О главном

Презентация на тему: Социализация. Важность игры в социализации дошкольников. Роль сюжетно–ролевых игр в социализации детей дошкольного возраста

Социализация личности – процесс, длящийся почти всю жизнь и заключающийся во влиянии общества на личность и формирования отклика личности на эти воздействия с целью адаптироваться к социальным, психологическим и эмоциональным условиям жизни в социуме и по возможности успешно функционировать в нем. И именно на детский возраст приходятся наиболее важные и продуктивные моменты этого процесса.

От его успешности зависит, будет ли человек верно понимать свою роль и свои возможности, правильно самоидентифицироваться, насколько велики будут его шансы устроить личную и трудовую жизнь и в целом быть счастливым. Раз уж людям суждено жить в обществе, то им важно быть максимально приспособленными к нему. Это вопрос не столько видимого жизненного успеха, сколько личностного выживания.

Содержание статьи:

Что представляет собой процесс социализации дошкольников?

Социализация детей дошкольного возраста – фундамент успешного вхождения подрастающего поколения в дальнейшую жизнь, в школе, в образовательных учреждениях, на работе и в личных взаимоотношениях. В этом возрасте закладываются ценнейшие навыки общения и основы понимания собственного места в жизни и обществе. Дети усваивают нормы и мотивы поведения, понятия ценностей, соответствующие социуму, в котором они растут. Налаживается связь между основными сферами существования детей и их психикой, влияющая и на развитие психики.

Процесс социализации начинается буквально с первых месяцев жизни ребенка, когда младенец начинает отличать ухаживающих за ним людей от неодушевленных предметов, близких – от посторонних, тянет руки к заинтересовавшему его предмету, подает голос не просто из-за дискомфорта, а желая привлечь внимание, откликаясь на жесты и мимику родственников.

Недостаточность социализации влечет за собой самые разнообразные негативные последствия для личности, преодолевать которые тем сложнее, чем больше было упущено на ранних стадиях развития. Это сказывается не только на недостаточной информированности детей по поводу правильности поведения, но и грозит неверной ориентацией развития личности, проблемами в эмоциональной сфере.

Детская психика достаточно пластична, чтобы компенсировать некоторые изъяны в своевременном прохождении этапов вхождения в общество, однако нельзя полностью полагаться на это. Каждый ребенок обладает своими личностными особенностями и возможностями, и рисковать тем, что с определенными сложностями этого процесса ребенок сам не справится, не стоит.

Основные этапы процесса социализации детей дошкольного возраста

Как уже было сказано, начало социализации личности происходит в первый год жизни, когда ребенок учится быть частью семьи – крошечного социума, в котором происходит основная часть его существования. Развитие малыша, как части общества можно приблизительно разделить на несколько этапов:

Ранний возраст

Дети до 1,5 лет усваивают основную информацию об окружающем их мире, в частности, о возможности взаимоотношений; получают первые навыки общения с близкими.

В промежутке от года-полутора и примерно до трех лет у малышей возникает потребность в общении со сверстниками. В этот период закладываются первые навыки существования в коллективе, умение хотя бы минимально взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми, а не быть уже только объектом заботы старших.

Это очень важный момент для развития коммуникабельности и способности группового взаимодействия, поэтому малышам, лишенным возможности посещать детский сад, нужно все же чаще встречаться с близкими по возрасту детьми для игр и развития навыков общения (различные развивающие клубы для дошкольников — отличная альтернатива садику). Оказываясь в компании детей намного старше себя, ребенок может оказаться либо вновь только объектом заботы, либо быть отстранен от компании старшими, которым неинтересно общаться с ним, однако, даже такая ситуация влияет на формирование личности как части общества.

Примерно с этого момента значительное влияние на получение ребенком социального опыта все более сильное влияние оказывают педагоги и вспомогательный персонал детских дошкольных учреждений.

Именно в первые три-три с половиной года закладываются мотивации и первичное отношение ребенка как личности к окружающим его людям. Основными влияющими на социализацию ребенка агентами в это время являются его ближайшие родственники или другие лица, осуществляющие попечение о нем, а также детский коллектив, в том случае, если ребенок регулярно посещает детский сад, игровую площадку, развивающий центр и т.д.

Средний и старший дошкольный возраст

Ребенок все полнее и активнее взаимодействует с окружающими, пользуясь для этого полученными ранее навыками общения и речью. Получает более серьезные навыки общения с посторонними людьми, малознакомыми взрослыми, развивает свои гендерные (половые) личностные особенности, усваивает понятия социальных и гендерных ролей, характерных для той культуры, которая его окружает.

В этот период актуализируются , помогающие малышам усваивать нормы поведения и роли, осваивать сценарии поведения в различных ситуациях: забота, послушание, дружба и любовь, конфликты и их разрешение, совместная деятельность, творчество и т.д. Ребятишки «проигрывают» ситуации так, как они их видят, усваивают понятия прав и обязанностей, что также является необходимым аспектом социализации.

Роль семьи в социализации дошкольника

Важность роли семьи в этом процессе переоценить очень сложно. Жизнь семьи, взаимоотношения внутри нее, отношение взрослых к детям (в том числе и к другим детям, если они есть), отношение к посторонним, демонстрируемое старшими – изо всего этого складывается понятие ребенка о нормах поведения и правильных отношениях.

Кроме того, интенсивность взаимодействия старших членов семьи с малышом влияет и на развитие адаптационных способностей его психики. Чем больше его привлекают к общению и деятельности в семье, тем больше навыков и понятий откладывается, тем они полнее и многограннее. Разумеется, личные особенности интеллекта и психики ребенка играют немалую роль в развитии его адаптабельности, однако, с одними и теми же исходными возможностями ребенок может оказаться неуверенным в себе, малокоммуникабельным, не умеющим решить простую поведенческую задачу, или общительным, хорошо ориентирующимся, понимающим основные правила поведения и хотя бы самые очевидные мотивы.

Поэтому так важно общаться с ребенком не только в педагогических целях и с целью заботы о нем, но и привлекать его к домашним делам и решению внешних вопросов, не отстранять от задач, связанных с общением, прибегать к его посильной помощи. Малыш, самостоятельно совершающий покупку хотя бы булки хлеба, привыкший общаться с посторонними людьми хотя бы в присутствии близких, ощущает себя более уверенным и лучше ориентируется в поведении людей и ситуациях, что очень пригодится ему в школе и других местах, где придется быть самостоятельным.

Без регулярной умеренной нагрузки на адаптационные возможности самый здоровый и ухоженный ребенок будет отставать от сверстников в способности воспринимать новое, вливаться в коллектив, взаимодействовать с другими детьми, осваивать возможности, предоставляемые школой и обществом.

Родителям не стоит пытаться полностью изолировать ребенка от стихийной социализации, но необходимо держать это под контролем и корректировать влияние таких факторов во избежание негативных последствий.

Роль детского сада в процессе социализации ребенка

Первые и важнейшие основы социализации личности дошкольника традиционно должна закладывать семья. Но, к сожалению, не все родители и воспитывающие родственники в состоянии обеспечить ребенку должное внимание во всех аспектах его становления. Многие просто не понимают сути воспитания личности и необходимости посвящать этому какое-то время, другие слишком заняты, обеспечивая необходимый, по их мнению, материальный уровень жизни, или посвящают много сил и времени иным сферам своей жизни, где ребенку места нет. Поэтому задачей детских дошкольных учреждений является компенсация недостаточной интенсивности социализации ребятишек и придание ей большей гармоничности.

Развивающие центры, спортивные секции, клубы и, разумеется, детские сады, где ребенок проводит большую часть дня, призваны не просто дать определенные знания и обеспечить присмотр, но помочь детям плавно включиться в жизнь общества вне дома.

Основная нагрузка в этом плане ложится на детские сады, так как по количеству посещающих их детей и проводимому там времени они лидируют с огромным отрывом. Задача оказывается не из легких – каждый ребенок приходит в детский сад из семьи с уже сформировавшимися понятиями о том, как следует себя вести, какие отношения допустимы. А ведь каждый из детей наделен нормальным желанием самоутверждения среди сверстников и в глазах взрослых, что ведет к множеству неожиданных поступков, а порой и конфликтных ситуаций. И воспитателю нужно их решать без помех для образовательного и процесса.

Ближе к наступлению школьного возраста у детей развивается способность к выполнению социальной функции и возникает потребность в ней. Ребенок все больше стремится быть кем-то значимым в глазах окружающих, и важно грамотно направить это стремление в полезное для самого ребенка и общества русло. Проще говоря, ненавязчиво и убедительно помочь ребенку выбрать, как именно он будет производить впечатление на окружающих: склонностью к конфликтам, эпатажем, дерзкими выходками или конструктивными поступками, помощью, дружелюбием, инициативностью и т.д.

Кроме того, дети старшего дошкольного возраста уже должны уметь задавать вопросы, получать знания, наблюдать и рассуждать, и от воспитателя во многом зависит, насколько полным и позитивным окажется развитие детей в этом плане.

Роль сюжетно-ролевой игры

Важную роль в фактическом становлении детей в качестве членов социума играют сюжетно-ролевые игры. Пресловутые «дочки-матери» и «войнушка» — не просто веселое времяпрепровождение, а вполне значимая попытка примерить на себя такие важные социальные роли, как родительские обязанности, долг защитника и воина. Догонялки и прятки, собирание построек из конструктора – даже эти занятия позволяют ребенку мысленно и эмоционально преображаться во взрослого человека, занятого важным и понятным делом.

Идеи сюжетно-ролевых игр могут предлагать детям взрослые, например те же воспитатели, родители или родственники. Если представить себя водителем автомобиля может любой малыш, получивший в руки игрушку-машинку, то предложить перевозку грузов или пассажиров, объяснить роль отца, везущего семью по делам, стоит уже взрослому человеку. Объяснить девочке, что именно следует делать с куклой-«ребенком», подсказать ребятишкам, что делают продавец и покупатель, доктор и пациент, учитель и ученики, кондуктор и пассажир, посоветовать выбрать самим, что они хотели бы пережить в игре, и направить эту игру в позитивное познавательное русло.

Условия для успешной социализации дошкольника

Так как от результатов социализации личности во многом будет зависеть ее успешная и счастливая жизнь, реализация потенциала, то необходимо стремиться к созданию по возможности благоприятных условий для протекания этого необходимого процесса.

Что в первую очередь следует выделить в качестве признаков успешной социализации?

  • Формирование приемлемых норм поведения и общения со сверстниками и старшими, близкими и малознакомыми людьми.
  • Развитие самосознания, выделение и становление собственной личности ребенка среди других людей.
  • Чтобы помочь детям достигнуть успехов в этом, необходимо, во-первых, правильно расставлять приоритеты воспитательного процесса с учетом особенностей возраста детей и их личностных свойств, подходя к ним индивидуально – насколько это возможно. Во-вторых, важно помочь детям усвоить верные нормы и ценности, принятые в обществе.
  • Особенно значимым является формирование самосознания и умения воспринимать себя как личность, познающую мир и взаимодействующую с ним, получающую опыт, извлекающую пользу.

Возможные проблемы и их решение

Процесс социализации детей дошкольного возраста не может протекать без проблем, даже если дети относятся к относительно благополучным семьям. Это обусловлено тем, что растут они во взрослом мире с его трудностями и потрясениями, нехваткой денежных средств и времени у родителей, неумением взрослых вникнуть в тонкости детской психологии вообще и даже собственного ребенка в частности.

В числе наиболее распространенных проблем социализации детей дошкольного возраста можно назвать:

  • Несоответствие целей и желаний ребенка с целями и желаниями взрослых, занимающихся его воспитанием. Ребенок – что естественно – хочет играть и развлекаться, взрослые стремятся нацелить его на подготовку к взрослой жизни, поступлению в школу, достижению успехов в спорте, целевом обучении и т.д. Для разрешения этого конфликта важно соблюдать баланс между реальной пользой и психоинтеллектуальными возможностями, присущими детскому возрасту. Здесь не может быть четко проложенного пути, а требуется внимание и гибкость со стороны взрослых.
  • Недостаток внимания и активности. Это особенно присуще детям с ослабленным здоровьем, перенесшим или подвергающимся стрессу. В работе с такими детьми особенно важны терпение и чуткость, неутомимое и мягкое продвижение в сфере налаживания контакта и развития у ребенка интереса к миру и вхождению в общество.
  • Неумение определяться с желаниями и принимать решения. Это в большой мере проистекает из нехватки жизненного опыта, но бывает и обусловлено условиями воспитания детей. В садике и дома за них решают воспитатели (и образовательная программа), родители, иногда – старшие или просто более развитые и бойкие дети. И ребенку легко поддаться этому влиянию, потому что оно позволяет не сталкиваться с трудностями интеллектуального и этического характера. И даже поступая правильно по чужой команде, такой ребенок остается недостаточно зрелым эмоционально и психологически, так как дефицит работы ума и души негативно сказывается на его развитии как личности и члена общества. И очень важно быть внимательным и чутким к проявлениям эмоций детей, давать больше свободы их инициативе, не только учить данностям, но и развивать понимание причинных связей, мышление и активность.

Успешное решение задач воспитания в наше время требует пристального внимания к проблемам детской игры.
В настоящее время педагоги и психологи единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.
Игра - самая любимая и естественная деятельность детей дошкольного возраста, поэтому она становится основной формой и содержанием познания окружающей действительности. Многие педагоги отмечают огромный потенциал детской игры. Ведь именно в игре отражаются те стороны окружающей ребенка действительности, которые он наблюдает в данный момент времени. Чем богаче эти наблюдения, тем богаче игры детей по своему содержанию.
Но дошкольный возраст – это не только период, в котором игра – особый вид деятельности. Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного социального развития. В свою очередь социальное развитие ребенка дошкольного возраста нельзя представить без общего понимания социализации. Социализация – непрерывный процесс усвоения ребенком существующих в обществе социальных и нравственных норм и правил поведения, длящийся всю жизнь человека. В дошкольном возрасте - это, прежде всего овладение нормами социальной жизни.
Исследования и педагогический опыт показывают, что именно игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка дошкольного возраста и его социализации. Тесную связь игры с развитием личности особенно очевидно можно проследить именно в период дошкольного детства. Когда она приобретает особое значение. Ведь именно в ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра- первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания. Войдя в игру и раз, за разом совершаясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. Игра- практика развития.
Из общения, со взрослыми ребенок черпает и мотивы своих игр. При этом особенно сначала, существенная роль в развитии игр принадлежит подражанию действиям взрослых, окружающих ребенка. Роль воспитателя на данном этапе направить игры ребенка так, чтобы они стали подготовкой к жизни, первой «школой», источником и движущей силой его развития.
Наблюдение за игровой деятельностью в современном детском саду показывает, что игра продолжает оставаться основным источником знаний для детей дошкольного возраста. Перечень современных игр и последовательность их предпочтения в воспитательном процессе, говорит нам о том, что ценность некоторых видов игр изменилась, но они продолжают оставаться ведущим видом деятельности и средством вхождения ребенка в мир взрослых общественных отношений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии как отдельного ребенка, так и общества в целом. Игры учат детей философии осмысления сложностей, противоречий, трагедий жизни, учат не уступая им видеть светлое и радостное, жить с пользой и празднично, «играючи».

Цыганова Любовь Валерьевна
ГБДОУ детский сад №25
г. Санкт - Петербург
воспитатель

Роль сюжетно-ролевых игр в социализации детей дошкольного возраста.

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живет, учится взаимодействию, умению строить отношения вначале в семье, в узком кругу близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее - в более масштабных социумах.

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Что конечно, ему не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность, моделирующая жизнь взрослых.

Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко, но это путь обучения, иного нет.

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Актуальность проблемы состоит в том, что дети приходят в детский сад с низкой социальной компетентностью, неадекватной ориентировкой ребенка в социальных отношениях в семье или во взаимоотношениях ребенка со сверстниками. Поэтому, социальные отношения должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни. Оптимальной формой этих отношений является сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра - идеальное поле для приобретения социальных навыков. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребенка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где все переплетено и взаимосвязано. Мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот) игры часто подразумевают «исполнение» детьми определенных социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры, для того, чтобы еще лучше познать мир, повысить уровень «внутреннего Я», развить уровень интеллекта. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребенка на соблюдение определенных правил взрослой жизни. Из всего сказанного ясно, насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников.

Задача сюжетно-ролевой игры всегда направлена на три аспекта: развивающий, познавательный и воспитательный.Игра помогает решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения.

Сюжетно-ролевая игра имеет свою специфическую структуру. Эта структура включает в себя следующие компоненты: сюжет, содержание, роль.

Сюжет - главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Д.Б. Эльконин дал следующее определение сюжета: «Под сюжетом следует понимать ту сферу действительности, которую дети отражают в своих играх». Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка.

Сюжеты детских игр достаточно многообразны. Существует несколько классификаций игр по сюжетам. Условно все сюжеты делятся на бытовые (игры в семью, парикмахерскую и т.д.), производственные (игры строительные, сельскохозяйственные и др., то есть игры, отражающие профессиональный труд людей), общественно-политические (игры в войну, школу и т. д.).

Одна и та же по своему сюжету игра может иметь совершенно разное содержание . Социальные условия, в которых живет ребенок, определяет не только сюжет, но прежде всего содержание детских игр.

Р.И. Жуковская выделяет два вида источников содержания сюжетно-ролевой игры: непосредственный детский опыт, возникающий стихийно, и опыт, организуемый воспитателем.

Стихийный опыт ребенка, по мнению Р.И. Жуковской и Д.В. Менджерицкой, важный источник, но часто поверхностный, потому взрослый должен корректировать, направлять ребенка. Косвенное руководство состоит в том, что педагог расширяет кругозор детей, формирует у них новые представления, для того, чтобы дошкольники использовали накопленный опыт во время игр. Обогащению игровых сюжетов способствуют беседы, экскурсии, знакомство с музыкой, чтение художественных произведений. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное - значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею. При этом, важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.

И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя будет ощущать, и задача педагога и взрослого - правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки. Приветствуется проявление любых чувств, но не любое поведение, поэтому необходимо поддерживать умение детей сохранять хорошие отношения со сверстниками.

Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство , в котором ребенок бы мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками, близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально- компетентная личность.

Для этого в игровой комнате должны быть оформлены игровые зоны для театрализованных, настольных, дидактических игр, оборудованы различные зоны для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр .

Для того чтобы оценить эффективность реализации работы педагога в дошкольном учреждении, можно использовать критерии оценки по следующим параметрам:

  • уровень социального развития ребенка (идет на контакт, действует сообща, принимает помощь, действует под руководством, контролирует свое поведение, конфликтует, соблюдает очередь).
  • уровень развития игровых умений (содержание игровых действий, разнообразие сюжетов, наличие интереса к игрушке, понятие замысла, планирование игры, соблюдение правил, принятие роли, участие в распределении ролей, отношение между детьми в игре).
  • уровень развития коммуникативно-речевых навыков (отношение партнера в игре, взаимодействие со сверстниками, контакты со взрослыми в процессе игры, наличие конфликтов в игре, сопровождение игры речью, особенности ролевого диалога).

Очень важно, чтобы и в семье родители стремились развивать детей игровыми средствами. Игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Совместная игра ребёнка со взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений.

Регулярное проведение совместных сюжетно-ролевых игр обогащает детей жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка в реальной жизни.

Светлана Рудь
Социализация. Важность игры в социализации дошкольников.

Уважаемые коллеги, сегодня, в рамках темы нашего педсовета предлагаю вам поближе ознакомиться с проблемой Социализации дошкольников , и важностью игры в социализации .

Все мы работаем по Новому Федеральному Государственному стандарту, вступившему в силу 1 сентября 2013 года, и он утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями». Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности : двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. И именно важную роль игры в социализации наших воспитанников мы с вами рассмотрим поподробнее.

Что же такое социализация ?

Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а так же в процессе воспитания (семейного, религиозного, социального ) . Ее сущность состоит в том, что она формирует человека, как члена того общества, к которому он принадлежит.

Рассмотрим процесс социализации личности по теории Сергея Иосифовича Гессена, отечественного педагога :

Как Вы видите, он рассматривал его как три ступени.

Рассмотрим, что происходит на первой ступени :

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребёнка . Именно в игре он развивается и самореализуется, усваивая и воспроизводя культуру общества, социальные нормы и ценности того общества, к которому он принадлежит.

Во второй период активного познания ребенком мира, по мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению.

На третей ступени происходит формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Наиболее эффективная форма социализации ребёнка , где закладываются основы будущей личности

Что же представляет собой процесс социализации дошкольников – это одна из главных составляющих успешности ребенка в дальнейшей жизни. Именно в этом возрасте закладываются ценнейшие навыки общения и основы понимания собственного места в жизни и обществе. Дети усваивают нормы и мотивы поведения, понятия ценностей, соответствующие социуму , в котором они растут. Налаживается связь между основными сферами существования детей и их психикой, влияющая и на развитие психики.

Недостаточность социализации сказывается не только на недостаточной информированности детей по поводу правильности поведения, но и грозит неверной ориентацией развития личности, проблемами в эмоциональной сфере.

Начало социализации личности происходит в первый год жизни, когда ребенок учится быть частью семьи, получает первые навыки существования в коллективе, навыки общения с близкими, учатся взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми, а не быть уже только объектом заботы старших. Это очень важный возраст для развития коммуникабельности и способности группового взаимодействия.

Ребенок все полнее и активнее взаимодействует с окружающими, пользуясь для этого полученнымиранее навыками общения и речью. Получает более серьезные навыки общения с посторонними, малознакомыми взрослыми, осваивает сценарии поведения в различных ситуациях : забота, послушание, дружба и любовь, конфликты и их разрешение, совместная деятельность, творчество и т. д.

Важность роли семьи в этом процессе переоценить очень сложно. Интенсивность взаимодействия старших членов семьи с малышом влияет на развитие адаптационных способностей его психики. Чем больше его привлекают к общению и деятельности в семье, тем больше навыков и понятий откладывается, тем они полнее и многограннее. Разумеется, личные особенности интеллекта и психики ребенка играют немалую роль в развитии его адаптабельности, однако, с одними и теми же исходными возможностями ребенок может оказаться неуверенным в себе, малокоммуникабельным, не умеющим решить простую поведенческую задачу, или общительным, хорошо ориентирующимся, понимающим основные правила поведения и хотя бы самые очевидные мотивы.

Без регулярной умеренной нагрузки на адаптационные возможности самый здоровый и ухоженный ребенок будет отставать от сверстников в способности воспринимать новое, вливаться в коллектив, взаимодействовать с другими детьми, осваивать возможности, предоставляемые школой и обществом.

Задачей детских дошкольных учреждений является компенсация недостаточной интенсивности социализации детей и придание ей большей гармоничности. Задача оказывается не из легких – каждый ребенок приходит в детский сад из семьи с уже сформировавшимися понятиями о том, как следует себя вести, какие отношения допустимы. А ведь каждый из детей наделен нормальным желанием самоутверждения среди сверстников и в глазах взрослых, что ведет к множеству неожиданных поступков, а порой и конфликтных ситуаций. И воспитателю нужно их решать без помех для образовательного и процесса.

Ребенок все больше стремится быть кем – то значимым в глазах окружающих, и важно грамотно направить это стремление в правильное русло.

Какие параметры говорят об успешной адаптации? Это и формирование приемлемых норм поведения и общения со сверстниками и старшими, близкими и малознакомыми людьми, и развитие самосознания, выделение и становление собственной личности ребенка среди других людей. Развитие социальных навыков в обращении с предметным миром. Особенно значимым является формирование самосознания и умения воспринимать себя как личность, познающую мир и взаимодействующую с ним, получающую опыт, извлекающую пользу.

По словам Антона Семеновича Макаренко : «Игра – это первая школа общественного воспитания ребенка, арифметика социальных отношений ».

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников , обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Н. К. Крупская писала : «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение : игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».

Очень точно об игре, как о средстве коррекции написал А. Н. Леонтьев «Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития». В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры , должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры . Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры .

Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов : мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.

Слайды 15 – 16 по презентации.

1. На начальном этапе - действия с определёнными предметами, направленные на партнёра по игре.

Роли есть фактически, но они не называются и определяются характером действий, а не наоборот. При ролевых разделениях функций в игре дети выполняют игровые роли автономно, не пытаясь создавать единого игрового сюжета.

Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Логика действий легко нарушается, не вызывая протеста у детей. Правила отсутствуют.

2. Последующий этап - В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному.

Роли называются, намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации связанных с нею действий.

Логика действий определяется жизненной последовательностью реальных жизненных событий. Расширяется их репертуар, выходя за пределы какого-либо одного типа действий

Нарушение действий не принимается фактически, но не опротестовывается, неприятие ничем не мотивируется. Правило ещё не вычленяется, но в случае конфликта оно уже может победить непосредственное желание.

3. Игровые умения на заключительном этапе дошкольного развития - Выполнение роли и вытекающих из неё действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношения к другим участникам игры .

Роли ясно очерчены и выделены, называются до начала игры . Появляется «ролевая речь» , обращённая к партнёру по игре. Иногда отношения становятся обычными, не игровыми. Ролевые функции детей взаимосвязаны.

Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообразны, чётко и последовательно воссоздают реальную жизненную ситуацию. Ясно выделены действия, направленные на других участников игры .

Нарушение логики действий и правил отвергается не просто ссылкой на реальную ситуацию, но и с указанием на рациональность правил. Правила ясно сформулированы. В борьбе между правилом и возникшим непосредственным желанием побеждает первое.

18 – 19 слайды по презентации

Играют 100% РОДИТЕЛЕЙ.

Игры родителей с детьми - Жмурки, прятки, лошадки, куклы, мягкие игрушки – 76% опрошенных.

Дидактические игры , интеллектуальные – всего 24%.

Любимые игры детей – подвижные – 63%

Дидактические, интеллектуальные – 37%

Руководство для покупки игр, игрушек – просто так, поощрение, желание ребенка 83%

Для развития ребенка – всего 17%.

Социализация. Важность ИГРЫ в социализации дошкольников


Понятие СОЦИАЛИЗАЦИИ

Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни, в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.


Процесс социализации личности по С. И. Гессену:

Первая ступень дошкольный период, в котором преобладает игровая деятельность; Вторая ступень – период активного познания ребёнком окружающей жизни, её законов и требований; Третья ступень – этап завершения её формирования, - это процесс самообразования, внешкольного и университетского образования.


ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Социализация детей дошкольного возраста – фундамент их успешного вхождения в дальнейшую жизнь.

Недостаточность социализации влечет за собой самые разнообразные негативные последствия для личности, преодолевать которые тем сложнее, чем больше было упущено на ранних стадиях развития.


Основные этапы процесса социализации детей дошкольного возраста

Ранний возраст

Дети до 1,5 лет усваивают основную информацию об окружающем их мире, о возможности взаимоотношений;

В промежутке от года-полутора и примерно до трех лет возникает потребность в общении со сверстниками, закладываются первые навыки существования в коллективе.


Средний и старший дошкольный возраст

Ребенок все полнее и активнее взаимодействует с окружающими, усваивает понятия о социальных и гендерных ролях.


Роль семьи в социализации дошкольника

Жизнь семьи, взаимоотношения внутри нее;

отношение взрослых к детям;

отношение к посторонним, демонстрируемое старшими – из этого и

складывается понятие ребенка о нормах поведения и правильных отношениях.


Родителям не стоит пытаться полностью изолировать ребенка от стихийной социализации,

необходимо держать это под контролем и корректировать влияние таких факторов во избежание негативных последствий.


Роль детского сада в процессе социализации ребенка.

Задача детских дошкольных учреждений- компенсация недостаточной интенсивности социализации детей и придание ей большей гармоничности.

Решением является - ненавязчиво и убедительно помочь ребенку выбрать, как именно он будет производить впечатление на окружающих: склонностью к конфликтам, дерзкими выходками или конструктивными поступками, помощью, дружелюбием, инициативностью и т.д.


Решением этой задачи является - ненавязчиво и убедительно помочь ребенку выбрать, как именно он будет производить впечатление на окружающих:

склонностью к конфликтам, дерзкими выходками или

конструктивными поступками, помощью, дружелюбием, инициативностью и т.д.


Показатели успешного социального развития дошкольника в детском саду:

Войти в детское общество;

Действовать совместно с другими;

Следовать и уступать общественным нормам;

Контролировать свои желания и др.

социально-личностные качества дошкольников:

Интерес ребенка к себе;

Интерес к сверстникам;

Отношение ребенка к группе детского сада и др.


«Игра-это первая школа общественного воспитания ребёнка, арифметика социальных отношений». Л. С. Выготский


  • ИГРА – средство развития личности;
  • ИГРА – средство общения;
  • ИГРА – форма организации детского общества;
  • ИГРА – способ обучения и самообучения;
  • ИГРА – средство коррекции развития ребёнка;
  • ИГРА – диагностическое средство;
  • ИГРА – психотерапевтическое средство.

Общая характеристика игры дошкольника:

ИГРА

самоценная

деятельность для

деятельность,

дошкольника;

доставляющая

удовольствие.

деятельность

не обязательная,

не связанная с

достижением

выгодных для

ребенка целей;


ДЕТСТВО – ПЕРИОД ИГРЫ

ИГРА – эта центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов;

ИГРА – служит средством реализации стремлений детей участвовать в жизни взрослых;

ИГРА – отражение конкретной эпохи и конкретного периода развития общества;

ИГРА - часть общечеловеческой культуры (обогащает опыт, развивает, обучает, воспитывает, социализирует);

ИГРА - специфический фактор всего, что окружает людей в мире .


ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИГРЫ

  • Изучение психологических основ игровой деятельности в нашей стране в 20-е годы начал Л. С. Выготский.
  • Его последователи: А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин .

К. Д. Ушинский и А. С. Макаренко.

  • В настоящее время изучением игры, занимаются многие ученые – А. В. Запорожец, Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, С. Л. Новоселова, М. А. Васильева, А. А. Люблинская и многие другие.

УРОВНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ детей в совместных играх

ОСНОВНОЙ МОМЕНТ ОРГАНИЗУЮЩЕГО ИГРОВОГО ВЗВАИМОДЕЙСТВИЯ – ПРАВИЛА РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

ОСНОВНОЙ ПРЕДМЕТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ –

СЮЖЕТНО-ОБРАЗНЫЕ ИГРУШКИ

ПРЕДМЕТ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – СОГЛАСОВАННОЕ ПОСТРОЕНИЕ СЮЖЕТА ИГРЫ


ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ в игровой деятельности

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ:

ЧАЩЕ ИЗ-ЗА РОЛЕЙ

  • МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ:
  • ИЗ-ЗА ИГРУШЕК

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ:

ОСНОВНЫЕ КОНФЛИКТЫ ПО ПОВОДУ ТОГО «БЫВАЕТ ТАК ИЛИ НЕ БЫВАЕТ»


Дайте детству состояться!

Дайте детству наиграться!