НЕжизнь

Эффективные формы и методы работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Интерактивные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста

Причинами детских капризов являются различные факторы. Но как бороться с капризами детей, не только родителем, но и воспитателю.

Существуют различные методы, которые хороши по своему, и достигаются ни только при участии воспитателя, но и опытных психологов, и различных профессионалов в искусстве, ведь каприз как мы уже выясни - это лишенные разумных оснований действия ребенка, направленные главным образом на то, чтобы оказать сопротивление требованиям старших и настоять на собственных желаниях. Как правило, сопровождаются отрицательными эмоциональными реакциями и двигательным возбуждением.

Воспитатель в работе с капризными детьми использует общепедагогические и специальные методы.

К общепедагогическим методам относятся:

1) Метод беседы

Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща человеку. Ребенку она присуща еще в большей мере, поэтому часто причиной является, простое игнорирование родителями ребенка, и он любыми способами пытается привлечь внимание.

В детском саду можно беседовать с каждым из детей чаще, чем обычно это делается родителями. Необходимо идти навстречу порывам детей делиться своими переживаниями, мыслями, выслушивать их, расспрашивать, отвечать на их вопросы, по возможности сопровождать речью все проявления жизненного общения с ребенком, чего мы часто не делаем. Таким образом, можно узнать и понять причины капризности, и наладить взаимодействие ребенка с родителями.

2) Поручение

Порой капризные дети требуют к себе повышенного внимания, и в этом случае самым эффективным методом будет «Поручение». Ребенку дается задание, и он выполняет все по заданной схеме:

а) внимательно выслушать, что ему говорят

в) запомнить сказанное

г) выполнить поручение

д) дать словесный отчет о выполненном поручении

е) в итоге оказать помощь.

Таким образом, ребенок чувствует себя востребованным и нужным данному обществу, желательно, чтоб задание было не однодневное, луче в системе, и имело поощрительную сторону. Причем вовлекать в процесс оценки продуктивности деятельности капризного ребенка можно его родителей. Которые и осуществляли процесс поощрения.

3) Метод наблюдения помогает получить общую картину поведения ребенка и группы детей или зафиксировать их отдельные поведенческие проявления. Наблюдение может быть:

а) скрытым

б) включенным

в) сплошным

г) выборочным

д) одноразовым (срезовым)

е) длительным (пролонгированным).

Метод наблюдения позволяет исследовать ребенка в естественных условиях жизни незаменим он и для первичной ориентировки в проблеме и получения предварительных сведений о ребенке. Наблюдение проводится и научными работниками, и воспитателями детских садов, обобщающими свой опыт. Данные наблюдения тщательно записываются, что впоследствии составляет материал для анализа и обобщающих выводов.

4) Метод видеосъемки в последние годы приобретает все большее распространение. Он дополняет методы наблюдения и изучения документации. С помощью видеосъемки можно получить богатый материал о поведении детей в разных ситуациях в целях последующего анализа исследователями. Некоторые эпизоды из жизни детей в группе, игровые ситуации, праздники и др. можно демонстрировать самим детям для решения разнообразных педагогических задач, поддержания положительного самоощущения, формирования представления о себе, доброжелательных взаимоотношений в группе, обучения. Видеосъемка служит хорошим способом трансляции педагогического опыта воспитателям и родителям. Для капризных детей видеосъемка служит наглядным примером его поведения в группе.

К специальным методам относятся:

1) Арт-терапия - это метод лечения посредством художественного творчества.

Арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания. Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

2) Песочная терапия для детей - это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка - это необходимая, естественная и любимая деятельность.

Песочная терапия - как разновидность арт-терапии - ориентирована на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы. Её акцент - на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, какой он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации.

Песок и вода, как естественные природные материалы, обладают уникальными свойствами и способностью вызывать образы определенного характера, которыми не обладают другие материалы. Человек, руки которого прикасаются к песку, инстинктивно пытается придать определенную форму своим чувствам и мысля.

Так песочная терапия становится уникальным способом общения с миром и самим собой; способом снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Фигурки, использованные в песочнице, могут символизировать реальных людей и явления той среды, в которую включен ребенок. В песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых человек испытывает определенные трудности. Разыгрывание в песочнице конкретных жизненных ситуаций позволяет человеку изменить отношение к ним и найти правильные для себя решения, выстроить новые взаимоотношения с самим собой и окружающим миром.

3) Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. Сеансы сказкотерапии помогут понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку.

Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики. Родители могут освоить сказкотерапию и самостоятельно, но психологическое консультирование, всё равно, не помешает.

Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно.

Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-дошкольника к разводу родителей.

Игротерапия («Психодрама на столе») - авторская технология работы с игрушками, глубинная личностная психотерапия. Место ведущего занимает психотерапевт, а роль группы «берут» на себя «игрушки», которые включают в себя любые предметы, бытовые мелочи. В арсенале терапевта также: краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками, сказки, психотерапевтические метафоры и прочие изобразительные средства, которые были или, «волей судьбы», не были в мире детей и взрослых детей.

Использование «игрушек» в психотерапевтической работе дает возможность клиенту рассмотреть, потрогать, послушать, ощутить и вспомнить запах того, что беспокоило многие годы и породило болезнь, пустоту, одиночество, аддитивное или созависимое поведение. Метод Игротерапии может быть использован как в групповой, так и в индивидуальной клиентской работе. Метод предусматривает возможность работы с синдромом посттравматического стресса, при хронификации печали, с обширной тематикой, с ранними детскими травмами с амнестическим компонентом.

Метод Игротерапии помогает решать не только личностные, но и как следствие этого профессиональные трудности. Такой метод помогает детям проникнутся в свою жизнь, и дают возможность воспитателям и родителям посмотреть на внутренний мир ребенка.

Таким образом, воспитатель в работе с капризными детьми должен использовать разнообразные методы.

Тип проекта: групповой, долгосрочный.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям, способностями здоровью. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции.

Усилия ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

Актуальность проекта.

Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают творчество. Ребёнок получает огромное удовольствие от того, что двигается под музыку, сочиняет сам! Актуальность использования проекта очевидна. Ритмопластика - это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ. Одной из основных направленностей ритмопластики является психологическое раскрепощение ребенка. Занятия ритмопластикой совершенствуют коммуникативные навыки и обогащают эмоциональную сферу ребенка.

Основу для ритмических композиций составляют простые движения.

Ритмопластика - один из видов спорта, способствующий раскрытию и реализации внутреннего потенциала, его творческих способностей.

Упражнения ритмопластики формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия и прыгучесть.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребята овладевают не только разнообразными двигательными навыками и умениями, опытом творческого осмысления музыки, развиваются физические и коммуникативные навыки. Именно в этом заключается актуальность данного проекта.

Проблема.

Работая с детьми я пришла к выводу, что современные дети испытывают "двигательный дефицит", так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений.

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Поэтому необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении.

Вот почему передо мной возникла необходимость поиска в работе с детьми методов системного характера, которые повлияли бы на гармоничное развитие, единство духовного и физического.

Данная проблема позволила определить тему исследования-«Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Цель исследования- Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством ритмопластики.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Развитие способности воспринимать музыку, т. е. чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание; развитие музыкального слуха, чувства ритма; музыкального кругозора и музыкальной памяти.

2. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении через музыку: творческого воображения и фантазии; способности к импровизации.

3. Поиск инновационных эффективных средств охраны и укрепления здоровья детей, совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движении, правильной организации профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья.

Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения, а именно:

Принцип доступности и индивидуальности.

Принцип постепенного повышения требований.

Принцип систематичности.

Принцип повторяемости материала.

Принцип наглядности в обучении ритмопластики и ритмической гимнастики.

Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Для каждого упражнения, игры, танца выбираю наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания – это такие методы как:

Показ (предварительный показ танцевальной композиции, отдельных элементов, упражнений) ;

Словесный;

Игровой;

Разговорно - игровой (позволяет ребёнку естественно проникнуть в художественный замысел и помогает скоординировать движения своего тела с характером музыки) ;

Иллюстративно-наглядный;

Анализ и синтез танцевального материала, при котором анализируется отдельные части движения, композиции и потом соединяются.

Педагогическая целесообразность проекта.

Занятия ритмической гимнастикой начинаются с детьми 3-4 лет. Основными задачами, которые для этого возраста, являются:-развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.

В работе используются имитационные движения, раскрывающие определённое настроение или заданный образ (например, «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат»). Дети овладевают танцевальными движениями, доступными их возрастной координации-например, поочерёдное выставление ноги на пятку, притопывание ногой, «выбрасывание ног», полуприседания и др.

Учимся ориентироваться в пространстве, самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.

Игровой метод придаёт учебно – воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Форма обучения.

Обучение детей проходит на специально организованной деятельности во второй половине дня.

Способ организации - группы (до 10 человек) с постоянным составом, организованные по возрастному принципу (дети от 3 до 4 лет и дети от 4 до 5 лет). Набор детей в группы свободный; для всех физически здоровых детей, не имеющих противопоказаний к НОД по состоянию здоровья. Деятельность проводится 1 раз в неделю продолжительностью в 20 минут.

Объектом исследования является ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий.

Предмет исследования-совокупность методов и приемов, средств для развития двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством ритмопластики как инновационного метода работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Гипотеза исследования- я предполагаю, что успешность развития и совершенствования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством ритмопластики может быть обеспечена, если:

Будут обеспечены условия, в которых ребенок может свободно и без ограничений выражать себя, используя средства ритмической пластики;

Будет поощряться спонтанность, фантазия, способствуя самораскрытию и развитию личности каждого ребенка;

Будет поощряться обсуждение ребенком достигаемых ощущений, состояния, осознания им себя, своего тела.

Теоретическая база опыта:

В основу опыта положена программа "Ритмическая мозаика", разработанная А. И. Бурениной, рекомендованная Министерством образования Российской Федерации в качестве программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

Новизна проекта заключается в том, что с помощью интеграции образовательных областей «Музыка», «Физическая культура», «Коммуникация» осуществляется комплексный подход к коррекционно-развивающему воспитанию.

Эта связь обеспечивает формирование у детей как музыкально-ритмических навыков (ритмического, динамического, музыкального слуха, способности различать форму, характер музыкального произведения, музыкальной памяти, внимания, так и двигательных навыков, которые обеспечивают согласование средств музыкальной выразительности и передачу их в различных движениях в играх, плясках, упражнениях; развитие координации движений, умение ориентироваться в пространстве.

Теоретическая значимость заключается в том, что в процессе систематического использования инновационного метода в рамках здоровьесберегающих технологий- ритмопластики, физическое и психологическоесостояние детей значительно улучшается.

Практическая значимость.

Инновационный метод- ритмопластикаспособствуетразвитию и совершенствованию двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста. У детей возникает потребность в самовыражении под музыку. Формируются умения исполнять движения в различных игровых ситуациях.

Познавательная значимость ритмопластики проявляется, прежде всего, в том, что она отражает использование здоровьесберегающих технологий, как инновационного метода для развития детей дошкольного возраста.

Условия реализации проекта.

1. Создание предметно-пространственной среды для музыкально-ритмической деятельности.

2. Методическое обеспечение программы.

3. Взаимосвязь с семьей.

Ожидаемые результаты:

В итоге реализации проекта могут быть отмечены следующие показатели уровня развития детей:

Выразительность, легкость исполнения движения под музыку;

Умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;

Освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру;

Умение организовать игровое общение с другими детьми;

Способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;

Точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.

При работе с детьми ритмопластикой у детей улучшается память, совершенствуются координация движений, способность к обучению письму. Им под силу выполнять движения с контролем их сознания.

www.maam.ru

Новый взгляд на игровые методы и приемы в работе с детьми дошкольного возраста

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в образовании. Целью модернизации дошкольного образования является воспитание успешной личности, самостоятельной, здоровой, активной, умеющей креативно мыслить.

Одним из важнейших направлений политики развития ДОУ является формирование новой системы взаимодействия участников образовательного пространства, включающего специалистов ДОУ, родителей и детей. Несомненно, такое направление политики требует существенных изменений в построении образовательного процесса и профессиональной деятельности педагога.

Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 (далее – ФГТ, внесло в действующую структуру планирования значительные изменения, а именно предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

По ФГТ взаимодействие воспитателя с детьми как в повседневной жизни, так и в совместной образовательной деятельности должно исключать принуждение. Общеизвестно, что развивать детей дошкольного возраста, надо играя. Игра - это прием организации деятельности детей в совместной деятельности или набор приемов, выстроенных как в логике изучения программного материала, так и в логике организации заинтересованной познавательной деятельности дошкольников. Поэтому перед воспитателями стоит задача максимально использовать игровые методы и приемы. Метод – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Игровым методам в классификации методов отводится значительное место. Они помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче, которая воспринимается в этом случае как желанная и лично значимая цель, а не как «обязаловка», навязанная ребенку взрослым.

Игровые методы: 1. Воображаемая ситуация

2. Дидактическая игра

Каждый метод состоит из приемов, который является его элементом, составной частью, отдельным действием в реализации (например, внезапное появление игрушки и др.) .

Вы скажите, что воспитатели всегда используют игровые методы и приемы, но, к сожалению, многие из них не всегда эффективны. В одних случаях созданная педагогом игровая ситуация не увлекает детей, не доставляет им, подобно свободной игре, радости и не развивает их. В других – игровые методы и приемы не способствуют эффективному овладению умениями и навыками, ради которых они, собственно, и используются.

Рассмотрим конкретный пример. Воспитатели часто прибегают к такому игровому приему, как приход в гости того или иного игрового персонажа. Педагог изображает стук в дверь, открыв ее, объявляет детям, что к ним кто – то пришел. Возрастной диапазон использования этого игрового приема от 2 до 7 лет. Но если малыши 2 – 4 лет с неподдельным, искренним интересом относятся к приходу игрушки, то у детей 5 – 7 лет такой прием может вызвать плохо скрываемую насмешку.

Главная ошибка в использовании игровых методов и приемов в работе воспитателей – беспорядочность в их использовании и несоответствие игровых методов способам построения сюжетно-ролевой игры на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Согласно исследованиям, проведенным Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой, с 2 до 7 лет дети постепенно овладевают тремя способами построения сюжетно – ролевой игры:

1. Предметно-действенный способ – на этапе раннего и младшего дошкольного возраста; и

2. Ролевый способ – в среднем дошкольном возрасте;

3. Сюжетосложение – условно можно отнести к старшему дошкольному возрасту.

Главный принцип отбора игровых методов и приемов – это соответствие способам построения сюжетно-ролевой игры детей данного возраста.

Младший дошкольный возраста (3 – 4 года)

1. одушевление игрового персонажа, который в НОД будет выступать в качестве партнера ребенка при выполнении задания и в последующей игре.

Например, чтобы привлечь внимание маленьких детей к приемам работы с краской, используется одушевление изобразительных материалов: кисти, которыми рисуют дети, превращаются в девочек – кисточек.

2. использование различных сюжетов для побуждения детей к более сложным способам построения игры по окончанию НОД, переходу от условных предметных действий к ролевому поведению.

Например, к моменту окончания НОД (дети рисовали травку для зайчат, воспитатель по телефону звонит с мамой – зайчихой, которая просит детей подогреть молоко и напоить зайчат и поиграть с ними.

3. осуществление «превращения» одних предметов в другие, пользоваться предметами-заместителями и многое другое.

Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет)

1. принятие нужной роли и действовать в этой роли.

2. заинтересовать детей ролями и обеспечить их действия содержанием, которое способствовало бы вхождению в роль.

Например, воспитатель берет на себя роль мамы – зайчихи. Спрашивает, кем бы хотели быть дети. Затем организует работу по принятию детьми роли зайчат (попрыгать, поесть морковку). Затем ставит игровую задачу: мама – зайчиха, опасаясь за жизнь зайчат, предлагает им сделать щиты и изображение деревьев, за которыми они могли бы спрятаться от волка, а потом учебную: «я научу вас делать щиты и рисовать деревья».

Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет)

1. отбирать яркие и выразительные образы, способствующие развитию у детей внутреннего сопереживания героям и желания оказать им практическую помощь.

2. представлять сюжет, используя ролевое поведение и привлекая все возможные средства для беспредметного игрового действия – мимику, изобразительные действия, интонации и т. п.

Например, воспитатель берет в руки лист белой бумаги, показывает его детям и читает стихотворение В. А. Приходько «Белый город»:

Этот город –

Белый город.

Он под белым полотном.

Очевидно, белый город

Околдован колдуном…

Затем дети расколдовывают город.

НОД «Рисование машины» (рисование с натуры).

Воспитатель рассказывает детям, что в лесу пропала машина с подарками для лесных жителей, а найти ее не могут. Им нужно развесить по лесу картинки с точной копией пропавшей машины. Воспитатель просит детей помочь лесным жителям и нарисовать картинки машины.

Наиболее часто встречаемые игровые методы и приемы:

1. Приход или встреча сказочного героя (Незнайка, Карлсон, лесной житель, мультипликационного героя).

2. Дети отправляются в путешествие, на прогулку, в сказку, в гости и др.

3. Получение письма с просьбой о помощи, посылки и т. п.

4. По сюжету сказки (чтение литературного произведения и решение образовательных задач) .

5. Внесение волшебного предмета (клубочек ниток, ящик, волшебная палочка) .

6. Использование загадки, чтение стихотворения, рассказ сказочной истории и др.

В результате психолого – педагогических исследований было установлено, что потребность в игровой мотивации сохраняется и в старшем дошкольном возрасте. Дети пяти лет вначале принимают учебные задания только в том случае, если полученные знания могут сразу использовать в игре, рисовании или другой деятельности.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть: игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого, пусть и маленького, человека, заглянуть в который нам и помогает окошко с волшебным названием «Игра»…

Список используемой литературы

1. Кабанова, О. А. Развитие игровой деятельности детей 2 – 7 лет: метод. пособие для воспитателей / О. А. Кабанова, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева. – М. : Просвещение, 2010. – 96с.

2. Карелина, И. А. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций: учебно-методическое пособие / Карелина И. А. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. – 68с.

3. Касаткина, Е. А. Игровые технологии в образовании и воспитании… Существуют ли они? / Е. А. Касаткина// Дошкольное воспитание. - 2009. № 12. – с. 17-20

4. Михайленко, Н. Я. Как играть с ребенком / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – 3-е изд., дораб. – М. : Обруч, 2012. – 176с.

5. Тарарышко, С. И. Подготовка воспитателя дошкольного учреждения к игровой форме обучения детей: методические рекомендации / Тарарышко С. И. - Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. – 23с.

www.maam.ru

Выступление «Проективные методики в работе с детьми дошкольного возраста»

В своей работе с детьми дошкольного возраста я использую такие рисуночные тесты, как "Дом - Дерево - Человек" с помощью которой можно увидеть степень агрессивности ребенка и других видов нарушений поведения таких как конфликтность, негативизм, враждебность.

"Кактус" графическая методика для детей с 4-х лет хороша еще и тем, что не имеет возрастных ограничений сверху, использую с целью выявления состояния эмоциональной сферы, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) использую методику для определения уровня тревожности ребенка 4-7 лет. Степень тревожности показывает уровень эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает мне косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе. Дети обычно в восторге не только от самого процесса рисования, но и радуются заинтересованности взрослого к рисунку, любят подолгу объяснять то, что изображено на рисунке.

Важен эффект первого впечатления т. е те детали, которые сразу бросаются в глаза. Считается, что через них ребенок пытается выразить свою проблему. Также считаю, что вопросы о настроении изображенного существа или человека также будут уместны.

На нашей встрече с зам. заведующих, методистами и ст. воспитателями мы выполнили рис. тест "Кактус" с дальнейшей интерпретацией.

www.maam.ru

В новых ФГТ использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей, назовите их:

игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

3. Значимость разных форм и методов, в том числе нетрадиционных в работе с детьми.

Дошкольник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать внимание и интерес детей к определенной деятельности и полученному результату необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И нам в этом помогают нетрадиционные формы и методы организации деятельности детей.

Все мы знаем, что ведущим видом деятельности детей является игра. Через игру ребенок познает мир, усваивает новое. Только в руках опытного, знающего и любящего детей воспитателя, игра становится инструментом, с помощью которого можно дать ребенку знания, сформировать те качества, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой

деятельности, отношения с окружающими его людьми.

Все большее распространение в организованной деятельности дошкольников приобретает интеграция – особо выстроенный структурный

процесс, направленный на:

Обучение детей рассматривать любые явления с различных позиций;

Развитие умений применять знания из различных областей при решении конкретной творческой задачи;

Формирование способности самостоятельно проводить небольшие

творческие исследования;

Активизацию развития желания активнее выражать себя в какой-либо

деятельности.

Такой подход предполагает переосмысливание всей структуры организации работы с детьми, – как внутри коллектива педагогов и воспитателей, так и во взаимодействии с родителями. Важно, чтобы взрослый выступал не как «даритель» знаний ребенку, а прежде всего, как партнер в познании им окружающего его мира.

4. Аукцион педагогичеких находок.

Выступления воспитателей по обмену опытом по использованию в работе с детьми нетрадиционных форм и методов работы, использование современных технологий по образовательным областям.

5. Практическая часть.

Составить план-конспект по теме «Хлеб – всему голова», «Знакомство с родным селом» с использованием современных технологий и нетрадиционных методов работы с детьми.

Таким образом, воспитательно-образовательный процесс дошкольников требует использования инновационных методик и технологий. Информационные образовательные ресурсы становятся неотъемлемым атрибутом системы воспитания и подготовки малышей к школе, через игровые формы способствуя их ускоренному всестороннему развитию, умению рассуждать и делать необходимые выводы.

По теме:

Доклад на тему: «Использование блоков Дьенеша на занятиях математики с детьми дошкольного возраста».

МАДОУ "Детский сад № 35 "Соловушка", г. Набережные Челны, 2012г. Доклад на тему: «Использование блоков Дьенеша на занятиях математики с детьми дошкольного возраста». Подготовила: воспитатель Чубурина...

Предлагаю вашему вниманию интересный, познавательный и очень эффективный мастер - класс для родителей на тему: использование нетрадиционных техник в изодеятельности с детьми дошкольного возраста.

Пару дней назад я провела мастер - класс для родителей своих воспитанников. В теплой дружеской обстановке я познакомила их с нетрадиционными техниками, которые можно использовать в работе с...

Методика правового воспитания детей

дошкольного возраста

Право– это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе к образовательной, и распространяются на всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.

К основным международным документам, касающимся прав детей, относятся: Декларация прав ребенка (1959) , Конвенция ООН о правах ребенка (1989) . (Декларация прав ребенка является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.)

В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание уделяется защите ребенка.Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка) , педагогами, представителями органов правопорядка. Различают 4 формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Декларация является основой для Конвенции о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей. Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального и социального происхождения, юридическое право на: воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества

В Конвенции выдвинуты требования к образовательному процессу

(статья 29) :

а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

б) воспитание уважения к правам человека;

в) воспитание уважения к родителям ребенка, к его культурной самобытности, языку, национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;

г) подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими и религиозными группами;

д) воспитание уважения к окружающей природе

Правовое воспитание– процесс формирования правовой культуры и

правового поведения, т.е. активного и сознательного соблюдения норм

нравственности, формирования умения взаимодействовать с другими

людьми, строить свои взаимоотношения на уровне доброжелательности и

уважения не зависимо от ситуации.

Этапы правового воспитания детей:

I этап(младший дошкольный возраст) – обучение детей нормам

поведения в коллективе, умению устанавливать доброжелательные

отношения со сверстниками и взрослыми людьми.

II этап(средний дошкольный возраст) – продолжение работы по

развитию коммуникативных способностей детей; формирование

нравственных норм поведения, умения оценивать не только чужие, но и свои

поступки, как положительные, так и отрицательные.

III этап(старший дошкольный возраст) – формирование нравственно-

правовой культуры на основе знаний основных прав, ознакомление с

понятием «право».

Детям старшего дошкольного возраста доступны для понимания

следующие группы прав:

1. Права ребенка на существование, выживание (право на жизнь,

медицинскую помощь, достойные условия жизни, кров, пищу, заботу родителей) .

2. Права ребенка на развитие (право на образование, полноценное развитие в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями и способностями, право на отдых, досуг) .

3. Права ребенка на защиту (защищенность от всех форм насилия, а также особые права детей-инвалидов) .

Организовывать работу по повышению родительской компетентности в вопросах воспитания и защиты прав ребенка необходимо через коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные формы сотрудничества с семьей.

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Только сейчас, когда демократия набирает силу, когда права человека перестают быть фикцией, можно реально ставить как приоритетную задачу – формирование гражданственности: предоставление каждому ребенку не только условий для творческой самореализации, но и условий для свободного самоопределения: как гражданина новой общественной системы, при которой человек становится не только субъектом практического действия, выработки средств достижения целей, но и субъектом общественного целеполагания.

Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше потенциальной активностью, чем, лишенная достоинства. И дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.

Главная цель педагогической деятельности по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста – воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально-развитой творческой личности.

1. Основные понятия правового воспитания

Правовое воспитание дошкольников–это именно тот важный момент, который нельзя упустить. Если детям правильно объяснить то, какие именно поступки являются хорошими, а какие плохими, то можно избежать массы проблем в будущем. Именно в столь юном возрасте у ребенка закладываются столь важные понятия, как любовь к порядку, уважение других людей и т.д.

Правового воспитания– это развитие социально активной личности, правового мышления и сознания, привычки действовать в соответствии с законами.

Очень важно чтобы ребенок осознавал, что он имеет право на любовь, внимание и заботу со стороны взрослых. Малыш должен быть защищен от любых видов насилия. Очень важно объяснять ребенку, что такие простые вещи, как нормальный уровень жизни и отдых – это то, на что он имеет право.

Правовое воспитание дошкольников– это фундамент для развития всего общества. Дети являются самым дорогим кладом общества, и это не зависит от политического строя или религии. Педагоги, которые это понимают, поставлены перед решением самой важной проблемы, а именно защиты прав ребенка.

Необходимость разработки мер по охране прав ребенка потребовала выделении международной защиты прав детей в особое направление. Так был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) , который осуществляет международную защиту прав ребенка.

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся защиты прав детей относятся:

  1. Декларация прав ребенка (1959) ;
  2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989) ;
  3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В декларации провозглашаются права детейна имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального право на:

  1. воспитание;
  2. активное участие в жизни общества.

2 . Требования к организации образовательного процесса правового воспитания

Конвенция выдвигает отдельные требования к образовательным процессамсчитая, что правовое воспитание ребенка должно быть направлено на:

  1. Развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
  2. Воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;
  3. Воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает и цивилизациям, отличным от его собственной;
  4. Подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин, дружбы между всеми народами.

С. А. Козлова отмечает, что нужно сформировать у ребенка представления о самом себе, о его правах и обязанностях и необходимо не только сообщать ему эти знания, но и формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника.

Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.

Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

Цельюпедагогического процесса в правовом образовании дошкольников является формирование основ правового сознания дошкольников.

  1. Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения.
  2. Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка.
  3. Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
  4. Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
  5. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
  6. Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
  7. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека

Материал nsportal.ru

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ДЕТСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Развитие детей в танцевальной деятельности является привлекательным, перспективным как для родителей, так и для общества в целом. Обучение хореографией в младшем и дошкольном возрасте имеет существенную специфику.

Через танцевальные образы появляется правильная постановка корпуса, положение рук и позиций, выворотное положение ног, знание позиций ног, устойчивость. Танцевальные игры помогают развить эмоциональность детей, и что самое важное, образность.

Самое сложное добиться в этом возрасте – восприятие ритма, музыки, что практически успешно решается в танцевальной деятельности. Движение органически связаны с музыкой, ее характером, что способствует целостному восприятию и развитию творческого воображения.

Педагогу следует знать, какие приемы нужно задействовать в своей работе, через что нужно пройти, чтобы ребенок понял, что от него хочет педагог и руководитель. В этом возрасте организм ребенка еще не совсем готов к серьезным хореографическим занятиям, поэтому педагогу необходимо знать, как правильно нужно построить свой урок и его проведение. Какие упражнения являются более трудными для детей, которые хореографам кажутся легкими.

Значение музыкально-двигательных упражнений.

Сюжеты, образы музыкальных игр конкретизируют для детей содержание музыкального произведения, помогают более глубоко его переживать. Движения, органически связаны с музыкой, ее характером, способствуют целостному ее восприятию. Отвечая своими движениями на особенности мелодии, ритма, динамики, структуры музыкального произведения, дети начинают чувствовать выразительное значение элементов музыкальной речи.

Для того чтобы музыкальная игра и хореография могли выполнять свои воспитательные задачи, надо научить детей владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с содержанием музыки. Большинство движений, на которых построены музыкальные игры и хореография – это основные движения (ходьба, бег, прыжки, подскоки) . Без обучения детей правильному шагу и бегу, укрепление мышц ног и корпуса на занятиях по хореографии дети не смогут хорошо и выразительно двигаться под бодрую, медленную музыку.

Период древности с позиции методики танца используется нами с целью ознакомления детей с культурой разной народов, на основе которых развивается художественное творчество и искусство танца. Авторы, которые рассматривают феном «танец» только видом искусства, суживает его социальную значимость, и, по сути, противоречит диалектики его познания. Невнятное выделение некоторыми авторами танца как типа культуры, и как типа искусства, также ограничивают его роль в познании действительности.

Задача руководителя – сохранить у детей первоначальный живой интерес к упражнению, эмоциональность восприятия и в тоже время вызвать у них желания настойчиво и старательно над ним потрудиться. Для этого руководитель на каждом занятии ставит перед детьми новые задачи, обращает их внимание на новые детали образа, движения, музыки.

Основными средствами музыкально-двигательного восприятия всегда должны оставаться игры и танцы. Однако при серьезном, продуманном отношении музыкально-двигательные упражнения не только служат необходимым дополнением к играм и танцам, но на ровне с ними сами являются средством музыкально-эстетического восприятия детей.

После отбора музыкально-двигательных упражнений руководитель должен почувствовать музыку, определить ее содержание – тему, образы (какой может быть эмоциональная окраска каждого упражнения) ; тщательно освоить движения, уяснить их связь с музыкой, выразительность, характер.

Основные задачи педагога

В «игровом танце», который является важнейшим компонентом общеразвивающего танца, отсутствует жесткая специализация разучивания хореографических па. Все многообразие движений человеческого тела совершенствуется ребенком с учетом его желаний, возможностей и на основе сенситивных периодов развития. Отдельные элементы физических упражнений развиваются на основе выявленных нами структурных компонентов в танце, актуальных мотиваций детей:

Развитие общей физической подготовки;

Развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, прыжка, шага, устойчивости и координарности) ;

Изучение танцевальных элементов;

Развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности;

Восприятия трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.

Педагогу очень важно внимательно отнестись к подбору репертуара для учащихся младшего дошкольного возраста, постоянно его обновлять, внося с учетом времени и особенности обучаемых детей определенные коррективы.

Задача педагога – хореографа воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.

Один из важных факторов работы обучения – использования минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетания.

Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.

Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Детские игровые имитации помогают созданию основы танцевальных образов.

Структурно-содержательными основными компонентами педагогического танцевального образования является:

  1. Система знаний о человеке (психология, анатомия, физиология, социология) , связи человека с природой, отражение в танце личностного «Я», о также общественные ценности;
  2. Разнообразие танцевальной техники и способы овладения ими в разных типах творческой деятельности;
  3. Система формирования общего логического и эмоционального интеллекта на основе инновационных танцевальных технологий, вытекающих из теоретических моделей танца и методов, обеспечивающих практические навыки учащихся;
  4. Развитие формирования опыта творческой (сочинительской и репродуктивной) деятельности детей на основе игрового танца.

Системно-классификационный метод построения теоретической модели танца позволяет в танцевально деятельности отражать сложные аспекты в структуры личности и контролировать процесс ее изменения. Этот метод построения теоретической модели танца позволяет избежать иерархической путаницы в расположении компонентов (что характерно при линейном анализе) , и тем самым активизировать образовательный процесс.

Развитие детского внимания на танцевальных занятиях.

Содержание танцевального воспитания в сфере дополнительного образования формирует психические, физические, социальные качества личности в русле художественного творчества. Специфика художественного творчества налагает особый отпечаток на эстетическое развитие и формирование характера каждого исполнителя. В хореографическом воспитании выделяют межпредметные связи, в первую очередь, с искусствоведческими дисциплинами.

Развитие способностей в хореографическом воспитании методически и практически осуществляется преимущественно на основе репродуктивной творческой деятельности. В силу особой организации зрелищные типы танца обеспечивают необходимое условие для раскрытия художественных способностей личности. Важным фактором продуктивной организации содержания хореографического воспитания является пятиэтапная драматургическая структура сочинения танца, позволяющая эффективно обеспечивать формирование качественного репертуара.

Полезно давать задания на быстрое переключение внимания с одного предмета на другой, с ближнего на дальний и наоборот, например: рука, окно, туфли, дверь и т.д.

Интересным движением будет переключение внимания со зрительного на слуховое или осязательное. Например: зеркало, звук с улицы, ткань костюма, фортепиано, звук в соседнем классе и т.д.

Такие упражнения, являющиеся азбукой актерского мастерства, в игровой форме научат детей концентрировать внимание сосредотачиваться, когда это необходимо.

Конечно чрезмерно увлекаться подобного рода упражнениями, они скорее являются подсобными и могут применятся в конце урока, когда дети утомлены и нужны особые меры, чтобы оживить внимание и восприятие.

Дыхательная гимнастика на танцевальных занятиях с детьми

Дети учатся управлять речевым дыханием, используя для этого специальные упражнения по дыхательной гимнастике.

Первые упражнения связаны с формированием правильной осанки: речевое дыхание не должно встречать на своем пути мышечные преграды и зажимы. Доказано и проверенно что мы свободно дышим, говорим, если: правильно стоим, не напрягаем мышцы плеч и шеи, прямо держим голову и свободно, естественно управляем своими руками.

Освобождение от усталости.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены.

Предложить ребенку подняться на носки и вытягивая руки вверх вдохнуть. Далее необходимо «бросить» расслабленное тело вниз с восклицанием «ух!» и, не выпрямляясь, сделать еще три дополнительных пружинистых наклонов вдыхая оставшийся воздух на трех восклицаниях «Ух-ух-ух!»

Тело расслабленное, руки, голова, верхняя часть туловища опускается все ниже и ниже.

Развитие эмоциональной выразительности

В процесс танцевальных занятий с детьми мы включаем интересные понятия, с которыми знакомим учащихся:

Характер музыки, темп, ритм, музыкальный размер;

Динамические акценты в музыке (форте, пиано) , характер исполнения (легато, стаккато) ;

Строение музыкальной речи, длительность звука, такт, фраза, предложение;

Эмоциональная выразительность.

Знакомство происходит в процессе урока танца на музыкальном материале танцевальных упражнений, музыкальных игр, танцевальных композиций. Тщательно отобранные совместно с концертмейстером музыкальные произведения должны быть просты и доступны для детского восприятия по стилю, жанру и характеру исполнения. Должны иметь яркую выразительную мелодию, четкий метроритмический рисунок и, как правило, быть квадратным по форме.

Знакомство с основами актерского мастерства происходит также во время урока танца. Для переключения внимания во время короткого отдыха от физической нагрузки, педагог объясняет детям анатомические особенности строения лица, работу мышц лица и их значение для выражения человеческих эмоций (улыбка, скорбь, удивление, боль, угроза, рыдание, размышление и т.д.) .

Рекомендуется исполнение небольших пластических этюдов с воображаемыми предметами (надувание шарика, игра с мячом) . Развитию актерской выразительности послужат сценки подражания повадкам животных (этюды «Кошка», «Петух», «Лошадка», «Лягушка» и т.д.) .

Хореографический образ – это воплощение субъективных впечатлений хореографа, на основе которых он последовательно во времени и пространстве реализует архитектонику образа.

Учебно-воспитательная работа

Каждый руководитель хореографического коллектива стремиться научить детей легко, красиво танцевать. Педагогу необходимо много продумать еще до начала занятий с детьми и вложить в свою работу с ними немало труда и терпения.

Одновременно приходиться работать и над собой, не полагаясь только на свои способности и постоянно совершенствуя и углубляя свои знания.

Учебные занятия в коллективе, направленные на приобретение техники и выразительности в танце, требует и от детей настойчивости упорства и старания, а это им не всегда легко делается. Движения должны исполняться ловко и четко.

Только большая любовь к искусству танца и к своему делу помогает педагогу развить у детей трудоспособность, дисциплинированность и добиться хороших результатов в освоении танцевального искусства. Особенно полезны в этом смысле танцы, в которые руководитель включает весь коллектив, дав каждому участнику посильное задание.

Коллективная форма работы, общая заинтересованность в ней создает свою ответственность за общее дело. Так же должны быть внимательны и дисциплинированны дети, чтобы освоить учебный материал, понять, запомнить и воспроизвести движения, требующие большой точности исполнения, разучивание целые танцы, дети должны запомнить еще последовательность движений, рисунок танца.

Это очень способствует развитию у них внимания, наблюдательность, памяти. Впоследствии эти качества оказываются необходимыми в повседневной жизни.

В настоящее время хореографическое искусство выполняет важную роль в эстетическом воспитании человека и развитие его вкуса. В детских садах и школах в системе дополнительного образования занимаются именно хореографическим искусством. Однако рамками хореографического искусства понятия «танец» не ограничивается. В популярном изложении в понятие «танец» входит как бы две сферы деятельности:

Игровой танец в самом широком понимании представляется нам как культура, в которую входит и зрелищное искусство как фрагмент культуры;

Узкое понятие танец – это и есть хореографическое искусство в котором эстетическая сторона, сложность движений, определенность формы являются ведущими признаками.

Культура и искусство обладает огромным потенциалом для развития подрастающего поколения средствами танца.

В этом и есть смысл работы с детьми дошкольного возраста и создание методического обеспечения.

Список литературы

  1. Бурмистрова Е. В. Танец и музыкальная игра: нераскрытые возможности // Прикладная психология и психоанализ, №1 – М., 1998, с.65-72.
  2. Зуйкова Е. Н. Художественное воспитание дошкольников педагогической системе Ф. Фребеля // Искусство и образование, №3 – 2001с.28-32.
  3. Смирнов И. В. Искусство балетмейстера – М., 1986.
  4. Якунина С. Ритмическая гимнастика. Средняя группа // Дошкольное воспитание, №10 – 2002, с.64-71.

Источник nsportal.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Росинка» комбинированного вида».

Методы и приёмы работы с детьми по формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

Образовательная область: коммуникация.

Старший дошкольный возраст.

Генрих Ирина

Владимировна

воспитатель.

г. Шарыпово

2013 г .

Методы и приёмы работы c детьми по формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

Выделяют три группы методов - наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечи­вают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изоб­разительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные ме­тоды могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рас­сказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи , меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы , пересказ, заучи­вание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т. е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.

Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому,

приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.

Методические приёмы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец - правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах.

Повторное проговаривание - преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.

Объяснение - раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания - разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.

Оценка детской речи - мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы она повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке

подчеркиваются прежде всего по­ложительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.

Вопрос - словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) - «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями - «почему? зачем? чем похожи?». Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.

Наглядные приёмы - показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.

Методы и приёмы работы по развитию речи

1. Анализ ответа ребенка (выполняется для ребенка, чтобы он знал свои недостатки и мог их устранить).

2. Беседа обобщающая (после того как дети накопят какой-то объем знаний. Например, после экскурсии).

3. Беседа. Подготавливается воспитателем заранее, как занятие.

4. Воображаемая ситуация.

5. Вопросы проблемные, более сложные начинаются со слов почему, из-за чего, как, сравнить и др. то есть требуют размышлений, умозаключений.

6. Вопросы репродуктивные = простые начинаются со слов какой, что, когда. Эти вопросы не требуют мышления, ребенку не надо догадываться, соображать.

7. Демонстрация движений, артикуляционных позиций.

8. Дидактические игры («Чей домик», «Чудесный мешочек», «Домино») – имеют несколько игровых правил или действий.

9. Дидактические рассказы с включением учебных заданий.

10. Дидактические упражнения – проще, чем дидактические игры имеют одно правило или действие (скажи наоборот).

11. Замечание.

12. Заучивания.

13. Звукоподражания (при освоении звуков).

14. Имитация действия, движения (на физминутках).

15. Инсценировки.

16. Исправление.

17. Интонационное выделение слова.

18. Интригующая интонация (загадочная, таинственная, испуганная, удивленная, восторженная и др.)

19. Конструирование (букв и др.).

20. Моделирование (структуры текста, строения слова).

21. Мотивация заданий (поможем Дюймовочке, подготовим Незнайку к школе, исправим ошибки у Карлсона, сделаем подарок маме, узнаем кто в группе самый быстрый и др.)

22. Наблюдение.

23. Напоминание.

24. Образец правильного произношения.

25. Образная физкультурная пауза.

26. Образное называние звука (ЗЗЗ – звенит комарик). Обследование предметов. Обязательно проговаривать все действия обследования (поглаживание, ощупывание, сжимание, взвешивание, приподнимание и пр.), и называть получаемые ощущения (прохладный, шершавый, гладкий, тяжелый, округлый, др.)

27. Объяснение (например, правил поведения, игры).

28. Отраженная речь – повтор за воспитателем речевого образца.

29. Оценка (мотивированная).

30. Пересказ.

31. Повторы индивидуальные ребенком.

32. Повторы хоровые.

33. Подбор обобщающих понятий (стол + стул + табурет = мебель)

34. Подвижные игры с речевым сопровождением, хороводные игры. (каравай)

35. Подсказ (начала слова).

36. Показ артикуляционных движений.

37. Пояснение (самосвал – сам сваливает).

38. Прослушивание пластинок, магнитофонных записей (собственная речь, речь с дефектами, образцы речи).

39. Разговор – не подготовленная «беседа», возникшая случайно, по ходу дела.

41. Рассматривание рисунков, картин, макетов, диафильмов.

42. Речевой образец.

43. Речевые поручения – поручение, при выполнении которого ребенку необходимо будет обязательно использовать речь. Например: «Пойди к Тамаре Ивановне и попроси подточить карандаши. Так и скажи: «Тамара Ивановна, подточите мне, пожалуйста, карандаши». Это образец речевого поручения для ребенка с неразвитой речью или для детей в возрасте до старшей группы. Начиная со старшей группы можно давать детям поручения без образца речи, то есть вот так: «Пойди к Тамаре Ивановне и попроси подточить карандаши».

44. Речевые ситуации – специально придуманные ситуации, в которых дети отрабатывают речевые умения. Например: «У Тани завтра день рождения, как мы её будем поздравлять?» Дети придумывают свои поздравления, а воспитатель подсказывает им те слова, которые необходимо активизировать в речи и хвалит детей, если они используют, именно, эти слова.

45. Ролевые игры.

47. Сопряженная речь – повтор вместе с педагогом.

48. Составление плана высказывания – чаще устное, про что сказать вначале, про что потом и так далее.

49. Схема ответа (моделирование) – про что сказать вначале, про что потом и так далее на наглядной основе, например с помощью схем.

50. Толкование слов (значения слов аквариум – стеклянный ящик)

51. Указание.

52. Утрированное произношение (усиленное).

53. Утрированное артикулирование (усиленный показ, где находятся губы, зубы, язык в момент произнесения различных звуков, слов)

54. Чтение.

Коммуникативные игры.

Вежливые слова.

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Игры-ситуации.

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций, например, ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

Пресс-конференция.

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, “В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

Рассказ по кругу.

Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: “Сегодня выходной день и...” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели

приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

Изобрази пословицу.

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

“Как аукнется, так и откликнется”

Магазин игрушек.

Цель: развить умение выполнять различные роли, учить оценивать эмоциональное поведение партнёров по общению.

Дети делятся на покупателей и игрушки. Дети-покупатели отходят в противоположный конец комнаты, дети-игрушки усаживаются в ряд на скамеечке, изображая товар, расставленный на полках в магазине. Продавец подходит к каждому ребёнку и спрашивает, какой игрушкой он будет. Покупатель должен отгадать игрушку, которую ему показывают. Кто не угадает, уходит без покупки.

Ищем клад.

Цель: развить умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей; учить помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; формировать умение применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач.

Эта игра включает в себя две части. Первая часть способствует развитию доверия детей друг к другу и помогает им лучше осознать и понять себя и своих товарищей. Воспитатель просит детей разбиться на две команды несколько необычным способом, по цвету волос – тёмные и светлые.

Во второй части игры детям говорится о том, что сейчас каждая команда начнёт искать “клад”, спрятанный в комнате. Для этого детям предлагается план комнаты с отмеченным местом, где спрятан клад.

Скульпторы.

Цель: развить умение согласовывать свои мнения, желания с партнёром по общению; учить применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач.

Игра проводится на занятии по лепке.

Все дети “скульпторы”. Играют в парах. Каждый лепит из пластилина свою поделку. Затем дети меняются поделками, для того чтобы другой “скульптор” добавил свои элементы в поделку партнёра. Потом ребята рассказывают друг другу, правильно ли был понят их замысел и что каждый из них на самом деле хотел изобразить.

Близнецы.

Цель: развить умение ориентироваться в собственных вкусах и желаниях, устанавливать сходство с различными партнёрами по тому или иному признаку.

Воспитатель предлагает нарисовать на маленьком листе бумаге то, что дети любят (из еды, из занятий, из игрушек и т. д.). По сигналу воспитателя дети бегают по группе, по сигналу “Найди друга” - ищут пару – того, с кем совпадают вкусы, интересы. Игра заканчивается тем, что пара (или группа) детей с помощью жестов показывает, что их объединяет.

Пойми меня.

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5 предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

Разговор через стекло.

Цель: развить умение мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить...”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

Подарок на всех.

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива .

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы...

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Без маски.

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем.

Вот примерное содержание незаконченных предложений:

“Чего мне по-настоящему хочется, так это...”;

“ Особенно мне не нравится, когда...”;

“Однажды меня очень напугало то, что...”;

“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я...”.

Моё настроение.

Цель: развить умение описывать своё настроение, распознавать настроение других.

Детям предлагается поведать остальным о своём настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении – всё зависит от фантазии и желания ребёнка.

Астрологи.

Цель: развить умение ориентироваться в окружающих людях и учитывать особенности поведения партнёра в различных коммуникативных ситуациях.

Игровое правило: называть товарища только после соответствующей характеристики.

Варианты: дети могут самостоятельно составить характеристики, описывая внешний вид, любимые занятия, как относятся к делу, к друзьям.

Оживи маску.

Цель: развить умение понимать настроение другого человека, прогнозировать и предвидеть то или иное настроение.

Каждому ребёнку раздаются маски-настроения. Ребёнок должен рассказать, что вызвало то или иное настроение. Поощряются реальные и фантастические сюжеты.

Варианты игры: детям предлагается придумать ситуацию, которая вызвала бы противоположное настроение.

    В коррекционных целях предлагается использовать следующие разнообразные приемы и методы работы с детьми:

Приёмы мелотерапии.

Мелотерапия - воздействие музыки на ребенка в коррекционных целях. С ее помощью можно создать жизнерадостное, бодрое или спокойное настроение, необходимое для пользования речью, научить пользоваться речевым дыханием, синхронно двигаться, координировать речь и движение, сочетать ритм музыки с ритмом движения, темп музыки с темпом движения.

    Музыкальные этюды, способствующие нормализации настроения; Музыкальные релаксационные упражнения для мимических мышц; Музыкальные упражнения для коррекции жестов; Музыкальные упражнения, регулирующие мышечный тонус;
    Упражнения для развития координации речи и движения с постепенным усложнением темпа и ритма (попевки, потешки) Упражнения для развития чувства темпа и ритма (прохлопать руками и протопать ногами ритмический рисунок песни) Упражнения на формирование речевого дыхания (пропевание звуков, слоговых рядов, фраз)

Приёмы арт-терапии.

Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей, испытывающих определенные затруднения в вербализации (проговаривании) своих переживаний, например, из-за речевых нарушений или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их "невыразимости". Рисование не только развивает мелкую моторику. Очень важно, что ребенок в процессе рисования формирует образное мышление, чувство цвета, ритма и композиции. Это важный элемент работы по гармоничному развитию обеих полушарий головного мозга. Через рисование малыш учится концентрации внимания и расслаблению. Рисуя, он может проработать сложные ситуации, избавится от навязчивых страхов. Создать для себя образ силы, здоровья, радости и закрепить его наглядно, на бумаге. А это помогает ребенку находить красоту и черпать силы и вдохновение в окружающем мире.

Приёмы музыкотерапии.

Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изодеятельности.

Цель занятий с использованием музыкотерапии-создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.

Наиболее важными для детей являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты , развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики. Всему этому способствуют занятия с применением метода музыкотерапии.

Как показывает опыт, музыкотерапевтическое направление работы способствует: улучшению общего эмоционального состояния детей; улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции; нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).

Приёмы библиотерапии.

Библиотерапия в дословном переводе означает "лечение книгой" (от греч. biblion - книга и theraрeia - лечение). Библиотерапия основана на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния пациента. Особенно эффективна библиотерапия при работе с детьми. Необходимо подобрать подбирает для детей литературу, ориентированную на круг их жизненных проблем.

От обычного чтения библиотерапия отличается своей направленностью на те или иные эмоциональные состояния, свойства личности.

Одной из разновидности библиотерапии является сказкотерапия. Сказкотерапия - направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Именно поэтому библиотерапия и сказкотерапия - это один из инструментов, на которых хороший психолог, как хороший музыкант, должен уметь играть:

Приёмы игровой психокоррекции.

Ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом - особой связи, характерной для детского возраста. Ролевая игра служит важным источником формирования социального сознания ребенка, ибо в ней ребенок отождествляет себя со взрослым, воспроизводит функции, копирует отношения в специально создаваемых им самим же условиях. Рекомендованные психокоррекционые игры можно условно разделить на две группы.

Игры первой группы направлены на сплочение и организацию группы, на подготовку детей к более серьезным комбинированным играм.

Игры второй группы предполагают введение более сложной драматизации, творческие сюжетно-ролевые игры, игры-импровизации с правилами.

Кроме вышеперечисленных форм работы, используются следующие методы обучения: групповые беседы и дискуссии, элементы психогимнастики и аутотренинга, гимнастики с элементами йоги.

Современный мир меняется с невероятной скоростью но, может, стоит не согласиться с китайским изречением. Трудное время – это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит быть современным.
Именно дошкольное детство является той отправной точкой, той благодатной основой, которая предоставляет возможность выбора, возможность деятельности.
Позвольте мне сегодня представить свой взгляд на тему: «Методы работы с детьми в современных условиях»
Введение
Федеральный Государственный образовательный Стандарт дошкольного образования позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребенка.
Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребенку ……. Дошкольного детства и самой природы дошкольника. Это дает современному педагогу – воспитателю свободу в выборе форм и методов работы с детьми, главным результатом, которого должны стать личностные качества ребенка, а не сумма знаний, умений, навыков.
Как же я, современный воспитатель должна построить свою деятельность и организовать деятельность своих воспитанников так, чтобы она соответствовала требованиям времени, какие методы работы с детьми использовать.
В поисках ответа на эти вопросы я обратилась к словарю – справочнику «Научно – педагогическая информация» под редакцией В.М. Полонского где метод как неотъемлемая часть любого исследования, характеризует потенциальные возможности науки, степень её проникновения в изучение реальных процессов, показывает, какие явления могут быть познаны в настоящее время, а какие остаются предметом гипотетических предположений. Метод во многом определяет ход и результативность исследования, формы организации работы, общую методологическую ориентацию автора, путь к достижению конечной цели.
В философском смысле под методом понимают научные теории, проверенные практикой. Такая теория при построении других теорий может выступать в роли метода в данной области знаний или других областях. Метод также нередко рассматривается как совокупность приемов практического или теоретического осмысления действительности, подчиненную решению конкретной задачи, как комплекс интеллектуальных действий, логических процедур, при помощи которых наука пытается установить истину, проверить или опровергнуть ее. Наконец, метод трактуется как конкретный способ изучения определенной области, как систематизированный комплекс приемов, процедур, применяемых учеными для достижения целей и задач исследования, как план, которым они руководствуются при организации научной работы и ее отдельных этапов.
Для меня методы работы с детьми – это с одной стороны четкая почва, имеющая научную основу, с другой стороны своеобразная импровизация с учетом следующих принципов:
- принцип психологической комфортности и защищенности, предполагающ