Новое слово в науке

Взаимодействия д сада с семьей. Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество

Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество

Потапова Анна Витальевна, воспитатель ГБОУ СОШ № 2093 им. А. Н. Савельева ДО№2 г. Москва
Описание статьи: данная статья может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений. В ней рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с родителями.
Цель: распространение опыта работы воспитателя с семьями воспитанников.
…Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, - это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто. В. А. Сухомлинский
Сегодня мы вступили в такой период развития нашего общества, когда педагогическая культура родителей является одним из главных принципов выполнения каждого гражданина своего долга перед обществом – воспитания молодого поколения. Полноценное развитие ребенка зависит от того, насколько высок уровень педагогической культуры родителей. Роль семьи в обществе очень велика, только в семье ребенок овладевает первичными навыками, получает необходимые знания, которые необходимы для комфортной адаптации в обществе. Именно в семье ребенок учиться овладевать нормами поведения, знакомится с основами нравственности человека, зарождается внутренний мир и личностные качества маленького человека. А дошкольное детство – это очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте формируется фундамент будущей личности. Огромную роль играет дошкольный возраст и в социальном развитии ребенка: складывается первичная направленность личности. Впечатления, полученные в детстве, остаются в памяти всю жизнь, а упущения этого периода оставляют отпечаток и очень трудно поддаются корректировке в дальнейшем. Поэтому значение среды, в которой живут дети дошкольного возраста очень важно.
Сегодня каждый день из источников СМИ можно услышать о сложной судьбе ребенка. Да, мы живем в непростое время: зачастую дети лишены заботы, внимания, любви. В современном обществе семья и семейное воспитание испытывают трудности; усиливается расслоение семей по уровню доходов; растет число разводов, разрушается традиционная структура семьи; изменяются общепринятые нормы поведения. Отсюда отчуждения между родителями и детьми настолько велико, что эта проблема приобрела масштабный характер. Далеко не все родители имеют достаточный уровень культуры и педагогические знания, которые так необходимы для воспитания собственного ребенка. Вот почему главные усилия педагогов дошкольных учреждений должны быть направлены в первую очередь на повышение педагогической культуры родителей путем просвещения, улучшения семейного микроклимата, совместное формирование полноценной личности ребенка.
В каждом дошкольном учреждении накоплен опыт сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, физического, художественного восприятия и развития детей. Формирование активной педагогической позиции – задача каждого педагога. Такое взаимодействие должно реализовываться поэтапно. Правильно организованная работа должна носить обучающий характер.
За период работы с детьми с ограниченными возможностями в психофизическом развитии я столкнулась со многими проблемами – это и агрессивное поведение детей, неумение общаться друг с другом, нежелание познавать что-то новое. Эти и многие другие задачи нельзя решить без активного участия родителей. В работе с родителями я выделила главные задачи: изучить дифференцированный подход; выделить как традиционные, так и новые активные формы; проследить организацию взаимодействия семьи и детского сада.
Главным условием успешного взаимодействия между педагогом и родителями являются доверительные отношения. Установить контакт необходимо так, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиваться успеха, уверенность в своих силах. Здесь предпочтение я отдаю беседам, в ходе которых выясняю, какие вопросы интересуют родителей, что беспокоит в поведении ребенка, как решить проблемы, которые возникли из-за незнания родителей. Конечно, не все родители идут на контакт. Во многих семьях мамы в силу своей занятости к процессу воспитания привлекают своих родителей, что в большинстве случаев отрицательно сказывается на воспитании ребенка. Чтобы установить доверительный контакт с такими семьями, я использую сочетание различных видов деятельности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок, но и непосредственно показать им образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать нужную информацию. Это стенды «Для Вас, родители» - где располагаю информацию о повседневной жизни группы, «Чем занимались Ваши дети сегодня»- где помещаю выписки из календарных планов, «Советы и рекомендации» - обсуждения текущих вопросов. К каждому празднику в группе оформлены тематические стенды и выставки. Каждая выставка – это итог кропотливого труда и мало кого из родителей оставляет равнодушным.
Российское общество переживает обновление всех сфер. Современные родители активно ищут способы воспитания интеллектуального развития детей, ориентируясь на посещения разного рода кружков, иногда в ущерб физическому развитию своего ребенка. И очень важно, чтобы интеллектуальное развитие шло параллельно с физическим развитием.Именно в таком согласованном процессе формируются двигательные действия и положительные установки на будущую учебную деятельность в школе. Только посредством тесного взаимодействия детского сада и семьи могут быть реализованы благоприятные условия на совместную деятельность по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни. Фундамент здоровья ребенка закладывается в семье, а важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Это способствует не только укреплению здоровья и развитию ребенка, но установлению благоприятного семейного микроклимата.
К сожалению, сегодня мы наблюдаем разрушение игрового пространства детства. На детских площадках не увидеть дворовых компаний, забыты скакалки, городки. Я предлагаю родителям вспомнить игры, в которые они играли в своем детстве. Дети с удовольствием разучивают их вместе со своими мамами и папами. А затем понравившуюся игру мы включаем в соревнования, спартакиады, праздники. Это переносит детей в особый мир отношений и переживаний; дети учатся добиваться успеха. Известный санкт-петербургский этнограф И. И. Шангина в своей книге «Русские дети и их игры» отмечает: «В русском языке 18-19 веков слово «играть» применительно к ребенку было идентично словам «жить», «дружить». Игра моделировала ситуации, требовавшие от человека всех его душевных и физических сил. Дети приучались преодолевать трудности, боль, сохранять выдержку в трудных обстоятельствах, не таить зло на обидевшего их человека. С помощью игры усваивались представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, честности и справедливости. В играх развивалось товарищество, взаимопомощь, уважение к сопернику. Игра, кроме того, позволяла тренировать свою физическую силу, ловкость, скорость, а также развивать различного рода способности, заложенные в человека».
Такая работа не только сплачивает семью и повышает ее педагогическую культуру, но и доказывает родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно для развития их собственного ребенка.

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

Дергачева О.М., Хозяинов Г.И.,
кафедра педагогики

Анализ психолого-педагогической литературы и массовой практики показывает, что проблема взаимодействия детского сада и семьи актуальна на протяжении многих лет, так как эта проблема включает в себя несколько аспектов.

Остановимся на некоторых из них:

Во-первых, это приоритетность общественного и семейного воспитания;

Во-вторых, взаимоотношения родителей и детей дошкольного возраста;

В-третьих, взаимоотношения воспитателей и родителей в процессе воспитания и обучения детей дошкольников.

Со второй половины 19 века, с открытия первых детских садов в России появляется проблема приоритетности общественного и семейного воспитания.

После 1917 года приоритет отдается общественному воспитанию, призванному обеспечить подрастающему поколению с ранних лет всестороннее развитие и освободить женщину для трудовой, политической и культурной жизни (Н.К. Крупская).Эти взгляды поддерживали А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие. При этом они подчеркивали, что общественное воспитание должно соединиться с семьей.

Повторно проблема приоритетности рассматривается после утверждения Концепции дошкольного воспитания в 1989 году. Происходит переоценка ценностей, взглядов, и на первое место выходит семья, которая является необходимой и первостепенной в воспитании личности ребенка. Это доказывают исследования, проведенные Т.А. Антоновой, Е.П. Арнаутовой, В.П. Дубровой, О.Л. Зверевой и другими.

Опираясь на результаты исследований, наблюдения массовой практики, можно говорить об актуальности проблемы взаимоотношений в социально-психологической подсистеме "родители- ребенок".

Актуальность обуславливается следующим:

Во-первых, развитие ребенка с первых дней жизни протекает в семье, где уже установился или устанавливается психологический климат.

Г.Н. Гришина, рассматривая структуру психологического климата семьи, в качестве базового компонента выделяет эмоциональные отношения ее членов. Наряду с эмоциональным выделяет нравственный компонент, выраженный в системе нравственных ценностей, принимаемых всеми членами семьи, а также интеллектуальный компонент. Последний реализуется, проявляется и развивается в процессе информационного, познавательного взаимодействия детей с близкими взрослыми и представляет собой комплекс интеллектуальных контактов. Все представленные компоненты взаимосвязаны, однако их специфика и потенциальные возможности для воспитания ребенка различны. И от того, в какой психологический климат семьи попадает ребенок, зависит его социально-психическое, интеллектуальное развитие.

Во-вторых, каждая семья имеет свою численность и состав, что способствует многогранности, постоянству и длительности воспитательного влияния.

В силу возрастных психологических особенностей (образность мышления, внушаемость, эмоциональность, непосредственность и т.д.) дошкольник "открыт" для воздействия взрослого, который особенно значим, притягаем для ребенка, к которому он испытывает доверие (мама, папа и другие).

Связь поколений обеспечивает создание и развитие семейных традиций, обращение к истокам народной культуры (Г.И. Батурина, Г.Ф. Кузина).Именно при наличии таких связей происходит социально-нравственное развитие ребенка.

В-третьих, в семье создаются условия для включения детей в разнообразные внутрисемейные отношения и деятельность, а также ребенок получает информацию о себе - Я-Концепция, - где он принимает первое решение относительно себя и где начинается развиваться его социальная природа(В.П. Дуброва).

В-четвертых, взаимодействие между родителями, взаимоотношения между родителями и детьми, модели поведения, деятельности влияют на осознание дошкольниками правил, стиля общения с другими людьми, а затем переносятся в собственное поведение, и в будущем проецируются в семье.

Таким образом, семья принимает участие в развитии всех сторон личности ребенка дошкольника.

В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется негативному влиянию семьи на развитие личности ребенка дошкольного возраста, в частности неблагоприятному психологическому климату семьи (проявление жестокости к детям со стороны родителей: пренебрежение к нуждам детей, применение физического наказания; пьянство родителей, конфликты родителей с детьми) и, как следствию, потере авторитета родителей(А.А. Лысаков).Все это приводит к репрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций, психическим заболеваниям, отставанию в умственном, физическом и эмоциональном развитии (М.И. Буянов, Л. Анзоре, А.И. Захаров).

Таким образом, одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье. Этому мы хотели бы посвятить свое исследование.

В своем исследовании проблему взаимодействия детского сада и семьи мы рассматриваем как процесс двусторонний: с одной стороны - это "Детский сад - семье" - процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Для реализации этого процесса в детском саду организуются такие формы работы, как родительские собрания, школы для родителей, консультации и т.д. (Л.В. Загик, Т.А. Маркова,О.Л. Зверева); с другой стороны - это "Семья - детскому саду" - процесс характеризуется включением родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Это налаживание работы кружков, коллективные мероприятия, например экскурсии, походы, праздники, развлечения(Г.Н. Гришина, В.П. Дуброва, Е.П. Арнаутова, Е.П. Милашевич).

Анализ психолого-педагогической работы детских садов с семьями показал, что проблеме взаимодействия детского сада и семьи уделяется недостаточно внимания, поэтому в своем исследовании мы поставили следующие задачи:

1.Выявление условий эффективного функционирования педагогической системы "Детский сад - семья" в физическом воспитании дошкольников.

2.Разработка средств, форм, содержания, методов физического воспитания в педагогической системе "Детский сад - семья".

Мы решили строить свою работу в двух направлениях:

1.Работа с коллективом воспитателей.

2.Работа воспитателей с коллективом родителей.

Целью нашей работы с коллективом воспитателей является подготовка воспитателя к взаимодействию с родителями, совершенствование культуры педагога, развитие коммуникативных умений.

Для реализации этой цели мы использовали следующие формы работы:

1.Анкетирование воспитателей с целью выяснения трудностей во взаимоотношениях с родителями.

2.Обучение педагогическому тренингу общения.

3.Овладение воспитателями самодиагностикой (В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров).

4.Консультация:Стили взаимоотношений в системах "Взрослый - взрослый"(воспитатели - родители, воспитатели - воспитатели), "Взрослый - ребенок".

5.Проведение двух семинаров - практикумов "Развитие коммуникативных умений", "Особенности общения воспитателя с родителями".

Для организации работы воспитателей с коллективом родителей мы использовали схему поэтапной работы, предложенную А.А. Петрикевич, В.П. Дубровой.

Свою работу по установлению взаимодействия с родителями мы разделили на пять этапов:

1 этап - моделирование взаимодействия.

На этом этапе происходит установление компенсаторных связей ("Детский сад - семье", "Семья - детскому саду") с целью формирования общей готовности к участию в жизни группы. Мы познакомили воспитателей с методикой изучения семьи и семейного воспитания (Г.Т. Хоментаускас, Л.Я. Вага, В.В. Столин).

Воспитателями были проведены групповые собрания, анкетирование, тестирование, посещение каждой семьи, консультации т.д. Таким образом, воспитатели получили полное представление о каждой семье, о стилях отношений, психологическом климате, отношение к ребенку.

2 этап - установление между воспитателями и родителями благоприятных межличностных отношений с установкой на деловое сотрудничество.

На этом этапе работа строилась в двух направлениях:

1.Привлечение внимания родителей к детям.

2.Привлечение внимания родителей к воспитателям, к другим родителям.

Для привлечения внимания родителей к детям воспитатели обучили родителей тренингу общения, были проведены ряд консультаций, на которых родители познакомились с физиологическими, физическими, психическими особенностями детей младшего дошкольного возраста, стилями и формами общения с детьми. Воспитателями проводились ежедневные беседы с родителями о их детях с выделением положительных качеств детей. Воспитатели и родители стали использовать прием "авансирования успеха" по отношению к детям.

Для привлечения внимания родителей к воспитателям, к другим родителям проводились "Вечера знакомств", на которых воспитатели и родители в непринужденной дружеской обстановке учились понимать друг друга, вставать на другую позицию "позицию воспитателя" или "позицию родителя", "позицию ребенка".Результат таких встреч: сокращение психологической дистанции между педагогами и родителями.

3 этап - формирование у родителей более полного образа ребенка и правильного его восприятия.

На этом этапе мы только начали работу. Он будет включать в себя ряд консультаций, бесед для родителей с целью сообщения знаний о ребенке, в частности физическом развитии. На таких занятиях будут использоваться рисунки, записи детей, их работы для наглядного примера. Кроме этого будет проводиться ежедневная индивидуальная работа с родителями во время утреннего приема и вечером.

Здесь предполагаются следующие формы работы: индивидуальные беседы с родителями, опросы, родительская почта и другие. На этом этапе инициаторами должны выступать родители.

Последний этап 5 - совместное с родителями исследование личности ребенка.

На этом этапе мы планируем объединение родителей в группы по интересам. А затем соединение этих групп в единый "Спортивный клуб", где вся работа с детьми будет планироваться совместно воспитателями и родителями, будут организовываться различные праздники, развлечения, походы и т.д.

Олеся Шапошникова
Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество!

Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью . Именно здесь начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависят уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место , где только присматривают за дошкольниками, пока родители на работе. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей совместной работой? Как создать единое пространство для развития ребенка в семье и ДОУ , сделать родителей участниками воспитательного процесса? Эти вопросы стоят перед многими ДОУ.

Наш детский сад в течение многих лет проводит планомерную работу с родителями, подчиненную единой цели – созданию единого образовательно-оздоровительного пространства детский сад – семья . При этом решаются следующие задачи :

1. Согласование и объединение усилий образовательного учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству .

Для их решения в детском саду ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с родителями воспитанников, используются различные формы работы с родителями :

Общие и групповые родительские собрания;

Выставки изготовленных вместе с родителями работ;

Дни открытых дверей;

Семинары-практикумы;

Почта доверия и т. д. ;

Спортивные праздники и развлечения;

Совместные субботники;

Экскурсии;

Консультации, беседы;

Конкурсы.

В начале учебного года в каждой возрастной группе проходят собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный год.

Большая работа с родителями проводится в самый сложный период – период адаптации, как детей, так и родителей к условиям дошкольного учреждения. Наша задача – вовлечь родителей в педагогический процесс с целью налаживания сотрудничества по вопросам воспитания детей, которое снимает состояние повышенной тревожности у родителей, помогает продуктивно организовать жизнедеятельность ребенка, создать предметно-развивающую среду в соответствии с возрастными особенностями. На протяжении года проводятся собрания, консультации, на которых родители узнают о возрастных особенностях детей, задают вопросы и делятся своими знаниями. К концу года мы организуем круглый стол по теме «Кризис трёх лет – это серьезно» , цель которого помочь родителям наладить контакт с ребенком в период кризиса.

Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группах оформлены «Уголки для родителей» , где помещаются консультативные материалы по всем образовательным областям. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и психологом ДОУ.

По вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников старшей медсестрой и инструктором по физической культуре выпускаются санитарные бюллетени согласно годовому плану работы. Оформлены специальные «Уголки здоровья» , где родители могут получить всю интересующую их информацию.

Воспитатели регулярно оформляют информационные стенды для родителей : «Что читать детям» , «Как полюбить книгу» , «Безопасность ребенка в ваших руках» .

В течение года заведующим, медицинскими работниками, психологом, инструктором по физической культуре проводятся индивидуальные консультации с родителями.

Воспитатели дошкольных групп при составлении календарного планирования в начале каждого месяца указывают темы индивидуальных и групповых консультаций с родителями, тематику наглядной информации, работу с родительским комитетом.

Во всех группах в мае для выявления наиболее приемлемых и эффективных форм работы с родительской общественностью проводится анкетирование.

Согласно полученным данным, наиболее популярными являются мероприятия с участием детей и родителей (80%) ; общие родительские собрания (35%) ; индивидуальные беседы, консультации (30%) .

С большим успехом всегда проходит «Неделя психологии» , «День открытых дверей» . Родители активно посещают НОД и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. Пишут отзывы, пожелания педагогам. Эта форма работы им особенно нравится, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребенка.

Целенаправленно ведется работа с родителями подготовительной к школе группы. Проводятся индивидуальные беседы всех специалистов детского сада с родителями , собрания совместно с учителями начальных классов, готовятся тематические выставки «Как подготовить ребенка к школе» .

Воспитатели в течение года организует выставки совместного творчества детей и родителей : «Вместе папой рисуем маму» , «Нашим любимым мамам посвящаем» , «Зимний пейзаж» , поделки из природного материала «Осенний подарок» и т. п. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже становятся традиционными, вызывают огромный интерес воспитанников и желание мам и пап заниматься со своими детьми изобразительным искусством. Мы заранее вывешиваем яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными : они рисуют, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Так были проведены выставки-конкурсы «Чудеса природы» , «Птичья столовая» , «Новогодняя игрушка» . Ежегодно мы оформляем фотовыставки из семейных архивов «Мой папа служил в армии» , «Мама на работе» , «Наша дружная семья » , «Мы любим в выходной быть вместе» . Родители стараются сделать к фотографиям надписи, интересные, неформальные, зачастую в стихах и с юмором. Дети старшего дошкольного возраста оформляют стенды к праздникам 23 Февраля, 8 Марта, День Матери с рисунками, фотографиями и поздравлениями, такие стенды помогают сказать важные слова, поныть, какое огромное значение имеет в жизни семья , дом.

Большую работу с родителями проводит инструктор по физической культуре. У нас стали традиционными физкультурно-музыкальные праздники : «Мама, папа и я – спортивная семья » , «Мой папа самый сильный» , «Победа деда – моя победа» , «Веселые старты» , «Вместе некогда грустить» , дружеские встречи между родителями разных возрастных групп, между родителями и педагогами ДОУ. Родители активно участвуют в «Днях здоровья» , у нас появились целые спортивные семьи – на соревнования и физкультурные праздники приходят не только мамы и папы, но и бабушки, дедушки, тети, дяди, племянники и т. д. Все дружно «болеют» , а потом вместе обсуждают наиболее интересные моменты соревнований.

Наиболее активным родителям по итогам года на общем родительском собрании вручаются благодарственные письма от администрации ДОУ, выпускается фотогазета «Самые спортивные» , «Самые активные» с фотографиями детей и родителей.

Наш детский сад находится в постоянном поиске новых современных форм работы с родителями. Так, например, был открыт специальный сайт детского сада , предназначенный для размещения информации о нашем ДОУ.

На сайте представлены фотографии из жизни детского сада , методические рекомендации, достижения и успехи, как детей, так и сотрудников . В прошлом году была проведена ярмарка-продажа поделок изготовленных родителями и детьми. Заработанные средства были потрачены на благоустройство территории детского сада .

Педагогический коллектив повышает качество предоставляемых услуг, делая их более разнообразными. В ДОУ функционируют группа кратковременного пребывания «Группа удлиненного дня» , «Группа семейного воспитания по присмотру и уходу за детьми» , группа кратковременного пребывания «Группа развития» . Просвещение родителей основано на оказании своевременной информационной помощи семьям по тому или иному вопросу воспитания. Информация, представленная в нашем ДОУ оригинально и красочно оформлена в каждой группе.

Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимо для развития их собственного ребенка

Страница 6 из 35

Взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе

Воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со стороны ее членов, опеку, заботу, ребенок, не вступая в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды. Если ребенок лишен материнской любви и ласки, не принимает посильного участия в делах семьи, большую часть времени проводит в дошкольном учреждении, то у него нарушается эмоциональная связь с близкими людьми, не реализуется его основная потребность в общении. Следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников.

Ведущими факторами в формировании личности ребенка выступают нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль.

Нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль - это социальные установки и система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и с окружающими людьми, семейные традиции, педагогическая образованность, культура родителей, их умение организовать жизнь и деятельность детей в семье соответственно возрасту ребенка и целям его всестороннего воспитания.

Впоследствии к названным ведущим компонентам семейного уклада добавился еще один – желание и умение родителей практически осуществлять задачи воспитания, организуя индивидуальную и совместную со старшими членами семьи деятельность детей.

Исследуя проблему педагогического всеобуча, О.Л. Зверева выявила, что он проводился далеко не во всех детских садах из-за недостаточной подготовленности педагогов к работе с родителями. Практическими работниками использовались разнообразные ее формы: групповые и общие родительские собрания, оформление стендов для родителей, папок-передвижек и т.д. Воспитатели отмечали тот факт, что родителям хочется получить, прежде всего, конкретные знания именно о своем ребенке.

В беседах с воспитателями выяснилось, что их чаще всего беспокоит в работе с родителями. Педагоги сетовали на нехватку соответствующей литературы, на объем возложенных на них обязанностей. Практические работники считают, что традиционные формы взаимодействия с семьей не дают ощутимых результатов, снижается интерес к нему со стороны родителей, которые начинают относиться ко всем мероприятиям в детском саду негативно. Имели место случаи, когда воспитатели, чтобы добиться посещаемости собраний, «не отдавали» родителям детей. В результате родители, вынужденные присутствовать на собраниях, мысленно были заняты совсем другими проблемами.

Иногда заведующие детскими садами привлекают к чтению лекций для родителей специалистов со стороны, мотивируя это тем, что у воспитателя нет времени на подготовку к выступлению, а лектор-профессионал может преподнести материал на высоком уровне. Однако они упускают из виду то, что приглашенный специалист не знаком со спецификой аудитории, с ее потребностями. Необходимый контакт со слушателями не устанавливался, интересы родителей и их потребности в знаниях не удовлетворялись. Поэтому родители предпочитают получать информацию по другим каналам – через телевидение, радио, чтение педагогической литературы.

Многие педагоги находили эффективные формы работы. Например, использовалась периодика предприятия: методист ведомственного детского сада регулярно по пятницам помещал в заводской газете материалы на различные педагогические темы, которые волновали большинство родителей (о подготовке детей к школе, о закаливании, проведении досуга в семье и другие). Газета пользовалась большим спросом у родителей. Положительной была и такая форма, как переписка с родителями: в вестибюле детского сада установили два ящика – один для вопросов родителей, другой – для ответов педагога.

В последние годы практические работники часто прибегают к опросам - анкетированию родителей. Следует отметить, что неоправданное увлечение анкетами стало заменять живое слово родителей и педагогов. Неграмотно составленная анкета, не продуманные детально вопросы дают неверный результат, и делаются неправильные выводы.

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования, отношение родителей к мероприятиям зависит от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей. Часто поиск путей совершенствования работы с родителями ограничивался нахождением новых форм и гораздо меньше внимания уделялось ее содержанию и методам.

Таким образом, несмотря на то, что педагогическое просвещение родителей в целом проводилось, оно имело существенные недостатки: установка педагогов на проведение количества «мероприятий», а не на их качество и результативность, затрата усилий не на совершенствование содержания знаний, их пропаганду, формирование у родителей подлинного интереса к повышению своей педагогической культуры, а на привлечение их к участию в различных мероприятиях.

В то же время родители нуждаются в педагогических знаниях, имеющиеся знания их не удовлетворяют. Они отмечали, что испытывают трудности из-за недостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребенка, его возрастных особенностей. Знания, воспринимаемые слушателями из разных источников не помогают им по следующим причинам: они слишком общие, не касаются лично их ребенка и даются в сложной форме. Ведущая роль в распространении педагогических знаний принадлежит средствам массовой информации, но все же они не могут заменить живого, непосредственного общения педагога с родителями.

В специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям сочетаются две функции – формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух лицах – официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником. Его задача – преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон. Причинами трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями являются низкий уровень социально-психологической культуры участников воспитательного процесса; непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения; несформированности у них «педагогической рефлексии», игнорирование ими того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей именно они выступают социальными заказчиками; недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей – об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка.

Педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания. По мнению авторов, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Если родители наблюдают детей в новой обстановке, они и воспринимают их по другому. В группе родители могут также научиться многим практическим умениям, способам общения с детьми, организации содержательной деятельности с ними.

Как правило, у педагогов, формально работающих с родителями, отсутствует установка на сотрудничество. Эта категория воспитателей в общении с членами семьи не столько ищет способы сближения точек зрения и консолидации методов и содержания воспитания ребенка, сколько повод указать отцу или матери на просчеты в семейном воспитании.

Социально-психологическая культура воспитателя - наличие определенных педагогических взглядов и убеждений, коммуникативных навыков и умений, установки на эмоционально-положительное отношение не только к ребенку, но и к родителям, коллегам. Необходимость совершенствования такой культуры педагога обусловлена тем, что общение требует взаимодействия двух или более людей, состоящего в обмене разнообразной информацией, для согласования и объединения их усилий с целью налаживания контактов и достижения общего результата в воспитании ребенка.

В настоящее время в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (1989) разрабатываются новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем – детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада (Л.М. Кларина). Сущность взаимосвязи двух систем – детского сада и семьи - объединение усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Л.М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи, например, создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой, совместное обсуждение прочитанного, открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, разнообразных клубов по интересам и др.

Родителей волнуют многие педагогические проблемы: воспитание послушания у детей, культуры поведения, детские страхи, организация игр с ребенком и его досуга, подготовка к школе и другие. Но бывает и так, что, обладая такими знаниями, родители не умеют ими пользоваться. Поэтому наряду с сообщением родителям знаний, востребуемых в деле воспитания, необходимо в целом повысить уровень их педагогической подготовленности.

Высокий уровень подготовленности у родителей - совокупность педагогических знаний и навыков, их потребность воспитывать детей грамотно, с применением элементов «педагогической рефлексии».

«Педагогическая рефлексия» – это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его характеру и конкретной ситуации. Эта задача особенно актуальна для молодых родителей, у которых только начинает вырабатываться родительская позиция. От сформированности умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами зависят складывающиеся взаимоотношения родителей и ребенка, успех воспитательной деятельности семьи в дальнейшем.

Методы формирования у родителей «педагогической рефлексии» :

    разбор педагогических ситуаций;

    решение педагогических задач;

    анализ собственной воспитательной деятельности.

Эти методы формируют верную позицию родителей, повышают их активность в процессе воспитания детей, актуализируют полученные знания. Эти методы помогают родителям увидеть свои ошибки и наметить пути их преодоления, что позволяет подняться на новый уровень «педагогической рефлексии» – уметь анализировать свои действия как педагога, доказать их правоту или ошибочность. Использование данных методов приводит родителей к пониманию того, что готовых рецептов воспитания не существует, есть только общие рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребенка. Успешными могут быть и различные методы активизации родителей: дискуссии, обсуждение различных точек зрения, приведение примеров, адекватных сложившейся ситуации, и т.д. Они способствуют формированию у родителей критического, осознанного отношения к своей воспитательной деятельности, актуализации полученных знаний.

Строя сотрудничество детского сада с родителями, специалисты и практические работники опираются на указанную выше «Концепцию дошкольного воспитания» (1989), в которой говорится о том, что детский сад и семья в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Особое внимание должно уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Взаимодействие – это так же процесс обмена мыслями, идеями, чувствами, переживаниями, это деятельность, общение.

В настоящее время практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями. Хотя в педагогической литературе нет такого определения, эти формы входят в жизнь дошкольных учреждений. Они построены по типу развлекательных игр или телепрограмм и направлены на привлечение внимания родителей к детскому саду, на установление неформальных контактов. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку они видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Проводятся дни и недели открытых дверей, родители привлекаются к подготовке утренников, они сочиняют сценарии, стихи, вместе с детьми исполняют песни, участвуют в самых разнообразных конкурсах, состязаниях.

В целом подобные формы сотрудничества с семьей весьма эффективны, но иногда воспитатели чрезмерно увлекаются развлекательной стороной мероприятия, не уделяют должного внимания его педагогическому содержанию: родители пришли в детский сад, поиграли с детьми, попели песни, попили чай и разошлись. Смысл нетрадиционной работы педагогов с родителями – не только в установлении контактов с ними, но и в том, что благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более откровенными, открытыми для восприятия.

Эти проблемы находятся еще в стадии разработки, но попытки их решения уже есть. Так, исследование белорусского педагога А.А. Петрикевич посвящено организации взаимодействия детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников. Автор подробно описывает этапы взаимодействия, где устанавливаются связи «детский сад – семье», «семья – детскому саду», с целью формирования готовности родителей к участию в клубной работе.

Таким образом, в настоящее время идет поиск новых путей сотрудничества детского сада и семьи, как в исследованиях ученых, так и в практике детского сада.



Оглавление
Совершенствование воспитательных возможностей семьи.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
Взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе
Взаимодействие школы и семьи на современном этапе
Особенности взаимодействия дошкольных учреждений с некоторыми типами семей