИСТИ РУКИ

Кисть левой руки большей частью своей ладони должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.

ПРИЕМЫ ДЕРЖАНИЯ РУЧКИ

Ручка кладется на средний палец, на его верхнюю ногтевую часть. Ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательный палец легко кладется сверху ручки на расстоянии 1,5-2 см от пишущего шарика и управляет движением пальцев. В процессе письма происходит движение слева направо (направление ручки – влево, а движение кисти и пальцев – вправо).

Существует несколько способов письма левой рукой.

Первый способ является зеркальным отражением «праворукого» положения. Им чаще всего пользуются дети, не обученные более удобным и правильным приемам письма. Такое положение руки серьезно затрудняет процесс обучения, так как все образцы в тетрадях (прописях) располагаются слева. Начиная списывание, ребенок не имеет возможности ориентироваться на образец. Наблюдается уменьшение или увеличение размеров букв в строке и неверное их написание.

Второй способ . Кисть левой руки с ручкой располагается над строкой. Этот способ дает ребенку возможность ориентироваться на образец или Рене написанное и уменьшает количество ошибок при письме. Именно к этому способу письма спонтанно и наиболее часто приходят дети-левши.

Третий способ . Кисть левой руки с ручкой находятся под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Однако при письме этим способом нарушаются требования «праворукой» каллиграфии: буквы не имеют наклона вправо, скорее даже наклонены влево. Но это не столь важно. Многие «правши» зачастую пишут левонаклонно. Главное – дать ребенку возможность удобного для него письма, максимально снизить вероятность возникновения непроизвольных ошибок.

Необходимо обязательно заниматься гимнастикой для левой руки:

  1. выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони;
  2. выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному;
  3. руку плотно положить на стол и поочередно сгибать средний, указательный, большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх;
  4. пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опустить руку вниз;
  5. сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях.

Какие требования следует предъявить к письму леворукого ребенка? Вот основные из них:

  1. правильное написание форм букв и их соединений;
  2. соблюдение расстояния между буквами и словами;
  3. сохранение линейности и ритмичности;
  4. прямое письмо с небольшим наклоном в левую сторону.

По материалам лекции Иншаковой О.И. учителя школы № 57, г. Москва на педагогическом марафоне.

Главное – вовремя почувствовать и понять, что ваш ребенок не такой, как другие дети. Дело в том, что рисовать и пользоваться ложкой он может и правой рукой, имея при этом другие признаки левшества. Но при этом он, например, не любит рисовать, медлителен, немного запинается в начале фразы, почему-то плоховато считает, да и читает медленно, совсем не прибавляя в скорости чтения... Вовсе не обязательно наличие всех перечисленных признаков. А многие «истинные» левши, все делают левой рукой, великолепно считают, много читают, часто бывают отличниками, но мамы этих благополучных левшей знают немало тягот воспитания своих любимых деток.

Ребенок приходит в школу и трудности начинаются! Ведь дело не в руке, хотя и в ней, конечно, тоже. Разного рода проблемы обусловлены множеством причин: состоянием ряда высших психических функций, таких, как, например, память, уровнем развития зрительно- и слухомоторной координации, несформированностью пространственных представлений, типом функциональной асимметрии полушарий мозга и межполушарным взаимодействием.

Но, несмотря ни на что, неправши учатся, и их успехи намного ценнее победного продвижения вперед уверенных правшей. За годы работы с учениками начальной школы я не перестаю восхищаться изобретательностью левшей. Главное – принимать их, понимать причины их поведения, чтобы не обижаться. А левши не подстраиваются под окружающих, необходимо объяснять им, казалось бы, совсем понятное и учить вовремя задавать вопросы, чтобы не упустить момент, с которого началось непонимание.

Сколько трудностей вокруг поджидает маленького левшу, а особенно в школе, созданной для правшей! Сидеть леворукий малыш должен так, чтобы его не толкали под руку, значит, на парте слева. Расположение же парты должно соответствовать его ведущему глазу и уху, то есть быть как можно левее, ведь чаще всего поле зрения левши сдвинуто именно вправо.

Не стоит сажать левшу на проходе, он очень чувствителен к постоянному движению между партами, да и порядок на его рабочем месте часто оставляет желать лучшего.

На листе в тетради левша игнорирует левую часть и без зазрения совести выезжает на соседнюю правую страницу. Не чувствуя границ, левша не жалует перенос слов, предпочитая безжалостно втискивать слово в крошечный интервал, либо оставляет полстроки справа пустой, чтобы не связываться с правилами, в которых он немилосердно путается. И интеллект тут ни при чем, пространство чинит бедному левше препятствия на каждом шагу. Правша не знает этих мук! А изобретательный левша придумывает свои собственные способы ориентации в мире.

Как работать с левшами.

  1. Разбирать с ними ошибки.
  2. 9 им может казаться перевернутой 6.
  3. По математике путают + и -
  4. Помарки в работе левшей сбивают.
  5. На настроение сильно влияет погода.
  6. Они забывчивы.
  7. Правила учат автоматически, нужно учить применять их на практике.
  8. Примеры с окошком для левшей трудны, т. к. у них проблемы с пространственным ориентированием.
  9. Левши не умеют рисовать. Начинают, например, в 4 года (причем вид сверху).
  10. Сложение лучше объяснять прорисовыванием по числовому отрезку дугами.
  11. Левши не все усваивают таблицу умножения.
  12. У них цветное восприятие мира, что можно использовать на математике при запоминании цифр, состава чисел.
  13. Умеют хорошо считать тройками, десятками, не запоминая.
  14. В работе хорошо использовать рифмы, ребусы, ассоциации.
  15. Левши хорошо учатся пока им интересно.
  16. Не забывать о повторении.
  17. В классе необходима доброжелательная атмосфера.
  18. Поле зрения у левшей сдвинуто вправо, поэтому учитель может сказать: «Сдвигаемся влево».
  19. Они пессимисты и обидчивы.
  20. Могут начать читать слово с середины.
  21. Их надо приучать к движению глаз.
  22. Не умеют врать, но обычно пытаются с себя ответственность снять.
  23. Если неровно положить счетные палочки в 1 классе, левши могут сбиться.
  24. Грызут ручки.
  25. Вечно развязаны шнурки. Их не берут в команду.
  26. У них нарушена координация движений, поэтому их не берут в команду.
  27. Левши очень внушаемы, могут поднять себе температуру.
  28. Они бывают к себе очень строги.
  29. У них часто бывает грязь в тетрадях.
  30. Часто левши не могут считать устно, считают в столбик.
  31. Им трудно учиться.
  32. Могут писать цифры и буквы в зеркальном отражении.
  33. Могут не видеть клетки, их надо показать.
  34. Краткую запись для левшей можно нарисовать.
  35. Левшей не нужно ограничивать во времени.
  36. С ними необходимо отрабатывать право, лево.

Много неувязок возникает у неправшей, в большинстве очень чувствительных, в процессе адаптации к школе. А той категории детей, которая не очень утруждает себя сложностями человеческих взаимоотношений, надо объяснять каждое сложившиеся недопонимание.

И если ваше семилетнее чадо в конце четверти на прямо поставленный вопрос об имени соседки по парте удивляется, недоумевая, кому это надо, то, значит, пора приниматься за работу, называемую психолого-педагогическим сопровождением левшей.

Литература

Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001