НЕжизнь

Родителям как быть ребенком. Читать онлайн "Родителям: как быть ребенком". Родителям: как быть ребенком

Юлия Гиппенрейтер

Родителям: как быть ребенком

Всем детям, живущим с нами и внутри нас

Предисловие

Эта книга составлена из живых историй – воспоминаний различных людей о своем детстве, в которых авторам удалось мысленно вернуться в то время, снова глубоко пережить его и проникновенно о нем рассказать. Дети, как правило, не могут открыть нам всю сложность своего внутреннего мира. Им не хватает слов, а иногда и веры в наше понимание. И вот эту труднейшую задачу взволнованно-открытого сообщения о себе за всех детей и от имени всех детей талантливо решают авторы воспоминаний!

Читая эти воспоминания, с удивлением узнаешь, как порой далеки от истины наши представления о том, что значит быть ребенком. Они дают возможность побывать в «коже» ребенка, услышать его внутренний голос, увидеть мир его глазами, узнать о его проблемах и радостях.

Цель этой хрестоматии и состоит в том, чтобы помочь нам, взрослым, глубже, лучше, сочувственнее понять детей.

Надеюсь, что такое понимание даст возможность читателям совсем иначе взглянуть на общение с собственным ребенком, увидеть свои промахи и, наоборот, удачи в его воспитании. Тем более что в текстах воспоминаний мы знакомимся также с образцами поведения некоторых родителей и учителей и имеем возможность заимствовать блестящий опыт этих взрослых.

Эта хрестоматия образует единый ряд с первыми двумя моими книгами для родителей: «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?». Она продолжает темы этих книг и общий гуманистический подход к воспитанию ребенка.

В упомянутых книгах мне уже приходилось использовать примеры и жизненные истории, в том числе взятые из мемуарной литературы. Но жанр тех книг не позволял приводить большие выдержки из сочинений других авторов, как бы того мне ни хотелось. Тогда и возникла идея хрестоматии. В ней читатель встретится и с уже знакомыми по моим книгам именами и историями, изложенными, однако, в более широком контексте, и с многими новыми известными и менее известными авторами.

Помимо воспоминаний, в книге есть несколько текстов талантливых ученых и педагогов, в которых они делятся своими размышлениями и практическим опытом на ту же тему: как понять ребенка и как сделать его жизнь более счастливой.

Все тексты даются с сокращениями. Они сопровождаются моими комментариями . Комментарии писались с целью помочь читателю осознать психологический смысл многих фактов, подробностей и условий детской жизни.

Особую проблему составила структура хрестоматии. Казалось необходимым выделить несколько общих глав, в которых освещались бы значимые моменты жизни ребенка. Эту задачу помогли решить сами авторы воспоминаний. В их рассказах чаще всего звучат такие темы, как особенное детское восприятие мира, мечты и увлечения, родители и семья, учеба и школа. В результате определились четыре главы книги, названия которых отражают эти темы: «Глазами ребенка» (глава 1); «От увлечения к призванию» (глава 2); «Значимый близкий взрослый» (глава 3); «Занятия, учеба, школа» (глава 4).

У некоторых авторов в воспоминаниях больше звучит какая-нибудь одна из упомянутых тем, у других – две и больше. В результате имя одного и того же автора повторяется в разных главах, но случается несколько тем раскрываются в одном и том же рассказе, делая невозможным разбиение его по разным главам.

Хочется поблагодарить всех друзей и коллег, горячо отозвавшихся на саму идею хрестоматии и на мои просьбы рекомендовать известные им интересные воспоминания о детстве. Искренняя признательность Марии Петровой за иллюстрации, в которых ей удалось успешно решить нелегкую задачу искусной передачи смысла авторских текстов и учета пожеланий составителя.

Особая благодарность моему мужу, Алексею Николаевичу Рудакову, постоянному сочувствующему собеседнику и первому строгому редактору моих текстов.

...

Профессор Ю. Б. Гиппенрейтер

Глава 1 Мир глазами ребенка

...

«Глаза ребенка» – это особое видение мира. Дети удивляются вещам и событиям, мимо которых мы проходим не замечая; завораживаются цветами, звуками и словами, в которых мы не находим ничего особенного. У них другие масштабы, другие ценности, другое понимание того, что важно и неважно.

Многие воспоминания детства приоткрывают удивительное своеобразие и богатство внутреннего мира ребенка. Одновременно они показывают, с какой деликатностью взрослым следует обращаться с этим миром. Ведь ребенок живет в нем по-настоящему, всерьез. Через его призму он воспринимает внешний мир, других людей и самого себя. И если мы не всегда понимаем скрытую жизнь ребенка, то, во всяком случае, можем уважать и оберегать ее вместе с ее заветными «тайнами», фантазиями и мечтами.

Эта глава открывается выдержками из книги М. Осориной – талантливого исследователя детства. За ними следуют тексты из воспоминаний П. Флоренского, А. Кристи, М. Цветаевой и Л. Чуковской . Хотя название «Мир глазами ребенка» можно отнести ко всей книге, здесь отобраны те эпизоды, которые обнаруживают своеобразие и «непохожесть» мироощущения ребенка на наше, взрослое, восприятие. Будем надеяться, что эти талантливые описания помогут нам вспомнить свое детство и глубже понять наших детей.

М. В. Осорина Два мира: Этот и Тот

Мария Владимировна Осорина (род. 6 декабря 1950 г.) – российский психолог, доцент факультета психологии СПбГУ, вице-президент Санкт-Петербургского психологического общества, автор многочисленных оригинальных исследований в области детской субкультуры, детского рисунка и творчества.

...

Выдержками из ее книги «Секретный мир детей…» мы открываем этот раздел. Материалы книги – результат большого опыта автора – мастера внимательного наблюдения за детьми и сочувствующего общения с ними. Можно видеть, как много узнает «понимающий» взрослый, вступая в доверительный контакт с ребенком.

Для годовалого важно доползти, долезть, дойти до намеченной цели. Двух-трехлетний открывает для себя множество вещей, их названия, возможность использования, их доступность и запретность. Между двумя и пятью годами по нарастающей развивается у ребенка способность образно представлять в уме и фантазировать.

Это качественно новое событие в интеллектуальной жизни ребенка, которое революционно преобразует многие стороны его жизни.

Раньше ребенок был пленником той конкретной ситуации, где он находился. На него воздействовало только то, что он непосредственно видел, слышал, ощущал.

Теперь же он обнаруживает, что получил новую способность удваивать мир, представляя воображаемые образы на внутреннем психическом экране. Это дает ему возможность одновременно пребывать в мире внешне видимом (здесь и сейчас) и в воображаемом мире своих фантазий (там и тогда), возникающих по поводу реальных событий и вещей. Удивительным свойством детского мироощущения в этот период (как и несколькими годами позже) оказывается то, что большинство значимых предметов, окружающих ребенка в обыденной жизни, представляются в его фантазиях героями множества событий. Вокруг них разыгрываются драматические ситуации, они становятся участниками странных сериалов, изо дня в день создаваемых ребенком.

Мама даже не подозревает, что, рассматривая суп в тарелке, ребенок видит подводный мир с водорослями и затонувшими кораблями, а проделывая ложкой бороздки в каше, представляет, что это ущелья среди гор, по которым пробираются герои его сюжета.

Иногда поутру родители не знают, кто сидит перед ними в образе их родного дитяти: то ли это их дочка Настя, то ли Лисичка, которая аккуратно раскладывает свой пушистый хвост и требует на завтрак только то, что едят лисы. Чтобы не попасть впросак, бедным взрослым бывает полезно заранее спросить ребенка, с кем они имеют дело сегодня.

Эта новая способность к воображению дает ребенку совершенно новые степени свободы. Она позволяет ему быть чрезвычайно активным и самовластным в удивительном внутреннем мире психики, который начинает у ребенка формироваться. Внутренний психический экран, на котором разворачиваются воображаемые события, в чем-то подобен экрану компьютера. В принципе на нем с легкостью можно вызвать любой образ (было бы умение!), изменить его как хочешь, представить события, которые невозможны в реальности, заставить действие разворачиваться так стремительно, как это не бывает в реальном мире с обычным течением времени. Все эти умения ребенок осваивает постепенно. Но появление такой психической способности имеет огромное значение для его личности. Ведь все эти поразительные возможности, которые ребенок взахлеб начинает использовать, дают ощущение собственной силы, дееспособности, хозяйского отношения к воображаемым ситуациям. Это находится в резком контрасте с невысокой до поры до времени способностью ребенка управляться с предметами и событиями реального физического мира, где вещи его мало слушаются.

Книга третья

Родителям: как быть ребенком. Хрестоматия

Всем детям, живущим с нами и внутри нас

Из предисловия к первому изданию книги «Родителям: как быть ребенком. Хрестоматия»

Эта книга составлена из живых историй – воспоминаний различных людей о своем детстве, в которых авторам удалось мысленно вернуться в свое прошлое, снова пережить его и проникновенно о нем рассказать. Дети, как правило, не могут открыть нам всю сложность своего внутреннего мира. Им не хватает слов, а иногда и веры в наше понимание. И вот эту труднейшую задачу взволнованно-открытого сообщения о себе за всех детей и от имени всех детей талантливо решают авторы воспоминаний!

Читая эти воспоминания, с удивлением узнаешь, как порой далеки от реальной правды наши представления о том, что значит быть ребенком. Они дают возможность побывать «в коже» ребенка, услышать его внутренний голос, увидеть мир его глазами, узнать о его проблемах и радостях.

Помимо воспоминаний, в книге есть несколько текстов талантливых ученых и педагогов, в которых они делятся своими размышлениями и практическим опытом общения с детьми.

Все тексты даются с сокращениями и сопровождаются моими комментариями.

Общая цель этой хрестоматии и состоит в том, чтобы помочь нам, взрослым, глубже и сочувственнее понять детей. Надеюсь, что такое понимание даст возможность читателям совсем иначе взглянуть на общение с собственным ребенком, увидеть свои промахи и, наоборот, удачи в его воспитании. А знакомство с некоторыми замечательными образцами поведения родителей и учителей даст возможность впитать их блестящий опыт

Хочется поблагодарить всех друзей и коллег, горячо отозвавшихся на саму идею хрестоматии и на мои просьбы рекомендовать известные им интересные воспоминания о детстве. Искренняя признательность Марии Петровой за иллюстрации, в которых ей удалось успешно решить нелегкую задачу искусной передачи смысла авторских текстов и учета пожеланий составителя.

Профессор Ю. Гиппенрейтер, 2009

Из книги Я знаю, что нужно бабам! [Уроки соблазнения от крутого парня] автора Белуши Джим

Книга 1 КАК БЫТЬ МУЖЧИНОЙ

Из книги Никомахова этика автора Аристотель

Из книги Библия G-модератора автора Гламаздин Виктор

Третья Священная Книга УБЕЖДЕНИЕ Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь убеждения по своему выбору. Декларация ООН (Генассамблея, 13 ноября

Из книги Любить с открытыми глазами автора Букай Хорхе

Книга третья carlosrol@

Из книги Получение помощи от "другой стороны" по методу Сильва. автора Сильва Хосе

Быть ребенком. Когда ребенок еще находится в чреве матери, его мозг уже испускает волны. Эти мозговые волны лежат в диапазоне дельта-частот, от половины до четырех пульсаций в секунду. Такие дельта-пульсации продолжаются и после рождения ребенка и остаются доминантными

Из книги О воспитании. Записки матери автора Творогова Мария Васильевна

Быть с ребенком. Любовь и внимание - жизненно необходимые факторы для ребенка. О дошкольном обучении Не буду останавливаться на банальных истинах, просто приведу два примера. Отвлечемся ненадолго от детей и поговорим о курах. Как известно, куры (и петухи) появляются на

Из книги Жизнь и творения Зигмунда Фрейда автора Джонс Эрнест

Книга третья Последний период (1919–1939)

Из книги Пыль на рояле... автора Волгина Ксения

Глава 8. ПЕРВЫМ РЕБЕНКОМ ДОЛЖЕН БЫТЬ МАЛЬЧИК?!

Из книги Окно в другое измерение автора Беркович Мария Борисовна

Из книги Самоучитель по философии и психологии автора Курпатов Андрей Владимирович

Из книги Обалденика. Книга-состояние. Фаза третья автора Курлов Григорий Петрович

Освоение пространства сказки, или школа дурака Книга вторая Фаза третья Дураку, живущему в тебе… * * *И вначале было слово, и слово было у Бога, и слово было – Дурак.И что делать с ним, Бог не знал. Ибо в совершенстве своем забыл значение его. Что-то невыразимо давно

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Книга первая Общаться с ребенком. Как? Можно ли что-то исправить? Как? (Из предисловия к первому и второму изданиям) – Как построить нормальные отношения с ребенком?– Как заставить его слушаться?– Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик?Практика

Из книги Самое главное, чему стоит научить ребенка автора Федорова Дарья

Книга вторая Продолжаем общаться с ребенком. Так? Светлой памяти нашего дорогого сына Алеши Ребенок – это чудо, которое живет рядом с нами. Мы стараемся его оберегать и помогать в развитии. Мы продолжаем задавать себе вопросы: «КАК – общаться, воспитывать, заставлять,

Из книги Грустный оптимизм счастливого поколения автора Козлов Геннадий Викторович

Из предисловия к первому изданию книги «Родителям: как быть ребенком. Хрестоматия» Эта книга составлена из живых историй – воспоминаний различных людей о своем детстве, в которых авторам удалось мысленно вернуться в свое прошлое, снова пережить его и проникновенно о нем

Из книги автора

Из книги автора

Глава тридцать третья Книга «Одну книгу может написать каждый, а две – только писатель» – гласит исходная предпосылка литературного творчества. Оптимизм относительно возможности преуспеть в данной сфере деятельности вселяет и простой расчет: если писать в день

Юлия Гиппенрейтер представляет: сборник воспоминаний о своем детстве великих людей.

Ю.Б. Гиппенрейтер. Родителям: как быть ребенком

Издательство: АСТ, 2010 г.

Стоит какому-нибудь автору завоевать мега-популярность, как его имя начинают активно использовать для продвижения других книг, менее толковых. Появляются серии: «Марь Иванна рекомендует» или «Под редакцией Марь Иванны». Причем имя «звезды» пишут большими буквами с явным расчетом, что покупатель примет его за авторское – и купит, вернее купится. Как хорошо, что некоторые знаменитости держат марку, не скатываясь до ширпотреба. От профессора Юлии Борисовны Гиппенрейтер давненько ждут новых шедевров. Пока что мало кому из психологов-писателей удалось дотянуться до популярности ее первой книги «Общаться с ребенком: как?» Но гений есть гений, он за всю жизнь может одну маленькую формулу придумать, перевернувшую мир, и больше ничего не делать – мир и так вертится дальше по его формуле.

Эта новая книга – не личный труд Гиппенрейтер, не методика, но тоже полезное чтиво.

В Америке старинный друг семьи как-то сказал юному бонвивану:

- Фредди, когда-нибудь ты женишься на своей маленькой кузине.

Пораженный Фред ответил:

- Она ведь совсем крошка!

Но он всегда питал особое чувство к обожавшей его девочке, хранил детские письма и стихи, которые она ему писала. После длинного ряда любовных приключений с нью-йоркскими красотками и представительницами высшего света (среди них – Дженни Джером, будущая леди Рэндольф Черчилль) он вернулся в родную Англию и попросил тихую маленькую кузину стать его женой. Характерно для мамы, что она решительно отказала ему.

- Но почему же? - спросила я ее однажды.

- Потому что я была скучная. – Ответила она.

Причина довольно-таки необычная, но для мамы совершенно достаточная.

(Агата Кристи)

Итак, это хрестоматия. Сборник воспоминаний знаменитостей о своем детстве, детское восприятие мира и педагогические умозаключения. Среди авторов: Константин Станиславский, Сергей Прокофьев, Тур Хейердал, Марина Цветаева, Павел Флоренский, Лидия Чуковская, Наталья Сац и другие. Их воспоминания и заметки сопровождаются комментариями от Гиппенрейтер. Получился замечательный сборник, светлый и информативный, жаль, что он выпущен в столь неприметном виде, но такова судьба всей литературы от издательства АСТ.

Цитата из комментария Гиппенрейтер к рассказу Станислава Рихтера о себе, о его личном определении себя как «лентяя от природы», подтвержденном школьными наставниками.

Перед нами психологическая загадка: как можно думать об увлеченном, «захваченном» человеке, как о лентяе?! Ну, можно еще простить гимназическую наставницу – у нее, можно сказать, по определению, профессиональные шоры на глазах. Но сам Рихтер – о себе (?!). Однако, загадка парадокса – в его собственных словах и в его судьбе: «Школу я ненавидел, и даже сейчас при одном воспоминании о ней меня бьет дрожь. Все меня в ней отвращало, и, прежде всего, она была обязательна». Вот в чем дело: обязательные занятия – вот где он был «лентяем»! Мы сталкиваемся здесь с серьезной позицией «общества», школы, учителей и родителей. Она навязывается детям, а потом становится собственной оценкой для детей и взрослых. Позицию эту можно кратко выразить словами: ленивый – тот, кто не умеет работать по принуждению. Еще раз повторим, С.Рихтер, как и некоторые подобные ему дети, помимо специальной одаренности, обладал еще одним даром: чувством собственного пути. Это особый, личностный дар, который пора понять, признать, и всячески оберегать в детях! «Лень» таких одаренных детей – это сопротивление затягиванию их на чуждый путь.

После этого вывода должен прозвучать коллективный выдох. Наверняка многие почувствовали на своей «шкуре» похожее давление со стороны общества. Именитые педагоги еще сто лет назад заявляли, что ленивых детей не бывает – бывают нечуткие взрослые. «Лень» ребенка – это в 99% случаев защитная реакция на ненужное давление.

…Психолог Марина Осорина, как обычно, приоткроет окошко в таинственные миры детей, расскажет о детских фантазиях и наблюдательности. Агата Кристи делится воспоминаниями о непростой жизни английских детей: каково быть все время «достойным» и вести себя прилично. Станиславский ярким отточенным стилем рисует картинки своего первого знакомства с театром. Лидия Чуковская рассказывает о своей семье с такой пронзительной эмоциональной силой, что становится жаль маленькую девочку в окружении Имен и Фамилий.

Снова Большая Дорога, снова зима, снова возвращаемся мы с ним откуда-то вдвоем. Мороз ненастоящий, градусов пять, не более. Сеется мелкий снежок… Мы вынуждены отступить в придорожный сугроб, из переулка на Большую дорогу медленно вытягивается нам навстречу обоз со льдом. …Медленно, нудно тянется обоз: мне надоедает глядеть на лошадей и на прозрачные прямоугольники только что вырубленного льда. Наконец обоз проскрипел. Последняя лошадь, последняя глыба льда, последний шлем. Мы ступили на дорогу. И тогда новая помеха – Репин. Оказалось, он на той стороне. В теплых башмаках, в мягкой меховой шапке, весь припорошенный снежком, пережидает обоз, как и мы. Мне досадно: теперь они будут разговаривать! Опять стой! Репин, сняв перчатку, учтиво здоровается с Корнеем Ивановичем, потом протягивает руку мне. Нет, долго ждать не приходится. Что-то такое условились насчет «среды». Снова учтивые рукопожатия – и Репин исчезает в снегу. Мы движемся сквозь снег в одну сторону – он в другую. Но не успеваем мы сделать и десяти шагов, как происходит нечто странное. В отца моего словно вселяется бес. Корней Иванович вдруг срывает с моей руки перчатку и бросает ее далеко в сугроб к кольям чужого забора.

- Тебе Репин протягивает руку без перчатки. – Кричит он в неистовстве. – А ты смеешь свою подавать, не снявши! Ничтожество! Кому ты под нос суешь рукавицу? Ведь он этой самой рукой написал «Не ждали» и «Мусоргского»! Балда!

Книгу стоит прочитать, не торопясь и с любого места, чтобы отдохнуть душой, встретившись с грамотным литературным языком, мастерством высокого стиля. Каждая история заставляет думать, слышать автора как наяву, благодаря нескольким правильным словам и щемящим образам. Гении в детстве были обычными детьми со своими комплексами и ошибками, зачастую они воспитывались в суровой атмосфере, куда более жесткой, чем нынешние проблемы. Их рассказы умело «опускают» взрослого до уровня ребенка и заставляют уважать стремление детей понравиться родителям, сделать им приятное, занимаясь нелюбимыми делами (как получилось у Цветаевой, например). И это старание также остается недооцененным, в то время как сами взрослые крайне редко уступают друг другу в принципиальных занятиях.

Мы много думаем о том, как сделать из ребенка правильного взрослого. И мы мало времени и сил уделяем ребенку-как-ребенку, по мелочам пытаясь преувеличить его способности и умения, его ответственность. Такие патетические мысли навевает книга. Все что нам остается, это гладить детей по голове и оберегать их жизнь, а остальное они сделают сами.

Цена книги в магазинах: ~250 руб.

Родителям: как быть ребенком

Предисловие

Глава 1. Мир глазами ребенка

М. В. Осорина. Два мира: Этот и Тот

Павел Флоренский. Впечатления таинственного

«Чудовище»

Агата Кристи. Волнующий мир детства

Мои мама и папа: «Не отпускайте своего ребенка!»

Мои Котята и другие…

Канарейка и собака

В гостях у Бабушки

Игра в «Старшую сестру»

В четыре года я влюбилась

Истории Няни и мамы

Обруч и Матильда

Игра в дом

Марина Цветаева. «Памятник-Пушкина»

Л. К. Чуковская. «Коля мечтает»

Марина Цветаева. Сказка матери

Л. К. Чуковская. «Люди как люди!»

Агата Кристи. «В моей памяти осталось…»

Глава 2. От увлечения к призванию

К. С. Станиславский. Детство

Ранние воспоминания

Кукольный театр

Итальянская опера

Тур Хейердал. «Я - часть природы»

Первые открытия

Мечты, приключения

«Сказочный» Уле - уроки на всю жизнь

С. С. Прокофьев. «Музыку в доме я слышал от рождения»

Ричард Фейнман. «Он станет ученым»

Он чинит радиоприемники, думая!

Создание ученого

Марина Цветаева. «Пушкин был мой первый поэт»

Глава 3. Близкий значимый взрослый

Евгений Шварц. «Мы все ссорились… но как я ее любил!»

Л. К. Чуковская. «Если с ним - то не важно куда»

«Для детей младшего возраста»

Учил, играл, придумывал

Работа или игра?

Он пытался и уроки превратить в игру

«Он не терпел полузнайства, да и полуделанья»

«Перебивать - только если загорелся дом!»

«Рука искусства»

«Зыбь ты великая!

Г. Л. Выгодская. «Просто жизненно необходимо»

«Непередаваемое чувство защищенности»

«Скажи, что случилось?»

«Шприц для игры - совсем не прихоть!»

«Вот, если бы папа был милиционером!»

«Мы с папой работали за одним столом»

«Можно! Конечно, можно!.. Иди за ребятами»

«Он что-то чертил, придумывал…»

«Папа никогда не морализировал, но…»

«Сказал, что сам ею займется»

Павел Флоренский. Семья и тетя Юля

Прогулки с папой

Атмосфера семьи

Глава 4. Занятия, учеба, школа

Карл Густав Юнг. «Передо мной оказалась глухая стена»

Александр Звонкин. Грустные размышления о школе

Ноябрь 1983 года. Школа наводит ужас. [Записано в те дни, когда Дима сложил все нечетные числа сначала от 1 до 99, а потом от 1 до 999.]

Святослав Рихтер. «Школу я ненавидел»

Рассказ Генриха Нейгауза о том, как Святослав Рихтер попал в его класс Московской консерватории

Марина Цветаева. «Музыкального рвения у меня не было»

Наталия Сац. «Мне рано и горячо захотелось учиться»

У нас, на Пресне

Когда Зверевы «звереют»

Разная музыка, разные люди

«Бороться и побеждать»

Иегуди Менухин «Золотые дни. Скрипка-половинка. Семья»

Карл Роджерс «Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем»

А. Нилл. Воспитание свободой

Вступление, идейные предпосылки

Саммерхилл: замысел, порядки, дети их судьбы

Принятие и справедливость против страха и агрессии

Постоянные опасения

Свобода - не вседозволенность

О воспитании детей: ответы на вопросы родителей

Вместо послесловия

Родителям: как быть ребенком

Хрестоматия является продолжением предыдущих книг Ю.Б.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?" и "Продолжаем общаться с ребенком. Так", ставших лидерами на рынке психологической литературы.

Книга знакомит читателя с живыми голосами многих известных людей, которые, вспоминая собственное детство, сумели мастерски раскрыть мир ребенка во всем его своеобразии, с его трудностями и радостями, драмами и кризисами. Яркие строки в этих воспоминаниях посвящены родителям и учителям, общение с которыми определяло личность и судьбу детей.

Эти тексты, а также комментарии, размышления и выводы, написанные Ю.Б.Гиппенрейтер, позволят читателям стать ближе к своим детям, понять их глубже и поверить в силу доброты и принятия.

Ю. Б. Гиппенрейтер

Издательство: АСТ, Астрель, 2010

Предисловие

Всем детям, живущим с нами и внутри нас

Эта книга составлена из живых историй - воспоминаний различных людей о своем детстве, в которых авторам удалось мысленно вернуться в то время, снова глубоко пережить его и проникновенно о нем рассказать. Дети, как правило, не могут открыть нам всю сложность своего внутреннего мира. Им не хватает слов, а иногда и веры в наше понимание. И вот эту труднейшую задачу взволнованно-открытого сообщения о себе за всех детей и от имени всех детей талантливо решают авторы воспоминаний!

Читая эти воспоминания, с удивлением узнаешь, как порой далеки от истины наши представления о том, что значит быть ребенком. Они дают возможность побывать в «коже» ребенка, услышать его внутренний голос, увидеть мир его глазами, узнать о его проблемах и радостях.

Цель этой хрестоматии и состоит в том, чтобы помочь нам, взрослым, глубже, лучше, сочувственнее понять детей.

Надеюсь, что такое понимание даст возможность читателям совсем иначе взглянуть на общение с собственным ребенком, увидеть свои промахи и, наоборот, удачи в его воспитании. Тем более что в текстах воспоминаний мы знакомимся также с образцами поведения некоторых родителей и учителей и имеем возможность заимствовать блестящий опыт этих взрослых.

Эта хрестоматия образует единый ряд с первыми двумя моими книгами для родителей: «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?». Она продолжает темы этих книг и общий гуманистический подход к воспитанию ребенка.

В упомянутых книгах мне уже приходилось использовать примеры и жизненные истории, в том числе взятые из мемуарной литературы. Но жанр тех книг не позволял приводить большие выдержки из сочинений других авторов, как бы того мне ни хотелось. Тогда и возникла идея хрестоматии. В ней читатель встретится и с уже знакомыми по моим книгам именами и историями, изложенными, однако, в более широком контексте, и с многими новыми известными и менее известными авторами.

Помимо воспоминаний, в книге есть несколько текстов талантливых ученых и педагогов, в которых они делятся своими размышлениями и практическим опытом на ту же тему: как понять ребенка и как сделать его жизнь более счастливой.

Все тексты даются с сокращениями. Они сопровождаются моими комментариями . Комментарии писались с целью помочь читателю осознать психологический смысл многих фактов, подробностей и условий детской жизни.

Особую проблему составила структура хрестоматии. Казалось необходимым выделить несколько общих глав, в которых освещались бы значимые моменты жизни ребенка. Эту задачу помогли решить сами авторы воспоминаний. В их рассказах чаще всего звучат такие темы, как особенное детское восприятие мира, мечты и увлечения, родители и семья, учеба и школа. В результате определились четыре главы книги, названия которых отражают эти темы: «Глазами ребенка» (глава 1); «От увлечения к призванию» (глава 2); «Значимый близкий взрослый» (глава 3); «Занятия, учеба, школа» (глава 4).

У некоторых авторов в воспоминаниях больше звучит какая-нибудь одна из упомянутых тем, у других - две и больше. В результате имя одного и того же автора повторяется в разных главах, но случается несколько тем раскрываются в одном и том же рассказе, делая невозможным разбиение его по разным главам.

Хочется поблагодарить всех друзей и коллег, горячо отозвавшихся на саму идею хрестоматии и на мои просьбы рекомендовать известные им интересные воспоминания о детстве. Искренняя признательность Марии Петровой за иллюстрации, в которых ей удалось успешно решить нелегкую задачу искусной передачи смысла авторских текстов и учета пожеланий составителя.

Особая благодарность моему мужу, Алексею Николаевичу Рудакову, постоянному сочувствующему собеседнику и первому строгому редактору моих текстов.

Профессор Ю. Б. Гиппенрейтер

Глава 1. Мир глазами ребенка

М. В. Осорина Два мира: Этот и Тот

Павел Флоренский Впечатления таинственного

Агата Кристи Волнующий мир детства

Марина Цветаева «Памятник-Пушкина»

Взрослый в мире ребенка, ребенок в мире взрослого

«Глаза ребенка» - это особое видение мира. Дети удивляются вещам и событиям, мимо которых мы проходим не замечая; завораживаются цветами, звуками и словами, в которых мы не находим ничего особенного. У н...

Юлия Гиппенрейтер

Родителям: как быть ребенком

Всем детям, живущим с нами и внутри нас

Предисловие

Эта книга составлена из живых историй – воспоминаний различных людей о своем детстве, в которых авторам удалось мысленно вернуться в то время, снова глубоко пережить его и проникновенно о нем рассказать. Дети, как правило, не могут открыть нам всю сложность своего внутреннего мира. Им не хватает слов, а иногда и веры в наше понимание. И вот эту труднейшую задачу взволнованно-открытого сообщения о себе за всех детей и от имени всех детей талантливо решают авторы воспоминаний!

Читая эти воспоминания, с удивлением узнаешь, как порой далеки от истины наши представления о том, что значит быть ребенком. Они дают возможность побывать в «коже» ребенка, услышать его внутренний голос, увидеть мир его глазами, узнать о его проблемах и радостях.

Цель этой хрестоматии и состоит в том, чтобы помочь нам, взрослым, глубже, лучше, сочувственнее понять детей.

Надеюсь, что такое понимание даст возможность читателям совсем иначе взглянуть на общение с собственным ребенком, увидеть свои промахи и, наоборот, удачи в его воспитании. Тем более что в текстах воспоминаний мы знакомимся также с образцами поведения некоторых родителей и учителей и имеем возможность заимствовать блестящий опыт этих взрослых.

Эта хрестоматия образует единый ряд с первыми двумя моими книгами для родителей: «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?». Она продолжает темы этих книг и общий гуманистический подход к воспитанию ребенка.

В упомянутых книгах мне уже приходилось использовать примеры и жизненные истории, в том числе взятые из мемуарной литературы. Но жанр тех книг не позволял приводить большие выдержки из сочинений других авторов, как бы того мне ни хотелось. Тогда и возникла идея хрестоматии. В ней читатель встретится и с уже знакомыми по моим книгам именами и историями, изложенными, однако, в более широком контексте, и с многими новыми известными и менее известными авторами.

Помимо воспоминаний, в книге есть несколько текстов талантливых ученых и педагогов, в которых они делятся своими размышлениями и практическим опытом на ту же тему: как понять ребенка и как сделать его жизнь более счастливой.

Все тексты даются с сокращениями. Они сопровождаются моими комментариями . Комментарии писались с целью помочь читателю осознать психологический смысл многих фактов, подробностей и условий детской жизни.

Особую проблему составила структура хрестоматии. Казалось необходимым выделить несколько общих глав, в которых освещались бы значимые моменты жизни ребенка. Эту задачу помогли решить сами авторы воспоминаний. В их рассказах чаще всего звучат такие темы, как особенное детское восприятие мира, мечты и увлечения, родители и семья, учеба и школа. В результате определились четыре главы книги, названия которых отражают эти темы: «Глазами ребенка» (глава 1); «От увлечения к призванию» (глава 2); «Значимый близкий взрослый» (глава 3); «Занятия, учеба, школа» (глава 4).

У некоторых авторов в воспоминаниях больше звучит какая-нибудь одна из упомянутых тем, у других – две и больше. В результате имя одного и того же автора повторяется в разных главах, но случается несколько тем раскрываются в одном и том же рассказе, делая невозможным разбиение его по разным главам.

Хочется поблагодарить всех друзей и коллег, горячо отозвавшихся на саму идею хрестоматии и на мои просьбы рекомендовать известные им интересные воспоминания о детстве. Искренняя признательность Марии Петровой за иллюстрации, в которых ей удалось успешно решить нелегкую задачу искусной передачи смысла авторских текстов и учета пожеланий составителя.

Особая благодарность моему мужу, Алексею Николаевичу Рудакову, постоянному сочувствующему собеседнику и первому строгому редактору моих текстов.

...

Профессор Ю. Б. Гиппенрейтер

Глава 1 Мир глазами ребенка

...

«Глаза ребенка» – это особое видение мира. Дети удивляются вещам и событиям, мимо которых мы проходим не замечая; завораживаются цветами, звуками и словами, в которых мы не находим ничего особенного. У них другие масштабы, другие ценности, другое понимание того, что важно и неважно.

Многие воспоминания детства приоткрывают удивительное своеобразие и богатство внутреннего мира ребенка. Одновременно они показывают, с какой деликатностью взрослым следует обращаться с этим миром. Ведь ребенок живет в нем по-настоящему, всерьез. Через его призму он воспринимает внешний мир, других людей и самого себя. И если мы не всегда понимаем скрытую жизнь ребенка, то, во всяком случае, можем уважать и оберегать ее вместе с ее заветными «тайнами», фантазиями и мечтами.