Поиск себя

Почему мужчины выбирают карьеру, а не любовь. Муки одиночества: почему мы встречаемся с кем попало

Девушки, я понимаю, что это очень личный вопрос, и на него я должна ответить себе сама, но мне очень нужно выговориться и послушать советы. Просто мне не с кем сейчас поговорить.
Дело в том, что у меня есть любимый человек, с которым мы встречаемся уже 3,5 года. Год назад я окончила школу и поступила в Вуз в другом городе. Это один из самых престижных экономических вузов страны. Парень, конечно, был против, что я уеду, т.к. мы уже собирались через пару лет жениться. Я до последнего момента сомневалась, что же лучше- остаться в обычном вузе своего города или поступать туда и попробовать отношения на расстоянии. Я пообещала ему, что если нам будет тяжело, я переведусь летом к нам в город. Скажу честно- было безумно тяжело пережить этот год: в вузе учиться очень сложно, что даже времени на сон не было, с любимым постоянно в ссоре из-за того, что не были рядом, с родителями и т.д.. Но я понимаю, что после данного института я смогу много чего добиться в жизни, появляется много перспектив.
Вчера я приехала домой (мы с любимым были в ссоре неделю), и ОН сказал мне. что больше не может, ему очень плохо, у него болит сердце и мне надо перевестись. Причем срочно, тк у меня сейчас родители уехали. а когда они приедут я уже должна перевестись, чтобы они не мешали. И предложил пожениться зимой. Я безумно хочу этого. Но меня останавливает то, что уже было потрачено столько сил за этот год, да и я сама хочу чего-то добиться в жизни.. Я просто не знаю что делать... Что выбрать- любимого или карьеру... Возможно вы мало что поняли, но мне нужно выговориться... и посоветоваться мне не с кем сейчас. А решать надо срочно.......((((((((((((((((((((((Я не хочу терять ЕГО, но и бросать тот вуз мне жалко((

Дополнительнаяобразовательная программа «Я выбираю здоровье» социально- педагогической направленности, ориентирована на средний школьный возраст обучающихся (11-14 лет), реализуется в условиях общеобразовательных учреждений. Программа составлена с учётом исполнения приказа МЗ РФ «Об утверждении Инструкции по внедрению оздоровительных технологий» №139 от 04.04.2003г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка 4

Учебно-тематический план 1-го года обучения 10

Учебно- тематический план 2- го года обучения 18

Методическое обеспечение программы 28

Тезаурус 32

Литература для педагогов 33

Литература для обучающихся 34

Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа «Я выбираю здоровье» социально- педагогической направленности, ориентирована на средний школьный возраст обучающихся (11-14 лет), реализуется в условиях общеобразовательных учреждений. Программа составлена с учётом исполнения приказа МЗ РФ «Об утверждении Инструкции по внедрению оздоровительных технологий» №139 от 04.04.2003г.

Актуальность . Нестабильная социально - экономическая обстановка приводит к росту негативных явлений и вредных привычек в молодёжной среде, снижает общий уровень духовности. Такая тенденция требует усиленной воспитательной работы и развития новых форм организованного досуга, ориентированных на общечеловеческие ценности, показывающих глубину и целостность мироздания, единство всего живого, позволяющих подросткам почувствовать себя подражателем культурных традиций своего народа и всего человечества. Проблема употребления алкоголя и курения детьми и подростками является одной из актуальных проблем современного общества. Проблемы со здоровьем могут возникнуть на фоне неадекватного поведения, причиной которого служит отсутствие знаний о нормах и правилах поведения, а также навыков социального поведения. В подобной ситуации человек не может успешно преодолевать жизненные трудности и связанные с ними стрессы. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов воспитания, относят формирование у детей культуры здоровья - понимание ценности здоровья и здорового образа жизни.

В этой связи данная программа весьма актуальна поскольку современная ситуация предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни.

Педагогическая целесообразность. Здоровый образ жизни напрямую связан с физическим развитием и состоянием обучающихся, а также с организацией их досуга и общественной активности детей. Для формирования гармонично развитой личности, в программу включены мероприятия по этическому, эстетическому и физическому воспитанию и различные формы организации занятий: экскурсии, КВН, Весёлые старты и т. д.

Цель программы : Формирование активной жизненной позиции, социальных навыков, обеспечивающих сохранение и развитие физического и психического здоровья обучающихся.

Задачи:

● способствовать формированию отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, как к социальной ценности;

● повышать общий уровень культуры обучающихся;

● развитие самодисциплины и ориентации на общечеловеческие ценности и коррекция поведения в соответствии с моральными нормами и правилами;

● способствовать выработке умении и навыков по укреплению и сохранению здоровья, безопасному и ответственному поведению;

● обучить методам принятия и исполнения решений, управления эмоциями и эмоциональным состоянием, сопротивлением негативному давлению;

●воспитание важных человеческих качеств необходимых для жизни в обществе: уверенность в себе, сила воли, ответственность, гуманность, целеустремленность.

Отличительные особенности программы. В содержании программы творчески переработан опыт ряда авторов: «Человек, мировоззрение. Природа» (Программа нравственно – экологического воспитания); «по законам добра» (Нравственно – игровая программа); Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко. «Навыки и сопротивления распространения наркомании» (Наглядно – методическое пособие для проведения с подростками 12- 16 лет, авторы С.Б. Белогубов, В.Ю. Климович. «В помощь добровольцу» (Методическое пособие) авторы: Кобякова Т.Г., Котлякова Ю.Ю. «Начальный курс обучения правам человека» Учебное пособие (Пособие предназначено для учителей и всех тех, кто работает с подростками и хочет сделать права частью учебного курса) под редактированием Екатерины Потёмкиной, Марины Ковыневой, Элли Кин.

Программа «Я выбираю здоровье» базируется на принципе индивидуальной ответственности личности за себя как члена общества. Ответственное отношение по отношению к себе и другим является важной составной частью процесса формирования члена общества. Рассчитана на то, чтобы помочь обучающимся осознать, что они являются важной частью общества и что социально ответственное поведение означает отказ не только от курения, но и стремление достичь высокого уровня здоровья как своего личного, так т общества в целом. Уделяет особое внимание таким общепризнанным ценностям, как принимать решения, а также умение сказать «нет» в ответ на попытки отрицательного влияния со стороны сверстников.

Обучающимся при проведении занятий по программе отведена несколько иная роль, чем при преподавании других дисциплин, потому, что конечной целью такого обучения является достижение изменений в сложившейся схеме поведения личности. Наибольший эффект в попытках добиться того, чтобы полученные знания прочно вошли в повседневную жизнь воспитанников, обеспечивается многообразием подходов к обучению. Программа профилактики вредных привычек способствует выработке умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения.

Программа ориентирована на средний возраст обучающихся (11 – 14 лет) в условиях дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений, с учётом их психологического развития. Содержание программы рассчитано на 2 года обучения, состоит из пяти модулей: подросток и полезные привычки; профилактика подростковой зависимости; правовые аспекты; работа с родителями; организация досуга подростка.

Первый год обучения направлен на: формирование у обучающихся социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь. Второй год направлен на обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

Условия реализации программы. Для проведения занятий необходим кабинет с наименьшим количеством мебели, либо парты, которые можно отодвинуть в стороны, освободив место в центре, т.к. в ряде занятий предусмотрены подвижные игры; желательно чтобы место проведения не менялось от занятия к занятию; во время проведения занятий недопустимо присутствие посторонних в это время, т.к нарушает атмосферу психологической безопасности, необходимую для обсуждения деликатных вопросов курса, и надолго может вывести группу из рабочего состояния. Это также относится к представителям администрации школы. На занятиях может присутствовать классный руководитель, если, он посещает занятия курса с начала и до конца учебного года. Всё это располагает к доверительной рабочей атмосфере. Для работы необходимы образцы наглядной агитации, которую ученики будут создавать в процессе работы. Наличие классной доски или место для закрепления ватманов, позволяет разместить наглядную агитацию.

Формы и режим занятий. Наполняемость группы желательно не меньше 8 -9 человек и не больше 15 человек, так как при большем количестве эффективность занятий снижается. Время проведения одного занятия - 45 минут, периодичность – один раз в неделю. При более частых занятиях у детей может возникнуть потеря интереса к данной программе, если же занятия проводить реже, дети могут забыть пройденный материал и это отрицательно скажется на усвоении программы.

Содержание программы обусловливает выбор методов, видов деятельности, форм и приёмов профессиональной деятельности педагога в работе с детьми. Основной формой работы является учебное занятие. Реализация учебно – воспитательных задач достигается за счёт разнообразных форм и методов обучения, таких как: изучение литературы, просмотр учебных видеофильмов; использование тренинговых методик. Занятия проводятся в форме: интегрированных занятий, конференций, соревнований и деловых игр, занятия публичных форм обучения (устный журнал), социадрамма (сюжетно – ролевая игра, ситуация выбора), игровые занятия (путешествие, соревнование).

Программой предусмотрены различные виды занятий: индивидуальные (беседы со специалистами, консультации) и групповые (дискуссия, организационные и досуговые мероприятия).

Разнообразие методов делает процесс обучения более творческим и позволяет осуществить многоплановое воздействие на обучаемого. Кроме того, это улучшает память и восприятие, так как многие из способов, представлены в программе.

Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки.

Результаты первого года обучения.

Знают:

  1. о влиянии вредных привычек на поведение, здоровье и развитие личности;
  2. об эмоциях и эмоциональных состояниях и как отрицательные эмоции

Влияют на здоровье;

  1. о саморегуляции поведения;
  2. о психологических механизмах формирования привычек и путей избавления от вредных привычек;
  3. о различии между эмоциональными, химическими зависимостями и вредными привычками;
  4. об отрицательном воздействии алкоголя, никотина на организм человека;
  5. о методах сопротивления негативному давлению со стороны сверстников и взрослых:

Умеют:

адекватно вести себя в стрессовых ситуациях;

  1. отличать зависимость от вредных привычек;
  2. работать в группе, анализировать свои поступки;

● планировать своё время;

● управлять эмоциями и эмоциональным состоянием;

● работать в коллективе и подгруппах.

Владеют:

  1. навыками работы в группе, ответственности;
  2. навыками укрепления и сохранения, не только своего здоровья;
  3. твёрдой устойчивой позицией «Мне это не надо».

Освоение второго года программы позволит достичь следующих результатов:

●уменьшить риск приобщения к употреблению веществ, влияющих на здоровье обучающихся;

●приобрести навыки укрепления и сохранения, на только своего здоровья, но и здоровья окружающих людей;

●приобрести опыт общения с самыми разными по статусу, уровню образования, интеллектуальному развитию людьми;

●оказать позитивное влияние на развитие личности, и способствовать её адекватной самооценке;

●привить чувство собственной значимости;

●приобрести умение заполнять досуг интересными делами;

●приобрести навык работы в коллективе и подгруппах;

●выработать умения и навыки безопасного и ответственного поведения;

●сформировать отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;

●помочь осознать жизненные ценности и пут их достижения;

избежать оказываемого давления со стороны сверстников и взрослых; делать правильный выбор в создавшейся ситуации;

●сформировать твёрдый характер и человеческие качества, на основе которых подростки могут вести здоровый образ жизни.

Обучающиеся второго года обучения самостоятельно формируют преимущества здорового образа жизни, умение видеть цель, принимать решения, а так же сказать «нет» в ответ попытки отрицательного влияния со стороны сверстников и взрослых.

Формой поведения итогов реализации программы дополнительного образования являются итоговые занятия, КВН – ны, турниры, устные журналы, анкетирование, тестирование, соревнование, конференции.

Учебно - тематический план 1- го года обучения

п/п

Количество часов

Всего

Теорет.

Практич.

Подросток полезные и вредные привычки

Тема № 1 Вводное занятие по теме: «Зависимости»

Тема № 2 «Знакомство с причинами зависимостей»

Тема № 3 «Чувства и эмоции»

Тема № 4 Знакомство с понятием «стресса»

Тема № 5 «Способы преодоления стресса»

Тема № 6 «Физические потребности человека (сон, отдых, физические упражнения) и способы их удовлетворения»

Тема № 7 «Творческие потребности и способы их удовлетворения. Интеллектуальные потребности»

Тема № 1 «Влияние алкоголя на организм человека»

Тема № 2 Урок- конференция: «Влияние алкоголя на организм подростка»

Тема № 3 «Саморегуляция»

Тема № 4 «Курение и здоровье» Пресс- конференция

Тема № 5 «Психология привычки»

Тема № 6 «Здоровье сгубишь - новое не купишь»

Тема № 8 Конкурс - сочинений «Здоровье на все времена»

Тема № 9 «В здоровом телездоровый дух»

Правовые аспекты

Тема № 1 «Главная книга страны»

Тема № 2 «Права личности и уважение прав других»

Тема № 3 Ролевая игра «Планета друзей»

Тема № 4 «Правовой брейн – ринг»

Работа с родителями

Родительские собрания:

1.«Подросток и возрастные особенности»

2.«Актуальность вредных привычек»

Организация досуга подростков

Тема № 1 «День здоровья»

Тема № 2 «Путешествие в страну здоровья»

Тема № 3 «Здоровый сон»

Тема № 4 «Семейная академия»

Тема № 5 Международный день воды»

Тема № 6 «Виват - победа!»

Тема № 7 «Суеверия и предрассудки»

Тема № 8 «Будьте милосердными»

Тема № 9 «В стране вежливых наук»

Тема № 10 «Экологический бумеранг»

Итого:

I. Подросток полезные и вредные привычки

Тема №1. Вводное занятие. Активизация знаний по теме «Зависимости» (1ч)

Теоретическая часть . Знакомство с понятиями «Зависимости», «вредные привычки», чем зависимость отличается от вредной привычки. Знакомство с различными видами зависимостей: эмоциональные, химические, физические.

Практическая часть:

Формы работы : мозговые штурмы, дискуссии, сюжетные упражнения, беседа по теме занятия.

Тема № 2. «Знакомство с причинами зависимостей» (1ч)

Теоретическая часть . Знакомство с причинами зависимостей, важным моментом является обращение к потребностям.

Практическая часть: работа с анкетами, беседа по теме занятия «Полезные и вредные привычки», беседа по заданию, «Продолжи фразу»

Формы работы : беседа, анкетирование, исследовательское задание.

Тема № 3. «Чувства и эмоции» (1ч)

Теоретическая часть . Знакомство с эмоциями, как эмоции влияют на здоровье человека.

Практическая часть . Игровые упражнения.

Форма работы : игровые упражнения, беседа.

Тема № 4. Знакомство с понятием «стресса» (1ч)

Теоретическая часть . Знакомство с понятием «Стресс». Знакомство с различными видами стресса и как стресс влияет на нервную систему и на здоровье.

Практическая часть. Разминка, для снятия напряжения и усталости, игра.

Формы работы : игровые уравнения, беседа, рассказ.

Тема № 5. «Способы преодоления стресса» (1ч)

Теоретическая часть . Знакомство поведением в стрессовых ситуациях, со способами выхода их стрессовых ситуаций.

Практическая часть . Мозговой штурм «Какими способами можно преодолеть стресс?». Подростки предлагают пути преодоления стресса.

Формы работы : мозговой штурм, игровые ситуации, рассказ, беседа.

Тема № 6. «Физические потребности человека (сон, отдых, физические упражнения) и способы их удовлетворения» (1ч)

Теоретическая часть. Знакомство с физическими потребностями человека: потребность в пище, отдыхе, физических упражнениях, отдыхать. Как потребности могут прейти в зависимости.

Практическая часть . Работа в подгруппах. Физические упражнения на расслабление.

Формы работы : дискуссия, игры, упражнения для снятия усталости и перевозбуждения.

Тема № 7. «Творческие способности и способы их удовлетворения Интеллектуальные потребности» (2ч)

Теоретическая часть. Знакомство со способами творческих потребностей, интеллектуальных, жизненными ценностям и путями их достижения.

Практическая часть . Игра: «Покажи себя в выгодном свете». Решение логических задач. Игра Щурковой «Хочу и надо»

Формы работы : информационное сообщение, игры, обсуждение, выполнение детьми творческих заданий.

II. Профилактика вредных привычек

Тема №1. «Влияние алкоголя на организм человека» (1ч )

Теоретическая часть . Лекция врача о влиянии алкоголя на организм подростка.

Практическая часть:

Формы работы : беседа, обсуждение,

Тема №2. Урок-конференция «Влияние алкоголя на организм подростка» (2ч)

Теоретическая часть . Закрепить знания обучающихся об отрицательным влиянием алкоголя на организм подростка.

Практическая часть . Демонстрация действия алкоголя на организм через кукловода.

Форма работы : рассказ, сказка, театрализация.

Тема № 3. «Саморегуляция» (2ч)

Теоретическая часть. Знакомство о сновны ми с понятиями: «марионетка», «саморегуляции поведения», «произвольные действия».

Практическая часть. Ответьте на вопросы теста «Волевой ли ты человек?» учится различать случаи саморегуляции поведения.

Формы работы: анкетирование, индивидуальная и коллективная работа по вопросам, обсуждение.

Тема № 4. «Курение и здоровье» - пресс-конференция (2ч)

Теоретическая часть. Знакомство с влиянием разрушающего действия табачного дыма.

Практическая часть. Конференция о разрушающем действии табачного дыма.

Формы работы: самостоятельная работа обучающихся.

Тема № 5. «Психология привычки» (1ч)

Теоретическая часть. З накомство с психологическими механизмами формирования привычек и путями избавления от вредных для здоровья и окружающих привычек. Знакомство с основные понятия ми : привычки, самообладание, самоисселедование, самоуправление, рецидив.

Практическая часть . Тестирование «Легко ли вам отказаться от нежелательной привычки?»

Формы занятия: информационное сообщение, игра, беседа, анкетирование.

Тема № 6. Тематический вечер «Здоровье сгубишь - новое не купишь» (1ч)

Теоретическая часть. Пропаганда здорового образа жизни. Закрепление знаний о вреде курения.

Практическая часть . Работа по заданиям.

Форма работы : тематическое мероприятие.

Теоретическая часть. Разъяснить проблемы недобросовестной рекламы. Дать ученикам опыт навязываемым ложным убеждениям. Помочь понять движущие силы рынка.

Практическая часть. Отработка способов сопротивления легальной рекламе.

Форма работы : игра, дискуссия, анализ примера, обсуждение, творческое задание.

Тема № 8. Конкурс - сочинений: «Здоровье на все времена» (1ч)

Теоретическая часть. Подведение участников конкурса к пониманию того, что только здоровый человек может стать полноценным членом общества, быть счастливым и реализовать свои возможности в учёбе, труде и дальнейшей жизни.

Практическая часть. Дискуссия: «Зачем надо сохранять здоровье, если оно и так есть?» Конкурс сочинений: «Здоровье на все времена» Выборочное чтение сочинений, по желанию учащихся. Выставка работ, все участники конкурса, могут подойти и прочитать любое сочинение.

Форма работы: дискуссия, конкурс, выставка работ.

Тема № 9. «В здоровом теле - здоровый дух» (1ч)

Теоретическая часть. Помочь учащимся понять, что здоровье является важнейшей социальной ценностью, и оно формируется на протяжении всей жизни. Основные понятия: социальная ценность здоровья, отношение здоровью, оценка здоровья.

Практическая часть. Обсуждение вопросов занятия: В чем заключается социальная ценность здоровья? От чего зависит наше отношение к своему здоровью? Как мы оцениваем свое здоровье в подростковом периоде? Почему взрослые не ценят свое здоровье? Можно ли утверждать, что человек, не ценивший свое здоровье, не будет ценить его и у других, что он нравственно ущербный?

Форма работы: лекция врача- психолога, беседа по вопросам.

III. Правовые аспекты

Тема № 1. Тема: «Главная книга страны» (1ч)

Теоретическая часть. Формирование представления о Конституции РФ, изучить основные разделы Конституции, познакомиться с основными правами человека.
Практическая часть. Викторина, разгадывание кроссворда, игра «У меня есть право»

Форма работы: беседа работника РОВД, правовая игра.

Тема № 2. «Права личности и уважение прав других» (1ч)

Теоретическая часть. Подведение подростков к понятию не только прав личности, но и уважения прав уважения других людей.

Практическая часть. Дискуссия «Пр ава личности» , викторина. Разбор домашнего задания обсудить следует с классом примеры:

Какое право было нарушено?

Какие чувства возникают в такой момент?

Кто отвечает за соблюдение данного конкретного права?

Что помешало отстоять свое право?

Следует подвести учеников к нескольким выводам:

Есть права, за соблюдение которых отвечают государственные органы.

Форма работы: беседа, викторина , игра.

Тема № 3. «Планет друзей» - ролевая игра (1ч)

Теоретическая часть. Формирование субъективную позицию в классном обществе: «Добро не наука, оно действие»

Практическая часть. Учиться распознавать язык жестов, индивидуальные особенности мимики, как бы читать людей, настраиваясь на коммуникативную волну. Знакомство с правилами. Создание учащимися свода правил жизнедеятельности в классном обществе.

Форма работы : ролевая игра, практическое задание.

Тема №4. «Правовой брейн – ринг» (1ч)

Теоретическая часть. Закрепление знаний по правовым аспектам.

Практическая часть. Игра командная.

Форма работы: игра, блиц - опросы по темам, викторина.

IV. Работа с родителями

Тема №1. Родительские собрания: «Подросток и возрастные особенности» (1ч)

Теоретическая часть. Предусматривает решение психологических проблем подростков. Ознакомление родителей с содержанием программы: подготовка для родителей письменных сообщений с просьбой о поддержке программы; выступление на родительских собраниях врача и психолога по следующим темам: («Пассивное курение и его вред для окружающих», «Как помочь ребенку отказаться от вредных привычек»;)

Практическая часть . Консультация родителей в индивидуальном порядке.

Форма работы : лекции, беседа, консультации.

Тема №2. «Актуальность проблемы вредных привычек» (1ч)

Теоретическая часть. Предусматривает решение актуальности проблемы вредных привычек среди подростков, доклад врача- нарколога об актуальности вредных привычек.

Практическая часть:

Форма работы: доклад, беседа, тестирование, консультации.

Тема №1. «День здоровья» (1ч)

Теоретическая часть. Формирование понятия здорового человека, подчеркнуть значимость физического и нравственного здоровья школьников

Практическая часть. Игры, конкурсные задания.

Форма работы: спортивно- оздоровительное мероприятие, конкурсы, краткие информационные сообщения.

Тема № 2. «Путешествие в страну здоровья» (1ч)

Теоретическая часть. Способствовать формированию мотивационной сферы гигиенического поведения через игру. Развитие свойственных возрасту видов деятельности и познаний.

Практическая часть. Подготовка лекарственных растений для мероприятия.

Форма работы: игра- путешествие, подвижные игры, конкурсы, информационное сообщение, аукцион «Скажите»

Тема №3. Тематическое мероприятие: «Здоровый сон» (1ч)

Теоретическая часть. Беседа о режиме дня, укреплении силы воли, о личной гигиене, о занятии спортом.

Практическая часть. Командное участие в аукционе колыбельных песен выставка книг «Устное народное творчество»

Форма работы: аукцион колыбельных песен, пословицы и поговорки о сне, информационное сообщение, беседа.

Тема № 4. Тематическое мероприятие – «Семейная Академия» (1ч)

Теоретическая часть. Способствовать совместному досугу детей и взрослых.

Практическая часть:

  1. Домашнее задание для семейных команд: подготовить приветствие, концертный номер, рассказ о своей родословной;
  2. Выставка прикладного творчества команд;
  3. Анкетирование команд – участниц: что такое семья? Что такое любовь?
  4. Рассказ о романтической истории любви.

Форма работы: конкурсы, игры, игры «Перевёртыши».

Тема № 5. «Международный день воды» - познавательное мероприятие (1ч)

Теоретическая часть. Расширение и углубление знаний учащихся о влиянии человека на гидросферу, о глобальных экологических проблемах, расширение кругозора учащихся, развитие познавательного интереса.

Практическая часть: самостоятельная работа обучающихся по подготовке и ведении мероприятия.

Форма работы:

Тема № 6. Праздник: « Салют Победа!» (1ч)

Теоретическая часть. Воспитание патриотизма и любви к Родине, ее прошлому.
Практическая часть. Оформление стенда «Этот праздник со слеза на глазах», выставка рисунков «Путь к Победе» плакаты «По дорогам Войны», «Подвигу жить в Веках», «Будь достоин подвига отцов» «Никто не забыт и ничто не забыто» «Они отдали жизнь за Родину», «Юные герои Великой Отечественной войны», «Они награждение боевыми орденами и медалями»

Форма работы: чтение стихов, историческое сообщение.

Тема № 7. «Суеверия и предрассудки» - беседа (1ч)

Теоретическая часть. Помочь учащимся разобраться в том, что стоит ли действительно верить в суеверия.

Практическая часть. Творческое задание «Суеверные причеты». Делятся дети на пары. Один человек из пары рассказывает о каком-либо суеверии, а второй - предлагает ему разные способы избавления от этого суеверия (реальные или смешные)

Форма работы: викторина о приметах, информационное сообщение, астрологическая информация.

Тема № 8. Тематическое мероприятие «Будьте милосер д ными» (1ч)

Теоретическая часть. Способствование воспитанию добра, милосердия, умения оказать

Практическая часть. Принимают участие в творческом задании «Солнце человечности», ролевая игра «Кто спасется», отвечают на вопросы, творческое задание «Оазис милосердия», творческое задание «Проект помощи».

Самостоятельная работа детей . Составляют проект деятельности благотворительной организации. Дети должны написать: как будет называться их организация; кому она будет помогать; на каких условиях в ней будут работать люди; кто ее будет финансировать; ее основные принципы и т.д.

Форма работы: беседа, творческие задания, ролевая игра, ответы на вопросы по теме занятия, самостоятельная деятельность детей.

Тема № 9. Игра «В стране Вежливых наук» (1ч)

Теоретическая часть. Приобщение ребят к правилам хорошего тона.

Практическая часть. Конкурс «Рыцарские манеры» Конкурс «От теории практике» Конкурс чтецов Конкурс болельщиков Конкурс «Рыцари скрестили шпаги», сервировка стола.

Форма работы: конкурсные задания, ответы на вопросы викторины, информационное сообщение, ролевые игры.

Тема № 10. «Экологический бумеранг» - устный журнал (1ч)

Теоретическая часть. Знакомство с актуальностью экологических проблем, решение экологических задач.

Практическая часть. Конкурс на лучшую лесную газету, информационные сообщения.

Самостоятельная работа. Подготовка «Лесной газеты», подготовка информационных сообщений по заданной теме.

Учебно- тематический план 2- го года обучения

н/п

Количество часов

Всего

Теорет.

Практич.

Профилактика вредных привычек

Подросток: полезные и вредные привычки.

Тема №1 «Тренинг жизненных навыков. Введение. Знакомство»

Тема №2 «Курение как угроза здоровью»

Тема № 3 «Алгоритм решения поставленной задачи»

Тема №4 «Методы сопротивления давлению. Виды отказа. Отработка говорить - нет»

Тема № 5 «Выход из создавшейся ситуации. Чувства и эмоции»

Тема № 6 «Эффективное общение»

Тема №7 «Влияние алкоголя и никотина на организм человека»

Тема № 8 «Способы преодоления стресса»

Тема № 9 «Психология привычки»

Тренинг здорового образа жизни

Тема №1 «Как стать уверенным?»

Тема № 2 «Говори «нет» и сохраняй своих друзей»

Тема №3 «Моя вселенная»

Тема №4 «Как можно повысить своё самоуважение?»

Тема №5 Занятие- практикум: «Принятие на себя ответственности за собственный выбор»

Тема № 6 « Построение отношений с близкими людьми»

Тема № 7 «Я выбираю здоровье»

Правовые аспекты

Тема №1 «Я и мои права»

Тема №2 Правовая игра «Мой взгляд»

Тема №3 Командная игра «Юный правовед»

Тема №4 Деловая игра «Гражданином быть обязан»

Тема №5 «Турнир знатоков права»

Тема №6 Игра «Свод законов доброты»

Тема №7 «Тайна доброты»

Тема № 8 «История государственных символов»

Тема № 9 «Всеобщая Декларация прав человека»

Тема № 10 «Правовой турнир» Итоговое занятие.

Работа с родителями

Родительские собрания:

1. «Основные типы отношений между родителями и подростками»

2. «Как помочь ребёнку отказаться от вредных привычек?»

Организация досуга подростка

Тема №1 Конкурс – забава «Богатырские потешки»

Тема №2 «Какой у тебя характер?»

Тема №3 «Дом, который построили мы»

Итого:

I. Подросток: полезные и вредные привычки. Профилактика вредных привычек

Тема №1. «Тренинг жизненных навыков. Введение в тему алкогольной и некатиновой зависимости» (1ч)

Теоретическая часть . Познакомить учащихся с причинами и последствиями употребления алкоголя и курения. Отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых. Способствовать развитию доброго отношения друг к другу и определения жизненных ценностей.

Практическая часть. Ребятам предлагается вспомнить ситуации их жизни, когда им приходилось общаться с зависимыми людьми. Ведущий кидает мяч и предлагает назвать чувства, которые они испытали во время общения с такими людьми. Работает вся группа, все чувства записываются на доске. Тест «Насколько вы склонны к плохим привычкам?» Игра «Ценности».

Форма работы : беседа, игры, тестирование, анализ чувств, дискуссия.

Тема №2. «Курение как угроза здоровью» (1ч)

Теоретическая часть . Дать правдивую информацию о том, что способствует приобщению к курению, к алкоголю. Помочь повысить устойчивость подростка к внешне негативным факторам.

Практическая часть. Ответы на вопросы по теме занятия.

Форма работы: лекция, беседа, информационное сообщение.

Тема № 3. « Алгоритм решения поставленной задачи» (2ч)

Теоретическая часть. Осознание важности принятия обдуманных решений. Знакомство с этапами принятия решений. Отработка навыка принятия решений. Способствовать сплочению обучающихся.

Практическая часть. В течении нескольких составляют минут факторы влияющие на подростка при принятии решения, работа в парах. Список фиксируется на доске или ватмане.

Самостоятельная работа. Алгоритм решения поставленной задачи. В обсуждении участвуют все ребята. Ребята составляют схему «Решения, которые я принимаю».

Форма работы: беседа по теме занятия, групповая работа, работа в парах.

Тема № 4 « Методы сопротивления давлению. Виды отказа.

Отработка умения говорить - нет» (2ч)

Теоретическая часть. Познакомить обучающихся с понятием группового давления, познакомить с методами сопротивления давлению. Помочь в отработке умения сказать: «Нет!», показать взаимосвязь сопротивления давлению с признаками уверенного человека.

Практическая часть. Упражнение «Трудная ситуация». Проводится в виде ролевой игры. Обсуждение увиденных в игре способов оказания давления и удачного решения найденного участниками игры. Мозговой штурм. 1- Способы убеждения, которые используют для того, чтобы заставить сделать человека что-то. За несколько минут ребята предлагают способы убеждения. Методы сопротивления давлению Игра: «Вы поедите на бал?» Перед участником стоит задача отказаться от предложения, используя разные формы отказа, в зависимости от того, с какой интонацией будет звучать приглашение и какие способы давления будут использоваться.

Форма работы: краткое информационное сообщение, беседа, сюжетно- ролевая игра, игра, мозговой штурм.

Тема № 5. «Выход из создавшейся ситуации» (2ч)

Теоретическая часть. Помочь обучающимся найти выходы из создавшейся ситуации. Беседа врача- психолога по теме: «Выход их создавшейся ситуации» Краткая информация «Формы Воздействия на человека»
Практическая часть. Игра: «Найди пару по интересам». Ситуационная игра: «Применение убеждений в соответствии с данной ситуацией». Мозговой штурм: «Как выйти из создавшейся ситуации?»

Форма работы: беседа, ситуационные игры, информационное сообщение, мозговой штурм.

Тема № 6. «Эффективное общение» (1ч)

Теоретическая часть. Дать учащимся представление о различных способах общения. Обучить основам безопасного общения. Способствовать воспитанию безопасного общения.

Практическая часть. Дискуссия «Способы общения». Игра «Общение руками». Дискуссия «Способы общения». Игра «Распознай».

Ведущий показывает карточки, на которых изображены различные способы невербального общения, а участники игры отгадывают, что скрывается за этими позами, жестами, выражениями. Творческое задание: Игра- упражнение «Разговор через стекло».

Самостоятельная работа . Работа в подгруппах «Правила эффективного и безопасного общения».

Форма работы: беседа по теме, дискуссия, игра, игра- упражнение, творческое задание, работа в подгруппах.

Тема № 7. «Влияние алкоголя и никотина на организм человека» (1ч)

Теоретическая часть. Способствовать воспитанию здорового образа жизни. Знакомство с отрицательным влиянием на организм: алкоголя, никотина. Помочь сделать выбор в пользу собственного здоровья и здоровья окружающих людей. Лекция врача- нарколога о влиянии алкоголя и никотина на организм

Практическая часть. Беседа по вопросам учащихся, заполнить таблицы: примерный список

Преимущества отказа от

алкоголя и курения:

Сохраню здоровье

Буду сильным

Избегу неприятностей

Сделаю карьеру

Сохраню доброе имя

Недостатки отказа

Буду белой вороной

Могу потерять здоровье

Будут неприятности

Могу потерять друзей

Альтернативы

Общение с друзьями

Занятие спортом

Приёмы саморегуляции

Хобби

Помощь специалистов

Творчество

Полезное дело

Преимущества отказа от

алкоголя и курения:

Сохраню здоровье

Буду сильным

Избегу неприятностей

Сделаю карьеру

Сохраню доброе имя

Недостатки отказа

Буду белой вороной

Могу потерять здоровье

Будут неприятности

Могу потерять друзей

Альтернативы

Общение с друзьями

Занятие спортом

Приёмы саморегуляции

Хобби

Помощь специалистов

Творчество

Полезное дело

Форма работы: лекция, беседа по вопросам обучающихся, работа над таблицей, обсуждение таблиц.

Тема № 8. «Способы преодоления стресса» (1ч)

Теоретическая часть. Знакомство учащихся с различными способами преодоления стресса. Помочь овладеть навыками их применения. Рассказ ведущего о поведении в стрессовых ситуациях Рассказ ведущего о способах преодоления стресса .

Практическая часть. Мозговой штурм: «Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс Д искуссия: « Какие средства в качестве избавления от стресс а бесполезны?». Т рениров ка в умении выбирать тот или иной способ поведения для преодоления стресса , работа в подгруппах.

Самостоятельная работа. Работа в подгруппах по отработке навыков использования способов преодоления стресса .

Форма работы: рассказ, мозговой штурм, дискуссия, отработка навыков способов преодоления стресса, работа в подгруппах.

Тема № 9. «Психология привычки» (2ч)

Теоретическая часть. Знакомство с психологическими механизмами формирования привычек и путями избавления от вредных для здоровья и окружающих привычек. Основные понятия: привычки, самообладание, самоисселедование, самоуправление, рецидив. Беседа по теме занятия: «Психология привычки». Информационно сообщение о вредных и полезных привычках. Сообщение о том как можно избавиться от вредной привычки «Юрий Горный советует»?

Практическая часть. Тест «Легко ли вам отказаться от нежелательной привычки?» Творческое задание: «Придумать свой фантастический путь избавления от вредных привычек»

Форма работы : беседа по теме, информационное сообщение, тестирование, творческое задание.

II. Тренинг здорового образа жизни

Тема №1. «Как стать уверенным?» (1ч)

Практическая часть. Обсуждение с подростками способов поведения и признаки, характерные для уверенного в себе человека. Отработать на практике некоторые из этих способов поведения. З. Показать необходимость формирования определенных жизненных навыков человека. 4. Предоставить подросткам возможность потренироваться в отстаивании свои убеждений.

Теоретическая часть. Беседа о том, к то готов рассказать нам о т ех случаях, когда он испытывал чувство уверенности или неуверенности в себе? Д искуссия «Признаки уверенного человека и последствия неуверенности
в себе»
. Ролевая игра «Сомнительное приключение» и ее обсуждение . Участники игры отвечают на вопросы: что было самым трудным в задании?
Сложно ли было отстаивать свое мнение? Появлялись ли сомнения в его правильности? Удалось ли применить те способы поведения, о которых говорили ранее при обсуждении качеств уверенного в себе человека?
С кем из участников группы было приятнее всего разговаривать? Почему?
С кем было неприятнее всего? Насколько важными казались аргументы тех и других?

Форма работы: беседа, обсуждение отработка некоторых способов поведения, дискуссия, ролевая игра, обсуждение игры, ответ на вопросы.

Тема № 2. «Говори - «Нет!» и сохраняй своих друзей» (1ч)

Практическая часть. Формировать умения социальной коммуникации, уверенности в себе, умения говорить «нет».

Теоретическая часть. Ребята принимают участи в ролевых играх. Тематика игр:

1. В компании друзей вам предлагают сорвать урок и уйти на футбол.

2. За семейным столом старшие родственники предлагают вам нагрубить педагогу.

3. Товарищ, которого вы уважаете, видя, что вы расстроены, предлагает вам уйти на время из дома.

Задание: Вы не только должны придумать фразу, которой выразите свой отказ, но и показать свои действия: решительный жест отказа, изменение мимики.

Самостоятельная работа . Поиск решения.

Форма работы : ролевые игры, поисковая деятельность, обсуждение ситуаций.

Тема № 3. « Моя Вселенная » - тренинг (1ч)

Практическая часть. Формирование личной позиции по отношению к вредным привычкам

Теоретическая часть. Нарисовать солнце. «Леший в доме» (тренинг). Творческое задание изобразить человеческие достоинства и недостатки. Ответ на вопрос «Кто нам нравится?»

Форма работы: беседа, тренинг, творческое задание, ответы на вопрос.

Тема № 4. «Как можно повысить своё самоуважение?» (1ч)

Теоретическая часть. Помочь обучающимся повысить своё самоуважение.

Практическая часть. Коллективное задание с элементами зарисовок, беседа по теме занятия: «Способен ли я к самоутверждению?», в мозговом штурме «В чём преимущества самоутверждающего поведения?» принимают участие все желающие.

Формы работы: беседа, мозговой штурм, работа с таблицами, информационное сообщение.

Тема № 5. Занятие- практикум: «Принятие на себя ответственности за собственный выбор» (2ч)

Практическая часть. Знакомство с общим принципами, на которых освоено уважение, как можно повысить своё самоуважение, в чём преимущество самоутверждающего поведения.

Теоретическая часть. Ролевые игры с заданием: участники не только должны придумать фразу, которой выразят свой отказ, но и показать свои действия: решительный жест отказа, изменение мимики.

Самостоятельная работа Поиск решения коллективная работа.

Форма работы: ролевые игры, информация.

Тема № 6. «Построение отношений с близкими людьми» (1ч)

Цель:

Теоретическая часть. Улучшение навыков отношений с близкими людьми. Рассказ ведущего о принципах выстраивания отношений с близкими людьми .

Практическая часть. Обсуждение домашнего задания к сегодняшнему занятию вы выполняли домашнее задание. Каждый из вас старался определить, кого он относит Д искуссия « В какой степени заинтересованы твои близкие в твоем благополучии?»

Форма работы: рассказ, обсуждение, дискуссия.

Тема № 7. «Я выбираю здоровье» (1ч)

Теоретическая часть . Формирование преимущества здорового образа жизни.

Практическая часть. Подростки анализируют свои сильные и слабые стороны, проявившиеся во время игры. Проводят наблюдение за собой. Цель этого задания - помочь подростку узнать себя, лучше выявить свои сильные и слабые стороны, более четко обрисовать намеченные цели и выработать план по их достижению. Предварительно учащиеся должны ознакомиться с информацией об укреплении здоровья, имеющейся в библиотеке. Игра «Остров мечты»

Самостоятельная работа . Информация «факты в защиту здоровья»

Форма работы: исследовательское задание, наблюдение, игра, беседа.

III. Правовые аспекты

Тема № 1. Сценарий встречи «Я и мои права» (1ч)

Теоретическая часть . Расширение первоначальных представлений ребят об основных правах человека. Акцентировать внимание на обязанностях, вытекающих из представляемых прав; помочь осознать взаимосвязь прав и обязанностей человека; формировать стремление активно содействовать защите прав человека.

Практическая часть. Заполнение анкеты «Что такое право» Работа с анкетой «Умеем ли мы общаться» работа над анкетами.

Форма работы: беседа, рассказ, анкетирование.

Тема №2. Правовая игра «Мой взгляд» (1ч)

Теоретическая часть. Закрепить представления ребят об основных правах человека. Способствовать формированию стремлению содействовать защите прав, Помочь осознать взаимосвязь прав и обязанностей.

Практическая часть. Правовая игра «Мой взгляд».

Форма работы: конкурсные, ситуационные задания.

Тема № 3. Командная игра «Юный правовед» (1ч)

Практическая часть. Командная игра.

Теоретическая часть. Формирование навыков практического использования знаний.

Форма работы: конкурсные задания.

Тема № 4. Деловая игра «Гражданином быть обязан» (1ч)

Практическая часть. Коллективное участие обучающихся в деловой игре.

Теоретическая часть. Воспитание гражданского долга, чувства ответственности, патриотизма.

Самостоятельная работа: поиск решения в проблемной ситуации, ситуационные задания решают каждый индивидуально.

Форма работы: конкурсные задания, ситуационные задания, поиск решения.

Тема №5. Классный ча с «Турнир з натоков права» (1ч)

Практическая часть. Закрепление знаний правовых аспектов.

Теоретическая часть. В конкурсах принимают участие команды и болельщики.

Форма работы: конкурсные задания.

Тема № 6. Игра «Свод доброты» (1ч)

Теоретическая часть. Воспитание доброты, и пользы людям, что надо делать чтобы быть человеком. Как можно быть полезным людям?

Практическая часть. Учащиеся принимают коллективное участие в Игр е « Свод законов доброт ы», отвечают на вопросы. Прослушивание рассказа А. Куприна «Чудесный доктор». Зачитывание рассказа о доброте по желанию.

Самостоятельное задание: написание рассказа о доброте.

Форма работы: беседа, игра, рассказ, сочинение рассказа.

Тема № 7. Классный час «Тайны д оброты» (1ч)

Теоретическая часть. Познакомить с основными понятиями - доброта, человечность, чуткость, доброжелательность.

Практическая часть. Практическое задание: педагог дает одному из детей свечу и просит всех остальных по очереди высказать одному человеку пожелания, которые помогут ему стать лучше, поверить в свои силы. Отвечают на вопросы ведущего по желанию.

Форма работы: игра- пожелание, беседа, работа по вопросам.

Тема № 8. «История государственных символов» (1ч)

Сценарий познавательного мероприятия

Теоретическая часть . Воспитание у учащихся чувства патриотизма и интереса к историческому прошлому нашей страны.

Практическая часть. Учащиеся рассказывают о том, что всегда составляет гордость любого государства - это Государственные символы.

Форма работы: рассказ.

Тема № 9. « Всеобщая декларация прав человека » (1ч)

Теоретическая часть . Знакомство обучающихся с декларацией прав человека.

Практическая часть. Обсуждение вопросов: Что изображено на иллюстрации? Кто в сказке «Красная Шапочка» нарушает право на личную неприкосновенность и жизнь? Почему Волк так поступил? Правы ли были охотники, убив Волка? Должна ли быть смертная казнь? Если да, то за какие преступления? Есть ли опасность, что к смертной казни может быть приговорен невиновный? Можно ли этого избежать?

Форма работы: рассказ, работа по вопросам. Методические рекомендации

Тема № 10. « Правовой турнир » (1ч)

Теоретическая часть. Проверка и закрепление знаний по правовым аспектам.

Практическая часть. Класс делится на несколько команд по шесть человек. Команды придумывают себе название и выбирают капитана. В игре участвуют сразу все команды.

Форма работы: игра, конкурсные задания.

IV. Работа с родителями

Тема №1. «Родители и дети. Основные типы отношений» (1ч)

Теоретическая часть. Оказание консультативной помощи родителям в отношениях между родителями и детьми.

Практическая часть:

Форма работы: лекция, беседа с родителями.

Тема №2. «Как помочь ребёнку отказаться от вредных привычек» (1ч)

Теоретическая часть. Оказание консультативной помощи, при борьбе с вредными привычками.

Практическая часть. На этот вопрос отвечают психологи и педагоги. Чтобы предупредить курение подростков, необходимо способствовать повышению самоценности и самооценки его личности, для этого обязательно помочь расширить круг общения со сверстниками, особенно некурящими. Ограничить общение со сверстниками, которые снижают его самоопеку, например, критикуют, унижают.

Форма работы: беседа, лекция, консультации.

V. Организация досуга подростка

Тема № 1. Конкурс – забава «Богатырские потешки» (1ч)

Теоретическая часть. Формирование у детей интереса к русским народным традициям, повышение культуры общения, совершенствование силы, ловкости, других физических качеств.

Практическая часть. Эстафеты, в которых принимают участие все участники мероприятия.

Форма работы: спортивные эстафеты.

Тема № 2. «Какой у тебя характер?» (1ч)

Теоретическая часть . Дать представление о многообразии черт характера, слабых и сильных его сторонах.

Практическая часть. Коллективная работа по заданиям, приятие участия в конкурсе знатоков. Игра «Отказ»

Форма работы: беседа, работа по заданиям, игра, конкурсы.

Тема № 3. «Дом, который построили мы» (1ч)

Теоретическая часть. Формирование у детей умение выделять наиболее важные качества в человеке, способствование раскрытия у него положительных качеств.

Практическая часть. В конкурсах принимают участие и обучающиеся и родители.

Форма работы: конкурсы.

Методическое обеспечение

программы «Я выбираю здоровье»

Программа построена на следующих принципах:

Программа построена на принципах:

  1. Принцип научности (ложных знаний не может быть, могут быть только

неполные знания);

  1. Природосообразности (обучение организуется в соответствии с

психолого - физиологическими способностями обучающихся);

  1. Индивидуального подхода в условиях коллективной работы;
  2. Сознательности и активности (этот принцип предусматривает

максимальный уровень включенности в деятельность каждого

участника;

  1. Конкретность и доступность предполагает, что все сведения должны излагаться ясно и понятно, в соответствии с подготовленностью учащихся;
  2. Принцип освоения навыков в условиях специально организованной социальной деятельности (этот принцип обеспечивается особой формой организации процесса обучения. Все участники занятий вовлекаются специально разработанные действия: выполнение упражнений, наблюдение за поведением других, анализ собственных ощущений и переживаний, сравнение видения ситуации или факта с видением других участников);
  3. Принцип максимальной достоверности информации (предметом изучения, анализа, осмысления, становятся чувства, эмоции, состояния спровоцированные специально организованными действиями участников, «здесь и сейчас», таким образом, предметом обсуждения становятся не абстрактные идеи, а наглядные факты);
  4. Принцип партнёрского общения (партнёрское общение- это общение при котором каждый участник группы учитывает интересы, эмоции, чувства, переживания тех с кем общается).

Особенность данной программы в том, что а основу её содержания положен модульный принцип, она интегрированная по содержанию и видам деятельности.

Методы, применяемые в ходе реализации программы

1. Эмоциональные;

2. Познавательные (создание проблемных ситуаций, поиск выхода из них);

3. Волевые (размышление, анализ собственных поступков);

4. Социальные (развития желания быть полезным людям, создание ситуации взаимопомощи);

5. Частично- поисковый (обучение поискам самостоятельного решения);

6. Игровой метод (набор игровых методик, развивающих социальные, коммуникативные, творческие способности) людей; объяснительно – иллюстративный;

7. Объяснительно- иллюстративный

Объяснительно- иллюстративный метод. Учащиеся получают знания, слушая рассказ, лекцию из учебной или методической литературы в «готовом виде». Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы обучающиеся остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Данный метод находит применение для информации об отрицательном воздействии алкоголя и курения на организм. Одной из форм обучения являются лекции, рассказ- это один из способов быстрой подачи необходимой информации

Частично- поисковый, или эвристический, метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых педагогом задач. В таком случае обучающиеся становятся активными участниками в решении поиска.

Метод проблемного изложения. Формы и методы проблемного обучения разнообразны: проблемный рассказ, диспут, разбор практических ситуаций мозговые штурмы.

Занятия по данной программе, являясь профилактическими, включают разнообразные игры: творческие, импровизированные, сюжетно- ролевые, направленные на развитие у обучающихся культуры взаимоотношений, взаимопонимания, умения говорить «нет», умение находить выход из сложившейся ситуации.

Здоровый образ напрямую связан с физическим развитием и состоянием обучающихся, а также с организацией досуга и общественной активностью детей. Поэтому в программу включены: экскурсии, КВН-ы, весёлые старты, беседы, мозговые штурмы, дискуссии.

Метод игры. Учащимся предлагается представить себя в той или иной роли при решении жизненной ситуации. Ролевые игры, или обучение практикой действия, рассчитаны на то, чтобы помочь учащимся проанализировать свои чувства, мысли и действия в критической обстановке. Ролевые игры могут давать обильный материал для обсуждения.

Теория и практика игр, дискуссий, КВНов позволяет:

- установить доверительные отношения;

- обучить навыкам работы с информацией, навыкам управления эмоциями и эмоциональным состоянием, навыкам адекватного поведения в стрессовых состояниях;

- дискуссии позволяют обучающимся глубже осмысливать вопросы, относящиеся к предмету обсуждения, а также развивают умение отстаивать своё мнение;

- КВНы и игры помогают развитию навыков творчества и максимальной активности;

- игры помогают сплотить группу и снять психологическое и физическое напряжение;

- формы анкетирования позволяют выяснить отношение учащихся к обсуждаемым вопросам.

Игровая обстановка способствует снятию напряжения, отчуждённости, положительной эмоциональной сферы, формирует представление о преимуществах здорового образа жизни, развивает креативность личности формирует положительную Я- концепцию.

Обучение включает привитие умения слушать, навыков общения и ведения дискуссии, принятия решений и основных навыков по оказанию помощи. Успех преподавания материала программы зависит от каналов общения, существующих между участниками воспитательного процесса. Учащиеся должны понимать основные правила ведения дискуссии в классе и соблюдать их, в то время как от педагога (руководителя) требуется понимание основных навыков межличностного общения и применение их на практике, что облегчает процесс обсуждения в группах.

Обсуждение в классе, подача материала и мероприятие в целом проходят более организованно, когда участники вырабатывают и придерживаются определенных правил групповой работы, когда вместе с ведущим их определяют и соблюдают:

1. Необходимость делиться мыслями . Следует поощрять стремление учащихся делиться своими мыслями, В классе важно мнение каждого ученика, и каждый должен иметь возможность свободно высказываться.

2. Необходимость повышать самооценку . К участию в обсуждении и других видах работ в классе необходимо побуждать всех учащихся. Однако ученик должен обладать правом отказаться от подобного участия, когда это ему по какой-то причине неприятно.

3. Уважительное отношение ко всем ученикам без исключения . Глупых вопросов не бывает. Каждый вопрос имеет свою ценность.
Надо внушать учащимся, что к любому их вопросу отнесутся с должным уважением и на любой из них они получат ответ в рамках образовательной программы.
Эти правила дополняют навыки межличностного общения педагога и учащегося.

Существуют пять основных навыков межличностного общения, которые могут помочь педагогу облегчить установление контакта с классом, а всем участникам дискуссии - установление контакта друг с другом. К навыкам, о которых идет речь, относятся:

  1. умение слушать
  2. воспроизведение сказанного
  3. умение разъяснять
  4. подбор примеров
  5. умение задавать вопросы

Все пять приведенных навыков межличностного общения в сочетании друг с другом рассчитаны на то, чтобы помочь школьникам развить свою мысль и подробно изложить ее. Эти навыки общения помогают вести беседу. Ими можно пользоваться при проведении обсуждений в классе, ролевых игр, во время других видов работ, а также при выработке альтернатив в процессе принятия решений.

Большое значение в процессе обучения играют следующие формы занятий: комбинированное учебное занятие, интегрированные занятия, занятия – соревнования.

Организация и проведение учебного занятия включает следующие структурные элементы:

  1. Психологический настрой воспитанников
  2. Игровая разминка
  3. Основной блок (инвариативная часть занятия, включающая в себя развивающие элементы)
  4. Двигательная разминка
  5. Комплексный блок, направленный на создание развивающей среды и поддержку развития воспитанника (метод проектов)
  6. Итог занятия

Педагогические приемы:

  1. Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия)
  2. Стимулирование (поощрение, похвала, взаимооценка)
  3. Сотрудничество, позволяет педагогу и обучающемуся быть

При реализации курса можно использовать обучение малыми группами. Каждый план занятия содержит виды работ, которые помогают учащемуся усвоить тему занятия. Один из таких способов - обучение в малых группах - является весьма эффективным, так как побуждает школьников самостоятельно исследовать содержание обучения, использовать знания друг друга и размышлять над полученной информацией как со своей собственной точки зрения, так и с точки зрения группы.

Особым потенциалом в профилактике вредных привычек среди обучающихся обладают родители. Помощь родителей неоценима. Родители обладают огромным жизненным опытом, они являются представителями многих профессий, где курение и другие вредные привычки отрицательно сказываются на производительности труда. Поэтому в программу «Я выбираю здоровье» включена и работа с родителями. Участие родителей в профилактических мероприятиях наиболее значима для подростков.

Реализация программы предполагает работу с родителями в таких направлениях, как:

  1. ознакомление родителей с содержанием программы
  2. выступление на родительских собраниях врача и психолога: по следующим темам: «Пассивное курение и его вред для окружающих», «Как помочь ребёнку отказаться от вредных привычек», «Вредные и полезные привычки»
  3. проведение индивидуальной работы с родителями курящих детей

В программу включено знакомство с правовыми аспектами. Все занятия ориентированны на выработку элементарных практических навыков защиты личных прав и свобод, на позитивную мотивацию правомерного поведения, должны выходить из любой жизненной ситуации, не нанося при этом урона ни себе, ни другим людям, ни окружающей среде.

Для обеспечения программы «Я выбираю здоровье» используется дидактический материал: анкеты, тесты, таблицы, лекции, разработки тематических мероприятий с подобным описанием, а так же беседы.

Тезаурус

Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов

познавательной деятельности;

Симбоиоз – взаимодействие, приносящее взаимную пользу;

Соблазн - нечто прельщающее, влекущее, искушение;

Марионетка – разновидность театральных кукол, которую кукловод

приводит в движение при помощи нитей;

Метод – способ достижения цели, решение конкретных задач

совокупность приемов или операций практического

или теоретического познания действительности;

Превентивные меры - предупреждающие, предохранительные меры.

Литература для педагогов

1. Белогубов, С. Б. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании [Текст]: наглядно- методическое пособие для проведения занятий с подростками 12-16 лет/ С. Б. Белогубов, В. Ю. Климович. – М.: Планетариум, 2002. – 93 с.

2. Кумицкая, Т. М., Жиренко, О. Е. Юности честное зерцало [Текст]: программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии, мероприятия/ Т. М. Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М.: Просвещение, 2005. -

с 41-134.

3. Кулинич, Г. Г. Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников (5-11 лет) [Текст]: методическое пособие/ Г. Г. Кулинич. – М.: ВАКО, 2005. - с 58-131.

4. Курганский, С. М. Путешествие по Играй - городу [Текст]: организация досуговой деятельности школьников среднего подросткового возраста: Основные аспекты, сценарии мероприятий 2-е изд./ С. М. Курганский. – М.: 5 за знания, 2008. - с. 4-130.

5. Литвинова, Л. С.; Жиренко, О. Е. Нравственно – экологическое воспитание школьников [Текст]: основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы/ Л. С. Литвинова, О. Е. Жиренко. - М.: Просвещение, 2007. - 208 с.

6. Савенко, Е. В., Жиренко, О. Е. Классные часы 5- 9 классы [Текст]: методическое пособие/ Е. В. Савенко, О. Е. Жиренко. – М.: ВАКО, 2006. – 176 с. (35-159)

7. Сизанов, А. Н., Хриптович, В. А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака 5-11 классы [Тест]: методическое пособие/ А. Н. Сизанов, В. А, Хриптович. – М.: ВАКО, 2006. - 272 с. (33-135)

Литература для обучающихся

1. Кумицкая, Т. М., Жиренко, О. Е. Юности честное зерцало [Текст]: программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии, мероприятия/ Т. М. Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М.: Просвещение, 2005. -192 с.

2. Кулинич, Г. Г. Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников (5-11 лет) [Текст]: методическое пособие/ Г. Г. Кулинич. – М.: ВАКО, 2005.- 208 с.

3. Курганский, С. М. Путешествие по Играй - городу [Тест]: организация досуговой деятельности школьников среднего подросткового возраста: Основные аспекты, сценарии мероприятий 2-е изд./ С. М. Курганский. – М.: 5 за знания, 2008. - 192 с.

4. Савенко, Е. В., Жиренко, О. Е. Классные часы 5- 9 классы [Текст]: методическое пособие/ Е. В. Савенко, О. Е. Жиренко. – М.: ВАКО, 2006. – 176 с.

«Я выбираю здоровье» [ Текст]: программа дополнительного образования / составитель Н. В. Зашихина – Тяжинский: муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области», 2008.-35 с.

Давайте я скажу, чтобы я делал в такой ситуации: однозначно остался с любимой девушкой и не бросил бы её никогда, так как я считаю, что ничего важнее любви и дороже отношений с любимым человеком быть не может!

Деньги, как говорится не главное, их можно заработать всегда (если голова соображает). Они никогда не принесут, того счастья и радости, которое доставит вам время проведённое вместе с любимым человеком. И дай вам бог дожить до глубокой старости, чтобы попивая чай и сидя в своей уютной кресле-качалке вы, обнявшись, могли с удовольствием вспоминать свою жизнь, которую я надеюсь, вы проживёте (или прожили) не зря! С уважением .

P.S. Сегодня будет супер песня, впрочем как и всегда, но эту я слушаю без перерыва и не надоедает, отличный зажигательный трек с красивыми словами, в общем песня 100% хит, не знаю, почему её ещё не крутят по радио))) J’well- Ветром стать (Anton Liss Radio Edit) .

Уважаемая Елена!

Обращаюсь сюда за советом, так как вопреки необходимости принимать решение самой, все же очень нуждаюсь в совете понимающего человека.

Кратко обрисую ситуацию. Мне 21, живу в обычном провинциальном городе. Одна чаша весов: заканчиваю магистратуру по специальности «Русский язык и литература», занимаюсь перспективной научной темой со второго курса, за это время – 5 успешных публикаций, участие во всяких конференциях и прочее. Другая чаша весов: любимый парень, 28 лет, встречаемся с начала 2004 года, проверенная многими испытаниями любовь, обоюдное желание создать семью и все такое.

Проблема: хороший питерский вуз готов меня взять в аспирантуру на бюджетной основе. Есть замечательный доктор наук, согласившийся руководить моей работой. Есть мой драгоценный (здешний) научный руководитель, доказывающий мне, что такой шанс выпадает раз в жизни и наша аспирантура (куда, как ни странно, нелегко попасть) и в подметки не годится питерской. Есть опечаленный парень, не знающий что нам теперь делать. Есть я, понимающая, что надо в жизни как-то продвигаться и нельзя бросать уникальное исследование, которое я провожу почти 4 года.

Оговорюсь, что парень со мной в Питер точно не поедет, т.к., во-первых, иногородним там очень сложно устроиться на работу, во-вторых, мы не так богаты, чтобы платить за съемную квартиру, зная, что мне предоставляют бесплатное проживание в общежитии, в-третьих, парень очень не любит шумные и загрязненные города, а тем более Питер и Москву.

В моем же городе мне, в лучшем случае, светит каторжная работа в школе за копейки, ибо связей нет, да и перспектив в нашем городе для русского филолога ничтожно мало.

А решение надо принимать в течение этой недели.

Заранее спасибо Вам, Елена. Очень надеюсь на ваш совет.

Ксения Романова

Здравствуйте, Ксения! Вы — человек, который в свои юные годы добился уже не малого в жизни. При этом смотрю, у Вас прекрасно получалось совмещать продвижение по учебе и личную жизнь. Я не буду ходить вокруг да около, скажу прямо- человек, который самостоятельно хочет реализовать себя в жизни, добиться достижений, рано или поздно становится перед сложным выбором- любовь или карьера?

Я сразу хочу заметить из Ваших же слов- <<Есть опечаленный парень, не знающий что нам теперь делать>>. По-моему сейчас вообще не время печалиться, а парню в особенности. Надо проблему решать, а не сидеть сложа руки. Что значит, не знаю, что делать? Как ни крути, но в нормальных отношениях мужчина главный.

Он в сложные ситуации должен Вам всячески помогать и способствовать разрешению проблем, и уж точно не <<не знать, что делать>>. Конечно удобнее всего встать в позу- Я никуда не поеду, и не собираюсь менять из-за тебя свою жизнь. Тогда о какой любви Вы тут говорите? Очень сложно устроиться на работу…. Да постоянно, каждый день в большие города приезжают провинциалы в поисках новой, лучшей жизни. Кто ищет — тот всегда найдет, а работу тем более. Было бы только желание и рвение. Ваш научный руководитель действительно прав — такой шанс выпадает только раз. А не будете ли Вы потом всю жизнь жалеть, что упустили его во имя любви? Любовь- это самое прекрасное в нашей жизни…. Но ей тоже сыт не будешь. Да и мало ли какие ситуации бывают, в любом случае, девушка должна тоже уметь себя обеспечить.

Поймите, любовь — это хорошо, но настоящая любовь не ограничивает человека, она, наоборот, дает способность к развитию. Мне кажется, самое большое проявление любви — это не быть эгоистом и думать только о себе, о том какой город пыльный, о том, что там жизнь не для него. А о Вас в первую очередь.

Главное, чтобы Вам было хорошо, и Вы были счастливы.

Решите, что для Вас есть счастье- реализация себя как личности и специалиста, или семейный очаг? И двигайтесь к своей цели. Но помните, что любимая работа-это, конечно, замечательно, но она Вас не согреет холодными ночами.

Будьте счастливы в любом случае, что бы ни выбрали. Без ошибок жизни не обойтись, только на собственном опыте можно чему-то научиться.

Как было сказано, Вы пережили много испытаний, переживите и это! <<Человеку дается столько испытаний, сколько он сам может вынести>>. Не больше и не меньше. Считайте это, как очередную проверку на прочность чувств и отношений. Настоящая любовь переживет, перетерпит все, и не угаснет. На каком бы Вы расстоянии не находились.

Так, что удачи Вам, милая Ксения! Я уверена с такими амбициями у Вас в этой жизни будет еще все и даже больше.

С уважением, Елена Меньшикова