Что делать если

Свадебная мода и её история. Какого цвета было свадебное платье на руси

Россия, как известно, во многих вопросах имеет привычку идти своим путем. Не исключением стала и свадебная мода. Ретроспектива будет неполной без взгляда на историю подвенечного платья в России.

Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными. Основным свадебным цветом был красный. Белый цвет на Руси считался цветом святости и в качестве праздничного не использовался. Во многих регионах невеста имела два свадебных наряда: до венчания и после. Первый был простой, скромный и печальный (кое-где даже невеста ходила во всем черном и покрытая черной фатой). Второй же обязательно был красного цвета и символизировал радость.

Основу свадебного костюма составляли рубаха и сарафан. Впрочем, из этих же деталей состояли и повседневные, и праздничные костюмы. Но отличие свадебного было прежде всего в отделке.

Нижняя рубаха украшалась богатой вышивкой – орнаментом с изображением листьев, ягод, петухов и других птиц. Птицы вообще были излюбленным мотивом вышивок в Древней Руси – поскольку птица считалась символом добра.

Во многих русских губерниях рубахи имели рукава длиной до двух метров и с отверстиями для рук. Это связано с существовавшим в те времена поверьем, будто жених и невеста не должны касаться друг друга голыми руками. Поверх рубахи надевался нарядный сарафан. Долгое время существовала традиция: невеста должна была шить себе сарафан сама, украшая его вышивкой и бисером. Позже это перестало быть обязанностью невесты. Но традиция богато украшать основную деталь свадебного наряда осталась. Сшитый из красного шелка, полупарчи или парчи сарафан отделывался золотым и серебряным шитьем, бисером, тесьмой. Поверх сарафана могла одеваться еще и душегрея (нечто вроде жакета), тоже щедро украшенная.

Свадебные головные уборы русских невест происходили от цветочных венков (древнейшего украшения) и в XI-XIV веках представляли собой полоску ткани или обруч из металла, охватывавший лоб и скреплявшийся на затылке. Волосы при этом оставались распущенными либо заплетались в две косы. Позже в свадебных нарядах появились кокошники.

В северных регионах России на голову невесты надевали корону, усеянную круглыми «шишечками» из золотых нитей. Новобрачной желали, чтобы у нее было столько детей, сколько шишечек на короне.

В качестве аксессуара до XVI века использовались шейные гривны –обручи из золота, серебра, бронзы или железа, одевающиеся на шею. Позже невесты стали носить подвески, прикрепленные к головному убору, мониста, ожерелья из жемчуга и бирюзы (бирюзу также часто вставляли в обручальные кольца – этот камень считался символом супружеской верности).

Если невеста происходила из княжеского рода, она должна была одевать плащ-мантию из тяжелой парчи с золотым шитьем.

В XV веке знатные невесты шли к алтарю в парчовых платьях, расшитых жемчугом и отороченных мехом. Весить такой наряд мог до 15 килограмм!

В XVI-XVII веках традиция выходить замуж в сарафанах, платьях и кокошниках сохранялась, причем, цвет уже мог быть не только красным.

А в начале XVIII века Петр Первый приказал всей России следовать европейской моде. Традиционный русский венчальный наряд просуществовал в деревнях до XIX века, а кое-где даже до революции 1917 года.

Собственно, с XVIII века русская свадебная мода практически шла «в ногу» с европейской. Русские императрицы венчались в платьях стиля рококо (некоторые из них можно увидеть в экспозициях Оружейной палаты и других музеев).

Не обошел стороной Россию и стиль «ампир». В этом стиле шились бальные и свадебные платья до войны 1812 года (платье Наташи Ростовой – типичный пример). В середине XIX века в Петербурге и Москве появились французские свадебные наряды – с огромным количеством кружев, на кринолинах, с расшитыми жемчугом, золотом и серебром корсетами.

Богатые семьи даже покупали два наряда для невесты: один для церемонии венчания – более строгий, с закрытой шеей и руками, а второй – с глубоким декольте и открытыми плечами – для светского торжества.

Наряды русских невест начала ХХ века

«Движение в ногу» со всей Европой прекратилось после революции 1917 года. Отменили церковное венчание, появились ЗАГСы, а о свадебной моде забыли на несколько десятилетий. Регистрировать свои отношения в ЗАГСах молодожены приходили в повседневной одежде. Лишь во времена НЭПа (1921-1928) появилось какое-то подобие свадебного наряда. В Санкт-Петербургском Музее свадьбы сохранилось платье 1927 года: простое, прямого кроя, с маленьким воротником и короткими рукавами, длина – до колен. От свадебного в нем только белый цвет. В одежде того времени ценилась практичность и «многоразовость», а уж подумать о том, чтобы потратить кучу денег и метры текстиля на платье, которое оденешь всего раз в жизни… В 30-е, 40-е и 50-е годы такое понятие, как свадебное платье, в принципе отсутствовало. Некоторые модницы сами шили себе наряды из светлой ткани, а чаще невесты шли в ЗАГС в купленных или сшитых платьях из разноцветных или однотонных материалов. («Да у меня и платья специального не было, когда мы расписывались!» - так рассказывала моя бабушка, которая выходила замуж за деда в 1954 году. – Н.Б.). Что-то похожее на свадебную моду появилось только в 60-е. Из-за «железного занавеса», с Запада просачивалась мода на «мини». А в текстильной промышленности произошел переворот – изобрели синтетику. Самой модной в СССР в 60-е была ткань под названием «Космос» - плотная, негибкая, «похожая на вафлю» - как сказала сотрудница Музея свадьбы. В платье из этой новомодной ткани – коротком, с расклешенной юбкой и бантом под грудью – выходила замуж Валентина Терешкова.

Советские невесты, как и европейские, в 60-е надевали шляпки с вуалью или фатой. На свадебных фотографиях 70-х годов можно видеть достаточно просто одетых невест: либо в несвадебных, обычных платьях, либо в свадебных – белых, прямого покроя, с невычурной, однотонной отделкой недорогим кружевом или рюшами, скромных веночках и однослойной фате.

А на этом снимке – мои папа и мама в 1975 году! (Н.Б.)

(Одна из невест 70-х рассказывала, как она пыталась сшить в ателье пышное свадебное платье со множеством украшений и ей не дали этого сделать. Закройщица ателье даже сделала девушке выговор: «Ты же не елка, чтобы тебя украшать! Надо быть скромной!»). Еще многие помнят, как в период тотального дефицита после подачи заявления в ЗАГС невестам выдавались талоны, по которым они могли приобрести платье и туфли.

80-е и пост-перестроечный период – время, когда в СССР впервые появились заграничные свадебные платья. Чаще это были, конечно, сирийские или турецкие белые синтетические шедевры а-ля «баба на самоваре» или «кремовый торт», но и это казалось чем-то роскошным после советского «голодного пайка» в области свадебной моды. После распада СССР в страну хлынул поток импортных товаров и, конечно, свадебные платья среди них тоже были. Появились заграничные модные журналы и каталоги, частные ателье стали шить для клиенток побогаче платья на заказ. Постепенно российские невесты приобрели те же возможности, что и европейские. И сегодня уже любая девушка может выбрать платье своей мечты как зарубежного производства, так и отечественного – кстати, российские модельеры сегодня предлагают модели не хуже западных (а то и лучше!).

Любой стиль: современный или «винтаж», барокко или ампир, любой цвет (невесту сегодня можно увидеть в красном, золотом, зеленом или синем, персиковом или фиолетовом). А одна из жительниц города Вятки (Кирова) недавно стала поводом для телевизионного сюжета, надев на свою свадьбу наряд русской невесты XVIII века – все по правилам: и сарафан, и кокошник… Для сегодняшней невесты нет ничего невозможного!

Заканчивая данный исторический экскурс, хочется сказать, что в будущем в свадебной моде непременно появится что-то новое. Но можно утверждать наверняка: невесты всегда будут мечтать о самом красивом свадебном наряде и испытывать желание быть «королевой дня», выходя замуж. Так уж мы все устроены!

Наталья Буртовая

Спасибо за материал и фото сайтам:

Этот необычный наряд таит в себе историю веков, народные традиции и вековые устои общества. Поэтому, по сей день свадебное платье остается волшебно-привлекательным и завораживает своим видом, цветом и фасоном.

Меняется, история обновляется, время идет, земля вертится, а подвенечное платье остается популярным и самым красивым нарядом женщины. Этот необычный наряд таит в себе историю веков, народные традиции и вековые устои общества. Поэтому по сей день свадебное платье остается волшебно-привлекательным и завораживает своим видом, цветом и фасоном. Но многие не знают, что наряд для невесты прошел долгий путь прежде, чем появился в 21 веке таким каков он есть. С "миру по нитки" и наши женщины получили в "наследство" совершенный образ невесты.

История свадебного платья начинается с одной стороны очень давно, а с другой — то платье, которое мы привыкли считать свадебным, появилось совсем недавно. До определенного времени как такового понятия свадебного или подвенечного платья не существовало — девушки выходили замуж в самых лучших одеждах, которые могли показать и подчеркнуть древность и знатность их рода. Покровительницей невест была богиня Афродита: в честь неё невесты надевали золотую накидку и украшали голову венками из цветов.

В Древнем Риме невеста одевалась строго, в соответствии с образом Юноны. На голове невеста носила алое покрывало, символизирующее страсть, любовь и невинность невесты.

В Древней Греции невест одевали красиво и изысканно, окутывая фигуру пеплосом — длинным куском ткани. Чтобы выделить невесту среди окружающих, платье украшалось двумя застежками. И чем богаче был род невесты, тем изысканнее и драгоценнее были застежки. Голова же выходящей замуж девушки была накрыта желтой тканью, символизирующей солнечную радость, счастье и чистоту.

Древние римлянки одевали более строгие одежды, драпирующие тело и спускавшиеся ровными складками, как изгибы одежд Юноны, богини бракосочетания и материнства. Голову римлянки покрывали алой тканью, чтобы на ее фоне выглядеть томно-бледными как мраморные статуи.

В России ситуация обстояла несколько иначе: наряды невест со времен Древней Руси отличались неимоверным консерватизмом. Много веков девушки выходили замуж в традиционном одеянии: длинная белая рубаха с широкими рукавами, поверх сарафан, украшенный позументом, и душегрея. На Руси любили красный цвет, символизировавший радость, солнце и красоту (отсюда и выражение «красна девица»), поэтому свадебный наряд состоял не только из алого сарафана, но и лент, вплетенных в волосы. После свадьбы девичьи косы расплетались и укладывались вокруг головы («окручивались»), что показывало окружающим, что перед ними замужняя дева. Невесты-аристократки надевали поверх такого одеяния плащ-мантию - обычно парчовый и с золотым шитьем. Голову красавицы украшал венец-обруч с мелодично звенящими подвесками.

Начиная с XVIII века, русские красавицы по указу Петра I стали следить за европейской модой и сменили сарафаны на модные платья. Тем не менее, простолюдинки еще как минимум век выходили замуж в сарафанах и рубахах.

Первые упоминания свадебного костюма, который должен одеваться только на это мероприятие, относятся к XV веку. В это время свадебное платье заказывалось вместе с приданным невесты и делало невесту «слегка беременной». В моде была беременность, поэтому в гардеробе каждой средневековой модницы имелся небольшой накладной животик. Надевался он в том числе и на свадьбу.

В готическом свадебном платье обязательными были корсет, высокая талия, треугольный вырез и длинные рукава. При этом цветовая гамма платья могла быть абсолютно любой, и чаще всего платье было максимально разноцветным (чем больше красителей могла позволить себе невеста, тем богаче был ее род).

В XV веке «готические» невесты взяли за правило непременно надевать на свадьбу новое платье, ранее никем не виданное, ну и, разумеется, по красоте это платье должно было перечеркнуть все уже имеющиеся в гардеробе. Возможно, для невесты Средневековья красивое платье было единственной радостью от замужества, ведь браки в те времена заключались, как сделки, по расчету, с непременным свадебным контрактом. Подвенечное платье тоже являлось частью контракта - в нем было прописано, из какой ткани оно должно быть пошито (обычно брались бархат или парча), чем украшено, каким мехом подбито - беличьим или горностаевым. Одним из самых модных фасонов считался «котарди» с завышенной талией, длинными рукавами и треугольным вырезом.

Внешность женщин также подгонялась под моду - в частности, на монголоидные лица с раскосыми глазами, которые, по мнению общественности, были прекрасны. Ресницы беспощадно выщипывались, брови выбривались, зрительно приподнимая лоб, а вот косметикой пользоваться строжайше запрещалось церковью - естественно, к свадьбе девушку готовили с особой тщательностью (выбривая и выщипывая еще больше, чем обычно, видимо). На голову невесты водружали головной убор в виде башни — энен. Чтобы удержать этот тяжелый и порой достигающий метра в высоту убор, невесты всегда смотрели вниз, опуская голову. Энен обязательно украшала фата до пола, как правило, из натурального шелка. У фаты был сакральный смысл - она не только защищала невесту от злых духов, но и от взоров других мужчин, которые, увидь невесту во всей красе, могли бы пожелать ее похитить. Цвет платья зависел от пожеланий семьи жениха, но особо популярными считались красный, алый или пурпурный. представляла собой ультрамодные ботинки с длинными носами.

В конце XV века во Франции начали устраивать «белые балы», которые ввели моду на однотонные наряды. Первой в Европе рискнула пойти под венец в белом платье Маргарита Валуа — королева Марго. И вскоре все невесты континента оделись в белое. Но только в том случае, если шли замуж впервые. При втором браке женщина (ни разведенная, ни вдова) не имела права на белое одеяние. Мода эта держалась более двух столетий.

В эпоху барокко силуэт свадебного платья коренным образом изменился, как и общий look невесты. В моду вошла полнота, объемные платья с пышными юбками и рукавами. Самым популярным цветом подвенечного наряда стал золотистый. Платья богато украшались кружевом, ставшего впоследствии традиционным элементом украшения свадебного платья. Основным драгоценным камнем стал жемчуг, который вплетали в волосы, надевали жемчужные ожерелья и браслеты.

Также в эпоху барокко в моду вошли подвенечные платья желтого и зеленого цветов, а чтобы пышнотелая невеста казалась еще более похожей на розочку, платья начали украшать кружевами, которые после этого так и остались в свадебной моде.

В начале XVII века в моду вошли гигантские воротники, которые так любили всем известные мушкетеры. Для пущей пышности под платье невесты поддевали минимум три нижние юбки, а также надевали непременные чулочки до колен с кокетливыми завязками, пышными бантами и прочим декором. Во второй половине XVII века модными стали свадебные наряды розового, коралловых цветов. Вдовы тоже могли выходить замуж, но вот колор для них был иным - допускалось надеть черное платье с красным декором. Но доминировать в наряде непременно должен был темный цвет, как память о первом супруге. Кружевной воротник - фрэза — по-прежнему являлся важным атрибутом наряда, который по-русски называли брыжами или плоеным воротником. К тому времени, как пришла мода воротников-Медичи, начали украшать золотой вышивкой. Кстати, в ту эпоху свадебное платье вовсе не являлось «платьем одного дня» — после церемонии уже жена нередко встречала гостей в подвенечном наряде.

В XVIII веке мода на свадебные платья вновь изменилась и все невесты заказывали исключительно наряды с воротником Медичи. Платья богато украшались вышивкой, кружевом и золотом. Цветовая гамма оставалась разнообразной, но наиболее популярны были пастельные тона: светло-розовый, светло-зеленый, нежно-голубой. Хотя зеленый — весьма спорный цвет. Например, в Англии он считался привлекающим злых гномов и других отрицательных сказочных героев. Девушки-простолюдинки имели свою моду на наряды и часто выходили замуж в сером платье. Популярны были и коричневые, и бежевые наряды, которые потом использовались для воскресных походов в церковь.

В эпоху рококо все больше невест выбирали себе серебряные наряды. Юбка достигла апогея пышности, благодаря конструкции «панье». При этом корсеты подбирались невероятно узкие, затягивающие невесту в «осиную талию». Грудь при таком корсете практически вываливалась из декольте - впрочем, это не считалось вульгарным, скорее модным. Непременным атрибутом платья был шлейф - его длина определяла статус невесты. В моду вошли напудренные парики и высокие прически.

В эпоху рококо невеста напоминала нежную цветочную клумбу: пышная юбка подпиралась специальной конструкцией, обеспечивавшей форму крутых широких боков, практически параллельных полу, узкий корсет высоко поднимал грудь, а все платье украшалось цветочными гирляндами и бантами.

Моду на светлые, но еще не белые платья принесла эпоха неоклассицизма, когда вовсю шли раскопки античных статуй, ставших законодателями моды. В Европу пришла мода на драпировку тела шелками, поэтому невесты стали напоминать древних римлянок.

В конце 1790-х годов под влиянием Древнего Рима и Греции в свадебную моду вошли белые платья.

Первыми обладательницами белого подвенечного наряда, хоть и с разницей в несколько веков, стали знаменитые королева Марго, Анна Австрийская, Мария Стюарт и английская принцесса Виктория.

Считается, что первым белым подвенечным платьем было платье, сшитое при французском дворе для бракосочетания принцессы Мюра, при этом само платье было с высокой талией и нежно струилось вдоль стройного тела. Рюши и корсет заново вернулись в свадебную моду только в XIX веке, тогда же появился «символ невесты» — специальный убор из цветов апельсина «флер-д"оранж».

Родственница Наполеона, принцесса Мюра, стала красивейшей невестой в белом и положила моду на этот цвет для свадебного платья.

Жозефина — прекрасная возлюбленная императора Наполеона. Благодаря этой утонченной аристократке в моду на все времена вошли женственные наряды, в которых каждая женщина сможет почувствовать себя настоящей богиней. Именно богиней, потому что стиль ампир — это частичное возвращение античных образов.Откуда такое название? Почему «Ампир»? Потому что императорский! Кстати, другим важным достижением той далекой эпохи следует признать появление в женском гардеробе коротких спенсеров и рединготов, прародителей современных женских жакетов.


Elizabeth Patterson Bonaparte


Платья в стиле ампир, 19 век

Завышенная талия, низкая линия декольте и короткие рукава-фонарики — вот типичные черты женского наряда в стиле ампир. Этот стиль на самом деле универсален: он подчеркивает линию бюста, визуально делает талию тоньше, помогает скрыть мелкие недостатки, а также создает образ чистоты и невинности. Цвета ампира просты и неброски, очень часто это просто белый, с однотонной рельефной вышивкой или симметричной декоративной отделкой.

К концу века появились широкие платья на креолине, тогда же началось возвращение рюш и кружева из барокко и рококо.

В XIX веке невесты поголовно стали использовать для декора своего наряда шелковые кружева «блонды» красивейшего янтарно-золотистого цвета. Недостатком «блонд» была их чрезмерная хрупкость - они быстро рвались, разрушались и секлись на солнечном свету. Как правило, для невесты шили платье с декором из этих кружев и с фатой, полностью сотканной из «блонд». Высокая талия оставалась популярной, но ее начали украшать рюшами. В эпоху Бидермайер (20-30-е годы XIX века) типичное свадебное платье состояло из низкого декольте, рукава-фонарика и нормальной, не завышенной, линии талии. Платье имело колоколообразную форму, благодаря вшитому в подол «рулону». Под юбкой непременно скрывался кринолин, держащий пышную форму.

Мода стала чаще меняться, чем в прошлые века, поэтому каждое десятилетие невесты слегка видоизменялись. Так в 30-е годы голову невест стали украшать убором из цветов апельсина - флер-д’оранжем. Этот «венок» надолго закрепился в свадебной моде, став своеобразным символом невесты. Бутоны были искусственными и изготавливались из шелка, бархата и ваты. Флер-д’оранж венчал не только голову — на груди или талии невесты красовалась брошь в том же стиле, а рукава платья были обшиты цветочными веточками.

В 50-х годах XIX века в свадебную моду вошли перчатки и ювелирные украшения - все, кроме бриллиантовых. Горный хрусталь и жемчуг стали явными фаворитами. Юбки все еще оставались широкими, также в моду вошли широчайшие рукава-пагоды. Невесты постепенно стали переходить к другому виду кружев - брюссельским. Французская императрица Евгения закрепила моду, выйдя замуж в платье, сплошь сотканном из такого рода кружев. Ближе к 90-м годам в моду вошли более узкие юбки, а вот рукава стали еще шире - рукава-жиго. Самым популярным материалом считался атлас-дюшесс.

В начале XX века, с наступлением эпохи Модерна, невероятный объем юбок окончательно вышел из моды. Юбки отделывались «крепо» — деревянными шишечками, обмотанными кружевом. Подвенечные платья стали более закрытыми — с воротником-стойкой. Надо сказать, корсет, хоть и частично вышел из моды, все же появлялся часто на свадьбах, маскируя недостатки невестиной талии. Стала меняться и длина платья - оно уже едва прикрывало лодыжки.

Лишь после Первой мировой войны корсет утратил свою актуальность, так как изменилась и форма платья - в моду вошла заниженная талия. Флер-д’оранж тоже канул в лету, его заменили свадебным букетом, как правило, белыми розами или каллами. Именно в этот период невесты стали активнее пользоваться косметикой и выходить замуж не только с «нарисованным» личиком, но и с ярким маникюром. В свадебную прическу часто вставлялись перья, которые могли украшать и свадебное платье. В эти же годы переворот в моде совершила Коко Шанель, предложив весьма смелые по тем временам свадебные наряды: с короткой юбкой до колена и длинным шлейфом сзади.

В 30-х годах XX века невесты вновь перешли к корсетам и пышным платьям, нередко в комплекте с короткими жакетами. Появились также и подкладные плечики, ставшие непременным атрибутом наряда модной невесты. В течение XX века много раз менялась: в 50-х Кристиан Диор ввел моду на пышные юбки, в 60-х многие выходили замуж в мини, а ближе к 80-м длинные платья с романтичными рюшами и вышивкой вновь завоевали сердца невест.

В свадебной моде XXI века сплелись все прошлые веяния — популярны и платья «ампир», и невероятно пышные юбки, и отделка кружевом, и корсеты. Современная невеста может выбрать для себя платье с мотивами любой эпохи, облачиться в мини или даже в брюки - и ее назовут максимум чудачкой.

Несмотря на эксперименты с мини, брюками и яркими цветами в XX веке, современные невесты часто выбирают классическое белое пышное свадебное платье, украшенное кружевом и рюшами.

French bride in white 1823


Miss Stephens as Susanna 1827


Beckingham wedding of 1729


"Pamela is married" from the novel

"Pamela" by Richardson (1740)


The wedding of George Prince of Wales and Princess Caroline Amelia Elizabeth of Brunswick-Wolfenbuttel on April 8, 1795


Princess Charlotte of Wales and Prince Leopold of Cobourg returning from the Altar, after the Marriage

Ceremony on May 2 1816

Свадебные причёски


А это коллекция платьев 19 века.
London and Paris Fashions 1841

Выбирая сегодня свадебное платье , вот так просто, придя в любой свадебный салон, мы не задумываемся о том, что так было не всегда. Когда-то и свадеб, в привычном нам понимании, не было, и свадебных платьев, как таковых, тоже.

В пятнадцатом веке началась мода на пышные венчания, с которых все и началось. На венчании было много гостей, родственников, знакомых и просто случайных прохожих. Невеста должна была надеть свое самое лучшее платье. Богатые невесты шили платья на заказ , невесты из простых семей надевали свое любимое и самое нарядное платье. Все о свадебной моде, платьях и аксессуарах можете прочитать на сайте моды сайт .

Белых платьев в средневековье не носили. Во-первых, белый считался цветом траура, во-вторых, гигиенические нормы тогда отсутствовали, и ходить в белом платье было просто невозможно.

Средневековые подвенечные платья были жутко неудобными, но крайне эффектными. Выбор свадебного платья по фигуре считался не актуален, так как все платья шились по определенной моде того времени. Рукава платья иногда были такой длинны, что достигали уровня земли.

Талия была завышенной, практически прямо под грудью, а вот на живот, с внутренней стороны платья, прикреплялась специальная подушечка, которая изображала беременность. Это было для того, что невеста в положении, ценилась выше, чем не беременная. Это означало, что невеста способна оставить наследников, что в те времена, было сделать совсем непросто.

Главным украшением невесты была шляпка – энена, это такой колпак с вуалью, вы не раз видели его на полотнах средневековых живописцев. Высота шляпы иногда достигала полуметра, а бывало и больше.

В семнадцатом веке выбор свадебного платья по фигуре стал уже более-менее возможен. Юбки платья состояли из верхней и нижней. Чем-то уже напоминает современное бальное платье . Верхняя юбка, обычно была немного темнее цветом, чем нижняя. Обязательным атрибутом свадебного платья того времени был корсет. В моде была осиная талия, и объемные бедра. Верх платья обнажал плечи и увеличивал грудь.

Платья обильно декорировали цветами , драгоценными камнями, рюшами, оборками, вышивкой золотыми нитями и так далее. Такое произведение искусства украшало любую фигуру.

В эпоху рококо выбор свадебного платья по фигуре стал возможен , появилось разнообразие в фасонах. Эта эпоха оставила свой след в современной свадебной моде .

Именно оттуда в наше время пришли пышные платья , корсеты, вуали, оборки, кружево, и тот самый, белый цвет, который постепенно стал входить в моду, начиная со светло-розовых, золотистых и персиковых платьев.

Декор тоже до боли знаком – бисер, вышивка, камни, рюши, банты и ажурные вставки.

Туфли, которых ранее не было видно под платьем, вдруг оказались на виду. Так стала появляться мода на нарядные свадебные туфли , украшенные пряжками с драгоценными камнями и бантиками из шелка.

Наступила эпоха Просвещения. Именно тогда в моду вошли простые строгие платья , выбрать свадебное платья по фигуре тогда было совсем не сложно. У платьев были короткие рукава и завышенная талия. Они были настолько лаконичны, и из-за этого так прекрасны, что единственным украшением их была дорогая, благородная ткань, такая как бархат, атлас и муслин.

Тогда укрепилось понятие белого свадебного платья . Со временем все эти исторические наряды слились в единый современный свадебный наряд современной невесты. Где-то подсознательно, нам, наверное, очень хочется почувствовать себя героиней средневекового романа, и тогда, мы идем в свадебный салон за пышным бальным платьем с открытыми плечами и цветами в волосах.

Сегодня выбор свадебного платья неограничен ничем, ни модой, ни порядками. Мы вправе выбирать свадебное платья по фигуре , по цвету, по фасону, по настроению. И это прекрасно, что веяния последних тенденций моды в одежде настолько свободны, и мы можем ни от кого не зависеть в таком важном деле, как выбор свадебного платья .

Для женщины свадебное платье, пожалуй, самый долгожданный наряд. Век за веком сменяют друг друга, меняется наша жизнь и мода, но, как и всегда, очередная счастливая невеста трепетно притрагивается к свадебному обличью, как к удивительному и самому красивому наряду. Женщина остается женщиной и в любую эпоху мечтает выйти замуж.

Сегодня в это трудно поверить, но как такового свадебного или подвенечного платья до середины XIX века не существовало. Невеста появлялась в самой лучшей одежде, которую имела.

Почему у свадебного платья есть душа

Неиссякаемый источник вдохновения для свадебной стилистики – народ. Как известно, каждая этническая народность самобытна, отличается своими традициями и вероисповеданием. Поэтому одеяния невесты в древние времена были глубоко символичны и несли неразрывную духовную связь поколений.


Фото предоставлено свадебным салоном «Валенсия»

Можно лишь поверхностно отследить моменты канонического формирования свадебной моды. Пересказать историю длиною в путь человечества практически невозможно. До нас дошли лишь отголоски тех времен, по которым можно судить, как одевались на свадьбу наши далёкие соплеменники.

Исходные точки истории

Античная эпоха

Древнегреческие и римские невесты наряжались при помощи длинной нарядной ткани светлого тона, скрепив ее на груди, спине или сбоку особыми застежками. Венок из лавровых листьев символизировал триумф молодости и красоты. Иногда его заменяли накидкой цвета золота. Строгие и простые линии были присущи античной гармонии.

Древний Египет

Именно там заключались первые юридические браки и появлялись брачные контракты. Ну как может обойтись без свадебного платья родина семейных уз? Оно у древнеегипетских женщин чуть ли не впервые стало обязательным. Калазирис (свадебный наряд невесты) был похож на античный. Белая ткань, расшитая золотом и драгоценными камнями, обнимала тело от груди до щиколоток и придерживалась бретелью.

Аскетичный фон расставлял акценты на украшения. Бесчисленные амулеты и обереги в виде подвесок, колец, браслетов, поясов, диадем носили глубоко сакральный смысл, так как являлись частицей веры. Они связывали новобрачную с божественными силами, защищая от злых духов и порчи. Популярные украшения зеленого цвета символизировали плодородие.

Древний Рим

Он не желал выставлять напоказ природные прелести своих женщин, культивируя скромность и целомудрие. Земная красота – грех, так считали римляне и прятали ее под складки огненно-желтого, как солнце, свадебного покрывала «фламениум». Торжественное убранство олицетворяло источник жизненной силы и света. Одежда снималась только, когда новоявленные супруги оставались наедине. Во многом культуру облачения в одежды римляне переняли у греков.

Смутный досредневековый период омрачался не только падением Римской империи, но и забытьем культа красоты человеческого тела. Византийские невесты стыдливо прятались под двойные бесформенные туники, расшитые золотом и жемчугами. Дозволялось бросать случайные взгляды лишь на дорогие тяжёлые ткани, из которых шились многослойные наряды.

Светская львица

Первые свадебные платья, привычные для нашего восприятия, появились в XV веке. Они коренным образом отличались от тех, что были ранее, и подчёркивали хрупкий силуэт и утончённую натуру юной девушки. Подобное платье можно назвать «едва беременна», поскольку они требовали объёмного округлого животика, который имитировался специальными подкладными подушками.

Грандиозной длины шляпка «энен» пирамидальной формы, дабы не соскользнуть с хозяйки, заставляла её ходить с покорно склонённой головой. Этот неудобный до нелепости головной убор еще и украшался шёлковой фатой.

Подвенечные платья эпохи глубокого Средневековья были несказанно узкими и сильно стесняли движения. Их шили из роскошной парчи или бархата, утягивая фигуру облегающим кроем и бесконечными застёжками. В приоритете оставались яркие цвета: алый, бордовый, пурпурный. Свадебное убранство не обходилось без томных вуалей, плывущих шлейфов, а то и без длинных в пол рукавов.

Готический стиль жизни не мог не отразиться на облике невесты. В те суровые время брак был самой настоящей сделкой. Причем в контракте оговаривалось все до мелочей, даже ткань и меховая отделка платья, в котором невеста пойдет под венец.

Свежее дуновение эпохи Возрождения пришло из Италии. Именно там появились мягко облегающие талию силуэты, пышные рукава и длинные многослойные юбки с ниспадающими в пол мягкими складками. Под юбку поддевались короткие игривые чулочки с завязками в виде бантов над коленом.

В качестве украшений преобладал жемчуг. Перламутровую морскую драгоценность вплетали в волосы, шею и руки украшали жемчужными ожерельями и браслетами. В народе жило поверье, что жемчуг скрепляет брачные узы. Так приживались традиции барокко.

В том же XVI веке из Испании были завезены жесткие корсеты и огромные круглые кружевные воротники. В свадебную моду приоткрыл завесу золотистый цвет, а чуть позже – розовый. В те времена женскую фигуру сравнивали с песочными часами.

XVIII век ворвался в Европу витиеватым французским стилем «рококо» и воротником Медичи, без которого выходное платье даже не мыслилось. Удушающе узкие костяные корсеты женщины затягивали талию, пока дамы могли дышать. Юбка «панье» с жестким кринолином и летящим шлейфом достигла запредельной пышности. Причем длина последнего указывала на статус невесты.

Обилие утонченных мелких деталей, кружева, рюшей, лент и бантов сводило с ума. Вполне уместными казались кудрявые напудренные парики, прически «высотою с дом» и грудь, стремящаяся из декольте наружу. Всё это было модным, изысканным, искусственно преувеличенным и отнюдь не считалось вульгарным. Ведь даже букет невесты тщательно подбирался под оттенок платья.

В конце столетия пришел сдержанный стиль ампир. Простой силуэт с сильно завышенной талией, маленькими рукавчиками и расширяющейся к низу юбкой хорошо знаком нам и сегодня. Разница лишь в том, что заднюю часть платья в те времена увеличивали в объеме специальным каркасом или подкладными подушечками. При этом оставалось предостаточно места для ярких и соблазнительных элементов «рококо». Надо отметить, что типичные цвета ампира – серебристый и белый. Впрочем, последний в ракурсе свадебной моды заслуживает отдельного внимания.

Белое шествие

Если брать во внимание нравы XVI-XVII столетий, то девушка в белом могла дойти только до монастыря и стать «Христовой невестой». У многих народов белый цвет считался атрибутом скорби по ушедшему человеку. Свадебный наряд мог быть голубым, розовым, зеленым, фиолетовым, бордовым и даже одиозно черным, но никак не белым.

Однако из существующего правила появлялись исключения. И какие весомые исключения! Ведь если можно Марии Стюарт, Анне Австрийской или королеве Марго, значит бояться нечего. Полную ясность в этом вопросе внесла английская королева Виктория. Ее белое свадебное платье одержало фантастический триумф на публике и подействовало как свежий наркотик на преданных красавиц, списывающих моду со своей Королевы. Остановить белоснежную свадебную волну оказалось невозможно. Наконец-то искушенный мир признал белый цвет, как символ чистоты и непорочности.

XIX век принес невестам золотистые блонды – тончайшие кружевоплетения, теряющие свою структуру на палящем солнце. Несмотря на столь «хрустальную» хрупкость, этим великолепием украшали открытое декольте, маленькие рукава-фонарики, тончайшую фату. Юбку-колокол выстраивали кринолином с вшитым по низу рулоном.

Вместе с секущимися кружевами «давала трещины» застоявшаяся стилистика женского образа. «Корсетный» век задыхался и требовал разительных перемен. И они пришли в лице непостижимой Коко Шанель.

ХХ столетие изменило представление о «карамельно-кондитерской» насыщенности женских нарядов, предложив женщине глоток свободы и право оставаться собой. Белые свадебные платья от Коко Шанель были намного скромнее и проще, но они ни на секунду не отвлекали взгляд от самой женщины, подчеркивая природные линии ее фигуры. Ничего лишнего! Этим воздухом и сегодня дышит мир моды, в том числе и свадебная стихия. С легкой руки Коко белая свадебная феерия, как паутина, распространилась по цивилизованному миру и до сих пор без боя не желает отдавать свои позиции.

Конечно, свои коррективы внесла II Мировая война. Женщины не только экономили на кружеве, но и становились смелее. Вплоть до 60-х годов ХХ века длина платьев постепенно ползла вверх до пугающего мини. Привычные сегодня фасоны многим казались дерзкими и скандальными, но выглядели сногсшибательно. Мир свадебной моды жил отдельной жизнью и упрямо пробивал себе дорогу в будущее.

Идеал скромной невесты в почти гимназическом платье со скромной шляпкой-котелком на голове остался на пожелтевших снимках 20-х годов. Середина века врывается в мир моды строго очерченной классикой в сочетании со сдержанной романтикой. Вспомним платья-миди от маститого Кристиана Диора.

Этот стиль хиппи из 70-х годов приняли с небольшими поправками, добавив в него фольклорных нот, больше раскованной романтики и вальяжного трикотажа.

В 80-е годы люди повернулись лицом к спорту и предпочитали удобные просторные одежды, не стесняющие движений. Кстати, свадебные платья свободного покроя с приспущенными рукавами снова в тренде и широко представлены в свадебных салонах.

Самыми непостижимыми для истории моды оказались лихие 90-е. Подобной вседозволенности мир не видел никогда. Да и не было тогда особой моды – рыночная анархия, одним словом. Как женщины умудрялись сохранять безупречный вкус, останется загадкой. Любопытно, что многие эксперты называют этот период самой чёрной полосой в истории моды.

Современная невеста, кто она?


Фото предоставлено свадебным салоном «Валенсия»

Если попытаться в одно слово обозначить, какой свадебный наряд сегодня в моде, то это, пожалуй, стильный. Учитывая пропорции своего тела, девушка может примерять на себя одеяния любой эпохи, не боясь казаться несовременной. Нет отживших фасонов! Опасаться нужно стилистических ошибок, связанных с комбинаторикой отдельных элементов и нарушением целостности образа. Неважно, что Вы выбрали – дерзость или романтику, лаконичность или блеск , сдержанность или фонтан эмоций, главное оставаться в роли до конца.




Примеряйте не платье, а эпоху. Постарайтесь мысленно хотя бы на мгновение очнуться в том времени, куда стремится душа. Сердце благодарно подскажет, какому платью отдать предпочтение. Сохраните это волшебное ощущение образа на протяжении всего праздника. Вы будете неотразимой.




Фото предоставлены свадебным салоном «Валенсия»

Девушка из времен «настоящее+будущее» активна, уверена в своих силах, подтянута и точно знает, что хочет от жизни. Дерзайте!

Современные тенденции свадебной моды

Сегодня мы смело говорим о наличии высокодоходной индустрии свадебных нарядов. Возможно, она развивается не так динамично и кардинально, как другие отрасли, но тому есть вполне резонное объяснение – прочно укрепившиеся традиции в противовес новым идеям. Создателям свадебных нарядов приходится с ними считаться.


Фото предоставлено свадебным салоном «Валенсия»

Но все же, если проанализировать «долгий путь платья к невесте», нельзя не заметить освежающего дыхания XXI века:

  • На новом витке к свадебным платьям вернулись королевская роскошь и изысканность.
  • Современные текстильные технологии явили миру безупречные по фактуре и выделке ткани, атласные, шелковые, кружевные, с помощью которых можно выстраивать силуэт, выполнять густые драпировки, оформлять декоративные детали. Эти материалы сочетают презентабельность и практичность, сохраняя первозданный внешний вид даже на самой активной невесте.
  • Возможности невесты ограничены лишь финансово, в остальном можно бесконечно экспериментировать, выбирая фасон, материал, цвет, отделку.
  • Свадебные платья создаются минимальным тиражом, иногда в единичном экземпляре, и объединяются в небольшие сезонные коллекции, пополняемые несколько раз в год. Салоны проявляют интерес к широким группам покупателей, включая невест в положении и с особыми потребностями. Визуальный мониторинг показывает, что существует идеальный выбор на любую женскую фигуру.

В последнее время стилисты предлагают длинные силуэты, максимально подчеркивающие талию, открывающие плечи и руки.




Фото предоставлены свадебным салоном «Валенсия»

Немного конкретики на примере платьев свадебного салона «Валенсия» (самые ходовые фасоны у девушек разных комплекций):

  • бальные платья – «Lanesta Amandola», «Lussano Bridal Davina», «Lanesta Lumia», «Farletta Petuniya», «Naviblue Bridal Linda», «Farletta Sagitta», «Прециоза» (автор Наталья Романова), «Magdalena» (автор Ева Уткина), «Blanch» (автор Анна Кузнецова);

Фото предоставлено свадебным салоном «Валенсия»
  • платья «русалка» – «Lanesta Emily», «Lanesta Makko», «Farletta Cassiopeia», «Star» (коронная фишка от Анны Кузнецовой);




Фото предоставлены свадебным салоном «Валенсия»
  • платья А-силуэта в стиле 60-х годов – «Gabbiano Cessa», «Obstinate Chamomile», «Farletta Franjepani», «Dorotea» (автор Анна Кузнецова), «Батри» и «Фрея» (автор Наталья Романова);



Фото предоставлены свадебным салоном «Валенсия»
  • платья в стиле греческого ампира – Gabbiano «Colombina» и «Estel» Ariamo «Lucca», Оксана Муха «Ennis»;



Фото предоставлены свадебным салоном «Валенсия»

На кону много интересных трендов сезона 2018-2019 годов:Фото предоставлены свадебным салоном «Валенсия»

  • аппликации и вышивки в цветочной тематике;
  • укороченные юбки со шлейфом;
  • обнаженные плечи;
  • длинные, узкие или расширенные к низу рукава;




Фото предоставлены свадебным салоном «Валенсия»
  • смелые нарушения цветового равновесия – самые неожиданные оттенки и их сочетания в крое или в контрастной отделке;
  • кружевные аппликации с тату-эффектом;
  • оригинальные безрукавные плащи (кейпы) или пелерины взамен фаты или головного убора;
  • фасон «кроп-топ».

Фото предоставлено свадебным салоном «Валенсия»

Как бы упрямо не бежало время, свадьба всегда остается важным и счастливым событием в жизни любого человека. Мы прежние, и ищем свое свадебное платье, а теплые отголоски истории – наша путеводная нить на пути к совершенству.

Свадебное платье, пожалуй единственный наряд который выбирается так тщательно и внимательно. Каждая девушка, начиная с детства думает какое будет у неё платье, насколько она будет в нем неотразима и желанна для своего избранника. Мы столько уделяем этому внимания, а ведь в своем большинстве даже и не знаем истории этого красивого наряда.

Early Victorian bride 1844

История свадебного платья начинается с одной стороны очень давно, а с другой - то платье, которое мы привыкли считать свадебным, появилось совсем недавно. До определенного времени как такового понятия свадебного или подвенечного платья не существовало - девушки выходили замуж в самых лучших одеждах, которые могли показать и подчеркнуть древность и знатность их рода.Покровительницей невест была богиня Афродита: в честь неё невесты надевали золотую накидку и украшали голову венками из цветов.
В Древнем Риме невеста одевалась строго, в соответствии с образом - Юноны. На голове невеста носила алое покрывало, символизирующее страсть, любовь и невинность невесты.

В Древней Греции невест одевали красиво и изысканно, окутывая фигуру пеплосом - длинным куском ткани. Чтобы выделить невесту среди окружающих, платье украшалось двумя застежками. И чем богаче был род невесты, тем изысканнее и драгоценнее были застежки. Голова же выходящей замуж девушки была накрыта желтой тканью, символизирующей солнечную радость, счастье и чистоту.

Древние римлянки одевали более строгие одежды, драпирующие тело и спускавшиеся ровными складками, как изгибы одежд Юноны, богини бракосочетания и материнства. Голову римлянки покрывали алой тканью, чтобы на ее фоне выглядеть томно-бледными как мраморные статуи.

В России ситуация обстояла несколько иначе: наряды невест со времен Древней Руси отличались неимоверным консерватизмом. Много веков девушки выходили замуж в традиционном одеянии: длинная белая рубаха с широкими рукавами, поверх сарафан, украшенный позументом, и душегрея. На Руси любили красный цвет, символизировавший радость, солнце и красоту (отсюда и выражение «красна девица»), поэтому свадебный наряд состоял не только из алого сарафана, но и лент, вплетенных в волосы. После свадьбы девичьи косы расплетались и укладывались вокруг головы («окручивались»), что показывало окружающим, что перед ними замужняя дева.Невесты-аристократки надевали поверх такого одеяния плащ-мантию - обычно парчовый и с золотым шитьем. Голову красавицы украшал венец-обруч с мелодично звенящими подвесками.
Начиная с XVIII века, русские красавицы по указу Петра I стали следить за европейской модой и сменили сарафаны на модные платья. Тем не менее, простолюдинки еще как минимум век выходили замуж в сарафанах и рубахах.

Первые упоминания свадебного костюма, который должен одеваться только на это мероприятие, относятся к XV веку. В это время свадебное платье заказывалось вместе с приданным невесты и делало невесту «слегка беременной».В моде была беременность, поэтому в гардеробе каждой средневековой модницы имелся небольшой накладной животик. Надевался он в том числе и на свадьбу.
В готическом свадебном платье обязательными были корсет, высокая талия, треугольный вырез и длинные рукава. При этом цветовая гамма платья могла быть абсолютно любой, и чаще всего платье было максимально разноцветным (чем больше красителей могла позволить себе невеста, тем богаче был ее род).
В XV веке «готические» невесты взяли за правило непременно надевать на свадьбу новое платье, ранее никем не виданное, ну и, разумеется, по красоте это платье должно было перечеркнуть все уже имеющиеся в гардеробе. Возможно, для невесты Средневековья красивое платье было единственной радостью от замужества, ведь браки в те времена заключались как сделки, по расчету, с непременным свадебным контрактом. Подвенечное платье тоже являлось частью контракта - в нем было прописано, из какой ткани оно должно быть пошито (обычно брались бархат или парча), чем украшено, каким мехом подбито - беличьим или горностаевым. Одним из самых модных фасонов считался «котарди» с завышенной талией, длинными рукавами и треугольным вырезом.
Внешность женщин также подгонялась под моду - в частности, на монголоидные лица с раскосыми глазами, которые, по мнению общественности, были прекрасны. Ресницы беспощадно выщипывались, брови выбривались, зрительно приподнимая лоб, а вот косметикой пользоваться строжайше запрещалось церковью - естественно, к свадьбе девушку готовили с особой тщательностью (выбривая и выщипывая еще больше, чем обычно, видимо). На голову невесты водружали головной убор в виде башни - энен. Чтобы удержать этот тяжелый и порой достигающий метра в высоту убор, невесты всегда смотрели вниз, опуская голову. Энен обязательно украшала фата до пола - как правило, из натурального шелка. У фаты был сакральный смысл - она не только защищала невесту от злых духов, но и от взоров других мужчин, которые, увидь невесту во всей красе, могли бы пожелать ее похитить. Цвет платья зависел от пожеланий семьи жениха, но особо популярными считались красный, алый или пурпурный. Свадебная обувь представляла собой ультрамодные ботинки с длинными носами.

В конце XV века во Франции начали устраивать «белые балы», которые ввели моду на однотонные наряды. Первой в Европе рискнула пойти под венец в белом платье Маргарита Валуа — королева Марго. И вскоре все невесты континента оделись в белое. Но только в том случае, если шли замуж впервые. При втором браке женщина (ни разведенная, ни вдова) не имела права на белое одеяние. Мода эта держалась более двух столетий.

В эпоху Барокко силуэт свадебного платья коренным образом изменился, как и общий look невесты. В моду вошла полнота, объемные платья с пышными юбками и рукавами. Самым популярным цветом подвенечного наряда стал золотистый. Платья богато украшались кружевом, ставшего в последствии традиционным элементом украшения свадебного платья. Основным драгоценным камнем стал жемчуг, который вплетали в волосы, надевали жемчужные ожерелья и браслеты.
Также в эпоху барокко в моду вошли подвенечные платья желтого и зеленого цветов, а чтобы пышнотелая невеста казалась еще более похожей на розочку, платья начали украшать кружевами, которые после этого так и остались в свадебной моде.

В начале XVII века в моду вошли гигантские воротники, которые так любили всем известные мушкетеры. Для пущей пышности под платье невесты поддевали минимум три нижние юбки, а также надевали непременные чулочки до колен с кокетливыми завязками, пышными бантами и прочим декором. Во второй половине XVII века модными стали свадебные наряды розового, коралловых цветов. Вдовы тоже могли выходить замуж, но вот колор для них был иным - допускалось надеть черное платье с красным декором. Но доминировать в наряде непременно должен был темный цвет как память о первом супруге. Кружевной воротник - фрэза - по-прежнему являлся важным атрибутом наряда, который по-русски называли брыжами или плоеным воротником. К тому времени как пришла мода воротников-Медичи, свадебные платья начали украшать золотой вышивкой.. Кстати, в ту эпоху свадебное платье вовсе не являлось «платьем одного дня» - после церемонии уже жена нередко встречала гостей в подвенечном наряде.

В XVIII веке мода на свадебные платья вновь изменилась и все невесты заказывали исключительно наряды с воротником Медичи. Платья богато украшались вышивкой, кружевом и золотом. Цветовая гамма оставалась разнообразной, но наиболее популярны были пастельные тона: светло-розовый, светло-зеленый, нежно-голубой. Хотя зеленый - весьма спорный цвет - например, а Англии он считался привлекающим злых гномов и других отрицательных сказочных героев. Девушки-простолюдинки имели свою моду на наряды и часто выходили замуж в сером платье. Популярны были и коричневые, и бежевые наряды, которые потом использовались для воскресных походов в церковь.

В эпоху Рококо все больше невест выбирали себе серебряные наряды. Юбка достигла апогея пышности благодаря конструкции «панье». При этом корсеты подбирались невероятно узкие, затягивающие невесту в «осиную талию». Грудь при таком корсете практически вываливалась из декольте - впрочем, это не считалось вульгарным, скорее модным. Непременным атрибутом платья был шлейф - его длина определяла статус невесты. В моду вошли напудренные парики и высокие прически.

В эпоху рококо невеста напоминала нежную цветочную клумбу: пышная юбка подпиралась специальной конструкцией, обеспечивавшей форму крутых широких боков, практически параллельных полу, узкий корсет высоко поднимал грудь, а все платье украшалось цветочными гирляндами и бантами.
Моду на светлые, но еще не белые платья принесла эпоха неоклассицизма, когда вовсю шли раскопки античных статуй, ставших законодателями моды. В Европу пришла мода на драпировку тела шелками, поэтому невесты стали напоминать древних римлянок.

В конце 1790-х годов под влиянием Древнего Рима и Греции в свадебную моду вошли белые платья.
Первыми обладательницами белого подвенечного наряда, хоть и с разницей в несколько веков, стали знаменитые королева Марго, Анна Австрийская, Мария Стюарт и английская принцесса Виктория.
Считается, что первым белым подвенечным платьем было платье, сшитое при французском дворе для бракосочетания принцессы Мюра, при этом само платье было с высокой талией и нежно струилось вдоль стройного тела. Рюши и корсет заново вернулись в свадебную моду только в XIX веке, тогда же появился «символ невесты» - специальный убор из цветов апельсина «флер-д"оранж».

Родственница Наполеона, принцесса Мюра, стала красивейшей невестой в белом и положила моду на этот цвет для свадебного платья.

Жозефина — прекрасная возлюбленная императора Наполеона. Благодаря этой утонченной аристократке в моду на все времена вошли женственные наряды, в которых каждая женщина сможет почувствовать себя настоящей богиней. Именно богиней, потому что стиль ампир — это частичное возвращение античных образов.Откуда такое название? Почему «Ампир»? Потому что императорский! Кстати, другим важным достижением той далекой эпохи следует признать появление в женском гардеробе коротких спенсеров и рединготов, прародителей современных женских жакетов.

Elizabeth Patterson Bonaparte


Платья в стиле ампир, 19 век

Завышенная талия, низкая линия декольте и короткие рукава-фонарики - вот типичные черты женского наряда в стиле ампир. Этот стиль на самом деле универсален: он подчеркивает линию бюста, визуально делает талию тоньше, помогает скрыть мелкие недостатки, а также создает образ чистоты и невинности. Цвета ампир просты и неброски, очень часто это просто белый, с однотонной рельефной вышивкой или симметричной декоративной отделкой.

К концу века появились широкие платья на креолине, тогда же началось возвращение рюш и кружева из барокко и рококо.

В 19 веке невесты поголовно стали использовать для декора своего наряда шелковые кружева «блонды» красивейшего янтарно-золотистого цвета. Недостатком «блонд» была их чрезмерная хрупкость - они быстро рвались, разрушались и секлись на солнечном свету. Как правило, для невесты шили платье с декором из этих кружев и с фатой, полностью сотканной из «блонд». Высокая талия оставалась популярной, но ее начали украшать рюшами. В эпоху Бидермайер (20-30-е годы 19 века) типичное свадебное платье состояло из низкого декольте, рукава-фонарика и нормальной, не завышенной, линии талии. Платье имело колоколообразную форму благодаря вшитому в подол «рулону». Под юбкой непременно скрывался кринолин, держащий пышную форму.

Мода стала чаще меняться, чем в прошлые века, поэтому каждое десятилетие невесты слегка видоизменялись. Так, в 30-е годы голову невест стали украшать убором из цветов апельсина - флер-д’оранжем. Этот «венок» надолго закрепился в свадебной моде, став своеобразным символом невесты. Бутоны были искусственными и изготавливались из шелка, бархата и ваты. Флер-д’оранж венчал не только голову, - на груди или талии невесты красовалась брошь в том же стиле, а рукава платья были обшиты цветочными веточками.

В 50-х годах 19 века в свадебную моду вошли перчатки и ювелирные украшения - все, кроме бриллиантовых. Горный хрусталь и жемчуг стали явными фаворитами. Юбки все еще оставались широкими, также в моду вошли широчайшие рукава-пагоды. Невесты постепенно стали переходить к другому виду кружев - брюссельским. Французская императрица Евгения закрепила моду, выйдя замуж в платье, сплошь сотканном из такого рода кружев. Ближе к 90-м годам в моду вошли более узкие юбки, а вот рукава стали еще шире - рукава-жиго. Самым популярным материалом считался атлас-дюшесс.

В 1900-е, с наступлением эпохи Модерна, невероятный объем юбок окончательно вышел из моды. Юбки отделывались «крепо» - деревянными шишечками, обмотанными кружевом. Подвенечные платья стали более закрытыми - с воротником-стойкой. Надо сказать, корсет, хоть и частично вышел из моды, все же появлялся часто на свадьбах, маскируя недостатки невестиной талии. Стала меняться и длина платья - оно уже едва прикрывало лодыжки.

Лишь после Первой мировой войны корсет утратил свою актуальность, так как изменилась и форма платья - в моду вошла заниженная талия. Флер-д’оранж тоже канул в Лету, - его заменили свадебным букетом, как правило, белыми розами или каллами. Именно в этот период невесты стали активнее пользоваться косметикой и выходить замуж не только с «нарисованным» личиком, но и с ярким маникюром. В свадебную прическу часто вставлялись перья, которые могли украшать и свадебное платье. В эти же годы переворот в моде совершила Коко Шанель, предложив весьма смелые по тем временам свадебные наряды: с короткой юбкой до колена и длинным шлейфом сзади.

В 30-х годах 20 века невесты вновь перешли к корсетам и пышным платьям, нередко в комплекте с короткими жакетами. Появились также и подкладные плечики, ставшие непременным атрибутом наряда модной невесты. В течении 20 века свадебная мода много раз менялась: в 50-х Кристиан Диор ввел моду на пышные юбки, в 60-х многие выходили замуж в мини, а ближе к 80-м длинные платья с романтичными рюшами и вышивкой вновь завоевали сердца невест.

В свадебной моде 21 века сплелись все прошлые веяния - популярны и платья «ампир», и невероятно пышные юбки, и отделка кружевом, и корсеты. Современная невеста может выбрать для себя платья с мотивами любой эпохи, облачиться в мини или даже в брюки - и ее назовут максимум чудачкой.

Несмотря на эксперименты с мини, брюками и яркими цветами в XX веке, современные невесты часто выбирают классическое белое пышное свадебное платье, украшенное кружевом и рюшами.


French bride in white 1823

Miss Stephens as Susanna 1827

Beckingham wedding of 1729

"Pamela is married" from the novel
"Pamela" by Richardson (1740)

The wedding of George Prince of Wales and Princess Caroline Amelia Elizabeth of Brunswick-Wolfenbuttel on April 8, 1795

Princess Charlotte of Wales and Prince Leopold of Cobourg returning from the Altar, after the Marriage
Ceremony on May 2 1816

Свадебные причёски

А это коллекция платьев 19 века.
London and Paris Fashions 1841