Вопросы и ответы

Доклад по дошкольному воспитанию и обучению "нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста". Нравственно-патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №29 «Сказка»

Педагогический проект

«Россия – Родина моя»

(нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста)

Разработали:

Щелконогова О.Г. – старший воспитатель

коллектив педагогов МДОУ

д. Русско – Высоцкое

Актуальность

В педагогическом проекте представлен опыт творческой группы МДОУ по формированию у детей дошкольного возраста основ патриотизма; любви к Родному краю.

В последние десятилетие в нашей стране произошло много событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного управления. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому и настоящему России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания.

Именно, в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей любовь и гордость к Родине, преданность ей, уважение к истории и культуре своего Отечества, к труду взрослых. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.

Малая Родина – это, прежде всего люди, которые окружают ребенка: семья, коллектив детей в детском саду, педагоги; во-вторых, это природное, историческое и культурное своеобразие региона, социальные отношения, культурно и экономически обусловленные способы жизни людей на данной территории.

Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно -экономическим своеобразием родного региона.

Одним из условий нравственно – патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает сильные эмоции, заставляет переживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (фронтовых и трудовых подвигов). Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Ребенок должен понять, что он является частью народа, огромной и богатой страны, что он гражданин России, маленький россиянин. Для этого лучше начать знакомить ребенка с малой родиной - с местом, где он живет. Ребенок и должен знать тот район, в котором он живет, улицы по которым он проходит каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети жители России, ее граждане. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление принятых в нем норм поведения, взаимоотношения, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.

К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.

В рамках реализации одной из годовых задач ДОУ - Воспитание нравственно – патриотические чувства у детей дошкольного возраста через ознакомления с историей родного края, был разработан цикл направлений.

Цель проекта: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию. Расширение представления детей дошкольного возраста о Родине.

Задачи:

    Совершенствование педагогического мастерства воспитателей по нравственно – патриотическому воспитанию.

    Познакомить детей с историей села Русско-Высоцкое, Ломоносовского района.

    Вызвать положительные эмоции в процессе приобщения к краеведческому материалу

    Побуждать потребность у детей в проявлении заботы о природе, культуре и традициях малой Родины.

Участники проекта: специалисты, педагоги, воспитанники, родители МДОУ

Продолжительность проекта: долгосрочный

Тип проекта: познавательно - творческий

Принципы проекта:

    Доступность

    Последовательность

    Наглядность

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный

    Сопровождение деятельности педагогов в рамках патриотического воспитания детей

Задачи:

    Расширение знаний воспитателей об историческом прошлом нашей Родины

    Внедрение инновационных технологий, активизация педагогов при проведении педагогических мероприятий

    Создание условий для самообразования педагогов в данном направлении.

Формы работы:

    Установочный педсовет: «Актуальность патриотического воспитания в рамках реализации годовых задач»

    Создание предметно-развивающей среды: оформление уголка «Моя малая Родина»

    Оформление стенда: «Государственная символика России, Ленинградской области, Ломоносовского района »

    Использование ИКТ для активизации деятельности воспитанников: «Достопримечательности нашего села», «С.Я. Маршак», «Освоение космоса» и т.д.

    Семинар – практикум: «Игрушки наших бабушек и дедушек»

    Консультация: «Совершенствование работы детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами проектной деятельности »

    Практикум: «Проектный метод как форма активизации познавательной деятельности дошкольников»

    Педагогический совет: «Воспитание нравственно – патриотические чувства у детей дошкольного возраста через ознакомления с историей родного края»

    Анкетирование: «Владение педагогом методикой патриотического воспитания»

    Спортивный праздник: «Малые олимпийские игры»


    Сбор информации

II этап – продуктивный

План реализации проекта

Цель: Выявление возможностей сотрудничества ДОУ с семьей как условия воспитания у детей любви к Родине.

Задачи:

    Познакомить родителей с опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье.

    Создавать в детском саду условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.

    Воспитывать у детей заботливое отношение к близким людям, к матери.

    Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

    Развивать чувство гордости за свою семью.

Цель: Расширить представления детей старшего дошкольного возраста о малой Родине.

Задачи:

    Познакомить детей с историей села Русско-Высоцкое.

    Активизировать уважительное отношение к человеку – труженику, результатом его труда, защитникам Отечества, государственной символике.

    Вызвать положительные эмоции в процессе приобщения к краеведческому материалу.

    Пробуждать потребность в проявлении заботы о природе, культуре и традициях малой Родины.

    Заинтересовать родителей данной темой, привлечь их к сотрудничеству.


Цель: Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников ориентированных на взаимодействие детей, родителей и педагогов, приобщение детей к традиции и культуре родного города.

Задачи:

    Дать знания детям о Санкт-Петербурге, познакомить с его достопримечательностями, с известными людьми, которые строили наш город.

    Формировать устойчивый интерес и заботливое отношения к родному городу, чувство патриотизма, чувство гордости быть гражданином города Санкт – Петербурга.

    Познакомить детей с государственной символикой и символикой Санкт- Петербурга (флаг, герб, гимн).

    Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности, знакомства с народными промыслами.

    Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу.


Цель: формирование представлений у детей о Родине, своей стране, Отечестве, народных обычаях и традициях.

Задачи:

    Расширять кругозор детей сведениями о Родной стране.

    Дать представление о столице России – Москве, о правительстве, президенте.

    Прививать чувство гордости, уважения и почитания символам Российской Федерации.

    Воспитывать у детей патриотические чувства, интерес к истории своей страны.



Цель: воспитание чувства гордости и уважения к знаменитым людям нашей страны.

Задачи:

    Дать знания детям о знаменитых людях внесший вклад в развитие Родины.

    Воспитывать у детей уважение к людям разных профессий.

    Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.

    Воспитывать чувство гордости за свой народ, желание быть похожими на сильных, смелых, творческих людей.


Цель: становление у дошкольников познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде и к своему народу на основе единства чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения.

Задачи:

    Формировать экологические и краеведческие знания; системно и углубленно познакомить юных Томичей с историей и культурой родного города.

    Формировать представление у детей о природе родного края.

    Воспитывать чувства ответственности за братьев наших меньших.

    Дать детям знания о растениях и животных наших лесов.

    Формировать навыки безопасного поведения в природе.


Цель: воспитание чувства гордости и уважения к защитникам нашей Родины.

Задачи:

    Формировать представление о защитнике Отечества через образы реально существовавших исторических личностях, былинно – сказочных богатырях.

    Воспитывать чувство гордости за воинов, защищавших нашу Родину.

    Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны и участникам боевых действий.

    Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.



III этап – заключительный

    Смотр - конкурс уголков: «Моя малая Родина»

    КВН: «Богатства нашей Родины»

    Праздник: «Россия – Родина моя»

Работа по данной теме заинтересовала наш коллектив, в процессе у нас появились новые идеи и планы, поэтому продолжить реализацию данного проекта мы планируем на следующий год.

Литература:

    Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий.

    Соловьева Е., Церенко Л. «Наследие» приложение к журналу «Обруч» 2011г.

    Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

    А.Я.Чебан, Л.Л.Бурлакова «Знакомим дошкольников с народной культурой»

    И.А.Бойчук, Т.Н. Попушина «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством»

    В.В. Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры»

    Князева.М.А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

    Т.А. Шорыгина «Детям о самом важном. Наша родина Россия»

    Е.И. Шарыгина «Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ»

    Интернет сайт: «Все для воспитателя», «Виртуальный детский сад»

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

* особенности дошкольного возраста,

* многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,

* отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов Беларуси, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?

1.Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.

2.Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.

3.Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему построить дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье», помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.

4.Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.

5.Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.

6.Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметить интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.

7.Любовь к Родине - это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.

Как воспитать маленького патриота?

Содержание патриотического воспитания дошкольников:

* приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

* знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

* проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

* организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующие педагогические условия:

Эвристическая среда в детском саду и в семье,

Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи,

Подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.

Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.

Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.

Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к само регуляции, само настрою на решение поставленных задач.

Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.

Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

* Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

* Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

* Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

* Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

* Расширяйте собственный кругозор

* Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

* Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

* Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

В своей группе на основе анализа, мониторинга и индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о родной стране, своем районе, крае, о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников. Поэтому главным направлением в работе с детьми по патриотическому воспитанию я считаю воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному городу, краю, стране.


В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране. Формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода - это этап накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Поэтому патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.




Наладить взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств; Содействовать воспитанию у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; Способствовать формированию бережного отношения к родной природе и всему живому; Способствовать развитию толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям.




В основу моей работы положена гипотеза, согласно которой процесс нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста будет эффективней, если будут использованы игровые, словесные, наглядные, экскурсионные и инновационные методы воспитательной работы.


При отборе методов реализация поставленных целей и задач я изучила следующую методическую научную литературу: «Патриотическое воспитание дошкольников» Н. В. Алёшина, «Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет» Н. Г. Комратова, «С чего начинается Родина?» Л. А. Кондрыкинская, «Моя страна» В. И. Натарова, «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» Н. Д. Маханева


Методическое обеспечение отражено фотографиями, альбомами и специальной литературой (художественной и справочно - информационной). Весь этот материал обогащает представление детей о малой Родине. Имеются карты, буклеты, схемы, изображение символов России, Алтайского края, города Барнаула.




Ведущей педагогической идеей является сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению гражданственности и патриотизма, формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности в условиях малой родины (родного города).




Моя семья. Члены моей семьи. Наши имена и фамилии. Родительский дом. Мой папа – защитник Отечества. Моя мама. Профессии родителей. Мы - помощники Наш детский сад. Наша группа. Родной город. Мой край родной. Природа края. Культурное наследие. Исторические памятники. Россия – Родина моя. Москва –столица России. Герб, флаг, гимн. Жить – Родине служить. Наши деды одевают ордена.


Чувство любви к родине обретаются самостоятельно и переживаются индивидуально. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, пробудить в ребенке это чувство, именно пробудить, а не навязать. А для этого необходимо придерживаться следующих принципов при организации образовательного процесса: Принцип активности и самостоятельности Принцип дифференциации Принцип историзма Принцип наглядности Принцип гуманизации Принцип индивидуально- личностной ориентации Принцип интегративности Принцип этапности Принцип коммуникативности Принцип успешности Принцип познавательной выразительности Позитивный центризм


Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства воспитания и обучения, требуют качественно новых подходов, использования новых технологий в воспитательно – образовательном процессе. В своей работе по теме наряду с традиционными я использую инновационные формы работы:






Создание предметно-развивающей среды группы; -Разработка методической копилки; -Разработка и внедрение перспективного планирования работы с детьми; -Разработка и реализация плана преемственных связей с социальными институтами (Детская библиотека 22, МБОУ КШ «Барнаульский кадетский корпус» 90, Кукольный театр «Сказка», Русский камерный оркестр города Барнаула и т.д.)


Проведение экскурсий с участие родителей и детей; -«Дней открытых дверей» -Организация нетрадиционных форм работы с родителями (клуб «Молодых родителей», «круглый стол») -Привлечение родителей и детей к проектной деятельности по теме; -Участие детей и родителей в конкурсной деятельности на различном уровне; -Проведение праздников и совместных досугов.


Использование ИКТ технологий; -Проведение экскурсий; -Посещение социальных институтов рамках преемственных связей; -Организация выставок, концертов, конкурсов, досугов. -Реализация непосредственно-образовательной деятельности согласно Федеральным государственным образовательным стандартам.




Проведение экскурсий с участие родителей; -Беседы – консультации; -«Дней открытых дверей» -Организация нетрадиционных форм работы с родителями (клуб «Молодых родителей», «круглый стол») -Привлечение родителей к проектной деятельности по теме; -Участие родителей в конкурсной деятельности в ДОУ; -Проведение праздников и совместных досугов; -Анкетирование -Наглядно – информационный материал.



Распространяю опыт работы внутри ДОУ, на городском, межрегиональном и всероссийском уровне: -Педсоветы; -Консультации; -Открытые показательные мероприятия для молодых педагогов; -Показательные мероприятия для студентов БГПК 1; -Участие в конкурсной деятельности -разного уровня.


Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях Алтайского края и России. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно- образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллективов. Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.


Данный опыт работы может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений. Имеется методическое обеспечение: -Перспективное планирование работы с детьми; -Методическая копилка: конспекты, наглядно- иллюстрационный материал, картотеки, дидактические игры, методические пособия, мультимедийные презентации, литература.


Затруднения в реализации работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста возникают со стороны родителей, так как в связи с современной загруженностью они не всегда имеют возможность принять участие в мероприятиях проводимых мною на базе дошкольного учреждения. Как следствие родители не могут в полной мере применять свой опыт и знания в процессе нравственно-патриотического воспитания своих детей.


1. Патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю. Система Александрова и др. - Волгоград: изд. «Учитель», Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.:ЦГЛ, Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.:ЦГЛ, Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива», Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.


7. С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера», Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.- Волгоград: Учитель, 2007.

Успех в воспитании нравственной личности зависит от исходной методологической позиции организации и построения этой деятельности, определению ее содержания. Посредством педагогических воздействий необходимо способствовать формированию у ребенка ряда нравственных качеств, для того, чтобы он чувствовал себя свободной и счастливой личностью. Счастливый ребенок уверен в себе, он легко и с удовольствием, открыто и доверчиво общается с людьми - взрослыми и детьми. Он оптимистичен, все воспринимает с радостью. Он любознателен и т.д. Воспитать такого ребенка можно, если и родители и воспитатели проникнуться глубоким уважением к личности малыша и научат его чувству собственного достоинства и умению жить среди людей.

Содержание нравственного воспитания рассматривается по следующим смысловым блокам: воспитание гуманности как качества личности; положительное отношение к труду, людям труда; патриотизма, гражданственности; коллективизма. В каждом из смысловых блоков следует решать задачу по двум взаимосвязанным направлениям: воспитывать у ребенка соответствующие нравственные качества и создавать условия для проявления этих качеств. В дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят: ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др. Воспитываются эти чувства на разном материале: мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, т.е. воспитываем качество личности - бережливость, учим трудиться на благо своей группы и товарищей, приобщаем к красоте окружающей природы.

На следующем этапе можно уже сообщать ребенку определенные знания о том, к чему он успел привязаться, что успел полюбить: о дошкольном учреждении, о его собственном доме, об улице, на которой он живет, о районе, городе, наконец, о стране. Любой край, область даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей - вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Знания постепенно обогащают представления детей о родной стране. Такой «территориальный» принцип отбора содержания и построения методики патриотического воспитания приемлем и эффективен лишь в том случае, если он реализуется неформально и в сочетании с практикой поведения.

Важной составной частью работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но участвовать в них, принимать их, привыкать к ним. Желательно посещать музеи, а также организовать специальное помещение в детском саду. В подобном помещении расширяются возможности подачи материала во время занятия или тематической игры.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. В процессе планирования и проведения тематического занятия родители могут принимать участие, рассказывая о своем вкладе в развитие и процветание родных мест, или своей причастности к интересным или историческим событиям края или страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению детей к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Социально-политические изменения в стране и мире повлекли за собой и изменения в подходах к интернациональному воспитанию, к соотношению национального, интернационального и расового. Появившиеся в педагогике и психологии термины «планетарное мышление» и «толерантное отношение к людям Земли» говорят о том, что с малых лет нужно закреплять в детях представление о равенстве всех народов, живущих на Земле.

Таким образом, задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края), труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать, он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности. Работа по каждой выбранной теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам - праздники.

Тематическое планирование занятий способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

1) «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

2) непрерывность и преемственность педагогического процесса;

3) дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет психологических особенностей, возможностей и интересов;

4) рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

5) деятельностный подход;

6) развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование занятий по нравственно-патриотическому воспитанию базируется на конкретных научных подходах.

1. Системный подход - важнейшее условие разработки и реализации содержания и технологии - представлен на разных уровнях:

ѕ окружающий мир - как система взаимодействия человека с миром природы, с социальным миром и предметным миром;

ѕ усвоение существенных взаимосвязей между явлениями окружающего мира - усвоение детьми системных знаний о природе, социальных явлениях, служащих предпосылкой для формирования понятий.Писарева А. Е., Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. - М.: Сфера, 2007. - С. 128.

2. Диалектический подход - обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах (Н.Н. Поддьяков, Н.Е. Веракса).Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». - М.: Владос, 2005. - С. 136. У дошкольников развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи.

3. Культурологический подход - подчеркивается ценность уникальности пути развития своего родного края во взаимосвязи природных и культурных его особенностей, их взаимосвязи, взаимовлияния. Это отражается как в создании предметно-развивающей среды, так и в содержании работы с детьми.Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - С. 256.

В соответствии с этими подходами содержание знаний о родном крае и нравственном облике жителей условно можно разделить на три основных блока: мир природы, деятельность человека и культурный облик родного края (города).Содержание нравственно-патриотического воспитания в ДОУ. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/411706/.

Овладевая таким подходом к познанию окружающего мира, дети пытаются найти причину того или иного явления (в том числе и исторического), установить взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.Методические основы нравственного воспитания. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/metod46-1.html.

В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем и нравственными ценностями положены конкретные принципыВоспитание в вопросах и ответах. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.:

ѕ Энциклопедичность - обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура и т.д.).

ѕ Уникальность места.Знакомим детей с малой Родиной. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://ap2004.alledu.ru/document/380/839. Территория региона рассматривается как универсальная ценность для людей, которые считают ее своей родиной. Изучение природной, культурной, социально-экономической уникальности края, связи с предшествующими поколениями (народные традиции, творчество) является важным условием формирования культуры личности. Этот принцип предполагает изучение специфики природного и культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития региона. Значение принципа уникальности места определяется его огромным влиянием на формирование патриотизма как важнейшего качества личности будущего гражданина.Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, авт.-сост. Е. Ю. Александрова и др. - Волгоград: Учитель, 2007. - С. 203.

ѕ Интеграция знаний (Н.Ф. Виноградова) - установление соотношений между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности. Реализация этого принципа обеспечивает отбор содержания знаний для понимания детьми целостной картины мира.Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1.

ѕ Единство содержания и методов.

ѕ Динамика преемственности связей - на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей дошкольного возраста.Воспитание в вопросах и ответах. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.

Таким образом, можно представить следующие компоненты содержания нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения:

1) Познавательный (представления ребенка об окружающем мире):

a. о семье, своей родословной;

b. о культуре народа, его традициях, народном творчестве;

c. о природе родного края и страны, деятельности человека в природе;

d. об истории страны, отраженной в художественной литературе, названиях улиц, памятниках;

e. о символике родного края и страны (герб, гимн, флаг);

f. о самых известных деятелях страны;

g. о живущих вместе с нами людях других национальностей.

2) Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру):

· любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;

· интерес к жизни родного города и страны;

· гордость за достижения своей страны;

· уважение к культуре и традициям своего народа, к историческому прошлому;

· восхищение народным творчеством;

· любовь к родному языку, к родной природе;

· уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде.

3) Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности):

ѕ продуктивная деятельность;

ѕ музыкальная деятельность;

ѕ познавательная деятельность.

Проблема нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста, несомненно, приобретает сегодня актуальность в связи со сложившейся ситуацией в современном мире. В условиях экономической и социальной нестабильности, большого числа национальных конфликтов, при сильной нарастающей ориентации подростков и молодежи на западную модель жизни очень важно не утратить духовные ценности, накопленные поколениями. Именно поэтому, нравственно-патриотическое воспитание является одной из главных задач многих программ дошкольного образования.

Государство, в настоящее время, пытается восстановить утраченное в гражданах страны, а так же и в детях, чувство гражданственности и патриотизма. В ФГОС впервые определил такую образовательную область как «Социально – коммуникативное развитие». Актуальность этой области заключается в необходимости подготовки дошкольников к жизни в многонациональном и демократическом обществе, с разнообразием культур и обычаев. Социально – коммуникативное развитие детей направлено на усвоение норм правил и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности .

Именно поэтому нравственно-патриотическое воспитание является основной задачей дошкольной образовательной организации. Для формирования и развития чувства патриотизма очень важно давать детям знания о Родине, начальные представления о нашей стране, истории и культуре, её народе и обычаях . Цель детского сада заключается в обеспечение последовательной реализации государственной образовательной политики, направленной на воспитание и формирование бережного отношения к истории и культурному наследию России .

Вопросы нравственного воспитания и развития ребенка волновали общество всегда и во все времена. А спекты патриотического воспитания исследовались такими философами, педагогами и психологами как К.Д. Ушинский, Н.К. Сухомлинский, С.В. Мухина и другие . По их мнению, периодом зарождения и формирования норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст. Он играет важную роль в развитии ребенка: в этом периоде жизни детей начинают формироваться новые психологические механизмы поведения и деятельности. «Высокий темп психического и личностного развития ребёнка-дошкольника, его открытость миру и новому опыту, создают благоприятную психологическую почву для вступления в общественную жизнь» - отмечают психологи .

В старшем дошкольном возрасте складываются первоосновы личности. Это возраст потенциальных возможностей для развития и формирования высших нравственных и патриотических чувств, ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности и патриотизма . Основой формирования у дошкольников патриотической воспитанности является накопление детьми социального опыта жизни в родном крае - малой Родине, усвоение принятых норм поведения в обществе, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны и края.

Взаимодействие с семьями воспитанников так же играет важную роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Для успешного формирования нравственных чувств необходимо, чтобы ребёнок как можно раньше увидел патриотические взгляды своих родителей. Поэтому необходимо создать такую систему работы педагогов с семьёй, которая позволит активно и планомерно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повысит уровень знаний родителей.

Итак, любовь к своему городу, к детскому саду, своему дому - месту, где родился и вырос человек; чувство восхищения и привязанности к родному краю – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в своей работе с дошкольниками, привлекая как можно больше к этому процессу родителей. Это и есть первые шаги на пути формирования чувства патриотизма и любви к своему родному краю.

Список литературы

1. Андреева, Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Н.Ф. Андреева// Управление ДОУ. - 2005. - №1.

2. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" / М. Д. Маханева. - М., 2004.

3. Мухина С.В. Детская психология. Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1985.

4. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека // Избр. произв. : В 5-ти т. - Киев: рад. школа, 1980.

5. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании/ Ушинский К.Д. Ушинский /Сост. П.А. Лебедев.- М., 1998

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155) // Российская газета. Федеральный выпуск. 25 ноября 2013.

1 .1 Патриотическое воспитание как приоритетное направление деятельности дошкольной образовательной организации

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей с учетом традиций своего народа и знаний истории родного края. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования . Дошкольное образование на современном этапе предназначено не только для формирования определенной суммы знаний у детей, но и для развития базовых способностей личности, её культурных и социальных навыков.

В ФГОС впервые определил такую образовательную область как «Социально – коммуникативное развитие ». Актуальностью этой области является необходимость подготовки подрастающего поколения к жизни в многонациональном и демократическом , с разнообразием культур обществе . Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм правил и ценностей, принятых в обществе, включая нравственные и моральные ценности . Дошкольный возраст – это яркая , красочная и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этом периоде начинается процесс социализации человека , устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия – предметным миром , миром людей, природы ; происходит приобщение к общечеловеческим ценностям и культуре. Это время формирования основ индивидуальности и самосознания ребенка, первоначального становления личности . Поэтому важно именно в дошкольном возрасте заложить эти основы .

Проблема патриотического воспитания дошкольников , требует глубокого исследования, а также поиска путей внедрения разных программ патриотического воспитания в работу ДОО .

По мнению С.А. Козловой, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитания патриотических чувств , формирования умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу .

Л. Е. Никонова дает такое определение патриотическому воспитанию – это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек .

Н. В. Ипполитова считает, что патриотическое воспитание – процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения .

Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю , не понимают пожилого человека .

Говоря о воспитании патриотизма и гражданственности, педагоги в первую очередь должны заботиться о том, чтобы маленький человек стал «Человеком» с большой буквы. Мог отличать плохое от хорошего, его стремления и желания были направлены на развитие в себе таких качеств и ценностей, благодаря которым можно твердо сказать о нём, что он патриот и гражданин своей Родины . В настоящее время в нашу жизнь стремительно врывается западная культура – фильмы, книги, музыка, игрушки, мультипликация,– все это оказывает огромное влияние на восприимчивую психику ребёнка. Настораживает и то что, под сильным воздействием западной культуры, подрастающее поколение растет и формируется на чужих для нашей самобытности ценностях . Очень многое из жизни наших предков уже утрачено . Современный космополитизм постепенно деформирует и искажает чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. В связи со всем этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств и устоев, культуры поведения уже в дошкольном возрасте .

Резко снижается воспитательное воздействие семьи на привитие российской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные традиции воспитания всё больше и больше подменяются так называемыми «современными» западными образцами . В массовом общественном сознании широкое распространение получили цинизм, индивидуализм, равнодушие , немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине . В сложившихся условиях, ломки нравственных идеалов российского общества , особую актуальность приобретает формирование воспитательного потенциала системы образования.

Государство, в настоящее время, пытается восстановить утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях, чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов » .

От эпохи к эпохе менялись воззрения, взгляды, идеи на проблемы нравственного воспитания . В словаре С.Ю. Головина слово «воспитание» определяется как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду » .

Наставления Я.А. Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почитание старших .

По мнению К.Д. Ушинского, нравственное воспитание , должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей. Наиболее полно и ярко он охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями … » .

А.С. Макаренко большое значение придавал единству воспитания нравственного сознания и поведения, считая что, детей следует вооружить теорией морали. Так же он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо более трудное и сложное дело, чем воспитание сознания ребёнка .

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры .

Долгие годы педагогический процесс больше всего был направлен на социум (интересы общества, государства ), преобладание общественного интереса над личным.

Советская дошкольная педагогика рекомендовала формировать у детей основы патриотизма, коллективизма и интернационализма. В наше время, ведущие исследователи проблем патриотического воспитания его основами считают : воспитание у детей любви к Родине, гуманных чувств и отношений к людям, природе, окружающему миру, формирование эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, формирование основ культуры общения с близкими людьми, значимыми взрослыми, сверстниками , воспитание культуры поведения , восприятие нравственно-волевых качеств .

Вплотную занимаются и занимались проблемами нравственности наши современники – психологи, педагоги , философы. Осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, современные исследователи значительное место отводят разным аспектам нравственного воспитания: формирование культуры поведения – С.В. Петерина; формирование гуманных отношений – Виноградова А.М., Буре Р.С., и др.; формирование любви к Родине – Козлова С.А., Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И.

В исследовании проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста существенный вклад внесла Р. И. Жуковская. Она возглавила работу лаборатории по изучению данной проблемы при НИИ дошкольного воспитания, где под её руководством проводился целый ряд исследований. Её исследования показали, что начинать формирование представлений о Родине нужно с близкого, знакомого детям, с того, что их окружает. Затем, используя метод сопоставления, начинать формировать представления о далёком. Сравнение является отправной точкой формирования представлений и углубления чувств .

Ряд авторов, таких как М.Д. Маханева, С.А. Козлова , Л.Е. Никонова , О.Л. Князева, Л.А. Кондрыкинская и другие считают , что любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился и вырос человек. Их исследования были посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, страны .

Сегодня, как никогда, становится ясно что, без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень - Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольной образовательной организации . Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине , начальные представления о нашей стране, народе, обычаях , культуре, истории.

Изучая проблемы патриотического воспитания дошкольников учёные, педагоги и психологи (В.А. Сухомлинский, Я.А. Коменский, М.Д. Маханева, С.А. Козлова , Л.Е. Никонова , Р.И. Жуковская и другие) уделяют внимание разным его аспектам. В их исследованиях освещены методы, формы и средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста, даны научно – практические рекомендации по организации работы в дошкольных образовательных организациях. Многие педагоги подчёркивают необходимость воспитания патриотических чувств у детей с раннего возраста – любви к родному краю , уважительного отношения к языку, культуре, обычаям и традициям своего народа.

Рассмотрев патриотическое воспитание, как приоритетное напрвление деятельности дошкольной образовательной организации, считаем необходимым, рассмотреть в рамках выбранной темы особенности работы ДОО по изучению истории родного края , как фактора патриотического воспитания.