Семейные страсти

Мелкая моторика в старшем дошкольном возрасте. Развитие мелкой моторики старших дошкольников в процессе овладения элементами художественных техник (на материале японской культуры). Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Полноценное развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, а именно в 3-6 летнем возрасте, очень важно, поскольку от этого зависят речевые навыки, успехи в обучении и социализация. От примитивных хватательных жестов ладонью, характерных для 2-3 летнего ребенка, малыш переходит к более мелким движениям пальцами. Уровень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста выявляет интеллектуальную готовность ребенка к письму, связной речи и логическому рассуждению.

Неполноценное развитие мелкой моторики у дошкольников — это не редкость в наше время, особенно часто оно встречается у тех детей, которых в семье не приучают к труду. Они неловки во всех видах практической деятельности, что в дальнейшем негативно сказывается на их самооценке.

В 5-6 лет ребенок при нормальном развитии может следующее:

  • хорошо бегать, в том числе на носках, прыгать попеременно на одной и другой ноге, кататься на 2-х колесном велосипеде;
  • копировать сложные рисунки (зеркальное отображение считается нормой до 8 лет), писать буквы и цифры, обводить рисунки по контуру, заштриховывать и вырезать их;
  • декламировать стихи, пересказывать содержимое небольших рассказов.

Исследованиями крупнейших ученых (Павлова И.П., Леонтьева А.Н.) доказана связь общей моторики и речевой. Точные движения рук, ног, головы, туловища подготавливают совершенствование артикулярного аппарата. Это происходит потому, что центры мозга человека, отвечающие за речь и моторику, расположены рядом. Ученые выяснили, что способность говорить формируется под влиянием импульсов, идущих от рук. Особенно важно совершенствование тонких движений пальцев. Исследователи Щелованов Н.М., Денисова М.П. и другие выяснили, что это умение происходит с развитием зрения, осязания и кинестетического чувства, то есть положения и перемещения тела в пространстве.

Родителей должно насторожить, если они замечают за ребенком такие признаки моторного отставания:

  • ребенок неловко держит ложку, карандаш;
  • не может регулировать силу нажима на кисть при рисовании;
  • часто роняет предметы;
  • испытывает трудности в приобретении навыков самообслуживания;
  • отказывается от лепки, аппликации;
  • избегает игр, где нужно проявить ловкость, скорость;
  • шаркает ногами при ходьбе.

Для диагностики развития мелкой моторики у старших дошкольников можно обратиться к таким специалистам, как невролог и логопед-дефектолог.

Тесты на развитие общей моторики рук

В домашних условиях можно провести 3 простых теста, авторами которых являются Нижегородцева Н.В. и Шадриков В.Д.:

  1. Обведите карандашом ладони ребенка с разведенными пальцами, расположенные на 1 листе бумаги. Посмотрите на полученный рисунок и попросите его вновь положить кисти в соответствии с контурами. Теперь в указываемом вами порядке ребенок должен поднимать пальчики. Сначала испытание проводится на правой руке, потом на левой, всего по 2 раза на каждой. Указывать на палец следует, прикасаясь к нему карандашом. При выполнении задания непроизвольно могут подниматься и другие пальчики. Это включение ненужных для выполнения данного действия мышц происходит из-за недостаточной дифференцированности движений и называется синкинезией. Для подведения итогов надо подсчитать среднее число синкинезий по двум попыткам для левой и правой рук и сложить их. Для ребенка 6 лет их сумма должна составлять 9. Большее их количество говорит о недостаточном развитии движений пальчиков.
  2. Нарисуйте круг диаметром 3-3,5 см, покажите ребенку и попросите сделать то же самое, не отрывая руки. Если он нарисовал круг гораздо меньшего диаметра, то это свидетельствует о зажатой кисти. Передвижение руки при выполнении задания или произведенный овал также говорят о проблемах с мелкой моторикой.
  3. Обратите внимание на то, как дошкольник рисует и раскрашивает картинки. Если он постоянно поворачивает рисунок, кисть скованна, слишком напряжена или, наоборот, вялая. Если при этом ребенок быстро утомляется, то важно, не упуская времени, организовать помощь.

Логопеды связывают влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников и считают, что если пальцы развиваются соответственно возрасту, то и речь будет нормальной и, наоборот, если пальчики недостаточной активны, то и речевое развитие задержится, хотя общая моторика может быть в норме. Важность развития мелкой моторики у дошкольников в том, что для успешного обучения в школе непременным условием является полноценная речь. Чтобы научиться писать, ребенок должен уметь производить точные движения кистью и пальцами рук. Иначе письмо станет проблематичным, медленным, и при малейшем увеличении скорости буквы будут написаны криво и неразборчиво.

Развивающие игры

Чтобы мелкая моторика рук соответствовала возрасту ребенка, ее развитие можно ускорить, применяя разные методы, основанные на том, что многочисленные нервные окончания на кончиках пальцев воспринимают огромный поток осязательной информации и направляют ее для обработки в головной мозг.

Проводить занятия можно родителям самостоятельно, главное, организовывать их таким образом, чтобы ребенок не переутомлялся и не терял интерес. Детям среднего и старшего дошкольного возраста нравятся игры с прищепками. Их польза в том, что кроме мелкой моторики они развивают координацию обеих рук, а также внимание, воображение и усидчивость. Для игры необходимы разноцветные прищепки (не очень тугие) и картонные картинки. Самые простые упражнения: прикрепляем к силуэтам и изображениям прищепки нужного цвета, так, чтобы они завершили картинку, например, послужили иголками для ежика, ушками для зайчика, руками и ногами для человечка. С игрой развиваем фантазию и знание цвета. Например, желтый круг может быть солнышком, к которому надо прикрепить лучи, или центром цветка, нуждающемся в лепестках.

Самые сложные упражнения из пальчиковых гимнастик с прищепками, в которых есть решение и других задач, следующие:

  1. Составление тематических рядов слов. Прищепка в игре равна 1 слову. Прикрепляют их друг к другу. Цель — составить как можно более длинный ряд слов на заданную тему.
  2. Диалоги. Играющие изображают различных героев, разговаривают и одновременно работают прищепкой, в ритм открывая ее «ротик».

Очень важное занятие для рук у дошкольников — это лепка из пластилина, глины или теста. В процессе задействованы все мышцы рук. При этом дети учатся понимать и передавать характер изображаемого. Исследования показали, что после проведенного курса занятий 24% детей с недостаточным уровнем развития приблизились к норме.

Гимнастика мозга

Актуальность проблемы роста числа детей с затрудненным обучением отражена в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС), вступившем в силу в январе 2014 г. и поставившего перед педагогами и воспитателями задачу развития творческого потенциала детей, интеллекта, самостоятельности и вырабатывание условий для успешного обучения. Одна из форм такой работы — это кинезиология, которую еще называют «гимнастикой мозга». Ее применение исходит из индийской йоги и фольклорных пальчиковых игр Древней Руси.

Современные кинезиологические упражнения для дошкольников могут активизировать деятельность различных отделов коры головного мозга через движение и, прежде всего, направлены на развитие мозолистого тела, связывающего полушарии мозга. Если оно недоразвито, то передача информации из одного полушария в другое прекращается. Нарушается пространственная ориентация. Решение математических задач, образное мышление и творчество при этом для человека невыполнимы, несмотря на то, что он может связно говорить. Основное развитие связей между полушариями мозга формируется у девочек до 7, у мальчиков до 8-8,5 лет. Чтобы добиться успехов, заниматься следует ежедневно. В комплекс кинезиологии для дошкольников входят упражнения, состоящие из последовательно сменяющихся 3 положений рук. Постепенно ребенок запоминает их и делает самостоятельно. Занятия следует проводить в доброжелательной атмосфере, лучше всего в музыкальном сопровождении, направленном на определенную ритмичность выполнения движений.

В некоторых российских школах для кинезиологических упражнений выделено в общем 25-30 минут в день: перед началом занятий и во время пауз на уроках по 3-5 минут.

Специалисты дали названия упражнениям: «Колечки», «Лягушки», «Ухо-нос», «Змейка» и многие другие. Движения пальчиков сопровождается речью, четверостишиями. Эти занятия нравятся детям.

Для родителей

Развитие общей моторики, то есть крупных мышц тела ребенка, в семье возможно с помощью повседневных бытовых занятий и физических упражнений. От этой моторики зависит умение держать равновесие, точность тонких движений рук. Особенно полезны занятия на спортивных снарядах неуравновешенным детям. Желательно заниматься гимнастикой, прыгать, бегать, подтягиваться на перекладине. Собирать игрушки и вытирать пыль — это тоже упражнения по развитию общей моторики. Не отказывайтесь от помощи, если у ребенка есть желание помочь вам помыть посуду или вытереть пол. Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики дошкольников сводятся к следующему:

  • занятия должны быть регулярными, но не длительными, чтобы ребенок не потерял к ним интерес;
  • не нужно заставлять ребенка выполнять упражнения, так как эффективными они не будут;
  • движения следует выполнять точно, в комфортном для ребенка темпе.

Дети, играющие на музыкальных инструментах, постоянно делают пальчиковую гимнастику, развивают мелкую моторику и память. Советы по организации занятий дома можно получить на консультации у психолога.

Как можно больше играйте с детьми. При необходимости научитесь делать массаж кистей и пальцев своему малышу. Не забывайте: детям для того, чтобы нормально развиваться, крайне необходима положительная оценка их деятельности.

д.Кужутки

2015г.

Тема работы: «Игра, как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»

Введение

1. Особенности развития мелкой моторики пальцев рук у старших дошкольников

2. Комплекс дидактических игр по развитию мелкой моторики рук у старших дошкольников

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации "рука-глаз", так как развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.

Мелкая моторика- это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.

Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, в дальнейшем ребенок, подрастая, учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.

Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития; слабо развитым вниманием, памятью, мышлением можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной.

Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерева, и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная. И. М. Сеченов писал, что ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое.

Следовательно, главной целью данной работы является:

развитие мелкой моторики кистей рук у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх.

Задачи:

    Систематизировать работу воспитателя по развитию мелкой моторики.

    Формирование познавательной активности и творческого воображения.

    Способствовать развитию мелкой моторики рук: развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

    Развитие тактильной чувствительности рук.

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Мелкая моторика развивается, естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими: игры с мелкими предметами - пазлы, мозаика, конструкторы, бусины; пальчиковые игры; массаж кистей и пальцев; лепка. Необходимо подчеркнуть, что развитие мелкой моторики ребенка, стимулирует активную работу головного мозга и совершенствует координацию движений

Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Исследования учёных показали, что движения выпрямленных рук ребёнка над грудью развиваются и закрепляются в системе эмоционально-положительного комплекса оживления. Этот комплекс оживления возникает в первые месяцы жизни малыша, когда он останавливает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, активно двигает ручками и ножками, издаёт тихие звуки. В возрасте от двух до трёх месяцев у ребёнка возникают ощупывающие движения. С этого времени и происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий.

Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка. Учёные установили, что своевременное развитие ручных умений ребёнка положительно влияет на развитие его психических процессов.

До 3, 5 - 4 месяцев движения рук у ребёнка носят, безусловно-рефлекторный, характер. Это значит, что движения выполняются как относительно постоянные стереотипные реакции организма на воздействие внешней среды, не требующие специальных условий для своего возникновения. В 4 - 4, 5 месяца у ребёнка появляются простые движения рук, направленные на непосредственный контакт с объектом: притягивание к себе случайно задетого предмета его ощупывание. Однако действия рук носят ещё случайный характер, без целенаправленного волевого усилия. В возрасте от 4 до 7 месяцев у ребёнка в развитии действий с предметами наступает следующий этап - этап простого «результативного» действия. Для этого периода характерно активное обнаружение скрытых свойств объекта. С 5 месяцев у ребёнка при схватывании предмета более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца - ребёнок отводит его при схватывании. В 6 месяцев он не только умеет крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения.

7 - 10 месяцев - это уже следующий этап в развитии действий с предметами, этап «соотносящего» действия. В этот период малыш уже умеет соотносить предмет с определённым местом в пространстве. С 8-9 месяцев ребёнок уже прекрасно сжимает игрушку, если её хотят у него взять, берёт мелкие предметы двумя пальцами, а большие всей ладонью.

С 10 месяцев до 1года 3 месяцев отмечается появление так называемых функциональных действий, которые отличаются от манипулятивных тем, что выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. На протяжении этого периода совершенствуются действия рук: кулачок разжался, пальцы действуют более самостоятельно и автономно. В 1год 2 месяца - 1год 3 месяца активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства. Только к трём годам движения пальцев малыша становятся близки к движениям рук взрослого человека.

Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Это возраст пяти лет. Развитие пальцевой моторики подготавливают почву последующего формирования речи. В лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. В итоге можно сделать вывод: началу развития мышления даёт рука.

С возрастом у детей происходит совершенствование движений пальцев рук. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца остальным. С этого момента ребёнку доступны тонкие движения пальцев. Когда движения пальцев достаточно точны, начинает развиваться словесная речь. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования психической деятельности.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 -7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма, а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Рука ребенка – дошкольника физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. Наблюдения за детьми показывают, что им трудно правильно держать карандаш. Кроме того, заметен несоответствующий работе мышечный тонус. У одних детей можно наблюдать слабый тонус мелкой мускулатуры, что приводит к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий, у других, наоборот, повышенный, и в этом случае рука ребенка устает быстро, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.

Ребенку дошкольнику предстоит научиться правильно распределять мышечную нагрузку на руки, что подразумевает под собой быстрое чередование силового напряжения и расслабления. Соответствующая тренировка мышечного тонуса осуществляется в играх типа «Мозаика», при работе с штампами, в ручном труде (например, при работе с иголкой и ножницами) .

Одним из важных моментов в развитии старших дошкольников, является ориентировка на листе бумаги.

Прежде всего, ребенок должен четко определять, где у него правая и левая стороны туловища. Это будет основной ориентировкой в пространстве. Он также должен познакомиться с понятиями верх – низ, сзади – спереди.

Еще одно из важных упражнений для формирования пространственной ориентировки на листе – это фиксация ритма, который слышит ребенок, посредством ритмических рисунков и чтении этих рисунков.

Не менее полезным упражнением для развития пространственной ориентации на листе является штриховка. В основе штриховки лежит определенный ритмический рисунок: линии сочетаются с пропусками, как длительность звука с паузами. А значит, штриховка может быть редкой и частой.

Исследования ученых доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев, в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт - отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.

Таким образом, развитие функции рук и речевой функции человека шло параллельно и взаимосвязано. По мере совершенствования функции рук, выполнявших все более и более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки) в коре головного мозга. Необходимо обратить внимание, что этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи; нужно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

2. КОСПЛЕКС ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.

Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста.

Наш соотечественник и педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Развивать мелкую моторику рукам помогают дидактические игры.

Комплекс дидактических игр:

1. «Кто скорее свернет ленту? »

Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.

Оборудование: две ленты, закрепленные одним концом на палочках (длина 50 см, одинаковой ширины и одного цвета.

Ход игры:

Педагог вызывает к себе двух детей, демонстрирует ленты и говорит: «Будем играть. Это лента. Надо свернуть ленту. Кто свернет быстрее, тому подарок». «Раз, два, три - крути». Вначале педагог показывает, как надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту.

Затем педагог предлагает двум детям выполнить показанное действие. Двое других детей помогают - они держат свободные концы лент, стоя на одной линии, отмеченной педагогом, стараясь с нее не сходить. Выигрывает тот, кто первым свернет ленту, крутя палочку и наматывая на нее ленту.

Можно также устроить соревнования команд. Детям дается большее число лент. По команде педагога сразу несколько человек одной команды и другой начинают скручивать ленты. Победителям призы - значок, наклейка или что-нибудь подобное.

Усложнением может быть задание свернуть ленту за определенное время. Например, педагог говорит: «Я буду считать (хлопать) ». Педагог вместе с детьми начинает хлопать, ребенок скручивает ленту. Если успел - получает приз, не успел -лента переходит к другому ребенку и все начинается сначала.

2. «Путешествие пальцев»

Оборудование: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.

Ход игры:

ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».

Правила:

    можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;

    все пальцы должны участвовать;

    нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.

3. «Сделай бусы»

Цель: учить составлять бусы из разрезанных трубочек от фломастеров; учить составлять простые сочетания по заданию воспитателя и по схеме, развивать мелкую моторику рук, учить концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивать воспитывать усидчивость.

Оборудование: коробочка, разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см., схема последовательности нанизывания трубочек - 5шт.

Ход игры:

детям раздают разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см, схема последовательности нанизывания трубочек. Вначале показывались детям образцы бус и предлагали сделать такие же бусы для любимых кукол. Объяснить детям, как следует правильно держать шнурок, чтобы удобнее нанизывать колечки. Вначале просто предлагалось детям собрать бусы, а затем задача усложнялась, и надо было собрать бусы либо определённого цвета, либо длинны или нанизывать длинные и короткие трубочки.

4. «Составь узор или картинку из резинок»

Цель: Учить детей составлять узор из банковских резинок, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза, учить работать по схеме.

Оборудование: пластина, которая выпилена из фанеры, по всей плоскости на ней закреплены пластмассовые стерженьки со шляпками 22 штуки, расстояние между ними 3-4см; разноцветные банковские резинки в коробке; схемы с изображением картинок или фигур - 6 штук.

Ход игры:

детям предлагают в этой игре составить узор из банковских резинок, натягивая их на столбики, которые закреплены на фанере. Было объяснено, что из этих резинок можно сделать различные фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.

Вначале учили детей, как правильно выполнять данную работу: чтобы выполнить фигуру, нужно взять резинку и закрепить её за столбик, а дальше пальцами правой и левой рукой растягивать резинку на нужную длину, и закреплять за столбики. Затем предлагается детям выполнить любую фигуру, следить за действиями их рук.

5. «Составь узор из спичек и палочек»

Цель: Учить детей воспроизводить образец, выкладывая фигуры из спичек и палочек, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза. Учить работать по образцу, сопоставлять выполненную работу с образцом.

Оборудование: спички в коробке; разноцветные палочки в коробке; образцы узоров; полоски, прямоугольники, квадраты разноцветного картона для выкладывания узора.

Ход игры:

эта игра заключается в том, чтобы выложить из спичек или счетных палочек фигуру по образцу. Также необходимо было, сопоставить выполненную работу с образцом.

Для выполнения работы необходимы образцы узоров и спички и счётные палочки. Детям предлагается поработать в художественной мастерсккой, выполнить узор, из палочек. Можно выполнять по подготовленным образцам или придумать узор самим.

6. «Нитяные узоры»

Цель: Учить детей выполнять узор по карточкам образцам, развивать мелкую моторику рук, координацию руки и глаза.

Оборудование: толстые тяжёлые нитки или тонкие верёвочки; карточки - образцы.

Ход игры:

Пользуясь карточками - образцами, требуется выполнить задания на выкладывание узоров, петель, завязывание узелков и связывание верёвочек. Вначале узоры из ниток необходимо выкладывать непосредственно на образец, а когда будет усвоено выполнение, на отдельной карточке.

7. «Успевай-ка! »

Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук.

Ход игры: (играют 2-10 человек) в процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации. Например, кулак – кулак – ладонь.

Правило: Нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.

8. «Зайка и зеркало»

Цель: совершенствование координации, автоматизации и плавности переключения.

Ход игры: левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

9. «Чет-нечет»

Цель: развитие умения пространственной ориентировке на бумаге; воспитание эмоционального, положительного отношения к игре

Оборудование: 2 ручки разного цвета, лист в клетку.

Ход игры:

на одном крае отмечается граница и на другом. Расстояние выбирается игроками произвольно. Игроки должны ходить по очереди, отмечая линией (прямые, по диагонали клетки) от конца к следующему концу клетки так далее. Выигрывает тот, кто дойдет первым до границы (косвенные границы) .

10. «Кто запомнит? »

Цель: Развивать память, мелкую моторику.

Оборудование: коробочка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах.

Ход игры:

взрослый показывает ребенку образец 5-10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.

11. Игра с прищепками «Зарядка для пальчиков»

Цель: развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Оборудование: Прищепки

Ход игры:

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».

12. «Скользим на лыжах»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Оборудование: две пробки от пластиковых бутылок.

Ход игры:

Пробки кладем на столе вверх резьбой. Это - «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Пробки от пластиковых бутылок можно использовать как «машинки» и поиграть в «гонки». С использованием пробок можно поиграть в игру «В новеньких сапожках». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги и топаем:

В новеньких сапожках

Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Топаем дружнее: топ- топ- топ».

13. «Нарисую ягодку»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Оборудование: мелкие пульки от детского пистолета, картинки с ягодами.

Ход игры:

Пулькой дети очерчивают нарисованный на листе бумаги контур ягод.

14. «Рукопожатие»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев.

Оборудование: кистевой эспандер (резиновое кольцо)

Ход игры:

Ребенок берет эспандер, сжимает его на каждый ударный слог в такт стихотворения «Я друзей всех обожаю» Е. П. Пименовой. После каждой строчки происходит смена рук.

15. «Иголочки»

Оборудование: круглая щетка для волос.

Ход игры:

ребенок держит руками круглую щетку для волос, катает щетку между ладонями, приговаривая:"У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник".

16. «Месим тесто»

Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.

Оборудование: кастрюля, 1 кг гороха или фасоли

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: "Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи".

17. «Возьми горошины»

Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.

Оборудование: горох, блюдце.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее:

Данные дидактические игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов, действия с предметами стимулируют развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Учитывая огромное значение развития мелкой моторики у детей, задача педагогов и детских психологов - донести до родителей важность данной проблемы. Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна проводиться в тесном контакте с родителями, воспитателями ДОУ и учителями начальных классов. Это обеспечит преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов. Родители, педагоги должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Помните! Любые игры и упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Литература:

    Безруких М., Ефимова С., Князева М. Как подготовить ребенка к школе. – Тула: Арктоус, 1996.

    Максимова Е., Рахматуллина О., Травкина О., Черных А. Готовим пальчики к письму. Развивающая программа по подготовке к школе. Москва, Обруч, 2011.

    Нефедова Е. А., Узорова О. В. Готовимся к школе. Практическое пособие для подготовки детей. – К. : ГИППВ, 1998.

    Пименова Е. П. «Пальчиковые игры» Из-во «Феникс» 2007.

    Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. –(С. 60-64.)

    Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб., 2000.

    Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – (С. 34-36.)

    Соколова, Ю. А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю. А. Соколова. – М. : 2004.-20с.

    Узорова О. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. – М., 2002.

Интернет-ресурсы:

http:// www. nsportal.ru

    Дошколенок.ru Сайт для воспитателей детских садов [Электронный ресурс].

http:// www. dohcolonoc.ru

    Все для детского сада [Электронный ресурс]. http:// www. moi - detsad.ru

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. Кольцова, Н. Новикова, Н. Бернштейн) .

Понятие «мелкая моторика» означает движение рук в буквальном переводе. В истории развития человечества часто роль рук подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развить с помощью жестов язык общения первобытных людей. Исследования ученых показывают, что движения руки возникают только в результате воспитания и обучения.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.

Готовность руки во многом определяется индивидуальными особенностями моторного развития детей и такими физиологическими показателями, как развитие нервной регуляции движений, мелких мышц руки и др. Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры. Подготовка руки к письму является одним из сложных этапов подготовки ребёнка к систематическому обучению, это также связано с психофизическими особенностями 5-6-летнего ребёнка.

Согласно данным психологов и физиологов, у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фалангой пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития .

Письмо первоклассника - это продукция (плохая или хорошая) работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд, и упражнения это не обязательно письмо. Рисование, которым любят заниматься дошкольники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие мальчиков и девочек в домашних делах, ежедневная гимнастика, пальчиковая гимнастика - вот краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье. Развитый мозг ребенка и неразвитая рука «шестилетки» - это вполне закономерное при современном образе жизни явление, которое не должно повергать в панику педагогов и родителей. Слабую руку ребенка-дошкольника можно и необходимо развивать. Это первейшая забота родителей, которые готовят своих детей к поступлению в школу.

Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

Злоупотребление упражнениями в письме или других видах деятельности, в которых участвует рука, влечет за собой искривление ее костей. В дошкольном возрасте идет и медленное развитие мелких мышц, поэтому действия, требующие точности, для младшего школьника представляют трудность .

Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Кроме того, совершенствование ручной моторики способствует активизации различных зон головного мозга. Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии, имеем большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом .

Мелкая моторика - это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она - необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, - выработанных в ходе культурного развития человеческого общества.

С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становиться ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М. Кольцовой, Л. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой эксперимент: просили ребенка показать один пальчик, два, три («сделай вот так», - показывали как надо делать). Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив - вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удается .

Таким образом, уровень развития моторики - один из важных показателей готовности к школьному обучению. Развитие мелкой моторики руки у человека тесно связано с уровнем развития речевой деятельности, поэтому недостатки в развитии этого навыка влекут за собой недостатки речевой артикуляции, позднее отражаются на уровне овладения письменной речью. Кроме того, совершенствование ручной моторики способствует активизации различных зон головного мозга. Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться мышление и речь. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.

Игры для развития мелкой моторики рук у старших дошкольников

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает творческие способности. Предлагаю вашему вниманию ряд простых, но полезных и увлекательных упражнений, которые могут дополнить игры дошкольников. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, логопедам, родителям детей дошкольного возраста.
1. Бусы
Цель:
Что необходимо: крашенные макароны, длинный шнурок.
Как играем: нанизываем макароны на шнурок, можно предложить определённое чередование цветов макарон.

2. Упражнения с пинцетом
Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов.
Что необходимо: пинцет, мелкие «пуговички» (я сделала их из влаговпитывающих салфеток для кухни с помощью дырокола), несколько маленьких мисочек.
Как играем: раскладываем с помощью пинцета «пуговички» по цвету в разные мисочки (формы).


3. Упражнения с прищепками
Цель: развивать точность движений, внимание.
Что необходимо: коробка, прищепки, набор парных картинок.
На край коробки и на прищепки наклеить картинки.

Как играем: взять прищепку с любой картинкой, на коробке найти такую же картинку, прицепить на край коробки прищепку.


4. Дорожки
Цель: развивать точность движений, умение ориентироваться на листе бумаги.
Что необходимо: лист картона, природный материал (мелкие камешки, ракушки, фасоль, горох), мелкие пуговицы.
Как играем: на листе картона выкладываем извилистые дорожки материалом по выбору.


5. Выкладывание по контуру
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: набор листов с контурным изображением предметов, цветные скрепки, пуговицы, природный материал (ракушки, мелкие камешки, фасоль).
Как играем: предложить выбрать фигуру, по заданному контуру с помощью выбранного материала выложить фигуру, можно предложить «закрасить» фигуру.


6. Картина из бусин
Цель: развивать точность движений, творческое воображение.
Что необходимо: лист картона, набор цветных бусин.
Как играем: на листе картона выложить рисунок по желанию.


7. Скручивание лент
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: прикреплённые длинные атласные ленты с приклеенной на конце небольшой палочкой (например, от мороженого)
Как играем: предложить скрутить ленты от одного края к другому.


8. Ажурный рисунок
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: зубочистка или шпажка, лист с нарисованным простым рисунком, буквой, цифрой или вырезанная из картона фигура-шаблон, сложенная в несколько слоёв ткань.
Как играем: лист с рисунком положить на сложенную в несколько слоёв ткань, ребёнок зубочисткой или шпажкой прокалывает дырочки по контуру рисунка, по окончании работы посмотреть рисунок на свет.


9. Покорми птичку
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: картонная коробка с наклеенным рисунком птички, около клюва сделать небольшую дырочку; горсть пшеницы, фасоли, гороха.
Как играем: в дырочку бросать по одному зёрнышку.

Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к школьному обучению. На начальном этапе обучения в школе практически все дети испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, ребёнок не укладывается в общий темп работы. Успех в обучении ребенка в школе напрямую зависит от уровня развития школьно-значимых функций и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. В плане подготовки ребенка к школе большинство родителей, все свои усилия направляют на подготовку чтения и счета. Взрослые даже не представляют, насколько важна тренировка у ребенка мелкой моторики, которая является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

Что же такое мелкая моторика и п очему так важно развитие мелкой моторики рук для детей? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. В пальцах людей находится много нервных окончаний, которые передают любой полученный сигнал в соответствующие отделы головного мозга. Даже простое поглаживание ладошки вашего ребенка не останется его мозгом незамеченным. Чем больше разнообразных сигналов мозг получит, тем быстрее будут развиваться многие его способности. Кроме того, в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В применении к моторным навыкам часто используется термин - ловкость.

К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов до очень мелких движений, от которых зависит почерк человека.

Значение мелкой моторики

Движение рук - это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.

Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе.

Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций, таких как мышление, память, внимание.

Виды организованной деятельности и их направления, где можно с успехом применять упражнения на развитие мелкой моторики руки.

Познание:

Социализация (игровая деятельность).

Труд (самообслуживание).

Безопасность (сохранение жизни и здоровья).

Познавательно - речевое (развитие речи, сенсорное развитие и продуктивная деятельность).

Формирование элементарных математических представлений (количество и счёт, форма, величина, ориентировка в пространстве).

Коммуникация: (общение со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи).

Художественное творчество: (стихотворные формы в пальчиковой гимнастике, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Физическая культура (физкультминутки, пассивная гимнастика (массаж))

Предметно-развивающая образовательная среда

В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены и сделаны игры и пособия для развития мелкой моторики. Разнообразие используемых материалов позволило варьировать виды деятельности детей от складывания оригами до тестопластики, от шнуровки до бисероплетения. Для подборки речевого материала использовала загадки, скороговорки, физкультминутки, небольшие стихотворения.

В своей работе я хочу выделить наиболее яркие моменты развития мелкой моторики.

1. Работа с нитками очень разнообразна. Мы начинаем с рисования картинок по силуэту.

2. Еще один способ создания картин из ниток - мелкое их нарезание и приклеивание к трафарету. Дети с удовольствием работают в парах.

3. Шнуровка - дело знакомое еще с младшей группы. Мы предлагаем на деревянной дощечке с дырочками изобразить методом шнуровки печатные цифры.

4. Плетение разноцветными шнурками помогает ребенку развить чувство ритмичности, координировать работу обеих рук.

5. С помощью семян и плодов создаются узоры и пейзажи, развивается творческое воображение.

6. Счетные палочки - первые помощники в любой деятельности. Из них мы выкладываем буквы, цифры, ответы на загадки, решаем головоломки.

7. Камушки, ракушки помогают нам не только развить координацию движений и глазомер, но и закрепить зрительные образы букв и цифр.

8. Какая модница откажется от украшений, созданных детскими руками.

9. Театрализованная деятельность - использование теневого театра, пальчикового театра способствует развитию диалогической и монологической речи.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда - это эффективные пути, используемые для подготовки руки ребенка к письму. Все это способствуют развитию мелкой моторики.
Дети любят создавать поделки и композиции из природного материала (семян яблок, арбуза, кедровых орешков и др.), из камешков, пуговиц, путем обрывания бумаги, из ниток, способом тестопластики. Это ли не развитие моторики?

Поощряя желание детей рисовать в свободное время, даем возможность ребенку в рисунке отражать окружающий мир, развивать фантазию, воображение. И что не менее важно, орудуя карандашом и бумагой, развивает двигательные навыки руки.

Использование детьми в лепке разных материалов - составление узоров камешками, семенами растений, крупами - это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику - согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал, детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках.

При работе с ножницами, клеем дети учатся правильно пользоваться материалами, инструментами, приобретают немало практических навыков и умений , развивают мелкую моторику пальцев и координацию движения руки.
Большое значение для «постановки руки» имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда и т.д. Для штрихования используются книжки для раскрашивания. Таким образом, чтобы результат работы был эффективным, необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты работы по развитию мелкой моторики видны в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Поэтому стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
В дальнейшем следует продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
формировать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость и ритмичность;
совершенствовать наглядно-образное пространство, композиционность, колористическое мышление;

развивать творческий потенциал, фантазию и воображение, самостоятельность.

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.